Византия и византийская империя

Наследие

Церковь Хора средневековая византийская греческая православная церковь, сохранившаяся как музей Хора в районе Эдирнекапы в Стамбуле.

На Западе

В конечном итоге византийская архитектура на Западе уступила место каролингской , романской и готической архитектуре . Но большая часть нынешней Италии раньше принадлежала Византийской империи. Великолепные образцы византийской архитектуры все еще видны в Равенне (например, Базилика Сан-Витале, архитектура которой повлияла на Палатинскую капеллу Карла Великого).

На востоке

Тронный зал Донголы 9 века в Судане находился под сильным влиянием византийской архитектуры.

Что касается Востока, то византийские архитектурные традиции оказали глубокое влияние на раннюю исламскую архитектуру . В эпоху Омейядского халифата (661-750), что касается византийского влияния на раннюю исламскую архитектуру, византийское искусство сформировало фундаментальный источник нового мусульманского художественного наследия, особенно в Сирии. Есть значительные византийские влияния, которые можно обнаружить в характерных памятниках раннего ислама в Сирии (709–715 гг.). Несмотря на то, что в плане — и отчасти в оформлении — четко отсылают к византийскому искусству, план мечети Омейядов также имеет замечательное сходство с христианскими базиликами VI и VII веков, но он был изменен и расширен по поперечной оси и не на нормальной продольной оси, как в христианских базиликах. Плитка, геометрические узоры, несколько арок, куполов и полихромные кирпичные и каменные работы, которые характеризуют мусульманскую и мавританскую архитектуру, в значительной степени испытали влияние византийской архитектуры.

Поствизантийская архитектура в восточно-православных странах

В Болгарии , России , Румынии , Сербии , Беларуси , Грузии , Украине , Северной Македонии и других православных странах византийская архитектура существовала еще дольше, с 16 по 18 века, дав начало местным поствизантийским архитектурным школам.

  • в средневековой Болгарии : Преславская и Тырновская архитектурные школы.
  • В средневековой Сербии: Рашка архитектурной школы , Вардар архитектурной школы и Морава архитектурной школы .

Купол церкви Паммакаристос , Стамбул

Неовизантийская архитектура

За неовизантийской архитектурой последовало возрождение готики 19 века , в результате чего появились такие жемчужины, как Вестминстерский собор в Лондоне , а в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, в которых сочетались элементы. византийского стиля с мавританской архитектурой. Она была разработана на широкомасштабной основе в России в период правления Александра II по Григорию Гагарину и его последователям , который спроектировал собор Святого Владимира в Киеве, Свято — Николаевский Морской собор в Кронштадте , собор Александра Невского в Софии , церковь Святого Марка в Белграде и Новоафонский монастырь в Новом Афоне около Сухуми . Самым крупным неовизантийским проектом 20 века была церковь Святого Саввы в Белграде .

Империя наносит ответный удар: борьба Византии за величие

В тысячелетней истории Византии периоды расцвета перемежались длинными временами упадка. Император Лев III Исавр, вроде бы, навел порядок в государстве и разгромил арабов, в очередной раз покушавшихся на границы, но претендовать на гегемонию в Европе Византия уже не могла. Бурно развивались западные государства. В 800 году Карл Великий объявил о воссоздании Римской Империи, что стало для Константинополя ощутимой оплеухой. Еще одну пощечину нанесли русы, чей князь Олег в назидание прибил свой щит на ворота столицы Византии. Вновь подняли голову арабы, а новая религиозная политика властей, так называемое иконоборчество, вызвало череду восстаний. Византия вновь погрузилась в смуту.


