§ 84. развитие государственно-политического строя турции

Туризм

Туристический сервис в Турции развит великолепно благодаря наличию изумительных морских курортов и разнообразию достопримечательностей. Среди наиболее посещаемых регионов этой страны можно выделить:

  • Стамбул с его старинными памятниками византийской и исламской архитектуры.
  • Побережье Средиземного моря, в том числе Анталья, Мерсин – прекрасные морские курорты на южном берегу Турции.
  • Побережье Эгейского моря – интереснейшие руины римских и древнегреческих городов, а также памятники античной культуры.
  • Каппадокия – красивейшие пещерные города и необыкновенные природные формирования вулканического происхождения.

Основным направлением работы большинства туристических фирм являются в основном Анталья и окружающие ее города: Аланья, Кемер и т. д. Огромное количество турфирм и на месте, в Турции, предлагают заказать проживание и тур даже на самый взыскательный вкус. В стране есть несколько авиакомпаний, действующих не только на ее территории, но и на международном уровне. Передвижение огромных потоков туристов существенно облегчает хорошо развитая в Турции система общественного транспорта – метро (существует здесь с 1996 года) и автобусная сеть. Есть здесь и железнодорожная сеть, также имеется несколько портов. Зимой отдыхать в Турции так же приятно, как и летом: туристов порадуют замечательные горнолыжные курорты. Многие отели, помимо великолепной турецкой кухни, предлагают своим гостям закрытые бассейны, талассотерапия, теннис, гольф и прочие развлечения.

Чем Турция так интересна

Турция в сознании россиян ассоциируется с немногими вещами – это, прежде всего, относительно недорогой отдых (дороже Египта, но дешевле других курортов), летние овощи зимой, производство одежды, а в последние 5 лет еще и вооруженный конфликт в Сирии. На самом же деле Турция – достаточно необычная страна, у нее есть многовековая история (одна лишь Османская империя чего стоит), промышленность, а главное – амбиции стать лидером в своем регионе. А еще Турция – одна из 3 стран мира, которые находятся сразу в двух частях света (Европа и Азия).

Население страны составляет 82 миллиона человек при площади в 783,5 тысяч квадратных километров – это несколько больше Украины, при вдвое большем населении. Турция не имеет сухопутной границы с Россией (только морская), что, однако, не помешало 7 миллионам российских туристов посетить эту страну в 2019 году. Еще Турция – член НАТО с 1952 года, и последние 20 лет кандидат в члены Европейского союза.

В истории Турции было столько всего, что охватить даже главные события получилось бы разве что отдельной статьей. Главное, что нужно знать – Османская империя в лучшие свои годы простиралась приблизительно от современной Австрии, Венгрии и Польши на севере до Северной Африки на юге. Империя насчитывала 32 провинции и множество вассальных государств (какие-то впоследствии были захвачены, другим дана независимость).

Османская империя начала терять позиции с XVIII века, от нее отсоединялись территории, которые получали независимость. Так, в 1878 году восточная часть Малой Азии присоединилась к России, до этого независимой стала Греция. К началу XX века при дворе султана усилилось реформаторское движение, и в итоге султан Абдул-Хамид II был смещен. В годы Первой мировой Турция поддержала Германию (например, препятствовала пересечению пролива Дарданеллы войсками стран Антанты), за что впоследствии ненадолго лишилась части территорий.

В современном виде Турция существует с 1923 года, когда был подписан Лозанский договор, по которому между Турцией и державами Антанты устанавливался мир. Первым президентом становится Мустафа Кемаль (Ататюрк), и его политика во многом повлияла на то, какой стала современная Турция.

Отношения с РСФСР и СССР у Турции были сложными, но после того, как в годы Второй мировой страна удержала нейтралитет, а на выборах 1950 года победу одерживает Демократическая партия, Турция получает явный проамериканский курс. Уже в 1952 году страна вступает в НАТО, а США получают в свое распоряжение военные базы. Тем не менее, несмотря на определенные успехи в строительстве рыночной экономики Турцию ждали еще несколько государственных переворотов.

Сейчас политическая система Турции построена на общепринятых принципах:

  • глава государства – президент, которого избирают на всенародном голосовании на 5 лет. Он может занимать свой пост не больше 2 сроков;
  • законодательную власть имеет Великое национальное собрание, в котором состоят 600 депутатов, избираемых на 5 лет. На последних выборах победу одержала консервативная Партия справедливости и развития (лидером является президент Эрдоган);
  • исполнительная власть принадлежит Совету министров.

