Оглавление
- Композиция символов в убранстве алтаря
- Эллинистическая эпоха: книжные собрания царей и полисов
- История
- Пергам: Родина многих цивилизаций и историческое наследие Турции
- Акрополь и алтарь Зевса (Пергам Турция)
- История
- Достопримечательности Пергама
- Первый глобус: Кратет Малльский и долгое эхо его трудов
- История древнего Пергама
- Достопримечательности Перге
- Руины храма Афины
- Краткая история Бергамы
- Ценная коллекция
- О месте Руины Перге
- Историческая справка
- Пергамское царство: создание библиотеки
Композиция символов в убранстве алтаря
Рельефы Пергамского алтаря представляют собой единое целое: перед нами переплетение изгибающихся напряженных тел, между которыми нет больших просветов. Наши глаза блуждают, зачарованные этими перетекающими одно в другое движениями, не в силах остановиться на какой-либо конкретной фигуре — персонажей множество, и неясно, есть ли главенствующий. В Пергамском алтаре всё двигается, дышит и соединяется.
Рассмотрим один из наиболее известных фрагментов. На нем — четыре фигуры: Афина, Гея, Ника и гигант Алкионей. В центре композиции — Афина. Схватив гиганта за волосы, она вершит расправу. Алкионей как будто разрывается между крепко держащей его Афиной, Геей, к которой он тянет руку, и змеем, верным спутником Афины, прочно обвившим тело крылатого гиганта. Алкионей и Гея не могут дотронуться друг до друга — мать не в силах помочь своему сыну, на что намекает парящая Ника, богиня Победы. Эмоциональный и физический драматизм подчеркивается немыслимым изгибом тела гиганта: от крыльев до левой ноги оно образует полукруг. Мышцы его неестественно напряжены, голова в отчаянии запрокинута назад, даже локоны волос извиваются, подобно змеям. Глаза Алкионея подняты к небу, рот приоткрыт как бы для предсмертного вздоха.
Wolfgang Sauber / wikimedia.org
Эллинистическая эпоха: книжные собрания царей и полисов
Правители эллинистических царств заботились о своем престиже. Они укрепляли его не только военными победами, но и покровительством искусствам. Во всех главных государствах эллинизированного Востока появились крупные библиотеки.
Первой из них была основанная в 290-е годы до н. э. Александрийская библиотека в Египте. Царь Македонии Антигон Гонат создал царскую библиотеку в своей столице Пелле. Царь государства Селевкидов Антиох III Великий создал и открыл для ученых посетителей библиотеку в Антиохии-на-Оронте.
Александрийская библиотека. (wikipedia.com)
Не отставали и греки. В Афинах, остававшихся культурным и образовательным центром, существовало несколько библиотек. По словам Полибия, историк Тимей провел за историческими изысканиями в афинских книжных собраниях 50 лет.
Библиотеки действовали при храмах и философских школах. Богатые люди и цари владели личными собраниями книг. Богатую библиотеку собрал последний царь Македонии Персей. Наряду с другими богатствами она была вывезена в Рим после разгрома царства.
История
В древнегреческой мифологии Пергам был основан сыном Андромахи и Гелена (братом Гектора, первого мужа Андромахи). Новорожденный был наречен Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. После смерти Гелена Пергам с Андромахой переселились в Малую Азию, где Пергам основал новый город, получивший название по имени своего основателя.
При Атталидах в Пергаме была собрана вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение пергамента состоялось в Пергаме вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса. Насчитывавшая в своё время 200 000 книг, библиотека была захвачена и вывезена в Римский Египет Марком Антонием.
Большой алтарь из Пергамского музея в Берлине.
Пергам упоминается в Новом Завете: в нем, согласно Иоанну Богослову, — одна из семи церквей Апокалипсиса, где расположен «престол сатаны» (Откр. ).
Раскопки Пергама велись немецкими археологами Карлом Хуманом и Эрнстом Курциусом в —, — и последующие годы. На равнине сохранились руины римского города, среди которых выделяется Красный зал времён «славных императоров». В 1302 году византийский Пергам занимают турки эмирата Карасы, в данный бейлик был покорён османами. Название турецкого населённого пункта, расположенного на его месте — Бергама.
