Икона богородицы «живоносный источник»

Чудо, явленное в священной роще

Священное предание повествует о том, что в давние времена, когда Византия была ещё процветающим государством и сердцем мирового православия, вблизи её столицы Константинополя, совсем недалеко от знаменитых «Золотых ворот», находилась священная роща. Посвящена она была Пресвятой Деве Марии. Под сенью её ветвей струился из земли источник, навевая прохладу в жаркие летние дни. Ходили тогда в народе слухи о том, что вода в нём имеет некие целебные свойства, но никто не принимал их всерьёз, и постепенно забытый всеми источник зарос тиной и травой.

Но вот однажды, в 450 году, некий воин по имени Лев Маркелл, проходя через рощу, встретил слепца, заблудившегося среди густых деревьев. Воин оказал ему помощь, поддержал, пока тот выбирался из зарослей, и усадил в тени. Когда же он стал искать воду, чтобы напоить путника, то услышал чудный голос, повелевший ему отыскать поблизости заросший источник и омыть его водой глаза слепому.

Когда сердобольный воин выполнил это, то слепой неожиданно прозрел, и оба они пали на колени, вознося благодарственные молитвы Пресвятой Деве, так как поняли, что именно её голос раздавался в роще. Царица Небесная предрекла Льву Маркеллу императорскую корону, что и сбылось через семь лет.

Фото и описание

Монастырь Живоносного источника – одна из самых посещаемых и интересных достопримечательностей греческого острова Порос, а также неотъемлемая часть его истории. Он расположен примерно в 4 км к востоку от одноименной столицы острова в удивительно живописном месте на склонах поросшего соснами холма, возвышающегося над маленькой рыбацкой деревушкой Калаврия.

Монастырь был основан в начале 18-го столетия по указу Архиепископа Афинского Иакова II рядом с целебным источником, испив из которого он чудесным образом исцелился от довольно серьезного недуга. В 1733 году монастырь Живоносного источника вошел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

На протяжении всей своей истории монастырь являлся важным духовным центром и местом, где могли найти приют все нуждающиеся. Во времена Греческой войны за независимость монастырь оказал неоценимую духовную и финансовую поддержку борцам за свободу. Здесь же нашли приют и монахи, бежавшие со священной горы Афон, чтобы спасти уникальные церковные артефакты, в том числе и реликвии Святого Иоанна Крестителя.

В 1828 году в стенах этого монастыря Иоаннис Каподистрия (первый правитель независимой Греции) основал приют, где обрели свой дом 180 детей-сирот, чьи родители погибли в борьбе за независимость своей страны. А уже в 1830 году в монастыре было открыто первое духовное училище.

Главный кафоликон монастыря выполнен в византийском стиле и представляет собой купольную базилику с колокольней. На его южной стене можно увидеть солнечные часы (работа настоятеля монастыря Галактиона Галатиса), а у входа в храм — гробницы легендарных адмиралов Греческой войны за независимость Николиса Апостолиса и Манолиса Томбазиса.

Среди главных реликвий монастыря стоит отметить чудотворную икону Панагии Зоодохос Пиги, датирующуюся 1650 годом, икону с изображением Богородицы и Иисуса работы известного итальянского художника Рафаэля Тсеколи (1849), а также иконы Панагии Амолинтос (1590) и Христа Пантократора (1780). Отдельного внимания заслуживает и впечатляющий резной иконостас из дерева высотой около 5 метров. Имеется на территории монастыря и превосходная библиотека.

Описание иконы «Живоносный Источник»

Образ Божьей Матери «Живоносный Источник» нельзя назвать оригинальным. Прототипом для его создания стало древнее изображение Пречистой «Никопея Кириотисса», что по-русски означает «Владычица Победодательница», по одной версии византийского, по другой — греческого происхождения. Последняя в свою очередь была написана с богородичного лика «Знамение», иначе — «Оранта», одного из наиболее старинных.