В 2017 году в Турции прошел очередной референдум, на котором президент получил больше полномочий, а пост премьер-министра вообще упразднен. Турция стала президентской республикой, а находящийся у власти второй срок президент Реджеп Эрдоган имеет право назначать или увольнять любого министра. Учитывая это, а также другие факторы, Economist Intelligence Unit расценивает политическую систему страны как гибридный режим (то есть, не свободный, но и не тоталитарный).

В Турции главенствует кемализм – это выдвинутая еще Кемалем идеология турецкого национализма. В ней все сводится к 6 пунктам:

  1. республиканизм – подчеркивается, что Турция является демократической республикой в противовес османской монархии;
  2. национализм – граждан воспитывают в духе преданности нации;
  3. народность – борьба с классовым неравенством;
  4. лаицизм (секуляризм) – закрепляется светский характер государства, которое отделяется от ислама;
  5. этатизм (державность) – в экономике лидирует государство;
  6. революционность – Турция «смотрит на Запад» и намерена стать европейской страной.

Как видно, в идеологии тесно переплетаются социализм, национализм и западные ценности. Возможно, это и придает нужный вектор развитию всей страны.

Как Россия «проиграла» Турции Нагорный Карабах: Анкара усилила свое влияние на Кавказе

Мирный договор между Арменией и Азербайджаном, подписанный с участием Москвы и одобренный затем Анкарой, также рассматривается международными экспертами как очередной этап сложнейшей двусторонней политики между Россией и Турцией, которая фактически «открыла второй фронт» в Нагорном Карабахе (учитывая, что «первый фронт» противостояния между двумя странами наблюдался в последние годы в Сирии). Так, Россия неделями сопротивлялась вмешательству в войну, «чтобы не принять чью-либо сторону в борьбе между двумя бывшими советскими республиками, с которыми она поддерживает дружеские отношения». В то же время Турция позиционировала конфликт как часть «более широкой борьбы за региональное господство между Москвой и Анкарой».

Россия, у которой есть оборонный пакт с Арменией и военная база в этой стране, остается по-прежнему главным арбитром в регионе. Фото: mil.ru

Впрочем, оценивают результаты войны и мирного договора по-разному. Так, авторы Reuters указывают на то, что Россия, у которой есть оборонный пакт с Арменией и военная база в этой стране, остается по-прежнему главным арбитром в регионе, «который она считает своим собственным двором, несмотря на попытки Турции вмешаться». Тем более что российские миротворцы будут оставаться на своих местах как минимум пять лет, что, очевидно, усилит военное присутствие Москвы в регионе. Российские миротворцы при этом будут размещены не только на линии фронта в Нагорном Карабахе, но и в коридоре между этим регионом и Арменией.

Минобороны России сообщило сегодня, размещаются почти 2000 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 автомобилей и другой техники.

С другой стороны, аналитики отмечают, что если Москва условно «ничего не потеряла», то Турция, напротив, приобрела — ее союзник в результате договора получит дорожное сообщение с азербайджанским анклавом на ирано-турецкой границе, что фактически даст Турции «наземный мост» к территории Азербайджана. Турецкие военные также должны помочь укомплектовать совместный с российскими войсками центр мониторинга.

Предполагается, что соглашение о создании такого центра будет подписано между Москвой и Анкарой сегодня. В настоящий момент министр иностранных дел России Сергей Лавров и его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу уже обсудили соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе по телефону. Военные действия в регионах Нагорного Карабаха полностью прекращены, сообщила во вторник пресс-секретарь Министерства обороны Армении Шушан Степанян.

Турция, в свою очередь, заявила во вторник, что соглашение о прекращении более чем месячных боевых действий в Нагорном Карабахе обеспечило важные успехи для ее ближайшего союзника, Азербайджана, в конфликте с Арменией: «Братский Азербайджан добился важного успеха на поле боя и за столом переговоров. Я искренне поздравляю его с этой священной победой, — так прокомментировал подписание соглашения в Twitter министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу

— Мы продолжим быть одной нацией, единым духом с нашими азербайджанскими братьями».

