Культура византии

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    1. Архитектура Византии:
    — Базилика
    — Софийский собор
    — Крестово-купольный храм
    2. Живопись: мозаика, фреска, икона
    3. Культурные связи Византии.

  • Слайд 3

    Базилика ( лат.basilica \ гр.basilikё- царский дом)-здание прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн.

  • Слайд 4

    Неф (лат.navis-корабль)- продольная часть христианского храма, обычно расчененного коллонадой или аркой на главный, более широкий и высокий неф и боковые нефы.

    В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом- апсидой, находилась наиболее почитаемая часть храма-алтарь.

  • Слайд 5

    Самым выдающимся памятником византийской храмовой архитектуры тех лет является Храм Божественной Премудрости (Святой Софии) в Константинополе.

  • Слайд 6

    Он был построен в 532-537 годах Исидором из Милета и Анфимием из Тралл.

  • Слайд 7

    Внешне он отличался простотой и массивностью форм.

  • Слайд 8

    Интерьер Собора представляет собой грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром кольца -31,5 метра.
    Длина храма 77 метров

  • Слайд 9

    В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики.

  • Слайд 10

    В IX –X вв восторжествовал другой тип храма-крестово-купольный

  • Слайд 11

    Стены храмов и дворцов украшали мозаики.

  • Слайд 12

  • Слайд 13

    Мозаика- изображения из разноцветных камешков или кусочков непрозрачного стекла – смальты.

  • Слайд 14

    Фрески- живопись водяными красками по сырой штукатурке.

  • Слайд 15

    В храмах и жилищах помещали иконы.

    Икона- объект почитания, каноническое и символическое изображение Бога, девы Марии, святых, выполненное на гладкой деревянной доске.

  • Слайд 16

    Владимирская богоматерь
    Три святителя

  • Слайд 17

    Византийская культура особенно сильно повлияла на культуру южных и восточных славян. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами.
    Киевский Софийский собор

  • Слайд 18

    1.Чем архитектура христианских храмов отличалась от античных?
    2. Проанализируйте стихотворение О.Мандельштама « Айя- София»:
    Айя – София – здесь остановиться
    Судил господь народам и царям!
    Ведь купол твой, по слову очевидца,
    Как на цепи, подвешен к небесам.
    Но что же думал твой строитель щедрый,
    Когда, душой и помыслом высок,
    Расположил апсиды и аксерды,
    Им указав на запад и восток?
    Прекрасен храм, купающийся в мире,
    И сорок окон – света торжество
    На парусах, под куполом четыре
    Архангела прекраснее всего.
    И мудрое сферическое зданье.
    Народы и века переживет,
    И серафимов гулкое рыданье
    Не покоробит темных позолот.
    А) Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.
    Б) Какие особенности Софийского собора описывает автор?
    В) Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?

  • Слайд 19

    Домашнее задание:

    1.Прочитать параграф 7.
    2. Выявить особенности византийского образования и найти отличия от западного образования.

Посмотреть все слайды

Презентация 6 класса на тему: «Тема урока « Культура Византии » Средние века 6 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Тема урока « Культура Византии » Средние века 6 класс

2

Вы познакомитесь с культурой Византии; Выясните, каковы исторические условия, повлиявшие на её развитие; Обогатите свой словарь новыми терминами; Сегодня на уроке

3

1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии. План:

4

Исторические условия развития культуры Византии: Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития ? Город – центр торговли, ремесла и сильной власти Византия становится наследницей античной культуры Влияние христианства на культурное развитие Византии

5

В VII – VIII веках греческий язык стал государственным языком. Для государства нужны были образованные люди, которые должны были составлять законы, указы, договора, поэтому государство заботилось об образовании. Развитие образования. Карта Константинополя

6

Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии, автоматическое устройство в тронном зале. Научные знания. Лев Математик

7

Создавались учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного монастыря в Константинополе было создано медицинское училище ( первое в Европе) Научные знания.

8

Развитие ремёсел и медицины способствовало развитию ХИМИИ. Сохранились древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарства; был изобретён « греческий огонь»- смесь из нефти и смолы. Научные знания.

9

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Особенно успешно развивалась история. Основанная на документах, рассказов очевидцев, личных наблюдениях. Научные знания.

