Музей Карие (монастырь Хора) в Стамбуле

Оглавление

Внутреннее убранство церкви

Когда вы заходите в храм, внутреннее пространство оказывается намного больше, чем выглядит снаружи. Музей Карие состоит из трёх помещений: вестибюля, главного зала и погребальной капеллы. Мозаики вестибюля и основного помещения по красоте и разнообразию могут соперничать с убранством самых прославленных византийских церквей. Они считаются чуть ли не эталонами византийского искусства 14 века и единственным в своем роде иллюстративным материалом к Библии, выполненным из мозаики.

Фрески и мозаики появились в церкви Хора во время одной из реконструкций начала 14 века.

В нефе церкви представлены довольно хорошо сохранившиеся мозаики 14 века: Иисуса, Святой Марии с младенцем, Успения пресвятой Богородицы. Сюжеты фресок и мозаик основаны на историях из детства Христа, рассказах о творимых им чудесах. Как известно, в христианской церкви задачей искусства было ознакомление с Библией простых прихожан, которые в массе своей были неграмотны. В то же время ислам запрещал изображения людей и животных, в мечети нет сюжетной живописи, только узоры и цитаты из Корана, поэтому мусульманам приходилось учиться читать.

Монастырь Хора — история жизни, застывшая в камне

В бушующем море жизни есть острова уединения, покоя. Это монастыри, служащие духовным маяком, прибежищем всем страждущим, бунтующим, потерявших самих себя. Они всегда были символом Града Небесного. Их атмосфера располагает к молитве, размышлениям о чести, смысле человеческого пребывания, предназначении на земле.Отгороженные от мирской суеты высокими заборами, люди, живя по заповедям Божьим, стремились к нравственному совершенству. И Бог, невидимым образом являясь среди них, поселялся в их душах, словно в доме. Одним из таких мест есть затерявшийся в лабиринте стамбульских улочек, вдали от туристических троп, монастырь Хора — небольшой осколок византийского рая.

Что посмотреть?

  • генеалогия Христа,
  • рождение и детские годы Христа,
  • жизнь Девы Марии,
  • пасторское служение Христа.

Фрески погребальной капеллы посвящены теме смерти и загробной жизни.

На стенах представлены эпизоды чудесных исцелений людей и прочие деяния Иисуса Христа. Целая стена посвящена эпизоду «Избиение младенцев». Над входом можно увидеть сцену смерти Св.Марии, по центру – фрески с изображением Святого Петра и Павла. Столько сохранившихся фресок на тему жизни Христа и Богородицы нет нигде в мире. Мозаика монастыря считается одной из лучших византийских мозаик 14 века. Исследования ученых показали, что фрески наносились в разное время.

swisshippo — stock.adobe.com

В те времена фрески с библейскими мотивами предназначались для наглядного обучения городских жителей Библии, так как не все знали грамоту и умели читать.

Stig Alenas — stock.adobe.com

Больше всего туристов, посетивших музей, поразило то, что по сравнению с масштабами Софийского собора, например, в музее Хора посетители чувствовали себя более уютно, своды и арочные потолки были прямо над головой, а не на высоте в 20-30 метров как в соборе Св. Софии. И благодаря таким размерам, можно было четко разглядеть все фрески и мозаики, оценить все даже самые мелкие детали изображений.

EvrenKalinbacak — stock.adobe.com

Периодически в музее Келси в Мичигане проходит выставка «Обзор византийских небосводов». На выставке представлены уникальные масштабные фотографии высотой около двух метров турецкого фотографа Ахмета Эртуга. Его замечательные фотографии отражают тайну и мощь древних построек – Софийского собора и музея Хора, демонстрируя зрителям купола, интересные конструкции, изысканные мозаики и фрески.

Как добраться до монастыря Хор Вирап из Еревана

Доехать до монастыря Хор Вирап можно в составе туристической группы или самостоятельно. Во втором случае удобнее всего арендовать машину (можно с водителем) в пункте проката. Расстояние до монастыря Хор Вирап от Еревана составляет около 40 километров. Время пути на машине составит примерно 1 час.

