Дворец топкапы

Краткое описание достопримечательности

Дворец султанов Османской империи. Находится в одном из лучших мест Стамбула — на мысе Серальо (Сарайбурну) на стыке Босфора и Золотого рога. С 1985 года весь комплекс исторических зданий на мысе, включая Дворец Топкапы, объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворец начали строить в 1459 году по приказу султана Мехмеда II Завоевателя. Далее все султаны добавляли что-то новое. Самые большие изменения принадлежат Сулейману Великолепному и его сыну Селиму.

Площадь дворца — около 70 гектаров. Здесь несколько десятков строений разного назначения. Туристы могут посмотреть воочию, как и где жил и работал султан. Как жили его жёны и наложницы в гареме.

Вдобавок Дворец Топкапы — это ещё и самый большой и богатый в Турции музей. Здесь можно увидеть сокровища султанов, включая знаменитые Бриллиант Ложечника и Кинжал Топкапы. Также коллекцию имперского оружия из более чем 400 предметов, коллекцию одежды из 2500 предметов, коллекцию фарфора и керамики из нескольких тысяч предметов и многое-многое другое.

Подробно обо всех интересных местах поговорим позже. А сейчас начнём с технических моментов.

Начинаем экскурсию с Первого Двора

Музей Археологии и другие

Главные врата Топ капи палас в Турции звучат на турецком языке как Баб-ы Хамаюн, что переводится как Ворота Повелителя. Еще их называют Имперские ворота Топкапы.

Перед ними расположено красивое здание . Именно здесь в давние времена можно было набрать питьевой воды. Вот как это выглядит на старинной гравюре Огюста де Шуазель-Гуфье.

А вот как фонтан и вход в Топкапи смотрится сегодня.

Первый двор называется двором Янычар (Alay Meydani). Именно через эти мраморные ворота въезжали в свою резиденцию султаны и выезжали, например, на молитву в Айя Софию.

Первый — самый большой двор из всех четырёх. Здесь устраивались различные празднества, ожидали приёма султана иностранные послы. Гости, пользующиеся особым уважением, имели право проезжать через Ворота Повелителя на коне. Сейчас пускают только пеших туристов и только после проверки на отсутствие металлических и прочих несанкционированных предметов.

Немного неуютно себя чувствуешь, когда на тебя пристально смотрят военные с настоящим огнестрельным оружием в руках. 

Сразу после прохода через высокие ворота Повелителя расположен вход в один из филиалов , в котором, если взять в общем и целом, нашему вниманию представлены более миллиона экспонатов различных времён и культур.

В 1727 году на огромном участке первого двора выросло ещё одно здание. Это был Императорский монетный двор. Его многочисленные цеха служили не только для печатания денег, но и для изготовления различных деталей из золота и серебра для украшения дворца, для изготовления медалей, сувениров и ювелирных украшений. В настоящее время в здании обустроен музей, где желающие могут увидеть уцелевшие печатные станки: бесценные экспонаты нашей истории.

Сейчас на просторной зеленой территории Первого двора на фоне Монетного в тени деревьев отдыхают многочисленные туристы.

Раньше на территории двора Янычар располагались служебные и хозяйственные помещения. Теперь здесь находятся билетные кассы, где можно приобрести входные билеты в дворец Топкапы, Гарем и Сокровищницу. Но об этом подробнее напишу в конце статьи.

А еще отсюда виден кусочек Мраморного моря в бухте Золотой Рог.

Важной достопримечательностью первого двора Топкапи является церковь святой Ирины

Этот древний православный храм заслуживает нашего особого внимания, поэтому я расскажу о нём подробнее. Читайте в отдельной статье про историю самого первого величественного собора св. Ирины в Константинополе.

Дворцовые тайны: а их здесь немало

Но не только весёлые представления проходили на этом дворе. Недалеко от главных ворот находился, так называемый, Фонтан палача. В нём мыли руки и окровавленные секиры палачи после проделанной работы. А в остальное, не занятое основной работой время, они ухаживали за цветами, попросту говоря, подрабатывали садовниками.

