Метро стамбула: время работы, цена, схема

Водный транспорт – катера-вапуры

Самый романтический вид транспорта в Стамбуле – это городские пассажирские катера, которые здесь называют вапуры (vapur).

В основном вапурами туристы пользуются, чтобы переплыть через Босфор из азиатской части Стамбула, когда добираются из аэропорта им. Сабихи Гекчён в центр. Кроме практической части поездки – это еще очень красивая и приятная морская прогулка.

Конечно, в Стамбуле, есть специальные экскурсионные туры по Босфору. Но на организованной прогулке вас просто провозят вдоль двух живописных стамбульских берегов. А на вапурах можно самим так составить маршрут, чтобы не только прокатиться по Босфору, но и сделать это с остановками на осмотр достопримечательностей.

На вапурах есть как открытые, так и закрытые палубы, а также буфет и туалет. Оплата дешевле по карте Istanbulkart, которую надо приложить к турникету. Стоимость зависит от расстояния, действуют также скидки при пересадке. Например, переплыть через Босфор стоит около 3 лир. Расписание и цены на катера можно уточнить на сайте en.sehirhatlari.istanbul/en . Также вы можете установить официальное мобильное приложение водного транспорта Стамбула Şehir Hatları (в настройках надо выбрать английский язык).

Вапуры в Стамбуле

Главные причалы Стамбула

Разберем основные причалы Стамбула, которые полезны туристам.

Кадыкёй (Kadıköy) – причал в азиатской части Стамбула. Сюда приходят автобусы из аэропорта им. Сабихы Гёкчен. Отсюда отплывают катера в европейскую часть до причалов Эминёню, Каракёй, Бешикташ, а также на Принцевы острова. Недалеко от причала есть одноименная станция метро.

Эминёню (Eminönü) – причал в старой части города у Галатского моста. Здесь расположен Египетский базар, а также недалеко до Айя-Софии, Голубой мечети и Цистерны Базилика. С этого причала отправляются экскурсии по Босфору, а также можно доплыть в Бешикташ, Кадыкёй и в Юскюдар.

Каракей  (Karaköy) – причал около Галатского моста, напротив  Эминёню  через залив Золотой Рог. Отсюда можно подняться пешком до Галатской башни, или проехать на фуникулере Тюнель до пешеходной улицы Истикляль.

Кабаташ (Kabataş)  — здесь конечная остановка скоростного трамвая Т1. Отсюда можно подняться на финикулере F1 до площади Таксим или прогуляться по набережной до Дворца Долмабахче. От причала Кабаташ можно добраться до Принцевых островов и азиатского района Кадыкёй.

Юськюдар (Üsküdar) — это главный причал азиатской стороны. Здесь есть   метро и станция поезда Мармарей, а также автовокзал, откуда можно уехать на побережье Черного моря и ко дворцу Бейлербей.

Что такое Museum Pass Istanbul?

Что дает Музейная карта Стамбула

По сути, Музей Пасс – это единый пропуск в несколько музеев и выставок. С ним нет необходимости маяться в очередь к кассе за разрозненными входными билетами. Заплатив единожды, вы получаете на руки пластиковую карточку, напоминающую банковскую, и применяете ее на входе тех культурных объектов, которые включены в список.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ В СТАМБУЛЕ

Индивидуальные экскурсии в Стамбуле Tripster.ru – лидирующий сервис онлайн-бронирования экскурсий в Стамбуле. Tripster.ru проводит необычные экскурсии от местных жителей в 560+ городах мира. Бронируйте экскурсии в Стамбуле.
Аренда жилья в Стамбуле Booking.com – самый популярный в мире интернет ресурс по бронированию отелей, гарантирует лучшие цены. Бронируйте отели и квартиры в Стамбуле по лучшим ценам.
Такси из аэропорта Стамбула Kiwitaxi.ru – это система онлайн-бронирования индивидуальных трансферов. Заказывайте такси Kiwitaxi в любое место Стамбула.
Туристическая страховка Cherehapa Страхование – онлайн-сервис по сравнению и продаже страховых услуг от крупнейших страховых компаний.