Пергам: Родина многих цивилизаций и историческое наследие Турции
Пергам был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году с его выдающейся исторической ценностью. Предыстория Пергама восходит ко второму тысячелетию до нашей эры, когда стойкий древний город пережил персидское господство и завоевание Александра Македонского. В эллинистический период он стал столицей Пергамского царства при династии Атталидов в 281-133 годах до н. э. Атталиды превратили его в один из главных культурных центров греческого мира во время своего правления.
Многие остатки его впечатляющих памятников все еще можно увидеть, особенно выдающийся шедевр Пергамского алтаря Зевса. Это сооружение имеет около 35 метров в ширину и 33 метра в глубину; одна только парадная лестница имеет почти 20 метров в ширину. Основание украшено фризом с высоким рельефом, изображающим битву между великанами и олимпийскими богами, известными как Гигантомахи. Второй, меньший и менее хорошо сохранившийся горельефный Фриз находится на внутренних стенах двора, которые окружают собственно огненный алтарь на верхнем уровне строения в верхней части лестницы.
шедевр Пергамского алтаря Зевса, оригинал храниться в музее в Берлине
Еще один древний памятник, который обязательно привлечет ваше внимание, — это Асклепион, знаменитый древний медицинский центр римского мира. В период своего расцвета центр располагал банями, храмами, театром, библиотекой, лечебными центрами и уборными
Асклепион, знаменитый древний медицинский центр римского мира
В римский период Пергам сохранял свое значение и становился все более развитым, вскоре став одним из крупнейших городов провинции и имея около 200 000 жителей. С разделением Римской Империи в конце IV века н. э. Пергам стал частью византийского царства. С тех пор город со временем стал менее значимым, однако здесь была установлена резиденция епископа и возведено несколько церквей.
Храм Траяна в древнем городе Пергам, Бергама, Турция.
Некоторые колонны до сих пор стоят среди руин Пергама, Бергамы, Турции.
Безголовую бронированную статую Траяна можно увидеть в храме Траяна в Пергаме.
В начале XIV века н. э. Пергам был завоеван сельджуками, а затем поглощен Османской империей. После прихода Османов Пергам пережил еще одну культурную перестройку, которая особенно ярко проявилась на Бакырчайской равнине. В этот период Пергам был обеспечен всеми необходимыми городскими сооружениями, включая мечети, бани, мосты, ханы, крытые базары и арасты (османские рынки), а также водопроводные системы, перекрывающие слои римских и византийских поселений.
Безголовую бронированную статую Траяна можно увидеть в храме Траяна в Пергаме
«Пергам-это свидетельство уникального и целостного эстетического достижения цивилизаций. Он включает в себя эллинистические, римские, византийские и османские структуры, отражающие язычество, христианство, иудаизм и Ислам, сохраняя их культурные особенности в пределах исторического ландшафта”, — говорится на сайте ЮНЕСКО.
В Пергамском музее можно увидеть множество древних напольных мозаик.
Акрополь и алтарь Зевса (Пергам Турция)
Уже порядком уставшие, все же решили не отклоняться от намеченных планов и отправились на осмотр Акрополя. Акрополь, вернее то, что от него сохранилось, видно практически с любой точки, т.к. расположен он на самой вершине горы. Для удобства туристов предусмотрены канатные фуникулеры, которые быстро доставят до вершины. Если вы путешествуете на машине по Турции, то на автомобиле можно также добраться до самой вершины. Здесь же есть небольшая автостоянка.
Вход на территорию Акрополя выглядит очень живописно; древние вымощенные камнем тропинки, цветущие деревья, руины сооружений и, конечно, захватывающий дух вид на близлежащую местность.
