Список церквей стамбула

Оглавление

Святых (равноапостольных) Константина и Елены

Расположен он в районе Бююкдере, на территории летней резиденции российского генерального консульства в Стамбуле. В 2009 году состоялось освящение Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом (в ходе его официального визита в Стамбул).

Церковь эта является ныне действующей. Ранее рядом располагалась часовня, где тоже совершались небольшие службы, но со временем часовня эта была разрушена и до наших дней не сохранилась.

Адрес: Rusya Federasyon Istanbul Baskonsoloslugu, Istiklal Caddesi, 219-225a, 34430, Beyoglu, Istanbul, Turkiye.

Собираясь посетить Турцию, ознакомьтесь как вести себя в этой мусульманской стране, с правилами въезда для россиян. Советуем посетить уникальные по своей природе Принцевы острова, остров Клеопатры, Черепаший, водопады Дюден, Куршунлу. И конечно совершить шоппинг в Стамбуле, посетив его крупнейшие торговые центры, всевозможные магазины и восточные рынки (Гранд Базар).

На территории как Турции в целом, так и столицы, в частности, сохранилось немало православных храмов, но лишь некоторые из них сохранились практически в первозданном виде, наибольшая же часть подверглась разрушениям в результате многочисленных стамбульских землетрясений.

Не годится
Пойдет
Отлично 1

Собор Святого Георгия на карте Стамбула

История

До того, как патриарх Матфей II (1598-1601) избрал собор Святого Георгия местом для своей резиденции, здесь был монастырь для православных монахинь.

Церковь пережила несколько реставраций, в том числе после пожаров в 1720 и 1738 годах.

В 1821 году здесь был повешен патриарх Григорий V за подстрекательство греков к восстанию в начале войны за независимость. В память о нем главный вход в здание патриархии закрыт до сих пор.

В 1980-х годах появились новые административные здания.

В начале 1990-х годов при Патриархе Варфоломее собор был отремонтирован и украшен.

Святыни Собора святого Георгия

В церкви много реликвий более раннего периода, чем дата ее постройки. Подробно с расположением святынь в храме можно ознакомиться на схеме.

Обозначения на схеме:

  1. Египетский подсвечник 18 в.
  2. Патриарший Трон
  3. Синтронон (мраморный патриарший тронс 11 другими тронами)
  4. Пюпитр Иоанна Златоуста
  5. Канонники из монастыря Пресвятой Богородицы
  6. Иконостас 18 в.
  7. Икона Паммакаристос, Икона св. Иоанна Крестителя, Икона Пресвятой Богородицы Фонеромени
  8. Мощи святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  9. Мощи святых великомучениц Евфимии, Феофании и Святой Соломонии
  10. Столб бичевания Христа.

Патриарший престол

Трон патриарха высотой в четыре метра из дерева грецкого ореха, инкрустированный слоновой костью, датируется обычно временем патриаршества архиепископа св. Иоанна Златоуста (398-404). При этом отдельные элементы на нем относятся к более позднему периоду — например, определено, что надпись на карнизах относятся к 1577 году.

Патриарший престол находится ближе к алтарной части по правую руку от входа.

Три важные иконы

Две особенные иконы в правом приделе датируются еще более ранним периодом, чем иконы Святой Софии и Монастыря Хора. Одна из них — мозаичная икона 11 века Панагия Паммакаристос. Это изображение Божьей Матери, держащей младенца Христа. Ранее она хранилась в древней патриаршей церкви Богородицы Паммакаристы. Из нее же была перенесена в собор Святого Георгия мозаичная икона святого Иоанна Крестителя, также датируемая 11в.

В левом приделе особого внимания заслуживает чудодейственная икона Панагии Фанеромени. Она покрыта золотом и серебром и датируется 14 веком.

Столб бичевания Христа

Одна из самых ценных реликвий Патриархата в Стамбуле. Это остаток колонны, к которой Христос был привязан во время его избиения римскими солдатами до распятия. Два других элемента колонны сохранились в Иерусалиме.