10

Архитектура

Античный храм Все праздники проходят снаружи, на площади =>важен наружный вид храма Христианский храм Обряд совершается внутри храма => важно внутреннее убранство храма

11

В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный неф увенчан 31 метровым куполом, сделанным из легкого кирпича. Купол опирался на барабан. Внешнее убранство было оформлено белым и красным кирпичом и каменными узорами. Архитектура. неф апсиды притвор алтарь

12

Запишем термины. Притвор – помещение у западного, главного входа. Неф – вытянутая основа храма, где собирались верующие для молитвы.

13

Запишем термины. Алтарь – место, куда могли входить только духовные лица. Апсид – полукруглая сводчатая ниша, которая выступала наружу.

14

Архитектура. Храм Святой Софии называли « чудом из чудес».

15

Архитектура.

16

В X-XI веке вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово- купольный храм, установленный на круглом возвышении – барабане. Архитектура.

17

Базилика – это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов, средний неф обычно шире и выше боковых Крестово-купольный – это чаще всего квадратные в плане здания; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Архитектура. Виды христианских храмов

18

План-схема крестово- купольного храма Церковь Сан- Витале. Равенна.

19

В Византии для украшения стен храмов использовали мозаику – изображения из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты, которую укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Живопись. Мозаика. Христос Пантократор

20

В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на деревянных дощечках. Одна из наиболее почитаемых икон — « Владимирская Богоматерь» привезена на Русь из Византии. Живопись. Икона Владимирской Богоматери

21

Картина Творческий образ, созданный фантазией художника Ей присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная манера живописи Икона Откровение Божие Она вне времени, символизирует инобытие нашего времени Авторство иконописца скрывается, так как икона – творение соборное Чем картина отличается от иконы?

22

Прочитайте материал на стр. 66 – 67 и будьте готовы ответить на вопросы. Культурные связи Византии.

23

Подведём итог урока. Ответьте на вопросы на стр. 67

24

Параграф 7, термины, вопросы, задания в рабочей тетради Домашнее задание.

Испания

Карл V де-факто был первым правителем единой Испании в 1516—1556 годах, хотя титул «король Испании» первым стал носить лишь его сын Филипп II. Сам Карл официально был королем Арагона, а в Кастилии был регентом своей недееспособной матери Хуаны Безумной.

16 января 1556 года Карл отказался от испанской короны в пользу сына Филиппа, в том числе отдал ему владения Испании в Италии и Новом Свете. В 1561 году Филипп избрал своей резиденцией Мадрид, вблизи которого по его распоряжению в период с 1563 по 1586 год был возведен Эскориал — символический центр его владычества, сочетавший в себе королевскую резиденцию, монастырь и династическую усыпальницу.

Царствование Филиппа было золотым веком для инквизиции. На аутодафе иногда присутствовал и король, употреблявший все усилия, чтобы искоренить протестантскую ересь. Он воспретил испанцам поступать в заграничные учебные заведения, учредил бдительный надзор над теологической литературой, украдкой проникавшей в Испанию

С протестантами инквизиция имела больше всего хлопот на севере Испании; на юге Филипп обратил преимущественное внимание на морисков

Со времени падения Гранады (1492) мавры, чтобы избавиться от насилия и вечной угрозы изгнания, целыми толпами принимали католичество, но, наружно исполняя все церковные обряды, многие из них на деле оставались верны магометанству. Филипп решил положить этому конец.

Путем систематических притеснений и предъявления морискам трудноисполнимых требований (вроде, например, запрещения женщинам закрывать лицо на улице, повеления выучиться в три года испанскому языку, устраивать все домашние празднества так, чтобы любой прохожий мог войти в дом, и т. д.) Филипп достиг того, что мавры начали отчаянную вооруженную борьбу. В 1568 году разразилось Альпухарское восстание, длившееся больше двух лет.

После усмирения, сопровождавшегося массовыми казнями, очень многие мориски были проданы в рабство, другие переселены в северные провинции Испании.

В 1578 году португальский король Себастьян I погиб во время североафриканской экспедиции. Филипп, основываясь на праве наследования по родству и на богатых подарках, которыми он оделил португальскую аристократию, решил захватить португальский престол.

