По каким правилам жили жёны султана

В словаре Словарь иностранных слов

I

а, м., одуш.

Титул монарха в некоторых мусульманских странах, а также лицо, носящее такой титул. Султанский — относящийся к султану, султанам.||Ср. ИМАМ» title=’ИМАМ, ИМАМ это, что такое ИМАМ, ИМАМ толкование’>ИМАМ, ПАДИШАХ» title=’ПАДИШАХ, ПАДИШАХ это, что такое ПАДИШАХ, ПАДИШАХ толкование’>ПАДИШАХ, ХАЛИФ» title=’ХАЛИФ, ХАЛИФ это, что такое ХАЛИФ, ХАЛИФ толкование’>ХАЛИФ (КАЛИФ» title=’КАЛИФ, КАЛИФ это, что такое КАЛИФ, КАЛИФ толкование’>КАЛИФ), ХАН, ШАХ, ШАХИНШАХ» title=’ШАХИНШАХ, ШАХИНШАХ это, что такое ШАХИНШАХ, ШАХИНШАХ толкование’>ШАХИНШАХ, ЭМИР» title=’ЭМИР, ЭМИР это, что такое ЭМИР, ЭМИР толкование’>ЭМИР.II

а, м.

1. Украшение на головных уборах, преимущ. военных, в виде пучка перьев или стоячих конских во-лос, а также на головах лошадей в торжественных церемониях.||Ср. ПЛЕРЕЗЫ» title=’ПЛЕРЕЗЫ, ПЛЕРЕЗЫ это, что такое ПЛЕРЕЗЫ, ПЛЕРЕЗЫ толкование’>ПЛЕРЕЗЫ, ПЛЮМАЖ» title=’ПЛЮМАЖ, ПЛЮМАЖ это, что такое ПЛЮМАЖ, ПЛЮМАЖ толкование’>ПЛЮМАЖ, ЭГРЕТ» title=’ЭГРЕТ, ЭГРЕТ это, что такое ЭГРЕТ, ЭГРЕТ толкование’>ЭГРЕТ.

2. перен. Расширяющийся кверху столб чего-нибудь Султаны огня.||Ср. ШЛЕЙФ» title=’ШЛЕЙФ, ШЛЕЙФ это, что такое ШЛЕЙФ, ШЛЕЙФ толкование’>ШЛЕЙФ.

3. Соцветия у некоторых растений. С. иван-чая. Султанчик — уменьш. от с.

Происхождение и концепция термина

Термин «женский султанат» ввёл турецкий историк в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал женский султанат как причину упадка Османской империи.

Лесли Пирс также рассматривает женский султанат с этой точки зрения, однако указывает на ряд предубеждений. Причиной этих предубеждений была негативная мысль, что женщина не может стоять во главе исламского государства. Пирс пишет, что шейх-уль-ислам в 1599 году жаловался на вмешательство женщин в политические дела. С тех пор период после окончания правления Сулеймана Великолепного (период застоя и следующий за ним период упадка) считается негативным последствием именно правления женщин. Однако Лесли Пирс отмечает, что после окончания женского султаната в 1656 году упадок империи вовсе не замедлился, а даже наоборот ускорился. И действительно, Лесли Пирс, Ильбер Ортайлы и ряд других историков связывают поражение в Венской битве в 1683 году, произошедшее после окончания султаната женщин, с упадком Османской империи. Что же касается самого женского султаната, то он скорее явился следствием, нежели причиной упадка. Управление империей требовало от султана длительного пребывания в столице: эра завоеваний Кануни была близка к завершению уже во второй половине его правления, поскольку границы Османского государства достигли Священной Римской империи, Русского царства и Персии, равноудалённых от Стамбула. Армия, вышедшая в начале лета в поход, всё равно оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Походы стали невыгодны в финансовом плане.

Сегодня термин «женский султанат» в основном используется для обозначения периода, в котором женщины были к власти гораздо ближе, чем в любой другой период османской истории. Так или иначе османские женщины имели несоизмеримо меньше власти и были дальше от абсолютизма, чем европейские женщины того времени (например Екатерина II или Елизавета I).

