Медресе

Для чего нужны женские медресе?

Современная мусульманская женщина – это и прекрасная хозяйка, и хорошая мать, и верная супруга для своего мужа, но также она должна быть и всесторонне развитой и образованной личностью, чтобы проявлять себя и в профессиональной деятельности.

В повседневной жизни женщина-мусульманка должна быть скромной и покорной, следуя повелениям Всевышнего. Она должна знать и соблюдать законы шариата в своем поведении, в своей одежде, следить за своей внешностью и стилем общения с окружающими. Богобоязненность, стыд и кротость в сочетании с прекрасным образованием, исключительным воспитанием, целеустремлённостью и качественной профессиональной подготовкой – вот образец современной мусульманской женщины, к которой стремятся выпускницы современных женских мусульманских учебных заведений, которые стремятся не просто вложить в своих учениц знания по иностранным языкам, домохозяйству, исламским дисциплинам, но и воспитать их в вере, поскольку именно она помогает сохранить покорность Аллаху в душе, пережить трудные периоды в своей жизни, сформировать взгляды и принципы, которые современная женщина-мусульманка сможет вложить и в воспитании собственных детей. Современные женские медресе учат мусульманских девушек стойкости духа и собственных принципов, противостоять соблазнам и вредным привычкам, а значит, опосредованно способствует оздоровлению современного общества.

Определение слова «Медресе» по БСЭ:

Медресе (арабское мадраса, от дараса — изучать)мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — Мектебов, а также служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока и других. М. получили распространение в 9-13 веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее Ислам, в том числе в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Казань, Уфа и другие). М. открывались обычно при больших мечетях. В учебной программе М. — арабский язык, теологические, юридические, исторические и некоторые прикладные дисциплины. В средние века М. были не только очагами мусульманского богословия, но и имели определённое культурное значение.В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 60-е годы 20 века во многих странах ислама, сложились два основных типа М.: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и М. — чтения Корана, готовящие служителей культа. Обучение в светских М. раздельное, бесплатное. Кроме государственных и конфессиональных, действует небольшое число частных платных М. Во всех светских М. изучение Корана обязательно. Выпускники М. имеют право поступать в университет.В СССР действует (1973) М. Мири-Араб в Бухаре, дающее среднее богословское образование. См. также Духовные учебные заведения.В. Г. Фуров.Как тип архитектурного сооружения М. сложилось на востоке мусульманского мира в 10-11 веках . С 12-13 веков М. строились на Ближнем Востоке , а с 13-14 веков на севере Африки . 1-2-этажное здание М. включает расположенные вокруг прямоугольного двора кельи, мечеть, аудиторию. При общей типологии М. различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. Так, если в Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), то в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик М. обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. М. украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (14 век), Улугбека в Самарканде (15 век), Мири-Араб в Бухаре (16 век).В. Л. Воронина.Бухара. Медресе Мири-Араб. 1536.Медресе ан-Нурия. 1171. Сталактиты купола.Михраб. 14 в. Медресе Акбуга в мечети аль-Азхар. Каир.Мечеть-медресе султана Хасана в Каире. 1356-63. Внутренний двор.Медресе Мустансирия в Багдаде. 1227-33. Западный фасад. 1232.Медресе Бу-Инания в Фесе. 14 в. План.Медресе Улугбека в Самарканде. 15 в. План.

Посохом по животу

Вообще, наряды верховного муфтия — тема отдельного разговора. Изумительные тюрбаны, обувь с заостренными концами, пестрые кушаки, шарфики, изогнутый кинжал на поясе — все это, как говорят люди близкие к Таджуддину, он моделирует сам. А потом уже по его эскизам шьется одежда.

Непременный его атрибут — посох, потому что это «антенна для связи с Богом». Однажды и корреспондент «Реального времени» получил тростью в живот, когда задал вопрос, который не понравился председателю ЦДУМ. В СМИ пишут, что в былые времена муфтий применял и кнут. Так что наш журналист еще легко отделался.