Среди португальцев возникла национальная партия, пытавшаяся оказать Филиппу вооруженное сопротивление. Но в 1580 году испанская армия почти без борьбы заняла всю страну, а спустя несколько месяцев португальские кортесы провозгласили Филиппа португальским королем.

Живопись

Основным видом живописи была иконопись. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь христианства – православие. Иконопись вместе с христианством приходит сначала в Болгарию, затем в Сербию и Русь.

Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.На Русь икона попала из Византии в начале XII в. в качестве подарка святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева). Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (поэтому она и получила своё наименование). Хранилась в Успенском соборе.Во время нашествия Тамерлана в 1395 г. чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, по заступничеству Богородицы.В монументальной живописи Византии большое распространение получила мозаика.

Византийская мозаика (V в.)

Мозаика времён Юстиниана I

Византии никогда не было

Византия» — не более чем привычный термин, который не имеет отношения к реальной жизни империи. Само это слово появилось на Западе лишь в эпоху Ренессанса: европейские историки придумали его, чтобы описать государство, простиравшееся от Иберийского полуострова до Малой Азии. Они просто взяли имя давно забытого городка Византий, расположенного на месте столицы империи, воздвигнутой императором Константином, и в честь него назвали государство.

На самом деле Византия называлась простоРимское государство», или, кратко,Романия». Похоже на имя современного государства Румыния, но это сходство связано с тем, что румыны также претендуют(кстати, почти без всякого основания) на прямое происхождение от римских колонистов на Балканах.

Но почему так случилось? Зачем потребовалось лишать римлян их старинного имени? Тут, как обычно, вмешалась политика.

Затем появилась империя Карла Великого и наследовавшая ей Священная Римская империя. И поэтому существование в Европе всё той же самой Римской империи аж до 1453 года вызывало диссонанс. В том числе идеологический, потому что тогда оказывалось, что претензии Карла Великого на имперскую власть в Европе как бы и не очень законны.

Священный образ

Когда и как родилось искусство иконописи? Что такое икона? Чем, например, икона Богоматери отличается от ее изображения на стене храма?

В широком смысле икона — это практически любой священный образ. Даже в некоторых искусствоведческих изданиях вы можете увидеть, например, фразу «иконы на стенах римских катакомб». Но все же это не совсем верно. В отличие от храмовой фрески или мозаики, икона — самостоятельное произведение, которое может как находиться в интерьере храма или другого здания,так и использоваться во время религиозного праздника или крестного хода, а также сопровождать, например, своего владельца в путешествии.

Благовещение. XIV в. Церковь Св. Климента в Охриде

В христианской традиции первым иконописцем считается евангелист Лука, создававший образы Богоматери и апостолов. Если же говорить о первых дошедших до нас святых образах, то они относятся к VI столетию. Классический пример — изображение «Христос Пантократор», находящееся ныне в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, — древнейшее известное нам отображение Спасителя. Оно было создано в Константинополе — возможно, по личному распоряжению императора Юстиниана, который вскоре отправил образ в основанный им же монастырь. Икона выполнена в технике энкаустики (от греч. έʏκαuσтıκἠ— «выжигание»): красочный пигмент смешивается с восковой базой и наносится на основу (в данном случае — доску) в расплавленном виде. Эта техника — еще одно доказательство глубины и синтетичности византийской культуры: энкаустика была популярна, в частности, в Римском Египте в первые века нашей эры. Пример — так называемые «фаюмские портреты».

Что же касается изображения Спасителя из Синайского монастыря, то оно стало основой для всей последующей иконографии такого типа. И ценность этого произведения — прежде всего в том, что оно написано без оглядки на каноны: оно само по себе стало живописным каноном на многие века, оставшись в истории как акт запечатленной чистой веры.

Христос Пантократор. VI в. Монастырь Святой Екатерины (Синайский)

…Именно в ранней византийской иконописи складываются характерные черты этого вида искусства: условность и символизм изображения, обратная перспектива, представление в одном живописном поле событий, относящихся к разному времени, «светоносность» (то есть в произведении нет видимого источника света, его как бы источают сами изображенные фигуры).

Мозаика

фото с сайта 7iskusstv.com/

Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X в. утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Живопись.