Мощи святых

В храме хранятся мощи нескольких святых. В 2004 году в качестве дара Папы Римского в церкви Святого Георгия были торжественно установлены ковчеги с мощами Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они находятся в левом приделе. Позже из Рима сюда также были доставлены мощи св. Василия Великого.

В соборе также находятся мощи святых великомучениц Евфимии, Соломонии и царицы Феофании (в правом приделе).

Как добраться

Церковь Святого Георгия находится в квартале Фенер района Фатих Стамбула, рядом с паромным причалом Фенер. Она достаточно далеко от основных исторических достопримечательностей города. 

Добраться до собора Святого Георгия можно на автобусе — рядом находится автобусная остановка Fener (маршруты с №33ES, 35D, 44B и другие).

Ближайшая станция метро — в двух километрах. Это станция зеленой линии M2 Haliç на мосту через Золотой Рог, от нее пешком по набережной придется идти около 30 минут.

У собора останавливается экскурсионный автобус Big Bus Istanbul. 

  • Трансфер из аэропорта
  • Аренда авто

Что посмотреть

Стамбульский район Султанахмет смог сохранить свою уникальную атмосферу. Путешественники, оказывающие в этой части города, словно погружаются в иное измерение.

Гостей ждут приключения на площади Султанахмет, с которой начинается длинная и увлекательная дорога по основным достопримечательностям мегаполиса.

Площадь Султанахмет (Ипподром)

Ипподром

Значительная часть площади располагается на территории старинного Ипподрома. Он был построен в стенах города Византия в третьем веке, инициатором строительства выступил Константин Византий. В период Византийской империи на этом месте проводились конные забеги, устраивались многочисленные спортивные мероприятия, общественные и политические встречи.

  • Ипподром располагался рядом с Большим императорским дворцом. После переезда семьи правящего императора в другую резиденцию, Ипподром утратил свои позиции, перестал быть центром притяжения для горожан. В 13 веке он был практически полностью разрушен.
  • После захвата османскими завоевателями Константинополя, строительства мечети Султанахмет, Ипподром получил наименование «Площадь лошадей». Здесь проводили религиозные праздники и торжества. В настоящее время на месте старинного Ипподрома развит красивый сквер. От знакового сооружения остались только отдельные фрагменты трибун, а беговые дорожки находятся под пятиметровым слоем почвы.

Обелиск Феодосия

Единственный исторический объект, сохранившийся с древних времен, это Обелиск Феодосия. Он был воздвигнут в 15 веке до нашей эры по распоряжению фараона Тутмоса III. Затем памятник перевезли на территорию современного Стамбула, разместили на Ипподроме. Приказ о перевозке уникального памятника был издан императором Феодосием 1. В его честь обелиск и был переименован.

На памятнике выцарапаны египетские иероглифы, которые рассказывают о масштабных победах и серьезных сражениях Тутмоса III. Обелиск был размещен на постамент из мрамора. На барельефах прослеживается изображение императора Феодосия 1 и его семьи. Вместе с мраморным пьедесталом высота обелиска составляет 25 метров. В наши дни обелиск Феодосия считается древнейшим историческим объектом Стамбула.

Мечеть Султанахмет

Это религиозное здание называют Голубой мечетью. Подобное название храм получил из-за необычного внутреннего убранства. В интерьерах сооружения превалирует бело-голубая отделка из изкинских изразцов.

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии

Это один из наиболее ценным памятником района Султанахмет. Его история насчитывает 1500 лет. Собор Святой Софии — удивительное место, в котором соединились абсолютно разные религии: ислам и христианство. В былые времена византийская церковь был действующим собором.

После прихода на территорию Константинополя турецких завоевателей ее перестроили под мечеть, а потом сделали историческим музеем. Туристы, изучающие современный Стамбул, обязательно включают посещение Собора Святой Софии в свой индивидуальный экскурсионный маршрут.