Также карта дает 10% скидки на покупки в музейных лавках и кафе. Во всяком случае, так заявлено на официальном сайте на момент начала 2020 года. В другие годы скидки были больше, а развернутая информация упоминала конкретные места их действия.

Например, трансфер из аэропорта в город и покупка билетов в музей Невинности были дешевле на 30%. Также на 25% доступнее предлагались услуги хамама Галатасарай.

Были и другие заманчивые предложения, но по какой-то загадочной причине Министерству культуры и туризма Турецкой Республики решило значительно урезать перечень благ, оставив пространное упоминание о 10% на шопинг в магазинах музеев. Что ж, Восток – дело тонкое, а пути Министерства неисповедимы.

Впрочем, на сайтах некоторых объектов и сейчас можно встретить смелые заявления о привилегиях по карте Музей Пасс, так что, «а вдруг…». На всякий случай вот список мест, где стоит попытать счастье:

  • Военный музей Харбие (Harbiye Military Museum) – 20% скидки на вход.
  • Музей Пера (Pera Museum) – 20% за вход и 10% на кафе и покупку сувениров.
  • Хамам Галатасарай (Historical Galatasaray Hamam) – 25% на все.
  • Кыз Кулеси (Девичья Башня) – 25% на входной билет и 20% в кафе.
  • Istanbul Sehir Hatlari – 25% на непродолжительную водную прогулку по Босфору и 20% – на продолжительную.

Фуникулер Кабаташ – Таксим

Ветка фуникулера F1 сообщением Кабаташ – Площадь Таксим открыта в 2006 году. Протяженность данной линии, расположенной в европейской части Стамбула – почти 640 метров. 

У нее тоже всего две станции – нижняя Kabataş и верхняя – Taksim.

Линия F1 соединяет причал Кабаташ с популярной туристической площадью Таксим в районе Бейоглу. 

Перепад высот между станциями – 73 м, ведь Стамбул возвышается на семи холмах. Поэтому данный транспорт отлично решает проблему пересечения гористости. Кабаташ – внизу холма, а площадь Таксим – на вершине.

Эта ветка удобна также тем, что на Таксиме можно пересесть на зеленую ветку метро. 

В каждом составе поезда, как и в Тюнеле, всего два вагона. Поезда стамбульского фуникулера Кабаташ – Таксим развивают скорость до 700 м/мин. По внешнему виду составы кардинально отличаются от привычного фуникулера. Это не маленькие подвесные кабинки. А поезда с кондиционерами, похожие на современный трамвай или шаттл между терминалами в аэропорту:


Современный подземный фуникулер Кабаташ – Таксим

Фуникулер в Стамбуле F1 перевозит до 35000 пассажиров в день. Время в пути между конечными станциями – 2,5 мин. Интервал движения поездов – 3 минуты в час-пик.

Фуникулер построен в 2006 г. австрийско-швейцарской компанией Doppelmayr Garaventa,  перевозчик – компания Metro İstanbul.

Как добраться до фуникулера

Так выглядит вход на станцию фуникулера Кабаташ. На станции трамвая Т1 Kabataş нужно просто спуститься под землю:

Преимущества электронного проездного билета

В отличие от покупки жетона или билета на каждую поездку, использование карты имеет массу преимуществ:

