Обелиск константина (örme dikilitaş)

Ссылки

  • Карран, Брайан А., Энтони Графтон, Памела О. Лонг и Бенджамин Вайс. Обелиск: История . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2009. ISBN  978-0-262-51270-1 .
  • Чейни, Эдвард, «Британские рома и культурная память Египта: лорд Арундел и обелиск Домициана», в Roma Britannica: Art Patronage and Cultural Exchange in Eighteen Century Rome , ред. Д. Маршалл, К. Вулф и С. Рассел, Британская школа в Риме, 2011 г., стр. 147–70.
  • Иверсен, Эрик, Обелиски в изгнании . Копенгаген, Vol. 1 1968, т. 2 1972
  • Wirsching, Armin, Obelisken transportieren und aufrichten в Aegypten и в Rom . Нордерштедт: Книги по запросу 2007 (3-е изд. 2013), ISBN  978-3-8334-8513-8

Историческая справка

Историческое фото района Султанахмет

Район находится на важном торговом пути, поэтому на протяжении нескольких веков он становился центром притяжения для многих народов. Греки в седьмом веке до нашей эры создали на территории центральной части нынешнего Стамбула небольшую колонию, называли ее Византий

  • В 330 году императором Константином на этом поселении был построен город, получивший название Новый Рим. Царь решил, что Константинополь будет не только мощным экономическим центром его империи, но и сердцем христианства. На территории Нового Рима были сооружены многочисленные храмы.
  • Местные жители и торговцы сначала вели торговые дела, а потом восхваляли бога. В годы расцвета римской империи на этой территории появились знаковые культурные объекты: церковь святой Ирины, Софийский собор. После ослабления государства, попытки захвата Константинополя предприняли турки.
  • С 1453 году город переименован в Стамбул. Большая часть христианских памятников была разрушена, либо приспособлена под хозяйственные нужды.
  • Современный Стамбул не является столицей государства, его территориальные границы отодвинулись от тех, что были во времена Византия. Но именно с древнего района Султанхмет начинаются все обзорные экскурсионные программы.

Сам район был признан объектом Всемирного наследия, включен в каталог ЮНЕСКО. На ограниченной площади сохранены памятники эпохи раннего христианства, османской империи. Туристы перемещаются между объектами пешком, так как расстояния несущественные.

Описание

Обелиск

Обелиск Феодосия сделан из красного гранита из Асуана и изначально был 30 метров в высоту, как и Латеранский обелиск . Нижняя часть была повреждена в древности, вероятно, во время транспортировки или восстановления, поэтому сегодня обелиск имеет высоту всего 18,54 м (или 19,6 м) или 25,6 м, если учитывать основание. Между четырьмя углами обелиска и постамента расположены четыре бронзовых куба, которые использовались при его транспортировке и возведении.

На каждой из четырех граней изображена одна центральная колонка с надписью, посвященной Тутмоса III произошедшей на берегу Евфрата примерно в 1450 году до нашей эры.

Пьедестал

Деталь постамента: Феодосий I воздает лавры победы; мы можем увидеть гидравлос из Ктезибий , в нижнем правом углу.

На мраморном постаменте были барельефы, относящиеся ко времени повторного возведения обелиска в Константинополе. На одном лице изображен Феодосий I, предлагающий корону победы победителю в гонках на колесницах в обрамлении между арками и коринфскими колоннами, при этом счастливые зрители, музыканты и танцоры помогают в церемонии. В нижней правой части этой сцены является гидравлос из Ктезибий и слева другой инструмент.

На постаменте очевидны следы серьезных повреждений и его энергетическая реставрация. Недостающие части были заменены в нижних углах постамента кубиками из порфира, опирающимися на уже упомянутые бронзовые кубы — кубы из бронзы и порфира имеют идентичную форму и размеры. На одной из граней обелиска также есть вертикальная выемка, которая сверху выглядит как канал. Этот ремонт основания может быть связан с треснувшим обелиском после серьезной аварии (возможно, землетрясения) в неизвестную в древности дату.