Дворец Топкапы

Эта знаменитая резиденция султанов была построена более пяти столетий назад. Ее расцвет был при правлении Сулеймана I Великолепного. Крупный исторический центр, состоящий из четырех дворов, включает в себя множество интересных объектов, в частности, мечети и церкви. Дворец Топканы признан самым большим в мире музее, его часто называют отдельным городом на территории Стамбула.

Цистерна Базилика

Возведено это сооружение 1500 лет назад. Подземное здание на протяжении многих веков являлось основным водохранилищем древнего Константинополя. В помещении сохранились 336 древних колонн (максимальный интерес представляет колонна с перевернутой головой Медузы).

Парк Гюльхане

Парк Гюльхане

История этого старейшего в Стамбуле парка неразрывно связана с дворцом Тоскапы. У туристов парк стал популярным благодаря многотысячным клумбам с тюльпанами и розами, распускающимися и благоухающими в теплые месяцы года. В парке есть два музея, смотровая площадка, старинная колонна готов.

Стамбульский археологический музей

В экспозициях музея представлена история древнейших цивилизаций, в былые времена проживающих на территории Турции. Туристы могут познакомиться с древними гробницами, античные скульптурами древнегреческого и древнеримского периодов, изучить коллекцию изразцов и глиняной утвари.

Великомученика Георгия (Айя-Йорги)

Это строение считается одной их жемчужин стамбульской архитектуры, находится в старейшем районе Стамбула – Фанар. В Айя-Йорги (Святой Георгий) совершает богослужения сам Великий Патриарх Константинопольской Православной церкви.

Здесь можно встретить поистине уникальные церковные реликвии. Например, древнейшую икону, которую случайно обнаружили во время раскопок на территории Храма Айя-София. Еще одна реликвия, которую можно увидеть собственными глазами – фрагмент мраморного столба, к которому, по преданию, был прикован Иисус Христос во время распятия, и кольцо, к которому привязывалась веревка.

К кольцу можно приложить ладонь и помолиться. Есть еще одно поверье, связанное с этим храмом – сюда приходят женщины, отчаявшиеся забеременеть. Добираясь до этого Храма, можно сказать водителю «Фанар» или «Патриархат» — и водитель доставит вас прямиком в нужное место.

  • Адрес: Istanbul, Yavuz Sultan Selim Mh.
  • Время работы и проведения богослужений – с 8.30 до 17 часов.
  • Добраться можно автобусами № 14, 28.

Отец новой современной Турции

Придя к власти в 2002 году, Партия справедливости и развития (ПСР) заручилась поддержкой религиозных групп. Лидер ПСР Эрдоган всегда подчеркивал, что он истинный мусульманин: соблюдает пост, не употребляет алкоголь и посещает мечеть. В результате консервативный электорат стал регулярно поставлять Эрдогану и его партии голоса на выборах.

Глава государства также примеряет на себя роль мусульманского лидера. Для мобилизации масс он активно прибегает к риторике в стиле неоосманизма — возрождения турецкого, «османского» могущества. «Возвращение храму статуса мечети позволило бы несколько стереть наследие Ататюрка. Его превращение Айя-Софии в музей в 1934 году вместе с запретом фески, сменой алфавита и установлением равенства мужчин и женщин было частью реформ по секуляризации общества и формированию светского государства Мустафы Кемаля», — полагает Жан Марку.

Из находящихся на территории Турции зданий Айя-Софии стали вновь делать мечети в 2010-е, отмечает The American Conservative. В начале 2013 года церковь Святой Софии в Трабзоне открылась как мечеть. На протяжении полувека это был музей с восстановленными там византийскими фресками. За два года до этого здание собора Святой Софии, находящегося в турецком городе Изник, также превратили в мечеть. Похожая ситуация произошла и с храмом святой Софии в Никосии — на территории Турецкой Республики Северного Кипра. Теперь этот самый значительный памятник готики в северной части Кипра — мечеть Селимие.