Катастрофа

Катастрофа парохода «Султанша»

Приблизительно в восьми милях вверх по реке от Мемфиса, когда корабельные часы показывали 02.40, на «Султанше» взорвался правый котёл. Мощность взрыва была такова, что палубы вместе с людьми рухнули вниз, а одна из труб была отброшена за борт. Вторая труба обрушилась на переполненную спящими пассажирами носовую надстройку. Возникший в результате взрыва пожар в течение нескольких секунд охватил практически всю среднюю часть деревянного судна. Левый котёл и паровая машина судна не пострадали, и корабль продолжал движение, а возникающий встречный ветер раздувал огонь по всему кораблю. Вскоре большая часть парохода была объята пламенем. В том месте, где произошла катастрофа, ширина Миссисипи достигала пяти километров.

С момента взрыва корабль около часа оставался на плаву. Когда в результате воздействия огня борта парохода прогорели ниже ватерлинии, полыхающее судно затонуло. Тех, кто ещё держался на воде, течение реки увлекло вниз.

Старший механик «Султанши» Нэйт Уинтрингер, единственный офицер из экипажа корабля, оставшийся в живых, написал в своём рапорте:

Другой очевидец трагедии лейтенант Джо Эллиот написал в своих мемуарах:

Сравнение «Султанши» и «Титаника» Несмотря на то, что последний в несколько раз превосходил «Султаншу» по размерам, число жертв в катастрофе «Султанши» было значительно большим

Мичман Эрншоу, вахтенный броненосца «Эссекс», видел проходившую мимо вверх по течению «Султаншу», но не видел момент взрыва. Услышав грохот, он доложил капитану «Эссекса» лейтенанту Берри: «Близ нашей якорной стоянки взорвался большой колёсный пароход. Горит, искры летят в небо».

На следующий день капитан броненосца написал командованию отчёт об этих событиях, в котором, в частности, говорилось:

Когда катер лейтенанта Берри доставил вторую партию пострадавших, часовые форта Пикеринг вновь открыли огонь по спасательной команде. Северяне опасались вылазок партизан, которые не признавали капитуляции, и потому у стоявших в карауле был приказ не допускать неизвестные лодки близко к расположению. Ружейный огонь не прекращался до тех пор, пока начальник форта полковник Каппнер не обошёл все посты лично и не приказал прекратить стрельбу. Выстрелы прекратились лишь на рассвете, когда большинство находящихся в воде людей уже погибли.

Примечания

  1. İlber Ortaylı. Tarihimiz ve Biz. — Timaş. — 119 с.
  2. İlber Ortaylı. Son İmparatorluk Osmanlı. — İstanbul: Timaş, 2012. — С. 78. — 208 с. — ISBN 975-263-490-7.
  3. Leslie P. Peirce. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — Oxford University Press, 1993. — ISBN 978-0-19-508677-5.
  4. Caroline Finkel. Osman’s dream: the story of the Ottoman Empire, 1300-1923. — John Murray Publishers Ltd, 2005. — ISBN 0-7195-5513-2.
  5. Lucienne Thys-Senocak. Ottoman Women Builders: The Architectural Patronage of Hadice Turhan Sultan (Women and Gender in the Early Modern World). — Ashgate Publishing, 2007. — ISBN 0-7546-3310-1.
  6. Rüknü Özkök — Mustafa Barış Özkök. Malazgirt’ten Dumlupınar’a. — С. 150. — ISBN 978-605-111-252-7.
  7. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 94.
  8. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 95.
  9. ↑ Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 105.
  10. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — New York: Oxford University Press, 1993. — P. 106.
  11. Фрили Дж. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов. — Смоленск: Русич, 2004. — С. 172.
  12. Rüknü Özkök — Mustafa Barış Özkök. Malazgirt’ten Dumlupınar’a. — С. 182,183. — ISBN 978-605-111-252-7.
  13. Gelişim Hachette Ansiklopedisi. — Т. 9. — С. 3096.
  14. Josef Matuz. Das Osmanische Reich. Grundlinien seiner Geschichte. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2008. — С. 136, 169.
  15. Daniel Goffman. The Ottoman empire and early modern Europe. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — С. 63.

Отношения кадын-эфенди с султаном и в гареме

Летом кадын-эфенди облачались в легкие накидки, а зимой носили шубы. Когда им предстояло пройти мимо султана, они снимали свою верхнюю одежду и передавали её своей служанке. Жены не имели права сесть, пока султан им не разрешал. Ведь перед ними их муж в первую очередь Правитель Османской империи. Без его воли они не могли даже разговаривать.

Другие женщины в гареме обязаны были их уважать и в знак почтения целовали подол её юбки.  А если одна кадын-эфенди хотела поговорить с другой, она отправляла к ней свою служанку, чтобы узнать может ли та уделить ей время, чтобы встретиться. Конечно, отношения у них были чисто формальными.

Кадын-эфенди должны были выходить только в сопровождении своих служанок и помощников. Евнух, который сопровождал жену султана, должен был следовать везде за её каретой пешком. Если же кадын-эфенди отправлялись куда-нибудь все вместе, то каждая ехала в своей повозке с соблюдением порядка старшинства.

Похожие термины:

  • 1843–не ранее 1878), прапорщик (28.06.1865), из кабардинских (бывших абазинских) узденей 2-й степени (беслен-уорк), сын офицера. В службе в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне собственного Его Импера

  • 24.08.1875–не ранее 1920), полковник (1917), сын поручика. В службу вступил 18.10.1893 вольноопределяющимся 2 разряда рядового звания в 1-й лейб-драгунский Московский Его Величества полк. Окончил Тверское кавале

  • ген.-майор свиты Е. И. В.; род. 1821, † 30 дек. 1876 г. {Половцов}

  • 1820–30.12.1876), генерал-майор (к 1867), сын войскового старшины. Потомок очеркесившихся крымских Гиреев. В службе с 16.01.1839 рядовым Черноморской кордонной линии (по другим данным в 1835 воспитывался в Первом

  • он же Алим) (?–не ранее 1879), подпоручик милиции (14.07.1878), из абазин. В офицерском чине прапорщика милиции – с 10.04.1870. Проживал в ауле Клычевском, Баталпашинского уезда Кубанской области.

  • Киргиз-кайсакск. орды, принял присягу на подданство России; † 1748 г. {Половцов}

  • российск. ген.-м., † 1845. Хан Малой Киргизской орды в русск. поддан. {Половцов}

  • историк Кавказа, сотр. «Кубанск. вед.» 1860 гг. {Венгеров}

  • он же Агат-Гирей) (1810–не ранее 1856), полковник (20.12.1850). Потомок крымских султанов. Воспитывался в Первом кадетском корпусе с 29.10.1830. «Российский язык, арифметику, из алгебры до уравнения до первой степ

  • 5.09.1882, Тургайская обл. – ?) – военный востоковед. Род. в знатной казахской семье, отец С. – султан, статский советник, генерал-майор гражданской службы. Окончил Азиатское отделение Оренб. Неплюевско

  • (1975 г. р.). Заслуженный мастер спорта (бокс, 2000). Выступает в весовой категории до 91 кг. Чемпион России (1999). Серебряный призер Игр XXVII Олимпиады в Сиднее (2000). Тренер — А. Черняев. В сборной команде с 1998 г

  • он же Шеретлук-Оглу Шостан-Али) (?–05.1813), полковник (02.1811), «из шапсугских дворян» (узденей-тлякотлеш). Произведен в чин подполковника 02.07.1804. Награжден орденами св. Анны 3-й степени (1804), св. Владимира 4-й

  • Шеретлук-оглу) (?–1816), полковник (к 1815), из шапсугских узденей. К 1804 – в чине подполковника. «За разведочную работу пожаловано 450 руб.» (1804). Служил в казачьих частях Черноморского казачьего войска.

  • — генерал-лейтенант, командир 2-го Сибирского армейского корпуса, числится в списках 7-го батальона 26-й артиллерийской бригады; род. 30 апреля 1855 г., окончил 2-е военное Константиновское и Михайловско

  • он же Султаналиев Бек-Мурза) (1812/1816–1875), ротмистр (07.01.1865), из кабардинских князей. Состоял оруженосцем в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне собственного Его Императорского Величества ко

  • 1802–не позднее 1855), войсковой старшина (к 1848), из шапсугских дворян 1-й степени (узденей-тлякотлеш), сын офицера. Произведен в офицерское звание хорунжего 25.04.1831. Награжден орденами св. Анны 4-й степени

  • 1809–не ранее 1850), полковник, из шапсугских узденей (тлякотлеш), сын офицера. Казаком Черноморского войска с 1828. Награжден знаком отличия Военного ордена. Произведен в офицерское звание хорунжего 25.04

  • (1920—71), дважды Герой Сов. Союза (1943, 1945), подполковник (1957), заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). Член КПСС с 1942. В Сов. Армии с 1939. Окончил Качинскую военную авиационную школу (1940). В Вел. Отеч. войну б

  • , корнет (24.09.1844), из малокабардинских узденей. Возможно, потомок кумыков. Состоял в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне собственного Его Императорского Величества конвоя оруженосцем с 10.0

  • Селет-Гиреевич, Султан Аслан Селетов) (1857–не ранее 1910), полковник (к 1910), потомок очеркесившихся крымских Гиреев. Окончил Константиновское военное училище. Произведен в офицеры в 1880, в подъесаулы в 1

Кениз Мурад

Её корни берут начало у султана Мурада V. Родилась эта султанша в Париже. Её отец Сасид Хусейн Али. В 20-тилетнем возрасте всерьёз увлеклась историей ислама и начала подробно изучать основы этой религии. Сегодня эта женщина писатель, чем и зарабатывает себе на жизнь.

Османская династия. Султанши нашего времени: Кениз Мурад

После свержения последнего султана судьба раскидала огромное семейство Османской династии по всему миру. Османы вынужденно покинули свой дом и свою страну, спасаясь бегством. Сейчас это простые люди, живущие в этом мире наравне со всеми.

Конечно, в мире есть и другие потомки Османской династии. О них вы тоже можете почитать на нашем сайте.

Оценка влияния

Основания для нелюбви к правящим женщинам были не беспочвенны. Бывшие когда-то рабынями и возвысившиеся до статуса валиде женщины-регенты зачастую не были готовы вести политические дела. В их обязанности входило назначение на важные государственные должности, такие как должность великого визиря и главы янычар. Полагаясь на своих приближённых, султанши часто делали ошибки. В султанате процветало кумовство. Женщины основывали выбор протеже не на их способностях или преданности династии, а на этнической лояльности. Другой причиной послужила частая смена великих визирей. Продолжительность их пребывания на посту в начале XVII века составляла в среднем чуть больше года. И как следствие в управлении империей возникла политическая раздробленность и хаотичность.

С другой стороны, женское правление имело и свои положительные стороны. Оно позволило сохранить имевшийся монархический порядок, основывавшийся на принадлежности к одной династии всех султанов. Личные недостатки или некомпетентность султанов (таких как душевнобольной Мустафа I, жестокий Мурад IV и полубезумный и расточительный Ибрагим I) компенсировались силой их женщин или матерей. Женский султанат ослабил власть султана, сделал её более кооперативной и бюрократичной.

Неоднозначность оценки роли Хюррем Султан

Не все ученые согласны с мнением о том, что эту женщину следует считать представительницей Женского султаната. Один из главных аргументов, которые они предъявляют, заключается в том, что для каждой из представительниц данного периода в истории были характерны следующие два момента: непродолжительное правление султанов и наличие титула «валиде» (мать султана). Ни один из них не относится к Хюррем. Она не дожила восьми лет до возможности получить титул «валиде». К тому же просто абсурдно было бы считать, что срок правления султана Сулеймана I был коротким, ведь он правил в течение 46-ти лет. Как, впрочем, неверно было бы назвать его правление «упадком». А ведь интересующий нас период считается следствием как раз «упадка» империи. Именно плохое положение дел в государстве породило Женский султанат в Османской империи.

Михримах заменила умершую Хюррем (на фото выше — ее могила), став руководительницей гарема Топкапы. Считается также, что эта женщина оказывала влияние на своего брата. Однако и ее нельзя назвать представительницей Женского султаната.

А кого же можно с полным правом отнести к их числу? Предлагаем вашему вниманию список правительниц.

Турхан Султан и Кесем Султан

Когда украинке Надежде исполнилось 12 лет, крымские татары захватили ее в плен. Они продали ее Кер Сулейман Паше. Он, в свою очередь, перепродал женщину Валиде Кесем, матери Ибрагима I, умственно неполноценного правителя. Есть фильм под названием «Махпейкер», в котором рассказывается о жизни этого султана и его матери, фактически стоявшей во главе империи. Ей пришлось управлять всеми делами, так как Ибрагим I был умственно отсталым, поэтому не мог должным образом выполнять свои обязанности.

Этот правитель вступил на трон в 1640 году, в возрасте 25 лет

Столь важное для государства событие произошло после смерти Мурада IV, его старшего брата (за которого в первые годы страной управляла также Кесем Султан). Мурад IV был последним султаном, относящимся к династии Османов. Поэтому Кесем была вынуждена решить проблемы дальнейшего правления

Поэтому Кесем была вынуждена решить проблемы дальнейшего правления.

История

В Османской империи, в отличие от других монархий, женщины не допускались к управлению страной. К тому же в период после Мехмеда II, который был официально женат на девушки из семьи Дулкадиридов, султаны официальному браку предпочитали жён-наложниц. Делалось это, вероятно, для того, чтобы не допустить излишнего влияния на султана.

Сулейман Кануни отменил это правило, когда сделал своей законной женой Хюррем Султан. На смену Хюррем пришли две хасеки, ставшие впоследствии валиде: сначала Нурбану, а затем Сафие (которая не была официальной женой), оказывавшие большое влияние сначала на мужей (Селим II и Мурад III), а затем и на сыновей (Мурад III и Мехмед III). Считается также, что Михримах тоже оказывала влияние на брата. Пика своей власти султанат женщин достиг при правлении Кёсем Султан, ставшей валиде сразу при двух султанах — Мураде IV и Ибрагиме I, а также после смерти Ибрагима влиявшей на внука. Этот период окончился убийством Кёсем; на смену ей пришла мать Мехмеда IV Турхан Султан, пробывшая валиде 35 лет. Именно по инициативе Турхан в 1656 году на пост великого визиря был назначен Мехмед Кёпрюлю: это назначение и стало концом женского султаната.

Прекращение правления женщин в Османской империи вовсе не означает и прекращение их влияния на управление. Как и ранее валиде продолжали заниматься благотворительностью. Кроме влияния на политику они занимались строительством мечетей, школ, больниц; также они имели большие доходы, которыми распоряжались самостоятельно. Ярким примером тому служат две последних валиде: Безмиалем Султан и Пертевниял Султан. Однако по сравнению с периодом султаната женщин (особенно с периодом правления Кёсем) их влияние на внутреннюю и внешнюю политику было весьма незначительным.

Женские формы

В качестве женской формы султана , используемой жителями Запада, является Султана или Султана, и этот титул использовался на законных основаниях для некоторых (не всех) мусульманских женщин- монархов, а также матерей и главных супругов султана. Однако в турецком и османском турецком языке султан также используется для обозначения императорской леди, поскольку турецкая грамматика, на которую влияет персидская грамматика, использует одни и те же слова для мужчин и женщин. Однако этот стиль неверно истолковывает роли жен султанов. В подобном обиходе жену немецкого фельдмаршала можно было бы назвать фрау Фельдмаршал (аналогично, во французском языке довольно распространены конструкции типа мадам ла маршаль ). Женщины-лидеры в мусульманской истории правильно известны как «султаны». Однако жену султана в султанате Сулу называют «пангийкой», в то время как главную жену султана во многих султанатах Индонезии и Малайзии называют «пермаисури», «Тунку Ампуан», «Раджа Перемпуан» или Tengku Ampuan «. Королева консорт в Брунее особенно известен как Раджа Isteri с названием Pengiran Енакова суффиксом, если королева консорт также королевская принцесса.

Как жёны султана делили с ним ночи

Жены жили в своих покоях. В специальных апартаментах султан встречался со своими женами по очереди. Свои ночи он мог проводить с любой из них, в том числе и с другими девушками из своего гарема. Однако ночь с четверга на пятницу он должен был проводить только с одной из своих жён. Если же три пятничные ночи подряд султан игнорировал одну из жен, то она могла на него пожаловаться кадию. График посещения покоев султана женщинами вела хазнадер. В истории был случай, когда Гюльфем-хатун продала свою очередь другой девушке, чтобы собрать деньги на строительство мечети. Узнав об этом, разозлившийся султан Сулейман казнил её. Подробнее об этой истории вы можете почитать в нашей статье про Гюльфем-хатун.

Взрослеющие сыновья султана отправлялись для дальнейшего обучения служить в свои санджаки. С ними отправлялись и их матери, кадын-эфенди. Эта традиция сохранялась долгое время, но потом шехзаде были вынуждены всю жизнь проживать в гареме и дожидаться своего часа. Кто-то из них становился султаном, а кто-то погибал от болезни или рук палачей. А жены султана после его смерти или свержения отправлялись в старый дворец и их покои занимали жены нового султана.

Несмотря на то, что султан по очереди проводил ночи со своими женами, нельзя сказать, что он любил всех их одинаково. Истории известны случаи, когда османский султан любил одну женщину из своего гарема больше остальных и, соответственно, уделял ей больше внимания. К примеру, Султан Сулейман, султан Селим и султан Ахмед даже заключили законные браки со своими любимыми жёнами. А между женщинами Сулеймана даже произошла драка – Махидевран-султан избила Хюррем-султан, за что и была выслана из дворца вместе с сыном в санджак.

Был и другой случай, произошедший между женами султана Авджи Мехмеда. Его старшая кадын-эфенди, Гюльшун-султан, из ревности убила новую возлюбленную своего мужа-султана, карие Гюльбеяз. Она сбросила её со скалы во время пикника на крутом берегу моря. Вот так жестоко женщина избавилась от своей главной соперницы.

Некоторым кадын-эфенди удавалось вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику, оказывая влияние на султана. Эту эпоху в Османской империи назвали женским султанатом.

Самодержавие уже не то

По сути, 34-го султана Османской империи Абдул-Хамида II можно считать последним самодержавным правителем Великой Порты. Однако к концу правления самодержавие это заметно поизносилось. Образовались различные центры силы. При Абдул-Хамиде II произошло окончательное отделение Балкан от метрополии, под иностранный протекторат перешли Кипр, Крит, Египет и Тунис. Страна пребывала в глубочайшем политическом и экономическом кризисе, ситуацию поддерживали иностранные финансовые вливания. Несмотря на свирепствующий экономический кризис, на средства, полученные от иностранцев, удалось многое сделать.

Известно, что свержение дяди Абдул-Хамида, назначение султаном его старшего брата, низложение которого произошло после короткого периода правления, а также «воцарение» самого Абдул-Хамида было поддержано движением новых османов. По этой причине Абдул-Хамид был вынужден идти на некоторые политические уступки: созыв парламента, принятие конституции (1876 год), обозначение основных прав и свобод, разделение власти с парламентом, назначение великим визирем Мидхата-паши, который был архитектором последних двух султанских свержений и назначений, и так далее. Даже слышались голоса за отмену монархии и провозглашение республики. Видимо, по этой причине некоторые турецкие историки склонны предполагать, что истоки конституционализма и корни будущей Турецкой Республики относятся к периоду правления Абдул-Хамида II. В определенной степени это является правдой, хотя и зависит от того, под каким углом на это смотреть.

Так или иначе, первоначальные уступки усилили позиции молодого Абдул-Хамида II, и в этой связи примечателен тот факт, что, опираясь на пункты новопринятой конституции, именно султан отправляет в ссылку в Йемен Мидхата-пашу, который вскоре там благополучно умирает, а следующим шагом распускает парламент на бессрочные каникулы, которые продлились чуть больше 30 лет. Таким образом, устранив двух своих самых яростных оппонентов — Мидхата-пашу и парламент — Абдул-Хамид II, с некоторыми оговорками, сосредотачивает всю полноту власти в своих руках.

Открытие первого парламента, 1877 год

Неопределенность степени султанской власти была обусловлена наличием у страны огромного внешнего долга, который образовался из-за нескончаемых войн с Россией, восстаний в различных провинциях, покупки военных кораблей и модернизации армии. После того, как Османская империя объявляет себя банкротом, неспособным выплатить внешний долг, основные иностранные кредиторы Великой Порты — Великобритания, Франция, Пруссия и Австро-Венгрия — создают в 1881 году специальное учреждение по управлению ее внешним долгом, которое называлось «Дюйун-и Умумийе», что можно перевести как «основные долги». По сути, данное учреждение управляло экономикой страны, забирало в счет уплаты долга практически 100% налоговых и пошлинных отчислений, определяло основные отрасли для иностранных инвестиций и отвечало за новые заимствования, которые также шли на уплату долга. Удивительно, что при такой экономике империя умудрилась просуществовать еще около 40 лет.

Памятуя о том, что человек, владеющий информацией, владеет ситуацией, Абдул-Хамид II создает широкую и разветвленную агентурную сеть по всей стране. Благодаря усилиям тайных агентов, султан постоянно в курсе происходящих событий, осведомлен о проблемах и заранее подавляет очаги будущих волнений. Однако у этого эффективного инструмента управления есть и свои недостатки, например, тысячи людей, оклеветанных и обвиненных по безосновательным поводам.

Борьба двух Валиде

Неизвестно, сколько детей родилось у украинки Надежды. Зато известно, что именно она первой из остальных наложниц подарила ему сына Мехмеда. Это произошло в январе 1642 г. Мехмед был признан наследником трона. После смерти Ибрагима I, погибшего в результате переворота, он стал новым султаном. Однако к этому времени ему было всего 6 лет. Турхан, его мать, по закону должна была получить титул «валиде», который вознес бы ее на вершину власти. Однако все обернулось отнюдь не в ее пользу. Ее свекровь, Кесем Султан, не хотела уступать ей. Она добилась того, чего не удавалось сделать ни одной женщине. Она в третий раз стала Валиде Султан. Эта женщина была единственной в истории, кто имел этот титул при правящем внуке.

Но факт ее правления не давал покоя Турхан. Во дворце в течение трех лет (с 1648 по 1651 год) разгорались скандалы, плелись интриги. В сентябре 1651 г. 62-летнюю Кесем нашли задушенной. Она уступила свое место Турхан.

Упоминание

Мать Жасмин не появлялась в оригинальном фильме, Султан лишь вспоминает «что она не была такой капризной«, когда видит недовольство Жасмин женихами. 

В книге «Королевская свадьба Жасмин» говорится, что перед своей смертью султанша написала письмо Жасмин, которое она должна была прочитать после своей свадьбы. Часть письма включала в себя упоминание султанши о том, что она нашла «сокровище всех сокровищ», и о том, что Жасмин нашла свое счастье. «Сокровищем» султаны был действительно сам султан. Любовь Жасмин к своей матери была движущей мотивацией, чтобы ее собственная свадьба была смоделирована по образу ее матери.  

Без права на возвращение

Для начала небольшое уточнение из османского дворцового протокола — для лучшего понимания статуса тех, о ком пойдет речь. Аиле реиси — глава семейства, после упразднения султанской власти этот титул получал самый старший представитель османской династии. Шехзаде — все мужчины, которые ведут свой род от Османа Гази, основателя империи, за исключением действующего правителя. Кроме того, все шехзаде являются претендентами на престол. Султан — приставка в конце имени всех женщин из правящей династии, к примеру, Сабиха Султан. В случае с мужчинами данная приставка используется в начале имени, например, Султан Абдулазиз. Султанзаде — все мужчины, родившиеся от браков дочерей султана с мужьями, которые не являются членами правящей династии. Ханымсултан — все женщины, родившиеся от браков дочерей султана с мужьями, которые не являются членами правящей династии.

Точкой отсчета стал март 1924 года. После принятия вышеуказанного закона Абдул-Меджида Эфенди выслали из страны в течение 24 часов. Остальным представителям османской династии мужского пола дали 72 часа на сборы, к женщинам и детям отнеслись чуть милосерднее, предоставив 10 дней. Всего было выслано 164 человека, состоявших в разной степени родства друг с другом. По уточненным данным, каждой семье выделили по две тысячи фунтов стерлингов и выдали паспорта со сроком действия в один год и без права возвращения на родину.

Абдул-Меджид II с дочерью Дюррюшехвар-султан. Фото wikipedia.org

По иронии судьбы в паспортах, которые им выдали, была печать последнего султана Османской империи Вахдетдина, который к тому времени уже около двух лет находился в ссылке в Италии. У опальных представителей османского двора было два пути: на Запад и на Восток. Многие на поезде уезжали в страны Европы, в основном во Францию, Австрию и Швейцарию, а другие на паромах отправлялись в Египет и Ливан.

Литература

  • Lord Kinross. Osmanlı İmparatorluğu’nun Yükselişi ve Çöküşü. — İstanbul: Altın Kitaplar, 2008. — 233, 274, 296-304 с.
  • Prof Yaşar Yücel-Prof Ali Sevim. Türkiye tarihi. — İstanbul: Atatürk Kültür Dil ve tarih Yüksek Kurumu yayınları. — Т. 2. — С. 298.
  • Prof Yaşar Yücel-Prof Ali Sevim. Türkiye tarihi. — İstanbul: Atatürk Kültür Dil ve tarih Yüksek Kurumu yayınları. — Т. 3. — С. 18, 29, 42, 106-109.
  • Jean Paul Roux (Türkçesi:Prof Aykut Kazancıgil, Lale Aslan Özcan). Türklerin Tarihi. — İstanbul: Kabalcı yayınevi, 2004. — С. 403.
  • Encyclopaedia Britannica. — Expo 70 ed., William Benton pub. — Т. 19(стр. 876), 13(стр. 478), 22 (стр. 274).

Валиде Эметуллах Гюльнуш Султан

Была в первых рядах на протяжении 20 лет во время правления двоих сыновей

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: критский ретимнонский род Верцицци

Рождение: 1642

Смерть: 6 ноября 1715

Хасеки Мехмеда IV, мать Мустафы II и Ахмеда III.

Она происходит из критского ретимнонского рода Верцицци. Была одной из пленных во время завоевания Ретимнона. В юном возрасте была передана Турхан Султан. Она была старше Мехмеда IV, чьей хасеки была, но была красавицей. Родила Шехзаде Мустафу (II) в 1664 и Шехзаде Ахмеда (III) в 1673. По мнению некоторых историков, последняя представительница «Женского султаната», начавшегося с Нурбану.

Валиде Эметуллах Гульнуш Султан

После того, как её старшего сына Мустафу II (1695-1703) свергли, Валиде Гюльнуш Султан имела шанс увидеть первые годы правления младшего сына Ахмеда II (1703-1730). В Стамбуле её знали как «Валиде-и Джедид, Новую Валиде, Уммютулах Валиде Султан». Проживала со свекровью Турхан Султан в гареме не меньше 20 лет, до 1683. С 1687, когда Мехмеда IV свергли, и до 1695, когда её сын Мустафа II взошёл на трон, Гюльнуш Султан держали под  надзором в Старом дворце. В общей сложности пробыла Валиде Султан 21 год по время правления обоих сыновей. Как и Султан Турхан, она умерла в Эдирне, тело доставили за 3 дня в Стамбул и похоронили в Ускюдаре в открытой тюрбе, обращённой к дроге перед мечетью Джедид Валиде (Новая Валиде), которую она построила.

Гюльнуш Султан участвовала в дворцовых свадьбах, церемониях обрезаний шехзаде, поездках в Эдирне и городах на Балканах; стала свидетелем восстаний в Стамбуле и Эдирне, свержения и смертей мужа Мехмеда IV и сына Мустафы II. После дочери Сулеймана Великолепного Михримах и Махпейкер Султан построила последний комплекс с мечетью в центре в классическом стиле в Ускюдаре. Гюльнуш Валиде, когда была хасеки Мехмеда IV, построила имарет Хасекие в Мекке и во время правления сына Мустафы II – в 1697 году одноминаретную мечеть Новой Валиде в крепости в Галате у церкви Янык. Также она оставила после себя фонтан Эметуллах Валиде в Ускюдаре в районе Гюльфем Хатун.

Конец империи

О личной жизни Абдул-Хамида II мы узнаем в основном из воспоминаний, дневников и интервью различным изданиям его детей и внуков, которые прожили большую часть своей жизни в ХХ веке. Так, например, согласно воспоминаниям его дочери Айше Султан, у Абдул-Хамида II было тринадцать жен, согласно другим источникам — шестнадцать. Он был отцом восьми сыновей и двенадцати дочерей. Работе уделял по 15—16 часов в сутки, в свободное от государственных дел время занимался столярным и плотницким делом. Имел спокойный нрав, был терпелив, в молодости увлекался плаванием, борьбой и верховой ездой.

Окончание политической карьеры Абдул-Хамида II не отличилось оригинальностью. Начало его свержения с политического Олимпа было ознаменовано созданием Движения единения и прогресса в 1889 году, участники которой выступали за возвращение к конституции 1876 года. Их кропотливая работа принесла плоды лишь через 20 лет после создания движения, переросшего в партию. В результате восстания 1908 года страна вернулась к благополучно забытой конституции, были объявлены основные права и свободы, а через год новообразованное правительство Хильми-паши приняло решение о низложении Абдул-Хамида II и назначении на место султана его младшего брата — Мехмеда V.

После свержения Абдул-Хамид был сослан в Салоники и смог вернуться в Стамбул лишь в 1912 году, где и скончался 6 лет спустя. Хотя на его место и был назначен новый султан, вплоть до самого конца империи ею фактически управлял триумвират, состоящий из лидеров партии Единения и прогресса Энвера-паши, Талата-паши и Джемаля-паши.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

Родился в 1985 году в селе Апастово Апастовского района Татарстана.

В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».

В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.

Участник этнографических экспедиций.

Член татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

Публикуется также на портале www.islamosfera.ru.

ОбществоИстория