Маршрут от Еревана до монастыря Хор Вирап на карте — Google Maps

Кроме того, за железнодорожным вокзалом Еревана есть площадка, от которой в Хор Вирап отправляются маршрутки. Стоимость поездки составляет примерно 1200 драм. Добраться до ж/д вокзала можно на метро. Ближайшая станция — «Сасунци Давид».

Информация о метрополитене Еревана

Julia Alisova

Также уехать можно на автобусах, которые следуют в город Арарат. Чтобы попасть к монастырю необходимо попросить водителя остановиться на повороте Хор Вирап. От поворота нужно пройти по дороге около 4 километров. Стоимость билетов на автобусах составляет примерно 400 драм.

Кроме общественного транспорта, вы можете воспользоваться такси или попробовать доехать до монастыря Хор Вирап автостопом. Таксисты, как правило, дежурят на вокзалах или возле достопримечательностей в центре Еревана. С ними можно договориться о поездке и цене. Чтобы заказать такси или узнать примерную стоимость поездки, воспользуйтесь мобильным приложением Яндекс.Такси.

Julia Alisova

Кроме того, для поездки можно воспользоваться услугой трансфера от сервиса KiwiTaxi. На сайте можно выбрать комфортабельный автомобиль или миниавтобус. Опытный водитель встретит вас в условленном месте и доставит в пункт назначения. Онлайн-форма для поиска машины представлена ниже:

Монастырь Хор Вирап в Армении: видео

Историческая справка

Монастырь представляет собой хорошо сохранившуюся византийскую церковь, которая в наши дни открыла двери посетителям в качестве исторического музея. Впервые о монастыре упоминают в 4 веке, позже, значение монастыря выросло благодаря своему соседству с резиденцией императоров.  Высокопоставленные чины, прибывающие на прием к императору, дожидались своей очереди в монастыре. Далее, в 6 веке он пострадал от землетрясения и был практически разрушен. Император Юстиниан приказал восстановить монастырь и увеличить его в размерах. В 11 веке в монастыре хранили реликвии всех церквей города, оберегая их во время нападений турков.

Gelia — stock.adobe.com

В 14 веке монастырь реконструировали на деньги, выделенные императором, благодаря ходатайству Феодора Метохита – министра и казначея при императоре Андронике II.   Его также изобразили на фресках над входом на нартексе, передающим Спасителю мини-версию монастыря Хора. Именно тогда мастера начали украшать стены монастыря фресками и мозаикой, сохранившейся и по сей день. Посетители монастыря могут увидеть библейскую тему на позолоченных фресках по всему своду церкви.

Когда же Константинополь все-таки был завоеван турецкими войсками, монастырь получил новое название Карие. Великий визирь Хадым Али Паша, издал указ о возведении минарета, и в силу того, что ислам не позволял изображать людей и животных, фрески закрасили белилами и именно это спасло их от разрушения.

Далее, в жизни монастыря появляется еще один человек, сыгравший важную роль в его истории – Томас Виттемор, американский археолог. Ученый убедил М.К.Ататюрка начать реставрационные работы собора Святой Софии и монастыря Хора в Стамбуле и открыть там музей. С 1945 года музей Хора открыл свои двери для посетителей, однако, в 1948 году музей вновь закрыли и реставрационные работы длились еще 10 лет. В реконструкции Церкви Хора участвовали ученые и археологи американского Византийского института. Постепенно была удалена старая штукатурка и взорам открылись уникальнейшие мозаики и фрески. Множество сцен из жизни Иисуса и Девы Марии можно увидеть на стенах, арках, куполах музея.

Музей Карие на карте Стамбула

История

Турецкое слово «Карийе» произошло от древнегреческого слова «Хора», что означает «вне города, в сельской местности, в деревне». Известно, что на этом месте еще в 5 в. н.э. стояла часовня, территориально располагавшаяся за стенами города. Вместо часовни в 6 веке была построена первая Церковь Хора, в которой проводились важные религиозные церемонии.