Представьте картинку: идут слуги по двору, а у фонтана дядя с окровавленными руками топор моет. Поучительное зрелище, надо сказать, безмолвно говорящее: а жизнь-то, в общем-то, коротка и непредсказуема. Помните об этом, подданные султана.

Ещё говорят, что одним из секретов дворца Топкапы была длинная подземная труба, по которой мешки с телами неугодных и тайно казнённых отправлялись в воды Мраморного моря. Современные исследователи, конечно, такой трубы не нашли. Но это совсем не значит, что её не было. Во дворце, где султан — царь и повелитель людских судеб — что-то подобное существовало обязательно.

Бейлербей

Настоящее чудо архитектуры классического барокко – дворец Бейлербей находится на азиатской стороне Босфора в одноименном р/не. Необыкновенно живописная территория с цветущими магнолиями, каштанами, лаврами, цветочными газонами окружает беломраморное здание дворца. Над всей этой красотой проложен воздушный пешеходный мост к Босфору.

Среди парковой зелени сияет голубое зеркало большого бассейна, изящные скульптуры установлены в разных уголках. Великолепное необарочное строение возвели при Абдул-Азизе (1861-1865 г) в качестве летней султанской резиденции, где происходили встречи с иностранными гостями. К дворцу ведёт длинный каменный туннель со сводчатым потолком. В оформлении внутренних интерьеров 6 парадных залов и 26 комнат присутствует европейский и восточный декор.

Нельзя не залюбоваться роскошными богемскими люстрами, огромными коврами ручной работы, красивыми напольными вазами, оригинальными часами. В некоторых помещениях пол застелен египетскими тростниковыми циновками. В одном из парадных залов установлен шикарный фонтан, выполняющий роль кондиционера.

Голубая мечеть Стамбул. Описание Голубой мечети Стамбула

В наши дни мечеть Султанахмет в Стамбуле является одной из главных исторических достопримечательностей города. Она была построенная по принципу Храма Святой Софии и является одним из величественных сооружений Стамбула.

Несмотря на свои внушительные размеры (64 на 72 метра), она создает ощущение воздушности и легкости. Купола расположены словно каскадом, от этого создается впечатление легкости и плавности строения.

Изначально она представляла собой целый архитектурный комплекс, который состоял из непосредственно мечети, больницы, бани, караван-сарая, рынка, начальной и средней школ, семинарии. До наших дней больница и караван-сарай не сохранились, зато остальные строения мы можем наблюдать практически в том виде, какими они были ранее.

Свое название она получила из-за использованных в оформлении мечети голубых изразцов, сделанных в Изнике (в течение 7 лет фабрика в Изнике производила изразцы только для этого строительства, расторгнув контракты на поставку с другими покупателями).

Этими уникальными изразцами выложены стены внутри и высокие потолки. На отделку внутри помещений было использовано более 20000 изразцов белого и голубого цветов.

При строительстве были использованы также ценные породы мрамора, камни дорогих пород. Махриб (специальная ниша для молитв) высечена из цельного куска белого мрамора.

Архитектор Мехмед-ага, прозванный «ювелиром», уделял внимание не только декоративной отделке помещений, но и инженерной точности, благодаря которой здание прочно стоит на земле и при стамбульских землетрясениях не подвергалось разрушениям. Минбар (возвышение, кафедра для чтения молитвы) также выполнен из куска белого мрамора и покрыт искусной резьбой

Одна из особенностей состоит в том, что в ней имеется целых 6 минаретов вместо положенных по правилам 4-х. Возможно, это было ошибкой строительства из-за неверной интерпретации: вместо «золотого» минарета (алтын) построили «шесть» (алты), и после разразился большой скандал.

Дело в том, что наибольшее количество минаретов – а именно пять – имела лишь одна мечеть в мире – Аль-Харам, главная, находящаяся в Мекке. Чтобы уладить дело миром, султан Ахмед послал в Мекку своего личного архитектора, чтобы он построил шестой и седьмой минареты, и тем самым главная мечеть сохранила свое превосходство.

