Взятие константинополя (1261)

Старые счеты

Организовывая очередной поход, Иннокентий III пытался добиться от византийского императора не только поддержки кампании, но и церковной унии. Римская церковь давно пыталась подчинить греческую, однако раз за разом ее усилия заканчивались ничем. Вот и теперь в Византии отказались от унии с латинянами. Из всех причин, по которым произошло взятие Константинополя крестоносцами, конфликт папы и императора стал одним из самых ключевых и определяющих.

Сказалась и корысть западных рыцарей. Феодалы, которые отправились в поход, успели разжечь свой аппетит грабежами в Задаре и теперь хотели повторить хищнический погром уже в столице Византии – одном из самых богатых городов всего средневековья. Легенды о его сокровищах, копившихся столетиями, разжигали алчность и жадность будущих мародеров. Однако для атаки по империи требовалось идеологическое объяснение, которое бы выставило действия европейцев в правильном свете. Оно не заставило себя ждать. Будущее взятие Константинополя крестоносцы объясняли тем, что Византия не только не помогает им в борьбе против мусульман, но и заключает вредные для католических королевств в Палестине союзы с туркам-сельджуками.

Главным же аргументом милитаристов было напоминание о «резне латинов». Под таким названием современникам запомнилось массовое убийство франков в Константинополе в 1182 году. Тогдашний император Алексей II Комнин был совсем малым ребенком, вместо которого правила мать-регентша Мария Антиохская. Она была сестрой одного из католических князей Палестины, из-за чего покровительствовала западным европейцам и притесняла права греков. Местное население подняло мятеж и устроило погром в иностранных кварталах. Погибло несколько тысяч европейцев, а самый страшный гнев толпы обрушился на пизанцев и генуэзцев. Многие выжившие после расправы иностранцы были проданы в рабство мусульманам. Об этом эпизоде резни латинов на Западе помнили и двадцать лет спустя, и, разумеется, такие воспоминания не улучшали отношений империи и крестоносцев.

Начало осады и плавучая крепость

Начиная с шестого апреля, турки полностью блокировали город, обстреливали стены, которые греки спешно ремонтировали. Периодически османы проводили разведку боем, а их флот пытался войти в залив Золотой Рог. Однако предусмотрительные греки перегородили его гигантской цепью, тянувшейся из башни на одном берегу к башне на другом через специальные плоты, охраняемые оставшимися кораблями.

Неожиданно для обеих сторон, 20 апреля три генуэзских и один византийский корабль, везущие оружие, подкрепление и продовольствие осажденному городу. Султан был в ярости и приказал во что бы то ни стало уничтожить их. Сам он при этом настолько нервничал, что заезжал на лошади в море, чтобы лучше видеть, как проходит битва.

И сражение на воде проходило совсем не по плану турок. Корабли генуэзцев были выше и могли безответно осыпать противника градом стрел и дротиков, а византийский корабль еще и жег врага греческим огнем. К тому же ветер мешал туркам быстро подойти вплотную. Когда он все же переменился, и они бросились на абордаж, оказалось, что борта турецких галер настолько ниже, что забираться приходилось словно на крепостную стену. Генуэзским морякам не составляло особого труда отбиваться, рубя головы и руки врагов огромными топорами.

В конце концов европейцы связали все свои четыре корабля вместе и, создав таким образом плавучую крепость, оборонялись от наседающих турок до появления попутного ветра. С его помощью они добрались до цепи, где их уже ждал союзный византийский флот, который прикрыл их вход в Золотой Рог.

После такого провала турецкий адмирал Балтоглу был лишен всех своих привилегий и званий и бит палками по пяткам, словно какой-нибудь раб.

Походы князя Олега на Византию и установление взаимоотношений

Первые активные контакты между славянами и византийцами относятся к середине I тысячелетия. Именно в V веке учащаются набеги славян на Византию, некоторые племена уже выступают в качестве союзников империи. Однако активная фаза сближения двух государств и установление торговых и политических связей начинается со второй половины X века. Этому предшествует череда крупных походов киевских князей на Константинополь и заключение ряда торговых и иных договоров. Первым из наиболее известных походов становится поход 907 года под предводительством Олега на столицу империи. Нестор-летописец в «Повести временных лет» говорит, что, победив византийцев, Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда. Возможно, это было символом защиты Византии, то есть того, что Русь теперь будет помогать империи. Так как с этого времени славяно-русские войска участвуют в пограничных византийских войнах с арабами, на Сицилии и в других местах. Но главным достижением этого похода стал русско-византийский договор.

