Кафтан — kaftan

После Манцикерта

Битва при Манцикерте(1071) раз и навсегда изменила баланс сил в Малой Азии. В мусульманском мире тюрки-сельджуки теперь были не просто кочевниками с Востока, а защитниками суннитского ислама и победителями старого врага — Византии.

Это позволило султану сельджуков Алп-Арслану не просто упрочить свои позиции — теперь он, выходец из степей, мог разговаривать с халифом Багдадским с позиции силы. Халиф контролировал южную часть современного Ирака и являлся формальным главой мусульман‑суннитов.

На ту же тему Султан из степей: как сельджуки шли к величию

Власть сельджуков признали мусульманские властители Сирии и Палестины. Некоторые из них рассчитывали сыграть на противоречиях между новыми правителями Ирана и Египтом, в котором правили мусульмане-шииты во главе со слабым и неспособным аль‑Мустансиром.

На Востоке над державой сельджуков нависали недобитые потомки Мухаммеда из Газны(прежнего властителя территорий, завоёванных тюрками), в прикаспийских пустынях появились новые группы скотоводов, которые угрожали исконным землям тюрок.

В это время родственники Алп-Арслана начали оспаривать его власть внутри страны. В такой нестабильной обстановке, после восстания гарнизона крепости на востоке страны победитель Манцикерта и умер.

Алп-Арслан

Согласно одному из поздних источников, Алп-Арслан пал жертвой самоуверенности. Он приказал привести к себе пленного вождя повстанцев и освободить его. Пленник бросился на султана с кинжалом. Алп-Арслан захотел продемонстрировать свою ловкость и попытался уложить противника стрелой из лука. Он остановил телохранителей, прицелился — однако во время выстрела поскользнулся, стрела соскочила, и убийца смог добраться до султана раньше, чем верные гулямы. От полученных ран Алп-Арслан скончался.

Игры престолов

На момент смерти у Алп-Арслана было две жены, семь сыновей и три дочери. Это обеспечивало достаточное количество претендентов для долгой и последовательной борьбы за власть, которая могла бы сокрушить государство Тогрул‑бека.

Старшие наследники — братья Джалал и Тутуш — договорились выступить единым фронтом против своего дяди Кавурта, который поднял восстание, заручившись поддержкой нескольких полукочевых групп внутри султаната.

Не дремали и потомки Кутулмыша, тоже решившие воспользоваться ситуацией и получить свою долю власти. Среди них был и Сулейман ибн Кутулмыш, который некогда бежал из степей вместе с отцом, проигравшим борьбу за власть покойному Алп‑Арслану.

Однако султанат уже не был кочевым вождеством, власть в котором обеспечивалась исключительно силой степных богатырей. Претенденты на престол должны были заручиться поддержкой городских кругов — чиновников, торговцев и улемов, то есть представителей мусульманского духовенства. Обеспечить их поддержку смог старший сын покойного Алп-Арслана — Джалал. В союзе с братом Тутушем и профессиональным управленцем Низамом аль-Мульком он добился поддержки большинства городов и полевых командиров и взошёл на престол под именем Малик‑Шаха.

Сулейман ибн Кутулмыш

Его брат получил в фактическое управление территории в западной части султаната, в районе современной Сирии, а Низам аль-Мульк стал главой имперских бюрократов.

Халиф Багдадский признал за Малик Шахом титул султана — и тем самым фактически легализовал его статус в мире ислама. Таким образом, несмотря на большое количество претендентов на престол, переход власти от султана к султану прошёл относительно быстро и мирно.

Впрочем, число казней было невелико. Сельджуки вообще старались без лишней нужды не проливать кровь родственников. Именно так поступили с сыновьями Кутулмыша Сулейманом и Мансуром, которые в 1172 году исчезли из султаната, чтобы в 1175 появиться уже на территории Византии.