Перед зданием находится большой внутренний двор, окруженный 26 колоннами. В самом центре двора находится традиционный фонтан для омовений (омовения нужно совершить до молитвы). Там же, с восточной стороны, находится медресе (религиозная школа).

Внутренняя отделка поражает своим богатством и великолепием. Ее можно также назвать разноцветной – в оформлении использованы не только голубые и белые цвета, но очень много росписи золотом и красно-черной вязи на стенах.

Помещение освещено светом, падающим из 260 окон. Ранее на окнах были венецианские стекла и витражи, отчего на пол и стены ложились разноцветные блики. Сейчас это самые обыкновенные стекла.

На стенах вывешены изречения из Корана, выведенные традиционной каллиграфией (выполнил Касим Губари). Летом здесь проводятся исторические шоу (на турецком, французском и английском языках), которые повествуют о героических страницах истории Турции. Стамбул очень богат на разнообразные мечети , соборы , храмы , церкви , дворцы . И каждая из них уникальна и достойна восхищения.

Четвертый двор дворца Топкапы.

Поднявшись по лестнице, мы увидели Диван-мечеть.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 19

Далее расположен Дворец Меджида, являющийся самой поздней постройкой в Топкапы. Это своеобразный прощальный подарок Абдул Меджида I, который он сделал Топкапы незадолго до переезда в новый султанский дворец Долмабахче. Дворец совсем не типичен для османов, он больше напоминает европейские дворцы. Это не удивительно, ведь европейская культура оказывала значительное влияние на вкусы османских султанов. Смотрите сами, этот дворец кардинально отличается от всего остального в Топкапы.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 20

Важным зданием для султанской семьи являлась палата главного лекаря. Здесь раньше располагалась аптека, где готовили всякие «зелья» для султанского двора. Думаю, что яды, чтобы травить друг друга женщины добывали тоже здесь.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 21

Лестница ведет к единственному деревянному зданию Топкапы — Диван-дворец или Павильону с террасой. Изначально эти помещения служили местом отдыха, а позднее превратились в покои для гостей.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 22

Аудиогид и схема дворца Топкапы

Думаю, что многие со мной согласятся — ходить по музеям гораздо интереснее в компании русскоязычного аудиогида. К счастью, в Топкапы этот самый аудиогид есть.

Покупаете билет, заходите внутрь и видите небольшой киоск, где за залог и 15 лир (около 7 долларов) дают в аренду аудиогид. Залогом может быть 50 евро или паспорт.

Здесь дают русский аудиогид в Топкапы

Здесь дают русский аудиогид в Топкапы

Вместе с аудиогидом нам вручили схему дворца Топкапы.