Византийский император в окружении своей варяжской охраны

На основании статей этого договора устанавливаются первые межгосударственные отношения, оговаривается взаимопомощь, русские купцы получили привилегии на торговлю товарами из Руси на византийских рынках. Кроме того, статьи договора предусматривали выдачу преступников и возвращение беглых и украденных рабов, а также освобождение за выкуп византийцев и русских, попавших в рабство в третьих странах и привезённых на продажу в Византию (русских) или на Русь (византийцев). Отдельная статья предусматривала свободное право для русских поступать на службу к императору и ограничения срока пребывания иноземцев в Константинополе. Доказательством выполнения достигнутых договоренностей может стать упоминание императором Константином Багрянородным русских вспомогательных судов, участвовавших в критской экспедиции 910 года. Но в 911 году Олег вновь направил свои войска на Константинополь, и снова византийцам пришлось просить о мире. Результатом этого похода стало подтверждение ранее достигнутых договоренностей и добавление новых статей. Именно эти два договора становятся основой отношений между Русью и Византией. Опираясь на них, члены княжеских семей, русские военачальники, купцы и простые воины нанимаются на службу к императорам ромеев. При этом в одной из статей поздних версий договора напрямую говорится об условиях возврата имущества умершего наемника семье. Местные власти должны были взять под контроль вещи усопшего и обязаны были передать их родственникам через послов или торговые караваны.

Правление вещего Олега: «собирание земель»

Как видно из последующих событий, малолетний наследник не стремился получить единоличную власть, а потому Олег успешно управлял объединенным государством на протяжении тридцати трех лет. Факт «собирания земель» является, пожалуй, одним из основных достижений властвования Олега. Потратив лишь три года на укрепление собственных позиций после смерти Рюрика, Олег поставил перед собой весьма амбициозную задачу — подчинить своей власти весь торговый путь из «варяг в греки». Собрав немалую дружину, в которой были представители не только варягов, но и славяне с финнами, Олег выдвинулся в южный поход с намерением покорить Киев.

По дороге к вотчине Аскольда и Дира Олег завоевал Смоленск (882), тем самым заполучив важный участок днепровского торгового пути. Затем князь подчинил своему влиянию северян и посадил в их столице Любече своего наместника. Войско Олега подступило к Киеву. В то время в городе правили два легендарных брата Аскольд и Дир. Кстати, современные историки выдвинули предположение, что Аскольд и Дир на самом деле одно лицо — Haskuldr по прозвищу «Dyr» («Зверь»). Согласно летописи, легендарные персонажи то ли в результате ссоры, то ли по поручению Рюрика отправились на завоевание Киева. В то время Киев не обладал собственным ополчением. Войска Аскольда и Дира подошли к городу, задали легендарный вопрос «Чий се градок?», а когда узнали, что никакого правителя тут нет, подчинили его своей власти.

Военный поход на греков

В 907 году князь Олег под своими знаменами собрал воинов из всех дружественных племен. В войске были варяги, северяне, славяне, хорваты, тиверцы, древляне и другие представители «Великой Скифии». Княжеская дружина заняла около 2 тыс. кораблей, на них плыли ратники и кони. Но подчинить себе Константинополь было не так просто.

Греки часто сталкивались с попытками соседних воинственных племен захватить город. Увидев приближающихся русичей, император Лев VI Философ приказал запереть ворота Царьграда, а залив Золотой Рог загородить цепями. Таким образом, он защитил столицу Византии, но отдал на произвол судьбы пригороды. Но варяги не стали довольствоваться грабежом небольших селений.

Князь Олег приказал вытащить ладьи из воды и поставить их на колеса. При помощи коней и попутного ветра корабли передвигались по земле как по воде. Для греков это было невиданным чудом. С целью воспрепятствовать нападению на Константинополь, к Олегу отправили послов, чтобы упросить не разрушать город.