Завоевание Константинополя 2.0

Храм Святой Софии в Трабзоне

Фото: commons.wikimedia.org

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, доцент Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков уверен, что сегодня Эрдоган пересматривает наследие Ататюрка, становится новым Ататюрком, отцом новой современной Турции. С точки зрения цивилизационного наследия это не очень дружественный шаг, полагает эксперт: «Это завоевание Константинополя 2.0 на современном этапе. Турция пытается позиционировать себя как одного из ключевых игроков в трех мирах, в так называемом тюркском мире, новоосманском мире и в исламском мире

И в этой связи Турецкой Республике важно делать символичные шаги, направленные на то, чтобы показать свое величие в этих трех мирах. Один из таких шагов — это превращение собора Святой Софии в мечеть»

Тюрколог отмечает, что Турция стремится показать себя в качестве независимого игрока в мусульманском мире, а также консолидировать консервативный электорат вокруг правящей элиты, поскольку в настоящее время есть большая угроза его раскола. «На последующих выборах это может привести к существенному расколу внутри парламента и внутри общества», — считает политолог.

Аватков отмечает, что для России превращение собора Святой Софии в мечеть может иметь несколько последствий. «С одной стороны, это демонстрирует, что Турция стала более консервативной и ориентированной на национальные интересы и, что важнее, ценности. С другой — этот факт демонстрирует нам усиление консерватизма, направленного вовне, что неизбежно будет сказываться на политике Турции на постсоветском пространстве, не говоря уже о пространстве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. А это теоретически может увеличить конфликтную базу Анкары с разными странами, в том числе с Москвой», — рассказал тюрколог «Известиям».

Церкви Стамбула — духовная сторона многогранного города

До 15 столетия Константинополь (или Царьград) был столицей Византии. После прихода в те места турок-сельджуков во главе с султаном Мехметом Фатихом последняя христианская святыня на Востоке перешла в руки мусульман. Произошло это в 1453 году. Предводитель турок, прозванный за свой подвиг Завоевателем, переименовал Константинополь в Стамбул, сделав город столицей империи Османов.

Большая часть православных соборов стала мусульманскими мечетями. И лишь немногие оставшиеся в Стамбуле храмы напоминают сейчас о христианском прошлом бывшей турецкой столицы.

Превращенные в мусульманские религиозные сооружения византийские соборы сегодня активно используются адептами ислама.

Из них выделяются мечети:

  • Мустафы-паши (в прошлом храм святого Андрея в Крисе);
  • Санджактара Хайреттина (бывший монастырь Гастрия);
  • Кефели-джамли (собор Святого Николая);
  • Каленжерхане (храм Богородицы Килиотиссы);
  • Фенари Иса (монастырь Липса рядом с церковью Святого Иоанно Предтечи).

В Стамбуле находятся сохранившиеся с древности источники. Археологи объясняют их наличие пролегающими под городом водоносными слоями.  Эти места считаются историческими памятниками. Некоторые из них действующие, другие же давно заброшены.

В прошлом жители Царьграда считали источники волшебными, веря в их живительную силу. В современном Стамбуле особо выделяются две таких святыни.

название источника описание
Влахернский Находится в одноименной церкви, получившей название от места расположения — Влахерны. В построенном здесь в 5 столетии храме хранились пояс и головное покрывало Богородицы.

В начале 10 века, во время осады города сарацинами, в храме произошло явление Пресвятой Девы. Богоматерь произнесла молитву и распростерла над Царьградом Святой Покров. Вскоре враг был побежден.

Живоносящий Находится за пределами мегаполиса. В построенной на этом месте в 5 столетии церкви хранится икона Богоматери с младенцем на руках.

Каждый год здесь проходит крестный ход.

Источник известен своей чудотворной целебной силой.

Болгарская церковь Святого Стефана в г. Стамбул

Описание Болгарской церкви Святого Стефана в г. Стамбул

Церковь святого Стефана в Стамбуле (Турция) — православный храм в честь Первомученика Стефана, принадлежащий болгарской общине Стамбула (в юрисдикции Вселенского Патриархата).

