Византийская империя

Константинополь периода борьбы с варварскими племенами

После смерти Константина Великого в столице империи началась борьба за власть. Это явление было типичным для любого средневекового государства. За довольно долгий период IV–V столетий несколько императорских династий – Константина, Валентиниана-Феодосия и Львов – сменяли друг друга. Особенно много изменений в экономической, культурной, политической и религиозной жизни Константинополя произошло в годы правления Юлиана II, Валентинианов I и II, Феодосия Великого и II, Льва Макеллы и Анастасия I:

  • на короткий период реставрировано язычество;
  • произведена реформа образования и открыта школа, из которой постепенно вырос университет;
  • основана библиотека, со временем превратившаяся в крупнейшее хранилище византийской литературы;
  • удалось заключить мир с одним из варварских племен – готами – и даже привлечь наиболее талантливых и опытных военачальников и вождей к управлению государством;
  • численность населения города заметно выросла: до 100 тыс. человек к концу IV столетия и до 700 тыс. – к концу V века;
  • начало V столетия отмечено таким событием, как переселение тысяч знатных людей из Рима в Константинополь;
  • город был довольно быстро восстановлен и укреплен после двух землетрясений 412 г. и 447 г.;
  • основан женский монастырь;
  • купцы стали объединяться в корпорации, контролируемые специально назначенными чиновниками;
  • построен акведук, важный для снабжения водой крупного города.

Особенно много изменений в облике столицы империи произошло при Феодосии II. После землетрясения 412 года было восстановлено сильно пострадавшее здание собора Святой Софии. За короткий период удалось укрепить старые крепостные стены, возведенные при Константине Великом.

Современники стали свидетелями постройки новых фортификационных сооружений. Город разрастался, поэтому возникла необходимость в возведении дополнительных стен вокруг недавно появившихся территорий. Они также были сооружены при Феодосии II. Общая протяженность стен, построенных в три ряда, не могла не удивлять – 16 км. Важную роль для обороны средневекового города играли высокие башни, предназначенные для метания камней в противника или поливания врагов, осаждавших город, горячим маслом или смолой. В стене имелось несколько проходов и девять главных ворот.

В столице империи быстро развивалось ремесленное производство. Мастерские были открыты при богадельнях, монастырях и в домах аристократов. Керамические, ювелирные, кожевенные изделия, ткани, холодное оружие и одежду, производимую в Константинополе, можно было увидеть в самых разных уголках Европы. Столица империи превратилась в крупный торговый центр. Суда из Персии, Египта, Китая, Цейлона, Причерноморья, Индии и балканских государств привозили в константинопольские гавани самые разные товары:

  • специи;
  • мед;
  • шелк;
  • зерно;
  • жемчуг;
  • ковры;
  • фарфор;
  • икру;
  • драгоценные камни;
  • хлопок и многое другое.

В городе стремительно развивались искусства и науки. С Константинополем связаны имена таких богословов и философов, живших в этот период, как Григорий Богослов, Синезий Киренский, Нил Постник, Фемистий и Иоанн Златоуст. Среди городских достопримечательностей наиболее значимыми и определяющими стиль жизни и облик столицы считается несколько мест и сооружений:

  1. Меса – протяженная улица, на которой процветала торговля; здесь же проезжал кортеж императора и следовали церковные процессии;
  2. Форум Константина, богато украшенный античными колонами;
  3. новая большая гавань, обустроенная на живописном берегу Мраморного моря;
  4. городской рынок;
  5. императорская библиотека;
  6. здание сената;
  7. ворота Халки, игравшие роль парадного входа в императорский дворец;
  8. резиденция патриарха.

Культура Византии

Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.

Ипподром в Константинополе.

В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

Так выглядели монеты в Византийской империи.

Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

История Константинополя столицы Византии

Примерно в 660 году до нашей эры на мысу, омываемом водами пролива Босфор, черноморскими волнами бухты Золотой Рог и Мраморным морем, выходцы и греческого города Мегар основали торговый форпост на пути из Средиземного в Черное море, названный в честь предводителя колонистов Византа. Новый город так и назвали Византий.

Просуществовал Византий около семисот лет, служа транзитным пунктом на пути купцов и мореходов, следующих из Греции в греческие колонии северных берегов Черного моря и Крыма и обратно. Из метрополии торговцы везли вина и оливковое мас­ло, ткани, керамику, другие изделия ремесленников, назад — хлеб и пушнину, корабельный и строе­вой лес, мед, воск, рыбу и скот. Город рос, богател и потому постоянно находился под угрозой вражеского вторжения. Не раз его жители отражали натиск варварских племен из Фракии, персов, спартанцев, македонцев. Лишь в 196-198 годах нашей эры город пал под натиском легионов римского императора Септимия Севера и был разрушен

Византия едва ли не единственное государство в истории, имеющее точные даты рождения и смерти: 11 мая 330 года — 29 мая 1453 года

Экономика

В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов — Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в сословия. Принадлежность к сословию была не повинностью, а привилегией, вступление в него было обставлено рядом условий. Установленные эпархом (градоначальником) условия для 22 сословий Константинополя были сведены в X веке в сборник постановлений Книгу эпарха.

Несмотря на коррумпированную систему управления, очень высокие налоги, рабовладельческое хозяйство и придворные интриги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе. Торговля велась со всеми бывшими римскими владениями на западе и с Индией (через Сасанидов и арабов) на востоке. Даже после арабских завоеваний империя была очень богата. Но финансовые затраты также были очень велики, а богатство страны вызывало сильную зависть. Упадок торговли, вызванный привилегиями, предоставленными итальянским купцам, захват Константинополя крестоносцами и натиск турок привели к окончательному ослаблению финансов и государства в целом.

