Метро стамбула

Тарифы на проезд в метро Стамбула

Самая популярная ошибка тех, кто только что прибыл в аэропорт Ататюрк и спустился в метро, — покупка жетона для оплаты проезда. Дело в том, что перед турникетами на каждой станции находятся несколько автоматов:

  • Первый тип — по продаже жетонов.
  • Второй тип — по пополнению единых пластиковых карт, действительных при проезде на любом муниципальном транспорте.

Поездка по жетону в метро стоит 4 TL ($1.4) , а по карточке — 2,30 TL ($0.82).

Многие проходят мимо киоска, в котором можно не только заказать экскурсии (это как раз и бросается в глаза, поэтому никто не останавливается), но и приобрести заветную транспортную карту (Istanbul kart). За карточку нужно будет заплатить 10 TL ($3.55), из которых 6 — невозвращаемый депозит, а 4 кладутся на счет. Чтобы вы точно не прошли мимо нужного места, прикрепляю фото:

Я советую положить на карточку 5 или 10 TL ($1.77-3.55) — сверх тех 4-х, что уже будут на ней — их не хватит даже на 2 поездки для использования в первый или второй день. После вы будете представлять масштаб своих перемещений и затрат на транспорт.

Сделать это можно с помощью вот такого автомата (чаще всего желтого цвета):

А вот вам и графическая инструкция о том, как пополнять карту:

Машина принимает только наличные и только купюрами.

Кстати, в стамбульском метро нужно платить за каждую смену линии. Этот феномен — предмет недовольства многих местных жителей и их восхищения рассказами о московским метро, охвату которого они завидуют.

Пересадка в метро осуществляется по следующим тарифам:

  • Первая смена линии — 1,65 TL ($0.59).
  • Вторая смена линии — 1,25 TL ($0.44).
  • Третья и каждая последующая — 0,85 TL ($0.30).

Данные тарифы действительны в том случае, если время вашей поездки на метро составило не более 2-х часов. Это также означает, что если вы доедете на метро до нужной вам станции, выйдете в город, снова спуститесь в метро и приложите карту, а при этом с момента начала первой поездки не пройдет 2-х часов, вы заплатите за проезд как за пересадку. В ином случае с карты снимется сумма согласно базовому тарифу.

Самый выгодный способ оплаты проезда на любом транспорте, в том числе и на метро — Istanbul kart, о которой я рассказала вам выше. Однако в тех же киосках, где их продают, можно приобрести проездные на определенное количество поездок:

  • 1 поездка — 4 TL ($1.4),
  • 2 поездки — 7 TL ($2.48),
  • 3 поездки — 10 TL ($3.55),
  • 5 поездок — 15 TL ($5.31),
  • 10 поездок — 30 TL ($10.64).

Приобретать карты такого типа я категорически не рекомендую, т.к. это подразумевает оплату каждого проезда по более высокому тарифу. Покупайте Istanbul Kart как самый экономичный вариант.

Если вы находитесь в Стамбуле около месяца и более и планируете активно использовать транспорт, стоит задуматься о покупке проездного, действительного на все виды муниципального транспорта — Mavi Kart. В лимит карты входит 180 поездок на месяц (в среднем, 6 поездок в день), а стоимость ее составляет 185 TL ($65.6).

Как попасть на лавандовые поля из Стамбула

Не только Франция славится своими лавандовыми полями — в последние годы поля лаванды в Турции стали весьма популярными. Посетить их стремятся любители эффектных фотосессий и туристы, которые желают побывать в небанальных местах. Климат Турции отлично подходит для выращивания лаванды, и лавандовые фермы открываются по всей стране.

Например, ближайший к Стамбулу «восточный Прованс» находится в Эдирне. Здесь ежегодно в июне проходит фестиваль «Дни лаванды», привлекающий большое число туристов из разных стран. В рамках фестиваля прямо на окраинах лавандовых полей устраивают кемпинги, организаторы разрешают всем желающим свободно посещать поля. Можно устроить собственные фотосессии или воспользоваться услугами специально приглашенных профессиональных фотографов. Работает ярмарка сувениров и косметики из лаванды, а по вечерам на сценах посреди лавандовых полей выступают танцоры и музыканты.

Добраться из Стамбула до Эдирне, который расположен практически на границе с Грецией и Болгарией, можно на автомобиле всего за три часа, или на общественном транспорте.

