Оглавление
- Текие – обитель дервишей
- Историческое прошлое музея крутящихся дервишей в Стамбуле
- Отели в районе Бейоглу и площади Таксим
- Кумкапы
- Семта Тюнель
- Вокзал Сиркеджи в Стамбуле
- Семь частей
- Обитель Мевлеви и церемония кружащихся дервишей
- Дервиши: ниществующий орден
- Экспозиция
- Европейский пассаж
- Легенды про крымских дервишей
- Как добраться до обители Мевлеви
- Музыка дервишей
- История обители
- Разновидности дервишей (ордена дервишей)
- Галатская обитель Мевлеви сегодня
- Орден дервешей Мевлеви
Текие – обитель дервишей
Во многих мусульманских поселениях существуют постройки, под названием текие. Это приют странствующих дервишей. Аналог наших монастырей, но, естественно, со своими законами. Текие – временный дом, обитель дервишей, место отдыха и общения. До настоящего времени это течение в мусульманской религии очень популярно. Сейчас существует более 70 орденов дервишей. Все они располагаются в Азии и Северной Африке (Турция, Иран, Ирак, Египет и т.д.) и только один в Европе. В Крыму в Евпатории сохранились и действуют сооружения мусульманского монастыря текие, построенные примерно 700 лет назад. Здесь живут дервиши и каждый четверг на Азизе проводят публичные богослужения с танцами.
Историческое прошлое музея крутящихся дервишей в Стамбуле
Галата Мевлевиханеси (тур. Galata Mevlevihanesi Müzesi) переводится с турецкого дословно как «обитель дервишей». И действительно, долгое время нынешний музей существовал как место проживания и собраний представителей религиозного ордена последователей Мевланы. В конце 15-ого века Мехмед Деде начал строительство первой обители для дервишей. Галата разрасталась с годами не по дням, а по часам. Вскоре к многочисленным постройкам добавилось кладбище, где упокоивали прах известных в Турции личностей. Некоторые историки до сих пор настаивают на версии, что где-то здесь находится безымянное захоронение любимца и лучшего друга султана Сулеймана — великого визиря Ибрагима.
В середине 18-ого века пожар в Топкапе уничтожает обитель, но её тут же начинают отстраивать. А вот 20-ый век приносит ветер перемен и с ним запрет на любую деятельность всех религиозных орденов. Дервишей распускают, а здание Галаты отдают под школу. Спустя почти 90 лет здесь открывается современный музей дервишей в Стамбуле.
Отели в районе Бейоглу и площади Таксим
В районе Бейоглу много вариантов размещения, в том числе широко представлены бюджетные варианты. Можно найти хостел, уютный отель, или апартаменты (квартиры) для проживания от нескольких дней.
Как и везде в Стамбуле, желательно бронировать размещение заранее, хотя бы за месяц. А в пик сезона (весна, осень, новогодние праздники) лучшие варианты разбирают уже за два месяца. Это вовсе не значит, что вы не сможете найти ничего непосредственно перед поездкой, но все лучшие варианты по соотношению цена/качество будут разобраны.
При выборе отеля в районе Бейоглу и площади Таксим обязательной читайте отзывы об отелях или апартаментах. Дело в том, что здесь всегда есть шанс оказаться рядом с шумным баром или ночным клубом, который не даст заснуть до глубокой ночи. Или что еще хуже, в неблагоприятном квартале с маргиналами и всякими подозрительными личностями.
Найти и забронировать размещение в Бейоглу можете через следующие сайты или форму поиска:
- Искать отели в Бейоглу на Agoda.com
- Искать отели в Бейоглу на Booking.com
- Искать отели в Стамбуле на Hotellook.com
- Искать жилье в Стамбуле на Airbnb и получить бонус 2100 рублей на первое бронирование
Кумкапы
Район Стамбула, называемый Семта Кумкапы, омывается водами Мраморного моря, что определяет основной характер занятий жителей Кумкапы – добычу рыбы. Хотя на местном рыбном рынке, самом богатом в Стамбуле, попадается и продукция, доставленная из Норвегии, львиную долю рыбы составляют уловы местных рыбаков.
