Монастырь панагия сумела в турции

Монастырь Сумела: страницы истории

Экскурсия в Сумелу – это посещение обители, которая появилась спустя 386 лет после прихода в наш мир Христа. Читая сохранившиеся летописи того времени, можно прийти к заключению, что Сумелу основали два монаха – Варнавий и Сафроний. Этому предшествовало чудесное событие: инокам явилась Дева Мария и сказала, что им следует забрать икону, написанную Святым Лукой с нее, и отвезти в труднодоступное место – на гору Мела в Трапезунде. Там же нужно было основать монастырь.

В то далекое время икона Панагия Сумела находилась в храме в Фивах. Священники этого храма, выслушав рассказ Варнавия и Сафрония о чудесном явлении им Богородицы, отдали святыню монахам. С огромным трудом взобравшись на меловую гору вблизи Трапезунда, в 386 году иноки основали на ней монастырь.

Естественно, два человека, даже воодушевленных непоколебимой верой, не смогли бы построить монастырь. По преданию, Варнавию и Сафронию оказали помощь монахи из монастыря Иоанна Предтечи на горе Завулон. Подтверждением этому служат старые монастырские документы: до 1800 года, в знак благодарности за оказанную помощь, в монастырь на Завулоне из Сумелы каждые семь лет отправляли мула и пятьдесят сосудов с воском и елеем.

Известие о появлении нового монастыря и хранящейся в нем святыне быстро распространилось по всей Европе. В Трапезунд потянулись потоки паломников. Большой наплыв посетителей послужил толчком для продолжения строительства: теперь в скалах вырубались гостиницы и гостиные дома.

Три церкви и дома для паломников располагались в труднодоступном месте, но это не спасало их от набегов вандалов и варваров. Одно из крупнейших нападений на монастырь Сумела произошло в конце VI века. Тогда из обители были вывезены почти все ценности, икона Панагия Сумела уцелела только чудом. Впрочем, как же без чуда, когда речь идет о такой иконе?

В 644 году новые монахи возродили обитель Сумелу, и его снова начали посещать паломники. Наибольшего расцвета обитель достигла во времена византийского владычества династии Комнинов над Трапезундом (XI – XIV века). Каждый правящий представитель этой династии считал долгом оказывать покровительство монастырю, в котором хранится такая значимая для христиан реликвия. Например, при Иоанне II монастырь получил в дар около 40 небольших сел и 24 деревни. Доходы, получаемые обителью с этих владений, направлялись на расширение монастыря, возведение новых келий и крепостных стен. При внуке Иоанна II, Алексее III, Сумела получила около 1370 привилегий.

После вхождения Трапезунда в состав Османской империи монастырь продолжал процветать и пользовался большой властью. Один из султанов издал указ, подтверждающий право обители на свободу и полученные при Византии привилегии. Другие султаны одаривали монастырь щедрыми дарами.

Все закончилось в 1863 году, когда Вселенский патриархат отменил все привилегии и лишил монастырь Сумелу всех его владений. Это вызвало массу негодований среди верующих, и указ был спешно ликвидирован. Но спустя 39 лет постановление патриархата было продублировано, и на этот раз – окончательно. Начались гонения, многие монахи покинули стены Сумелы. В годы Первой мировой войны в монастырь ворвались турки. Словно обезумевшие, они крушили все, на что натыкались: стирали фрески, выбивали глаза изображениям святых. Икону Панагия Сумела спасло то, что иноки, предвидевшие подобное развитие событий, закопали ее. В 1923 году икону тайно переправили в Афины. Сегодня она хранится в греческом городе Науса, в специально построенном для нее храме.

Современная обитель в Верия

В 1930 году, стараниями Элефтериоса Венизелоса, в рамках развития греко-турецких отношений, турецкий премьер-министр Исмет Инёню посетил Афины, и согласился на то, чтобы греческая делегация прибыла в Понт, чтобы получить реликвии православия и эллинизма.