Плантация лавандыФото: Оксана Разорёнова

Ещё один турецкий регион, славящийся своей лавандой — провинция Ыспарта, а особенно окрестности посёлка Куюджак (Keçiborlu Kuyucak Köyü), расположенного на высоком холме в 47 км от столицы провинции — города Ыспарта. Здесь лавандовые поля занимают площадь в 3 000 га. Своим активным развитием и популярностью посёлок обязан совместному проекту ООН и Минтуризма Турции, в рамках которого тут был создан «лавандовый» кооператив, особенностью которого является трудоустройство и занятость местных женщин. Помимо лаванды в этой местности выращивают розы, масло которых закупают самые известные парфюмерные фабрики мира, впрочем, как и продукты из лаванды.

Попасть сюда из Стамбула можно на автомобиле за шесть часов, на самолёте местных бюджетных авиаперевозчиков — за час. Также в сезон на лавандовые поля организуют экскурсии местные туристические компании.

Когда же стоит ехать? Считается, что цветение лаванды в Турции начинается раньше, чем в Провансе из-за более тёплого климата. В отдельные годы лаванда зацветает уже в мае, зачастую радует своим цветением до конца июня, а иногда и до июля — всё зависит от погодных условий. Помните, что активный период цветения лаванды — не слишком длительный, около трёх недель, поэтому поездку нужно планировать заранее, сверяясь с прогнозом синоптиков. Лучшим временем для посещения является середина июня. В этот период цветы лаванды становятся особенно яркими и источают насыщенный аромат.

ЛавандаФото: Оксана Разорёнова

Подвижной состав

Интерьер подвижного состава М2

Хотя линия М1 представляют собой (свет) линия метро, ее подвижный состав в эксплуатации с 1989-состоит из типичных АББА легких рельсовых транспортных средств (LRVs). Отчасти они такие же, как на трамвайной линии T4 .

Первый Стамбул полный метро подвижного состава, который был введен в эксплуатацию 16 сентября 2000 года на площади Таксим — 4. Левент линии, были построены Alstom . Эти поезда оснащены кондиционерами и ЖК- экранами, а внешний вид этих поездов аналогичен первым трем поколениям подвижного состава, использовавшимся в метро Каракаса в Венесуэле .

30 января 2009 года введены в эксплуатацию первые 8 поездов (каждый с 4 вагонами) производства Eurotem (турецкий завод Hyundai Rotem ). Сегодня в системе 268 поездов. Эти поезда также оснащены кондиционерами и ЖК-экранами, а также динамической картой маршрута, показывающей местоположение и направление поезда.

В сентябре 2009 года CAF подписала контракт на поставку 144 единиц для линии M4 на сумму 1.156.159 евро. Эти метрополитены состоят из 4 вагонов общей длиной 90 метров и имеют максимальную транспортную вместимость 1300 пассажиров.

Общие сведения и особенности

Метро в Стамбуле является довольно молодым развивающимся объектом. Хотя его строительство началось еще в 1988 году, и отдельные станции заработали уже на следующий год, открытие подземки как комплексной системы состоялось только в сентябре 2000 года. Предпосылки на постройку метро появились еще в 1875 году, когда в городе проложили железнодорожный путь протяженностью около 600 метров, соединявший два района – Galata и Karaköy. Но вплоть до 21 столетия проект так не получил своего дальнейшего развития.

Сегодня на карте метро Стамбула можно увидеть семь линий: пять из представленных на схеме веток расположились в европейской области города, а две – в азиатской части. Общая протяженность путей на 2018 год составляет чуть более 170 км. К 2023 году муниципальные власти планируют увеличить данный показатель до 625 км. Сейчас здесь насчитывается 90 функционирующих станций, но их количество ежегодно растет. Большая часть путей метрополитена проходит в подземных тоннелях, хотя есть и немало маршрутов, курсирующих над землей.

Какие выставки включает Музейная Карта

Ежегодно меняется не только стоимость пропуска, но и список мест, которые включены в его программу.

Музей Цена Как работает
Музей Мозаики Большого Дворца 24 лиры Открыто ежедневно
Музей Мечети Фетхие 10 лир Открыто ежедневно
Музей Карие или Монастырь Хора 54 лиры Открыто ежедневно
Музей Галата Мевлевиханеси 14 лир Понедельник выходной
Музей Хисарлар 18 лир Среда выходной
Музей истории исламской науки 14 лир Открыто ежедневно
Стамбульский Музей Археологи 36 лир Понедельник выходной
Церковь Святой Ирины 36 лир Вторник выходной
Дворец Топкапы 72 лиры Вторник выходной
Дворец Топкапы и Гарем 108 лир Вторник выходной
Музей турецкого и исламского искусства 42 лиры Понедельник выходной
Собор Святой Софии (Айя София) 72 лиры Понедельник выходной
Музей Гробниц Бесплатно Открыто ежедневно
Музей Адама Мицкевича Бесплатно Понедельник выходной

Для наглядности рядом указаны обычные цены на билеты:

BÜYÜK SARAY MOZAİKLERİ MÜZESİ (Музей Мозаики Большого Дворца). Выставка демонстрирует собрание уникальных образцов восточного мозаичного искусства, датируемых 450-550 гг. н.э.

