Оглавление
Актерский состав
Джанан Эргюдер
Исполнительница роли Гюфлем родилась в середине июля 1977 года в Стамбуле (по знаку зодиака – Рак). Окончила престижный лицей в США, после которого поступила на факультет социологии в колледж Маршалла и Франклина. Является почетной выпускницей знаменитой студии актерского мастерства, работающей на базе нью-йоркского театрального училища. Спустя почти пятнадцать лет после того, как Джанан покинула пределы родной страны, ей поступило неожиданное предложение сняться в многосерийном фильме «Бегущий по лезвию» (2008).
Эргюдер полюбилась турецким телезрителям, и вскоре ее начали приглашать на съемки представители топовых стамбульских кинокомпаний. Следующими картинами с участием Джанан стали: рейтинговый сериал «1001 ночь», получивший известность далеко за пределами Турции, «Бехзат: серийные преступления в Анкаре» (выходил с 2010 по 2013), «Обтягивающее платье» (2016) и «Мои свидетели – звезды» (2017). Плотный съемочный график вынудил актрису покинуть США и вернуться на постоянное место жительства на родину. Супруг Джанан не поддержал ее решения и подал на развод.
Интересные факты! Джанан Эргюдер превосходно танцует фламенко, поскольку более десяти лет посвятила профессиональным занятиям бальными танцами. Среди других ее интересов: верховая езда и изучение иностранных языков. Помимо английского и турецкого, актриса великолепно владеет немецким и итальянским.
Серджан Бадур
Исполнитель роли Кихана в сериале «Война роз» родился в конце октября 1990 года в Стамбуле (по знаку зодиака – Скорпион). Начал карьеру актера в 2010 году, снявшись в сериале «Бесценное время». Далее последовали картины «Карусель» (2011), «Почерк» (2012) и «Последнее Балканское лето 1912» (2012). Наибольшим успехом актер считает фильм «Война роз», в котором ему посчастливилось поработать с такими звездами турецкого кинематографа, как Дамла Сонмез, Барыш Килиджем и Джанан Эргудер.
Интересный факт! Актер не любит афишировать подробности своей личной жизни, однако недавно в соцсетях были опубликованы фотографии из ночного клуба, где Серджан отдыхал со своей пассией. Девушка сильно перебрала с алкоголем и брякнулась на пол прямо на выходе из развлекательного заведения. Папарацци, дежурившие у клуба, начали снимать происшествие, и Бадур поспешил ретироваться внутрь, оставив спутницу на произвол фотографов и судьбы.
Барыш Кылыч
Исполнитель роли Омера в «Войне роз» родился в конце июня 1978 года (Рак) в турецком городе Малатья. В школьные годы серьезно увлекался футболом и даже раздумывал о профессиональной спортивной карьере. Во время обучения в университете парень неоднократно снимался в рекламных роликах, где и был замечен продюсерами мини-сериала «Мои дети». После своего яркого дебюта в индустрии кино Барыш снялся в ряде картин, наиболее примечательными из которых являются:
- «Враг в зеркале» (2009);
- «Я назвала ее Фериха» (2011);
- «Обожаю тебя, мой мужчина» (2014);
- «Тот, кто портит игру» (2016);
- «Запах ребенка» (2017).,
Кылыч – счастливый отец двух детей, что не мешает ему активно участвовать в съемках, регулярно посещать тренажерный зал и встречаться с друзьями, которые отзываются о Барыше как об интеллигентном и добром человеке.
Дамла Сонмез
Исполнительница роли Гюльру в «Войне роз» родилась в Стамбуле в начале мая 1987 года (Телец). Получила среднее образование в знаменитом парижском колледже Сорбонна, после которого пополнила ряды студентов театрального факультета университета Йедиепе. В школьные годы Дамла принимала участие в различных постановках и снималась в рекламных роликах для ряда известных брендов. Дебютной работой в кино для Сонмез стала картина «Стеклянная обувь», вышедшая на экраны в 2004 году. Следующими фильмами с участием Дамлы стали:
- роль Пелин в «Плечом к плечу» (2005);
- Мельда в «Спроси у любви» (2006);
- Пынар в «Ночном оружии» (2008);
- Дениз в «Шакале» (2010);
- Турхан в «Турчанке» (2011);
- Айла в «Длинной истории» (2012);
- Джейлан в «Истории одной любви» (2013-2014);
- Нуран в фильме «Айла» (2017).