Изобилие морепродуктов диктует также меню сотен ресторанов семты, особенно тех, что занимают лучшие места – на морской набережной. Еду здесь готовят на пламени от сгорания дров. Меню в этих ресторанах занимают десятки страниц, выбор блюд действительно очень большой, но и цены низкими не назовешь. Несмотря на это, желающих отведать вкуснейшую еду всегда находится немало.
5 лучших ресторанов семты
Туристам непросто выбрать хороший ресторан в таком их изобилии, можно посоветовать посетить самые надежные, с высоким рейтингом заведения:
- Kalamar;
- Fener;
- Hosseda;
- Okyanus;
- Patara.
Интересно, что еще не так давно основную массу населения района составляли армяне, поэтому здесь есть не только православные храмы, но и резиденция Патриархата Армянской церкви. В Кумкапы есть совсем недорогие отели, гостиницы, где можно остановиться на непродолжительное время.
Обязательно посетите это место, вам понравятся узкие улочки, застроенные разномастными домишками, понравится набережная. И непременно отведайте рыбных блюд в одном из рекомендованных ресторанов.
Семта Тюнель
Семта Тюнель получил свое название из-за старинного метро Тюнель, построенного в середине 19 века. Сегодня Тюнель, этот небольшой исторический район, входит в состав административного района Стамбула Бейоглу. Стамбульский район Тюнель находится на склоне холма между Галатой и Перу. Район Тюнель имеет еврейское происхождение. Изначально в семте (семт – исторический район) Тюнель проживали евреи-ашкенази. В нем еще сохранились до наших дней старинные синагоги, действующие и по сей день.
Сегодня Тюнель является аналогом Арбата в Москве и Монмартра в Париже, района, где собирается творческая богема: уличные музыканты, художники, артисты. Улицы больше напоминают европейские – дома в современном стиле, газовые фонари, уличные кафе.
Метро
Метро Тюнель – старинная линия метро,
По линии метро ходят всего лишь два вагона, но они умудряются перевезти около 15000 пассажиров в день. Работавшее изначально на конной тяге, к 1939 году метро было электрифицировано и вошло в транспортную систему Стамбула.
Внутренняя отделка метро напоминает мечеть – все выдержано в традиционных для мечети бело-голубых тонах. Оплачивать проезд в метро нужно отдельно: стоимость поездки составляет 4 турецкие лиры. Это немного выше, чем в остальном общественном транспорте Стамбула, поэтому по веткам метро катаются по большей части туристы, усматривая в Тюнеле еще одну стамбульскую достопримечательность.
Европейское влияние сделало этот район самым «светским» по мнению турков. Район Тюнель граничит с прибрежным районом Каракёй, также входящим в район Бейоглу. У выхода метро Тюнель начинается знаменитая пешеходная улица Истикляль, которая сама по себе является достопримечательностью Стамбула. Ну и, конечно, туристам стоит прокатиться по знаменитому «Метро Тюнель», одному из старейших метро в мире.
Вокзал Сиркеджи в Стамбуле
Когда-то железнодорожный вокзал Сиркеджи был
важным сооружением для города Стамбул.
В наши дни память о былых временах бережно сохраняется в небольшом
историческом музее, который
приютился в одном из бывших залов вокзала. С 1889 по 1977 год, в течение 100 лет,
знаменитый и роскошный поезд «Восточный экспресс» периодически совершал длительное
путешествие из парижского Gare de l’Est. Осталось совсем немного воспоминаний о
станциях на его пути, но именно Стамбул сберегает память особенно тщательно.