Открыто ежедневно.
Вход – 24 лиры.

FETHİYE MÜZESİ (Музей Мечети Фетхие – Церковь Богородицы Паммакаристы). Строилась как христианская церковь. Одно время была женским монастырем. В конце XVI века ее перестроили в мечеть.

Открыто ежедневно.
Вход – 10 лир.

KARİYE MÜZESİ (Музей Карие или Монастырь Хора – Церковь Христа Спасителя в Полях). Известный на весь мир коллекцией превосходно сохранившихся мозаики и фресок.

Открыто ежедневно.
Вход – 54 лиры.

GALATA MEVLEVİHANESİ MÜZESİ (Музей Галата Мевлевиханеси). Экспонатами служат предметы изобразительного искусства, музыкальные инструменты, каллиграфические листы. Также интерес представляют ворота для приговоров, мавзолей шейха Галипа, мавзолей Халет Эфенди, библиотека и другие помещения.

Понедельник выходной.
Вход – 14 лир.

HİSARLAR MÜZESİ (RUMELİ HİSARI) (Музей Хисарлар (Крепость Румели)). Тут нет выставочного зала, зато в саду выставлены старинные пушки и части цепей, а из пышного сада открывается захватывающий дух вид на Босфор.

Среда выходной.
Вход – 18 лир.

İSLAM BİLİM VE TEKNOLOJİ TARİHİ MÜZESİ (Музей истории исламской науки и технологий) – очень занимательная выставка предметов, связанных с астрономией, мореходством, часовыми механизмами, медициной и другими направлениями.

Открыто ежедневно.
Вход – 14 лир.

İSTANBUL ARKEOLOJİ MÜZELERİ (Стамбульский Музей Археологи) состоит из 3-х частей, собравших более миллиона экспонатов разных эпох.

Понедельник выходной.
Вход – 36 лир.

AYA İRİNİ ANIT MÜZESİ (Церковь Святой Ирины) – большой старинный храм, сохранивший свою аутентичную атмосферу. Здесь нет яркой росписи, фресок и мозаики. Храм интересен архитектурой, сохранившей следы беспощадного времени.

Вторник выходной.
Вход – 36 лир.

TOPKAPI SARAYI MÜZESİ (Дворец Топкапы) служил резиденцией 25-и султанам целых 400 лет вплоть до падения Османской империи. В нем 4 двора с множеством построек, и каждая часть отгорожена воротами.

Вторник выходной.
Вход – 72 лиры.

TOPKAPI SARAYI MÜZESİ HAREM BÖLÜMÜ (Дворец Топкапы и Гарем). Гарем находится во втором дворе за Воротами Приветствия (Баб-ус-селям), и это самая популярная часть среди путешественников.

Вторник выходной.
Вход: 72 + 36 = 108 лир.

TÜRK ve İSLAM ESERLERİ MÜZESİ (Музей турецкого и исламского искусства). Тут представлены редкие образцы периодов Аббасидов, Мемлука, Сельджуков и Османской империи, собранные из разных уголков исламского мира.

Понедельник выходной.
Вход – 42 лиры.

AYASOFYA MÜZESİ (Собор Святой Софии (Айя София)) – самый большой и красивый храм Стамбула, построенный в 532–537 годах.

Понедельник выходной.
Вход – 72 лиры.

TÜRBELER MÜZESİ (Музей Гробниц). Курирует 117 именитых гробниц в разных уголках Стамбула, а также представляет ценные артефакты истории Турции.

Открыто ежедневно.
Вход бесплатный.

ADAM MICKIEWICZ MÜZESİ (Музей Адама Мицкевича) содержит документы о жизни и творчестве поэта Мицкевича, его фотографии и свидетельства борьбы за свободу Польши. В подвале расположена его символическая могила.

Понедельник выходной.
Вход бесплатный.

Дабы убедиться, что ничего не изменилось, загляните на сайт Министерства культуры и туризма ТР: https://muze.gov.tr/

Как добраться из аэропортов в Стамбул

С 7 апреля 2019 года рейсы гражданской авиации в/из аэропорта «Ататюрк» не выполняются. На данный момент аэропорт используется только в коммерческой авиации, а его полное закрытие запланировано на 2022 год. Еще в 2018 году состоялось открытие нового международного аэропорта Стамбула.