Топкапы — султанский дворец в Стамбуле фотография 24

Скачать схему-план дворца Топкапы

1. Кассы музея Топкапы и Сокровищницы
2. Первый двор, двор Войска, двор Янычар, Алай Мейданы (Alay Meydan?)
3. Церковь Св.Ирины (Aya Irini Kilisesi)
4. Вход в Монетный двор Дарпхане (Darphane-i Amire) и Археологический музей (Arkeoloji M?zesi)
5. Ворота Приветствия Баб-юс Селям (Bab-?s Selam)
6. Второй двор, двор Дивана, Диван Мейданы (Divan Meydan?)
7. Выставка дворцовых экипажей
8. Выставка китайского фарфора
9. Выставка европейского фарфора
10. Кухонный дворец Сарай Мутфаклары (Saray Mutfaklar?)
11. Выставка турецкого фарфора
12. Ворота Счастья, ворота Блаженства, Баб-юс Саадет (Bab-? Saadet)
13. Выставка оружия (Silah Seksiyonu Sergi Salonu), здание Внешней казны Дыш Хазине (DИ Hazine)
14. Зал Дивана Диван-ы Хумайюн (Divan-? H?ayun)
15. Вход в Гарем, ворота Араба Капы (Araba Kap?)
16. Гарем дворца Топкапы (Harem Torkap?)
17. Двор матери султана Валиде Султан
18. Покои матери султана Валиде Султан
19. Салон Мурада III (III. Murat KИk?)
20. Покои Ахмеда III (III. Ahmet KИk?)
21. Двор фавориток Гёзделер (G?zdeler Meydan?)
22. Тронный зал, зал Аудиенций (Arz Odas?)
23. Библиотека Ахмеда III (III. Ahmet K?t?phanesi)
24. Дворцовая библиотека Топкапы (Topkap? K?t?phanesi)
25. Третий двор Эндерун (Enderun)
26. Сокровищница Хазине Кошугу (Hazine Ko?u?u)
27. Галерея портретов султанов
28. Выставка часов
29. Павильон Священной мантии и святых реликвий (Hirka-? ?erif)
30. Летний дворец Абдул-Меджида, павильон Меджидийе (Mecidiye Saray?), ресторан Konyalt?
31. Домик главного лекаря
32. Павильон Разговлений, беседка Ифтарийе (Iftarye)
33. Ереванский павильон, летний дворец Реван (Revan KИk?)
34. Багдадский павильон, летний дворец Багдат (Ba?dat KИk?)
35. Диванный павильон (Sofa KИk?), фонтан и терраса Султана (Sofa-i H?mayun)
36. Зал обрезания Сюннет Одасы (S?nnet Odas?)

Дворец Ибрагима-паши. Дворец Ибрагима паши

Дворец Ибрагима паши, находящийся в самом центре исторического центра Стамбула – на площади Ипподром , является уникальным памятником Османской архитектуры XVI в. В период возведения дворца, большинство гражданских построек было выполнено из дерева, в противоположность этому дворец Ибрагима Паши был выполнен из обтесанного камня.

Точная дата постройки дворца и имя архитектора до сих пор не известны, известно лишь, что перед большим празднованием обрезания в 1582 году, вход был перестроен архитектором Мимаром Синаном. Огромный дворец, имевший четыре двора, мог посоревноваться в размерах с постройками дворца Топкапы .Изначально дворец носил название дворец Ипподрома, на развалинах трибун которого он был возведён. Однако после того, как султан Сулейман , после проведенного во дворце ремонта, подарил дворец визирю Ибрагиму паше , дворец стали называть именем паши. Ибрагим паша был видным политичиским деятелем, полководцем и другом детства султана Сулеймана. Первым торжеством, проведенным во дворце Ибрагима паши в 1524 году, была свадьба паши с сестрой султана Сулеймана – Хатидже султан. В 1530 году, султан Сулейман наблюдал с террасы дворца Ибрагима паши празднование обрезания наследников Мустфы, Мехмета и Селима. В дальнейшем дворец Ибрагима паши неоднократно использовался для организации различных празднеств. В 1536 году после того, как Ибрагим паша в результате интриг Хуррем султан (Роксоланы) был задушен, дворец перешёл в собственность государства.  В дальнейшем дворец Ибрагима паши служил резиденцией визирям, позже использовался в качестве посольства, казарм и тюрьмы. После реставрации, проведенной в 1966-1983 годах, в знание дворца переехал музей Турецко-исламского искусства .

Двор дворца Ибрагима Паши

Внутри дворца Ибрагима паши

Один из сводов дворца

Внутри дворца Ибрагима паши

Дворец Ибрагима паши расположен на площади Ипподром напротив Голубой мечети , что бы осмотреть дворец придётся купить билет в музей Турецко-исламского искусства, стоимость билета 25 лир. Музей открыт для посещения каждый день кроме понедельника c 25 октября по 15 марта с 9.00 до 17.00, с 15 апреля по 15 марта с 9.00 до 19.00 (вечером войти в музей можно за 30 минут до закрытия). Что бы добраться до дворца Ибрагима паши с площади Таксим необходимо сесть на фуникулер , после чего пересесть на скоростной трамвай и доехать до остановки Султанахмет.