  1. Карта многоцелевая — одна единственная карта позволяет оплачивать несколько видов транспорта: автобусы, метро, паромы, фуникулеры и трамваи. Кроме того, на большинстве видов общественного транспорта отменена система оплаты наличными, поэтому вам придется покупать какой-нибудь жетон или билет перед каждой поездкой.
  2. Предоплатная система — карта является предоплатной и пополняемой. Это означает, что вам не придется каждый раз стоять в очереди, чтобы получить посадочный талон. А пополнить счет карты можно без проблем в специальных автоматах и без очереди.
  3. Простота использования — необязательно подносить карту непосредственно к считывающему устройству. В большинстве случаев даже нет необходимости доставать ее из бумажника, кошелька или легкой сумки, оплата может быть произведена с небольшого расстояния, около 8 см. При успешно проведенной оплате, считывающее устройство подаст звуковой сигнал, а на экране отобразится сумма оставшихся на карте средств. В случае нехватки средств на экране появится надпись Kontör Yetersiz (недостаточно средств).
  4. Несколько пользователей — нет необходимости покупать несколько карт, поскольку одной картой Istanbul Kart могут пользоваться сразу до 5 пассажиров. После уплаты стоимости тарифа за первого пассажира, необходимо дать ему войти или пройти через турникет, подождать несколько секунд и снова поднести карту к считывающему устройству.
  5. Скидки — используя карту, вы уже сразу получаете скидку 10% от обычного тарифа. Вместо 2 лир за поездку, вы платите 1,95. И помимо этого, если в течение двух часов вы делаете до пяти пересадок, то платите меньше за каждую пересадку, уже 1,25 TL за первую. Однако, если одной картой пользуются несколько человек, только один пассажир получает скидки за пересадки в течение часа.

Операторы мобильной связи в Турции


Мобильные операторы в Стамбуле (офис Vodafone)

Рынок сотовой связи в Турции контролируют три главных оператора:

  • Turkcell — лидер рынка, турецкая компания, обслуживающая 60% абонентов в стране.
  • Vodafone — популярный британский оператор связи, представленный в Турции и десятках стран мира.
  • Türk Telekom (бывшая Avea) — менее успешный турецкий мобильный оператор.

Есть еще один малоизвестный турецкий оператор GSM-связи — оператор виртуальной мобильной сети Bimcell. Его стартовые пакеты с сим-картами реализует сетью супермаркетов BİM. Бимсел работает с 2012 года и в отличие от других операторов Турции обслуживает абонентов только по предоплате.

Какие лучшие операторы мобильной связи в Турции для интернета и звонков? Безусловно, это Турксел и Водафон. Самая широкая сетка тарифных планов и дополнительных пакетов — у Turkcell.

Можно купить sim-карту в Стамбуле только для интернета, а можно комбинированную, со звонками и sms. Впрочем, смс в нынешних реалиях уже никому не интересны.

Самая выгодная тарификация у всех трех провайдеров обычно предлагается для новых абонентов.

Виды транспорта в Стамбуле

В Стамбуле отлично развит общественный транспорт, что позволяет перемещаться по городу относительно недорого даже на дальние расстояния, например в аэропорт или пригороды. Перемещаться можно на такси, автобусах, трамвая, маршрутках, метро, пригородных поездах, паромах, фуникулерах и канатных дорогах, метробусах. Особенно полезны для туристов линия трамвая Т1, и паромы.

Но, объективно говоря, общественный транспорт Стамбула не очень простой для туристов: схемы запутанные и их мало, при разовых поездках или по незнанию можно запросто переплатить. Поэтому в идеале лучше использовать его по минимуму, и заранее планировать передвижения. Для облегчения жизни можно использовать планировщик маршрутов на картах Google (работает очень даже неплохо), или установить приложения для смартфона. Таких приложений очень много, есть с картами по отдельным видам, и общие, можете выбрать на свой вкус. Но в любом случае рекомендуем выбирать среди англоязычных или местных вариантов, так как они более точные. Например, очень неплохое приложение — Istanbul Ulasim.

Также можете посмотреть все линии транспорта (кроме автобусов) на нашей карте Стамбула с транспортом, достопримечательностями и отелями.

Также рекомендуем загрузить на телефон вот эти карты всего транспорта Стамбула:

  • Карта всего транспорта Стамбула в jpg-формате / скачать
  • Карта всего транспорта Стамбула в jpg-формате / скачать
  • Карта всего транспорта Стамбула в pdf-формате / скачать

Если же вам нужен общественный транспорт только для того, чтобы недорого добраться в центр из аэропортов, ж/д вокзала и т.д. читайте более простые инструкции в разделе «Как добраться в Стамбул».