Русы у стен Константинополя, фрагмент иконы. (wikimedia.org)

Порядок установился лишь с воцарением новой Македонской династии. При этих императорах Константинополь превратился в прекраснейший город, поражавший современников своим великолепием. Двор императоров славился роскошью и тщательно разработанным церемониалом, отступления от которого жестоко карались. Базилевс являлся чуть ли не живым богом, прислуживать которому имели право лишь евнухи. Странная смесь западных христианских обычаев и восточной пышности поражала современников. Византийское государство безо всякого стеснения вмешивалось в экономику. Морская торговля, составлявшая основу процветания империи, находилась под жестким контролем чиновников. Они не только устанавливали размеры пошлин и таможенных сборов, но даже монеты чеканили, исходя из торговых нужд. Государство контролировало положение дел в важнейших отраслях сельского хозяйства, регулируя цены на зерно и другие продукты. Даже во главе цехов ремесленников стояли чиновники. Всё это позволяло управлять экономикой и выжимать из населения как можно больше налогов, но делало Византию менее конкурентоспособной.

Русские правосланые иконы

Иконопись в Киевской Руси возникла под непосредственным влиянием Византийского Канона в иконописи. На первый взгляд они ничем не отличаются от византийских икон, но тем не менее свои отличия есть. Осложняет исследование и идентификацию икон необходимость учитывать тот факт что некоторые были выполнены приезжимми греческими мастерами или подарены руссским церковным иевархам византийскими. 

Феодор Стратилат. 13 век. Изображение на боковой створке складня.

Мученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Новгородская икона 15 век.

Мозаика (вероятно, византийская) Дмитрия Солунского из Михайловского монастыря (Киев). Около 1113 года.

Явление Архангела Михаила Св. Иисусу Навину. Икона 2-й четв. XIII в. Москва. (Успенский собор Московского Кремля).

Феодор Стратилат (миниатюра Феодоровского Евангелия, 1327 год).

Святой великомученик Димитрий Солунский. Икона из коллекции Лихачева. Конец 14 в

Византия и Русь после Крещения Руси

Определение 3

Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.

Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус.

В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).

Византия в истории Древней Руси сыграла огромную роль. Она выступила источником культурного влияния, церковным и книжным наставником. Однако Русь не механически заимствовала, а перерабатывала культурные достижения, делая их достоянием собственной русской культуры.

Примечания

  1. И. Скилица: «На четвёртом году своего царствования, в месяце июне 10 индикта»
  2. Лев Диакон, История, 4.6
  3. ↑ Лев Диакон, «История», 6.10
  4. ↑ ПВЛ, год 971
  5. Ceorgius Cedrenus, t. II, Bonnae, 1839, p. 378. Цитируется по хрестоматии по истории средних веков.
  6. Скилица называет невероятные 308 тыс.
  7. Совр. турец. Люле-Бургаз
  8. Лев Диакон, 6.13
  9. Точные даты восстанавливаются по упоминанию Львом Диаконом церковных праздников
  10. Лисицов. 1974
  11. ↑ Лев Диакон, 8.9
  12. В день памяти Св. Георгия по Скилице
  13. Иоанн Скилица, «Обозрение историй»
  14. Дата восстанавливается по сопоставлению разных источников. Лев Диакон назвал 23 июля, но эта дата признана ошибкой переписчика: Сюзюмов, 1974
  15. «Всеобщая история Степаноса Таронского», пер. Н. Эмина, Москва, 1864 г., стр. 128
  16. В. Н. Татищев, «История Российская», ч. 2, гл.: Великий князь Святослав

Древняя Русь и Византия в годы правления Игоря Старого

В конце правления князя Игоря Старого (912-945) отношения Руси и Византии по ряду причин резко обостряются. Дело в том, что на Таманском полуострове, рядом с византийскими владениями, была основана русская колония. Византийские власти были этим обеспокоены. А торговцы империи давно уже требовали отменить льготы, предоставляемые русским купцам по договору 911 г. Назревающий конфликт разрешился войной 941-944 гг.