Вид на Голубую мечеть и Египетский обелиск, открывающийся из дворца

Террасы дворца

О музее Топкапы

Музей Топкапы находится в очень красивом месте — на мысе Сарайбурну, где Золотой Рог и Босфор впадают в Мраморное море. В его стенах имеется большое количество комнат, отведенных для наложниц султана, которым было разрешено там спать и украшать себя. В свободное время девушки прогуливались по тесному дворику.

Огромный музей условно делится на четыре секции, одна из которых была отведена для султана (здесь же находился хаммам), а вторая — для его матери, которая фактически следила за гаремом. Остальные две части были разделены между евнухами и наложницами султана.

Сыновья Ирины Метлицкой уже совсем взрослые мужчины (редкие снимки)

Свекровь обратилась к невестке с просьбой взять платье. Люди поддержали девушку

«Яркая и стройная»: как выглядит сестра Юлии Проскуряковой (фото)

Третий двор

Чтобы попасть в третий двор, надо пройти через ворота, носящие замечательное название – Ворота Счастья (Баб-ус-саадет‎). Третий двор называли Эндерун – Внутренний дворец. Он особенно красив, подстриженные газоны, цветы, деревья вдоль аллеи, фонтаны, древние серебристо-серые здания, внутри которых потоки света из окон и витражей падают на изникские плитки, на раздвижные двери с резными деревянными панелями, на мягкие сиденья, создавая ощущение мира и покоя.

Тронный зал или зал Аудиенций

Сразу за порогом Ворот Счастья находится стоит Зал Аудиенций. Султан сидел на своем золотом, украшенным изумрудами троне , и слушал доклады Великого Визиря о работе Дивана. Присутствующие при этом сидели на полу. Здесь же принимались иностранные послы, которых при этом сопровождали два белых евнуха. Каждый из них держал одну руку иностранного гостя для предупреждения возможных недружественных поступков последнего. Маленький фонтан у правой двери обеспечивал приватность беседы.

Библиотека Ахмета III

В центре третьего двора находится библиотека Ахмета III. Это здание прекрасной оттоманской архитектуры с множеством окон и соблазнительных мягких диванов, на которых, верно, было бы так славно посидеть и почитать… Ранее здесь хранились более чем 3.500 рукописных книг по теологии и исламскому праву на турецком, арабском и персидском языках. Некоторые были инкрустированы перламутром и слоновой костью. Хотя уже сейчас самих книг здесь нет, их хранят в другом месте, библиотеку все же стоит посетить, чтобы полюбоваться над окнами и на стенах плитками 16-го и 17-го века из Изника.

В здании школы пажей представлена ценная коллекция султанской одежды. В ней около 2,500 предметов: от парадных султанских халатов из драгоценных тканей с самоцветными камнями и мехом до более скромных повседневных. Все вещи бережно сохранялись. На выставке можно увидеть маленький детский кафтанчик султана Селима и отлично сохранившийся кафтан из красного и золотого шелка, принадлежащий Мехмеду Завоевателю, возраст которого более пятисот лет.

Сокровищница

Она содержит огромную коллекцию подлинных уникальных ювелирных изделий. Золото, серебро, рубины, изумруды, нефрит, жемчуг, бриллианты… Блестящие и сверкающие сокровища! Великолепие!

Доспехи султана Мустафы III, состоящие из железной кольчуги, украшенной золотом и инкрустированной драгоценными камнями, его золоченый меч и щит. Трон султана Мурата IV из эбенового дерева с инкрустациями. Золотая индийская музыкальная шкатулка. Многие предметы никогда не покидали пределы дворца.

В следующей комнате находится кинжал Топкапы. У него золотая рукоять, украшенная множеством алмазов и тремя огромными изумрудами, под одним из которых спрятаны золотые часы. Он предназначался в подарок персидскому шаху. Однако, пока подарок был в пути, шаха убили. Тогда дар вернулся назад в Топкапы дворец.