Первоначально икона «Живоносный Источник» не имела в своем изображении ключевой детали, давшей повод к наименованию образа именно таким образом — то есть, собственно, источника. Позже она обзавелась-таки чашей (фиалой), а спустя еще какое-то время и фонтаном с водоемом. Однако на этом совершенствование святого изображения не закончилось. Правда, сие касается русского варианта иконы, который возник не ранее XVII-го века. На ней постепенно возник деревянный кладезь с бъющей водной струей. Вокруг же данного рукотворного источника иконописец поместил вселенских святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Они черпают святую воду, даруемую кладезем, и угощают ею больных людей, стоящих тут же. Данную икону глубоко почитал святой Серафим Саровский.

Кстати, одно из древнейших изображений «Живоносного Источника» или образов, его напоминающих, то есть типа «Оранта» было найдено археологами на территории Крыма. Оно датировано концом XIII — началом XIV вв. и нанесено на глиняное блюдце. Матерь Божия изображена на данном образе в чаше и с воздетыми к небесам руками. В середине XIV столетия икона под названием «Живоносный Источник» выглядела уже следующим образом: Богородица с Младенцем на лоне стоит в кладезе, напоминающем крещенскую купель.

Следует отметить, что изображение источника нашло место не только на иконе Божьей Матери «Живоносный Источник». Так, оно присутствует и на иконах Богородицы «Жировицкая», «Благовещение Божией Матери у кладезя», «Водительница». Мы наблюдаем эту особенность по причине того, что источник испокон веков и на момент написания перечисленных святых образов воспринимался в качестве символа Божьей благодати и помощи Девы Марии. С течением времени данное значение менялось, приобрело более широкие смысловые рамки. Теперь источник считается олицетворением еще и самого источника как такового — места, где была засвидетельствована милость Богородицы, и храма, воздвигнутого на месте Божественного кладезя, и, собственно Живоносного Первоисточника.


Существуют композиционно достаточно сложные варианты иконы, в которых самостоятельный образ Пречистой является лишь составляющей. Таков, к примеру, образ «Живоносного Источника», присутствующий в московском Ильинском храме что на Черкизове. Изображение кладезя вписано в полукруг, Слева у полей можно наблюдать Цареградскую икону Богородицы, икону последней «Умягчение злых сердец», а также изображение святителя Иерусалимского Кирилла. С правой стороны располагаются святые образы Божией Матери «Взыскание погибших» и Иерусалимская», святителя Иерусалимского Софрония.

Основу же композиции образуют изображения собственно явления Владычицы и Святителя Николая пономарю Георгию у соснового кладезя. Ну, а в центре располагается богородичная икона «О Всепетая Мати». Все это великолепие изображено на фоне звездного неба. Край мафория украшает гимн-молитва преподобного Иоанна Дамаскина: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и грядущия изми муки о Тебе вопиющих: Алилуиа».

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Чудодейственный родник

После этого слепой прозрел. Через семь лет, как и было предсказано, скончался император Маркиана, а его войско избрало на царствование Льва. Для придания легитимности признанию императором простолюдина относительно низкого звания, было найдено оригинальное решение: корону на нового императора возложил сам патриарх Анатолий, и новый повелитель Царьграда стал первым, кого церковь обвенчала на царствование.

Немало и других легенд, рассказывающих о различных чудесных исцелениях и даже воскрешению из мертвых, благодаря живительному источнику. Здесь хранится икона Божией матери с младенцем на руках в купели, из которой наружу льется чудодейственная вода, а вокруг стоят исцелившиеся люди. Это центральное место в храме. С историей Константинополя можно ознакомиться здесь.

Воду может взять любой посетитель, бутылочки с ней стоят вокруг в изобилии, а сюжет чудесного исцеления присутствует во всей иконописи вокруг. К источнику ведут две мраморные лестницы длиной по 25 ступеней каждая. Вода льет в мраморную квадратную чашу.

Издавна сюда ежегодно в Светлую Пятницу свершается крестный ход. Посетителей пускают только по особым праздникам, например в ту же Светлую пятницу. О праздниках в Турции читайте статью.

