Собор святой софии (софийский собор) в стамбуле

Оглавление

Музей Айя-София на карте Стамбула

История

Собор Святой Софии был построен в 537 году по указанию византийского императора Юстиниана на месте церквей более раннего периода

Он стал важной православной церковью всего христианского мира

В 557 году купол, поврежденный во время землетрясения, был восстановлен.

В 843 году в оформлении интерьера появились мозаики. Одна из самых известных — мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей.

В 1453 году после завоевания Константинополя турками по приказу Султана Мехмеда II храм преобразовали в мечеть Айя-София. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. 

В 1847 — 1849 гг. в ходе реставрации в нефе мечети появились огромные османские медальоны.

В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка.

Что посмотреть в Айя-София

Собор Айя-София — огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры.

Главный вход — императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора.

Михраб

Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам (руководитель намаза) впереди всех остальных молящихся.

Неф

Неф в Айя-София — основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности». Такой эффект достигнут благодаря многочисленным окнам и ряду арок с двух сторон.

Огромный купол высотой 56 метров символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение.

Низко висящие люстры сохранились с османских времен.

По центру под куполом можно увидеть мозаику 11 века с изображением Богоматери и Иисуса Христа.

Довольно необычно рядом с православной мозаикой смотрятся огромные щиты — медальоны с арабской золотой вязью — с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов. Они датируются 19 веком.

Коронационная площадь

Недалеко от михраба находится место коронации императоров — Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора.

Верхние галереи

Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу — во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены.

Мозаика Деисус относится к 13 веку и изображает Иисуса, Деву Марию и Иоанна Крестителя.

Плачущая колонна

В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней. По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори. Если палец после извлечения будет намокшим, болезнь отступит. По другой легенде, если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание.

Фонтан

Справа от выхода находится фонтан для омовений в стиле рококо, датируемый 1740 г.

Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок.

На территории музея есть кафе и сувенирный магазин.

Как добраться до Айя-София

Музей Айя-София находится в исторической части города — районе Султанахмет, напротив Голубой мечети и недалеко от дворца Топкапы. Самый простой способ добраться до него — доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet. 

Рядом находится конечная остановка автобуса маршрута IST-20, который идет из аэропорта Стамбул.

Если вы планируете воспользоваться экскурсионным автобусом Big Bus Istanbul, то выходить надо на остановке №1/20.

Стоимость посещения

Бесплатно. После смены статуса с музея на мечеть в июле 2020 года на Айя-София стал распространяться правило, что все мечети в Турции бесплатны для посещения.

  • Трансфер из аэропорта
  • Аренда авто

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Время работы

Музей работает согласно зимнему и летнему времени. Зимой (с 30 октября по 15 апреля) с 9 до 17, последнее время входа – 16 часов. Летом (с 15 апреля по 30 октября) с 9 до 19, зайти надо не позднее 18 часов.

С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.

Месторасположение (адрес, как добраться)

Музей находится по адресу : Ayasofya Meydani, Sultanhmet Fatih. До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.

Актуальная стоимость билетов

Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).

Теперь, после превращения в мечеть – вход свободный для всех.

Лайфхак – как пройти с минимальной очередью

Начиная с 9 утра к собору выстраивается очередь, точнее даже две. Одна из них ведет к кассам музея, вторая для тех, кто имеет фаст-трек. В среднем в очереди проводят сорок минут. Если вы не смогли прийти заранее, есть два способа попасть в музей быстрее.

  1. Электронный билет. Заранее на сайте приобретите электронный билет. Вставайте в правую очередь, делайте лицо кирпичом и идите на досмотр. Такой ход можно сделать и без билета. К кассам вас не пустят, но за кассами был автомат по продаже билетов. К нему обычно пускают без дополнительной очереди.
  2. Музейная карта. Заранее можете заранее приобрести музейный абонемент и встать в правую очередь. Она короче и движется значительно быстрее.