В 1930 году живы были только 2 монаха старого исторического монастыря. Дряхлый Иеремия (Iερεμίας) в Лагада Салоник (Λαγκαδάς Θεσσαλονίκης), который отказался поехать, потому что ноги его не подчинялись ему, или потому что он не хотел вновь пережить те кошмарные сцены турецкого варварства, и красавец, энергичный и живучий Амвросий Сумэльётис (Aμβρόσιος Σουμελιώτης), главный в церкви Святого Ферапонта (Aγίους Θεράποντας) в Салоникском районе Тумба (Tούμπα Θεσσαλονίκης). От Иеремии Амвросий узнал о склепе, где хранились реликвии. 14-го октября Амвросий, с рекомендательным документом турецкого посольства, поехал в Константинополь (Kωνσταντινούπολη) и оттуда в Трапезунд (Tραπεζούντα), с назначением Панагия Сумэла. Несколько дней спустя он вернулся в Афины, не только с атрибутами эллинского православия, но и с самим Понтом, как написал тогдашний депутат правительства Венизэлу, Леонид Иасонидис (Λεωνίδας Iασωνίδης): «В Греции жили Понтийцы, но не жил Понт. С иконой Панагии Сумела прибыл и Понт». Икона осталась на 20 лет в Византийском музее Афин. Первым Леонид Иасонидис предложил в 1931 году повторную интронизацию иконы Сумелы в какой-нибудь район Греции. И в 1951 году Филон Ктэнидис (Φίλων Kτενίδης) из понтийского Кромни воплотил в жизнь мечту всех Понтийцев, основав новую Панагию Сумелу на склонах гор у Кастаньи близ Верии (Καστανιά Βέροιας).

Нисирос — Панагия Спилиани (Панагия Пещерница)

На острове Нисирос праздник Успения Богородицы длится несколько дней, куда съезжаются жители со всех островов Додеканеса.

Праздник начинается ещё с 6 августа — в день Преображения Спасителя, когда здесь отмечают Ньямеро Панагии. Обычай этот посвящен женщинам.

Главную роль в религиозном ритуале исполняют женщины, одетые в черное. Это так называемые Энньямеритиссес — женщины, отданные на служение Богородице.

Они располагаются в монастыре Панагии Спилиани (Панагии Пещерницы), который находится в Замке Иппотон (рыцарей), преклоняются перед ней и начинают чистить помещения, а также священные сосуды.

В действительности проводятся два параллельных религиозных ритуала: официальный (церковный), совершаемый священниками, и неофициальный — со жрицами Энньямеритиссес, следующих строгому посту, которые отбивают 300 поклонов в день и поют псалмы.

15 августа, сразу по завершении литургии, священники совершают Крестовый ход с иконой Панагии — до самой деревни, чтобы благословить праздник. С другой стороны торжественной процессии, шагая впереди и открывая путь священной иконе, идут Энньямеритиссес, держа в руках подносы с кутьей.

Праздник начинается в тот момент, когда икона достигает деревни — с местного танца «купас».

Краткая история монастыря Панагия Сумела

Название Сумела – это греческое сокращение от Панагия ту Меласс, что означает «Богоматерь Чёрной (Горы)», хотя некоторые и переводят это несколько свободно как «Чёрная Дева». Первая церковь появилась на этом месте, по крайней мере, в 385 году, когда афинскому монаху Варнаве во сне явилась Богоматерь, которая сообщила, что где-то здесь спрятана икона, написанная якобы самим Святым Лукой. После того как Варнава вместе со своим племянником Софроном обнаружил реликвию, он поместил её в святилище внутри пещеры на узком выступе крутой скалы, которая ему приснилась и в которой икона была найдена.

Православный монастырь Сумела

Предположительно, монастырь вырос вокруг места хранения иконы где-то в VI веке, но большая часть того, что можно видеть здесь сегодня, относится уже к XIII-XIV столетиям, когда Сумела наконец-то примкнула к Трапезундской династии Комнинов, несколько правителей которой даже короновались здесь, а не в столице империи. За прошедшие века икона сотворила множество чудес, а монастырь, в котором она хранилась, приобрёл такой авторитет, что сюда совершали паломничества с дарами даже турецкие султаны.

Внутренний двор монастыря

Греческие монахи срочно покинули и Сумелу, и все остальные монастыри турецкого побережья Чёрного моря в 1923 году. Через шесть лет после этого монастырь сильно пострадал от пожара, который, возможно, был вызван неаккуратным обращением с огнём поселившихся в нём сквоттеров. В 1931 году сюда секретно вернулся один из монахов, откопавший несколько спрятанных в укромном месте реликвий, в том числе ту самую почитаемую икону. Теперь икона Богородицы находится в новом монастыре Сумела на севере Греции.

Фрески на внешних стенах

К сожалению, когда в Греции вскрыли другие ковчеги, в которых хранились спрятанные реликвии, оказалось, что святые манускрипты византийской эпохи за восемь лет, проведённых в сырой земле, полностью сгнили. С 1996 году в монастыре проводятся реставрационные работы, целью которых является восстановить то, что осталось, и построить заново то, что исчезло. Работы ведутся на довольно высоком уровне, это касается даже керамической плитки для крыши. Важнее же всего то, что сохранившиеся фрески были расчищены и закреплены с помощью современных технологий.

Одно из помещений монастыря

Причина популярности монастыря Сумела

Прежде чем отправиться в путь, давайте спросим себя: «Зачем?» Чем так привлекателен этот монастырь для сотен тысяч православных верующих, готовых терпеть лишения, но совершить паломничество в Сумелу? Особого секрета здесь нет. Дело в том, что с момента основания и до 1923 года в стенах обители хранилась одна из главнейших христианских святынь – написанная апостолом Лукой икона Богородицы – Панагия Сумела. Автор одного из Евангелий, Святой Лука, считается первым человеком, который написал икону. Ученик и свидетель многих чудес Иисуса Христа, покровитель врачей и живописцев, Лука почитается во всем мире не только православными христианами, но и католиками. Уважение к Святому, к написанной им иконе и стали причиной высокой популярности монастыря Сумела.

К сожалению, сегодня обитель не сможет поразить своих посетителей богатством или отделкой: часть росписей и орнаментов разрушило время, другие были целенаправленно уничтожены фанатичными исламистами и вандалами (такое отношение к Сумеле началось в конце XIX века)…

Аморгос — Панагия Хозовьотисса

На острове Аморгос на высоте 300 метров, прямо на краю обрыва господствует исторический монастырь Панагии Хозовьотиссы.

Согласно надписи, сохранившейся в монастыре, он был построен в 1088 году византийским императором Алексием I Комниным.

По поводу того, как попала икона на остров, до наших дней сохранилось два предания. Первое из них гласит, что икона была найдена в одной из лодок в том месте, где сегодня стоит монастырь. Говорят, что икону в лодку положила некая благочестивая женщина из города Хозова, находящегося в Палестине, чтобы спасти её от рук иконоборцев.

Вторая версия говорит о том, что чудотворную икону принесли на остров монахи из монастыря Ходзева, расположенного в Иерихоне в Палестине, чтобы убежать от преследований иконоборцев.

Пересекая Кипр, монахи попали в руки грабителей, которые, осквернив икону, разломали её надвое и выбросили в море. Две половинки иконы чудесным образом достигли острова Аморгос, прибившись к самому подножию скалы, где они чудным образом склеились в единое целое, без видимого следа на месте излома.

Есть и такие, кто считает, что два кусочка иконы были склеены монахами, которые, продолжив свой путь, достигли Аморгоса и построили там монастырь в указанном им Панагией месте. Свидетелем этому служит долото, которое веками была втиснуто в скалу (упало в 1952 году).

Здания и фрески монастыря

Из всего монастырского комплекса самой древней является базилика Панагии Амасгу, с которой и началась история обители. Она была отреставрирована в 1960 году и теперь выглядит так, как в первые годы своего существования, в начале XII века. Это однонефная церковь с прямоугольным периметром, выстроенная из крупных серых каменных глыб, как и множество подобных ей зданий периода расцвета христианства и монашества на Кипре. Высокие стены, один вход, двускатная черепичная крыша, минимальное количество узких окошек, напоминающих бойницы, – снаружи церковь имеет очень скромный облик.

Но внутреннее убранство базилики Панагии Амасгу способно впечатлить каждого, кто оказался в ее стенах. К сожалению, время не пощадило роскошные росписи на стенах, и они частично утеряны. Оставшиеся фрески были очень качественно отреставрированы в 1969-1972 годах мастерами из исследовательского центра изучения Византии Дамбартон-Окс, и теперь они обладают такими же яркими красками, как и раньше. Знаменательно, что их уровень сопоставим с росписями церквей Кипра, охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь Панагии украшалась фресками не только сразу после постройки, но и в течение многих последующих лет. Поэтому среди всех настенных росписей можно проследить различные периоды, которые различаются стилем исполнения. Так, в 1105-1106 годах (первый период) было создано изображение Святого Спиридона (в апсиде) и мученика Афанасия Пентасхинита.

Следующий период, XII-XIII века, ознаменовался появлением множества фресок, украшавших, по-видимому, практически все стены церкви. Но до наших дней дошли лишь фрагменты, по которым можно судить о стиле изображений и мастерстве художников. Они находятся на стенах алтаря, на потолочных сводах и представляют собой весь жизненный путь Иисуса Христа: от Рождества до Вознесения и Пятидесятницы. Хорошо сохранилась фреска «Сретенье Господне», полностью представлена роспись «Введение во храм Пресвятой Богородицы». К сожалению, фрагментарно сохранилась фреска «Крещение Господне» и «Сошествие Духа на Апостолов». Среди изображений можно увидеть фигуры многих Святых, стиль выполнения которых очень схож с константинопольским стилем конца 12 столетия, но с некоторыми местными особенностями. К ним можно отнести изысканный растительный орнамент, фигурки животных и птиц Кипра, яркие и разнообразные оттенки красок.