Кафе
«Восточный экспресс» вокзала Сиркеджи перед нашими глазами. Официанты в наглаженных
белых рубашках и элегантных жилетках переходят от стола к столу в большой
канареечно-желтой столовой, поправляя скатерти и аккуратно расставляя столовое
серебро для гостей, которые еще находятся в пути. За грандиозной барной стойкой
из красного дерева и украшенной витражами, где ранее были рассположены изысканные
напитки, официант теперь чинно натирает бокалы для пинты «Эфес» и «Туборг. Иногда
кажется, что Кафе «Восточный Экспресс» все еще ждет прибытия одноименного состава;
высокие потолки и стены с деревянными панелями, полированный паркетный пол и красочные
окна, закрытыми витражным стеклом непременно помнят пассажиров этого уникального
поезда. Здесь царит особая атмосфера непередаваемой звенящей ностальгии.
Семь частей
Первая часть: «Наат-ы Шериф». Чтение стихотворения, восхваляющего пророка Мухаммада.
Вторая часть: звук барабана. Барабанщик наносит несколько ударов в малый барабан, которые символизируют приказ Аллаха «будь», что был отдан при сотворении миров.
Третья часть: партия нея (тростниковой флейты). «Нейзен» (музыкант, играющий на духовом инструменте ней), которого назначает нейзенбаши, начинает играть свою партию со вздоха «Хай», символизирующего дыхание Всевышнего, которое дало жизнь всему сущему на земле. Эту партию также называют «Пост Таксими», по окончании которой постнишин и семазены встают на ноги, сильно ударив правой рукой по земле. Этот удар называют «Дарб-ы Джелал». Семазены поправляют свои хирки и приближаются друг к другу, занимая правую сторону зала.
Четвертая часть: приветствие. Постнишин делает три шага вперед и совершает приветствие, сделав поклон. Эти шаги символизируют шариат (правила), тарикат (путь) и хакикат (знания). После этого вся группа присоединяется к приветствию. Семазены начинают движение по кругу, приветствуя друг друга по три раза. По окончании приветствия семазены занимают свои места.
Пятая часть: Сема. Постнишин и семазены совершают совместное приветствие и разом снимают с себя хирки, после чего повторяется совместное приветствие. Затем семазенбаши подходит к постнишину, приветствует его, совершая поклон, встает перед ним и приветствует остальных. После этого семазенбаши дает разрешение семазенам приступить к обряду Сема, который начинается после того, как семазены целуют руку постнишина. Духовный путь обряда Сема состоит из четырех приветствий:
- Первое приветствие — это понимание человеком того, что он является рабом.
- Второе приветствие — это восхищение перед силой и мощью Аллаха.
- Третье приветствие — это превращение восхищения человека своим Господом в любовь и исчезновение разума в этой любви.
- Четвертое приветствие — это завершение человеком духовного пути и возвращение в состояние рабства (служения), которое является самым подходящим и наивысшим положением, соответствующим его сотворению.
Шеб-и Арус — это не увеселительное мероприятие, созданное для привлечения туристов, а религиозная церемония
С началом четвертого приветствия к обряду Сема присоединяется и постнишин. В отличие от других дервишей он вращается, не снимая своей хирки и не раскрывая рук. Вращаясь, он двигается от поста к центру зала и обратно. Это движение называется «Пост Семасы». С возвращением постнишина к своему посту обряд Сема завершается, и семазены, заняв свои места, совершают совместное приветствие.
Шестая часть: чтение Корана. В этой части читается одна из сур Корана.
Седьмая часть: дуа. В этой части постнишин совершает дуа за всех пророков, ученых, шахидов и умму пророка Мухаммада. После того, как постнишин произносит слово «Ху», читается «Гюльбанг» (специальная дуа по случаю этой церемонии), затем читается сура «Фатиха», и церемония Сема завершается последним приветствием.
Необходимо понимать, что Шеб-и Арус — это не увеселительное мероприятие, созданное для привлечения туристов, а религиозная церемония, в которой может принять участие любой желающий. Это способствует лучшему пониманию того, для чего мы все были сотворены.