Самым известным строением здесь является алтарь Зевса, одно из известных Семи чудес света. Он был воздвигнут во времена Эвмена II в честь победы над племенами кельтов (галатов). Сейчас на его месте сохранилось основание, а сам алтарь находится в Берлине. Части алтаря были вывезены немецкими археологами, проводившими здесь раскопки в 19-ом веке. Как известно, Пергам входит в число Семи церквей Апокалипсиса.
В центре хорошо видны белые колонны из мрамора. Это остатки храма Траяна, возведенного своему предшественнику императором Адрианом. Здесь же вы увидите и статую самого императора.
С террасы, на которой расположен храм, открывается вид на театр. Это самый отвесный античный театр в мире, его часто называют вертикальным театром. И, действительно, если посмотреть на него сверху, то вид захватывает дух.
Весь комплекс занимает достаточно большую территорию, связанную между собой тропинками и улочками. Здесь хочется бродить и осмотреть каждый уголок. Отсутствие многочисленных туристов, легкий ветерок и живописные виды с вершины наводят на спокойные размышления. Не откажите себе в удовольствии взять паузу от современной цивилизации и насладиться спокойствием вдали от шумных мегаполисов.
История
Пергамское царство (цвет оливкового цвета) в наибольшей степени проявлено в 188 г. до н.э.
Город Пергамон был столицей династии Атталидов с 281 г. до н.э. по 133 г. до н.э., а затем стал частью римской провинции Азия . Он оставался под властью Восточной Римской империи в средние века, за исключением вторжения Сасанидов в 620-х годах, вторжения Омейядов в 715 году и правления Султаната Рам между 1074 и 1097 годами. Он был завоеван Карасидами в 1302 году. Он был частью Османской империи в 1337 году. Как правило, он был частью Санджака Кареси между 1337 и 1868 годами, в Сарухане (его центром была Маниса ) между 1868 и 1877 годами и, наконец, в Измире . Во время турецкой войны за независимость он был оккупирован Грецией 19 июня 1919 года, но перешел под контроль Турции 14 сентября 1922 года.
Достопримечательности Пергама
На холме возвышался акрополь, расположенный на террасах. В настоящее время верхний акрополь включает в себя театр на 10 тыс. зрителей, святилища Траяна и Афины, библиотеку, храм Дионисия, банный комплекс.
Город Пергам стал родоначальником пергамента, который заменил папирус. Многие свитки в библиотеке были сделаны как раз из него. Всего насчитывалось 200 тыс. свитков. Большую часть из них Марк Антоний передал Клеопатре, чтобы она возместила ими сгоревшие в Александрийской библиотеке древние рукописи.
Туристы попадают на верхний акрополь с помощью специального подъёмника. Работает он с мая 2010 года. Поездка занимает 4 минуты. Длина линии составляет 700 метров. Количество станций 2.
В нижней части акрополя находятся гимназии, храм Деметры, святилище Геры, дом Аттала, ворота Эвмена. А ещё ниже располагается святилище Асклепия. Находится оно в долине в 3-х километрах от акрополя. Оно включает в себя храм Асклепия, целебный источник, подземный ход, библиотеку и Священный пут. Это колонная улица, ведущая к святилищу.
В 1 км к югу от акрополя находится храм египетских богов Исиды и Сераписа. Он известен как Красная базилика. Состоит из основного здания и двух круглых башен. В этом храме в 92 году произошло столкновение между христианами и сторонниками бога Сераписа. При этом погиб первый епископ Пергама. Красная базилика была одной из Семи церквей, к которым была адресована Книга откровений.
В Пергаме родились: греческий скульптор Епигонус (III век до н. э.), греческий художник мозаики Сосус Пергамский (II век до н. э.), греческий архитектор и строитель Элий Никон (II век), знаменитый врач Гален (II век).
Первый глобус: Кратет Малльский и долгое эхо его трудов
Начало развития библиотеки связано с именем Кратета Малльского, выдающегося географа и филолога. Возможно он сыграл в развитии Пергамской библиотеки такую же роль, как Деметрий Фалерский — Александрийской.