Изображения первой половины XIV века относятся специалистами к 3 периоду. Они плохо сохранились и представляют собой в основном фигуры Святых. На северо-восточной стене расположена самая яркая фреска этого периода: «Причащение преподобной Марии Египетской преподобным Зосимой».

Церковь Панагии Агисму продолжала украшаться фресками и в последующие века. Во второй половине 16 столетия, относящейся к 4 периоду, были созданы росписи в нишах храма и алтаре: «преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный», «великомученик Георгий», «мученик Мамант»

К этому же периоду относится и создание иконостаса храма; в нем привлекает внимание икона Иоанна Предтечи (1529 год) и Богородицы Амасгу (1569 год)

Монастырь Панагии Амасгу открыт для всех желающих по выходным, а также во вторник и четверг. В эти дни можно помолиться в храме, заказать молебен или панихиду, приобрести в монастырской лавке свежую выпечку, мед, чай, варенье и многое другое.

Скиафос — Вангелистрия тон Спорадон

Окруженный богатой растительностью общежительный монастырь Благовещения Богородицы (Монастири тис Евангелистриас или Вангелистриас, как его называют жители Скиафоса), находится под самой высокой вершиной острова Скиафоса — Карафлидзанака, в Агальяно, в начале русла потока Лехуниу, рядом с его ручьями.

Возведение монастыря началось в 1794 году небольшой группой монахов движения «Колливадон», вынужденных покинуть Святую Гору в связи с разгоревшимися тогда спорами по поводу дня проведения поминок: в субботу, а не в воскресенье — на основе возвращения к старым церковным традициям.

Сегодня 15 августа сюда стекаются тысячи паломников. Накануне празднования Успения Богородицы ночью из храма, в атмосфере благочестия и в сопровождении хвалебных песен, поющихся в честь Богородицы всеми жителями Скиафоса, выносится Гроб Панагии. Это один из обычаев, который в наши дни редко где сохранился.

Праздники в честь Богородицы в монастыре проходят два раза в год: 25 марта — в День Благовещения и 15 августа — в праздник Успения Богородицы.

Строительство и постройки

Основными элементами монастырского комплекса являются Скальная церковь, несколько часовен, кухни, комнаты для студентов, гостевой дом, библиотека и священный источник, почитаемый восточно-православными христианами .

Большой акведук у входа, который поставлял воду в монастырь, построен на склоне утеса. В акведуке много арок, которые в основном отреставрированы. Вход в монастырь ведет по длинной и узкой лестнице. Рядом с входом находится караульное помещение. Оттуда лестница ведет во внутренний двор. Слева, напротив пещеры, несколько монастырских построек. Пещера, которая была преобразована в церковь, составляет центр монастыря. Библиотека справа.

Большое здание с балконом на передней части скалы использовалось для келий монахов и для размещения гостей. Он датируется 1840 годом.

Реставрационные работы в 2019 году

Внутренние и внешние стены Скальной церкви и стены прилегающей часовни украшены фресками. Фрески, относящиеся к эпохе Алексиоса III Трапезундского, украшают внутреннюю стену Скальной церкви, обращенную во внутренний двор. Фрески капеллы, написанные на трех уровнях в три разных периода, датируются началом 18 века. Фрески нижней полосы высшего качества.

Фрески монастыря серьезно повреждены в результате вандализма. Основным сюжетом фресок являются библейские сцены, рассказывающие историю Христа и Девы Марии.

Во время реставрационных работ 2015–2017 годов был обнаружен секретный туннель, ведущий к месту, которое, как полагают, служило храмом или часовней для христиан. Также были обнаружены невидимые фрески, изображающие рай и ад, а также жизнь и смерть.

Тинос — Богоматерь нации

Икона Панагии с острова Тинос была найдена 30 января 1823 года в историческом монастыре «Госпожи Ангелов» в Кехровуни, после многих попыток и «с явлением Богородицы перед монахиней Пелагией».

На основе королевского указа, в 1836 году было установлено восьмидневное празднование Пресвятой Богородицы Тиноса, которое продолжается до «девяти дней Богородицы», то есть до 23 августа, когда в атмосфере, полной трогательности и благоговения, воздается хвала и почтение Божией Матери, а также поются псалмы перед Гробом и иконой Панагии.

Многочисленная процессия паломников, тянущаяся из порта Тиноса в церковь Благовещения, где была обнаружена икона, является самым большим доказательством неподдельной веры народа в заступничество любимой им Пресвятой Богоматери.