Булат Ногманов, фото wikipedia.org
ОбществоИсторияКультура
Обитель Мевлеви и церемония кружащихся дервишей
Дервиши, одетые в высокие колпаки и широкие юбки, начинают медленные вращения вокруг себя. Руки их при этом сложены на груди, а голова наклонена вбок. Вращения означают соединение с Вселенной, Божественной энергией и Высшей Любовью. Темп музыки нарастает, дервиши начинают перемещаться по кругу и их руки раскрываются. Исполнители впадают в экстаз, правую руку они поднимают вверх, принимая Божественную силу, а левая рука опускается вниз, отдавая энергию и любовь людям. Этот древний ритуал является символом, прохождения Высшей Божественной Энергии через дервиша.
Монастырь был построен в 1492 году, а официально закрыт в 1925-ом. Вплоть до самого его закрытия здесь кипела жизнь. Члены братства участвовали в коллективных ритуалах поминовения и радения. В монастыре была расположена библиотека, кухня, комнаты дервишей и шейха, мавзолеи.
Дервиши: ниществующий орден
Дервиши – странствующие проповедники суфизма, одного из популярных и в наше время течений в классическом исламе, определяющего постоянное духовное совершенствование главной целью и смыслом человеческой жизни. Обязательной ступенью на пути к высокой духовности дервиша был отказ от земных благ, и, в первую очередь, от собственности в любых формах. Зачастую дервиши и их общины существовали за счет милостыни и пожертвований от частных благотворителей или государства. Пренебрежение к физическому комфорту и сосредоточение на воспитании духа придает дервишам некоторое сходство с христианскими монахами.
Здание — текие дервишей
Обитель и ее устройство
Евпаторийская Текие дервишей, несущая в своей сдержанной архитектуре отпечаток суфийских догматов, также напоминает по своему устройству христианский монастырь: сама обитель – здание, состоящее из скромных келий, медресе (религиозная и общеобразовательная бесплатная школа) и мечети (место для проповеди и молитвы).
Квадратное здание высотой порядка 20 м, увенчанное гигантским куполом (диаметр — девять с половиной метров), представляет собой замкнутый периметр. Во внутренний дворик или трапезный зал, вымощенный грубо отесанным камнем, выходят стрельчатые двери темных тесных келий. Чуть более просторная келья шейха (настоятеля или главы общины) имеет отдельный выход за пределы обители.
На территории Текие действовали собственная усыпальница и странноприимный дом (гостиница). Лаконичные формы обители и отсутствие убранства как внутри, так и снаружи, завершают сходство с монастырем христианским. Отличием текие от монастыря, более относящимся к организации, нежели к архитектуре, можно считать предельно упрощенную процедуру входа в общину и выхода из нее: дервиши не были обязаны постоянно находиться на территории обители; несмотря на суровую внутреннюю иерархию суфизма, им принадлежало право свободного выбора между странствованиями и оседлой жизнью в Текие. Еще один аспект, отличающий монахов ислама от монахов христианства -отсутствие обетов целомудрия и воздержания: дервиши могли вступать в брак и иметь семью, а в общине мог располагаться целый гарем, принадлежавший шейху. Правда, в евпаторийской Обители нет однозначных указаний на наличие такого гарема.
Кельи монахов дервишей
Путь сквозь время
Обитель просуществовала с момента своего основания три столетия. Во времена становления Советской власти и гонений на веру, когда культовые сооружения всех церквей и конфессий на территории СССР подвергались вандализму воинствующих атеистов, корпуса Текие дервишей стали использоваться как складские помещения и находились в ведении Черноморского флота. Мечеть, названная в честь финансировавшего ее постройку мецената, Шукурала Эфенди и ее стройный минарет были разрушена наполовину.
Относительно недавно, уже в XXI веке, в Текие дервишей начались работы по реставрации зданий и реконструкции предметов быта и обихода общины.
Уникальная евпаторийская Текие дервишей сегодня объявлена объектом культурного наследия народов России, в отремонтированном здании бывшего медресе начал действовать музей культуры крымско-татарского народа.