Летом 941 г. Игорь выступил на Константинополь, однако, в отличие от предыдущих походов руссов на Византию, данный поход оказался весьма неудачен. Используя «греческий огонь», византийцы сожгли русский флот под стенами Константинополя. Уцелевшая часть войска была окружена на побережье Малой Азии, где понесла большие потери. Лишь к осени остатки войска возвратились на Русь. В 944 (по другим данным, в 943) г. Игорь вновь собирается в поход. Он призвал варяжские дружины, нанял печенежскую конницу (правда, не доверяя таким союзникам, он заручился взятием заложников). Одновременно венгры напали на Византию и подступили к стенам Константинополя. Попав в сложное положение, греки предпочли решить дело миром.

Однако условия нового мирного договора были для Древней Руси менее выгодны, чем в 911 г. Так, отменялось право беспошлинной торговли в Византии – самая, пожалуй, значительная привилегия русских купцов. Греки также добились участия Руси в борьбе против Хазарии (которая по сути будет уничтожена в результате походов следующего князя, Святослава, во второй половине X в.) Однако ежегодную дань Византия обязалась выплачивать по-прежнему, а также признала переход к Руси территорий в устье Днепра и на Таманском полуострове. Впрочем, эти русские форпосты были по большому счету выгодны византийцам, так как служили дополнительной защитой от враждебных им хазар.

Князь Игорь погиб в 945 г., через год после подписания мирного договора.  Его супруга, княгиня Ольга, укрепив свое положение на престоле, в 957 г. совершила поездку в Константинополь во главе русского посольства. Она подтвердила участие Руси в антихазарском союзе, а спустя несколько лет, в 964-966 гг., Святослав нанес Хазарскому каганату сокрушительное поражение.

Рис. 4. Владимир Киреев. Князь Святослав

Ссылки

  • Бартузис, Марк К. (1997). Поздневизантийская армия: оружие и общество 1204–1453 . Университет Пенсильвании Press. ISBN 0-8122-1620-2.
  • Хорошо, Джон Ван Антверпен (январь 1987 г.). . Пресса Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-10079-8.
  • Грант, Р.Г. (2005). . Лондон: Дорлинг Киндерсли. ISBN .
  • Лайоу, Ангелики Э. (1972). Константинополь и латиняне: внешняя политика Андроника II, 1282–1328 . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-16535-9.
  • Манго, Кирилл (2002). Оксфордская история Византии . Нью-Йорк: Оксфорд UP.
  • Паркер, Джеффри (2005). Компактная история мира . Лондон: Times Books.
  • Тредголд, Уоррен Т. (1997). История византийского государства и общества . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2630-2.
  • Тернбулл, Стивен (2003). Османская империя 1326–1699 гг . Нью-Йорк: скопа.
  • Врионис, Сперос С. (1971). Упадок средневекового эллинизма в Малой Азии: и процесс исламизации с одиннадцатого по пятнадцатый век . Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-01597-5.

Золотая эпоха Юстиниана I(527-565 гг.)

Император Юстиниан I

Император Юстиниан считал главным делом своей жизни вернуть империи былое величие, и во многом ему это удалось. Многие утраченные земли западных провинций вновь вошли в состав империи, ставшей самой могущественной среди стран Средиземноморья, а ее столица Константинополь – стал сказочно богатым.

Константинополь

Константинополь

Золотые ворота Константинополя

Во многом всего этого удалось достичь благодаря неординарной личности самого императора, отличавшегося умом, честолюбием и необыкновенной работоспособностью. Недаром его в народе прозвали «императором, который никогда не спитА помогала Юлиану в его трудах и во всем поддерживала жена Феодора.

Феодора

Несмотря на сомнительное прошлое (в юности она была танцовщицей и развлекала публику не только танцами), став императором, Юстиниан провозгласил Феодору императрицей.