Фото Михаила Козловского

Когда пришли Советы

Несмотря на то, что татарская национальная система образования складывалась во многом стихийно, не имела единого руководящего центра, она была единым и целостным явлением, направленным на просвещение народа. Образовательное пространство татарского народа не ограничивалось Казанской губернией. Шакирды, выучившиеся в джадидитских медресе Крыма, Казани, Оренбурга, распространяли знания не только в Поволжье и Приуралье, но и в Сибири, Казахстане, у тюркских народов Средней Азии и Кавказа. К концу XIX — началу XX веков система национального образования татар была полностью самостоятельна и независима от государства и в финансовом, и в содержательном плане. К началу XX века она стала в полной мере общедоступна и широкоохватна, выиграв конкуренцию с кадимистскими школами.

В целом в дореволюционный период татарская национальная система образования переживала период своего расцвета и бурного роста, качественного и количественного. Однако революционные события 1917 года кардинально изменили существовавшее положение.

Слушатели первых педагогических курсов учителей татарских начальных школ Казанской губернии. Лето 1917 г. Фото archive.gov.tatarstan.ru

В первые годы после установления советской власти, несмотря на большие изменения, в национальной системе образования сохранялись некоторые элементы преемственности старого и нового. Продолжали развиваться те направления преподавания, начало которым было положено в предшествующий период. Большинство татарских педагогов и ученых были выпускниками национальных школ и медресе. Многие мугаллимы продолжили свою педагогическую деятельность в создававшейся системе советской школы. Наиболее крупные татарские новометодные медресе были преобразованы властями в высшие и специальные педагогические учебные заведения и некоторое время продолжали свою деятельность в новом статусе.

Однако со становлением новой советской школы в первые десятилетия XX века татарская национальная система образования фактически прекратила свое самостоятельное существование. Татарские школы и медресе (которые в основном существовали на средства частных лиц и общественные пожертвования) подпали под действие декретов новой власти, запрещавших совмещение светского и религиозного образования. В 1917 году в ведение Наркомпроса передали начальные, средние, высшие школы «духовного ведомства». Пришедшая им на смену школа с преподаванием на национальном языке была полностью государственной. В дальнейшем татарское образование продолжало развиваться в рамках единой советской школьной системы. Татарские школы советского периода были, скорее, не национальные, а обычные общеобразовательные школы с преподаванием на родном языке.

Марат Гибатдинов

Болгарские паломничества

Что касается Болгара, он популяризировал идею ежегодных мероприятий в татарстанском городе «Изге Болгар жыены», которые опять-таки не все мусульмане восприняли на ура. Обычно это происходит так: после официальной церемонии открытия все направляются к Малому минарету для совершения обряда коллективного покаяния (тауба). Добравшись до пункта назначения, глава ЦДУМ России, окруженный многочисленной свитой с флагами своего духовного управления, будучи ведущим действа, зачитывает фразы с просьбой к Аллаху отпустить грехи. А тысячи мусульман повторяют слова за хазратом.

Далее следует второй обряд — своеобразный мусульманский парад, в чем-то сравнимый с крестным ходом. По завершении покаяния Таджуддин возглавляет шествие к Соборной площади у Большого минарета. С зелеными знаменами, с произнесением такбиров («Аллаху акбар») и салаватов (восхвалением Бога и пророка) толпа направляется к месту полуденного намаза.

Фото Тимура Рахматуллина

На фундаменте некогда существовавшей мечети происходит третий этап мероприятия — коллективный полуденный намаз, как правило, в два ракаата (вместо положенных четырех), поскольку практически все здесь приехали из других населенных пунктов.

Кроме того, он горячо поддерживал идею установить в Болгаре 12-метровую статую «Хранительницы», выполненную Даши Намдаковым. Памятник тогда вызывал бурные споры в обществе.

История

Крупнейшее в России медресе «Мухаммадия» было учреждено в 1882 году купцом 2 гильдии Мухамеджаном Галеевым и его сыном Галимжаном, бывшим в то время имамом мечети, и ставшим впоследствии видным религиозным и общественным деятелем, общероссийским муфтием известным как Галимжан Баруди.

Для медресе было построено одноэтажное здание площадью около 130 квадратных метров. Название «Мухаммадией» было дано медресе в честь имени его основателя. В первый год обучения студенты уже не вмещались в учебное заведение, поэтому площадь классов была расширена за счет использования подвальных помещений. В 1898 году в результате пожара здание медресе было разрушено. С помощью влиятельных и богатых татар было построено новое двухэтажное здание, на этот раз оно было из камня.