Надписи

Латинская надпись (восточная сторона)

На восточной стороне постамента нанесена надпись пятью латинскими гекзаметрами . Он слегка сломан внизу, но полностью переписан путешественниками в 16 веке. Он гласит:

DIFFICILIS QVONDAM DOMINIS PARERE SERENIS
IVSSVS ET EXTINCTIS PALMAM PORTARE TYRANNIS
OMNIA THEODOSIO CEDVNT SVBOLIQVE PERENNI
TER DENIS SIC VICTVS EGO DOMITVSQVE DIEBVS
IVDICE SVB PROCLO SVPERAS ELATVS AD AVRAS

Перевод:

«Хотя раньше я сопротивлялся сопротивлению, мне было приказано подчиняться безмятежным хозяевам и нести их руку, как только тираны будут побеждены. Все подчиняется Феодосию и его вечным потомкам. Это верно и для меня — я был подчинен и преодолеть за три раза по десять дней и подняться ввысь при правителе Прокуле «.

Греческая надпись (западная сторона).

На западной стороне та же идея повторяется в двух элегических куплетах, сделанных на византийском греческом языке , хотя на этот раз сообщается, что восстановление заняло 32 дня (TPIAKONTA ΔYO, последняя строка), а не 30:

KIONA TETPAΠΛEYPON AEI XΘONI KEIMENON AXΘOC
MOYNOC ANACTHCAI ΘEYΔOCIOC BACIΛEYC
TOΛMHCAC ΠPOKΛOC EΠEKEKΛETO KAI TOCOC ECTH
KIΩN HEΛIOIC EN TPIAKONTA ΔΥΩ

Перевод:

«Эта колонна с четырьмя сторонами, лежащая на земле, только император Феодосий осмелился снова поднять ее ношу; Проклос был приглашен выполнить его приказ; и эта огромная колонна встала через 32 дня».

Маршрут

Мечеть Султанахмет, или Голубая мечеть, — символ Стамбула и одна из самых выдающихся мечетей в мусульманской архитектуре. Она расположена в европейской части города. В Голубую мечеть пускают бесплатно, но находиться внутри можно только до очередного намаза. Расписание молитв зависит от времени года и определяется положением солнца на небе.

Перед входом в мечеть нужно снять обувь. Для хранения есть специальные полки, но я убирала обувь в пакет и брала с собой, чтобы избежать путаницы. Женщин просят надевать платок, закрывать ноги и плечи. Для этого на входе бесплатно выдают платок и платье. Мужчины тоже должны быть в закрытой одежде — в шортах и майке не пустят.

Я приехала в шортах, поэтому мне пригодилось общественное платье и платок

Айя-София, собор Святой Софии или Розовая мечеть, находится напротив Голубой мечети. Раньше это был православный собор, затем мечеть, а сейчас музей. В Айя-Софии можно увидеть как православные фрески и мозаики, так и исламские орнаменты. Вход стоит 60 TRY (750 Р).

На мой взгляд, просто осмотреть интерьеры музея недостаточно. У Айя-Софии интересная история, поэтому перед посещением советую почитать о соборе или взять аудиогид за 15 TRY (190 Р).

Султанский дворец Топкапы. Если хотите узнать, как жили султаны и их жены, зайдите во дворец Топкапы. С 15 века он был резиденцией османских правителей, а в 1923 году стал музеем. Там можно увидеть сокровища султанов, коллекцию оружия, кухонную утварь и предметы быта. Общая площадь комплекса — 700 000 м². Меня впечатлили интерьеры, убранство и масштабы дворца.

Входной билет в Топкапы стоит 60 TRY (750 Р). В гарем нужно купить отдельный билет за 35 TRY (440 Р).

Цистерна Базилика, или Йеребатан, находится напротив собора Айя-София. Это одно из самых крупных подземных водохранилищ Стамбула. Во времена Османской империи здесь хранился запас питьевой воды на случай засухи или осады города. Водохранилище напоминает мрачный дворец: потолок сооружения поддерживают 336 колонн, которые были привезены из разных античных храмов. Билет в Цистерну Базилику стоит 20 TRY (250 Р).

Чтобы попасть в Цистерну Базилику, нужно спуститься по 52 ступеням. Внутри темно, сыро и немного жутко, особенно при взгляде на колонну с Медузой Горгоной. Когда смотришь на затопленные коридоры со слабой подсветкой, кажется, что сейчас из них вынырнет чудище.