В 2018 году вышла картина «Я это ты», где Дамла блестяще исполнила роль очаровательной Аиши.
Литература
- Белая и алая розы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Акройд Питер. История Англии. Основание: От самых начал до эпохи Тюдоров / Пер. с англ. В. В. Краснянской. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — 624 с. — ISBN 978-5-389-14821-5.
- Андре Бернар. История жизни и достижений Генриха VII / Пер. с лат., вступ. ст., комм. Д. В. Кирюхина. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 144 с. — (MEDIAEVALIA). — ISBN 978-5-98712-724-7.
- Браун Е. Д. Войны Роз: История. Мифология. Историография. — М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — 208 с. — (MEDIAEVALIA). — ISBN 978-5-98712-645-5.
- Граммитт Дэвид. Война Алой и Белой розы. Краткая история / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2020. — 304 с.: ил. — ISBN 978-5-389-14651-8.
- Доэрти Мартин Дж. Война Алой и Белой розы. Конфликт, вдохновивший создателей «Игры престолов» / Пер. с англ. В. Гришановой. — Нур-Султан: Фолиант, 2019. — 224 с.: ил. — (Сумеречные времена истории). — ISBN 978-601-338-310-1.
- Норвич Д. История Англии и шекспировские короли / Пер. с англ. И. В. Лобанова. — М.: Астрель, 2012. — 414, с. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-271-43630-7.
- Устинов В. Г. Войны Роз. Йорки против Ланкастеров. — М.: Вече, 2012. — 432 с. — (History files). — 2000 экз. — ISBN 978-5-9533-5294-9.
- Устинов В. Г. Ричард III. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 288 с.: ил. — (ЖЗЛ). — ISBN 978-5-235-03852-3.
- Устинов В. Г. Столетняя война и Войны Роз. — М.: ООО «АСТ»; Астрель; Хранитель, 2007. — 637 с. — (Историческая библиотека). — 1500 экз. — ISBN 978-5-17-042765-9.
- Хелемский А. Я. Рассказ о войне Алой и Белой Розы. — М.: МАКС Пресс, 2015. — 307 с.; 2-е изд.: М.: Системы, 2016. — 376 с.; М. : Изд-во МЦНМО, 2018. — 376 с.
- Clark, K.L. The Nevills of Middleham: England’s most powerful family in the Wars of the Roses (англ.). — Stroud, Gloucestershire: The History Press (англ.)русск., 2016. — ISBN 978-0-7509-6365-7.
Названия и символы
Эмблемы
Ланкастеры
Йорки
Тюдоры
Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными значками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно. Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой розы ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была избрана по контрасту с эмблемой врага.
Термин впервые был использован в «Истории Англии» Дэвида Юма (1762) и вошёл в широкое употребление в XIX веке, после публикации исторического романа «Анна Гейерштейнская» (1829) сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.
Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха при Босворте бились под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III — белого вепря
Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.
Названия конкурирующих фракций имеют мало общего с городами Йорк и Ланкастер, или графствами Йоркшир и Ланкашир, даже при том, что матчи по крикету или регбилигу между этими двумя округами часто описываются с помощью клише «Война Роз». Фактически провинции и замки, принадлежащие герцогам Ланкастера, находились в основном в Глостершире, Северном Уэльсе и Чешире, в то время как владения Йорков были широко распространены по всей Англии, хотя многие находились в Валлийской марке (которую унаследовал Ричард Йоркский, став графом Марч).
Результаты войны
Король Франции Людовик XI, поддерживавший Ланкастеров
Герцог Бургундии Карл Смелый, поддерживавший Йорков. Портрет Рогира ван дер Вейдена
Хотя историки всё ещё обсуждают истинную степень воздействия конфликта на средневековую английскую жизнь, не приходится сомневаться, что Война Роз привела к политическому перевороту и изменению установленного равновесия сил. Самым очевидным итогом стал крах династии Плантагенетов, которую сменила новая династия Тюдоров, которая изменила Англию за следующие годы. В последующие годы остатки фракций Плантагенетов, оставшись без прямого доступа к трону, разошлись на разные позиции, поскольку монархи непрерывно сталкивали их друг с другом.