Юстиниан и Феодора

Юстиниан прославился не только хорошими делами, но и своим коварством и жестокостью. Строительный бум в Константинополе и бесконечные войны, которые вел Юстиниан для возврата западных территорий, требовали немалых финансовых затрат. Покрывать их приходилось за счет постоянного увеличения налогов. В конце концов в обществе вспыхнуло восстание, которое Юстиниан подавил путем кровавой расправы над своим народом, проявив при этом неслыханную жестокость. Он предложил людям собраться на Ипподроме для переговоров, он отдал приказ запереть ворота, после чего всех собравшихся перебили.Однако после смерти Юстиниана территория империи опять начала стремительно сокращаться.

Предыстория. Завоевание Болгарии

Иоанн Скилица

Миниатюра из Ватиканского манускрипта XIV века (хроника XII века Константина Манассия). Вверху изображено завоевание Святославом Болгарии, внизу — поход Иоанна Цимисхия на Доростол.

Начало болгаро-византийского конфликта, приведшего к походу русского князя Святослава в Болгарию, относится к июню 967 года. По хронике Иоанна Скилицы (2-я половина XI века) в этот месяц византийский император Никифор Фока, совершая инспекционную поездку во Фракию, потребовал от болгарского царя Петра воспрепятствовать венграм переправляться через Дунай с целью набегов на византийские провинции. Когда Пётр уклонился от борьбы с сильным противником, византийская дипломатия решила наказать болгар, направив на них русов:

Уход русов был приурочен к печенежской осаде Киева и, возможно, всему т. н. «восточному» («хазарскому») походу Святослава или его второму этапу.

Согласно Скилице в 969 году русы вернулись в Болгарию и покорили её уже для себя, нарушив тем самым соглашение с императором Никифором.

Лев Диакон

Византийский историк Лев Диакон, современник событий, передаёт начало конфликта иначе. Согласно его версии зимой 966/67 года к императору Никифору явилось болгарское посольство с требованием обычной дани. Возмущённый Никифор, который перед тем провёл несколько победных военных кампаний в Азии, сам отправился с войском в Болгарию, но остановился на её границах, опасаясь углубляться в гористую местность, где болгары прежде не раз наносили тяжёлые поражения византийцам. Никифор отозвал войско, а затем:

Далее Лев Диакон опускает первый поход Святослава на болгар и сразу начинает описание событий со второго похода, косвенно датируя его 969 годом. С войском в 60 тысяч воинов Святослав на челнах по Дунаю подошёл к Доростолу, где болгары выставили против него 30 тысяч бойцов, но после сражения были отброшены в крепость.

Нападение русов на болгар сильно встревожило Византию. Император Никифор стал укреплять оборону Константинополя, готовить армию. Также он решил вступить в союз с болгарами при помощи династического брака. Болгары, просившие оказать им помощь против русов, осенью 969 года послали невест царской крови, которых Никифор собирался выдать замуж за сыновей императора Романа II, Василия и Константина. Планам совместного отпора Святославу не суждено было сбыться из-за убийства 11 декабря 969 года императора Никифора. Престол Византийской империи занял военачальник Иоанн Цимисхий.

Пока византийцы колебались в оказании прямой военной помощи болгарам, их постоянному врагу, восточная часть Болгарии покорилась Святославу. Не вполне ясно, на каких условиях произошло подчинение болгар. С одной стороны, болгары в следующем году бились вместе с русами против византийцев, а новый болгарский царь Борис II оставался в своей столице Преславе. С другой стороны, Лев Диакон сообщает о терроре Святослава в Болгарии:

Хотя историки сомневаются в числе жертв в Филиппополе, город по свидетельству Скилицы обезлюдел. Русская летопись доносит отголоски балканской войны: «И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты.»

Повесть временных лет

Древнерусская летопись «Повесть временных лет» (XI—XII вв.) в изложении последовательности событий близка к Скилице:

Пока русские воевали на Дунае, печенеги осадили Киев, и Святослав с дружиной срочно на конях вернулся на Русь. Отбросив печенегов, Святослав хотел было вернуться в Переяславец, но его удержала мать, княгиня Ольга. После смерти в июле 969 года Ольги Святославу пришлось обустраивать управление землями. В течение 970 года он расставил сыновей с воеводами по уделам и в 971 году, согласно хронологии летописи, отправился опять в полюбившийся ему Переяславец, который взял от болгар приступом. После этого Святослав повёл войско на греков.