От таких видов в голове невольно играет «Арабская ночь» из мультика про Аладдина

Гранд базар — самый известный рынок в Стамбуле, где продают сладости, сувениры и одежду. Сюда стоит заглянуть ради атмосферы восточной сказки. Базар напоминает отдельный город с 61 улицей — в нем легко заблудиться. Советую ориентироваться по навигатору и запомнить, в какие ворота вы вошли.

Торговцы Гранд базара предлагают все продегустировать, и отказать им практически невозможно. Но в целом базар — больше туристический аттракцион, чем место для шопинга. Цены рассчитаны на туристов и сильно завышены. Даже если торговаться, вещь будет стоить дороже, чем в торговом центре. Например, кожаные сандалии на базаре стоят 350 TRY (4400 Р), после торга — 250 TRY (3150 Р). В магазине они обойдутся в 220 TRY (2770 Р). Я покупала на Гранд базаре только сувениры. Например, турка для приготовления кофе по-турецки стоила 35 TRY (440 Р) после торга.

Аромат пряностей, блеск серебра и звон посуды могут вскружить голову, поэтому советую держать сумку крепче, чтобы ворам ничего не досталось.

В районе Таксим сосредоточена ночная жизнь Стамбула. От площади Таксим берет начало длинная пешеходная улица Истикляль с огромным количеством кафе, ресторанов и магазинов, где круглосуточно ходят толпы людей.

На Истикляль можно встретить торговцев мидиями с рисом даже ночью. Турки называют это блюдо «долма в мидиях». Брезгливые туристы с любопытством наблюдают, как местные уплетают мидии с лимонным соком практически из рук продавца. Одна штука стоит 2,5 TRY (31 Р), и они очень вкусные.

Некоторые лавки в Таксиме работают круглосуточно. Я покупала в них рахат-лукум ручной работы: гранатовый, фисташковый, с обсыпкой из лепестков роз. 300 граммов сладостей стоили 60 TRY (760 Р). Цены на рахат-лукум начинаются от 10 TRY (126 Р) и заканчиваются сотнями лир за килограмм. Стоимость зависит от состава.

Еще в районе Таксим легко найти клуб с бесплатным входом и недорогими напитками. Главное — сильно не растанцеваться и не опоздать на рейс.

Задорные продавцы рахат-лукума

Колонна Константина Великого

Колонна Константина Великого — 1) памятная колонна, торжественно открытая
11 мая 330 г. на форуме Константина в
Константинополе, посвященная римскому
императору Константину I Великому (306-337). Установлена на 5-метровом
порфировом основании в виде усеченной правильной 4-ступенчатой пирамиды, на
которой находился квадратный стул колонны, украшенный барельефом. Ствол,
высотой в 25 м, состоял из 7 порфировых барабанов диаметром 2,9 м,
охваченных металлическими обручами, закрытыми бронзовыми позолоченными
венками. Восьмой верхний барабан был мраморным. Сооружение венчала мраморная
капитель, на абаке которой находилась золотая статуя императора в виде бога
Аполлона в венце из семи лучей, с вплавленным в нее Святым Гвоздем от Креста
Сына Божия, поэтому константинопольцы первоначально именовали этот памятник
«Колонной Гвоздя». В правой руке статуи была держава, а в левой, вероятно,
лабарум с христианской символикой. Общая высота памятника составляла около
38 м. Под основание колонны, во время церемонии освящения новой столицы
империи, император в присутствии христианских церковных иерархов и высших
представителей языческих жрецов собственноручно замуровал топорище от топора
Ноя, кресало Моисея, остатки хлебов Иисусовых и «палладиум» — деревянную
статуэтку Афины Паллады из Илио- на, хранившуюся до этого в Риме. Памятник
окружал сводчато-арочный тетрапилон с алтарем. Рядом с колонной позднее была
построена часовня Святого Константина, составившая единый архитектурный
ансамбль с те- трапилоном. В конце правления императора Маврикия, во время
землетрясения 600-601 гг., статуя Константина Великого была разрушена,
сильно пострадала и сама колонна. Полностью восстановлена при императоре
Ираклии (610-641). При императоре Алексее I (1081-1118], в 1106 г. статуя
вновь пострадала от попадания молнии. Памятник был восстановлен лишь при
императоре Мануиле I (1143-1180), однако вскоре произошло очередное
обрушение статуи, и она была заменена крестом, после чего памятник получил
новое просторечное название— «Колонна с Крестом». Святой Гвоздь был изъят из
статуи императора и передан на хранение в храм Богородицы Фаросской на
территории Большого дворца в Константинополе. После 1204 г. сооружение
сильно пострадало от бесчинств крестоносцев: фундамент был ослаблен
штольней, прорытой с целью поиска реликвий, а барельеф снят и увезен в
Западную Европу. В настоящее время часть его (так называемые «Тетрархи»)
вмурована в стену собора Святого Марка в Венеции. По одной версии, эта
скульптурная группа изображает четырех наследников Константина Великого:
сыновей — Константина II, Констанция II и Константа, а также племянника —
Далмация Младшего. Сторонники иной версии в четырех фигурах видят собственно
тетрархов, императоров — предшественников Константина I: Диоклетиана, Макси-
миана, Галерия и Констанция Хлора. В связи с тем, что барельеф был поврежден
(отсутствовала часть левой ноги у одной из фигур), венецианцы восстановили
его из местного камня. Во время археологических раскопок в Константинополе
во второй половине XX в. был обнаружен недостающий элемент барельефа,
хранящийся в настоящее время в Стамбульском археологическом музее. В первых
числах июня 1453 г., после падения Константинополя, турки сбросили крест с
этой колонны. А в 1779 г., после сильнейшего пожара, почерневшая и
растрескавшаяся колонна, по приказу султана Абдухамида I, была укреплена
дополнительными железными обручами, а ее основание — бандажной кладкой.
Нынешнее турецкое название памятника — «Чемберлиташ» («Скала с обручами»), у
европейцев более распространено наименование «Обожженная колонна».
Сохранился рисунок этой колонны, датированный 1574 г. и хранящийся в
библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж; 2) памятная
колонна с конной позолоченной статуей императора Константина Великого
(306-337), открытая в 330 г. на Военном поле вне стен Константина, около
Мемориальной колонны, установленной в честь основания Нового Рима. На
высоком пьедестале имелась надпись, выражающая императору благодарность
сената и народа за деятельность на благо государства. В начале V в., после
возведения стен Феодосия, оказалась на территории Влахерн — XIV региона
столицы Византии. После 1204 г. судьба этого памятника неизвестна.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.:
Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 483-484.

Далее читайте:

Византия (краткая
справка).

Колонна — архитектурный
опорный элемент, как правило, в виде цилиндра либо статуи из дерева,
кирпича, камня, бетона или металла.

Хронологические таблицы и по векам — | IV |
V | VI
| VII | VIII |
IX | X |
XI |
XII | XIII |
XIV | XV |
 

Площадь Чемберлиташ в наше время

Площадь Чемберлиташ находится в районе Фатих, что в старой части мегаполиса. Колонна Константина возвышается над площадью, но она — не единственная ее достопримечательность. Здесь же расположена мечеть Нуруосмание (1748), самая первая в Стамбуле, построенная в стиле барокко. Она имеет один минарет и интересна тем, что в оформлении внешних стен и верхней части минарета был использован пышный декор, что является отступлением от классического канона. Возле мечети расположена библиотека и медресе (учебное заведение у мусульман, наподобие средней школы). Еще одна достопримечательность площади Чемберлиташ в Стамбуле — главный вход в знаменитый стамбульский Гранд Базар, точнее, одни из главных ворот (у Гранд Базара их несколько). Этот вход украшает оригинальная арка, построенная в мавританском стиле, а неподалеку располагается фонтан.