В 169 году до н. э. Кратет, как пергамский посол, побывал в Риме. Гуляя по Палатинскому холму, ученый провалился в отверстие римской клоаки и сломал ногу. Из-за этого Кратет располагал свободным временем, которое проводил в беседах с римлянами. Эти беседы повлияли на интерес квиритов к риторике и литературе.
Современная реконструкция глобуса Кратета. (wikipedia.com)
Кратет исследовал и комментировал текст гомеровских поэм, в частности, предлагая толковать их аллегорически, а также предлагал свои варианты правки текста. Из составления комментариев к «Одиссее» и родился его интерес к географии. Страбон сохранил пример комментария пергамского ученого к «Одиссее»: Кратет толковал стихи Гомера об эфиопах, живущих в местах, где нисходит и где восходит солнце. По его мнению, две части народа эфиопов живут на разных берегах океана.
Кратет развивал теорию Эратосфена и обратил внимание, что, по его расчетам, известный эллинам мир занимает около четверти планеты. Он предположил, что есть и другие материки
Согласно Кратету, известные ему Европа, Азия и Африка составляют Ойкумену. По ту сторону Атлантики и за экватором должны были лежать три других материка.
Ученики Кратета продолжали его филологические изыскания, но от большинства из них сохранились только имена, а его ученик Артемон может быть одним из двух древних ученых с этим именем. Первый из них, Артемон Клазоменский, написал биографию Гомера, другой, уроженец Кассандрии, — труд о собирании книг.
Теории Кратета о климатических зонах и землях за пределами Ойкумены получили развитие в античной и средневековой географии. В I веке н. э. римский географ Помпоний Мела суммировал географические знания своей эпохи в книге «О положении Земли». Ученый разделил планету на пять климатических зон. Земли на крайних севере и юге слишком холодны для человека, экватор — слишком жарок. В северной умеренной зоне живут известные ему народы, а южная населена антихтонами. Мела не сомневается в существовании антихтонов, но признает, что написать об их землях что-нибудь невозможно, потому что никто не пересекал экватор из-за жары. В средние века жителей земель за экватором называли антиподами и изображали их материк на картах.
История древнего Пергама
За 135 лет археологам почти полностью удалось раскопать древний город, основная часть построек которого находится на вершине скалы, на высоте 355 метров над уровнем моря. Первые строения здесь появились более 3 тысяч лет назад, но сам город возник в 325 году до нашей эры. Случилось это как ни странно благодаря предательству. После смерти Александра Македонского один из его соратников и телохранителей полководец Лисимах взял в свои руки почти всю казну бывшего начальника.
Чтобы сохранить награбленные богатства Лисимах приказал на вершине скалы построить целый город – крепость, в подземельях которого и спрятал сокровища. Однако воспользоваться награбленным Лисимах так и не смог, так как был убит в результате войны с Сирией. Благодаря этим сокровищам буквально за какие-то сто лет из небольшого города Пергам превратился в большой культурный, научный и экономический центр. Ко второму веку до нашей эры город стал столицей целого Пергамского царства в малой Азии, в состав которого входили несколько городов.
Даже сегодня останки города изумляют, а в древности Пергам поражал воображения людей. Ведь город создавали лучшие архитекторы, а строительство длилось несколько столетий. Это невероятно, но имея примитивные строительные приспособления, древние смогли превратить непреступные выступы скалы в просторные террасы. По сути, архитекторы построили 3 города. Один над другим, соединив их между собой лестницами. Самый верхний ярус принадлежал знати и богатым горожанам, чуть ниже уровнем жили люди среднего достатка.
Нижний город с достаточно большой площадью являлся торговым центром и местом проживания большей части населения Пергама. Даже самые бедные горожане Пергама считались зажиточными по сравнению с остальными полисами малой Азии. Большинство горожан жили за счет сельского хозяйства и торговли. Они выращивали и продавали оливы, хлеб, виноград, а так же занимались животноводством. После работы горожане отдыхали в античном театре.
В Пергаме их было целых 2. Эти постройки сохранились настолько хорошо, что там проводят летние фольклорные фестивали. Помимо театральной жизни пергамцы имели еще одну уникальную возможность — посещать городскую библиотеку. В древнем мире она считалась второй после Александрийской. В ней хранилось 200 тысяч свитков. Пергамская библиотека была столь выдающейся, что вызывала зависть многих стран, например Египта.