После падения в 1453 году Константинополя, храм был разрушен. Но, несмотря на это, источник не переставал бить из него и помогать страждущим.

Во внутреннем дворике находится некрополь, здесь похоронены значимые для монастыря люди и некоторые патриархи Константинополя. Разнообразие памятников создает особую атмосферу вокруг,простые надгробия находятся рядом с богатыми резными бюстами. Во дворе имеется табличка с именами всех покоящихся здесь людей.

С другой стороны внутренний двор вымощен мраморными надгробными плитами, надписи на них есть на латинице, греческом и русском языках. Эти плиты были привезены во время обмена населением Турции и Греции в 1924 г.

На территории царит удивительная атмосфера покоя и умиротворения, в контраст с гиперактивным Стамбулом, от которого храм отгорожен высоким и неприступными стенами. И, конечно же, нельзя не сказать о самом Верхнем храме Живоносного источника. Он имеет три нефа, разделенных колоннами, вся иконопись придерживается тематике живого источника, как уже было сказано выше. Сам по себе он небольшой, но очень уютный с неповторимой атмосферой чистоты и светлости. Полезную информацию о том, как вести себя в этой мусульманской стране найдете здесь, а также о правилах въезда для россиян — тут.

Описание образа

Икона написана по типу греческой Божией Матери «Никопеи» и православной «Знамение». Отличительные черты:

  • Богородица изображена по пояс;
  • фигура Младенца Иисуса расположена в центре, на руках Девы Марии.

Позже в сюжет иконы добавили источник в виде чаши, фонтана или родника. В русской иконописи символом животворящей воды стал колодец.

Как менялся облик Богородицы с 13-го по 17-й век:

  • Деву Марию изображали по типу Оранты с поднятыми руками, стоящей на глиняном блюде;
  • над источником помещали чашу или купель, в которой стояла Богоматерь с Предвечным Младенцем на груди;
  • по обеим сторонам от чаши с Богородицей и Младенцем писали название иконы — на фреске в храме монастыря святого Павла на Афоне;
  • в сюжет добавляли колодцы с бьющей из них водой, рядом с Богородицей изображали почитаемых святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого — характерно для русской иконописной традиции.

На Руси появилась традиция освящать в честь иконы родники, строить рядом часовни и помещать внутри образ Богородицы «Живоносный источник». Известный иконописец 17-го века Симон Ушаков изобразил Богородицу в окружении клейм с сюжетами чудес, сотворенных у источника.

Святое место: вчера и сегодня

После начала восстановления храма в Петровке, за счёт добровольных пожертвований,  активно шёл ремонт. Облагораживалась прилегающая территория.

Даже на момент нашего первого посещения этих мест в 2012 году уже было сделано не так уж мало, в том числе и в плане благоустройства территории. Что же говорить про 2019 год. Впрочем на фото это видно.

На момент активного восстановления храм взял под своё попечительство Свято-Иверский женский монастырь. Игуменья монастыря приезжала и лично участвовала в работах.

Результат не заставил себя ждать. Медленно, но верно всё в округе приобрело достойный и благочинный вид.

Рядом с церковью устроены купальни, где можно облиться водой из источника, натаскав ее ведрами. Это место, как купальня с чудотворной водой, сегодня очень популярно среди жителей ближайших поселений и городов.

Источник проведен в трубу, есть краны, ведра. На месте забора воды вывешены молитвы

В 2016 году закончилось сооружение часовни с купелью и тогда же часовня с купелью была освещена митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.