Летописный Переяславец на Дунае точно не идентифицирован. Существуют две основные версии и другие, менее распространённые. По первой — русский летописец назвал так Преслав Великий, столицу Болгарского царства. Ошибочная локализация Преслава Великого на Дунае могла быть добавлена как региональный признак, отличающий Переяславец от Переяславля на Руси. По второй версии — Переяславцем летописец называл Преслав Малый, торговый речной порт, находившийся примерно посередине между Доростолом и устьем Дуная.

Арабское вторжение

Вторгшиеся арабы захватили Дамаск и осадили Иерусалим. Ираклий собрал большое войско и отправил его в поход. Мусульманский полководец Халид ибн аль-Валид оставил Дамаск и отвёл воинов на юг.

Армии встретились в августе 636 года на реке Ярмук(у современной сирийско-иорданской границы). Здоровье Ираклия было сильно подорвано, поэтому византийское войско возглавил армянский полководец Ваан.

Битва при Ярмуке

Сражение длилось шесть дней, и исход его был неочевиден. Так, на второй день битвы ромейские войска оттеснили мусульманских воинов к лагерям, и лишь вышедшие оттуда арабские женщины смогли развернуть арабов. То же повторилось и на следующий день. Как заметил один из мусульманских воинов,легче столкнуться с ромеями, чем с нашими женщинами».

На четвёртый деньстрелы падали как град и затмевали солнечный свет». Этот день известен в арабской истории как   день выбитых глаз» — византийские лучники тогда ослепили около семисот мусульманских воинов. И лишь шестые сутки принесли арабам победу.

Полевая армия империи была разгромлена. Оставшиеся в Сирии и Палестине гарнизоны сдавались арабам.

Как заметил историк Джон Норвич,Ираклий слишком долго жил. Если бы он умер в 629 г., когда персидская империя была поставлена на колени, а Честной Крест Господень возвращён в Иерусалим, то его правление стало бы самым успешным за всю историю Византии. Не будь Ираклия, Константинополь вполне мог бы пасть жертвой персов и затем неизбежно оказался бы поглощён мусульманским нашествием — с такими последствиями для Западной Европы, которые едва ли можно себе вообразить».

Кстати, именно при Ираклии Византия отказалась от латыни. И если Юстиниана можно назвать последним римским императором, то Ираклий был первым греческим. Хоть и армянин.

Империя в 650 году

Атаковав две измученные войной державы, арабы вышли в финал. Персия была завоёвана мусульманами, но Византийская империя устояла перед новым нашествием, хотя и лишилась важных провинций.

Историография по войне

Наиболее подробно русско-византийская война — описана византийскими историками Львом Диаконом, современником событий, и Иоанном Скилицей (2-я половина XI века). Современные историки предполагают, что они могли использовать единый источник, однако их изложение не дублирует, но дополняет друг друга. Более поздние византийские авторы (Зонара и Константин Манассия, XII век) кратко повторяют Диакона и Скилицу.

Армянский хронист начала XI века Степанос Асохик сообщает, что болгары выступили против Иоанна Цимисхия в союзе с русами. Асохик свёл всю войну к единственному сражению в 971 году, о котором он рассказал так:

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский упоминает в своей хронике о походе под влиянием Византии русов против болгар.

С русской стороны поход Святослава освещён в самом раннем из дошедших до нашего времени летописных сводов, «Повести временных лет». Хотя в целом рассказ про поход выдержан в духе героической былины, в которой умалчивается о поражении Святослава, летопись содержит ряд важных сведений: о возвращении Святослава в Киев из Болгарии в 968/969 году; обстоятельства его гибели на днепровских порогах; полный текст русско-византийского мирного договора 971 года.