Как добраться из нового аэропорта Стамбула в город

Международный аэропорт Стамбула находится довольно далеко от исторического центра города. Его открытие состоялось относительно недавно и транспортный узел находится на стадии совершенствования

В скором времени планируется открытие стратегически важной линии метро М11, связывающей аэропорт со станциями Gayrettepe и Halkalı и имеющей сообщения с М2, М3, М7, М1В и Мармарай

Официальная страница Facebook İGA İstanbul Airport

На данный момент из нового аэропорта до Стамбула можно добраться на автобусе Havaist. Шаттлы курсируют круглосуточно. Найти необходимый маршрут, узнать время отправления и стоимость проезда можно, выбрав пункт назначения в расписании.

Также от аэропорта до города можно добраться на автобусах муниципального перевозчика IETT. Рейсы организованы совместно с частными перевозчиком OAŞ. Маршруты с картами, остановками и расписанием движения:

  • H-1 до станции метро М3 Mahmutbey;
  • H-2 до станции метробуса Mecidiyeköy и в шаговой доступности до станции М2 Şişli;
  • H-3 до остановки Gümrük;
  • H-4 до здания бывшего аэропорта «Ататюрк»;
  • H-6 до остановки трамвая Т4 Mescid-i Selam;
  • H-7 до Alibeyköy Cep Otogarı.
  • H-8 до Hacıosman/Sarıyer
  • H-9 до Cevizlibağ

Заказать трансфер из нового международного аэропорта Стамбула можно с помощью русскоязычного сервиса Kiwitaxi:

Как добраться из аэропорта Сабиха Гёкчен в Стамбул

Самый бюджетный способ добраться из аэропорта Сабиха Гёкчен в город — муниципальный транспорт IETT (совместно с OAŞ). Маршруты с картами, остановками и расписанием движения:

  • E-3 до станции метро 4.Levent линии M2;
  • E-9 до порта Bostancı;
  • E-10, Е-11, SG1 до Kadıköy возле линии метро М4, трамвая Т3, нескольких крупных портов и Мармарай;
  • 16S до станции метробуса Uzuncayır и рядом с Мармарай;
  • SG2 до станции метро Taksim линии M2;
  • 122H рядом со станцией 4.Levent линии М2;
  • 132H до Pendik YHT.

По пути следования можно делать пересадки на другие виды общественного транспорта и прокладывать маршрут в зависимости от пункта назначения.

Заказать трансфер из аэропорта Сабиха Гёкчен можно с помощью русскоязычного сервиса Kiwitaxi:

Задать вопросы экспертам и туристам об общественном транспорте Стамбула можно в разделе «Вопросы и ответы».

Станции

M2 (метро Стамбула) (слева) и станция моста метро Golden Horn (справа)

В системе Стамбульского метро 89 действующих станций, еще 50 строятся. Поскольку большая часть системы находится под землей, доступ к станциям обычно осуществляется с уровня улицы. У каждого входа в метро есть столб с логотипом стамбульского метро «M» и названием станции под ним. Входы обычно встроены в тротуары вдоль улицы, хотя многие станции более новых линий имеют входы с уровня улицы на небольших площадях.

Из 89 действующих станций стамбульского метро,

  • 73 полностью подземные
  • 5 надземных станций
  • 9 находятся на набережной или в грунте
  • 2 частично под землей

Антресоли

Мезонинное подвальный на Йеникапы станции (M1 и M2)

На большинстве станций есть антресоли прямо под уровнем улицы, что позволяет пассажирам заходить на станции из разных мест и переходить на нужную платформу, не переходя улицы. Внутри антресолей расположены билетные автоматы и турникеты, где пассажиры должны платить, чтобы войти в зоны контроля за проездом и проследовать к поездам.

На некоторых станциях антресоли напрямую соединяются с близлежащими зданиями и сооружениями, такими как торговые центры или бизнес-центры. Каждый вестибюль станции или антресоль патрулирует охрану стамбульского метро, ​​чтобы предотвратить уклонение от платы за проезд и преступления.

На станциях с большими проходами, ведущими к разным выходам, такими как Таксим, также есть траволаторы, чтобы преодолевать большие пешеходные расстояния.

Войдя на станцию, пассажир может воспользоваться автоматами по продаже билетов или билетными кассами с персоналом для покупки своего тарифа, который может быть сохранен на бесконтактной смарт-карте Istanbulkart . Пройдя через турникеты в зону с регулируемым тарифом, пассажиры могут продолжить движение вниз до уровня платформы.

Платформы

Еникапы (слева) на линиях M1 и M2 и Бостанджи (справа) на линии M4 входят в число станций, у которых есть две островные платформы и три пути.