В каких храмах находится икона Богородицы Живоносный Источник

На сегодняшний день известно более сотни часовен и храмов, которые были названы в честь Богородицы. Ниже приведены сведения некоторых из них:

  • Церковь образа Богоматери (Космодамианская) в Меткино, Московская область. Согласно летописям, в XVII веке вблизи Москвы находилась деревянная церковь Дамиана и Космы, но в 1701 г. она была сожжена, однако многие иконы удалось спасти, перенеся их в небольшую часовню, расположенную неподалеку. На месте уничтоженной церкви в 1848 г. был построен теперешний божий храм, посвященный чудотворному образу Богоматери, что было не случайно, ведь в 1829 г. произошло удивительное явление лика Святой. А уже в 1840 г. Авдотья Евдокимова – вдова солдата, передала на свою родину в село Меткино из Москвы чудотворный образ, который был подарен ей торговкой Анной Кирияновой. И с тех пор со всех окрестностей народ стал приезжать в церковь ради поклонения лику;
  • В Царицыно (Москва) также есть церковь святыни Богородицы;
  • Собор чудотворного изображения Богоматери (Скорбященская церковь) в Твери;
  • Храм чудотворного образа Святой находится в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске;
  • Чудотворный образ можно также увидеть и в храме Богоматери в Арзамасе.

История Живоносного источника

Чем же прославилась Петровка далеко за пределами Ростовской области, какая у неё история?

Когда-то,  на кургане стояла здесь каменная баба (каких немало найдено при раскопках в донских краях). Курган назвали Баба, а окрестную балку – Бабинской; и поселок рядом – Бабинский.

Рядом протекала река Тузлов, вдоль которой была другая Балка – Желобок (позже Грушина балка). А в ней, из-под скалы пробивался родник (криница), из которого местные жители брали воду, а со временем раскопали его и обложили камнями

Далее – краткий пересказ предания из «Донских Епархиальных Ведомостей» за 1914 г. (№11-12; 16-18) с моими отступлениями.

Жарким летом 1841 года, один из братьев Запорожцевых – крестьян, работавших на току, отправился к кринице за водой и увидел в воде икону Божьей Матери с младенцем на правой руке; икона не плавала, а как бы стояла в воде. Крестьянин привел к кринице братьев и других людей, а те, узрев то же и помолившись, доложили управляющему Бабинским поселком Д. А. Васильцеву. Тот убедился в виденном,  и запретил трогать икону.

Интернета и смартфонов тогда не было. Но один случай поспособствовал быстрой славе этих мест не только в окрестных селениях, но и далеко за пределами оных.

Крестьяне рассудили, что раз такое чудо случилось, то и воды криницы, наверное, целительные. Привели они  к источнику, страдающую в течение 18 лет от падучей (надо думать – эпилепсии) Матрону Зотову. Приложили ее к иконе, облили водичкой,  и дали испить ее; прекратились припадки!

Через три дня после обретения иконы, Криницу осветил священник из соседней слободы Андрей Китайский. Правда, иконы он не увидел; не ведомо, куда она пропала. Может быть,  в другом месте помогает верующим…

И потянулись к Святой кринице жаждущие исцеления православные и армяне, татары и калмыки. По вечерам здесь, иной раз,  собирались тысячи страждущих. Рассказывают, что однажды, после тяжелых боев в селенье остановился казачий полк; израненные казаки полностью оправились от ран, обмываясь водой из источника!

А Матроне после исцеления явилась во сне Божья Матерь, заповедовавшая ей жить при источнике «и обливать больных». Матрона исполняла завет точно, привечая больных в специально построенном доме;  водила их к источнику. Исцеленные часто жертвовали деньги, на которые Матрона посадила рощу фруктовых деревьев; 5000 рублей она передала на строительство храма. Скончалась она тут же в 1881 году.

Сначала был расширен колодец, над ним была построена часовня. А церковь возведена в 1850-1858 гг. Именуется она «Храм иконы Божьей Матери Живоносный источник».

Криничку посещало семейство Чеховых. В соседней слободе Большая Крепкая жили Егор и Ефросинья Чеховы, поэтому не раз Чеховы всей семьей наведывались в Петровку.

А дальше – Революция и все последующие нерадостные перипетии…

В церкви устроили склад, после войны приспособили под мастерскую сельхозтехники. Но поскольку люди продолжали приходить к святому источнику, хрущевские борцы с религией ставили здесь оцепления, устраивали облавы на верующих.

Затем изверги и вовсе сломали часовню, а источник засыпали землей, а потом и забросали камнями. Паломничества на некоторое время прекратились.