Некоторые дополнительные сведения изложены русским историком XVIII века В. Н. Татищевым по так называемой Иоакимовской летописи, подлинность которой ставится под сомнение, и другим источникам, оставшихся неизвестными. В изложении Татищева Святослав, покидая Болгарию в 968/969, оставил гарнизон в Переяславце. Болгары восстали против русов, вынудив русского воеводу Волка отступить на ладьях по Дунаю. Волк встретил на Днестре Святослава, который возвращался в Болгарию с войском от своего тестя, венгерского князя. После захвата Переяславца Святослав посчитал Византию виновной в восстании болгар и объявил ей войну. Чтобы оправдать поражение, Святослав обвинил христиан, бывших в его войске, в том, что они прогневили языческих богов, и даже казнил единственного брата Глеба. По Иоакимовской летописи, Святослав решил вернуться в Киев с целью покарать христиан, но погиб на порогах.

Современные историки предлагают различные трактовки событий, изложенных в вышеуказанных источниках. Различия связаны главным образом с оценкой личности Святослава и взаимоотношений болгар и русов. Полный обзор версий представлен в книге А. Н. Сахарова «Дипломатия Святослава».

мозаика

Мозаики являются наиболее выдающимися художественными произведениями византийского периода. Этот художественный стиль был развит из христианских верований позднеримского искусства; Это считалось визуальным языком, который значительно выражал союз между Христом и Его Церковью.

Великие церковные конгломераты нанимали художников византийской сцены для посещения районов, удаленных от их мегаполиса, и создания мозаик, связанных с религией..

Как и в живописи, стиль мозаики был установлен в Константинополе, но он распространился по всему византийскому и другим европейским регионам..

Было два религиозных центра, где византийское мозаичное искусство выделялось больше всего. Первым и, по-видимому, самым внушительным, был Софийский собор. Несмотря на то, что этот собор сохранился до наших дней, многие из его оригинальных мозаичных работ со временем утрачены..

Вторым местом, где мозаики выделялись больше всего, был Кафедральный собор Равенны. Этот собор, расположенный в Италии, сохранил до наших дней самые важные мозаики, созданные в византийский период..

Византийские мозаики вошли в историю как одно из самых красивых художественных произведений, созданных человечеством.

Иконоборчество и эволюция

Одним из периодов, которые больше всего повлияли на сохранение мозаики, был иконоборчество, которое распространилось по всей Европе. Это было общественное убеждение, которое придавало значение уничтожению символов и других знаковых элементов в религиозных или политических целях..

Иконоборческий период повлиял на византийское искусство и был представлен массовым уничтожением произведений искусства (в частности, росписей и мозаик), произошедшим в восьмом веке. На этом этапе власти плохо видели мозаику фигур.

Некоторые мозаики со значительными золотыми иконами были заменены различными изображениями. Однако после конца 18-го века мозаики всплыли на поверхность и вновь обрели свое значение в византийском искусстве..

В последующие периоды был разработан новый стиль мозаики, который отличался миниатюрными работами. Их было довольно сложно создать, и их главной целью была личная преданность. То есть они принадлежали конкретному человеку.

Упадок мозаики в Византии

Отойдя от эпохи иконоборчества, в истории Византии было два момента, когда мозаичное искусство переживало упадок. Первый был в начале 13-го века, когда Константинополь был разграблен захватчиками.

Это заставило мозаичное искусство прекратить производство в течение почти 50 лет. Когда город был восстановлен в 1261 году, собор Святой Софии был восстановлен, и мозаика снова засияла.

Второй упадок этого искусства был окончательным. В последние годы Византийской империи, в пятнадцатом веке, Империя больше не имела экономических возможностей для производства дорогостоящих произведений, таких как мозаика. С этого периода и после турецкого завоевания церкви были украшены только фресками и фресками.

Искусство Византии

Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.