Единственный православный храм, целиком собранный из металлических конструкций (такие церкви называют железными).

В истории храм знаменит тем, что в нём первый болгарский Экзарх Анфим 11 мая 1872 года, в день памяти святых Мефодия и Кирилла, вопреки запрету Патриархии, совершил литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной

Здание представляет из себя трёхнефную базилику крестообразной формы. Алтарь церкви обращён в сторону бухты Золотой Рог. Над притвором расположена сорокаметровая колокольня, изначально шесть колоколов которой были отлиты в Ярославле на фабрике Петра Оловянишикова. Два из них существуют по настоящее время.

Интерьер церкви создан с стиле модерн (первый пример использования этого стиля в Стамбуле). Иконостас был первоначально разработан по католическим образцам, в результате секретарь экзархата был вынужден обратиться к русским мастерам. В итоге иконостас церкви так же был создан московской фирмой Николая Ахапкина. Иконы написаны русским художником Клавдием Лебедевым.

В богатом декоре церкви присутствуют элементы неоготики и необарокко.

Болгары в Османской империи относились к Вселенском патриархату, однако в XIX веке в связи с ростом национального сознания встал вопрос о формировании национальной Православной Церкви, равно как о строительстве церковных зданий, где служба велась бы на славянском языке.

В 1849 году году, во 2-е патриаршество Анфима IV, на нужды болгарской общины в Константинополе молдавским фанариотом болгарского происхождения князем Стефаном Вогоридисом (греч. Στ?φανος Βογορ?δης; также исзвестен как Богориди, Алеко-паша, Стойко Богоров; 1775-1859) было пожертвовано деревянное здание между Фенером и Балатом, недалеко от резиденции Вселенского Патриархата.

Церковь была освящена 9 октября 1849 года и стала важным местом болгарского Национального Возрождения. Именно здесь 28 февраля 1870 года был зачитан ферман султана Абдул-Азиза, в котором болгары признавалась отдельным этносом с правом на автономную Церковь под именем «Болгарский экзархат».

До 1912 года церковь (сперва деревянная, затем железная) была главным кафедральным собором экзархата.

После того, как первоначальное деревянное строение пострадало от пожара, было решено построить на том же месте здание больших размеров. Была выбрана железная конструкция из-за того, что грунт достаточно слабый для строительства железобетонного здания. Проект здания был создан Ховсепом Азнавуром, армянином, проживавшим в Стамбуле. В результате международного конкурса заказ на производство металлических частей здания был выигран австрийской компанией «R. Ph. Waagner». Готовые части, весящие около 500 тонн, которые были изготовлены в Вене в 1893-1896 годах, затем транспортировались в Стамбул судном через Дунай и Черное море.

После полугода работ церковь была окончательно закончена в 1898 году и освящена болгарским экзархом Иосифом 8 сентября того же года. Главный остов церкви был сделан из стали и покрыт металлическими пластинами. Все части были соединены болтами и сварочными креплениями.

Церковь Святого Стефана один из результатов экспериментирования XIX века с готовыми железными церквями. Англичане, которые изобрели рифлёное железо в 1829 году, изготавливали портативные железные церкви для поставки в такие колонии, как Австралия. Создатель Эйфелевой башни, французский инженер Гюстав Эйфель проектировал железные церкви, которые затем рассылались от Филиппин до Перу. В настоящее же время церковь Святого Стефана — одна из немногих сохранившихся железных церквей.

В церковной ограде погребены болгарские церковные деятели — Иларион Макариополский, Авксентий Велешский и Паисий Пловдивский.