Закат величия Пергама
Существует даже легенда, что царь Египта Птолемей запретил из-за этого вывоз папируса в Пергам. Однако пергамский художник Кратесиз Сардеса придумал альтернативу папирусу – материал из тонко выделанной телячьей и бараньей кожи, который в дальнейшем стал носить название пергамской бумаги или просто пергамент.
После 200 лет процветания могущество древнего города постепенно сошло на нет. Сначала Пергам потерял независимость и в 133 году нашей эры стал римской провинцией и просуществовал в составе римской империи до 713 года, когда город захватили турки, османы и превратили его в руины.
Постепенно Пергам перестал упоминаться в хрониках, и окончательно был потерян в 13 веке. После сильного землетрясения город оказался погребенным под землей. Позднее на один из алтарей Пергама в 1871 году натолкнулся Карл Хуман во время проектирования железной дороги. Существует легенда, что могучий город канул в лету, потому что в нем находился знаменитый 70-ти метровый алтарь Зевса, самый богатый в греческом мире.
Он сделан из белого мрамора и считается один из самых древних и зловещих памятников античного искусства. Апостол Иоанн Богослов упоминал в своем откровении, что там находится престол сатаны. По легенде на этом алтаре совершались человеческие жертвы, и именно поэтому город Пергам был стерт с лица земли. Однако ученые это отрицают.
Сразу после обнаружения алтаря Зевса в 1878 инженер Карл Хуман перевез его в Германию. Вместе с другими сокровищами древнего города алтарь до сих пор хранится в пергамском музее Берлина, вызывая удивления и восхищения.
Достопримечательности Перге
Эллинистические Ворота
Перге начинается с городских ворот: внутренние ворота – эллинистического периода и внешние ворота – римского периода. Самый фотографируемый элемент в Перге – это Эллинистические ворота, которые были воздвигнуты в III веке до н. э.. Через ворота вы можете пройти на колоннадную улицу, где в правой стороне находятся руины Агоры, а слева расположены термы. Агора (рыночная площадь), выполненная в форме квадрата со сторонами 75 метров.
Эллинистические ворота
Римские Термы
Термы свидетельствуют о богатстве жителей города в римский период и поражают размерами и роскошью. Изнутри стены залов терм были выложены мрамором, а пол мозаикой. По сути, это были не столько бани, сколько места для общения, полноценного отдыха и проведения досуга. Здесь очень хорошо видна система центрального отопления с подогревом пола и стен — гипокауст. С помощью печи нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен.

- Один из залов терм
- Термы – система подогрева
Главная улица и фонтан
Сильное впечатление производит главная улица города со стройными рядами колонн и каскадным водным каналом посередине. Канал сделан специально для того чотбы в жаркие дни давал прохладу и украшал центральную улицу. Канал и центральная улица берут свое начало у фонтана (нимфеум), устроенного богатой горожанкой в период правления римского императора Адриана. Фонтан находится у подножия акрополя, а с акрополя, расположенного на вершине холма, открывается потрясающая панорама всего города.
- Главная улица
- Нимфеум –
монументальный фонтан
Агора – рыночная площадь
Застроенная колоннами и торговыми рядами, агора города Перге имеет площадь около 75 кв. м. и датируется II веком н. э. В центральной части агоры находятся развалины круглого храма.
- Агора – рыночная площадь
- Колонны рыночной площади
Стадион и Театр
В римскую эпоху размеры города увеличились и даже перешагнули за крепостные стены. Театр и стадион находятся вне городских стен. Древний стадион вмещал в себя около 12 000 человек. Он был один из крупнейших стадионов Малой Азии того времени. Построенный во II-м веке н. э. греко-римский театр был рассчитан на 15 000 зрителей. Сцена театра состояла из множества арочных ниш, украшенных роскошными статуями богов и императоров. На сцене театра были выполнены и барельефы, изображающие сцены из жизни бога Диониса – покровителя виноделия и театра. Театр закрыт к посещению по причине возможности падения камней и продолжающейся многолетней реставрации.