Костюм янычара — и для женщин

Женщины всех возрастов во все времена стремились эффектно выглядеть. Поэтому на выставке царит сплошной феминизм: почти все костюмы женские, включая адаптированный костюм янычара. Они в эпоху Османской империи носили головной убор, именуемый «берк», который изготавливался из белого войлока или фетра и украшался вышивкой. Конная же стража, как и остальные слуги во дворце, носили иные шапки — высокие, тоже белые и конусообразные. Берк — визитная карточка янычар, как и пояс с тюльпанами, вышитыми в технике диваль.

На выставке царит сплошной феминизм: почти все костюмы женские

Только один мужской костюм представлен зрителям выставки — наряд султана Мехмеда Завоевателя, который жил в XV веке. Если верить турецким реконструкторам, султан носил кафтан без рукавов из полосатой парчи с воротником из искусственного меха и красную шелковую нижнюю рубаху, отделанную золотой тесьмой и металлическими пуговицами. Этот костюм выставлен в центре всей экспозиции вместе с платьем султанши Хюррем. Его современные дизайнеры создали по портретам европейского художника, который изобразил жену правителя только по пояс. Поэтому юбку модельеры «додумывали» в соответствии с модой тех лет. Пряжка пояса костюма — точная копия аксессуаров, хранящихся в турецких музеях.

На выставке можно увидеть и два наряда балканских женщин — дело в том, что львиная доля площади Балкан несколько веков назад была под властью османов. Так, зеленый наряд Пирпири состоит из рубашки домотканого полотна, края ворота которой расшиты турецким кружевом, и атласных шаровар.

Выставка будет работать в «Манеже» целый месяц.

1/40

  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов

Анна Тарлецкая, фото Максима Платонова

ОбществоКультура Татарстан

Рабство как традиция

Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

Дворец как тихий ад

Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: «Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана… Я никогда не могу побыть один
«.

В западных странах

Американцы, вернувшиеся из путешествий по тропе хиппи, способствовали популяризации кафтана.

Совсем недавно кафтан был представлен на Западе в 1890-х годах, когда Аликс Гессенская надела традиционный русский кафтан во время своей коронации. Эта одежда напоминала кафтаны, которые носили османские султаны, и контрастировала с обтягивающими платьями с корсетами, распространенными в Англии в то время.

Кафтан постепенно завоевал популярность из-за своей экзотики и как разновидность свободной одежды. Французский модельер Поль Пуаре еще больше популяризировал этот стиль в начале 20 века.

В 1950-х модные дизайнеры, такие как Кристиан Диор и Баленсиага, использовали кафтан как свободное вечернее платье или халат в своих коллекциях. Эти варианты обычно были без створок.

Американская мода хиппи конца 1960-х и 1970-х годов часто черпала вдохновение из этнических стилей, включая кафтаны. Эти стили были привезены в Соединенные Штаты людьми, которые прошли так называемый « путь хиппи ». Дашики в африканском стиле, похожие на кафтаны, были популярны, особенно среди афроамериканцев . Уличные стили были заимствованы модельерами, которые продавали роскошные кафтаны в качестве платьев для хозяйки для повседневных домашних развлечений.

Диана Вриланд , Бэйб Пейли и Барбара Хаттон помогли популяризировать кафтан в господствующей западной моде. В 1970-е годы Элизабет Тейлор часто носила кафтаны, разработанные Теей Портер . В 1975 году на ее вторую свадьбу с Ричардом Бертоном она надела кафтан, разработанный Джиной Фратини .

Совсем недавно, в 2011 году, Джессика Симпсон была сфотографирована в кафтане во время беременности. Американский редактор моды Андре Леон Талли также носил кафтаны, созданные Ральфом Руччи, как один из его фирменных образов. Бейонсе, Ума Турман, Сьюзен Сарандон, Кейт Мосс, Мэри-Кейт и Эшли Олсен, а также Николь Ричи были замечены в этом стиле. В некоторых модных линиях есть коллекции, посвященные кафтану, например, летняя коллекция Willian by Keia Bounds 2015.