Война Алой и Белой розы фактически подвела черту под английским Средневековьем. Она внесла изменения в феодальном английском обществе, включавшие ослабление феодальной власти знати и укрепления позиций торгового класса, а также ростом сильной, централизованной монархии под руководством династии Тюдоров. Воцарение Тюдоров в 1485 году считается началом Нового Времени в английской истории.
С другой стороны, также предположено, что ужасающее воздействие войны было преувеличено Генрихом VII, чтобы превознести свои достижения в её окончании и обеспечении мира. Конечно, эффект войны для торговцев и крестьян был гораздо меньше, чем в затянувшихся войнах во Франции и в других местах Европы, которые были наполнены наёмниками, прямо заинтересованными в продолжении войны. Хотя было несколько длинных осад, они были в сравнительно отдалённых и слабонаселённых областях. В сильно населённых областях, принадлежавших обеим фракциям, противники, дабы предотвратить разорение территорий, искали быстрое решение конфликта в виде генерального сражения.
Казнь герцога Сомерсета в Тьюксбери (1471). Миниатюра из фламандской рукописи «Истории побед Эдуарда IV в Англии» кон. XV в.
Война была губительна для уже уменьшающегося влияния Англии во Франции, и к концу борьбы там не осталось никаких английских владений, кроме Кале, в конечном счёте также потерянного в течение господства Марии I. Хотя более поздние английские правители продолжали проводить кампанию на континенте, территория Англии никак не увеличилась. Различные европейские герцогства и королевства играли важную роль в войне, в особенности короли Франции и герцоги Бургундии, помогавшие Ланкастерам и Йоркам в их борьбе против друг друга. Предоставляя им вооружённые силы и финансовую помощь, а также предлагая убежище побеждённой знати и претендентам, они тем самым хотели предотвратить появление объединённой и сильной Англии, ставшей бы угрозой для них.
Послевоенный период был также «похоронным маршем» для постоянных баронских армий, которые питали конфликт. Генрих VII, опасаясь дальнейшей борьбы, держал баронов под жёстким контролем, запретив им обучать, нанимать, вооружать и снабжать армии, чтобы они не могли начать войну друг с другом или с королём. В результате военная власть баронов уменьшалась, и тюдоровский суд стал местом, где баронские ссоры решались волей монарха.
На полях сражений, эшафотах и в тюремных казематах погибали не только потомки Плантагенетов, но и значительная часть английских лордов и рыцарства. Например, в период с 1425 по 1449 год, перед вспышкой войны, исчезли многие благородные династии, что продолжалось в течение войны с 1450 до 1474 года.
Так, из 70 человек, возведённых в высший сословный ранг или получивших приглашения прибыть на заседания парламента между 1459 и 1461 годами, играли активную роль в войне Роз, нередко занимая командные должности. Четырнадцать из 36 пэров — приверженцев Ланкастеров — погибли в боях или были казнены в плену; пятеро из 22 баронов Йоркской партии лишились жизни при аналогичных обстоятельствах. Гибель в сражениях наиболее честолюбивой части знати привела к снижению желания её остатков рисковать своей жизнью и титулами.
Война Алой и Белой розы в искусстве
- В мировой художественной литературе это значительное событие нашло отражение в повести «Чёрная стрела» Р. Л. Стивенсона, пьесах Шекспира «Генрих VI, часть 2», «Генрих VI, часть 3» и «Ричард III». Большое влияние война оказала и на сюжет эпопеи Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», где вместо Ланкастеров и Йорков фигурируют вымышленные Ланнистеры и Старки.
- По мотивам событий войны была создана компьютерная игра War of the Roses.
- Серия книг Филиппы Грегори The Cousins’ War («Война кузенов») иллюстрирует события во время Войны роз.
- Сериал «Пустая корона» состоящий из экранизаций «исторических» пьес Уильяма Шекспира, посвящённых войне роз.
- 16 июля 2013 года на BBC1 стартовал показ сериала «Белая королева» по мотивам серии книг Филиппы Грегори «Война кузенов». В этой части идёт повествование о трёх женщинах, которые были близки к власти: Елизавете Вудвилл (жене короля Эдуарда IV), Маргарет Бофорт, Анне Невилл (дочери графа Уорика).
