История большой любви: музей невинности в стамбуле

Лучшие смотровые площадки Стамбула

Стамбул, как известно, стоит на семи холмах. И это не метафора, здесь действительно есть семь главных возвышенностей, а также множество менее значимых холмов, с которых открывается прекрасный вид на город и его окрестности. К тому же, полюбоваться панорамами Стамбула можно и со смотровых площадок различных строений — современных и исторических. Как бы там ни было, оценить красоту этого уникального мегаполиса можно только взглянув на него с высоты.

Одна из самых известных смотровых площадок Стамбула находится на вершине башни Галата (Galata Kulesi), построенной в XIV веке и считающейся символом города. С высоты 63 метра можно увидеть как на ладони весь старый город, бухту Золотой Рог, пролив Босфор, азиатскую часть.На территории мечети Сулеймание (Süleymaniye Camii) в районе Фатих расположена ещё одна естественная обзорная площадка. Отсюда с высоты 70 метров открывается отличная панорама Босфора, Галатского моста и Золотого Рога, а также окрестных старинных кварталов, в которых имеется огромное множество уютных кафе и ресторанов традиционной турецкой кухни, которые также могут похвастаться прекрасными видами со своих террас.

Вид со смотровой площадки мечети СулейманиеФото: Оксана Разорёнова

На вершине небоскрёба «Сапфир» (İstanbul Sapphire Alışveriş ve Yaşam Merkezi) находится примечательная смотровая площадка с обзором 360 градусов. Это здание — самое высокое в Турции. Посетители могут насладиться панорамой Стамбула с высоты 236 м и посмотреть 4D-фильм, имитирующий вертолётную экскурсию над самыми важными стамбульскими достопримечательностями. Иногда «вертолёт» проникает сквозь стены, поэтому силы своего вестибулярного аппарата лучше оценить реально и заранее.

Холм Чамлыджа (Çamlıca Tepesi) — отличная панорамная точка на азиатской стороне Стамбула, в районе Бейлербей. На высоте в 268 метров находится зелёный парк, открытый в 1980 году, с сосновыми рощами, клумбами, кафе и отличными смотровыми площадками, с которых отрывается панорама европейской части города, бухты Золотой Рог, Принцевых островов.

Холм Пьер Лоти (Pierre Loti Tepesi) расположен в районе Эюп в европейской части города. На его вершине работает одноимённое историческое кафе, с террасы которого отрываются прекрасные виды на город и бухту Золотой Рог, и отель. Добраться сюда можно на фуникулёре.

Вид с Галатской башниФото: Igor Butyrskii

Парк Улус (Ulus Parkı) может предложить туристам великолепный вид на Босфор, Галатасарай и азиатский берег Стамбула. В парке имеются детские площадки, кафе, бары и рестораны. Он расположен на территории одноимённого района Улус — богатого и роскошного.

Холм Нафи Баба (Nafi Baba Tepesi) — ещё одна точка Стамбула, подходящая для любования городом с высоты. Холм расположен как раз над крепостью Румели (Rumeli hisarı). Здесь же находится парк Doğatepe, со смотровой площадки которого открывается отличный вид на пролив, крепость Анадолу (Anadolu Hisarı), мост султана Мехмеда Фатиха. В этом месте много ресторанов с панорамным видом и зачастую не слишком демократичными ценами.

Холм Отагтэпэ (Kavacık Otağtepe) — возвышенность, откуда можно взглянуть на азиатскую сторону города и район Beyköz. Тут разбит ботанический сад с обширной коллекцией растений и рядом обзорных площадок.

На территории мечети султана Селима I (Yavuz Sultan Selim Camii), стоящей на холме высотой 70 метров, расположена хорошая обзорная площадка, с которой открывается панорама бухты Золотой Рог. Мечеть была построена Сулейманом Великим в честь своего отца и также достойна посещения.

Стамбул с высоты небоскрёба «Сапрфир»Фото: Оксана Разорёнова

Описание музея Орхана в Стамбуле

В целом он посвящен главной героине романа «Музей невинности» — Фюсун. По сюжету, главный герой книги, Кемаль – состоятельный мужчина из уважаемой семьи – помолвлен с девушкой своего круга.

На поиск уходят долгие годы, в течение которых Кемаль собирает все, что связано с любимой – билетики, ее личные вещи: кофейную чашку, сережку, потерянную ею, карандаш, которым она записывала что-то. Поиск заканчивается, когда Кемаль узнает, что любимая погибла в автокатастрофе.

После этого он выкупает у матери Фюсун дом, где проживала возлюбленная, и превращает его в музей ее памяти. В доме всего три этажа и чердак.

Каждый этаж дома посвящен отдельной главе книги, и событиям, в ней происходившим. Каждый стенд, содержащий какие-то вещи героев или описание событий, снабжен интересно оформленной цитатой из книги, а также дополнительной информацией на турецком и английском языках.

Один из стендов даже содержит 4213 окурков, которые выкурила Фюсун – каждый из окурков содержит дату и событие, связанное с выкуренной сигаретой. Еще можно увидеть старые стоптанные туфли Фюсун – ведь Кемаль так и не смог с ними расстаться.

В принципе, это заведение можно также назвать музеем стамбульского быта. Так как действие романа разворачивается в 60-90-х годах, то среди экспонатов можно отыскать уникальные предметы быта стамбульцев, относящиеся к середине-концу 20-го века. Книги и посуда, личные вещи, одежда и обувь – все это пронизано духом времени и национальной турецкой культурой.

На фотографиях можно увидеть вполне обычные вещи, с которыми мы ежедневно сталкиваемся в нашей жизни – чашки, керамические фигурки, ключи, мебель, городской транспорт – словом, все то, с чем читатель сталкивается и в книге.

Автор Музея Невинности признается прессе, что идею создания музея стамбульского быта он вынашивал давно: встречался с людьми, хорошо помнившие те времена, скупал на блошиных рынках вещички, как нельзя лучше отражавшие ту эпоху. И держа в руках эти вещи, хранящие в себя энергетику своих хозяев, писатель постепенно стал понимать, что его мысли сводятся к одному – замыслу будущего романа о Турции середины 20-го века.

Но, опасаясь насмешек, никому не раскрывал своего замысла – ни о романе, ни тем более о музее. И только после того, как романы его стали продаваться массовыми тиражами и пошли отчисления с продаж, Орхан смог воплотить свою задумку, создав своеобразный «Музей невинности».

На чердаке, если следовать произведению, жил сам Кемаль. Обстановка его комнаты очень скромна – лишь кровать, тумбочка и книжный шкаф. В качестве экспонатов тут можно увидеть рукописи романа, книги с различными переводами романа на иностранные языки.

Румелихисар

Крепость играла важнейшую роль при осаде Константинополя турками. Ее построили напротив уже имеющейся крепости Анадолу Хисар, сделав Босфор закрытым для прохода военных кораблей из Черного моря. Крепость возвели в уникально короткие сроки: за 4 месяца и 16 дней. При этом строительство лично контролировал султан Мехмед Завоеватель. Гарнизон состоял из 400 янычар, вооруженных пушками.

В настоящее время туристам предлагается осмотреть внутренний двор, где выставлены пушки, которые стояли на вооружении гарнизона во время взятия Константинополя. Можно подняться на смотровую площадку или просто побродить по стенам, наслаждаясь видами на Босфор.

Radisson Blu Bosphorus Hotel

К услугам гостей роскошные номера и люксы

7,9

«Хорошо»
1519 отзывов

Забронировано сегодня 19 раз

Забронировать

Ciragan Palace Kempinski Istanbul

Пейзажный бассейн с видом на Босфор, спа-центр

9,1

«Хорошо»
758 отзывов

Забронировано сегодня 13 раз

Забронировать

Sumahan — on the Water

Прямо на берегу пролива Босфор

8,9

«Хорошо»
366 отзывов

Забронировано сегодня 14 раз

Забронировать

Музеи-дворцы

Дворец Топкапы (Topkapı Sarayı Müzesi)

Музей Топкапы в Стамбуле

На протяжении почти 400 лет из своей 600-летней истории дворец Топкапы был резиденцией османских султанов, а также административным центром Османской империи. С 1924 года он преобразован в музей, один из крупнейших по площади в мире и один из самых популярных в Стамбуле. Сооружения разных веков, монументальные ворота, павильоны, башни, фонтаны, мечети и другие дворцовые постройки, которые находятся в четырех внутренних дворах комплекса Топкапы, сами по себе являются музейными экспонатами. Здесь можно увидеть яркие образцы османской архитектуры, удивительной красоты интерьеры, украшенные затейливыми росписями, изящными решетками и знаменитыми изникскими изразцами. Но кроме самих дворцовых сооружений и их интерьеров интересны и различные коллекции, представленные внутри отдельных зданий дворца. Богатейшая экспозиция дворца Топкапы включает, например, коллекции драгоценностей, старинного оружия, китайского фарфора, кухонной утвари, часов и много другого, на внимательный осмотр всех экспозиций можно потратить и целый день!

Для посещения Гарема и византийской церкви Айя-Ирини требуются отдельные билеты.

Топкапы входит в список музеев, которые можно посетить по Музейной карте Стамбула (подробнее о ней читайте ниже в статье).

Аудиогид по дворцу Топкапы доступен в нашем мобильном приложении Travelry.

Дворец Долмабахче (Dolmabahçe Sarayı)

Дворец Долмабахче

Роскошная резиденция османских султанов, которая соперничает в помпезности с лучшими дворцами Европы. Здесь сочетаются европейская роскошь и восточное великолепие. Кстати, в оформлении интерьера принимал участие в том числе и русский художник Иван Айвазовский. Во дворце Долмабахче успели пожить шесть султанов, а после падения халифата его избрал своей штаб-квартирой и местом жительства первый президент Турции Кемаль Ататюрк. Сегодня в бывшей резиденции османских правителей устроен музей.

Сайт: https://www.millisaraylar.gov.tr/saraylar/dolmabahce-sarayi

 Дворец Маслак  (Maslak Kasrı)

Бывшая охотничья резиденция султанов, построенная в 19 веке. Комплекс расположен на обширной лесопарковой территории в 170 га и, помимо двухэтажного дворца, включает несколько изящных павильонов – охотничьих домиков.

Сайт: https://www.millisaraylar.gov.tr/kasirlar/maslak-kasirlari

Читать книгу онлайн

…Если бы знать, что тот день окажется счастливейшим в моей жизни. А если бы даже я и осознал это, смог ли бы удержать свое счастье, чтобы потом все обернулось иначе? Думаю, да. Скажи мне кто-нибудь, что никогда больше оно не повторится, не упустил его. Мгновения счастья, исполненные золотым сиянием света, подарили всему моему существу чувство глубокого покоя. Вероятно, они длились несколько секунд, но тогда мне думалось, что нет им числа.

Это случилось в воскресный день 12 мая 1975 года. Часы отмерили без четверти три. На какой-то миг показалось, что земля избавилась от времени и силы притяжения, а мы стряхнули угрызения совести, освободились от раскаяния, боязни возмездия и сознания греха.

Плечо Фюсун было влажным от жары и страсти. Я поцеловал его, и, обняв её сзади, нежно проник в неё, легонько кусая ей мочку левого уха. Вдруг сережка Фюсун, в виде заглавной буквы её имени, выскользнула из мочки, на миг будто воспарила в воздухе и упала на голубую простыню. Но нас так захватило счастье страсти, что мы совершенно не заметили ту сережку и продолжили целоваться.

За окном сияло солнце, какое бывает в Стамбуле только весной. На улице день ото дня становилось все теплеё, хотя в домах и в тени деревьев еще чувствовалась зимняя прохлада. Такая же прохлада исходила и от пропахшего старьем матраса, на котором мы нежились, беспечно позабыв обо всем на свете. Из открытой балконной двери подул весенний ветер, принесший в комнату ароматы моря и липы. Он поднял тюлевую занавеску и медленно опустил её на нас, от чего мы оба вздрогнули.

Из окон крохотной комнаты на втором этаже, в которой стояла кровать, нам было видно мальчишек, гонявших мяч во дворе, согретом первым весенним солнцем. Они яростно бранились, и мы, заметив, что сами повторяем те же бесстыдные слова, на мгновение остановились и, посмотрев друг на друга, рассмеялись. Но наше счастье было таким огромным, таким безмерным, что мы тут же забыли о забавной шутке, которую принесла нам с улицы жизнь, как забыли и об этой сережке.

На следующий день Фюсун сообщила мне, что не может найти свою именную сережку. Признаться, я заметил её в складках голубых простыней, но, вместо того чтобы положить на видное место, повинуясь какому-то внутреннему голосу, опустил её в правый карман пиджака. Когда Фюсун сказала о пропаже, я засунул руку в карман висевшего на стуле пиджака: «Дорогая моя, вот она!» Однако сережка исчезла. Неожиданно меня сковало предчувствие надвигающейся беды, но память поспешила на помощь: с утра было жарко и я надел другой пиджак. «Она, наверное, осталась в нем».

— Пожалуйста, принеси завтра обязательно, только не забудь, эта сережка очень дорога мне, — серьезно сказала Фюсун, чьи бездонные глаза стали еще темнеё.

— Хорошо.

Фюсун недавно исполнилось восемнадцать лет. Она была моей дальней и бедной родственницей, троюродной сестрой, о существовании которой еще две недели назад я даже не вспоминал. Мне же стукнуло тридцать. У меня вскоре намечалась свадьба с Сибель, с которой, по единодушному мнению стамбульского света, мы составляли прекрасную пару.

Случайные события, которым предстояло повлиять на мою жизнь, начались с того, что за две недели до описанного майского дня мы с Сибель увидели в витрине одного дорогого магазина сумку известной тогда марки «Женни Колон». Обнявшись, мы шли с моей невестой по проспекту Валиконак, наслаждаясь прохладой теплого весеннего вечера, немного хмельные и совершенно счастливые. За ужином в дорогом ресторане «Фойе», недавно открывшемся в нашем районе, самом фешенебельном в Стамбуле, Нишанташи, мы подробно рассказывали моим родителям о том, как идет подготовка к нашей помолвке. Её назначили на середину июня, специально ради Нурджихан, подруги Сибель по стамбульскому лицею «Нотр Дам де Сион», с которой они вместе учились в Париже. У самой дорогой и модной портнихи Стамбула, Ипек Исмет, Сибель давно сшила себе платье к помолвке. Тем вечером они с моей матерью обсуждали, как прикрепить к платью жемчуг, который мать собиралась подарить невестке. Мой будущий тесть часто говорил, что помолвка его единственной дочери должна по пышности не уступать настоящей свадьбе, и такие слова очень нравились моей матери. Отец тоже радовался, что женой его сына станет такая умница, как Сибель, ведь она училась в Сорбонне. В те времена во всех богатых и знатных стамбульских семьях было принято говорить, что дочь училась в Сорбонне, если она что-то когда-то изучала в Париже.…

К сожалению, текст книги удалён по просьбе правообладателя.

Развернуть

Долмабахче

В 17 веке на месте постройки плескались воды Босфора. Но султану пришла в голову идея засыпать небольшой заливчик и построить дворец из дерева. Со временем, постройка разрушилась. Но в 19 веке пресытившийся дворцовой роскошью султан Абдул-Меджид решил возвести на месте насыпи роскошный замок, отличавшийся от простого, но функционального, дворца Топкапы. Сооружение поэтому называется «насыпным садом». Дворец отличался невиданной роскошью: на его украшение использовались сотни килограмм золота и серебра.

Интерьеры Долмабахче и сегодня впечатляют посетителей. Туристам предлагается осмотреть тронный зал, где Абдул-Мехмед проводил торжественные приемы, помещения гарема, дворцовую кухню и личные покои султана. Привлекает посетителей сокровищница, где выставлены драгоценности и личные вещи обитателей Долмабахче. Абдул-Мехмед был поклонником Ивана Айвазовского. Залы дворца украшают картины художника, специально заказанные султаном. В основном, на них изображен Босфор.

Музей детских игрушек


Музей детских игрушек

  • Часы работы: с 9.30 до 18, понедельник выходной.
  • Цена визита: 18 лир.

Писатель из Турции Сунай Акын в 2005 г. открыл музей детских игрушек в собственном особняке, напоминающем белоснежный сказочный домик. Во время торжественного открытия Мустафа Ататюрк, известный как освободитель Турции, официально заявил, что этот музей был создан в честь детей всего мира. Такое заявление можно назвать символичным, ведь среди экспонатов есть игрушки со всех континентов. За 15 лет их количество выросло до 4 тысяч.

Посетившие музей малыши смогут увидеть, какие игрушки были у их родителей, бабушек и дедушек, а взрослые хотя бы ненадолго перенесутся в беззаботную атмосферу детства. Самый старинный экспонат – миниатюрная французская скрипка, изготовленная в 1817 г. Есть здесь и тематические игрушки: военные, морские, исторические, космические. Отдельный зал выделен для кукол Барби.

Девичья башня


Девичья башня

  • Часы работы: любоваться башней можно круглосуточно, а ресторан открыт с 9 до 19.
  • Цена: до ресторана ходит небольшой кораблик, поезд на нем обойдется в 25 лир. Билет в музей стоит 30 лир.

Этот символ Стамбула, возвышающийся над городом уже более 2500 лет, вдохновляет творческих людей и притягивает взгляды туристов. Тайна происхождения башни окутана множеством легенд. Наиболее популярная из них гласит, что когда император узнал, что его любимой дочери еще до совершеннолетия суждено умереть от змеиного яда, он заточил принцессу в башне.

  • Когда наступил 18-й день рождения девушки, ее отец, обрадованный тем, что предсказание не сбылось, подарил ей корзину с тропическими фруктами. Но из корзины внезапно выскользнула змея и укусила красавицу, которая тут же умерла.
  • Рекомендуется сесть прямо на ковре, которым застелена набережная возле башни, заказать фирменный турецкий черный чай и отдохнуть. После чаепития можно не спеша пройтись по берегу, погружаясь в размеренную жизнь Üsküdar. Особенно приятные впечатления можно получить во время заката.
  • Главное помнить – что эта часть Стамбула отличается консервативностью, и путешественники в открытой одежде могут вызвать возмущение у местных жителей.

Традиционное исламское и современное искусство

Музей турецкого и исламского искусства (Türk ve İslam Eserleri Müzesi)  

Уютный музей в самом центре Стамбула, в бывшем дворце визиря Ибрагима-паши. Богатейшая экспозиция включает десятки тысяч экспонатов, в числе которых – образцы каллиграфии, плитки, изразцы, предметы с археологических раскопок. Здесь же представлены многочисленные предметы быта, одежды и внутренней обстановки, так или иначе относящиеся к османским правителям – уникальные ковры, одежда, обувь, книги, рукописи, ювелирные украшения, документы.

Сайт: https://muze.gen.tr/muze-detay/tiem

Музей Пера (Pera Müzesi)

Музей, который интересен как внутри, так и снаружи. Экспозиция разместилась в здании бывшей фешенебельной гостиницы «Бристоль» (конца XIX века), где когда-то останавливались состоятельные гости Стамбула. Сегодня в галерее Пера собрано сразу несколько коллекций произведений турецкого искусства (живописи, керамики). На многих полотнах можно увидеть старый Стамбул времен Османской империи: бытовые сюжеты, изображения гарема, военные сюжеты. В числе экспонатов есть картины известного турецкого живописца Османа Хамди-Бея, среди которых есть и самая его известная – «Дрессировщик черепах».

Сайт: https://www.peramuseum.org/

Стамбульский музей современного искусства (İstanbul Modern Sanat Müzesi)

Стамбул – Музей современного искусства

Есть в Стамбуле и музей современного искусства. Он занимает помещение бывшего портового склада и знакомит с работами ключевых турецких авторов XX и XXI веков. В коллекции Istanbul Modern представлены самые разные жанры искусства – живопись, скульптура, инсталляция, видео-арт и другие.

Сайт: https://www.istanbulmodern.org/en

Железнодорожный музей Сиркеджи

Экспозиция располагается в части вокзала Сиркеджи. Площадь ее незначительна (около 45 квадратных метров), но предметы, выставленные здесь, очень интересны. Туристам предлагается осмотреть:

  1. Части интерьеров и убранство вагонов Восточного экспресса, который когда-то прибывал в Стамбул. Представлены серебряная посуда, восстановлена часть вагона-ресторана.
  2. Части оформления залов: выставлены печи для обогрева пассажиров, кресла из залов ожидания, вокзальные часы.
  3. Медицинское оборудование, которое имелось в каждом поезде дальнего следования в Турции. Здесь выставлены аптечки и инструменты для оказания помощи.
  4. Таблички, которые информировали пассажиров о службах на вокзалах и в поездах.
  5. Средства связи, используемые службами по организации перевозок: телеграф, телетайп, телефон, сигнальные флажки.
  6. Кассовое оборудование: арифмометры, печатные машинки.
  7. Действующий макет состава поезда.

Взрослых посетителей привлекает выставленная кабина локомотива образца 1955 года. Примечательно, что осмотреть всю экспозицию реально за полчаса-час.

Как добраться

Музей находится в стамбульском старинном квартале Джиганхир, который известен своими антикварными магазинами, более точный адрес: Çukurcuma Street, divers Stalemate, 2. Направление движения: между улицами Истикляль и Топхане. Добраться можно на метро, автобусах, трамваях, долмушах.

На метро: ближайшая станция называется «Шишхане» (Şişhane, линия М2). От неё до нужного здания идти 650 метров на северо-восток по İstiklal Cd в сторону Müeyyet Sk.

Схема метро и трамваев Стамбула

На наземном транспорте: в 700 метрах от пункта назначения расположена остановка Tophane. К ней прибывают долмуши по направлению Nişantaşı — Eminönü и Nişantaşı — Eminönü; автобусы № 26, 26А, 26В, 28, 28Т, 30D, 70D, 70KE; трамвай Т1. От остановки следуйте на северо-восток по Kemeraltı Cd в сторону Park İçi Yolu.

Расписание автобусов Стамбула

Пешком: под силу дойти от Стамбульского музея современного искусства. Расстояние в 750 метров вы преодолеете за 13 минут. Для этого двигайтесь на север по Meşrutiyet Cd в сторону Asmalı Mescit Cd. На 200 метров дальше идти от площади Таксим (Taksim) — следуйте на запад в сторону İstiklal Cd.

От остановки:

От музея:

От площади Таксим:

На автомобиле: из северо-западного района Стамбула, Арнавуткёй (Arnavutkoy), можно доехать за 40–50 минут. При отсутствии пробок самый оптимальный маршрут проходит по 0–7. Из Аташехира двигайтесь по O-4 и İstanbul Çevre Yolu/O-1/D100. Расстояние составляет почти 22 километра. Если вы находитесь в районе Авджылара, поезжайте через Kennedy Cd. На месте окажетесь через минут 30–40 (зависит от дорожной ситуации).

Из Арнавуткёй:

Из Аташехира:

Из Авджылара:

На такси: пригодятся службы Deniz Taxi, Pera Taxi, Istanbul Taxi, Cem Taksi, Baris Taxi. Для большего удобства воспользуйтесь приложением BITAKSI.

Музей невинности в Стамбуле на панораме Google: вид снаружи

Видео о Музее невинности:

Панорама 1453

Центр работает с 2009 года. Его организовали на тот момент премьер-министр Эрдоган и мэр Топбаш. Специально для экспозиции построили здание высотой 20 м и диаметром главного зала 38 м. Выставка посвящена 54 дням осады, после которой пала Византийская империя и возникла другая – Османская. На картине изображено 100 000 военных, участвующих в битве с обеих сторон. Холст подсвечивается, что усиливает общее впечатление от панорамы.

Представлены все виды оружия, которое использовали во время сражения. Перемещаясь вдоль смотровой площадки, можно ознакомиться со всеми этапами длительной и кровопролитной осады. Комплекс оснащен лифтом и подъемником для мало мобильных граждан, желающих посетить панораму.

Время работы, стоимость билета

Как многие стамбульские музеи, выходным днем здесь тоже является понедельник. В другие дни, со вторника по воскресенье, место ждет своих посетителей с 10 до 18 часов (в зимнее время может работать до 17.30).

Стоимость билета:

  1. Взрослым – 25 турецких лир (13 долларов).
  2. Студентам – 10 турецких лир (5, 5 долларов). Уточнение – студентам турецких вузов. Если студент обучается в вузе любой другой страны, то он проходит в музей как иностранец, за 25 лир.

Желающие могут взять напрокат аудиогид, который расскажет об экспозиции в целом и самых значимых экспонатах, а также о книге и ее авторе. Стоимость аудиогида – 5 турецких лир.

Можно пройти и бесплатно – для этого нужно всего лишь приобрести одноименную книгу Орхана Памука. На последней странице напечатан купон, позволяющий бесплатно посетить музей.

Правом бесплатного посещения можно воспользоваться только один раз. Работник проставит на этом «книжном» билетике специальный штампик в виде красной бабочки – и билет, таким образом, будет считаться использованным.

Фотографировать экспозиции запрещено – это отслеживается с помощью специально установленных видеокамер. Здесь же работает специальная сувенирная лавка, где можно приобрести копии некоторых экспонатов, мелкие сувениры на память о посещении знакового места в Стамбуле. Особенно популярны календари с изображением героев и экспозиций, постеры, фарфоровые статуэтки и бижутерия, имитирующая украшения Фюсун.

Еще Стамбул поражает своим многообразием дворцов, парков, старинной исторической архитектурой (старый район, азиатская часть города)

История и описание

Здание музея когда-то считалось одной из резиденций Ибрагима-паши (в этой статье мы раскрыли эту тему более детально), Первого визиря султана Сулеймана I Великолепного. Здание было построено в начале 16-го века, а в 1524 году подарено Ибрагиму-паше. После его смерти дворец переходил из руки в руки, пока в 80-х годах 20 века после большого ремонта не был превращен в музей исламского искусства. Кто интересуется историей Стамбула, найдет ее здесь.

Музей объединяет около 40 тысяч экспонатов, относящихся к различным эпохам и культурам – на сегодняшний день это самая богатая и многочисленная коллекция произведений искусства исламского мира.

Все экспозиции условно разделены на тематические зоны, основных зон – шесть.

  1. Ковры. Здесь собраны изделия только ручной работы – образцы ковроткачества не только Турции, но и других тюркских стран, Ирана и даже стран Кавказа. Эти ковры считаются одними из самых дорогих в мире в силу своей красоты и немалого возраста – некоторым коврам более 500 лет.
  2. Керамические изделия. Светильники, декоративная или столовая посуда удивительно изящны и воздушны. Отдельная тема в коллекции – изразцовая плитка из Конья или Изника, которая в свое время была использована при строительстве мечетей и султанских дворцов.
  3. Каллиграфия и рукописи. Коллекция представлена уникальными рукописными книгами, относящимися к 8-19 векам, оригинальными текстами султанских указов, копии многочисленных рисунков и писем султанов, а к самым ценным экспонатам относятся рукописные Кораны, датированные 15-17 веками (некоторые Кораны использовались при службе в мечети Сулеймание).
  4. Изделия из дерева. Уникальные образцы резьбы по дереву – ларцы, специальные подставки под Коран, шкатулочки и шкафчики, окна и двери.
  5. Изделия из металла. Предметы домашнего обихода, кувшины, светильники, подсвечники и многое другое сделаны из латуни или серебра, с элементами художественной ковки.
  6. Этнография. В этом разделе представлено все, что связано с культурой и бытом турок, от Османской империи до нынешних времен: одежда, обувь, предметы интерьера и быта.

Стамбул очень богат на разнообразные музеи (Невинности, Адама Мицкевича, НЛО, древнего востока и др.), мечети, дворцы, храмы.

Цистерна Филоксена

Это еще одно водохранилище, построенное под землей. Оно могло снабжать пресной водой весь город в течение месяца. Оно имеет 3 яруса. Но не все они доступны для посетителей. Запасать пресную воду впрок начал император Константин. Для укрепления потолка возводились колонны из мармарийского мрамора. Их вытесывали в виде цилиндров, состоящих из 2 частей, а затем скрепляли кольцами из мрамора. Основания колонн украшены резьбой. Примечательно, что колонны имеют маркировки рабочих, которые их изготавливали.

Попасть внутрь Базилики было непросто: вход замыкали отлитые из бронзы статуи животных. Подачу воды регулировал машинный цех, а для того, чтобы жидкость не затухала, воздух пропускали вырубленные в потолке и затянутые решетками отверстия. Во времена Византийской империи цистерна накапливала и хранила воду для подачи ее в жилые кварталы. А при турках в ней красили шелк. Сегодня туристы могут ознакомиться с уникальным по красоте и функциональности сооружением.

Музей ковров

В 1979 году выставка находилась в одном из павильонов мечети Султанахмет. Но коллекция разрослась: количество представленных артефактов приблизилось к 2500 единицам. Поэтому в 2013 году экспозицию перевели в специально отреставрированное здание недалеко от собора Святой Софии. Современные помещения позволяют поддерживать требуемую температуру и влажность для сохранения уникальных экземпляров.

Для удобства посетителей, коллекция разделена на основные периоды развития ковроткачества:

  1. Ранний османский и поздний сельджукский периоды.
  2. Средний период развития Османской империи. В это время стали популярны коврики для намаза. Богатая экспозиция анатолийских ковров.
  3. Поздний период Османской империи. Представлены огромные ковры. Туристы увидят, как изменились коврики для намаза.

Выставка принимает посетителей с 9 утра до 4 часов дня во все дни, кроме воскресенья и понедельника.

Музей современного искусства


Музей современного искусства

  • Часы работы: в понедельник музей закрыт. Во вторник и среду, а также в пятницу и субботу — с 10 до 18, в четверг – с 10 до 20, в воскресенье – с 11 до 18.
  • Цена билета: 72 лиры.

Изначально объекты современного искусства разместили в районе Karaköy, в помещении, которое ранее было таможенным складом. После этого музей на время переместился в Beyoğlu, а затем было решено построить для него новое здание возле набережной Босфора. В проектировании этого сооружения принял участие Ренцо Пиано.

Нужно обязательно включить музей в свою программу хотя бы для того, чтобы понять, что в Стамбуле есть место не только историческим ценностям, но и огромной коллекции творений турецких и иностранных художников, живущих в настоящее время. Внутри также представлены арт-объекты архитектуры, фотографии, кино, дизайна, перфоманса, медиа, литературы и других самобытных жанров.