Но что характерно, во вторник, 10 ноября, Кремль заявил, что не было никакой договоренности о размещении турецких миротворцев в Нагорном Карабахе после того, как было подписано соглашение о прекращении огня с целью остановить более чем месячное кровопролитие в регионе. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил журналистам, что центр по наблюдению за прекращением огня, расположенный за пределами Нагорного Карабаха, подлежал отдельному соглашению.

Дмитрий Песков заявил журналистам, что центр по наблюдению за прекращением огня, расположенный за пределами Нагорного Карабаха, подлежал отдельному соглашению. Фото: kremlin.ru

Внешняя политика и военные конфликты

Турция, приверженная идеям кемализма, настроена на усиление собственного влияния в своем регионе. Параллельно она остается членом НАТО и продолжает вести боевые действия на территории Сирии, что предполагает весьма сложную внешнюю политику.

Так, после окончания Второй мировой войны СССР в понимании турецких властей был главным соперником на мировой арене (при наличии общей границы длиной в 590 километров). В советско-турецких отношениях было разное: статус государства – члена НАТО предполагал участие в Холодной войне на стороне США, но все же в 1960-х было подписано несколько двусторонних соглашений. Все это прекратилось с вводом советских войск в Афганистан, и возобновилось лишь с середины 1980-х годов.

Распад СССР на отдельные государства значил для Турции многое – и прежде всего, это возможность установить влияние на некоторые республики

Так, основное внимание с начала 1990-х годов уделялось Азербайджану, где есть нефть, а население говорит на похожем языке. Активное сотрудничество продолжалось до смены власти в Баку, после чего влияние остается, по большей части, культурное

Куда более сильные позиции Турция имеет в центральноазиатском регионе (Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан).

С самого 1992 года Турция пытается наладить отношения с бывшими советскими республиками – показывая, как может измениться жизнь при «правильной» политической модели развития. Сейчас даже с крайне закрытым Туркменистаном у Турции товарооборот больше, чем у Туркменистана с Россией. Оборот есть и с другими странами Центральной Азии, где «тюркский фактор» работает весьма успешно.

Несмотря на неплохие отношения и налаженное экономическое сотрудничество со многими странами мира, Турция продолжает оставаться одним из участников (и чаще – причиной) нескольких вооруженных конфликтов:

  • турецко-курдский конфликт. Он длится уже более 30 лет и связан с нежеланием Турции признавать независимость или автономию курдов (ираноязычный народ, присутствует в Турции, Ираке, Иране и Сирии). Основная цель курдов – создать свое государство, тогда как официальные турецкие власти не признают их право на самоопределение. Более того, регулярно возникают и вооруженные противостояния, а из последних событий стоит назвать «зачистку» одной из курдских территорий турецкими войсками в 2015 году;
  • турецко-сирийский конфликт в Идлибе. Недавно этот конфликт обострился – дело могло дойти до открытого вооруженного противостояния с Россией. Суть конфликта в том, что в объявленной «зоной деэскалации» провинции Идлиб находятся силы сирийской оппозиции (поддерживаемой Турцией), на которую было осуществлено нападение со стороны официальных сирийских властей (которых весьма сильно поддерживает Россия). Пока открытого конфликта удалось избежать, но возможны разные варианты;
  • непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) – Турция фактически контролирует северную часть острова Кипр. Территория была захвачена силовым путем в 1974 году из-за того, что не удалось достичь согласия между турецкой и греческой общинами Кипра, получившего в 1960 году независимость от Великобритании. На данный момент принадлежность Северного Кипра Турции признает только сама Турция.

Соответственно, Турция ведет собственную внешнюю политику, которая во многом направлена на вовлечение близких по культуре государств в собственную внешнеполитическую орбиту.

Почему Азербайджан пошёл на мировую

Как сказал «Правде.Ру» доцент кафедры социологии и политологии РЭУ им. Плеханова, член экспертного совета ВО «Офицеры России», кандидат политических наук, военный политолог Александр Перенджиев, главный результат этих соглашений — остановка боевых действий, кровопролития.

Введение российских миротворцев, по его словам, это серьезный компромисс, на который пошла азербайджанская сторона, так как Баку имел стратегическую инициативу и способен был полностью освободить свою территорию в рамках бывшей Азербайджанской ССР.

Азербайджан, по мнению эксперта, пошел на это перемирие с условием, что теперь в спокойной обстановке будет восстановлена территориальная целостность страны.