- Стадион вмещал около 12 000 человек
- Обнаруженный в Перге саркофаг
Руины храма Афины
Руины храма Афины находятся в старой деревушке Ассос. Изначально мы не планировали его посещать, но, находясь относительно недалеко от храма, решили все же заехать и сюда. Скажу сразу, что в очень жаркий день добираться до храма особенно сложно, т.к. придется пониматься в гору пешком. Но это того стоит.
Из храма открывается чудесный вид на спокойную морскую гладь.
Перед тем, как добраться до руин, вам нужно будет пройти по извилистой улочке с множеством сувенирных лавочек и кафе.
Здесь же продают местную косметику из масла тимьяна. Как гласит зазывающая вывеска, через 5 минут вы будете выглядеть на 5 лет моложе
Ассос был основан хеттами в XIII веке до н. э., а в VIII столетии греческие колонисты с соседнего острова Лесбос основали здесь колонию. Именно они построили огромный храм Афины (примерно в 540 г. до н. э.). Гермей, внук и ученик Платона, пытался применить здесь его теорию об идеальном городе на практике, развернув обширное строительство и в первую очередь возведя гимнасий при храме Афины. С 347 по 344 год до н. э. здесь жил и работал Аристотель, здесь же он женился на дочери Гермия и основал философскую школу. В Средневековье османы разграбили город, а местные жители растащили памятники на постройки своих домов. Город был обнаружен в 1880 году американцем Фрэнсисом Бэконом.
Руины занимают не слишком большую территорию, и практически вся она расположена под открытым небом. Скрыться от жары можно лишь в тени нескольких деревьев. Специально ехать сюда, чтобы посетить эти руины, думаю, не стоит, но если вы планируете поездку в эту местность, то стоит включить в свой маршрут и посещение руин храма Афины.
Краткая история Бергамы
Первое упоминание о Пергаме относится к 399 году до нашей эры, но известен он стал только после того, как здесь обосновался полководец Александра Македонского Лисимах. Он оставил свои богатства в управлении некоего Филетара, и тот после гибели Лисимаха на войне с Сирией, с которой он сражался за господство над Малой Азией, завладел большей частью сокровищ. Хитрыми политическими манёврами Филетар смог сохранить богатство, передав его своему приёмному сыну Эвмену, который вновь победил сирийцев у Сардиса, расширив границы царства своего отчима.
Эвмен считается основателем династии правителей Пергама. В 241 году до нашей эры ему наследовал племянник Аттал I, перед которым немедленно встала задача оборониться от галлов, что он и сделал с помощью жертвенного животного, на чьей печени оказалось начертанным слово «Победа». Аттал был хитрым правителем – позднее выяснилось, что он сам нанёс это слово на печень с помощью специально отлитого кольца, – и его авторитет рос, а слава царства под его управлением быстро распространилась по всему эллинскому миру. Тогда он построил в Пергаме храм Афины и библиотеку.
Сын и наследник Аттала Эвмен II консолидировал завоёванные отцом земли, подписал договор с Римом и начал превращать Пергам в великий город. Позднее он помог римлянам победить сирийцев в битве при Магнезии, чем ещё больше повысил своё влияние. При Эвмене II были построены гимназия и театр, а акрополь окружили стеной. Последний царь Пергама, Аттал III, больше, чем управлением страной, интересовался химией (особенно ему удавались эксперименты с ядами, которые он проводил на преступниках). Он рано умер, уступив свой трон Риму.
Пергам процветал и дальше, его население достигло 150 тысяч человек, а сам он стал известным коммерческим и художественным центром. Его постепенный закат начался после появления в 262 году до нашей эры готов, которые правили здесь на протяжении ещё нескольких поколений до полного его упадка. Немецкий инженер-железнодорожник Карл Хуман вновь открыл древний Пергам в 1871 году, обнаружив у местных крестьян странную мозаику, которая оказалась фрагментом рельефа алтаря Зевса.