Современная Святая София — Айя София — музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II — произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Это рекомендации из собственного опыта, очевидно, у вас могут быть свои приоритеты.

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

  • Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
  • Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
  • 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
  • Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
  • Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Необъяснимые чудеса

Люди, побывавшие в Стамбульском музее, рассказывают, об особых ощущениях от прикосновения к «плачущей» колонне, по легенде ее влага обладает исцеляющей силой. Не могут объяснить ученые и секрет «холодного окна», через отверстие которого постоянно поступает прохладный воздух, даже в самый знойный день.

Стоит побывать в нише, сквозь стены которой слышен некий шум.

  • Одна легенда гласит, что при завоевании православной византийской святыни за этой стеной спрятались тысячи христиан.
  • По другому преданию в то время, когда мусульмане с мечами ворвались в храм, шло богослужение, священник не прекращал читать молитву даже при приближении к нему турок. Когда мусульманин поднял меч, в одно мгновение стена раскрылась и спрятала священнослужителя.

Интересно! Согласно легенде священник выйдет и продолжит богослужение, когда святыня снова вернется в православие.

Внутренние пространства (второй уровень)

Рассмотрим второй уровень. Сюда добираются по пологой лестнице без ступеней. На втором уровне отводилось место женской половине. Здесь была ложа императрицы. По лестнице императрицу вносили на ложе носильщики. Чтобы носилки свободно проходили на второй уровень, вход и саму лестницу сделали широкими. По этой лестнице подниматься легко и интересно. Она состоит из многочисленных поворотов, когда идешь невольно задумываешься, а что же там за другим поворотом. Уже почти 2000 лет по этому ходу ходят посетители храма, от этого плиты пола стали гладкими и блестящими. После лестницы Вы попадете в светлое помещение. В этой части галереи в середине круг из мрамора зеленого цвета. Здесь стоял трон.

В южной части второго уровня сохранилась уникальная смальтовая мозаика. Когда-то здесь все было из мозаики на золотом фоне. До нас сохранилось только несколько изображений. Одно из самых красивых и внушающих изображений в этой галерее Иисус с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Здесь изображено, как Иоанн и Богоматерь молят Иисуса о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики утеряна, разворована крестоносцами.

Когда смотришь на эту картину, возникает ощущение как, будто Иисус смотрит на тебя, он все про тебя знает и в его глазах посыл принятия себя, мира и веры. А в образе Девы Марии столько скорби, боли и принятия. Иоанн Креститель изображен с полным пониманием, каков будет мир и как ему быть в этом мире.

Здесь могила предводителя крестоносцев. Над ней сохранился совсем маленький кусочек мозаики. А рядом мозаичная икона Деисус. В восточной галерее сохранилась другая картина из мозаики. На ней изображена императрица Зоя перед Христом и ее супруг Константин Мономах. В руках у мужа грамота, а у жены кошелек, символы благотворительности. Сохранилась только часть фигур. На этой части стены видны плохо заделанные трещины.  Лик императрицы был разбит, когда ненадолго к власти пришел ее пасынок, который ненавидел ее. Когда императрица вернула трон, лицо было отреставрировано.

Отсюда хорошо видно изображение богоматери с Иисусом на коленях. А также изображения других священных людей древнего времени, которые запечатлены в символические моменты своей жизни. В Северной галерее находятся портреты еще одной императорской семьи: Императора Иоанна и его жены Ирины, стоящие слева и справа от Богородицы.

Спуск со второго уровня совершают по другой лестнице, которая находится в восточной стороне Мечети. Здесь пол обработан бороздами для того чтобы ноги носильщиков императрицы не скользили.

Краткая история собора

В 324-337 гг. на месте нынешней Мечети стояла церковь, получившая название София. В 415 гг. ее уничтожил пожар.

В 415 гг. она была выстроена заново. Ей присвоили название —  Базилика Феодосия. В 532 гг. это здание также было сожжено во время восстания.