Затем сооружение несколько раз перестраивалось. Церковь в современном виде является памятником 11 века.

В 14 веке по инициативе византийского государственного деятеля Феодора Метохита она была украшена мозаиками и фресками, которые частично сохранились до настоящего времени.

В 1511 году православная церковь Хора была превращена в мечеть Великим Визирем Хадым Али-Пашой. К ней был пристроен минарет, а все фрески и мозаики закрашены краской.

В 1945 году был открыт музей Карие. Во время реставрации здания в 1948-1959 годах, проведенной Византийским институтом Америки, фрески были обнаружены и открыты.

Главные фрески и мозаики музея Карие

Фрески и мозаики музея — прекрасные образцы византийского искусства 14 века

Обратите внимание на главные мозаики в музее:

  • Генеалогия Христа
  • Жизнь Богородицы
  • Детство Христа
  • Служение Христа

Генеалогия Христа

Главное мозаичное изображение в церкви — это так называемая генеалогия Христа. Она представляет собой изображение Христа и 66 его предков на двух куполах внутреннего нартекса (входного помещения).

В центре южного купола — фигура Христа, лучами от него расходятся изображения его предков — от Адама до Иакова с 12 сыновьями последнего.

В северном куполе изображена Богородица с младенцем и предками.

Жизнь Богородицы

Двадцать мозаик с сюжетами из жизни Богородицы можно увидеть в нижнем нартексе. Здесь воссозданы важные события: рождество Девы Марии, первые семь шагов, брак с Иосифом, Благовещение.

Детство Христа

Внешний нартекс украшен мозаичными сценами из детства Христа: начиная от посещения ангелом Иосифа, участия Марии и Иосифа в переписи, Рождеством Христа и заканчивая сценой Избиения младенцев.

Служение Христа

Многие мозаики из этой серии, размещенные в пролетах внешнего и внутреннего нартекса, дошли до нас в поврежденном состоянии. Самыми интересными являются мозаичные изображения Искушения Христа в пустыне, Исцеления Иисусом множества различных болезней. 

Другие мозаики

Среди мозаик нефа храма лучше всего сохранилось изображение «Успение Богородицы». На нем Дева Мария изображена на смертном одре рядом с сидящим Христом и в окружении апостолов.

Интересна мозаика с изображением византийского ученого Феодора Метохита, того самого, которому церковь обязана появлением фресок и мозаик. Он изображен в смиренной позе перед Христом, передающим ему восстановленный храм как приношение.

Фрески

Фрески появились в церкви Карие примерно в то же время, что и мозаики, то есть около 1320 года. Самая интересная из них расположена в притворе (месте захоронений). Это фреска «Сошествие в ад» или «Анастасис».

Как добраться до музея Карие

Музей Карие находится в европейской части Стамбула, в районе Фатих, в квартале Эдирнекапы. Добраться можно легко самостоятельно на такси и общественном транспорте, не арендуя машину.

1. Такси.

Стоимость проезда до Музея Карие на такси из района Султанахмет — порядка 10 долларов.

2. Автобусы.

От ближайшей автобусной остановки Edirnekapi (Эдирнекапы) 5 минут пешком. Из района Эминеню до нее следуют автобусы с №31E, 37E, 38E и 36KE.

3. Трамвай.

В пешей доступности от музея находится остановка Edirnekapi трамвая линии Т4.

Часы работы музея Карие

Музей Карие работает ежедневно, без выходных. Время работы отличается в зимнее и летнее время:

  • с апреля по октябрь: с 09:00 до 19:00;
  • с ноября по март: с 09:00 до 17:00.

Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея. При входе работает сувенирный магазин, где можно приобрести книги по истории Турции, путеводители, сувениры.

Цены на билеты

Стоимость посещения Музея Карие — 65 лир. Дети до 12 лет — бесплатно. Аренда аудиогида — 20 лир.

Музей входит в список достопримечательностей, которые можно посетить по Музейной карте Стамбула — Museum Pass Istanbul. Приобрести ее можно здесь же. На наш взгляд посещение Музея Карие без Музейной карты стоит неоправданно дорого.