Билеты и проездные в Стамбуле

Самым современным и основным способом оплаты проезда в Стамбуле является Istanbulkart. Жетоны не принимаются, к примеру, в автобусах, ровно как и стоимость проезда по ним гораздо выше, чем по Istanbulkart. Выгода карты очевидна: проезд по жетону стоит 5 TL, а по карте — 2.60 TL. Если сделать следующую пересадку в течение 2 часов, то цена за проезд снижается: первая пересадка — 1.85 TL, вторая пересадка — 1.40 TL, все последующие — 0.90 TL. Дети до 6 лет имеют право бесплатного проезда при наличии документа, подтверждающего возраст.

— неперсональная пополняемая карта, которую можно передавать третьим лицам. Карта действительна в метро, Мармарай, автобусах, метробусах, фуникулерах, канатных дорогах, паромах, но НЕ действительна в долмушах, минибусах и туристическом транспорте.

istanbulkart.istanbul

Стоимость карты составляет 6 TL. Далее карту необходимо пополнить. Купить и пополнить карту можно в одном из билетных автоматов, киосках и магазинах с надписью Istanbulkart или в представительствах. Пополнить карту самостоятельно можно в специальных автоматах Dolum Noktasi, зарегистрировавшись на  или через мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android (на английском языке).

Пользоваться картой довольно просто: для оплаты проезда необходимо приложить ее к считывателю. По одной карте имеют право ездить несколько человек, что очень удобно, когда вы путешествуете с семьей. Другие виды Istanbulkart доступны на официальном сайте.

Также можно приобрести  — электронную карту на определенное число поездок. Стоимость карты в 2020 году:

  • BİRgeç (на 1 поездку) — 5 TL;
  • İKİgeç (на 2 поездки) — 8 TL;
  • ÜÇgeç (на 3 поездки) — 11 TL;
  • BEŞgeç (на 5 поездок) — 17 TL.

Билет на метро, автобус и трамвай обойдется в одну цену. Стоимость проезда на Metrobus немного отличается и зависит от количества остановок:

  • от 1 до 3 — 2.50-3.50 TL;
  • от 4 до 9 — 4 TL;
  • от 10 до 15 — 4.40 TL;
  • от 16 до 21 — 4.60 TL;
  • от 22 до 27 — 4.75 TL;
  • от 28 до 33 — 4.85 TL;
  • свыше 34 — 5.20 TL.

Со всеми тарифами на проезд в общественном транспорте можно ознакомиться на официальном сайте муниципальной транспортной компании IETT.

Стоимость проезда по ветке Мармарай в 2020 году также будет зависеть от количества остановок:

  • от 1 до 7 — 3.50 TL;
  • от 8 до 14 — 4.50 TL;
  • от 15 до 21 — 5.20 TL;
  • от 22 до 28 — 6 TL;
  • от 29 до 35 — 7 TL;
  • от 36 до 43 — 7.75 TL.

Суммируя вышесказанное, вы приобретаете Istanbulkart за 6 лир, пополняете ее на сумму в зависимости от количества планируемых поездок, при поездках с карты списываются деньги в зависимости от вида используемого транспорта. Если к моменту вылета на балансе карты остались деньги, то вернуть их нельзя. Возврату подлежит только стоимость самой карты — 6 лир, поэтому не стоит пополнять Istanbulkart на крупную сумму.

Некоторые туристы предпочитают покупать Istanbul Welcome Card, которая действительна 7 дней и включает в себя 5 поездок на общественном транспорте Стамбула (метро, трамвай, паром, фуникулер, автобус, метробус), карту города, круиз по Босфору и посещение ряда достопримечательностей со скидкой. После окончания 5 поездок, карту можно пополнять. Насколько данная карта будет выгодна стоит решать индивидуально, так как это напрямую зависит от количества желаемых к посещению достопримечательностей. Стоимость карты напрямую зависит от пакета услуг (от 222 до 665.59 TL).

Что лучше: роуминг или турецкая сим-карта?

Роуминг мобильных операторов России (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2) достаточно дорогой. Примерная стоимость их пакетов на 1 день в Турции составляет в среднем 400 руб (5$). Обычно пакет включает исходящие/входящие звонки в Россию и 1 Гб интернета.