Александр Перенджиев считает, что проблема скатывания конфликта в войну состояла в том, что Армения не выполняла «Мадридские принципы», подписанные в 2007 году между Ереваном и Баку . Они предусматривали освобождение Арменией захваченных территорий, которые не являются Нагорным Карабахом в рамках бывшей советской автономии. При этом Армении давалось право оставить за собой Лачинский коридор между Армений и Нагорным Карабахом.

Поэтому то, что сейчас произошло, это, в некотором смысле, возвращение к «Мадридским принципам» военным путём, уточнил эксперт.

Политическая система современной Турции

XX век стал для Турции эпохой колоссальных перемен во всех сферах общественного бытия. Из отсталой страны с доминирующим феодальным укладом в начале столетия Турция превратилась в динамично развивающееся государство, своеобразный мост между Азией и Европой. Путь, пройденный этой ближневосточной страной, заслуживает самого пристального внимания исследователей разного профиля.

Интерес к трансформации политических режимов в Турции обусловлен в значительной мере тем, что комплексного рассмотрения этого процесса как в отечественной, так и турецкой историографии не осуществлялось.

В трудах историков, политологов и юристов затрагивались вопросы функционирования политических режимов Турции в те или иные периоды истории XX в.

Метаданные:

Метаданные — информация о другой информации, или данные, относящиеся к дополнительной информации о содержимом или объекте.

Метаданные раскрывают сведения о признаках и свойствах, характеризующих какие-либо сущности, позволяющие автоматически искать и управлять ими в больших информационных потоках.

Классификация метаданных:

  • по содержанию. Метаданные могут либо описывать сам ресурс (например, название и размер файла), либо содержимое ресурса (например, «в этом видеофайле показано как парень играет в футбол»).
  • по отношению к ресурсу в целом. Метаданные могут относиться к ресурсу в целом или к его частям. Например, «Title» (название фильма) относится к фильму в целом, а «Scene description» (описание эпизода фильма) отдельное для каждого эпизода фильма.
  • по возможности логического вывода. Метаданные можно подразделить на три слоя: нижний слой — это «сырые» данные сами по себе; средний слой — метаданные, описывающие указанные «сырые» данные; и верхний слой — метаданные, которые позволяют делать логический вывод, используя второй слой.

Три наиболее используемые класса метаданных:

  • Внутренние метаданные, описывающие структуру или составные части вещи, то, чем вещь является. Например, формат и размер файла.
  • Административные метаданные, требующиеся для процессов обработки информации, назначение вещи. Например, информация об авторе, редакторе, дата публикации и т. п.
  • Описательные метаданные, которые описывают природу вещи, её признаки. Например, набор связанных с информацией категорий, ссылки на другие вещи, связанные с данной.

Метаданными на практике обычно называют данные, представленные в соответствии с одним из форматов метаданных.

Формат метаданных — представляет собой стандарт, предназначенный для формального описания некоторой категории ресурсов (объектов, сущностей и т. п.). Такой стандарт обычно включает в себя набор полей (атрибутов, свойств, элементов метаданных), позволяющих характеризовать рассматриваемый объект. Например, формат MARC позволяет описывать книги (и не только книги), содержит поля для описания названия, автора, тематики и огромного множества других характеристик (формат MARC позволяет описать сотни характеристик).

Классификация форматов метаданных:

  • по охвату и подробности типов описываемых ресурсов;
  • по ширине и подробности области описания ресурсов и мощности структуры элементов метаданных;
  • по предметным областям или целям разработки и использования формата метаданных.

Классификация форматов метаданных по описываемой предметной области:

  • DCMI является одним из наиболее распространённых в интернет форматов метаданных для описания ресурсов любого типа (как электронных документов, так и реальных физических объектов). Другие форматы метаданных, предназначенные для описания архивов и электронных ресурсов GILS, EAD;
  • для описания персон и организаций vCard и FOAF;
  • для описания библиографических ресурсов предназначены форматы семейства MARC (MARC 21, используемый в США и Великобритании, и UNIMARC, используемый в Европе и Азии); UNIMARC в свою очередь подразделяется на национальные расширения этого формата (так, в России используется RUSMARC); в силу большой сложности форматов семейства MARC для решения задач интеграции данных был разработан формат MODS;
  • для описания музейных и исторических ценностей используется формат CDWA;
  • для описания издательской продукции используются PRISM и ONIX;
  • для кристаллографической информации CIF;
  • для работы с изображениями со спутников VICAR;
  • для описания новостей NewsXML.