В 1891 году в медресе были введены светские науки, приблизив тем самым его к учебным заведениям европейского типа, поэтому медресе иногда называют татарским университетом. Шакирды (студенты медресе) изучали арабский, турецкий, русский языки; математику, геометрию, физику, географию, медицину, психологию, историю.

Слава «Мухаммадии» разлетелась среди мусульман России, и все желающие учиться перестали помещаться уже в новое здание. В 1901 году мэр Казани дал разрешение на строительство трехэтажного здания.

В эти годы в медресе были: столовая, кухня, больница, лесничество, обувная мастерская, переплет книг, огород. Обучение в учреждении было доступно и для бедных детей, которые не могли оплачивать учебу. Их обеспечивали одеждой и учебными принадлежностями и даже выплачивали стипендию. Шакирды «Мухаммадии» выпускали свои газеты, в 1906 году в медресе был создан театр, а спустя еще год открыты педагогические курсы.

С 1913 года обучение в медресе стало 14-летним: начальное образование (Ибтидаия) — 5 лет, среднее (Санавия) — 6 лет, высший и завершающий курс (Галия) — 3 года.

После прихода советской власти учебный процесс в медресе был остановлен, здание передано в пользование другим организациям. О возрождении «Мухаммадии» заговорили в начале 1990-х годов. Инициатором стал молодежный центр «Иман» и его руководитель Валиулла Якупов. Официальное открытие медресе состоялось в 1993 году, однако еще несколько месяцев ушло на возвращение исторического здания учебного заведения.

Как Таджуддин раздавал свои должности

К концу нулевых открытая конфронтация Таджуддина и Гайнутдина зашла в скрытую фазу. И глава ЦДУМ стал призывать консолидироваться мусульманским лидерам и создать единую структуру. В декабре 2009 года он объявил, что готов уйти на пенсию, а свой пост уступить более молодому Равилю хазрату. Более того, дабы показать всю серьезность своих намерений, он пригласил в Уфу представителей СМР и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. На встрече также присутствовал тогдашний кремлевский куратор по религиозным вопросам Алексей Гришин. Там был и будущий корреспондент «Реального времени», единственный журналист.

Таджуддин показал схему предполагаемого единого мусульманского центра, которая оказалась в форме шестиконечной звезды, чем уже удивил гостей из Москвы и с Кавказа. Каждый луч символизировал определенную сторону будущей структуры: верховный муфтий, общественный совет, совет улемов, председатель ЦДУМ, главный казый и совет аксакалов. В центре звезды он написал «шейхуль-ислам». Верховным муфтием он предложил назначить Равиля Гайнутдина, председателем ЦДУМ — Гусмана Исхакова (на тот момент — муфтий Татарстана), а главным казыем — Исмаила Бердиева (председатель КЦМСК). Когда журналист поинтересовался у Таджуддина, какую роль он отводит себе, то получил ответ: «Шейх-уль-ислам».

Фото Тимура Рахматуллина

После этого несколько раз собирались рабочие группы по объединению, обсуждались варианты. Но, как видим, объединения не произошло, а число муфтиев только выросло.

В 2012 году он предложил Минтимеру Шаймиеву должность председателя ЦДУМ России. Однако первый президент Татарстана отказался от такого поста.

Через 3 года, в декабре 2015-го, во время торжеств к дню рождения пророка Мухаммада (Мавлид) Таджуддин озадачил председателя ДУМ Республики Татарстан Камиля Самигуллина, объявив, что назначает последнего «баш муфтием» (верховным муфтием). Нашему корреспонденту он сообщил, что председателем ЦДУМ хочет поставить своего сына Мухаммада хазрата (возглавляет региональное ДУМ в Башкортостане). Татарстанский муфтий от такого щедрого подарка от старшего коллеги отказался.

Далеко не все понимают его юмор. Сам же верховный муфтий на вопрос, когда его слова и поступки серьезны, а когда он хохмит, ответил: «Если делаю какую-то шутку, в это время я не в чалме».