Роуминг украинских мобильных операторов в Турции (Лайф, Киевстар, Водафон) тоже не дешевый. За 50-60 грн (около 2$) в день можно купить 100-200 Мб интернета. Этого не хватит, если активно обмениваться фото, видео и пользоваться ютубом и браузером. К примеру, один лишь 15-минутный видеоролик YouTube съедает 100 Мб трафика.

Звонки обычно тарифицируются отдельными пакетами и стоят порядка 30 гривен (около 1 евро) за 10 минут. Текстовые сообщения в WhatsApp и Viber у некоторых операторов не тарифицируются, мультимедиа — платное.

Мобильный роуминг в Стамбуле нужен при условиях:

  • вы в Стамбуле всего на несколько дней
  • мобильный интернет вам необходим лишь для навигации/Google maps и текстовых сообщений в мессенджерах
  • вам достаточно бесплатного вайфая в отелях и кафе

В такой ситуации нужно принять решение, хватит ли вам бесплатного fi-wi.

Если вы готовы платить, лучше использовать не роуминг, а подключиться к местному оператору. И тут встает вопрос: нужна ли в Стамбуле турецкая сим-карта? И в чем подводные камни?

Дело в том, что согласно турецкому законодательству, если вы пользуетесь исключительно мобильным интернетом и/или входящими SMS в Турции больше 90 дней на протяжении 120-дневного периода, то мобильные операторы Турции имеют право заблокировать ваш телефон (планшет).

Турецкая сим-карта в Стамбуле нужна при условиях:

  • вы хотите получить ВНЖ в Турции
  • вам нужны мессенджеры, Youtube, соцсети, пересылка фото, просмотр видео и т.п.
  • вам нужно часто звонить на турецкие номера и заграницу

О том, что такое регистрация смартфона в Стамбуле, мы подробно написали в отдельной главе в данной статье. Если не пройти процедуру оформления, то ваш смартфон с турецкой симкой могут заблокировать через 120 дней пребывания в этой стране.

Если ни роуминг, ни турецкая сим-карта не подходят, есть вариант третий: заранее приобрести туристическую сим-карту в своей стране.

Карты Стамбула

Метро

Сегодня в Стамбуле открыты 5 линий подземки. Красная ветка M1 («легкое метро» или Hafif Metro) соединяет аэропорт Ататюрка с Аксараем в округе Фатих, зеленая M2 проходит между районами Бейоглу и Сарыер. Голубая ветка M3 следует из Киразлы в Башакшехир, розовая M4 расположена в азиатской части и соединяет Кадыкей и Картал. Коричневая ветка M6, открытая в 2015 г., связывает Левент и Румели Хисарусту. Стоимость жетона — 5 TRY, время работы метро — с 6:00 до 0:00.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Фуникулеры

В Стамбуле действует старинный подземный фуникулер Тюнель (Tunel) — карликовая линия метро, открытая еще в 1875 г. Здесь курсируют всего два вагончика (интервал — 3-5 минут, время в пути — 3 минуты), соединяющие станции «Бейоглу» и «Каракей». Еще один стамбульский подземный фуникулер позволяет за 5 минут доехать от причала Кабаташ до площади Таксим. Стоимость проезда — 5 TRY.

Есть в городе и традиционный фуникулер: подвесная канатная дорога доставляет туристов от мечети Эйюп Султан к смотровой площадке и знаменитому кафе Pierre Loti с отличным видом на Золотой Рог.

Трамваи

Трамвайная линия Стамбула T1 протяженностью 14 км соединяет Кабаташ и Багджылар. Трамвай пересекает бухту Золотой Рог и делает на своем пути 24 остановки, общая продолжительность поездки — 42 минуты. Данный вид транспорта отлично подходит для передвижения между основными достопримечательностями города.

Особое удовольствие — поездка на так называемом «ностальгическом трамвае». Старые вагончики курсируют как в европейской части Стамбула (между площадями Тюнель и Таксим), так и в азиатской (между автовокзалом Кадыкей и районом Мода).