Византийцы изобразили видимую покорность, на самом же деле преподнесли в дар русскому князю отравленное вино и угощенья. Олег не был глуп. Он догадался о коварстве греков, поэтому выбросил всю пищу. Послы были изумлены проницательностью предводителя «наглых варваров». Именно после этого случая Олег получил прозвище Вещий. Греки решили, что князь послан богами из-за их грехов, поэтому согласились на все условия русичей.

Падение Византии

Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського). Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными

Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)

Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

Осада Константинополя турками.

29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» – так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен. Первая гипотеза утверждает, что это название — плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул. В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Древняя Русь и Византия во времена правления Святослава

С приходом к власти Святослава Древняя Русь и Византия начинают новый этап отношений. Разгромив Хазарию, что было выгодно Византии, Русь начала нападения на владения греков в Крыму. Это обеспокоило Константинополь, и греки направили посольство в Киев для улаживания отношений. Глава посольства патрикий Калокир убедил русского князя отступиться от Крыма и помочь грекам в борьбе с Дунайской Болгарией.

Летом 967 г. Святослав в присущем ему молниеносном стиле военных действий разгромил главные силы болгарского царя Петра, получив низовье Дуная с крепостью Переяславец. Дальнейшие действий русского князя, впрочем, встревожили греков куда сильнее, чем его нападения на их крымские владения. Дело в том, что Святослав перенес в Переяславец свою резиденцию и заявил, что хочет сделать этот город новой столицей Руси. Вот тогда-то греки и организовали поход печенегов на Киев, и пока князь отсутствовал, Болгария вернула себе Переяславец.

Но, вернувшись, Святослав вновь разбил болгар и второй раз завладел полюбившимся ему городом. Шел 969 г, и в Византийской империи в результате государственного переворота на трон сел Иоанн Цимисхий, убив своего дядю, прежнего императора Никифора Фоку. Цимисхий потребовал ухода русского князя из дунайских земель. Так Древняя Русь и Визинтия начали открытое военное столкновение.

Масштабные военные действия развернулись летом 970 г. во Фракии и Македонии.  Вначале военная удача оказалась на стороне Святослава. Именно тогда он произнес свои знаменитые слова: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут». Затем военные действия приобрели затяжной и кровопролитный характер, однако когда Святослав с основным войском подступил к Константинополю, византийцы предложили мир.

Договор 970 г. сохранил за руссами позиции на Дунае и право на получение дани. Однако Иоанн Цимисхий начал готовить новый, сокрушительный удар, собрав лучшие войска. Весной 971 г. византийская армия нанесла стремительный мощный удар, блокировав Святослава в крепости Доростол на Дунае. При попытке вырваться из окружения Святослав был ранен и запросил мира.

Новый договор 971 г. был заключен при личной встрече Святослава и Иоанна Цимисхия. Руссы утратили дунайские земли, но сохранили территории в Поволжье и Причерноморье. Однако коварству и вероломству византийцев еще предстояло проявиться. Святослав, ослабленный тяжелой войной, попросил Цимисхия помочь преодолеть земли в Поднепровье, где хозяйничали печенеги, и император обещал содействие. Но посольство, отправленное к печенегам, везло, кроме золота и даров, просьбу остановить Святослава. Печенеги перекрыли днепровский путь, и дружина русского князя вынуждена была зазимовать в устье Днепра. Весной 972 г. при попытке прорваться в Киев Святослав погиб.