Евпаторийские дервиши у входа в текие
Текие дервишей в Евпатории как туристический объект
Сегодня в помещениях Обители дервишей можно увидеть реконструкции скромного быта суфиев. Специально для посетителей Текие проводятся театрализованные представления, во время которых звучит чарующая музыка Востока и актеры в типичных дервишских костюмах – широкая юбка и коническая войлочная шляпа – кружатся, сложив руки на груди, и воспроизводят древний ритуал обращения к старейшине общины (шейху).
Экспозиция
В Galata Museo del Mare представлены уникальные экспонаты, которые с восхищением рассматривают и дети, и взрослые. Также там есть интерактивные залы, где гости отправляются в увлекательное виртуальное путешествие по миру судостроения и кораблекрушений.
Среди наиболее ценных экспонатов — плот, на котором спасся Амброджо Фогара, когда его лодку сбили косатки в районе Фолклендских островов в 1978 г. Его подарила музею в 2010 г. семья итальянского моряка. Также в музее есть библиотека и кафе с открытой террасой.
Схемы этажей музея на официальном сайте «Галата-дель-Маре»
Emanuela Meme Giudic
Первый этаж
Первый этаж посвящен камбузам. Его главный экспонат — точная реконструкция генуэзского камбуза XVII в., который установлен на оригинальных стапелях. Гости музея не только знакомятся с ним, но и открывают для себя жизнь на борту: одеваются в членов экипажа и общаются с типичными персонажами того времени. Также там расположена оружейная выставка Дарсена, представляющая стойки с ножами, нагрудники и шлемы. В других залах выставлены портреты Христофора Колумба и Андреа Дориа. Здесь гости с помощью виртуальной навигации знакомятся с ценными картами мира и древними портоланами.
Второй этаж
Этот этаж посвящен верфи и парусному спорту
Особое внимание привлекает зал с репродукцией бригантины «Анна». Здесь гости могут попасть на палубу и посмотреть оригинальные морские инструменты
А в другом зале представлена реконструкция верфи XVIII в. с механической мастерской, где хранятся разнообразные столярные инструменты. Незабываемые впечатления оставляет виртуальная реконструкция, которая посредством звуковых эффектов позволяет испытать на себе шторм у мыса Горн.
Superchilum
Третий этаж
Третий этаж занимает площадь 1200 кв. м. Там расположена выставка, посвященная эпохе трансатлантических лайнеров. Гостям предлагается исследовать палубу парохода со времен эмиграции, посетить оригинальную рулевую рубку и каюту для пассажиров первого класса. Огни, мост, дымовая труба и даже спасательная лодка эпохи Титаника дополняют необычную обстановку.
Самая инновационная технология представлена интерактивностью реконструкции: пароход практически плавает. Сложное программное обеспечение позволяет посетителям маневрировать кораблем из рулевой рубки, откуда проекция открывает вид на нос парохода в различных ситуациях: от прохождения Гибралтарского пролива до ночи в Атлантике и прибытия в Нью-Йорк, а также проходящего под Статуей Свободы и во время швартовки на острове Эллис.
Вид со смотровой площадки музея, DariaZi
На третьем этаже есть зал, где собраны предметы кораблекрушений. Среди них — колокол из лайнера «Рекс», а также спасательный круг, которым пользовался один из выживших пассажиров во время гибели «Лузитании». Еще здесь расположен «Зал судовладельцев», открытый в 2017 г. Он рассказывает историю Генуи и ее порта, знакомит с главными судовладельцами города.
Четвертый этаж
На четвертом этаже находится терраса — своеобразная смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на Старый порт и центр Генуи. Также там есть часовая комната.
Подводная лодка «Назарио Сауро»
В 2009 г. у причала перед музеем Галата пришвартовалась электрическая подводная лодка «Назарио Сауро». С тех пор она является одним из наиболее популярных экспонатов музея. Посетителям, которые решили исследовать ее, в кассах выдаются защитные шлемы. А реалистичности прибавляют голоса и звуки работающих двигателей, гидролокаторов и торпедоносцев. Кстати, с «Назарио Сауро» гости предварительно знакомятся с помощью выставки, расположенной на третьем этаже музея и посвященной подводной лодке.
Итальянская подводная лодка «Назарио Сауро», Gaetano56
Европейский пассаж
Европейский пассажи (Зеркальный пассаж) в Стамбуле
1 of 3
- Описание. Рынки Стамбула представлены в том числе Европейским, или Зеркальным, пассажем. Это скорее больше универмаг, чем рынок. На турецком его название звучит как Avrupa Pasajı, Aynalı Pasaji (Аврупа Пасажи, Айналы Пасажи).Французское слово passage переводится дословно как “проход”, и обозначает крытую галерею с рядом магазинов, имеющую выходы на параллельные улицы. Турецкое слово aynali означает “зеркальный”.Жители города называют это торговое место зеркальным из-за наличия больших зеркал между лавками. Европейским же его назвали по причине его копирования архитектором с европейского пассажа Шуазель в Париже. Он красив внутри своей мраморной отделкой, коринфскими капителями и статуями.
- Полезные советы. Сюда стоит приехать за старыми антикварными вещами, можно найти марки и ретро открытки, фото начала XIX века, виниловые пластинки и значки, сувениры с пометкой “hand made”. Если вы хотите ощутить прохладу старых лавок, отдохнуть от пыльного суетливого Стамбула, посмотреть на красивую архитектуру а-ля France, вам точно сюда. Недалеко от Зеркального пассажа есть Цветочный пассаж, он тоже может похвастаться интересной архитектурой, к тому же там можно сделать красивые фото. Цветочный пассаж работает с 9 вечера до 5 утра.
- Как добраться: Европейский пассаж находится на улице Истикляль в районе Бейоглу (центр Стамбула), по стамбульским меркам не очень далеко от площади Таксим. До него можно доехать на трамвае ветки Т2, выйдя на остановке Галатасарай. Также можно ехать на скоростном трамвае Т1 и дальше сеть на исторический трамвай либо на фуникулер. С азиатского берега Стамбула можно доплыть паромом до пристани Кабаташ, а затем сесть на фуникулер.
Легенды про крымских дервишей
Местные дервиши (в переводе с персидского «дервиш» переводится как «нищий») своей идеологией бросали вызов лицемерию и роскоши османской и крымской знати, а также политикам Порты. Они проповедовали возвращение к первоначальной мусульманской общине – отрешению от богатств, роскоши, изнеженности и остальных земных благ.
«Картина мира» суфиев была наполнена неким запрещенным мистицизмом (где время являлось линейным понятием, а любой властитель – «ничтожной песчинкой»), за который они часто подвергались гонениям. Сами дервиши верили, что созданный ими мир и есть нечто настоящее. Все остальное (материальные ценности, слава, пышные ритуалы, искусство, излишняя религиозность, сексуальные наслаждения, психологическая привязанность) по их понятиям считалось «убийцей реальности».
Говорят, в 15 веке один из крымских суфиев не побоялся читать философскую проповедь османскому наместнику в крымских землях. Однако за это он получил в народе еще большее уважение. На территории Османской империи народ трепетал перед провидцами в суфе (грубом шерстяном плаще). В современной Турции «крутящийся» танец дервишей до сих пор представляет собой часть местной культурной традиции.
Как добраться до обители Мевлеви
Обитель находится в старом городе Анталии — это район Калеичи. Улицы старого города предназначены для пешеходов, поэтому удобнее доехать на общественном транспорте:
- автобус № 210 или KL08 до остановки Sinan Mh. и затем прогуляться пешком еще около 7 минут до обители;
- наземное метро (скоростной трамвай) Fatih-Expo в направлении Expo Tramvay Durağı, выходить на остановке «Ismetpasa» и идти пешком также около 7 минут.
Схема метро (скоростного трамвая) Анталии
Маршрут движения общественного транспорта Анталии можно проследить в приложении Аntalyakart, выпущенном городскими властями.
Расписание движения скоростного трамвая Анталии
Схема пешего маршрута от остановки скоростного трамвая (метро) к текке Мевлеви:
Если вы предпочитаете такси, до района старого города можно доехать, воспользовавшись местными сервисами: 24 Taxi, Ataturk Park Taxi, Altinkum Taxi.
Прогулка по улочкам старого города погрузит в атмосферу древней Турции и поможет прочувствовать дух того времени, когда появился орден дервишей.
Панорама внутри обители:
Видео танца дервишей:
Музыка дервишей
Если вспомнить пляски шамана вокруг костра и программирующие ритмы ударов бубна, то можно представить, как под веселую, но монотонную музыку бесконечное кручение может загипнотизировать неискушенную публику. Танцующие дервиши завораживают зрителей своей отстраненностью и ритмичностью оборотов, как маятник перед вашим носом. Прислушайтесь к музыке, под которую крутится бродячий артист. Традиционные музыкальные инструменты, но в кульминации обязательно присутствует соло, исполняемое 10 минут тростниковой старинной флейтой. Музыка дервишей – это такое же бесконечное кручение национальных мелодий. Дервиши не только создали свою философию, религию, танцы, но и свою систему медитации. Отталкиваясь от общей концепции философии суфизма, йога дервишей, призванная слушать и танцевать для бога, очень похожа на йогу индийскую. Только с кручениями под музыку.
История обители
Здание построено в XIII веке (приблизительно — 1225 год), во времена правления султана Кей-Кубада I Ала ад-Дина. В XVIII веке губернатор города Антальи передал его для собраний учеников ордена Мевлеви. Последователи учения постигали здесь знания и изучали основной обряд — объединение философии звука, слова и действия. Братство приверженцев философии Мевлеви — орден дервишей, возникший в XIII веке.
Сооружение имеет четыре купола, покрытых красным кирпичом, и внутренний дворик, в котором расположен фонтан для омовения ног. В обители имелись комнаты для дервишей, а в самом зале они совершали свой знаменитый ритуал кружащегося танца, который помогал им войти в транс.
Halil ERKAN
Разновидности дервишей (ордена дервишей)
Дервиши ордена Мевлеви
Дервиши объединены в общины. Каждый орден утверждает собственные уставы и собственную духовную иерархию. По устройству ордена независимы и делятся на общины. Состоят они только из мужчин. Некоторые члены общин имеют свой дом и семью, а многие являются странствующими. Во главе каждого ордена стоит шейх – потомок первых халифов, пользующийся огромным уважением и обладающий неограниченной властью в общине. Шейх является религиозным наставником всех членов общества. Учеников, желающих вступить в орден, называли мюридами. К ним предъявлялись большие требования: быть набожным, иметь хорошую репутацию, здравый смысл, быть добрым и щедрым, чистым сердцем и справедливым. Известно около 70 орденов суфитов. Одежда членов разных обществ отличалась цветом, фасоном и тканями, из которых она изготовлена.
Каждому предмету гардероба соответствует символическое значение. Головной убор был конической формы с надписями из Корана. Шапка окаймлена густой опушкой, означающую, что дервиш не должен видеть окружающий мир, а общаться только с Богом. Верхней одеждой адепта религиозного течения был широкий прямой халат с рукавами, который подвязывали поясом. Главным предметом были четки, состоящие из 99 шариков, которые верующий перебирал, называя Бога по именам. Среди пользующихся известностью в настоящее время орденов дервишей можно назвать Бекташи и Мевледи.
Галатская обитель Мевлеви сегодня
Сегодня в Галатской обители Мевлеви находится Музей литературы дивана (Divan Edebiyati Muzesi), т.е классической турецкой поэзии. Обязательно посетите и осмотрите обитель, она является образцом спокойствия, красоты и гармонии. Перед входом разбит прелестный сад, а главный зал обители, где дервиши исполняли свой гипнотический танец, необычайно роскошен и красив. В павильоне XVIII века, в конце двора, находится музей, в экспозиции которого представлены одежда, предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты и древние манускрипты. На кладбище обители покоятся шейхи и знаменитый поэт XVII века Галип-Деде, который был основоположником нового вида придворного искусства.