Хуман купил мозаику, рассказал об этом своим турецким нанимателям, для которых строил железную дорогу, а через пять лет вернулся в страну, чтобы начать масштабные раскопки акрополя. Работы завершились в 1886 году, но, к сожалению, большая часть находок была отправлена в Германию. Самой известной из них является рельеф алтаря Зевса, который экспонируется в Музее Пергама в Берлине. Недавно рядом с Бергамой обнаружили золото. Однако это не обрадовало её жителей, которые теперь много и активно протестуют против создания в городе производств по извлечению золота из породы, на которых должны использоваться цианиды.
Ценная коллекция
В Музее Пергамон три основных экспозиции:
- античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
- коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
- собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)
Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.
Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.
На музей стоит выделить целый день.
Античное искусство (Antike Architekturen)
Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.
Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.
Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.
Хранится в музее и клад Трои.
Милетские ворота
Коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.
Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.
Ворота Иштар
Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения
Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных
Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар
Собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)
Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.
Михраб из Коньи и ковёр
Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.
В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.
Музей открыт каждый день.
- по четвергам с 10.00 до 20.00
- другие дни с 10.00 до 18.00
Сколько стоит
- Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей+панорама стоит 19 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
- Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.
Где остановиться в Берлине
Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.
Мы жили в отеле Adam, район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.
Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине
Как добраться до музея
Музей Пергамон находится на музейном острове Берлина.
- Доехать до музея на метро. Ветка U-Bahn U6 – остановка Friedrichstraße. Ветка S-Bahn S1, S2, S25 – остановка Friedrichstraße.
- На автобусе №100 или №200 до Lustgarten, №147 – до остановки Friedrichstraße.
Еще один способ – трамвай. М1, 12 до Am Kupfergraben или М4, М5, М6 до Hackescher Markt.
Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3
Путешествуйте с улыбкой, путешествуйте с наслаждением! А мы будем стараться и дальше помогать вам с этим. Подписывайтесь на обновления нашего блога. И до скорого!
О месте Руины Перге
Удивительный Перге – прекрасный памятник архитектуры и истории, рожденный на стыке культуры эллинистической и Древнего Рима. Сквозь монументальные колонны, запечатлевшие богов во всем величии – Апполона, Артемиду с оружием, счастливую Тиху — можно увидеть шедевр Византии – старую церковь. Когда-то здесь был легендарный Нимфениум – фонтан, вода которого омывала величественную статую речного бога Кестрос.
Как добраться
Для самостоятельного путешествия в древний город сядьте на любой автобус, идущий по дороге Д-400 в направлении Аксу. По дороге увидите указатель, говорящий, что до Перге осталось 3 километра, он рядом с пешеходным мостом. 20 минут идите вдоль улицы, где стоит мечеть.
Интересные факты
— По местным легендам, Перге основан прорицателем Калхасом, а защищает город от неприятелей Артемида Пергская.
— При римлянах город был одним из богатейших, знаменитый Александр Македонский с почетом относился к этим землям, также здесь творил знаменитый ученый Аполлоний.
— Высота сцены Пергского амфитеатра, украшенной фризами и рельефом — 25 метров. Некоторые из его сокровищ можно увидеть в музее Археологии Анталии. Напротив расположен огромный стадион, рассчитанный на 2 тысяч посетителей..
— Город во избежание вторжений построен в 11 километрах от моря, в свое время здесь несли веру в массы апостол Павел и Варнава.
Советы туристам
— Знаменитые стадион и театр располагаются до касс, потому путешественники могут посетить их бесплатно в течение всего года.
— Кроме известных достопримечательностей, не забудьте посетить трио базиликов Перге. Северная датируется 6 веком и находится у Главной дороги, восточная – по правую руку от Римских ворот, а последняя соседствует с воротами Запада.
— Особенного внимания заслуживает комплекс древних бань, где в античные времена не только омывали тела, но и решали главные государственные вопросы. Самые большие в регионе, они отличаются редкой архитектурой с мраморными вставками и галечными полами, которые прекрасно сохранились.