Через 40 ночей после этих смутных дней император Юстиниан решил построить не просто церковь, а грандиозный храм, который покажет все величие его империи.

Для этого были выкуплены дополнительные земли и снесены строения на этих землях. Для строительства были приглашены самые именитые архитекторы и работали ежедневно 10000 рабочих.

При строительстве этого храма использовали легкие, но очень прочные кирпичи, разноцветный мрамор и камни.

Мрамор, используемый при отделках собора, привозили из Египта, из Спарты, из Греции, а также из Ливии.

А для роскоши украшали золотом, серебром и использовали лучшую слоновую кость.

Вдохновляясь изысканной роскошью храма, народ слагал легенды о неземных силах, которые участвовали в его строительстве.

Почти через 6 лет успешного возведения в храме прошло первое богослужение. Впоследствии здесь короновали императоров Римской империи.

Храм с первого дня и до нашего времени привлекает внимание. Здесь не только молились, храмом восхищались, его рисовали художники, и слагали легенды летописцы

Вся внутренняя отделка храма выполнена из драгоценных камней, серебра и золота.

В дальнейшем Собор претерпевал разрушения землетрясением, восстанавливался, становился еще выше, еще мощнее и величественнее. Продолжал удивлять и восхищать своим великолепием.

29 мая 1453 года сюда ворвались с мечами и кинжалами турки. Почти все священники и прихожане были безжалостно убиты прямо во время чтения молитвы.

К зданию были пристроены минареты, он стал главной мечетью этого края. Были сделаны и другие перестройки внутри и снаружи, что существенно изменили вид Собора.

Под угрозой обрушения в 1847 году были произведены реставрационные работы.

А в 1935 году мечеть стала музеем, очистили слои штукатурки и взору открылись великолепные узоры, рисунки и фрески.

Так, главная мечеть Турции получила свое новое воплощение, стала радовать и принимать в своих стенах, людей всей планеты независимо от религиозной принадлежности.

Золотые купола

Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.

В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.

Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.

Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.

В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.

Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век

Alamy/Legion Media

Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Часть мозаики разрушена.

Рекомендации по посещению и осмотру

Общие рекомендации

Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.

Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.

Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:

  1. Турецкие дети до 18 лет
  2. Дети иностранцев до 12 лет и младше
  3. Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
  4. Гиды, при наличии аккредитации
  5. Государственные делегации

В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.

А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.

Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.

Последовательность осмотра.

Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.

С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.

Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.

Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.

За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.

Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.

В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.

На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.

Мечеть Айя-София дальнейшая перестройка собора

С конца XVI в. с юго-западной стороны Айя-Софии стали возводить усыпальницы для султанов, которые правили Османской империей после Сулеймана Великолепного.

В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков.

В это же время на уровне галерей повесили восемь деревянных круглых панелей (диаметр 7,5 м.), обтянутых кожей. На них каллиграф Мустафа Иззет Эфенди, выписал имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, его двух внуков Хасана и Хуссейна и первых четыре калифов Абу Бекра, Османа, Али и Омара.

С тех пор не было никаких коренных изменений в облике здания, кроме достройки молитвенной ниши, кафедры проповедника и деревянного минарета — этого было достаточно, чтоб сделать церковь мечетью. Некоторое время все лица на мозаиках в церкви были закрыты из-за исламского запрета на фигуративные образы. В последующие столетия султанами был внесен ряд изменений, достроены кухня, фонтан, библиотека.

Где найти мозаики

Мозаики в Соборе

Очутившись во внутреннем убранстве храма, следует обратить внимание на его правую часть от входа. Пред взором предстает каменная кладка с необычным разноцветным орнаментом переплетения

В этой части помещения в древние времена короновали императоров Рима.

Стены внутри мечети выполнены из мрамора и восхитительной мозаики, состоящей из стеклянных, серебряных и золотых элементов. Впервые мозаичные полотна стали использоваться в середине 9 века. Они включали в себя изображение Богородицы с младенцем, архангелов, святителей и пророков Ветхого Завета. Чуть позже в мечети была создана мозаика с образом Всевышнего, сидящего на троне.