История

Первое медресе при мечети было открыто в Марокко в 859 году (Аль-Карауин). Медресе получили распространение в IX—XIII веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее ислам, в том числе и в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Хива, Среднее Поволжье, Башкортостан, Южный Урал, Сибирь и другие). Медресе открывались обычно при больших мечетях.

Медресе получили особенно важное институциональное значение (нараду с вакуфами) как инструмент идеологического подавления в тех регионах, где новоприбывшая мусульманская военная элита была вынуждена бороться с остатками хорошо укоренившися, но экономически слабых христианских институтов (к примеру, в отбитой у византийцев Анатолии, где после года сформировался Сельджукский султанат).

История

Арабское слово «медресе» переводится буквально как место, в котором что-либо изучают, помещение для проведения занятий. Происхождение медресе относится к эпохе Аббасидов; первые сведения о таких школах относятся к 9 в. Наибольшее распространение медресе получили в 10—13 вв. В школах изучали богословие, арабский язык, хадисы, литературу, арифметику, коранические, исторические дисциплины, философию. Уже на протяжении только 10 в. их количество резко умножилось. Начиная с 11 столетия, во времена правления династии Сельджукидов произошло превращение медресе в государственное учреждение, в котором вели занятия назначенные правительством преподаватели; тогда же медресе становится оплотом суннитской ортодоксии.
В медресе преподавались основы четырех традиционных юридических школ, математика и медицина. Медресе выполняло задачу воспитания преданных делу государства чиновников, было призвано стать надежным инструментом контроля в религиозном и политическом планах.
Обучение шло в основном в мечетях, особенно в тех, которые не были главными и конгрегационными. Средства на поддержание школ поступали за счет вакфа. Преподаватели (мударрисы) получали жалованье и вместе со своими помощниками читали лекции, вели диспуты, прорабатывали со студентами необходимую литературу. Учащиеся обеспечивались стипендией, жильем, учебными принадлежностями.
В 12 столетии появилась новая разновидность медресе, так называемые медресе-мавзолеи, где одно из помещений, перекрытое куполом, служит усыпальницей для ее основателя.

Медресе в настоящее время

В медресе многонациональный преподавательский состав. Два первых курса юноши и девушки учатся раздельно, затем — единым потоком. В распоряжении студентов в заведении есть библиотека, компьютерный класс, столовая, комната для молитв. Для иногородних студентов предоставляется общежитие.

Круг преподаваемых в учреждении дисциплин очень обширен, вот лишь некоторые из них:

  • История языкознания, История религий, История ислама; История пророков и Сира;
  • Арабский язык (в том числе теоретическая грамматика, фонетика и законы стихосложения арабского языка);
  • Правила чтения Корана (Таджвид); Заучивание Корана (Хифз); Чтение Корана (Тиляват; Корановедение (Гулюм Аль-Кур’ан), Толкование Корана;
  • Исламское вероучение (Акыйда), Исламское законоведение (жинаят);
  • Методика преподавания: исламских наук, арабского языка;
  • Исламское воспитание, Исламская этика (Ахляк).

В медресе организована разнообразная внеаудиторная деятельность. Проводятся различные студенческие мероприятия: творческие вечера, конкурсы, интеллектуальные игры, широко отмечаются мусульманские праздники. Студенты принимают участие в олимпиадах по арабскому языку и по религиозным дисциплинам.