— Обязательно посетите соседнее селение – Силлион – это в 7 километрах от Перге. На живописном холме расположились полуразрушенные акрополь, руины храма и знаменитого театра.
Историческая справка
Первым упоминает об этом городе греческий историк Ксенофонт, живший в V-IV веках до н. э. Он пишет, что в 399 году до н. э. город был захвачен персами. Затем он вошёл в империю Александра Македонского, а в 281 году до н. э. стал столицей царства Пергамон, в котором правила династия Атталидов.
Впоследствии Атталиды стали союзниками Рима. Во II веке до н. э. городское поселение обнесли новой массивной городской стеной. При этом городские правители делали всё, чтобы не ссориться с Римом. Они исправно платили налоги и поддерживали номинальную независимость.
Город Пергам на карте Турции (синий кружок)
Однако после смерти Аттала III в 133 году до н. э. нашлись люди, бросившие вызов Римской империи. Восстание было подавлено, а город превратился в римскую провинцию. Вначале он пришёл в упадок, но при императоре Андриане во II веке нашей эры вновь приобрёл высокий статус среди азиатских городов.
В Пергаме построили величественные храмы, театр, амфитеатр, форум, святилище Асклепия (бог врачевания). Последнее со временем превратилось в крупнейший лечебный центр римского мира. В нём получил образование второй знаменитый врач Древнего Мира после Гиппократа – Гален. В то время население города составляло 200 тыс. человек.
Пергамская библиотека стояла на втором месте после Александрийской. Во втором веке появились христиане. В 262 году случилось сильное землетрясение, и городские постройки пострадали. Затем поселение было захвачено готами и разрушено. Византийцы восстановили его, но в гораздо меньших масштабах. В начале VIII века город был захвачен и разграблен арабами. Впоследствии он вошёл в состав Османской империи.
Пергамское царство: создание библиотеки
В начале II века до н. э. Пергам переживал свои лучшие времена под властью царя Эвмена II. Государство укрепило свои позиции благодаря союзу с Римом и совместным победам над Селевкидами.
Библиотека была основана по приказу царя Эвмена II после 189 года до н. э. Тогда же, как пишет Плиний Старший, началось соперничество между библиотеками Александрии и Пергама. Птолемей VIII, чтобы затруднить жизнь конкуренту Александрийского Мусейона, приказал остановить экспорт папируса. Ученые Пергама изобрели новый материал для книг, названный по месту расположения библиотеки пергаментом.
Царство Пергам во времена Эвмена II. (wikipedia.com)
Помещения библиотеки были обнаружены рядом с храмом Афины. Возможно, Пергамская библиотека, подобно Александрийскому Мусейону, была фиасом — религиозным союзом, действовавшем при храме.
Как и Птолемеи, Атталиды и их доверенные лица заботились о пополнении библиотеки — они покупали (а возможно и изымали) книги из частных собраний. Книжное собрание философа Нелея включало завещанную ему библиотеку Феофраста, ученика Аристотеля и его преемника как руководителя Ликея. Узнав о том, как активно Атталиды скупали книги, наследники Нелея («люди заурядные», по словам Страбона) спрятали библиотеку Феофраста в земляной яме.
По предположению ученых, это скульптурный портрет Эвмена II. (wikipedia.com)
Позже, уже во времена Митридатовый войн, потомки Нелея продали порядком подпорченные лежанием в земле книги книголюбу Апелликонту за большую денежную сумму. Книжное собрание Апелликонта, в свою очередь, стало трофеем римского полководца Суллы, по приказу которого оно было отправлено в Рим.
Библиотека размещалась к северу от храма Афины. В читальном зале книжного собрания могли работать одновременно до 50 человек. В стенах по краям зала были углубления, служившие стеллажами. В этих стеллажах могло разместиться около 17000 свитков. Остальные свитки хранились в других помещениях или даже находились вне храма на акрополе города. Около одной из стен возвышалась статуя богини Афины, которой был посвящен храм.