Электрички

В Стамбуле есть два маршрута движения пригородных поездов. Первый (Сиркеджи — Халкалы) проложен по европейской части города, второй (Хайдарпаша — Гебзе) — по азиатской. Движение электропоездов осуществляется с 7:00 до 23:00, стоимость жетона — 5 TRY.

Водный транспорт

Между европейской и азиатской частями Стамбула регулярно курсируют традиционные паромы (vapur), высокоскоростные «морские автобусы» (deniz otobusu) и небольшие частные паромы. Продолжительность поездки — от 20 минут, стоимость — от 5 TRY, главный бонус — великолепный вид на Босфор.

Такси

Такси — самый удобный, а по ночам вообще единственный вид транспорта, дешевый по сравнению со многими странами. Машину можно заказать по телефону из отеля или ресторана, а также просто остановить на улице. Средняя цена поездки — 2,95 TRY за посадку и 1,85 TRY за каждый последующий км.

В каждом такси есть счетчик, и пассажиру обязательно нужно проследить, чтобы он был включен при посадке. Услышав, что счетчик «неисправен», следует сделать движение на выход — хитрый прибор тут же чудесным образом починится. Другой момент связан с тарифами: ночной дороже дневного на 50 % и действует с 0:00 до 6:00; оба они обозначены на счетчике, и днем надо следить за тем, чтобы лампочка ночного тарифа не оказалась «случайно» включена. Мосты через Босфор — платные, и платит пассажир, а не водитель.

Проходили не меньше 20 км в день и много чего увидели

Возле Голубой Мечети, которая оказалась на реконструкции

Во время поездки в Стамбул не ставили себе цель увидеть абсолютно все достопримечательности этого действительно большого города. Более того, некоторые из них оказались закрыты на реконструкцию, поэтому полноценно посетить их в этом раз не получилось.

Тем не менее, мне удалось выделить несколько интересных мест, в которые точно следует зайти. Рекомендую искать актуальную информацию про время работы и другие нюансы каждого из них на специализированных сайтах. Сегодня в мире слишком многое меняется и делает это достаточно часто.

Айя-София. Пока в Ватикане не построили собор Святого Петра, именно это место считалось самым большим христианским храмом. Со временем его превратили в музей, а не так давно он стал мусульманской мечетью: некоторые фрески пришлось убрать или скрыть, но место культовым быть не перестало.

Топкапы. Главный дворец османской империи середины XIX века, который расположен недалеко от мечети Айя-София. Когда мы пришли, в ней как раз шла молитва, поэтому мы быстренько изменили свою дислокацию. Это место также заслуживает того, чтобы его посетить.

Цистерна Базилика. Подземные водохранилища, которые расположены в старой части Стамбула. Выглядят они достаточно однообразно, но в полной мере раскрывают возможности ночного режима съемки iPhone 11. Сюда точно нужно зайти.

Галатская башня. Она располагается в европейской части Стамбула, и отсюда должен открываться отличный вид на город. Тем не менее, во время нашей поездки внутри сооружения проводились ремонтные работы, поэтому внутрь и на смотровую площадку мы попасть не сумели.

Гранд базар. Говорят, что это лучшее место для того, чтобы с головой окунуться в мир турецкой торговли. На практике локация красивая, но крайне туристическая. Приезжим пытаются продать специи, украшения, меха и сладости. Покупать все это я вам, конечно, не советую.

Долмабахче. Одна из самых «нетурецких» достопримечательностей «Стамбула». Это дворец в стиле барокко, который был официальной резиденцией правителей страны вплоть до 1938 года. Это место впечатлило меня не меньше, а, может, и больше, чем Версаль в Париже.

Девичья башня. Она расположена на небольшом острове и считается настоящим символом города. От небольшой пристани за небольшую плату к ней ходят компактные катера. Внутри есть кафе и ресторан. Со смотровой площадки открывается великолепный вид на город.

Фотозона на крыше Taht Istambul. В Instagram это место можно найти по аккаунту @taht.istambul. Это фотозона на крыше с массой чаек, которых здесь специально подкармливают, а также фантастическими видами на город. Обычная съемка на свою технику стоит 100 TL с человека, и она того стоит.