Медресе «Мухаммадия» — панорама на Яндекс. Картах

Медресе Казани

  1. Российский исламский институт, основанный в 1998 году под патронажем таких организаций, как Совет муфтиев России, Институт истории им. Марджани и Духовное управление мусульман России, является известнейшим и авторитетнейшим исламским образовательным учреждением России. В данном учебном заведении обучение строится в соответствие с ханафитским мазхабом. В Российском исламском институте ведется подготовка по четырем направлениям специальностей — «Журналистика», «Лингвистика», «Теология» и «Экономика» как в очной форме, так и в форме заочной и дистанционной. В институте для старшеклассников организована работа подготовительного отделения, налажена работа Центра подготовки хафизов Корана. Сюда могут поступить абитуриенты возрастом от семнадцати до тридцати пяти лет, которые имеют документ обо окончании мусульманского среднего учебного заведения либо окончили общеобразовательное среднее учебное заведение.
  2. В Казани также выпускники-мусульмане могут продолжить образование в Казанском высшем мусульманском медресе «Мухаммадия», которое имеет ханафитское направление и предоставляет возможность получения исламского образования по нескольким ступеням – среднее трехгодичное образование или санавию и пятилетнее высшее образование. Окончившим медресе выпускникам могут быть присвоены квалификации преподавателя и переводчика с арабского языка, преподавателя основ Ислама, преподавателя дисциплин Шариата, а также муэдзина и имама-хатыба. На дневное отделение института могут поступить как юноши, так и девушки, у которых есть документ об окончании полного среднего образования (одиннадцать классов) или неполного среднего образования (девять классов). Выпускники школ, получившие среднее образование, могут поступить также на вечернее отделение института или заочное. Для поступления абитуриентам необходимо сдать вступительный экзамен на знание основ Ислама в форме собеседования.
  3. Еще одно исламское образовательное учреждение в России – это Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия Ислама. В медресе могут поступить юноши, которые окончили девять классов общеобразовательной школы. Срок обучения в медресе составляет пять лет, и на весь период обучения студентам предоставляется трехразовое ежедневное питание и проживание бесплатно. Бесплатно также и само обучение. Учебная программа включается в себя не только религиозные дисциплины, но и предметы светские, такие, как пчеловодство, информатика, право и история. В результате по окончании учебного заведения выпускникам медресе выдают диплом о высшем религиозном образовании. Помимо основного диплома выпускники имеют возможность получить свидетельство по специальности «Пчеловод». Вступительные экзамены проводятся в форме тестирования и диктанта. Если у абитуриента уже имеется исламское образование, то он может быть зачислен сразу на второй или третий курс медресе. Вечернее и заочное отделение предполагает обучение 3 года, по окончании выпускники получают диплом о среднем религиозном образовании. На вечернее отделение могут поступить девушки и женщины. Студентам, поступившим на заочное отделение и приезжающим дважды в год в медресе на учебные сессии, на это время предоставляется трехразовое питание и проживание в общежитии при медресе.
  4. Еще одно исламское учебное заведение России — это Казанский исламский колледж — учреждение среднего профессионального религиозного образования, основанный по инициативе Духовного управления мусульман Татарстана при мечети Марджани в 2003 году. Работа колледжа осуществляется на основании бессрочной лицензии Министерства образования и науки Татарстана, весь период обучения рассчитан на три года, по завершении которого выпускникам вручается диплом о среднем религиозном образовании по специальности «Преподаватель основ Ислама и арабского языка», а также по специальности «Имам-хатыб».

Медресе Татарстана

Медресе имени Ризаэтдин бине Фахретдина в городе Альметьевске приглашает юношей и девушек получить по очной форме обучения среднее религиозное образование. Период обучения рассчитан на три года, девушки и юноши обучаются в разных зданиях.
«Фанис» — средне-специальное медресе в п.Уруссу Ютазинского района Татарстана. Это медресе предлагает обучение на факультетах подготовки хафизов Корана и шариата

В процессе обучения уделяется особое внимание углубленному изучению истории, татарского и английского языков. Параллельно с аттестатом о среднем образовании медресе и дипломом медресе, который выдается по завершении процесса обучения, студенты могут получить и другие профессии – водителя категорий В и С, повара-кондитера и электрогазосварщика.
Медресе «Ак мечеть» — среднее образовательно мусульманское учреждение в городе Набережные Челны