Поскольку разные линии стамбульского метро имеют разные спецификации, в первую очередь длину вагона , единой длины платформ нет. Самые старые платформы сети, построенные между 1989 и 2002 годами на линии M1, имеют высоту 100 м (330 футов) и могут принимать поезда длиной до 4 вагонов. Платформы на линиях M2, M3 и M4 простираются примерно на 150 м (490 футов) и могут принимать поезда длиной до 8 вагонов. На платформах линии M5 можно разместить до 6 поездов, а на платформах линии M6 — поезда с 4 вагонами.

Секции платформ могут быть закрыты в непиковые часы, особенно на линии M2. В то время как платформы на линии M2 полностью открыты в часы пик, пропускная способность снижена до 4-х вагонных поездов в непиковые часы. Платформы на линии M5 защищены дверцами по краям платформы. За исключением линий фуникулера, большинство платформ стамбульского метро состоят из двух боковых платформ или одной островной платформы . Пять станций состоят из двух островных платформ, обслуживающих три пути. Это станции Otogar на линии M1, и Sanayi на линии M2, Olimpiyat на линии M3 и Bostancı на линии M4.

Технические характеристики

В этой таблице перечислены технические характеристики линий метро, ​​находящихся в эксплуатации или строящихся.

Линия Маршрут Датчик вольтаж Система проводников Примечания
Йеникапы Аэропорт Ататюрк / Киразлы 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия
Yenikapı Hacıosman 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Третий рельс
Киразлы Метрокент – Олимпият 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия
Кадыкёй Тавшантепе 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия
Üsküdar ekmeköy 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия
Levent Boaziçi Üniversitesi / Hisarüstü 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Третий рельс Ответвление линии от
Кабаташ Махмутбей 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия
Bostancı Dudullu 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия В разработке
Атакёй Олимпият 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия В разработке
Pendik Çarşı Sabiha Gökçen аэропорт 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия В разработке
Гайреттепе Аэропорт Стамбула 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия В разработке
Гёзтепе Умрание 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия В разработке
Хастане Енидоган 1435 мм ( 4 фута  — 12  в ) стандартная колея Воздушная линия В разработке

Карта метро Стамбула

Если ваш отель находится в районе Таксим или Аксарай, вам вполне будет достаточно метро, чтобы добраться до этих мест.

Стоит отметить, что Стамбул по своей территории в два раза больше Москвы, а вот сетка метро здесь довольно скромная. В повседневной жизни мне приходится менять 2-3 вида транспорта, чтобы добраться до нужного места. К чему это я — чаще всего в местном общественном транспорте можно увидеть такую карту:

Вот только она содержит не только ветви метро, но и линии трамвая. И знаете, я убеждена, что это сделано для того, чтобы карта выглядела «солиднее».

Ветки метро подписаны следующим образом: М1, М2 и так далее. На момент написания статьи (апрель 2016) стамбульское метро состояло из шести линий:

  • М1А, Yenikapı — Atatürk Havalimanı (красного цвета);
  • M1B, Yenikapı — Kirazlı (красного цвета);
  • M2, Yenikapı — Hacıosman (зеленого цвета);
  • M3, Kirazlı — Olimpiyat — Başakşehir (голубого цвета);
  • M4, Kadıköy — Kartal (розового цвета);
  • M6, Levent — Boğaziçi Ü./Hisarüstü (коричневого цвета).

T1, T2, T3 и T4 на карте — линии трамвая.

К сведению

На перроне во время ожидания поезда обратите внимание на электронное табло, где указано направление, по которому будет двигаться поезд. Некоторые линии метро имеют ответвления (например, M1A и M1B, разветвление которых вы можете увидеть на карте, или линия M3 — одни поезда идут на станцию Olimpiyat, другие — Başakşehir)

Конечная станция следования поезда всегда указывается на табло на перроне.

Иными словами, спустившись в метро из аэропорта Ататюрк, дожидайтесь поезда, идущего к станции Yenikapı, если вы едете в центр города, а не Kirazlı. Табло выглядит примерно так:

Кроме конечной станции, на мониторе указывается примерное время ожидания поезда, например, «4 dk», что означает «4 минуты».

Особенности

Метрополитен крупнейшего турецкого мегаполиса построен сравнительно недавно, поэтому дизайн всех его станций является современным: сразу чувствуется, что над ним трудились художники XXI века. На станциях царит сверкающая чистота, несмотря на то, что народа в метрополитене часто очень много, вагоны нередко переполнены.

Объявления станций всегда звучат на двух языка — турецком и английском.

Об одной из самых ярких особенностей этого метрополитена уже было упомянуто выше: он является одновременно и европейским, и азиатским. Четвертая ветка, после открытия которой метро охватило сразу две части света, соединяет спальные районы города с пристанью. Ветка является полностью подземной. Она проходит параллельно железной дороге, по которой поезда ходят из Стамбула в Анкару.