Для дальновидных модных брендов кафтаны были включены в линии летнего сезона таких известных брендов, как Roberto Cavalli, House Of Inoa Fashion и TheSwankStore, благодаря которым платье-кафтан, в свою очередь, стало популярным в качестве основного предмета женской одежды среди тех, кто посещает тропические места отдыха. . Часто сделанные из шелка и отделанные кристаллами и бисером на вырезе и спине одежды, многие и разнообразные стили кафтанов часто называют современной роскошной курортной одеждой, а термин «кафтаны» составляет общее название, охватывающее жанр стиля. Эти современные красочные наряды, обычно созданные с использованием ярких, красочных и уникальных принтов, отсылающих к традиционным культурам Ближнего Востока и Индии, сочетающимся с модными цветовыми палитрами и стилями, начали выходить за рамки использования только в качестве предметов курортной моды, но и как предметы повседневной одежды носить.

Гарем

Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником

Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли

Ещё одна дама — Кесем Султан (1590-1651) — достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

За что султан превознес духовного учителя, а великого визиря казнил

Седьмой правитель Османов Фатих Султан Мехмед II является своеобразным рубежом между двумя периодами развития государства. Именно при нем страна из категории «государство» переходит в категорию «империя». Так же как и его отец, султан Мурат II, Мехмед II правил два срока, только в его случае это было по формуле 3+30, а не 30+5.

Несмотря на то, что Мехмед родился в Эдирне, детство и юность его прошли в Амасье и Манисе, где он уже с малых лет, как считают многие турецкие историки, занимал пост руководителя санджака. Мехмед был четвертым сыном Мурата II, его матерью была Хума Хатун, предположительно греческая рабыня. Интересно, что имя Хума, или Хумай, в персидской мифологии означает «райская птица» или же «птица счастья». Весьма символично, что, согласно мифам, эта птица делает царем того человека, на которого она бросает свою тень. Примечательно, что существуют предположения, согласно которым птица Хума связана с образом древнетюркского божества женского пола Умай.

Восшествие Мехмеда II на трон. Миниатюра из рукописи «Хунернаме». Илл. wikipedia.org

Мехмед, как и все представители правящего рода, получил очень хорошее образование у лучших учителей своего времени. Кроме османского языка он в совершенстве владел греческим, латинским, арабским, персидским языками, а также разговорным сербским. Есть сведения, что он читал труды Плутарха в оригинале

С юных лет он тянулся к наукам, больше всего его внимание привлекали география, математика, астрономия и философия. Также Мехмед II преуспел в освоении религиозных наук

Его духовным наставником и преподавателем был известный шафиитский богослов Мулла Гурани, который впоследствии стал четвертым шейх-уль-исламом Османской империи. Это был очень уважаемый ученый, который мог перечить султанской воле, к его советам прислушивались. Пожалуй, он был единственным человеком в империи, кроме султана, которому было разрешено добираться верхом на лошади вплоть до крыльца султанского дворца. Остальные проделывали этот путь пешком. Будучи правителем империи, Мехмед II предлагает Мулле Гурани занять пост великого визиря, однако тот отказывается, аргументируя это тем, что на этом посту он принесет султану больше вреда, чем пользы.

Из предыдущей публикации мы хорошо помним, что первое пребывание Мехмеда II на османском троне длилось недолго. Ему в то время было всего двенадцать лет. Тогда главный визирь Мурата II Джандарлы Халиль Паша справедливо полагал, что у юного правителя недостаточно опыта для управления столь обширными территориями. Не изменил он своего мнения и в начале второго султанского срока Мехмеда II, когда тому было уже семнадцать лет. Взгляды Халиль Паши и юного султана были противоположными не только в плане управления государством, но и относительно планов осады Константинополя и последующего завоевания города. По этой причине Джандарлы Халиль Паша стал первым в истории великим визирем Османской империи, который был казнен по приказу султана.

Закон братоубийства[править | править код]

Формулировкаправить | править код

«Закон о братоубийстве» содержится во второй главе (bāb-ı sānī) Канун-наме Мехмеда II. Формулировки закона в разных рукописях имеют незначительные орфографические и стилистические отличия друг от друга. Ниже приводится версия из текста, изданного Мехмедом Арифом-беем в 1912 году:

И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.
Оригинальный текст (осм.)

و هر کمسنه یه اولادمدن سلطنت میسر اوله قرنداشلرین نظام عالم ایچون قتل ایتمك مناسبدر اکثر علما دخی تجویز ایتمشدر انکله عامل اوله لر

Оригинальный текст (тур.)

Ve her kimseneye evlâdımdan saltanat müyesser ola, karındaşların Nizâm-ı Âlem için katl eylemek münasiptir. Ekser ûlema dahi tecviz etmiştir. Anınla amil olalar.

Текстыправить | править код

Два совпадающих по тексту списка Канун-наме находятся в Австрийской национальной библиотеке в Вене (Cod. H. O. 143 и Cod. A. F. 547). Одна рукопись, датируемая 18 марта 1650 года, была переведена Йозефом Хаммером на немецкий с пропусками и опубликована в 1815 году под названием «Кодекс султана Мухаммеда II». Примерно через столетие Мехмед Ариф-бей опубликовал текст более старой рукописи от 28 октября 1620 года, под названием Ḳānūnnnāme-i āl-i’Os̠mān («Кодекс Османов»). В переводе на русский язык эта рукопись публиковалась в 1990 году. До обнаружения второго тома незавершённой хроники Коджи Хуссейна Beda’i’u l-veḳā’i («Времена основания») эти две рукописи из Венской библиотеки оставались единственными известными списками Канун-наме. Коджа Хуссейн, служивший реис уль-киттабом (секретарём) дивана, использовал записи и тексты, хранившиеся в османских архивах. Копия хроники (518 листов, в Nesta’lī Du-Duktus, размеры листа 18 × 28,5 см, 25 строк на страницу) была куплена из частной коллекции в 1862 году Азиатским музеем Санкт-Петербурга и попала в Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук СССР, где она и хранится (NC 564). Первая факсимильная публикация этой рукописи после длительной подготовки состоялась в 1961 году в серии «Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия».

Ещё один, более короткий и неполный список Канун-наме (в котором отсутствует закон братоубийства) можно найти в работе Хезарфена Хюсейна-эфенди (умер в 1691 году) в работе «Резюме объяснений законов Дома Османа». Согласно предисловию, она написана неким Лейсадом Мехмедом бин Мустафой, главой государственной канцелярии (тевви’и), в трёх разделах или главах. Создание рукописи относится ко времени, когда великим визирем был Караманлы Мехмед-паша (1477—1481).

Османская царь-пушка, которая стреляла

Поворотным моментом в судьбе Мехмеда II стало покорение Константинополя. Это был первый шаг на пути к империи. Известно, что осада началась 6 апреля 1453 года и продлилась 53 дня, после чего город покорился туркам. Однако подготовительные работы начались еще в 1451 году, когда Мехмед II решает построить крепость на Анатолийской части Босфора, которая была названа Румелийской. Существуют сведения, что одно время крепость называлась Богазкесен Хисары. Весьма символично, так как это название можно перевести как «крепость, разрезающая пролив», или как «крепость, перерезающая глотку». Император Константин ХI, узнав о строительстве, сразу же направил послов к Мехмеду II, чтобы известить его о том, что не пристало строить крепость без разрешения Византии. Однако Мехмед не принял послов. Не принял он их и во второй раз в начале июня 1452 года, а это уже означало открытую конфронтацию. В августе строительство было завершено, османы начали контролировать пролив и брать плату с кораблей, которые пересекали Босфор. Известно, что одно венецианское судно, отказавшееся предоставить плату, было потоплено выстрелом из пушки.

Крепость Румели. Фото Josep Renalias (wikipedia.org)

К слову, эти пушки отливал один венгерский мастер по имени Урбан. Понимая, что это весьма действенное оружие, Мехмед спросил у Урбана, сумеет ли он отлить пушку, ядра которой смогут поразить стены Константинополя? На что Урбан ответил, что сделает такую пушку, перед которой не то что стены Константинополя, даже стены Вавилона не устоят. Мастер сдержал свое слово, были отлиты огромные восьмиметровые царь-пушки. Диаметр пушечного ядра составлял 75 сантиметров, а вес — 544 килограмма. Это были неподъемные махины, которые состояли из двух отдельно отлитых частей, которые крепились друг к другу с помощью сложной системы болтов и гаек. Прицелиться с помощью этой пушки было невозможно, но так как цель была величиной с городскую стену, промахнуться тоже было сложно. Из-за большого размера процесс зарядки пушки занимал около трех часов, поэтому из нее можно было стрелять максимум пять-шесть раз в день. Восстановление ущерба, нанесенного стенам одним ядром, занимало около недели. Один из экземпляров этой пушки ныне хранится в Великобритании в Музее оружия форта Нельсон. Примечательно, что больший вред городские стены Константинополя, длина которых в общей сложности составляла около 20 километров, получили не столько из-за пушек турков, сколько «благодаря» пушкам византийцев, которые из-за обратной отдачи после выстрела наносили стенам ущерб.

Садовник с обязанностями палача

Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

Отличительные элементы турецкой одежды

Турецкий национальный и мужской варианты) обязательно включает шаровары — свободные штаны, которые изготавливают из тонкого материала, драпируют и украшают сложными рисунками. Отличие их состоит в том, что они достаточно широкие по всей длине и сужаются лишь на уровне лодыжек.

Еще одним обязательным элементом традиционного наряда является длинная рубашка свободного кроя. Представители сильного пола, как правило, заправляют рубашку в штаны, а женщины, наоборот, носят поверх шаровар. Помимо рубахи дамы также надевают платье, похожее на яркий кафтан. Эти платья могут быть выполнены как с длинными рукавами, так и с короткими. Данный наряд «закрепляет» специальный пояс — кушак.

Из каких тканей изготавливался турецкий национальный костюм? Мужской наряд по большей части шили из муслина, бархата, меха, тафты, а женский — шелка, парчи и пр.

Оценка[править | править код]

Роль братоубийства и закона Фатиха оценивается по-разному. Согласно одной точке зрения, братоубийство избавило Османскую империю от гражданских войн после смерти султанов и помогло сохранить целостность империи — в отличие от существовавших до неё турецких государств.

С другой стороны, войны Джема и Баязида избежать не удалось. Мятежи сыновей Баязида II — шехзаде Ахмета и шехзаде Селима — против отца во многом были спровоцированы боязнью каждого из них быть убитым по закону Фатиха. Сын султана начинал бунтовать, понимая, что санджак, куда его направляют, расположен дальше, чем у конкурента. Трагедия сыновей Сулеймана тоже спровоцирована этим законом. И шехзаде Мустафу, и шехзаде Баязида можно считать жертвами закона Фатиха. Гражданской войны после смерти Сулеймана не было, но сыновья успели повоевать при его жизни. То есть, выбор «царствуй или умри» оказывал на сыновей султанов давление и вынуждал принять все возможные меры для того, чтобы царствовать.

Существует точка зрения, что закон Фатиха — это выдумка. То, что до XX века была известна лишь одна копия Канун-наме, содержавшая закон Фатиха, и эта копия находилась в Вене, давало повод говорить, что кодекс является западной фальшивкой. Однако в ходе исследований были найдены и другие экземпляры. Историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан показали, что Канун-наме был создан Фатихом, однако до наших дней дошли копии времён правления сына Фатиха (Баязида II), содержащие позднейшие включения и правки.

Некоторые современные учёные считают, что казни принцев, которые ни чем не провинились, не бунтовали и не вели переписки с заговорщиками, были незаконны и нарушали правила шариата. Наказание невиновного человека для предотвращения возможного преступления в будущем противоречит закону в соответствии презумпцией невиновности. Но османское (шариатское) право в большинстве своих положений и не отрицало необходимость доказательства вины. Казнь невиновного человека признавалась законной (оправданной) лишь как «меньшее из возможных зол», и опиралась такая точка зрения на принцип маслаха. «Маслаха» означает приоритет общественной пользы над личной. Согласно Корану, фитна (хаос, восстание, бунт) хуже, чем убийство человека, и потому часть толкователей исламских законов считает, что они допускают убийство невиновного человека для общего блага. «Фитна хуже убийства», Коран 2:217. При каждом таком акте требовалась «санкция»-фетва, при этом различные улемы, имеющие право истолковывать закон и выносить решение, могли иметь различное понимание ситуации и мнение. Например, османский султан Осман II хотел казнить своего брата перед отъездом к Хотину, чтобы избежать возможного мятежа. Сначала Осман обратился к шейх аль-исламу Ходжазаде Эсаду-эфенди, но тот отказал султану. Тогда Осман обратился к кадиаскеру Румелии Ташкопрюзаде Мехмеду-эфенди, тот рассудил иначе, чем шейх-аль-ислам, и санкционировал казнь шехзаде Мехмеда.

Ханбалитский учёный Карми (умер в 1624 году) назвал закон Фатиха «силой Османской империи». Одобряя убийство сыновей или братьев во избежание кризиса и войны, Карми считал закон очень полезным, по его словам, он предпочёл бы дать фетву на казнь троих человек ради спасения остальных. Свою позицию Карми поясняет на примере марокканского султаната (династия Саадиты), который погиб, по его мнению, из-за отсутствия превентивного братоубийства.

Османский кафтан

Кафтаны носили османские султаны в Османской империи. Художественные оформления, включая цвета, образцы, ленты, и кнопки, указали на разряд человека, которому они были представлены. С 14-го века до 17-х веков использовался текстиль с большими образцами. Декоративные образцы на тканях стали и меньшими и более яркими в последнем 16-м и в 17-х веках. К второй половине 17-го века самые драгоценные ткани были теми с ‘yollu’: вертикальные полосы с различными вышивками и маленькими образцами, так называемыми тканями «Селимийе».

Большинство тканей, произведенных в Турции, было сделано в Стамбуле и Бурсе, но немного текстиля прибыло из так же далеко как Венеция, Генуя, Персия (Иран), Индия и даже Китай. Кафтаны были сделаны из бархата, ткани из верблюжьей шерсти, bürümcük (тип крепа с шелковой деформацией и хлопковым утком), canfes, çatma (тяжелая шелковая парча), gezi, diba (персидский язык), hatayi, kutnu, kemha, seraser (персидский язык) (ткань парчи с шелковой деформацией и золотым или серебряным металлическим утком нити), serenk, zerbaft (персидский язык), tafta (персидский язык). Привилегированные цвета были синим цвета индиго, kermes красный, фиолетовый, pişmis ayva или «приготовил айву» и желтую сварку.

Музей Дворца Topkapi в Стамбуле обладает большим количеством османских кафтанов и текстиля.

Как победы завершились разгромом

Двадцать второй султан Османской империи стал последним правителем в истории страны, который лично возглавлял военные походы армии Великой Порты против неприятеля. После него султаны занимались ратными делами, не покидая пределов уютных дворцов в Стамбуле или в Эдирне.

Страна переживала кризис за кризисом, правители назначались и свергались, велись многочисленные наземные и морские войны против Австрии, Венеции и России, надвигались экономические трудности. Порта переживала так называемую «эпоху катастрофы». Однако, несмотря на это, начало правления Мустафы II пробудило в людях некую надежду на улучшение ситуации. И вправду, одним из первых постановлений новоявленного правителя было обнародование широкомасштабного плана реформ, в котором он говорил, что «отныне (пока не наладятся дела в государстве) для меня являются харамом всякие удовольствия, благоденствия и покой».

В битве при Зенте османское войско потерпело сокрушительное поражение. Фото wikipedia.org

Поначалу ему сопутствовал успех, он даже провел удачные походы против Австрии и Венеции, отвоевав кусочки Венгрии на суше и некоторые острова на море, за что получил прозвище «Гази» (так именуют ветеранов и участников значительных военных походов). Однако это было всего лишь небольшим затишьем перед бурей. Третий поход против Австрии оказался крайне неудачным. В битве при Зенте османское войско потерпело сокрушительное поражение. Порта потеряла около тридцати тысяч воинов, большую часть янычарского корпуса и нескольких видных визирей. Таким образом, страна осталась практически беззащитной перед лицом грозного противника. Султану Мустафе II пришлось наблюдать с другого берега реки уничтожение своего войска, которое было захвачено врасплох. Османов спасло лишь то, что из-за неблагоприятных погодных условий австрийцы отказались преследовать врага. После этого неудачного похода против Австрии в 1699 году последовал крайне невыгодный для османов Карловицкий мирный договор, по которому Австрия забирала себе Венгрию и Трансильванию, Польша получала Подолье, а Венеция — Морею и Далмацию. Через год был заключен Константинопольский мирный договор с Россией, по которому последняя забирала себе Азов.

Серьезные перемены

Заметно изменился турецкий национальный костюм в начале 18-го столетия. Причиной этого стал культурный и торговый обмен со странами Западной Европы. Для изготовления фераджи теперь используют ткани более светлых тонов и меньшей плотности. Чадра также меняется — нет необходимости облегать лицо, она может свободно свисать до уровня плеч.

Домашнее облачение становится более раскрепощенным, в моду входят прозрачные ткани и ткани с цветочным орнаментом, приталенные фасоны. В конце 18-го века в женском гардеробе появляется новая вещь — шаль, которую повязывали на бедра.

19-й век не приносит существенных изменений в наряды. Лишь вуаль теперь шьют из прозрачной ткани, через которую видны украшения. Также в домашнем наряде встречаются корсеты и воротники из кружева.

«Великолепный век» с доставкой в Татарстан

По словам генерального консула Турции в Казани Исмета Эрикана, этой выставкой его соотечественники хотели согреть столицу Татарстана, в которую нагрянули холода. А еще она (в числе других мероприятий) приурочена к 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Турцией. Экспозиция должна была открыться в апреле, но из-за карантина ее пришлось отложить более чем на полгода.

— Большая часть представленных сегодня костюмов создана на теплой земле Антальи. Нельзя сказать точно, сколько времени потребовалось, чтобы создать каждый из них, но могу вас заверить, что много пота и слез вложено в эту работу. Мы показываем вам современные реплики костюмов, которые были в ходу у знати Османской империи. Для казанцев мы приготовили и сюрприз — интерпретацию наряда царицы Сююмбике. Конечно, это не настоящее ее историческое одеяние, но мы изучили множество литературы и записей об исторических костюмах Казанского ханства. Опирались на портреты правительницы, созданные художниками разных лет. Именной такой мы и увидели царицу Сююмбике. Все детали ее одежды, аксессуары, бисер, бусы и монетки для хаситэ (нагрудного украшения, — прим. ред.) созданы исключительно вручную, — рассказал господин Эрикан.

По словам генерального консула Турции в Казани Исмета Эрикана, этой выставкой его соотечественники хотели согреть столицу Татарстана, в которую нагрянули холода

На выставке «работают» актеры в облачениях тех лет. Консул объясняет это удобством для зрителей: с актерами можно сделать множество красивых фотографий. Выступая на открытии выставки, председатель Общественной палаты Республики Татарстан Зиля Валеева со смехом призналась, что перепутала высокого актера в царских одеждах с султаном Сулейманом из турецкого сериала «Великолепный век».