Хроники
Важнейшие места Войны Роз
Во время войны велись следующие хроники:
- Хроника Бэнета
- Хроника Уильяма Грегори (1189–1469)
- Краткая Английская хроника (–1465)
- Рифмованная хроника Джона Хардинга: первая версия для Генриха VII (1457)
- Рифмованная хроника Джона Хардинга: second version for Richard, duke of York and Edward IV (1460 and c. 1464)
- Рифмованная хроника Джона Хардинга: second ‘Yorkist’ version revised for Lancastrains during Henry VI’s Readeption (see Peverley’s article).
- Хроника Джона Капгрейва (1464)
- Хроника, или «Реестр» Джона Уитхэмстеда (1465)
- Хроника Линкольнширского восстания (1470)
- История прибытия Эдуарда IV в Англию (1471)
- Английская хроника, также известная как Хроника Дэвиса (1461)
- Brief Latin Chronicle (1422–1471)
- «Захват английского трона Ричардом III» Доменико Манчини (англ.)русск. (1484)
- «Новые хроники Англии и Франции» Роберта Фабиана (–1485)
- «История английских королей» Джона Роуза (1480/86)
- Хроника Кройланда (1149–1486)
- «Анналы королей Англии» Уильяма Вустерского (1482–1491)
- Хроника (англ.)русск. Джона Уоркуорта (около 1500)
- «Союз двух благородных и знаменитых семейств Ланкастеров и Йорков» Эдварда Холла (англ.)русск. (1455–1485)
- «Собрание староанглийских хроник» Жана де Ваврена (688–1471)
- «Мемуары» Жана де Энена (1465–1477)
- «Мемуары» Филиппа де Коммина (1464–1498)
Причины войны
Причиной войны стало недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне и политикой, проводимой женой короля Генриха VI королевой Маргаритой и её фаворитами (сам король был слабовольным человеком, к тому же иногда впадавшим в безумие). Оппозицию возглавил герцог Ричард Йоркский, требовавший для себя сначала регентства над недееспособным королём, а позже — и английскую корону. Основанием для этой претензии служило то, что Генрих VI был правнуком Джона Гонта — третьего выжившего сына короля Эдуарда III, а герцог Йорк — праправнуком Лайонела — второго выжившего сына этого короля (по женской линии, по мужской линии он был внуком Эдмунда — пятого сына Эдуарда III); к тому же дед Генриха VI Генрих IV захватил престол в 1399 году, насильственно принудив короля Ричарда II к отречению, что делало сомнительной легитимность всей династии Ланкастеров.
Горючим элементом выступали многочисленные профессиональные солдаты, которые после поражения в войне с Францией оказались не у дел и, оказавшись в больших количествах в пределах Англии, представляли серьёзную опасность для королевской власти. Война была для этих людей привычным ремеслом, приспособиться к мирной жизни им было трудно, поэтому они охотно нанимались на службу к крупным английским баронам, значительно пополнившим за их счёт свои армии. Таким образом, авторитет и власть короля были значительно подорваны возросшей военной мощью вельмож.
Помимо вышеназванных причин, существовали ещё и экономические. На середину XV столетия приходится финансовый кризис в Европе, вызванный острой нехваткой драгоценных металлов для чеканки монет, который сказывался на доходах королевской казны и частных лиц, усиливая борьбу за патронаж.
Социальный состав участников конфликта. Вооружённые силы сторон
В конфликте принимали участие главным образом представители английской феодальной аристократии с отрядами своих слуг и сторонников, а также незначительное число иностранных наёмников. Поддержка противоборствующим сторонам в значительной мере определялась династическими факторами. Так называемая система «ублюдочного феодализма» была одним из главных факторов, повлиявших на падение авторитета и влияния королевской власти и эскалацию вооружённого конфликта
Служба сеньору в обмен на земли и подарки оставалась по-прежнему важной, однако определялась не феодальной традицией, а поддержкой феодалом какой-либо из противоборствующих фракций, которая, в свою очередь, и покровительствовала ему за это. Переход на службу феодалов крупным магнатам по причине личных амбиций, жажды наживы и выгодных браков давал почву для роста измен и предательств, которые зачастую решали исход многих сражений.