ссылки

  1. Всеобщая история. Римская Империя Востока: Византийская Империя. Получено с mihistoriauniversal.com
  2. EcuRed. Византийская империя Получено с ecured.cu
  3. Брисеньо, Габриэла. Византийская империя Получено с euston96.com
  4. Джон Л. Телл Дональд МакГилливрей Никол. Византийская империя. Получено с сайта britannica.com
  5. Ханская академия. Византийская культура и общество. Получено с khanacademy.org
  6. Ярус, Оуэн. История Византии (Византия). Получено с livescience.com
  7. Энциклопедия Украины. Византийская империя. Получено с encyclopediaofukraine.com
  8. Картрайт, Марк. Торговля в Византии. Получено с Ancient.eu

Четвёртый период

Основная статья: Комниновское возрождение

Византийская империя в 1180

Четвёртый период — от вступления на престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение (см. Крестовые походы) неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить её в необходимость заботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения — Святую землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея и Мануила) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление — половецкие и печенежские орды на службе империи.

В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов во главе с Феодором I Ласкарисом удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил VIII Палеолог в 1261 году вытеснил латинян из Константинополя.

В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти за счет Византийской империи. На западе — с одной стороны, норманны, утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой — болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце XIIвека сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имело тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Эллинизирующая эра

Что империя потеряла на территории, тем не менее, она составляла в единообразии. Ираклий полностью эллинизировал империю, сделав греческий официальным языком, положив конец последним остаткам латинской и древнеримской традиции внутри империи. Например, латинский язык в правительстве, латинские названия, такие как Август, и идея единой империи с Римом были быстро распущены, что позволило империи преследовать свою собственную идентичность.

Многие историки отмечают широкие реформы во время правления Ираклия как переломный момент с древнеримским прошлым Византии, и после этого принято называть империю «византийской», а не «восточно-римской». Империя также к настоящему времени заметно отличалась по религии от бывших имперских земель в Западной Европе, хотя южные византийские провинции значительно отличались в культурном отношении от севера и практиковали монофизитское христианство, а не халцедонское православие. Потеря южных провинций арабам усилила православие в остальных провинциях.

Констанс II (правил в 641 — 668 гг.) Разделил империю на систему военных провинций, называемых тематами (темами), чтобы столкнуться с постоянным нападением, при этом городская жизнь за пределами столицы сокращалась, в то время как Константинополь стал самым крупным городом в христианском мире. Попытки арабов покорить Константинополь не увенчались успехом перед лицом византийского флота, их монополии на все еще таинственное зажигательное оружие, греческий огонь, крепкие стены города и мастерство воинов-императоров, таких как Лев III Исавр (царствовал 717 — 741).

После отражения арабских нападений империя начала восстанавливаться.

Несмотря на то, что историк Эдвард Гиббон в восемнадцатом веке ошибочно изобразил его, но Византийская империя была самой близкой к военной сверхдержаве в раннем средневековье благодаря своей тяжелой кавалерии (катафрактам), ее субсидированию (хотя и непоследовательно) зажиточный свободный крестьянский класс как основа вербовки кавалерии, его необычайная глубокая защита (тематическая система), использование субсидий для противостояния своих врагов, мастерство сбора разведданных, развитие системы материально-технического снабжения основанный на поездах мула, его военно-морском флоте (хотя часто трагически недофинансируемом) и его рациональных военных доктринах (не отличающихся от таковых Сунь Цзы, китайского автора «Искусства войны»), которые подчеркивали скрытность, удивление, быстрый маневр и маршаллинг подавляющей силы в то время и место выбора византийского полководца.

После осады 717 года, когда арабы понесли ужасные потери, халифат никогда не представлял серьезной угрозы для византийского центра. Для того чтобы вытеснить имперские силы из восточной и центральной Анатолии, потребовалась бы другая цивилизация — турок-сельджуков. Однако существовала значительная вражда между византийцами и халифатом.

Одной из потерь был Святой Город Иерусалим (638), который был сдан Патриархом Софронием (у которого, возможно, не было большого выбора, поскольку имперская армия была выведена). Потеря Иерусалима и последующий контроль над его священными местами лишали византийскую гордость. Следуя раннему примеру Иоанна Дамасского, который описал ислам как «предтечу антихриста», а Мухаммеда — еретика и псевдо-пророка, отрицательные карикатуры на ислам и Мухаммеда были обычным явлением в грекоязычном мире.

Восьмой век был во власти спора о иконоборчестве. Иконы были запрещены императором Львом III, что привело к восстаниям со стороны иконописцев в империи, в том числе Иоанна Дамасского. Благодаря усилиям византийской императрицы Ирины Второй Никейский Собор собрался в 787 году и подтвердил, что иконы можно почитать, но не поклоняться.

Ирэн также попыталась заключить брачный союз с Карлом Великим, который бы объединил две империи, воссоздав Римскую империю (две европейские сверхдержавы претендовали на этот титул) и создав европейскую сверхдержаву, сравнимую с древним Римом, но эти планы ни к чему не привели. Противоречие иконоборчества вернулось в начале девятого века, но было разрешено еще раз в 843 году. Эти противоречия не помогли распадающимся отношениям с Римско-католической церковью и Священной Римской империей, которые оба начинали приобретать больше собственной власти. Более тысячи лет Империя представляла собой преемственность римской и греческой культуры. Он объединил своих подданных с общим чувством идентичности, ценностями и пониманием общества как в конечном счете под суверенитетом Бога.

Религия Византии

В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

История Византии

Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

  • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
  • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
  • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
  • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
  • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

Падение Византии

Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського). Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными

Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)

Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

Осада Константинополя турками.

29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.