В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшатьмозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматеринапоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне

Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе

Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей

Византийская фреска в Гереме. Поклонение волхвов. Византийская фреска.

В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

Государственное устройство

От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. С VII в. глава государства чаще именовался автократор (греч. Αὐτοκράτωρ — самодержец) или василевс (греч. Βασιλεὺς).

Византийская Империя состояла из двух префектур — Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока и префект претории Иллирика. В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя.

Длительное время сохранялась прежняя система государственного и финансового управления. Но с конца VI века начинаются существенные изменения. Реформы связаны в основном с обороной (административное деление на фемы вместо экзархатов) и преимущественно греческой культурой страны (введение должностей логофета, стратега, друнгария и т. д.). С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные мятежи и борьба за императорский трон.

Двумя высшими военными должностными лицами были главнокомандующий пехоты и начальник конницы, позже эти должности были объединены; в столице были два магистра пехоты и конницы (Стратиг Опсикия). Кроме того существовали магистр пехоты и конницы Востока (Стратиг Анатолика), магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Фракии (Стратиг Фракисии).

Византийские императоры

После падения Западной Римской империи (476), Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.

Для правящего класса Византии характерна мобильность. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти. В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Так, например, император Михаил II Травл был необразованным наемником, был приговорен к смерти императором Львом V за мятеж, и его казнь была отложена лишь из-за празднования Рождествa (820); Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи. Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был менялой, как и один из его братьев.

Архитектура.

Храм Святой Софии в Константинополе.

Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части:

притвор — помещение у западного, главного входа;

неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы;

алтарь, куда могли входить только духовные лица.

Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии в Константинополе.

Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах.

Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм.

В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане.

Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

Храм Святой Ирины в Константинополе.

Начало упадка Византии

Вплоть до XI в. Византия была блистательной и могущественной державой, оплотом христианства против ислама. Византийцы мужественно и успешно исполняли свой долг до тех пор, пока в середине столетия с Востока вместе с нашествием турок на них не надвинулась новая угроза со стороны мусульманства. Западная же Европа между тем зашла так далеко, что сама в лице норманнов попыталась осуществить агрессию против Византии, которая оказалась вовлеченной в борьбу на два фронта как раз в то время, когда она сама переживала династический кризис и внутренние неурядицы. Норманны были отброшены, но ценой этой победы явилась потеря византийской Италии. Византийцам пришлось также навсегда отдать туркам гористые плато Анатолии.

Между тем глубокие старые религиозные различия между Восточной и Западной христианскими Церквами, раздуваемые в политических целях на протяжении XI в., неуклонно углублялись, пока к концу столетия между Римом и Константинополем не произошел окончательный раскол.

Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю (1204-1261).

Летом 1261 года император Никеи Михаил VIII Палеолог сумел отвоевать Константинополь, что повлекло за собой реставрацию Византийской и уничтожение Латинской империй.

После этого Византия уже не была доминирующей державой на христианском Востоке. Она сохранила лишь отблеск своего былого мистического престижа. На протяжении XII-XIII веков Константинополь казался таким богатым и великолепным, императорский двор таким пышным, а пристани и базары города столь полными товаров, что к императору все еще относились как к могущественному властителю. Однако в действительности он был теперь лишь государем среди равных ему или даже более могущественных.

Весь XIV век был для Византии периодом политических неудач. Византийцам угрожали со всех сторон — сербы и болгары на Балканах, Ватикан — на Западе, мусульмане — на Востоке.

Гибель Византийской империи

В конце мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после осады, которая длилась 53 дня. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

Это интересно: 4522,Столица Вьетнама Хошимин или Ханой? (видео)

Византию погубило не предательство элит

Существует широко распространённое заблуждение, что Восточную Римскую империю погубило разложение элиты, которая забыла про собственные традиции и народ и обратилась или на Запад к католицизму, или на Восток к исламу. Но это не более чем следствие катастрофических изменений, происходивших в последние века жизни империи.

На ту же тему Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву

На самом деле главной причиной упадка, а затем гибели империи стала проигранная греками демографическая война. После того как в Малую Азию пришли тюркские племена, они начали крайне энергично заселять греческие земли. Очень часто это происходило почти без насилия. Турки просто приходили и селились рядом с греками. Перед императорскими чиновниками они заявляли себя верными слугами империи и честными налогоплательщиками, поэтому с точки зрения имперской политики возразить им было нечего.