Армии сторон были представлены многочисленными феодальными отрядами профессиональных воинов, а также отрядами воинов, призванных на войну специальными королевскими приказами, которые давали право предъявителю документа созывать и вооружать воинов от имени короля или крупного магната. Воины из низших социальных слоёв были главным образом лучниками и билльменами (воинами, вооружёнными традиционным английским древковым оружием биллом — разновидностью итальянской гвизармы). Количество лучников традиционно превышало количество латников в пропорции 3:1. Воины по традиции сражались пешими, конница использовалась лишь для разведки и сбора провизии и фуража, а также для передвижения. Англичане раньше французов стали использовать в сражениях спешившихся рыцарей, помимо мечей, сражавшихся ударным, древковым или комбинированным оружием, в частности, полэксами. Военачальники зачастую также спешивались, чтобы воодушевить своих сторонников. В армиях фракций в большом количестве стала появляться артиллерия, а также ручное огнестрельное оружие в виде заимствованных у французов ручных кулеврин.
Семейное древо
Окрашенные рамки соответствуют людям, принявшим ту или иную сторону в конфликте: красный цвет для стороны Ланкастеров, синий для Йорков.
Эдуард III | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эдуард Чёрный Принц | Эдмунд Лэнгли | Лайонел Антверп | Джон Гонт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Филиппа Плантагенет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ричард II | Роджер Мортимер | Элизабет Мортимер | Джоан Бофорт | Генрих IV Болингброк | Джон Бофорт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ричард Конисбург | Анна Мортимер | Генри Перси | Элеонора Невилл | Уильям Невилл | Ричард Невилл | Генрих V | Екатерина Валуа | Оуэн Тюдор | Джон Бофорт | Эдмунд Бофорт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ричард Плантагенет | Генри Перси | Сесилия Невилл | Томас Невилл | Ричард Невилл | Джон Невилл | Маргарита Анжуйская | Генрих VI | Эдмунд Тюдор | Маргарет Бофорт | Генри Бофорт | Эдмунд Бофорт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эдуард IV | Ричард III | Джордж Плантагенет | Изабелла Невилл | Анна Невилл | Эдуард Вестминстерский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эдуард V | Елизавета Йоркская | Генрих VII Тюдор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тюдоры |
Краткое описание «Война роз» на русском языке
Любое искушение ставит человека перед сложным выбором, поддаться соблазну, либо отказаться от него, выбрав иной путь достижения своей мечты. Салих Челик из турецкого сериала Война роз родился в бедной семье, и вся его последующая жизнь сопровождалась бедностью и различными лишениями. Несмотря на отсутствие внушительного банковского счета он радовался происходящим вокруг него событиям, и дарил свою любовь и верность окружающим. В частности, мужчина любил свою маленькую дочурку Гульру, которая единственная, еще в шестилетнем возрасте помогала ему работать.Семье Челиков повезло оказаться в доме состоятельного предпринимателя, который благосклонно выделил им место для ночлега, и обеспечил едой и платой за труд. Отец превратился в садовника, и старательно ухаживал за красивыми цветами, зная, насколько трепетно к ним относится владелец. В роскошном особняке и пришлось расти его дочурке, некогда милой ми добродушной девочке. Гульра с интересом наблюдала за стилем обитания влиятельных личностей, и постепенно в её душе поселилась некая зависть к богачам. Мир работодателей наполнен богатством, просторными комнатами, ежедневными дорогими покупками, подарками, и беззаботностью, о которой она не знает. Всё, чем её способен побаловать заботливый родитель, это редкие истории и его привязанность, но взрослеющей девчушке этого оказалось недостаточно.Смотрите Война роз онлайн с русским переводом, чтобы больше узнать о жизни Жюлиде, родившейся в обеспеченном семействе. С юного возраста она привыкла, что её желания исполняются, её особу делают центром внимания, и она не научилась делить с другими людьми. Она стала настоящим идолом для Гульры, та подражала во всём богатой наследнице имения, но за мечту о дружбе с ней получала лишь насмешки в свой адрес.Прошло немало лет, девушки повзрослели, а их детская неприязнь превратилась в настоящее противостояние. Каждая старалась доказать, что она лучше, только одна использовала деньги и связи, а вторая старалась доказать, что без родительских подачек можно стать хорошим и уважаемым человеком. Жюлиде влюбилась в талантливого врача Омера Хегиолу, и старалась всё свободное время проводить с ним, но мужчина был увлечён лишь своей работой. Вечная соперница опрометчиво позволила себе подобные чувства к доктору, хотя в неё был влюблен брат конкурентки, что привело к неприятным последствиям.