Погода и климат Турции

Турция является прекрасной жемчужиной с непревзойденным восточным колоритом. Эта страна пользуется заслуженной популярностью у туристов из всех стран мира. Многочисленные гости страны любят ее за многочисленные исторические памятники и достопримечательности, великолепную инфраструктуру, которая пригодна для любого вида отдыха, в том числе и семейного, с маленькими детьми, первоклассное обслуживание и ненавязчивый сервис в гостиницах и отелях. Но, прежде всего Турция славится своим теплым морем, сказочно красивой природой, чистыми песчаными пляжами и мягким субтропическим климатом

История Сумельского монастыря

Как уже говорилось выше, монастырь на горе Мела еще до окончания своего строительства стал местом поклонения православных христиан. Однако история показывает, что монахам, все же, приходилось переживать набеги варваров и вандалов. Благодаря тому, что три церкви, служебные помещения и гостиницы для паломников располагались в труднодоступном месте, грабежи, хоть и нечасто, но случались. До наших дней дошло свидетельство о разбойном нападении на Сумельльский монастырь в конце VI века. Тогда практически все ценности из монастыря были вывезены вандалами, чудом уцелела только икона, написанная Святым Лукой, и некоторые другие священные предметы. Чудом…, а как же может быть иначе, если речь идет о чудотворной иконе? Впрочем, для разбойников всегда представлял интерес благородный металл, все остальное они считали не заслуживающим внимания. Уже в 644-м году в Монастырь Панагия Сумела пришли новые монахи, которые за рекордно короткие сроки возродили его и сделали пригодным для посещения паломниками.

Наибольшего расцвета монастырь, высеченный в скале горы Мела, достиг во времена правления великой династии Комнинов. Они имели безграничную власть не только над Трапезундом, но и в определенные промежутки времени над всей огромной византийской империей. Каждый правитель из этой династии считал своим долгом покровительствовать монастырю, в котором хранилась священная реликвия, написанная свидетелем земной жизни Иисуса Христа, и который ежедневно посещали многочисленные паломники из дальних земель.

Огромный вклад в развитие и процветание Сумельского монастыря внес Иоанн II, его сын, внук и правнук. По указанию царя, монастырю были дарованы 24 деревни и около 40 небольших поселений, доходы от которых направлялись монахами на возведение крепостных стен, монашеских келий и других построек. Кроме этого, монастырь получил от правнука Ионна II, правившего с 1349 по 1390 год, почти 1370 (!) привилегий. Монахи не забыли эту щедрость и прямо над входом в главный храм поместили стихотворение, в котором прославлялись деяния Алексея III и его бесценный вклад в распространение по миру православной веры. Кстати, это стихотворение можно было различить до XVII века, потом время навсегда стерло его с меловой скалы.

Удивительно, но даже после того, как Трапезунд и, прилегающие к нему земли, перешли в состав Османской империи, православный храм продолжал процветать и пользоваться огромной властью. Один из султанов подписал указ, в котором говорилось, что монахи и Сумельского монастыря, в котором хранится святыня православного мира Панагия Сумела, имеют право на полную свободу и на привилегии, предоставленные им еще во времена династии Комнинов. Более того, султан Селим I и все его потомки, которые, естественно, исповедовали ислам, постоянно одаривали монастырь и даже покрыли купол главного храма медью. Внук Селима I решил, что медь – недостаточно благородный материал для такого святого места и распорядился поменять ее на чистейшее серебро.

Просто не поддается объяснению, чем руководствовались правители Османской империи, когда проявляли такую заботу о храме, который не имел никакого отношения к их вере. Правда, монахи упросили султана отказаться от покрытия крыши серебром: они попросту боялись, что такое несметное богатство рано или поздно искусит разбойников на нападение.

Процветание Сумельского монастыря, который находится на территории современной Турции, продолжалось до 19-го века! Вселенский патриархат в 1863-м году полностью лишает монастырь Панагия Сумела всех его владений и привилегий. Паломники, которые поклонялись иконе, написанной Святым Лукой, встретили с неодобрением этот указ и патриархат, опасаясь бурных протестов, в спешке отменяет свое решение. Однако через 39 лет выходит новый указ, который в итоге стал окончательным. Для Сумельского монастыря наступили трудные времена: во время кровопролитных сражений Первой мировой войны все монахи покинули стены некогда могущественного и влиятельного православного храма. Обезумевшие от ярости турки ворвались в храм: они, забыв о том, что даже во времена Османской империи монастырь пользовался уважением, стали разбивать все, что только было возможно. Практически полностью были уничтожены настенные росписи, а на тех изображениях, которые не удавалось стереть, святым выбивали глаза.