  • Трансфер из аэропорта
  • Аренда авто

Историческая справка

Точная дата возведения святыни неизвестна, однако первые упоминания о ней датированы 4 веком. Изначально строение находилось за границами Константинополя, о чем свидетельствует и его название: буквально слово «Хора» можно трактовать на русский как «скит за пределами города». Однако Константинополь быстро разрастался и уже при правлении императора Феодосия монастырь оказался в его черте и завоевал статус значимого религиозного объекта.

Наибольшее значение церковь приобрела в 11 веке, когда императорская семья, ввиду постоянной угрозы нападения на Константинополь, переехала в отдаленный от центра дворец во Влахернах. Находящийся неподалеку от резиденции храм Хора использовался для хранения особо ценных реликвий, собранных со всех монастырей города. В 14 веке императорский двор выделил на реконструкцию святыни крупную сумму. Тогда-то здесь и появились многие мозаики и фрески, которыми сегодня любуются посетители музея.

Переломным периодом в истории монастыря, как и в истории всей Византии, стал 15 век, когда Константинополь был захвачен турками. Османы переделали церковь в мечеть, построили у ее стен минарет и дали ей новое название — Карие. Но внутренние интерьеры захватчики разрушать не стали, а просто нанесли побелку на фрески и мозаики. Это-то и спасло творения византийских мастеров и позволило им дойти до наших дней в отличном состоянии.

В 1945 году монастырь Хора в Стамбуле был преобразован в музей. Прежде чем двери Карие открылись для посетителей, в его стенах провели грандиозные реставрационные работы, которые продлились с 1948 по 1959 гг. За восстановление убранства храма взялась организация «Византийский институт Америки», специалистам которой удалось шаг за шагом удалить слой штукатурки с мозаик и фресок и придать им максимально первозданный вид.

Церкви-музеи в Стамбуле

Некоторые святыни православной религии, оставшиеся со времен Византии, больше не используются по прямому назначению. Учреждения превратились в музеи, открытые для посещения и доступные для проведения туристических экскурсий.

Мечеть Айя-София (Aya Sofia Cami)

Грандиозная константинопольская православная святыня — Собор Святой Софии — после завоевания Царьграда стала главной стамбульской мечетью. После падения Османской империи религиозное заведение приобрело статус музея. Произошло это в 1935 г.

Возвел храм византийский император Юстиниан в 530-х годах. До сооружения римского Собора Святого Петра константинопольская постройка считалась самым большим христианским храмом. Купол Софийского Собора равен 31 метру в диаметре. Высота здания составляет 55 м 60 см.

Достопримечательность открыта для посещений с 9 до 19 часов летом. Зимний режим работы — 9.00-17.00. Билет стоит 60 лир. Дети, не достигшие восьмилетнего возраста, входят в музей бесплатно.

Церковь Святой Ирины (Aya İrina)

Временем основания святыни считается 4 столетие. Возведено религиозное учреждение при императоре Константине Великом, первом правителе Византии. Предание гласит, что останки основателя помещены в саркофаг, находящийся в храме.

Сама Айя –Ирина ныне размещается на территории дворцового комплекса Топкапы, во времена Османской Империи служившего резиденцией султанов. В начале прошлого века сооружение стало музеем. В течение последних 40 лет там также проводятся музыкальные фестивали (раз в год).

Церковь работает ежедневно с 9 до 17 часов. Выходной — вторник.

Монастырь Хора (Hora Manastırı)

Православная святыня, на территории которой расположился храм Христа Спасителя в Полях. С середины 20 столетия (1948г) это место превратилось в достопримечательность, известную у туристов как музей Карие. После взятия Царьграда в 15 веке иконы, находившиеся в христианском святилище, были замазаны, а само учреждение превратилось в мечеть.

Возрождение Хоры произошло только после падения империи Османов. Желающие посетить музей и соприкоснуться с частью византийской истории могут сделать это ежедневно, с 9.00 до 17.00.

Мечеть Фетхие (Fethiye Cami)

Обращенная в мусульманскую святыню Церковь Богородицы Паммакаристы (т. е. Радующейся) является одним из крупнейших памятников византийской эпохи в Стамбуле. Главную ценность этого собора представляют многочисленные мозаики. В основном здании до сих пор действует мечеть. Южная часть постройки превращена в музей.

История церкви Хора

Тихая обитель Хора существовала на этом месте с давних времен и находилась за пределами тогдашнего города. Хора и переводится с греческого как “скит за пределами города”. Точная дата возникновения монастыря неизвестна, впервые упоминатеся в 4 веке.  При императоре Феодосии, когда был воздвигнут второй ряд городских стен, Хора оказалась в черте Константинополя, хотя и на самой его окраине.

В 557 г.   в результате землетрясения Хора была практически полностью разрушена. Но нет худа без добра. Император Юстиниан пожертвовал большие средства на восстановление. В результате монастырь расширил границы, при нем были открыты больница и богадельня. Главную церковь монастыря украсили фресками и мозаикой. 

Монастырь получил третью жизнь в 11 веке, когда произошло переселение императорского двора во Влахернский дворец, который находился не так далеко. Многое было перестроено, в т.ч. и главная церковь. Внутри церковь украсили камнем и многочисленными превосходными мозаиками и фресками. 

Трудные времена для Хоры настали в 13 веке, когда Константинополь захватили крестоносцы. Монастырь был полностью запущен, и разрушался.  Но после их изгнания монастырь восстановили.

После захвата Константинополя турками, монастырь продолжал действовать. Здесь сформировался оплот борьбы против турецких захватчиков. Когда эта информация дошла до султана Баязыда II, он приказал положить этому конец. Семь дней шла осада монастыря. Но когда его удалось захватить, в монастыре никого не оказалось. Защитники монастыря спаслись, выйдя через потайной подземный ход.

Это еще больше разозлило Беязыда, и он приказал Хору превратить в мечеть, назвав мечеть Кахрийе, т.е. мечеть Победы. К огромному нашему счастью, церковь очень спешили переделать в мечеть. Поэтому не стали особо тратить время, чтобы сбить мозаики и уничтожить фрески. Их спешно замазали и заштукатурили. Поэтому очень многое дошло до наших дней.

Но Хора , всё равно, пострадала. Были сделаны кое-какие переделки необходимые для мечети. В разное время здесь открывали медресе и общественные кухни, что тоже требовало переделок. Но, тем не менее,  христианские мозаики Хоры снова  увидели свет еще за полвека до возникновения республики Турция.  Султан Абул Азиз, правивший Османской империей во второй половине 19 века, был большим поклонником византийского искусства. По его приказу уже тогда были расчищены многие мозаики. Но т.к. здесь была мечеть, мозаики прикрыли  ставнями. Примечательно то, что в этом плане отличился и его старший брат Абдул Меджит, который не дал уничтожить христианские мозаики и фрески в Святой Софии во время очередной масштабной реставрации, находившейся тогда в Софии мечети.

С 1945 г. в здании церкви Хора открыт музей.

Действующие церкви Стамбула

Большинство православных религиозных сооружений, находящихся в крупнейшем мегаполисе Турции, сохранились до наших дней. Часть их работает до сих пор, выполняя свою прямую «функцию».

Церковь Святой Троицы (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)

Здание размещается недалеко от Таксима, в квартале Бейоглу. Современное сооружение возведено в 1880 году на месте древнего византийского храма Святого Георгия.

Главная деталь постройки — две колокольни на фасаде. Из-за беспорядков, происходивших в городе в середине 20 века, церковь сильно пострадала, однако полностью восстановлена к 2003 г.  Сейчас она считается самым большим действующим православным храмом.

Собор Святого Георгия (Aya Yorgi Patrikhane Kilisesi)

Религиозное сооружение, также известное под названием Патриарший храм Святого Георгия, расположен в районе Фенер.  Главной святыней собора, наряду с многочисленными иконами, является часть иерусалимской колонны. Согласно преданию, к ней был прикован Иисус Христос во время бичевания.

Религиозная постройка, названная в честь великомученика Георгия Победоносца, с начала 17 столетия служит резиденцией Вселенского Патриарха.

Церковь Марии Монгольской (Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi)

Единственная православная святыня, сохранившаяся в первозданном виде со времен Византийской Империи. Находится в районе Фенер, на возвышенности вблизи бухты Золотой Рог.

В храме никогда не было мусульманских богослужений. Там даже хранится письменное повеление султана Мехмета Второго, позволяющее проведение литургий на греческом языке.  Внутренний интерьер здания украшен иконами. Богослужения проводятся дважды в год, на Успение (15 августа) и в Светлую Седмицу (вторник).

Болгарская церковь Святого Стефана (Bulgar Kilisesi)

Находящийся на побережье залива Золотой Рог храм является собственностью болгарской общины Стамбула. Названная в честь мученика Стефана православная святыня построена из чугуна. Внутреннее же убранство, включая иконостас, сделано руками русских мастеров. Литургии проводятся на болгарском языке.

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ama Rum Manastırı)

Сооружение возведено в 5-6 столетии нашей эры. В 15 веке религиозная постройка подверглась разрушению, однако восстановлена в 1835 г. На территории храма находится целебный источник, по поверьям, избавляющий от болезней и исполняющий желания.

Место известно как Церковь:

  • Ключей;
  • Девы Марии;
  • Святого Источника;
  • Исполнения Желаний.

На территории этого волшебного места всегда много народу. Приходящие сюда люди верят в возможность быстрого выздоровления и исполнения надежд. Сотни тысяч людей прилетают сюда с разных континентов, для того, чтобы исполнить свои желания.
⠀В этой церкви есть один необычный ритуал: прямо сразу, справа у входа нужно выбрать свой ключик и талисман (цены символические). Унести их с собой, хранить и никогда не переставать верить в невозможное.

Только есть условие: когда желания сбудутся-нужно приехать и вернуть свой талисман в церковь. Где бы вы ни были, как бы далеко не находились-вернуть.

Схема, фото Музея Хора / Карийе

сайт музея Хора / Карийе http://kariye.muze.gov.tr, есть английская версия

Музей Хора /Карийе работает с 9.00 до 19.00 (апрель – октябрь) и с 9.00 до 16.30 (ноябрь – март), кроме среды. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея.

Входн0й билет в музей Хора / Карийе  – 15 лир (лето 2013)

Музей Хора / Карийе Стамбул (кликабельно)

Перечень мозаик и фресок в Музее Хора / Карийе

Внутри  церковь Хора облицована серым мрамором с зелеными вставками.

Фрески и мозаики церкви Хора, а ныне музея Карийе, повествуют о земной жизни Иисуса Христа, присутствуют библейские персонажи и сюжеты. Исследования показали, что стены расписывались  в разное время. Тем не менее,  существует общий стиль.

 Главная сайта Путеводитель по Турции

Церкви Стамбула — духовная сторона многогранного города

До 15 столетия Константинополь (или Царьград) был столицей Византии. После прихода в те места турок-сельджуков во главе с султаном Мехметом Фатихом последняя христианская святыня на Востоке перешла в руки мусульман. Произошло это в 1453 году. Предводитель турок, прозванный за свой подвиг Завоевателем, переименовал Константинополь в Стамбул, сделав город столицей империи Османов.

Большая часть православных соборов стала мусульманскими мечетями. И лишь немногие оставшиеся в Стамбуле храмы напоминают сейчас о христианском прошлом бывшей турецкой столицы.

Превращенные в мусульманские религиозные сооружения византийские соборы сегодня активно используются адептами ислама.

Из них выделяются мечети:

  • Мустафы-паши (в прошлом храм святого Андрея в Крисе);
  • Санджактара Хайреттина (бывший монастырь Гастрия);
  • Кефели-джамли (собор Святого Николая);
  • Каленжерхане (храм Богородицы Килиотиссы);
  • Фенари Иса (монастырь Липса рядом с церковью Святого Иоанно Предтечи).