Третья комната сокровищницы хранит 86-каратный Алмаз Кашикчи – так называемый алмаз Ложечника, окруженный 49 бриллиантами. Камень, таинственно попавший в кучу мусора, и найденный там каким-то бедняком, не понимавшим его истинной ценности, был обменян нашедшим на 3 деревянных ложки, оттуда и пошло название камня.

Павильон священных реликвий

Это залы в которых хранятся священные реликвии ислама: один из зубов пророка Мухаммеда, волос из его бороды, меч, знамя, самое священное сокровище – мантия пророка и еще несколько редкостей. В это помещение входить нельзя, можно только заглядывать из открытой двери. Даже самому султану и его семье было разрешено входить сюда только раз в году на 15-й день Рамадана. Сюда приходит много паломников, стоят длинные очереди.

На третьем дворе в различных зданиях размещалась школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров Османской империи. Здесь обучались христианские мальчики, которых турки насильно отбирали у родителей. К детям внимательно присматривались, их изучали и направляли обучаться согласно способностям и склонностям. Кузница кадров для османского двора и правительственных учреждений готовила из одаренных мальчиков высококлассных специалистов по семи направлениям. Из мальчиков после обучения в Эндеруне получались и выдающиеся министры империи, и крупные должностные лица, и чиновники, и янычары, и даже архитекторы. Великий Синан учился здесь.

3. Фотопрогулка по дворцу

Кассы и вход во дворец находятся в разных местах. Здесь видно вход с башенками, но сначала мы идем направо к кассам (оттуда толпа как раз идет), чтобы купить билет:

Главные ворота («Врата приветствия»):

Территория дворца:

Типичная экскурсионная группа:

Территория очень приятная — когда-то здесь жили султаны со своей свитой:

Повсюду зелень, на каждом шагу памятники и монументы:

Стены оформлены потрясающе:

Можно взять аудиогид за 20 лир:

Зал заседаний:

Внутри:

Раньше это помещение выглядело примерно так:

А еще в сокровищнице хранится Алмаз Кашикчи или Алмаз Ложечника (алмаз в 86 карат, окруженный 49 бриллиантами). По легенде его нашел бедняк в куче мусора и, недолго думая, обменял его на три деревянных ложки.

Из дворца открывается потрясающий вид на Босфор. Идеальная точка для фотосъемки:

Место популярное, туристов много, поэтому и цены гораздо выше среднего:

Самый дальний двор со скамейками:


Галатская башня

Описание беседки:

Заметили, что на первых фото туристов не так много? Это потому что было раннее утро. Вот что здесь происходит ближе к обеду:

Так что приходить лучше пораньше, иначе придется бродить по дворцу в такой толпе.

Факты и легенды о Хюррем

Одна из наложниц султана, ставшая его женой, — легендарная личность, которая жила во дворце. Некоторые легенды говорят о том, что Роксолана, или Хюррем, была украинкой, которую взяли в плен татары, после чего красавица была продана в рабство и подарена правителю Османской империи.

Настоящее имя девушки — Анастасия Лисовская, а Хюррем ее прозвали, потому что в переводе это означает «веселая». Она была настолько предприимчивая и находчивая, что ей не составило никакого труда завоевать особое место в жизни султана, а также победить в противоборстве с его главной женой, которую звали Махидевран.

Быть на высшей ступени иерархии гарема было довольно непросто. На первой ступени находились одалиски, которым не суждено стать наложницами повелителя. За ними шли гёзде, которые проводили всего несколько ночей с султаном. Из этих девушек выбирались ибкал — фаворитки. Их было не более 15. Правитель периодически спал с каждой из них. В случае если у ибкал рождался сын, она сразу же переходила на высшую ступень и становилась главной фавориткой.

Невероятно красивая Хюррем покорила сердце Сулеймана и прошла все ступени. Он очень сильно полюбил ее и даже отослал свою главную жену Махидевран в другую провинцию. Спустя некоторое время Хюррем получила статус хасеки. Она стала выше сестёр и братьев правителя. Повелитель даже официально женился на красавице, что противоречило императорским традициям. Он подарил ей кольцо из самых дорогих драгоценных камней. После этого Сулейман больше не знал ни одну женщину.

Хюррем стала настолько значимой в жизни правителя, что он стал воспринимать ее, как своего советника. Даже находясь в дальних походах, всю информацию о ситуации, происходящей в Топкапы, он получал от нее. Она же вела прием послов и переписку с другими государствами. Одна из легенд гласит о том, что любимая женщина падишаха была отравлена одним из придворных.

Она родила Сулейману пять сыновей и одну дочь. У детей были очень красивые и величественные имена:

  1. Мехмед;
  2. Абдалла;
  3. Селим;
  4. Баязид;
  5. Джахангир;
  6. Михримах.

Описание и фото

Благотворительный комплекс находится напротив мечети Хюррем Султан. В комплекс входят больница, кухня для бедных, медресе и начальная школа. Многие из этих зданий сохранились до наших дней. Чтобы попасть из мечети в кюллие, необходимо пересечь узкую улочку Хасеки.

Архитектура

Строительство мечети было завершено в 1538 году. Изначально это небольшое здание имело форму куба с одним куполом. В 1612 году заднюю стену мечети снесли и пристроили к зданию еще один зал со сводчатыми потолками.

Вместо прежней стены появилась сводчатая арка, в основании которой разместились круглые колонны из темного мрамора. Сверху здание было накрыто еще одним куполом.

При строительстве мечети камни очень плотно подгоняли друг к другу, поэтому швы между ними стали практически незаметными. Стены мечети покрыли фарфоровой плиткой. На некоторых плитках написали стихи, посвящённые Роксолане.

Кафедру минбара внутри мечети украсили резьбой по дереву. Михраб декорировали в стиле барокко и заполнили «сталактитами».

Справка: В росписи куполов мечети и ее внутренних помещений преобладают черный, темно-красный и золотой цвета.

Этим мечеть Хюррем Султан отличается от своих современных собратьев, расписанных в белых, серых и голубых тонах. Все достопримечательности Стамбула — мечети, музеи, дворцы, храмы и даже бани поражают своей величественностью, роскошью, уникальностью и неповторимостью.

История

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид на месте византийской площади Быков. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон».

В 1475-78 гг. Мехмед начал сооружать на развалинах резиденции византийских императоров новый дворец — Топкапы. При этом старый «Изразцовый павильон» оказался на периферии этой резиденции. Первые полвека Топкапы служил лишь «рабочей» резиденцией султанов (как это было и во время существования дворца Баязид): «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса.

В XVI веке Роксолана (славянская наложница, а затем жена султана Сулеймана I) добилась переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания.

В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую европеизированную резиденцию — дворец Долмабахче.

В 1923 году, с установлением республики, Топкапы, как и другие дворцы, указом Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем. Резиденцией главы турецкого государства остался дворец Долмабахче.

Текфур

Среди архитектурных памятников Византийской эпохи в Стамбуле есть дворец Текфур. По сути, это лишь остатки руин от некогда грандиозного комплекса административных зданий 13 века – Влахерны. Из них лучше всего сохранился Текфур, архитектура которого даёт представление о византийском стиле строительства. После завоевания Константинополя османами они разграбили этот дворец, дав ему название Текфур (король). Именно в нём находилась резиденция императора.

В знак пренебрежения к поверженному императору в его апартаментах устроили зверинец. Африканские хищники (львы, гепарды, гиены) заняли императорские залы. Затем здесь находились мастерские по изготовлению глиняной посуды, приют для бездомных. Сегодня от некогда великолепного строения из белого и красного кирпича остались стены. Высокие арочные проёмы, искусно выложенные наличники, затейливые орнаменты свидетельствуют, что Текфур был архитектурным шедевром.