Паломнические поездки к Болгарской церкви Святого Стефана в г. Стамбул

  • Поездка из Стамбула в Болгарскую церковь Святого Стефана в г. Стамбул
  • Поездка из Стамбула в Болгарскую церковь Святого Стефана в г. Стамбул
  • Поездка из Стамбула в Болгарскую церковь Святого Стефана в г. Стамбул
  • Поездка из Стамбула в Болгарскую церковь Святого Стефана в г. Стамбул
  • Поездка из Стамбула в Болгарскую церковь Святого Стефана в г. Стамбул
  • Поездка из Москвы в Болгарскую церковь Святого Стефана в г. Стамбул
  • Поездка из Москвы в Болгарскую церковь Святого Стефана в г. Стамбул

Святых Апостолов

Построенный самим императором Константином и позже восстановленный императором Юстинианом, этот храм являлся едва ли не самым важным и значимым в христианском мире. Сегодня от некогда величественного здания практически ничего не осталось. На месте бывшей православной святыни выстроена мечеть Фатих, а развалины находятся во внутреннем дворике мечети.

Примечательно, что Константин строил это здание не как храм для проведения богослужений, а как собственный мавзолей – для себя и своей семьи. Причем, замысел был по тем временам весьма дерзок – гроб Константина должен располагаться в центре, и его должны окружать 12 (по числу апостолов) пустых гробниц (кенотафы).

Впоследствии эти 12 кенотафов заполнили мощами апостолов, а в самой церкви стали хоронить влиятельных и царственных особ. Время работы: с 9.30 до 17 часов.

Действующие церкви Стамбула

Большинство православных религиозных сооружений, находящихся в крупнейшем мегаполисе Турции, сохранились до наших дней. Часть их работает до сих пор, выполняя свою прямую «функцию».

Церковь Святой Троицы (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)

Здание размещается недалеко от Таксима, в квартале Бейоглу. Современное сооружение возведено в 1880 году на месте древнего византийского храма Святого Георгия.

Главная деталь постройки — две колокольни на фасаде. Из-за беспорядков, происходивших в городе в середине 20 века, церковь сильно пострадала, однако полностью восстановлена к 2003 г.  Сейчас она считается самым большим действующим православным храмом.

Собор Святого Георгия (Aya Yorgi Patrikhane Kilisesi)

Религиозное сооружение, также известное под названием Патриарший храм Святого Георгия, расположен в районе Фенер.  Главной святыней собора, наряду с многочисленными иконами, является часть иерусалимской колонны. Согласно преданию, к ней был прикован Иисус Христос во время бичевания.

Религиозная постройка, названная в честь великомученика Георгия Победоносца, с начала 17 столетия служит резиденцией Вселенского Патриарха.

Церковь Марии Монгольской (Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi)

Единственная православная святыня, сохранившаяся в первозданном виде со времен Византийской Империи. Находится в районе Фенер, на возвышенности вблизи бухты Золотой Рог.

В храме никогда не было мусульманских богослужений. Там даже хранится письменное повеление султана Мехмета Второго, позволяющее проведение литургий на греческом языке.  Внутренний интерьер здания украшен иконами. Богослужения проводятся дважды в год, на Успение (15 августа) и в Светлую Седмицу (вторник).

Болгарская церковь Святого Стефана (Bulgar Kilisesi)

Находящийся на побережье залива Золотой Рог храм является собственностью болгарской общины Стамбула. Названная в честь мученика Стефана православная святыня построена из чугуна. Внутреннее же убранство, включая иконостас, сделано руками русских мастеров. Литургии проводятся на болгарском языке.

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ama Rum Manastırı)

Сооружение возведено в 5-6 столетии нашей эры. В 15 веке религиозная постройка подверглась разрушению, однако восстановлена в 1835 г. На территории храма находится целебный источник, по поверьям, избавляющий от болезней и исполняющий желания.

Место известно как Церковь:

  • Ключей;
  • Девы Марии;
  • Святого Источника;
  • Исполнения Желаний.

На территории этого волшебного места всегда много народу. Приходящие сюда люди верят в возможность быстрого выздоровления и исполнения надежд. Сотни тысяч людей прилетают сюда с разных континентов, для того, чтобы исполнить свои желания.
⠀В этой церкви есть один необычный ритуал: прямо сразу, справа у входа нужно выбрать свой ключик и талисман (цены символические). Унести их с собой, хранить и никогда не переставать верить в невозможное.