Метро Стамбула

Обновлено: 08.12.2018

Сераль Топкапы (Топкапи)

Сераль Топкапы в Стамбуле

Собираясь покорить Стамбул за 1 день самостоятельно, начните шествие с Serail Topkapı, что в переводе значит – «Дворец Пушечные ворота». Построенный во второй половине XV столетия для Мехмеда II, он стал главной резиденцией для последующих 25-и султанов, пока в 1854 г. не уступил этот титул дворцу Долмабахче, а в 1923 г. после провозглашения республики превратился в музей.

Наверняка вам любопытно посмотреть на гарем и комнату для евнухов, павильон для обрезаний, тронный зал, сокровищницу и другие помещения. Архитектурный ансамбль насчитывает 4 двора, отгороженных между собой воротами «Повелителя», «Приветствия» и «Счастья».

В музейных залах хранится около 65 000 экспонатов, среди которых плащ и меч пророка Мухаммеда.

За короткий срок невозможно обойти площадь 700 тыс. кв. м со всеми его садами и пристройками, тем более что в каждый музейный зал стоит вереница очереди. Но обязательно загляните в гарем во втором дворце, состоящий из лабиринта трехсот комнат, а особенно посетите роскошные покои Роксоланы Хюррем Хасеки-султан, которая из наложницы Сулеймана Великолепного превратилась в его жену, родив ему сына Селима II, ставшего 11-м султаном Османской империи.

Билеты и проездные в Стамбуле

Самым современным и основным способом оплаты проезда в Стамбуле является Istanbulkart. Жетоны не принимаются, к примеру, в автобусах, ровно как и стоимость проезда по ним гораздо выше, чем по Istanbulkart. Выгода карты очевидна: проезд по жетону стоит 5 TL, а по карте — 2.60 TL. Если сделать следующую пересадку в течение 2 часов, то цена за проезд снижается: первая пересадка — 1.85 TL, вторая пересадка — 1.40 TL, все последующие — 0.90 TL. Дети до 6 лет имеют право бесплатного проезда при наличии документа, подтверждающего возраст.

— неперсональная пополняемая карта, которую можно передавать третьим лицам. Карта действительна в метро, Мармарай, автобусах, метробусах, фуникулерах, канатных дорогах, паромах, но НЕ действительна в долмушах, минибусах и туристическом транспорте.

istanbulkart.istanbul

Стоимость карты составляет 6 TL. Далее карту необходимо пополнить. Купить и пополнить карту можно в одном из билетных автоматов, киосках и магазинах с надписью Istanbulkart или в представительствах. Пополнить карту самостоятельно можно в специальных автоматах Dolum Noktasi, зарегистрировавшись на  или через мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android (на английском языке).

Пользоваться картой довольно просто: для оплаты проезда необходимо приложить ее к считывателю. По одной карте имеют право ездить несколько человек, что очень удобно, когда вы путешествуете с семьей. Другие виды Istanbulkart доступны на официальном сайте.

Также можно приобрести  — электронную карту на определенное число поездок. Стоимость карты в 2020 году:

  • BİRgeç (на 1 поездку) — 5 TL;
  • İKİgeç (на 2 поездки) — 8 TL;
  • ÜÇgeç (на 3 поездки) — 11 TL;
  • BEŞgeç (на 5 поездок) — 17 TL.

Билет на метро, автобус и трамвай обойдется в одну цену. Стоимость проезда на Metrobus немного отличается и зависит от количества остановок:

  • от 1 до 3 — 2.50-3.50 TL;
  • от 4 до 9 — 4 TL;
  • от 10 до 15 — 4.40 TL;
  • от 16 до 21 — 4.60 TL;
  • от 22 до 27 — 4.75 TL;
  • от 28 до 33 — 4.85 TL;
  • свыше 34 — 5.20 TL.

Со всеми тарифами на проезд в общественном транспорте можно ознакомиться на официальном сайте муниципальной транспортной компании IETT.

Стоимость проезда по ветке Мармарай в 2020 году также будет зависеть от количества остановок:

  • от 1 до 7 — 3.50 TL;
  • от 8 до 14 — 4.50 TL;
  • от 15 до 21 — 5.20 TL;
  • от 22 до 28 — 6 TL;
  • от 29 до 35 — 7 TL;
  • от 36 до 43 — 7.75 TL.

Суммируя вышесказанное, вы приобретаете Istanbulkart за 6 лир, пополняете ее на сумму в зависимости от количества планируемых поездок, при поездках с карты списываются деньги в зависимости от вида используемого транспорта. Если к моменту вылета на балансе карты остались деньги, то вернуть их нельзя. Возврату подлежит только стоимость самой карты — 6 лир, поэтому не стоит пополнять Istanbulkart на крупную сумму.