Напротив колонны Константина находится еще одна местная достопримечательность – бани Чемберлиташ, или Валиде Султан Хамамы. Это огромное строение хаммама XVI века. Предположительно бани Чемберлиташ были возведены в 1584 году. Возглавил строительство величайший османский архитектор Мимар Синан, а оплатила это грандиозное предприятие супруга султана Селима II, Нур-Бану Султан. Бани Чемберлиташ строились для общественного пользования, а все средства от них шли на обслуживание храмового комплекса Атик Валиде (район Юскюдар). Архитектура бань очень необычна: снаружи здание кажется квадратным, но внутри его площадь округлая. 12 колонн превращают парную в равносторонний многоугольник. Убранство бань просто роскошное: высокие мраморные колонны, ярко освещенные купола, изящные скамьи и лежанки с полустертыми старинными надписями, бассейн и красивая зона отдыха возле фонтанчика — все это говорит о поистине султанском размахе строительства.

Бани Чемберлиташ разделены на женскую и мужскую половины. Красота внутреннего убранства и разнообразные расслабляющие процедуры влекут в это историческое место толпы туристов. Почти каждый день у входа в бани собираются очереди желающих насладиться хаммамом. И это при том, что удовольствие помыться в банях Чемберлиташ — не из самых дешевых. Входной билетик обойдется в 60 евро. В банях можно не только помыться в потрясающе роскошной обстановке «почти султанского дворца», но и принять сеанс массажа (их есть несколько видов) или сделать одну из нескольких десятков разновидностей масок. На крыше хаммама расположилось кафе, в котором после банных процедур можно понежиться в кресле и насладиться зеленым турецким чаем или по-особому приготовленным кофе. Работает Чемберлиташ хаммам с раннего утра (с 6:00). Закрывается в полночь.

Ипподром как часть городской площади

Небольшой экскурс в историю

История Древнего мира рассказывает нам о том, как Септимий Север — римский император — пытался захватить город Византий (впоследствии названый Константинополь, а потом уже Стамбул). После изматывающей и нападавших, и обороняющихся трёхлетней осады ему всё же удалось одержать победу.

Разгневанный столь долгим сопротивлением римский император приказал сравнять все городские постройки с землёй, а на этом же самом месте возвести новый город по правилам и традициям римского градостроительства.

Из исторических хроник следует, что именно 203 год был годом начала возведения нового города: ведь прежний, большей частью, был разрушен в ходе боевых действий

В данный момент нас интересует ипподром, уже существовавший в то время, поэтому обратим своё внимание именно на него

Надо сказать, что реконструкция ипподрома, который ранее был построен из камня и дерева, оказалась делом непростым. Она растянулась на целых 130 (!) лет, и только в 330 году сооружение было полностью готово к эксплуатации. Но во всём, если захотеть, можно найти и положительные стороны!

По римскому образцу

При реконструкции деревянных конструкций этой арены за образец взяли Большой цирк в Риме.

Поэтому новый стадион был грандиозным и великолепным строением, поражавшим своими размерами и красотой. Из пяти ипподромов в Константинополе этот был самым большим и роскошно украшенным.

Так, новый римский ипподром увеличился в размерах, появились дополнительные трибуны для зрителей, расширились лестницы и другие проходы для посетителей. Над зрительскими местами натягивался тент, который мог защитить людей от дождя или солнца и который можно было передвигать при помощи лебёдки.

Стадион занимал огромное пространство длинной 450 и шириной 120 метров, и мог вместить до 100 тысяч зрителей. Вот так выглядел Константинопольский ипподром на карте Константинополя византийской эпохи.

Большой Константинопольский ипподром (The Hippodrome of Constantinople) был почти весь облицован мрамором и украшен прекрасными скульптурами.

Когда комфорт сочетается с безопасностью

На восточной трибуне располагалась роскошно украшенная императорская ложа — кафисма. Это был своеобразный укреплённый пункт для находящихся в ней (на фотографии-реконструкции Ипподрома ниже кафисма располагается справа).

Несмотря на то, что к ней был прямой доступ (ведь по традиции, император, наблюдавший за соревнованиями, лично награждал победителя), трибуна была разработана так, что охранявшие её могли бы без труда удерживать оборону в случае необходимости. Кроме того, императорская ложа напрямую соединялась с примыкавшим к ней с внешней стороны дворцовым комплексом.

Город восстанавливался по всем канонам римской архитектуры и поэтому его назвали Вторым Римом. В честь этого торжественного события правящий в те годы Константин решил провести на ипподроме гонки на колесницах.