Причины похода

Русские князья регулярно совершали военные походы на Царьград, Олег не был исключением. В качестве основных причин можно предположить следующие:

Олег был варягом, ему было важно предоставлять своим воинам возможность заполучить богатую добычу (которой славилась Византия).
Проведение силовой акции должно было стать весомым аргументом при заключении мирного договора на условиях русов — Константинополь был «вратами» из Черного моря в Средиземное, а значит одним из ключевых пунктов для торговцев, следующих по пути «Из варяг в греки»

Карта отражающая путь «Из Варяг в Греки», а также территории древнерусского государства во время правления князя Олега Вещего

Легенды в описании похода

Сказание о походе князя Олега на Царьград содержит большое количество легенд. Например, повествование указывает на то, что корабли двигались на колесах, на которые они были поставлены Олегом. Византийцы испугались направлявшихся к Константинополю русов и попросили мира. Однако они отнесли отравленные блюда, от которых князь отказался. Затем грекам ничего не оставалось, как дать свое согласие на то, что предлагал Олег. Как гласит легенда, им пришлось заплатить по 12 гривенников всем воинам, а также отдельную сумму князьям в Киеве, Переяславле, Чернигове, Ростове и других городах, кроме Новгорода. Но на этом победы князя не закончились. Кроме разовой выплаты, грекам Византии необходимо было выплачивать русам постоянную дань, а также согласиться на заключение договора (речь идет о том самом договоре, подписанном в 907 году), который должен был регулировать условия пребывания, а также ведения торговли русскими купцами в греческих городах. Стороны принесли взаимные клятвы. А Олегом, в свою очередь, был совершен тот самый знаменитый поступок, сделавший его легендарным, согласно сказаниям, в глазах простого народа. Им был повешен щит на врата столицы Византии Константинополя в качестве победоносного символа. Грекам было отдано приказание – пошить паруса для славянского воинства. Летописи говорят о том, что именно после того, как был завершен поход Олега на Царьград в 907 году, в народе князь стал известным как «Вещий».

Однако если рассказы древнерусского летописца о набеге русов на Константинополь в 860 г. основаны только на византийских хрониках, то повествование об этом набеге основывается на сведениях, полученных из легенд, которые не были записаны. Причем несколько сюжетов совпадают с подобными из скандинавских саг.

Последний бой Императора

Тем не менее, все шло к своей неминуемой кровавой развязке. Силы защитников были на исходе, моральный дух постепенно падал, а после плохих знамений состояние осажденных и вовсе было близко к панике.

Мехмед II

И вот наступила ночь на 29 мая. По приказу султана на приступ бросились башибузуки и венгерские, немецкие и итальянские наемники. Через два часа, когда они измотали греков, в бой вступили регулярные войска турок, до рассвета штурмуя измученных защитников. Те бросили все силы на стены и отбивали атаки, используя как немногочисленное огнестрельное оружие, так и греческий огонь.

Почти на рассвете «Базилика» одним выстрелом разрушает часть стены и туда устремляются турки, но их снова отбрасывают. И тут султан вводит в бой последний резерв — янычар. Две колонны лучших воинов Османской империи в пешем строю молча идут в атаку. Сам Мехмед II возглавляет их, провожая до рва.

Начинается самая кровавая часть штурма, и в это время тяжело ранят Джованни Лонго, который наравне с императором возглавлял оборону. Генуэзцы выносят командира из боя, и это становится сигналом для отступления всех наемников, ибо они понимают, что бой проигран.

Турки усиливают натиск и тут над важной для обороны башней взвивается стяг султана. Оказалось, что за два часа до этого какой-то шальной отряд башибузуков обнаружил тайную дверцу в башне, через которую генуэзцы делали вылазки

И то ли ее забыли запереть, то ли враги смогли ее выломать, но в итоге они легко заняли башню и подняли на ней турецкий флаг. Император, увидев это, сорвал с себя все регалии и бросился в самую жестокую часть боя, где и погиб. Опознали его много позже, по вышитым на сапогах орлам, отрубили голову и вывесили на всеобщее обозрение.

Описание событий

Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни

Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.

Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.

Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.

Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи. Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция

Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.

«В лето 907. Идущие на Царьград» Ольшанский Б.М.

Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:

Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часть этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».

Приношение греками Олегу яств с отравою.

Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:

После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.

В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.

«Щит русской славы» Худ. Б. Ольшанский, 2013 Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.

Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:

Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:

СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ

В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».

Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота  Константинополя.

Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и    может    явиться    еще    одним   подтверждением  достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии 

Что произошло?

Это история о том, как благословленное Папой мероприятие превратилась в коммерческую кампанию Венецианской республики. Крестовый поход, целью которого было спасение Иерусалима от мусульман, сделался актом террора против христиан. Впрочем, обо всем по порядку. Главное причиной капитального изменения планов уже по ходу действия, стал, несомненно, упадок популярности самой идеи. И если в Третий крестовый поход собрались два короля, один Император и штук десять герцогов, то в случае с Четвертым это все была совершенно недоступная роскошь. Король Франции Филипп II Август на призыв Папы Иннокентия III вновь поднять оружие за свободу Святой Земли ответил вежливым отказом, сославшись на то, что в крестовом походе он уже участвовал. Германский Император Оттон IV также предложение из Рима отклонил, увидев в этом явный подвох и сочтя, что Папа желает удалить его из Европы, дабы ослабить Империю.


Взятие Константинополя. (wikipedia.org)

В итоге, самыми знатными предводителями крестоносного воинства оказались граф Фландрии Балдуин I и марграф Монферрата Бонифаций. Из 30 тысяч человек, которых планировалось привлечь для участия в походе, до Венеции, которая была местом сбора, добрались только лишь 12. И вот тут начались проблемы. Крестоносцы не сумели заплатить обещанную сумму за фрахт кораблей, которые должны были доставить их в Святую Землю. 95-летний дож Венеции Энрико Дандоло занял довольно жесткую позицию.

Он, во-первых, неожиданно заявил, что путешествие через Средиземное море будет стоить дороже, во-вторых, оставил крестоносцев запертыми на острове Лидо. То есть, воинство Балдуина и Бонифация на сам остров привезли даром, но, чтобы с этого острова уйти, нужно было заплатить. Иными словами, крестоносцы не могли даже по домам разойтись. В конце концов, вожди похода согласились на условия Дандоло. Хитрый дож решил использовать войско для решения торговых проблем Венеции. Проблем этих было две. Локальная: город Задар в Адриатике (современная Хорватия), глобальная: Византия — торговый конкурент Венеции на всем Средиземноморье. Сначала Дандоло предложил крестоносцам захватить Задар и получить отсрочку (то есть, дож не простил долг, он просто согласился подождать с оплатой). Затем условия изменились. Поддавшись то ли уговорам Дандоло, то ли жажде легкой наживы, крестоносцы согласились вмешаться во внутривизантийский политический конфликт. Они поддержали Императора Исаака Ангела, свергнутого его братом Алексеем, явились к стенам Константинополя и восстановили «законную власть».

Получив назад трон, Исаак отказался платить обещанные деньги и идти Венеции на торговые уступки. После этого крестоносцы захватили и разграбили город, убили массу христиан и, по сути, стерли Византий с мировой карты. Из ее обломков возникли две новых Империи. Латинская, образованная участниками похода (ее столицей был Константинополь, а первым Императором стал Балдуин Фландрский) и Никейская, собственно, правопреемница Византии. Ни о каком Иерусалиме речи уже, естественно, не шло. Папа Иннокентий дважды отлучал крестоносцев от церкви, но оба раза менял свое решение. Сперва он предал «защитников Гроба Господня» анафеме за захват Задара. Позже, однако, Папа счел этот шаг стратегическим маневром. Он простил крестоносцев с условием, что теперь они отплывут в Святую Землю. После Константинополя Папа вновь наложил интердикт, причем разом и на крестоносцев, и на их земли, и на Константинополь и даже на Венецию. Однако Иннокентию вновь пришлось изменить решение, когда крестоносцы поставили его перед фактом: власть католической церкви теперь распространится на Восток.

Подготовка к походу

В 1198 году христиане предприняли несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Иннокентий III хотел стать во главе крестового похода и тем самым восстановить авторитет Римской католической церкви, который был подорван Германией. Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, Папа начал сбор средств (в том же 1198 году).

Иннокентий III (папа Римский) в послании о крестовом походе обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества, новые земли. Это послание привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить своё положение за счёт похода.

Однако крупное рыцарство и короли не спешили участвовать в походе, так как многие были заняты локальными войнами. На рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю. Самым известным таким проповедником был Фулько Нёльи, который привлёк к походу 200 000 воинов и собрал огромные денежные средства.