Некоторые туристы предпочитают покупать Istanbul Welcome Card, которая действительна 7 дней и включает в себя 5 поездок на общественном транспорте Стамбула (метро, трамвай, паром, фуникулер, автобус, метробус), карту города, круиз по Босфору и посещение ряда достопримечательностей со скидкой. После окончания 5 поездок, карту можно пополнять. Насколько данная карта будет выгодна стоит решать индивидуально, так как это напрямую зависит от количества желаемых к посещению достопримечательностей. Стоимость карты напрямую зависит от пакета услуг (от 222 до 665.59 TL).

Транспорт

Транспорт в Стамбуле развит очень хорошо, к вашим услугам: метро, автобусы, трамваи, долмуши (маршрутки), такси, электрички, паромы и фуникулеры. В городе на большинстве видов транспорта действует единая электронная карта Istanbulkart. В сравнении с разовыми билетами, она позволяет существенно экономить на проезде. Каждое последующее ее использование в течение 2 часов снижает стандартный тариф c 3,5 до 1,2 лир (3-5 пересадки).

Ниже мы опишем транспорт вкратце, так как подробно о нём имеется отдельная статья.

1. Автобусы и долмуши.

Сеть автобусных маршрутов в Стамбуле хорошо развита, доехать легко в любую точку города.

Долмуши (маршрутки) хорошая альтернатива автобусам, ходят по разным популярным направлениям. Стоят немного дороже, ходят чаще и быстрее. Стоимость проезда различается, оплата наличными.

2. Метробус.

Метробус — нечто среднее между автобусом и метро. Рейсы выполняют обычные автобусы, но они минуют стамбульские пробки, поскольку имеют собственную полосу на шоссе. Маршрут связывает азиатскую и европейские части и уходит далеко за аэропорт имени Ататюрка.

Читайте подробнее о метробусе.

3. Метро, трамвай и фуникулеры.

Метро в Стамбуле очень популярный вид транспорт. Маршрутная сеть состоит из 6 веток с 89 станциями, большие усилия вкладываются в расширении. В планах довести метро до нового аэропорта (2021 год) и аэропорта Сабиха (2020 год).

На текущий момент метро состоит из 6 линий: M1, M2, M3, M6 расположены в европейской части; M4 и M5 — азиатской.

Трамваи двух типов: туристические, которые имеют исторические вагоны и обычные городские. Некоторые станции подземные.

Фуникулеры имеют три линии: Каракёй — Бейоглу, Кабаташ — Таксим, Сейрантепе — Вадистанбул.

4. Мармарай.

Мармарай — линия пригородной электрички, используемая в качестве городского транспорта. Похожа по функционалу на метро и трамваи. Главное преимущество для пассажиров — удобная возможность перемещаться между европейской и азиатской частями Стамбула.

В марте 2019 года полностью запущена. Поезда следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части города до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части Стамбула через тоннель «Мармарай» под проливом Босфор.

Подробнее про Мармарай.

5. Водный транспорт.

В Стамбуле хорошо развит водный транспорт, главный из которых — паромы между причалами Золотого Рога, Босфорского пролива и Принцевых островов. Их функция сугубо практичная, удовлетворяющая спрос в первую очередь местных жителей — разгрузить плотный траффик в часы пик. К услугам туристов также широко предлагаются поездки по Босфору и Золотому Рогу на различных прогулочных лодках и катерах.

6. Аренда авто.

Прокаты автомобилей есть в аэропортах Стамбула и в самом городе. Арендовать понравившийся транспорт, можно как по прилету, так и заранее. В последнем случае существенно сэкономите время, да и выбор у вас будет побольше. Учитывайте, что в Стамбуле плотный траффик и особенно в час пик серьезные пробки.

Более подробно об аренде машин.

7. Такси.

Безусловно на такси всего удобнее перемещаться по Стамбулу, но отнюдь не всегда быстрее из-за пробок, чем, например, на метро. Поэтому не рекомендуем его брать на длинные расстояния в рабочие дни, особенно в час пик.

Туры в Стамбул

В Стамбул можно поехать не только самостоятельно, но и по пакетном туру. За счет больших объемов продаж цены туроператора в целом ниже, чем если покупать все части тура по отдельности.

Что включает путевка в Стамбул

Обычно в туристическую путевку включено:

  • авиабилеты,
  • проживание в отеле,
  • трансфер из аэропорта в отель и обратно,
  • страховка.

Обо всем уже позаботились за вас, ничего отдельно покупать не надо.