Только есть условие: когда желания сбудутся-нужно приехать и вернуть свой талисман в церковь. Где бы вы ни были, как бы далеко не находились-вернуть.

История

Первая церковь Святого Антония Падуанского была построена в Стамбуле в 1724 году итальянскими монахами. Она простояла 180 лет, но в 1904 году стала мешать планам городских властей, решивших проложить через это место трамвайные пути.

Старая церковь была снесена, городские власти выделили место неподалеку, и в 1905 году началось строительство нового храма Святого Антония.

Здание церкви из красного кирпича в итальянском неоготическом стиле открылось для богослужений в 1912 году. Оно сохранилось до современного времени. В этом же дворе были построены два жилых дома, доход от строительства которых был использован на возведение храма. Проход к храму сейчас осуществляется под под аркой между ними.

В 1932 году Папа Римский Пий X возвел церковь Святого Антония в ранг малой базилики.

О месте Церковь Св. Георгия

История становления После падения Константинополя в 1453 году, центр православной жизни города переместился в XVI столетии в район Фенер. Сюда же  в конце столетия переехала резиденция Патриарха. В 1601 году Патриархом Матфеем II в качестве новой резиденции вместо храма св. Димитрия у Деревянных ворот  была выбрана церковь Св. Георгия. До этого она была женским монастырём. Церковь тут же была подвержена многочисленным реконструкциям, так что от её прежнего вида практически ничего не осталось. В 1614 году при Патриархе Тимофее II  собор был снова реконструирован и расширен. При Каллинике II была проведена еще одна реконструкция. В начале XVIII столетия собор охватил сильный пожар, после которого реставрационные работы начались в 1720 году. Ими руководил  Патриарх Иеремия III, а продолжились они при патриархе Паисие II. Серьёзный ущерб церкви Св. Георгия был нанесен крупным пожаром 1738 года. В этот раз реставрация требовала  серьезных вложений, потому  работы начались только спустя 80 лет. В 1797 году Патриарх Григорий начал реставрационные работы, в результате чего церковь обзавелась нынешним видом. Патриархом Григорием VI (1835—1840) были внесены новые изменения в строение храма, была увеличена его высота. Последнюю крупную реконструкцию провел патриарх Иоаким III. В 1941 году в результате пожара были уничтожены здания патриархии около храма. Политические причины мешали  реализации планов по восстановлению и работы откладывались до середины 1980 годов. При Патриархе Димитрии  в конце 1980 годов был сооружён еще один новый комплекс, где уместились  административные здания. В начале 1990 годов при Патриархе Варфоломее произведился ремонт и благоукрашение храма. Средства для того в большей степени были выделены  греческим промышленником Панайотисом Ангелопулосом. Справа от иконостаса в церкви Св. Георгия стоит часть колонны с остатками кольца из Иерусалима. По преданию, именно к ней во время бичевания  был привязан Иисус Христос. Из всех икон в храме можно выделить особо почитаемые — образ «Панагия Фанеромени» из России, а также мозаичная икона «Панагия Паммакаристос» из бывшего храма Богородицы Паммакаристы.Экстерьер Около северной стены церкви установлены ковчеги с мощами Григория Богослова и Иоанна Златоуста.  Частицы были вывезены из Константинополя в период Четвёртого крестового похода 1204 года, а в 2004 году возвращённых Патриархату согласно с распоряжением папы Римского Иоанна Павла II . С южной стороны базилики покоятся мощи Евфимии Всехвальной, Соломонии. Церковь Св. Георгия  представляет собой трехнефную базилику скромного внешнего вида, но богато украшенная изнутри.

Мир — отсутствие войны — в религиозной архитектуре

По существующей легенде, церковь святой Ирины построена императором Константином в честь Святого Мира, в честь его победы в борьбе за восшествие на престол и воцарение долгожданного мира после многих лет войны.