Но очень быстро оказывалось, что православные греки не могут жить рядом с турками-мусульманами. Их более развитое общество не в силах противостоять архаичной клановой структуре турок. Так что постепенно греки бежали в города, а сельская местность становилась всё более тюркской и переходила к османам часто без всяких войн. Так была потеряна Малая Азия — сердце державы, источник людских и денежных ресурсов. Империя сохранилась лишь вдоль побережья и в нескольких анклавах на полуострове. И вскоре пала, потому что её некому было защищать.

Кризис и падение империи

В течение следующих двух столетий – XIV и XV – Византии пришлось отстаивать свою независимость и право на существование в борьбе с турками-османами. Особенно больших успехов на полях военных действий достигли Урхан, Осман и Эртогрул – три османских военачальника, побеждавших византийцев, которым иногда все же удавалось остановить неприятеля. За относительно короткий период турками было захвачено несколько стратегически важных территорий:

  • 1329 г. – Никея;
  • 1337 г. – Никомедия;
  • 1352–1354 – полуостров Галлиполи.

Иоанн V и Мануил II – византийские монархи – пытались сохранить империю. Для того чтобы получить военную поддержку от латинянов, императоры пошли на непростой шаг – подписание унии, которая объединила церкви Византии и Рима. Этим союзом было недовольно простое население, а также значительная часть византийской знати, что привело к раздорам и дальнейшему экономическому и политическому ослаблению государства.

В период с 1361 по 1393 год туркам удалось добиться значительных успехов на полях военных сражений и одержать ряд важных побед:

  • завоевание Адрианаполя, Филиппополя и Фракии;
  • перенос османской столицы в Адрианаполь;
  • изолирование Константинополя – город был отрезан от остальных византийских областей;
  • завоевание практически всего Балканского полуострова;
  • победа над болгарами и южными сербами;
  • основание колонии в Македонии;
  • вторжение в Албанию и покорение ее территории;
  • падение Сербской империи под натиском турецких войск;
  • превращение Болгарии в одну из областей Османского государства.

Иоанн V пошел на заведомо безнадежный шаг для спасения независимости своей империи. Он признал себя вассалом турецкого султана и начал платить ему дань. Монарх даже помогал османам в захвате Филадельфии – одного из крупнейших византийских городов того времени.

Опасность быть покоренными турками возросла, когда Баязид I – османский султан – сумел организовать длительную блокаду Константинополя и готовился к штурму города. Лишь нашествие Тамерлана (Тимура) – знаменитого тюркского полководца, эмира и военачальника – на государство османов остановило его от этого шага. В начале XV столетия Мураду II – султану Османской империи – удалось возобновить наступление на византийскую столицу и добиться успехов:

  • захват Фассалоников – византийской территории;
  • победа турок в битве под Варной в 1444 г.;
  • покорение Афинского герцогства.

В этот период Византия представляла собой небольшое государство, в которое, кроме Константинополя и соседних с ним областей, входило несколько прибрежных территорий: Пелопоннес, Афон, Месемврия и Анхиал. Угроза существованию останкам Византийской империи возросла, когда Мехмед II – османский султан – приступил к осуществлению своего плана по захвату Константинополя:

  1. построена мощная Румелийская крепость на берегу Босфора;
  2. закрыт путь для доставки товаров из черноморских портов в Константинополь;
  3. у стен византийской столицы сконцентрированы крупные силы – 180 тыс. солдат;
  4. турецкий флот вошел в бухту Золотого Рога.

Защитники Константинополя – 7 тыс. солдат, во главе которых стоял Константин XI, – мужественно отбивали атаки османов. Но одержать победу оказалось невыполнимой задачей. Византийский император погиб в бою, а Мехмед II вошел в непреступный Константинополь. Это событие произошло 30 мая 1453 года. Историки рассматривают эту дату как падение Византийской империи.

Чуть позже, в 1459 г., Пием II – римским папой – обсуждался вопрос об организации нового Крестового похода. Его результатом должно было стать изгнание турок из Константинополя и восстановление Византийской империи. Но эти планы так и не претворились в жизнь.