Где покупать путевки

В первую очередь путевки в Стамбул можно купить в туристических агентствах. Обычно сотрудники там неплохо ориентируются в текущей ситуации на рынке. Но, как и все продавцы, они заинтересованы в продаже определенных туров, поскольку туроператоры могут предлагать повышенную комиссию. Т.е. вас должно насторожить особо активное навязывание конкретного отеля и туроператора.

Если вы знаете, что именно хотите, умеете пользоваться интернетом и находить правдивые отзывы, то можно самостоятельно забронировать тур в Стамбул на сайте туроператора.

Метро в Стамбуле

  • Линия метро Пендик-СГХ, этап Пендик-Больница
  • Аэропорт Гайреттепе-Стамбул Метро
  • Линия метро новорожденных
  • Kirazlı-Halkalı Линия метро
  • Расширение линии метро Башакшехир — Каяшехир
  • Kirazlı-Bakırköy İDO Расширение линии метро
  • Расширение линии метро Тавшантепе — Сабиха Гёкчен
  • Тавшантепе — Расширение линии метро Тузла
  • Kabataş-Mecidiyeköy линия метро
  • Махмутбей — линия метро Эсеньюрт
  • Mecidiyeköy — линия метро Mahmutbey
  • Линия метро Bostancı — Dudullu
  • Линия Метро Атакёй-Икителли
  • Линия фуникулера Румели Хисарюстю-Ашиян
  • Кайнарджа — линия метро Пендик-Тузла
  • Чекмекёй — Санджактепе — линия метро Султанбейли
  • Умрание — Гёзтепе — линия метро Аташехир
  • Трамвайная линия Eminönü — Alibeyköy

История Мармарая

Султанская идея

Подводное сообщение под Босфорким проливом – идея, которая пришла в голову стамбульцам еще во времена султаната. Соединить два континента подводным тоннелем мечтал султан Абдул Меджид в далеком в 1860 г, за год до своей кончины. Тогда обсуждался проект из металла. Но для него не было подходящих технологий, к тому же империя испытывала финансовые трудности – ведь в 1858 г. султанскую казну объявили банкротом.

Кстати, при этом падишахе в Стамбуле заработал телеграф и железная дорога. Султан проводил реформы по европейскому образцу. Но политические и последовавшие за ними финансовые неудачи подорвали дух Абдул-Меджида, он запил и умер от туберкулеза в 1961 году.


Султан Абдул-Меджид, портрет кисти Луиджи Рубио, 1948 г.

Время шло, и спустя лишь столетие – в 1985 году – было завершено первое технико-экономическое обоснование строительства евразийского тоннеля. Второе обоснование и пересмотр его маршрута в Стамбуле представили в 1997 г. дальше Турция подписывала кредитные соглашения, проводила геотехнические и другие исследования и подготовку.

Археологические находки

В 2002 году началось первое глубоководное бурение на проливе Босфор. Подводный тоннель между Европой и Азией планировали закончить за четыре года. Но не тут-то было. Уже в 2004 году только начатая стройка застопорилась – археологи нашли в этом районе важные исторические останки времен Византии. Евразийский проект вызвал большое волнение во всем мире, ведь были обнаружены сокровища древних веков.

Некоторые найденные исторические постройки на участке станции Йеникапы культурологи разрешили ликвидировать с последующим восстановлением после строительства станции. А другую часть артефактов сохранили в районах Кызылтопрак, Бостанджи, Фенеролу, Мальтепе, Гезтепе, Картал, Эренкей, Юнус и Суадие из-за их ценных исторических характеристик.

В интерьере станции Yenikapi в связи с найденными сокровищами использовано очень красивое оформление, это одна из самых ярких станций:


Станция Мармарай Еникапы

В древнем порту Феодосия (что в районе Еникапы) – крупнейшей гавани города 4 в.н.э. – была обнаружена флотилия из 36 византийских кораблей. Среди находок – фрагменты городских стен, туннелей и гробница короля. Отдельным древностям аж 8500 лет. Всего обнаружили 11 тысяч важных артефактов.


Декоративная лодка, вписанная в интерьер станции Еникапы, символизирует богатые древние находки этого района

Окончание стройки

В августе 2013 года завершили 95% работ по строительству испытательных полигонов Мармарая. Первая очередь прогонов была введена в эксплуатацию осенью 2013 года, а именно 29 октября. Поезда импортировали из Южной Кореи.

После завершения второй очереди образовалась линия длиной 76,6 км, обслуживающая 43 станции.


Линия тоннеля Мармарай через Босфор

Железные пути на разных континентах соединили ж/д трубой под Босфором. Таким образом, Мармарей стал самым глубоким в мире трубчатым туннелем, который используется железнодорожными системами. Глубина залегания путей – 60,46 метра под уровнем моря и на глубине 55 м под водой.


Метро Мармарай – внутри поезд выглядит как обычная современная подземка