В Стамбуле находятся сохранившиеся с древности источники. Археологи объясняют их наличие пролегающими под городом водоносными слоями.  Эти места считаются историческими памятниками. Некоторые из них действующие, другие же давно заброшены.

В прошлом жители Царьграда считали источники волшебными, веря в их живительную силу. В современном Стамбуле особо выделяются две таких святыни.

название источника описание
Влахернский Находится в одноименной церкви, получившей название от места расположения — Влахерны. В построенном здесь в 5 столетии храме хранились пояс и головное покрывало Богородицы.

В начале 10 века, во время осады города сарацинами, в храме произошло явление Пресвятой Девы. Богоматерь произнесла молитву и распростерла над Царьградом Святой Покров. Вскоре враг был побежден.

Живоносящий Находится за пределами мегаполиса. В построенной на этом месте в 5 столетии церкви хранится икона Богоматери с младенцем на руках.

Каждый год здесь проходит крестный ход.

Источник известен своей чудотворной целебной силой.

Собор Святой Софии как политический козырь

История с требованием преобразовать собор Святой Софии в мечеть длилась многие годы. Однако наиболее активная фаза пришлась на правление нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В 2019 году в преддверии выборов мэра Стамбула он дважды менял свое решение по этому вопросу, а за две недели до выборов категорически отверг подобные предложения, назвав их провокацией.

Во второй раз, уже за несколько дней до местных выборов, он сказал, что власти намерены предпринять некоторые шаги в направлении возвращения статуса мечети Святой Софии.

Однако эти два противоречащих друг другу заявления не помогли кандидату Эрдогана победить на выборах, и мэрия Стамбула впервые с середины 90-х перешла к оппозиции — Республиканской народной партии, чей менталитет критиковал турецкий президент.

Отсюда можно сделать вывод, что тема собора Святой Софии придерживалась в рукаве, как один из крупнейших козырей турецкого руководства. Оно решило использовать его летом этого года, однако преобразование христианского храма в мечеть не добавило политических очков турецкому президенту — об этом свидетельствуют данные опросов.

С другой стороны, этот шаг турецкого президента можно оценить как часть комплексных действий по постепенному уничтожению наследия основателя Турецкой Республики Ататюрка и вызов западным ценностям. Об этом в июле, после решения Госсовета о смене статуса музея Святой Софии, заявил нобелевский лауреат по литературе, турецкий писатель Орхан Памук:

Хор монастыря Монтсеррат: характеристика Escolania de Montserrat

Хор, относящийся к монастырю Монтсеррат, впервые упоминается в документах XIII столетия. Величайшие страницы истории певческой школы датированы XVII-XVIII веками, когда о ней стали узнавать люди по всему миру. Традиции хора монастыря Монтсеррат складывались столетиями, и сегодня ученики с трепетом относятся к их соблюдению, осознавая большую ответственность.

В аббатстве Монтсеррат созданы все условия для того, чтобы мальчики проживали на территории монастыря с комфортом, могли полностью сконцентрироваться на учебе. В составе хора присутствуют выходцы из разных стран Европы, благо географический фактор не играет роли при отборе солистов.


Хор мальчиков монастыря Монтсеррат

Стать частью хора монастыря Монтсеррат – мечта мальчиков, проявляющих интерес к музыке и религии. Исполнители в течение четырех лет не только узнают теорию и практику пения, но и получают качественное базовое образование.

Первый шаг на пути к реализации мечты – заполнение анкеты на официальном сайте хора монастыря Монтсеррат. При указании корректной информации и соответствии всем требованиям будет получено ответное письмо с датой собеседования для приема в хор. Обязательное условие для участников конкурса – достижение возраста 7 лет.

Отбор солистов в хор, поющий на территории монастыря Монтсеррат, довольно строгий. Успеха достигают лишь мальчики, имеющие от природы хороший слух и приятный голос. Дополнительных знаний не нужно, поскольку монахи научат всему необходимому далее. От ребенка, желающего стать частью хора, требуется активность и стремление участвовать в духовной жизни монастыря Монтсеррат, которое не должно мешать получению образования. Программа достаточно сложная, поэтому переоценивать свои возможности опасно.

Солисты хора монастыря Монтсеррат изучают историю музыки, композицию, учатся играть на инструментах, развивают музыкальный слух и память. В план обучения также входит религиозное воспитание и образование. Таланта без упорства и стремления к совершенствованию в качестве солиста хора не хватит для успеха в монастыре Монтсеррат.

Музей Мозаик в церкви Хора

Рекомендовать место

6

1

Музей Мозаик в церкви Хора славится богатой и редчайшей колекцией византийских фресок и мозаик. Росписи, которые хранятся здесь не имеют себе равных среди всех византийских церквей. Кроме мозаик и фресок, в церкви Хора сохранились мраморные плиты и каменная резьба.

Церковь Хора построили в IV — V вв. Древнегреческое «chō ra» и турецкое слово «kariye», переводится как «пригород». Расположена церковь в квартале Эдирнекапы, рядом с одноименными воротами. На протяжении веков церковь много раз разрушалась и отстраивалась. Полностью здание было перестроено в XI в. и, соответственно, никаких черт византийского стиля не сохранило.

Однако здание примечательно вовсе не архитектурой: главная особенность церкви — мозаики и росписи, которыми храм украсили с 1315 по 1321 гг. Считается, что росписи сохранились до наших времен потому, что после завоевания Константинополя, по приказу султана Баязиде II церковь перестроили и превратили в мечеть. Фрески и мозаики в то время просто скрыли под слоем штукатурки. При реставрации Церкви Хора в 1948 г. росписи очистили и восстановили.

Сегодня же Церковь Хора действует, как музей, службы здесь не ведутся.

Реакция турок на решение о смене статуса Монастыря Хора

Был ли Монастырь Хора таким популярным, и почему именно с него началась эпопея преобразования музеев в мечети? Судя по реакции сторонников Эрдогана, создается впечатление, что это действительно было важно. Однако, часть общества выразила недовольство

Известный историк Мустафа Армаган обвинил кемалистскую партию в том, что она стала причиной преобразования мечетей в музеи и заявил, что мечеть Карие была спасена.

Мэр Шанлыурфа Зейнал Абидин Бейзагюль уверен, что все позитивные изменения в Турции начались после преобразования Святой Софии в мечеть.

Если в случае Святой Софии мало кто открыто высказывался негативно, то к изменению статуса монастыря в мечеть Карие не все отнеслись однозначно.

Главные фрески и мозаики музея Карие

Фрески и мозаики музея — прекрасные образцы византийского искусства 14 века

Обратите внимание на главные мозаики в музее:

  • Генеалогия Христа
  • Жизнь Богородицы
  • Детство Христа
  • Служение Христа

Генеалогия Христа

Главное мозаичное изображение в церкви — это так называемая генеалогия Христа. Она представляет собой изображение Христа и 66 его предков на двух куполах внутреннего нартекса (входного помещения).

В центре южного купола — фигура Христа, лучами от него расходятся изображения его предков — от Адама до Иакова с 12 сыновьями последнего.

В северном куполе изображена Богородица с младенцем и предками.

Жизнь Богородицы

Двадцать мозаик с сюжетами из жизни Богородицы можно увидеть в нижнем нартексе. Здесь воссозданы важные события: рождество Девы Марии, первые семь шагов, брак с Иосифом, Благовещение.

Детство Христа

Внешний нартекс украшен мозаичными сценами из детства Христа: начиная от посещения ангелом Иосифа, участия Марии и Иосифа в переписи, Рождеством Христа и заканчивая сценой Избиения младенцев.

Служение Христа

Многие мозаики из этой серии, размещенные в пролетах внешнего и внутреннего нартекса, дошли до нас в поврежденном состоянии. Самыми интересными являются мозаичные изображения Искушения Христа в пустыне, Исцеления Иисусом множества различных болезней.