После того, как 1925 году президент Ататюрк запретил суфийские ордены, этот древний ритуал дервишей был воссоздан лишь 1950 годах в рамках культурных центров. Дервиши теряют свою историческую и религиозную значимость, а танец в юбках становится популярным, и хорошо продаваемым туристам, шоу. У вас есть уникальная возможность увидеть в Стамбуле это уникальное шоу, в основе которого лежит история культового религиозного искусства, которому более 800 лет. Теперь зачастую исполнители танца – это актеры, которые далеки от веры и религии. Но интерес гостей города к этому необычному представлению очень высок и билеты быстро раскупаются, поэтому лучше купить их заранее в монастыре.
Дополнительная информация
Танец дервишей можно увидеть в монастыре по воскресеньям, начало в 17 часов. (цена около 10 T.L). . Выступление дервишей также можно увидеть в культурном центре Ходжапаша (Hocapasa) Шоу проходят ежедневно кроме вторника и четверга с 19.30.
Полезные ссылки
- Заказать трансфер из аэропорта
- Недорого арендовать автомобиль
- Оформить страховку для поездки в Турцию
- Выбрать экскурсии по Стамбулу
Орден дервешей Мевлеви
Основатель ордена — Мевлан Джелаладдин Мухаммед Руми (1207—1273 гг.), выдающийся поэт, ученый-гуманист, философ. Его идеи получили широкое распространение среди государственных деятелей и уважаемых граждан. Если первыми последователями были выходцы из среднего и низшего слоев, то уже в XIV веке к ним примкнула элита Османской империи, в том числе султаны. Орден является одной из ветвей суфизма — эзотерического исламского учения, проповедующего аскетизм и повышенную духовность. Сын основателя ордена дервишей продолжил учение и внес вклад в его развитие и распространение.
В основе учения ордена Мевлеви — любовь к Богу, особое значение уделяется музыке, пению, танцам во время ритуалов. Джелаладдин Мухаммед Руми считал, что во время ритуала крутящегося танца, сопровождаемого стихами и музыкой, дух способен отделяться от плоти.
SERDAR ÇELİK
В 1925 году первый президент Турецкой республики распустил братство. В 1954 году деятельность духовного ордена дервишей разрешена и возобновлена. Сейчас орден представлен и за пределами Турции. Например, текке ордена Мевлеви появился в крымской Евпатории еще в XV веке.
Традиции и обычаи ордена
Дервишей принимали в братство после 1000-дневного испытания. Традиционная одежда дервишей: черный плащ-мантия, белая одежда с широкой юбкой, которая кружится во время танца, высокая коническая войлочная шапка. Есть версия о том, что черный плащ символизирует гроб, белая одежда — саван, а шапка — надгробие.
Дословный перевод слова «дервиш» — кружащийся. Поэтому братство ордена называют также «братство кружащихся дервишей».
В городе Конья, где скончался основатель учения Мевлан Джелаладдин, установлен его мавзолей и ежегодно, в декабре, проводится фестиваль танцующих дервишей — Шеб-и-Аруз. Фестиваль каждый год собирает больше миллиона туристов, желающих увидеть необычное выступление, ставшее уже не таким таинственным. Вначале читается гимн в честь Пророка, написанный самим Джелаладдином, в сопровождении удивительной музыки. Ритуал танца (дервиши называют его «сема») означает мистическое путешествие духа через сознание и любовь к Богу. Если в средние века это было сокровенное действо, то сейчас все желающие могут расположиться на трибунах и наблюдать танец членов ордена, приближающий их к Аллаху. Выступление действительно очень зрелищное и завораживающее: скидывание черных мантий под гипнотические звуки музыки, вихрь кружащихся в белых одеждах с широкими юбками людей, распростертые руки. Турки говорят, что во время церемонии танцующие впадают в транс, а ритуал — это не просто танец, а превращение идей в энергию.
Желающие узнать больше об ордене Мевлеви могут посетить музей Галатской обители Мевлеви в Стамбуле.
SERDAR ÇELİK