Но в других документах сказано, что это было новое веяние в архитектуре — базилика, план которой напоминает крест. При Константине она уже существовала. Правитель её только расширил и богато украсил. Но, как бы то ни было, в храме св. Ирины находится саркофаг, в котором, по преданию, сохранены останки императора Константина.

Любопытный факт: церковь святой Ирины в Константинополе — христианский храм, но и у язычников тоже были подобные сооружения, посвящённые установлению мира. Например, в 13 году до н.э. в Риме на Марсовом поле был установлен Алтарь мира. Это был подарок римского Сената императору Августу в честь его многочисленных побед. Алтарь назван так в честь богини мира Пакс. Он и сейчас там стоит, а от переменчивых погодных условий в наши дни его защищает сооружение типа колпака.

На римском форуме когда-то был установлен Храм Януса. У него была своя особенность: его двери открывались только во время войны. На время спокойной жизни государства храм закрывался. Но, по словам Плутарха, храм был открыт почти всегда. Римская империя была так огромна и могущественна, что постоянно находилась в состоянии войны. Она или нападала сама, или оборонялась от врагов. До наших дней от этого храма не сохранилось даже руин. Но его изображения остались на монетах времён Нерона.

Церковь Антония Падуанского на карте Стамбула

История

Первая церковь Святого Антония Падуанского была построена в Стамбуле в 1724 году итальянскими монахами. Она простояла 180 лет, но в 1904 году стала мешать планам городских властей, решивших проложить через это место трамвайные пути.

Старая церковь была снесена, городские власти выделили место неподалеку, и в 1905 году началось строительство нового храма Святого Антония.

Здание церкви из красного кирпича в итальянском неоготическом стиле открылось для богослужений в 1912 году. Оно сохранилось до современного времени. В этом же дворе были построены два жилых дома, доход от строительства которых был использован на возведение храма. Проход к храму сейчас осуществляется под под аркой между ними.

В 1932 году Папа Римский Пий X возвел церковь Святого Антония в ранг малой базилики.

Перед храмом установлена статуя Папы Римского Иоанна XXIII. Он провел в этой церкви свою первую проповедь в 1932 году, а позже, в качестве официального представителя Папы Римского, проводил здесь службы около 10 лет.

Сейчас это самая большая католическая церковь Турции. Службы здесь проходят на нескольких языках: турецком, итальянском, польском и английском.

Внутри церкви — классическое католическое убранство с нескольким рядами сидений для прихожан, витражными окнами, мозаичными стенами и потолочными фресками из Священного писания.

Как добраться

Церковь Святого Антония Падуанского находится в районе Бейоглу на улице Истикляль, до нее можно добраться несколькими способами:

1. На метро.

По зелёной ветке метро M2 можно доехать до станций Шишане (Şişhane) или Таксим (Taksim).

2. На скоростном трамвае.

На скоростном трамвае (линия Т1) доехать до конечной станции Кабаташ (Kabataş). Далее на фуникулере подняться до остановки Taksim. Или выйти на станции — Каракёй. И подняться на другом фуникулере до остановки Beyoğlu или пройти пешком наверх. Так удобно добираться из района Султанахмет.

3. На автобусе.

На автобусной остановке Таксим останавливаются маршруты с №32Т, 35С, 36Т, 38Т, 46Т, 66 и другие.

4. Пешком.

Пешком можно дойти от Галатской башни (около километра). Путь от Дворца Долмабахче займет около 40 минут — всего 2,5 километра.

5. На туристическом автобусе.

Ближайшая остановка туристического автобуса Big Bus Istanbul — площадь Таксим.

По улице Истикляль курсирует исторический трамвай Taksim — Tunnel (линия T2). Можно на нем проехать примерно до середины улицы. Ориентир — остановка трамвая Odakule или Galatasaray.

Это же расстояние можно с удовольствием пройти пешком. Если идти от площади Таксим, то церковь будет по левую руку. Вы вряд ли пропустите изящную арку, в которой хорошо просматривается силуэт храма Святого Антония.