Видимо, нововведение имело успех, потому что с тех пор на ипподроме стали часто проводить различные праздничные мероприятия, гладиаторские бои, цирковые представления, парады, спортивные поединки и даже коронации. Иногда на его территории приводились в исполнение показательные смертные казни.

Бывало даже, что какие-то спортивные состязания заканчивались дракой болельщиков. Грандиозное сооружение стало центром социальной и спортивной жизни города. Такая относительно мирная жизнь продолжалась почти 1 000 лет.

Время разрушения и разорения

В 1204 году Константинополь был захвачен рыцарями четвёртого крестового похода. Ворвавшись в город, крестоносцы стали разрушать дома, грабить храмы, в пожарах было уничтожено большое количество документов и древних рукописей, погибло множество мирных жителей. Из города было вывезено огромное количество религиозных святынь, предметов искусства.

Так, например, парадные ворота, которые вели на площадь Ипподрома украшала бронзовая статуя Святого Марка на колеснице, её называли «квадрига». В то тяжёлое время её перевезли в Венецию, где она находится и по сей день, украшая один из местных храмов.

А от самого Ипподрома остались лишь руины. Никому не нужное сооружение начало разрушаться и зарастать травой. Иногда на его территории проводились ярмарки или другие развлекательные мероприятия. Но, в основном, его части использовали для постройки близлежащих зданий, дворцов, мечетей.

Например, если подойти к Голубой мечети с восточной стороны, то мы увидим мраморную паперть, окружённую портиком. Купола портика опираются на древние колонны. Их 24 штуки: 2 из них изготовлены из горной породы — порфира, 10 — из мрамора и остальные 12 — из розового гранита. Вот эти колонны как раз и украшали когда-то гордость Константинополя — его ипподром.

Собор Святой Софии в Константинополе (Ayasofya Camii)

Музей Айя-Софья (Ayasofya Müzesi) в Стамбуле — одна из самых популярных достопримечательностей Стамбула. Если Вы хотите попасть внутрь, то конечно нужно приходить сюда днем, когда он открыт, а мы же пришли полюбоваться на символ «золотого века» Византии ночью.

Первый храм на этом месте был построен при византийском императоре Константине I в 324-337 годах на площади Августеон (Августейон). В 380 году император Феодосий I передал собор православным, но в 404 году во время восстания храм сгорел. Новая церковь, построенная на этом месте, тоже не простояла долго — уже в 415 году она была уничтожена очередным пожаром. Император Феодосий II построил новый собор, но во время крупнейшего восстания в истории Константинополя и Византии «Восстания «Ника» (бунт «Ника) в январе 532 года базилика Феодосия была разрушена до основания. Руины этого собора были найдены более чем через 1000 лет — в 1936 году, во время раскопок. И вновь новый император Юстиан II приказал стоить на этом месте новую церковь, которая станет украшением столицы. Материалы для строительства везли со всего мира. Новая базилика обошлась Византии в три годовых бюджета, но великолепие храма поражало всех, кто его видел. Торжественное открытие состоялось в декабре 537 года.

После падения Константинополя в 1453 году султан Мехмед II обратил Собор Святой Софии Константинопольской в мечеть. Были построены четыре минарета, а храм получил новое название, которое популярно и сегодня — мечеть Ая-Софья (Айя-София).

В 1935 году Мустафа Кемаль Ататюрк своим декретом превратил мечеть Ая-Софья, бывший православный собор Святой Софии Константинопольской, в музей. Мы не будем рассказывать о внутреннем убранстве собора, о его великолепных мозаиках и фресках (это будет отдельный репортаж), а отправимся дальше гулять по ночному Стамбулу.

Часы работы музея Айя-София

Ежедневно, кроме понедельника в 9:00 до 19:00 (апрель-октябрь) или с 9:00 до 16:30 (ноябрь-март), билетные кассы прекращают работу за полчаса до закрытия.

Как добраться до Собора Святой Софии Константинопольской

Остановка трамвая Султанахмет (Sultanahmet), далее пешком. Сложно не заметить это монументальное здание, поэтому не переживайте — мимо не пройдете.