Где в храме находятся мозаики


Мозаика

  • Мозаика Христос Панкратов. Находится в западном крыле мечети, над императорскими воротами во 2-й пристройке. На мозаике изображен лик Иисуса, у которого в руках находится книга. Перед ним склоняется император, справа стоит архангел, слева — Дева Мария. Мозаика символизирует безграничную власть, дающую Господом Богом.
  • Мозаика император Константин, Дева Мария. Расположена над первыми воротами во 2й пристройке в правой части. Мозаику хорошо видно, если направляться в мечеть со двора.
  • Мозаика Последний суд. Находится в южном крыле собора на 2-м этаже. На полотне изображен Иисус Христос, справа — Иоанн Креститель, слева — Дева Мария. Все присутствующие молят Господа Бога о спасении человеческого рода. Историки полагают, что часть мозаики уничтожили крестоносцы.
  • Мозаика Богоматерь с младенцем. Можно увидеть из любого места в соборе, поскольку ее трудно не заметить. Расположена в восточном крыле здания.
  • Мозаика императрица Ирина, Дева Мария и император Иоанн. Находится в восточном крыле здания на 2м этаже. Справа стоит жена Иоанна, слева — император, между ними Дева Мария. Император преподносит Богородице дары в виде мешочка с золотом, супруга Ирина – грамоту.
  • Серия мозаичных полотен с изображением Игнатия Богоносца, Василия Великого, Иоанна Златоуста расположена в северном крыле в нише.

К сожалению, далеко не вся мозаика сохранилась до наших времен, уцелела лишь незначительная часть. Фрескам помогла уцелеть штукатурка.

Разве шедевральные надписи не были произведением искусства?

В Византии в период иконоборчества (726—842), когда живопись считалась харамом, мозаики в соборе «Айя-София» были стерты, а затем вновь восстановлены. Даже если предполагать, что мозаики, дожившие до времен завоевания Стамбула, были замазаны штукатуркой, мечеть в период Османской империи многократно ремонтировалась. В результате землетрясения 1894 года появились крупные трещины, и стенная мозаика осыпалась вместе со штукатуркой.

Экспертиза, проведенная западными специалистами по истории искусств, выявила мозаики в соборе «Айя-София», а художники, привезенные в Стамбул, работая в закрытой мечети под черными покрывалами, их восстановили. Поэтому, «возрождение мозаик» заняло 15 лет.

На фундаменте неизвестно кем инициированной сказки о том, что «мозаика была замазана штукатуркой», было возведено здание истории о том, что «соскребая штукатурку, были обнаружены мозаики». Что же это за «штукатурка», если для того, чтобы ее соскрести необходимо потратить 15 лет!

Эти наблюдения принадлежат «внимательному» очевидцу и выглядят более правдоподобными, нежели сказка о том, что «мозаики были выявлены, пока соскребали штукатурку».

Принято усиливать это утверждение клеветой похожей на комплимент в виде «уважения Фатиха к искусству». Да, султан Фатих Мехмед относился к искусству с уважением. Однако кто сказал, что сохранение христианских фигур в мечети является проявлением «уважения к искусству»? Кроме того, почему те, кто рассуждает об «уважении к искусству», ничего не говорят «врагам искусства», которые под предлогом, что «они де загораживают красоту здания», снимают с тех же стен таблички с «шедеврами каллиграфического искусства» и подвергают их гниению в подвалах из-за того, что, мол, они не помещаются в дверях? Неужели для того, чтобы что-то считалось «искусством», оно обязательно должно быть крестовым?

Фатих, оставив церкви и синагоги свободными, в избытке продемонстрировал свое уважение. А превращение «Айя-Софии» в мечеть является утверждением завоевания. Разве он должен был сохранить мозаики из соображений «мол, пусть не утруждаются, когда будут «Айя-Софию» вновь превращать в церковь»?

Мозаика «Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом». Фото wikipedia.org