Почтовая система Турции

Турецкую почту легко узнать по черным буквам РТТ на
желтом фоне. Крупные почтовые отделения работают с 8:00 до 12:00 с
понедельника по субботу и с 9:00 до 19:00 в воскресенье. Небольшие
почтовые отделения работают так же, как и государственные учреждения.
Почтовые сборы различны для разных услуг в зависимости от места
назначения. На письмах до востребования должно быть указано «до
востребования», и они должны направляться на адрес центрального
почтового отделения Меркез Постанези в том городе, который вы выберете.

Для того чтобы забрать свои письма на почте Турции, вы должны предъявить удостоверение
личности.
Во всех отделениях РТТ есть обменные пункты, работающие по текущим
международным обменным курсам, а также осуществляются денежные переводы
и принимаются туристские чеки. Там также есть услуги экспресс-почты
(APS), с помощью которых можно отправить письма, документы и небольшие
бандероли в 90 стран мира. Филателисты могут найти в центрах РТТ большой
выбор специальных марок.

Для того чтобы позвонить из телефонных будок РТТ, которых очень много во
всех местах, используются телефонные карты и жетоны трех размеров.
Местные, внутригородские и международные звонки можно сделать из
отделений РТТ. Кроме основных отделений также существуют мобильные
услуги РТТ в туристских зонах. Коды основных городов и туристских зон
Турции можно узнать в списке «Коды зон». Коды других стран указаны в
списке международных телефонных кодов.

Почтовые марки появились в Турции в 1863 г. Их основным мотивом была тугра (комбинация печати и подписи) султана Абдул-Азиза. Знаки почтовой оплаты с персональным знаком правителя или мусульманским полумесяцем выходили еще несколько лет. Рисунок марки был разработан, а сама марка была напечатана литографским способом на Константинопольском монетном дворе, при этом все надписи были сделаны полностью на османском языке.

Номера телефонов некоторых важных служб:

  • 155 – Полиция

  • 112 – Неотложная помощь

  • 110 – Пожарная охрана

  • 118 – Телефонная справочная служба

  • 161 – Справочное РТТ 

Посольство России в Турции

Посольство России в Анкаре:
Karayagdi Sok. ґ5, Cankaya-Ankara. Тел. 439 21 22, 440 08 217, факс 438
39 52.
Консульство России в Стамбуле: Istiklal cad. 443, Beyoglu-Istanbul. Тел.
326 26 00, факс 326 26 01.
Консульство России в Трабзоне: Ercurum Cad. No 35, Trabzon.

Кризис Османской империи

В XX век Османская империя вступила в состоянии кризиса. Оно выражалось в следующем:

  • в 1840 году европейские государства официально объявили, что Порта теперь находится на их «коллективном попечении» и стали вмешиваться во внутренние дела империи;
  • после поражения в русско-турецкой войне 1878 года в стране был совершён государственный переворот. К власти пришёл Абдул-Хамод, который распустил парламент и установил деспотию (зулюм). Этот правитель был ярым сторонником панисламизма и прославился массовой резнёй армян;
  • в 1889 году появилась революционная организация младотурок, готовящая свержение режима султана.

В 1908 году под руководством младотурок было сформировано конституционное правительство. Придя к власти, младотурки стали придерживаться реакционных позиций и установили в стране диктаторский режим, похожий на «зулюм». Кроме проведения реформ они проводили гонения на нетурецкие народы.

Замечание 1

До начала первой мировой войны Турция приняла участие в нескольких локальных войнах. В 1911-1912 года страна потерпела поражение в итало-турецкой войне, у Турции в Европе оставался только Стамбул. В 1912-1913 годах произошли две Балканские войны, которые на время приостановили распад империи.

Частичная демократизация государства

После Второй мировой войны Народно-республиканская партия утратила свои лидирующие позиции. Наряду с нею сформировались Демократическая партия (1946) – близкая к НРП по программе, но более социально ориентированная, провозглашавшая заинтересованное сотрудничество с иностранными государствами; Социалистическая партия (1946) – сходная с британскими лейбористами, другие социалистические движения. Выборы 1946 г. прошли уже по многопартийной системе, и несмотря на победу НРП, ДП составила значительную фракцию в ВНСТ. На выборах 1950 г. программа ДП, особенно обвинения в коррупции по адресу НРП, принесли ей победу (54 % голосов, но вследствие особенностей мажоритарной системы это дало ДП более 80 % мест в ВНСТ).

Политика и законодательная практика ДП характеризовалась резким усилением национализма, преследованиями оппозиции (НРП была распущена, ее имущество конфисковано; судебные процессы над коммунистической партией нередко завершались смертными приговорами). Законодательство устанавливало многочисленные запреты на общественную деятельность, ограничения на гражданские свободы. Законом о печати (1956) были, в частности, запрещены публикации любых экономических материалов, критика депутатов – под угрозой значительных уголовных наказаний. В апреле 1960 г.. в борьбе с оппозицией ДП практически установила полицейско-диктаторский режим, создав особую парламентскую комиссию с чрезвычайными полномочиями.

В совокупности с другими обстоятельствами жизни страны, эта политическая диктатура вызвала массовое общественное недовольство. Движение интеллигенции и студентов было поддержано армией. 27 апреля 1960 г. военные совершили государственный переворот, распустив парламент и правительство. Власть была передана Комитету национального единства под председательством генерала Д. Гюрселя. ДП была запрещена. Комитет (из 38 чел.) считался высшим законодательным органом, правительство – исполнительным, суд был объявлен полностью независимым. Практически впервые в Турции был реализован принцип разделения властей, проведена реальная демократизация общественной жизни. Учредительное собрание (составленное из членов Комитета национального единства и избранных представителей – всего около 300 чел.) разработало и 27 мая 1961 г. утвердило новую конституцию страны. Конституция была утверждена 9 июля 1961 г. на национальном референдуме (61 % голосов).

Конституция 1961 г. существенно изменила государственную систему страны, жестко был проведен принцип разделения властей, установлены значительные гарантии гражданских свобод. ВСНТ (парламент) стал двухпалатным (с использованием американского и французского конституционного опыта). Национальная палата состояла из 450 депутатов, избираемых населением на 4 года. Верхняя палата, Сенат, состоял из 150 депутатов, избираемых на 6 лет с обновлением на 1/3 каждые два года. Для депутатов устанавливались повышенные цензы пассивного права. Законодательные права палат были практически равными. Вместе с тем были значительно укреплены позиции исполнительной власти – президента и, в особенности, правительства. Для обеспечения высшей силы Конституции вводился Конституционный суд, с правами контроля за правовым содержанием законов.

Демократизация политической жизни вызвала создание новых партий – всего около 20. Важнейшей политической силой последующих десятилетий стали возрожденная Национально-республиканская партия и созданная на основе ДП новая Партия справедливости во главе с С. Демирелем.

Ожесточенная борьба политических партий за власть, нарастание право-консервативной оппозиции и правого экстремизма в стране в условиях кризиса государственной экономики и новых внешнеполитических проблем снова привели к общегосударственному кризису. В сентябре 1980 г. в Турции произошел очередной военный переворот, были распущены парламент и все политические партии. Власть перешла к Совету национальной безопасности, представлявшему главным образом военные круги. После нормализации обстановки, в том числе путем массовых репрессий в отношении фашиствующих организаций и правоисламистских движений, консультативным меджлисом была подготовлена новая конституция страны, утвержденная сначала Советом национальной безопасности, затем на общенациональном референдуме.

Турция: география, политический строй, экономика, инфраструктура

Турция — капиталистическая страна прозападной ориентации — является активным членом агрессивных блоков НАТО и СЕНТО, деятельность которых направлена против стран социалистического содружества.

Она занимает важное стратегическое положение в районе Средиземноморья и Ближнего Востока. По её территории и водам проходят многие международные пути — сухопутные, морские и воздушные, связывающие три материка Восточного полушария

Географические условия Турции Турция расположена в двух частях света — в Азии и Европе.

кв.км., около 97% находится в Азии — на п-ове Малая Азия, на Армяно-Курдском нагорье и Сирийском плато.

Эту территорию в Турции называют Анатолия. Около 3% площади расположено в Европе — в юго-восточной части Балканского п-ова, в так называемой Восточной Фракии. На западе и северо-западе Турция граничит с Грецией и Болгарией, на северо-востоке — с СССР, на востоке — с Ираном, на юге — с Ираком и Сирией.

Ранняя история турок

Историки в целом сходятся во мнении, что первые тюрки жили на территории от Средней Азии до Сибири . Исторически они были созданы после 6 века до нашей эры. Самые ранние отдельные тюркские народы появились на периферии поздней конфедерации хунну около 200 г. до н.э. (одновременно с китайской династией Хань ). Первое упоминание турок было в тексте , который упоминается торговлей тюркских племен с согдийцами вдоль Шелкового пути .

Часто высказывается предположение, что сюнну, упомянутые в записях династии Хань, были прототюркскими спикерами.

В гуннов орды Аттилы , которые вторглись и завоевали большую часть Европы в 5 — м веке, возможно, были тюркские и потомки хунну. Некоторые ученые утверждают, что гунны были одним из ранних тюркских племен, в то время как другие утверждают, что они имели монгольское происхождение.

В VI веке, через 400 лет после краха северной власти хунну во Внутренней Азии , руководство тюркскими народами перешло к гектюркам. Гоктюрки, входившие ранее в конфедерацию кочевников хунну, унаследовали свои традиции и административный опыт. С 552 по 745 год руководство Göktürk объединило кочевые тюркские племена в Империю Göktürk . Название происходит от слова « гок» , «синий» или «небесный». В отличие от хунну предшественника, Göktürk ханство имело свои временные ханов от Ашина клана , которые были подчинены в суверенной власти , управляемой советом племенных вождей. Ханство сохранило элементы своей первоначальной шаманской религии, тенгрианство , хотя он получил миссионер буддийских монахов и практиковал синкретическую религию. Гёктюрки были первым тюркским народом, написавшим древнетюркский руническим шрифтом, орхонским письмом . Ханство было также первым государством, известным как «тюркское». К концу века Гектюркское ханство было разделено на две части; т.е. Восточно-Тюркский каганат и Западно-Тюркский каганат . Империя Тан завоевала Восточно-Тюркский каганат в 630 году и Западно-Тюркский каганат в 657 году в ходе ряда военных походов. Однако в 681 году ханство было возрождено. Göktürks в конечном итоге распался из-за серии династических конфликтов, но название «турок» позже было принято многими государствами и народами.

Тюркские народы и родственные группы мигрировали на запад от Туркестана и что в настоящее время Монголия по отношению к Восточной Европе , Иранское плато и Анатолии и современной Турции во многих волнах. Дата первоначального расширения остается неизвестной. После многих сражений они основали собственное государство, а затем создали Османскую империю . Основная миграция произошла в средневековье, когда они распространились по большей части Азии, в Европу и на Ближний Восток. Они также участвовали в крестовых походах .

Государства Зарубежной Европы с монархической формой правления

Как уже отмечалось выше, таких государств в этом регионе всего 12, но среди них есть три, которые оказывают значительное влияние на политическую и экономическую ситуацию во всем мире. Это Великобритания, Швеция и Испания. Больше всего монархий – в Северной и Западной Европе. Кроме Бельгии все страны, где главой является монарх – унитарные государства. Среди монархов только три женщины – в Нидерландах, Дании и Великобритании.

Рис. 2. Королева Дании Маргрете Вторая.

В основном формы правления стран Зарубежной Европы с монархическим устройством – это конституционные монархии. Фактически, конституционная монархия – это такая форма правления, при которой король только представляет государство, а управляет им выборный парламент, как и в республиках.

Среди европейских стран есть одно особое государство – это Ватикан. Здесь не только церковная, но и светская власть принадлежит главе римско-католической церкви – папе.

Рис. 3. Правящий Папа Римский Франциск.

Еще одна необычная страна – это Андорра, которая фактически является республикой, но формально остается парламентским княжеством.

Составить общее представление о типах правления в Зарубежной Европе поможет наглядная таблица с полными списками европейских государств.

Государства с республиканской формой правления

Государства с конституционной монархией

Государства с абсолютной монархией

Австрия

Греция

Ирландия

Исландия

Италия

Мальта

Португалия

Сан-Марино

ФРГ

Финляндия

Франция

Швейцария

Албания

Болгария

Босния и Герцеговина

Венгрия

Латвия

Литва

Македония

Польша

Румыния

Словакия

Словения

Хорватия

Чехия

Эстония

Бельгия

Великобритания

Дания

Испания

Лихтенштейн

Люксембург

Монако

Нидерланды

Норвегия

Швеция

Андорра

Ватикан