Время шло, десятилетия пролетали и многое изменилось в отношении общества да и власти к «святым местам». И как сказано у Соломона в «Экклезиасте»:

В конце концов сами местные жители раскопали источник, вынесли из храма мусор, провели небольшой ремонт. И вскоре после этого в храме начались службы…

Явление Божией Матери

О чудесном Живоносном Источнике рассказывает легенда. Согласно этому преданию в V веке н.э. недалеко от столицы Византии — Константинополя располагалась роща, посвященная Пресвятой Богородице. Сей лесок был уникален, ведь в нем находился животворный источник. Вода, извергаемая им, дарила людям, пьющим ее и омывающим в ней свое тело, исцеление от всяческих недугов, как телесных, так и душевных. Однако случилось так, что за волшебным кладезем никто не ухаживал, и место это постепенно поросло кустарником, сорной травой, а святую воду затянуло болотистой тиной.


Как-то раз Лев Маркелл I, будущий византийский император, ехал через рощу. По пути ему встретился слепец, мучимый усталостью и томимый жаждой. Душу Льва наполнила жалость к страдальцу. Повинуясь зову сердца, он отвел слепца в тень, усадил под деревьями, сам же пошел искать воду для несчастного. Поиски не приносили результатов, и Лев уже совсем выбился из сил, как вдруг услышал голос, произнесший: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь, близко». Воодушевленный чудесной подсказкой, будущий правитель христианской державы вновь принялся искать источник, но найти все равно не мог. И снова голос направил его. «Царь Лев! — сказал невидимка. — «Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие мое Имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Лев все сделал, как велел голос. В итоге к слепцу вернулось зрение и он продолжил свой путь, вознося благодарственные молитвы Божьей Матери. В дальнейшем и второе предсказание Девы Марии сбылось. Когда Лев Маркелл стал императором (457-473 гг.), он приказал своим людям привести родник в должный вид, а рядом построил храм во имя Пресвятой Богородицы. Чудотворный же источник нарек Живоносным.

Есть другое предание, относящееся к более позднему времени. Правитель Византии Юстиниан Великий (527-565 гг.) страдал тяжелым телесным недугом. Однажды среди ночи он услышал голос, сказавший: «Ты не можешь вернуть себе здоровье, если не напьешься из Моего источника». Юстиниан не имел ни малейшего понятия о существовании чудотворного богородичного кладезя в роще, а потому не принял данное утверждение всерьез. Но Дева Мария явилась ему вторично днем и повторила ночной совет. Тогда Юстиниан повиновался и тотчас был исцелен.

Живоносный Источник просуществовал до 1821 года, несмотря на то, что Византия уже в 1453 году оказалась под властью турков. Его засыпали, но в 1833 году восстановили. Это произошло при Патриархе Константине I. Сегодня здесь находится женский монастырь.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Явление иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Значение и описание иконы

Иконография относит образ к типу Оранта, т. е. Молящаяся. В Крыму была найдена одна из древних икон, датируемая XIV столетием. Именно в тот период возник вариант, близкий к современному изображению. В Россию икона попала из Греции.

Композиция образа сложная:

  1. На иконе Пречистая с Богомладенцем изображена над очень большим каменным сосудом (чашей), который стоит в воде. На некоторых образах Она словно парит, на других Ее ноги скрыты в чаше.
  2. Возле водоема, внутри которого расположена чаша, находятся люди, отягощенные физическими и душевными недугами. Они пьют чудесную воду и излечиваются.
  3. Богомладенец изображается либо с распростертыми руками, либо держащим свиток.

Иконописцы используют разные варианты. Так, мастер Семен Ушаков вокруг основного образа располагал 16 маленьких икон, в которых рассказывалась история «Живоносного источника». Смысловое значение композиции заключается не только в том, что святая вода несет пользу душе и телу. Источник является образом самой Пресвятой Богородицы, ведь Она родила Спасителя мира.

Иконография относит образ к типу Оранта