Здесь выпускники средних образовательных учреждений получают среднее профессиональное религиозное образование. Здесь ведется очное обучение, а также на заочном отделении и вечернем. По окончании образовательного процесса выпускникам медресе выдается диплом по двум специальностям, одна из которых — «Арабский язык», а другая — «Исламские науки».
«Рисаля» — среднее медресе в городе Нижнекамск в Татарстане, открытое при центральной мечети города и выпускающее преподавателей арабского языка и имам-хатыбов после трех лет обучения.
Среднее медресе в городе Буинск в Татарстане – мусульманское учебное заведение, которое функционирует с 1997 года. За три года обучения на очном и вечернем отделениях выпускники медресе получают среднее религиозное образование и становятся специалистами по направлениям «Имам-хатыб» и «Преподаватель арабского языка». При условии обучения на очном отделении студенты по окончании обучения в медресе направляются на двухгодичную практику. Параллельно с получением основного исламского образования студенты могут получить водительские права по А, В, С-категориям и аттестат о получении среднего полного образования, а по окончании учебного заведения студенты могут поступить на факультет шариата и теологии в Российский исламский институт сразу на третий курс с последующей помощью в трудоустройстве.
«Усмания» — средняя общеобразовательная негосударственная школа в Казани, которая является частным религиозным образовательным учреждением, основанным в 1995 году и получившим бессрочную педагогическую лицензию в 2011 году. В данном учебном заведении обеспечивается прохождение обычной школьной программы, а также преподаются такие дисциплины, как мусульманское вероучение и право, тафсир, арабский язык, таджвид, хадис, адаб и Коран. В данном учебном заведении двуязычная система преподавания – на русском и татарском языках, причем расписание занятий учитывает и время намазов. Студенты обоих полов обучаются в этом заведении совместно кроме занятий физкультурой – эти занятия мальчики и девочки посещают по отдельности.
Начальное медресе в Кукморе – мусульманское учебное заведение, расположенное в Кукморском районе Татарстана, действующее при Центральной мечети. В Начальном Кукморском медресе обучение ведется на двух отделениях: начальном и вечернем. Начальное отделение функционирует с самого дня основания медресе, то есть с конца девяностых, и сравнительно недавно в 2010 году открылось вечернее отделение. По окончании медресе учащимся выдается свидетельство о получении начального религиозного образования.
В городе Мамадыш Республики Татарстан функционирует медресе имени Габдуллы ибн Масгуда, в котором юным мусульманам предлагается получить религиозное среднее профессиональное образование, обучаясь на очном отделении, а также на воскресном и на заочном. Учреждение имеет бессрочную лицензию Министерства образования и науки, разрешающую преподавательскую деятельность. В это медресе могут поступить юноши по окончании девяти классов средней школы, а по окончании трех лет обучения выпускникам выдается свидетельство об окончании курсов по основам Ислама.

Значение

Строительство медресе было важной частью распространения ислама по всему миру. Институт медресе оказал глубокое влияние на западное образование

Примером подобного влияния может служить старейший в Италии Неаполитанский университет (основан в 1224 г.), ставший первым европейским учебным заведением, которое готовило функционеров правового государства. Идея медресе оказалась настолько плодотворной, что два столетия спустя большинство европейских университетов были устроены по той же модели: проживание, стипендии, библиотеки и пр. Система колледжей, созданная на Западе, своим появлением также обязана медресе Такие страны, как Индия, Пакистан, Малайзия и Индонезия, развивали медресе как часть своей образовательной системы. В настоящее время во многих исламских странах сложились два типа Мадраса: светские, входящие в систему государственного народного образования, и конфессиональные, где слушатели получают богословское образование. Помимо этих существуют и частные медресе.

Как добраться до медресе «Мухаммадия» в Казани

До медресе можно дойти пешком от многих ключевых объектов города: например, от железнодорожного вокзала Казани расстояние составляет около 1,2 километра (путь займет около 15 минут), от площади Тукая с одноименной станцией метро — 1,4 километра (около 15–20 минут ходьбы).

Также в непосредственной близости от медресе «Мухаммадия» имеется несколько остановок общественного транспорта:

  • «Парижской коммуны» в 250 метрах на улице Габдуллы Тукая: автобусы № , 10а, , , ;
  • «Тукая» в 300 метрах на перекрестке улиц Габдуллы Тукая и Татарстан: автобусы № , , , , , ; троллейбусы № , ;
  • «Юнусовская площадь» в 400 метрах на улице Габдуллы Тукая: автобусы № , , , , .

На автомобиле доехать до учебного заведения можно по улице Габдуллы Тукая. В радиусе 200 метров имеется несколько бесплатных и платных парковок.

Еще один способ добраться до медресе — воспользоваться услугами такси. В Казани работают такие компании, как Яндекс. Такси, Uber, Gett, в которых можно оформить заказ через мобильные приложения.

Видео о медресе «Мухаммадия» в Казани: