859,храм артемиды эфесской: кратко

Постройка храма Артемиды

По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живёт на земле и растёт в лесу и в поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.

Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища:

  • VIII века до н. э.
  • середины VII века до н. э.
  • небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нём были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Поджег храма Геростратом

В 356 году до нашей эры родился Александр Македонский. В этом же году Герострат поджог храм Артемиды. Этот поступок объяснялся тем, что Герострат жаждал славы и хотел войти в историю как самый могущественный разрушитель.

К сожалению, здание не смогли спасти. Благодаря тому, что внутренние работы храма были выполнены из дерева, огонь быстро распространился. Сразу потушить огонь не представлялось возможным, так как здание было слишком больших размеров. Поэтому от величественного храма остались только колонны и стены из белого мрамора.

Представители власти хотели наказать Герострата и решили вычеркнуть его имя из всей документации, а также запретили жителям упоминать о Герострате. Но, несмотря на это, он смог войти в истории благодаря упоминанию в трудах историка Феопомпа.

Обнаружение развалин храма и археологические исследования[править | править код]

После шести лет поисков экспедиция под руководством Джона Вуда, спонсируемая Британским музеем, обнаружила местонахождение знаменитого храма. Это произошло в 1869 году, раскопки продолжались до 1874 года. Несколько фрагментов скульптур храма были найдены во время раскопок 1904—1906 гг. под руководством Дэвида Хогарта. Восстановленные скульптурные фрагменты постройки IV века и некоторые предметы из более раннего храма были собраны и выставлены в «Эфесской комнате» Британского музея. Кроме того, в Британском музее хранится часть одного из древнейших в мире кладов монет (600 г. до н. э.), обнаруженного в фундаменте древнего храма.

В настоящее время на месте храма стоит одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.

Местонахождение и история первого храма[править | править код]

Храм располагался недалеко от древнего города Эфес, примерно в 75 километрах к югу от современного города Измир, Турция. В настоящее время это окраина города Сельчук.

В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма в Эфесе последовательно существовали три святилища (теменоса):

  • VIII века до н. э.;
  • середины VII века до н. э.;
  • небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16×31 м.

Точную дату сооружения первого святилища сложно оценить. Древнегреческий писатель и географ Павсаний (II век н. э.) полагал, что этот теменос старше знаменитого оракула Аполлона в Дидиме, сооружённого примерно в VII веке до н. э.. По оценке Павсания, доионическими жителями Эфеса были лелеги и лидийцы. Александрийский учёный и поэт Каллимах в своём «Гимне Артемиде» приписывал сооружение теменоса в Эфесе амазонкам, которые поклонялись Артемиде как своей покровительнице. Павсаний цитировал поэмы Пиндара, который утверждал, что основатели храма-амазонки были связаны с осадой Афин, но сам Павсаний, в отличие от Тацита, считал, что храм (теменос) появился раньше амазонок.

Современные археологические раскопки не подтвердили существования амазонок, упомянутых Каллимахом, но не противоречат утверждениям Павсания о древности этого места. Раскопки, которые в этом месте перед Первой мировой войной вёл британский археолог Дэвид Хогарт, позволяют идентифицировать остатки трёх последовательно сооружавшихся храмовых зданий. Раскопки 1987-88 гг. подтвердили, что на этом месте ещё в бронзовом веке находился храм с глиняным полом, сооружённый во второй половине VIII века до нашей эры. Храм в Эфесе представлял собой пример периферийного храма на побережье Малой Азии и, возможно, был самым ранним греческим храмом — периптером. Этот храм был разрушен наводнением в VII веке до н. э., которое насыпало над первоначальным глиняным полом слой песка и обломков толщиной более полуметра. Среди обломков были найдены фрагменты барельефа с изображением грифонов и Древа Жизни, по всей видимости, из северной Сирии, а также просверленные слитки янтаря эллиптического сечения. Вероятно, это были украшения ксоана эфесской богини, уничтоженного при наводнении. По оценке А.Баммера, хотя место храма подвергалось затоплению и в период между VIII и VI веками до н. э. было засыпано 2-метровым слоем иловых отложений, а с VI по IV века до н. э. — новым слоем в 2,4 метра, дальнейшее использование этого места «указывает на то, что сохранение идентичности фактического расположения сыграло важную роль в сакральной организации».

Гераклит Эфесский (VI—V века до н. э.) посвятил храму Артемиды свой труд «О природе».

Архитектурные особенности храма Артемиды в Эфесе

Форма колонн и оформление капителей этого храма имели свои особенности. При его возведении архитектор Харсифрон отошел от строгого по формам и порой даже сурового, Дорического ордера в архитектуре, и перешел к Ионическому ордеру. В нем были наиболее выразительные и изящество форм и пропорции, и гармоничность и легкость архитектурных элементов.

Поэтому, античный мир считал, что именно храм Артемиды в Эфесе является родоначальником нового в архитектуре, ионического ордера. Не смотря на то, что некоторые элементы его уже были известны в Эолии. Краткое различие  ионического и дорического  ордера, приведено в статье «Античный стиль в архитектуре».

Архитектурные элементы Дорический ордер Ионический ордер
Колонна массивнее стройнее
имеет неглубокие каннелюры, которые соединены острыми гранями имеет более глубокие каннелюры, которые отделяются тонкими полосками друг от друга, сохраняется первоначальная поверхность колонны
в ней отсутствует пьедестал и она заканчивается круглой подушкой и плитой (эхином и абакой) есть база; колонна заканчивается капителью с двумя завитками (волютами)
Архитрав – поперечная балка над капителями колонн гладкий; над ним расположен фриз с метопами – квадратными плитами, которые украшены рельефами и триглифами разделен на три части; фриз украшен барельефом

Различие в архитектурных элементах дорического и ионического ордеров, приведено в таблице выше. Кратко говоря, ионический ордер более стройный и декоративнее, имеет лучшее лепное/скульптурное оформление.

Достопримечательности Эфеса

Эфес — это уникальный археологический объект, который известен, в первую очередь, достопримечательностями эллинистического и римского периодов, а также раннехристианскими сооружениями. 

Храм Артемиды

Храм Артемиды — одно из семи чудес света, впечатляющее древнее сооружение, посвящённое одноимённой греческой богине. Храм представлял собой внушительное мраморное здание, окружённое 36 огромными колоннами и украшенное скульптурами. До нашего времени от храма Артемиды остались только руины. Самые интересные находки выставлены в Британском музее. 

Библиотека Цельса 

Библиотека Цельса — одна из главных достопримечательностей Эфеса. Была построена римлянами во 2 веке нашей эры. Библиотека являлась одним из красивейших сооружений древнего города с внушительным фасадом с коринфскими колоннами. 

Римский театр

Римский театр — одно из самых внушительных сооружений древнего Эфеса. Первоначально театр был построен в 3 веке до нашей эры в период правления Лисимаха. В дальнейшем он был значительно расширен римлянами. Это крупнейшее сооружение такого рода на территории Анатолии, которое использовалось не только для пьес, но и для религиозных, политических и философских дискуссий.

Дом Богородицы

Дом Богородицы — типичный пример римской архитектуры. В этом древнем доме по преданию провела свои последние дни Дева Мария, которая спасалась от гонений после смерти Христа.

Базилика св. Иоанна

Базилика св. Иоанна — развалины раннехристианской церкви, посвящённой Иоанну Богослову, который жил и проповедовал в Эфесе. 

Мечеть Иса Бея

Мечеть Иса Бея была построена в 14 века и является одним из ярких примеров религиозной архитектуры сельджуков. 

Что ещё посмотреть в Эфесе:

  • Магнезианские ворота — руины древних городских ворот. 
  • Агора — римская площадь. В её северо-восточном углу обнаружен древний акрополь.
  • Храм Исиды, посвящённый египетской богине и разрушенный в период правления императора Августа.
  • Одеон — небольшой театр со сценой на 1500 зрителей.
  • Улица Куретов — простиралась от ворот Геркулеса до библиотеки Цельса и агоры. 
  • Фонтан Траяна — один из лучших римских памятников в Эфесе. Был построен в начале 2 века и посвящён римскому императору Траяну. 
  • Храм Адриана — одно из самых хорошо сохранившихся сооружений античного города. Был построен во 2 веке.
  • Мраморная дорога — путь, начинающийся от театра до библиотеки Цельса. Дорога была построена в 1 веке. Здесь можно увидеть рисунки, которые известны как первая реклама в истории. 

Второе строительство храма Артемиды

Местные жители не готовы были мириться с такой несправедливостью, как потеря храма имени любимой богини. Поэтому решено было построить новый храм на общественные деньги.

Эфесцы отдавали свои ювелирные изделия и денежные сбережения ради этой благой цели. Архитектором нового проекта стал Хейрократ, оперативно руководивший процессом строительства.

Новый храм был воздвигнут за несколько лет, и он стал ещё больше и красивей прежнего. Внутри храма расположилась огромная 15-метровая статую богини-покровительницы.

Стены храма были расписаны картинами, изображавшими различные эпизоды греческой истории и сцены из мифов.

Известно, что великий Александр Македонский был настолько поражён строительством храма, что предложил все затраты списать на свой счёт.

Но он поставил условие, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Было велико искушение получить всем обратно свои деньги и украшения и сам город избавить от долгов, но жители эфеса были слишком честолюбивы, и поэтому Александру было отказано.

Чтобы не обидеть полководца, было принято решение заказать художнику Апеллесу его портрет. Произведение получилось таким красочным и живым, что горожане испытали возвышенный трепет и заплатили художнику невиданный по размерам гонорар.

Украшали вторую постройку храма Артемиды самые талантливые скульпторы, художники и архитекторы тех времён. Само величественное здание выполнено из мрамора и известняка, а огромные колонны сделаны из блоков, скреплённых друг с другом.

Храм в древнем Эфесе был не только местом культа великой богини, но и культурно-деловым и финансовым центром, независимым от городских властей.

Рядом работала сувенирная лавка, где продавали игрушки-копии великой постройки и различные статуэтки.

Второй храм Артемиды простоял на болоте около 500 лет. Во времена Римской империи он был переименован в храм Дианы. Императоры не скупились и дарили этому чуду света шикарные серебряные и золотые статуи.

Храм прославился, молва о нём распространилась по всему свету, и каждый, кто видел и бывал в нём, был в неописуемом восхищении.

Расскажем вам когда лучше ехать в Тайланд для пляжного отдыха. Узнаем о сезоне дождей и ливней.

Перед поездкой соберите аптечку: http://suntraveling.ru/sovet/asia/kakie-lekarstva-vzyat-s-soboy-v-tayland.html рекомендации по основным препаратам.

Интересные факты и фото

Храм Артемиды в Эфесе

Мы строили, строили…

По представлениям греков, богиня Артемида покровительствовала всему живому в лесах и полях. Она могла дать счастье в браке, помочь в рождении детей. Эфессцы решили воздвигнуть в честь влиятельной богини храм, достойный их славного города (см. фото).

Перед приглашённым греческим архитектором Херсифроном стояла непростая задача. Заказчики ожидали здания невиданных размеров и красоты, которое простоит века. При том, что землетрясения в этих местах — дело обычное. Архитектор нашёл неожиданное решение – строить… на болоте, в топкой речной долине.

Рыхлая почва должна была стать амортизатором при землетрясениях. Но ведь храм может погрузиться в такую почву просто под своим весом! Поэтому, вырыв котлован, в него насыпали подушку из мягких и не гниющих шерсти и древесного угля.

Проект выглядел прекрасно – храм окружали два ряда мраморных колонн. Но доставка многотонных колонн оказалась крайне тяжела. Колёса повозок увязали в топкой почве. Херсифрон нашёл выход и здесь. В торцах колонн высверлили отверстия, забили бронзовые пруты. На их концы надели деревянные втулки и длинными жердями соединили с упряжкой. Запряжённые десятки быков (!) с трудом, но катили круглую колонну на стройплощадку.

Сложнейшие расчёты, масса практических сложностей – всё это замедляло работу. Неудивительно, что храм строили 120 лет. Новое жилище Артемиды было готово примерно в 450 году до н. э.

Семь чудес света — Храм артемиды в Турции

Как забыть Герострата?

Храм не продержался и столетия. В храме устроил пожар мало кому известный горожанин Герострат. Психически нездоровый, он задумал стать греком, обессмертившим свое имя тем, что сжёг храм Артемиды Эфесской. То, что возводилось 120 лет, исчезло за одну ночь.

Почему на помощь храму не пришла сама Артемида? Легенда легко объясняет это. Оказывается, богиня была занята: как раз в ту ночь в далёкой Македонии супруга царя рожала сына — будущего великого полководца Александра Македонского.

Эфессцы приговорили безумца к казни и решили никогда и нигде не называть его имени. Но то, что стараешься забыть, как раз и вспоминается. Так оно и вышло. Даже в этой статье мы не обошлись без упоминания грека, сжегшего храм артемиды эфесской.

Герострат сжёг храм Артемиды

Возрождение храма

Годы спустя стали собирать деньги на восстановление святилища. Основные средства на него выделил тот самый Александр Македонский. К тому времени, он завоевал всю Малую Азию и громил Персию.

Слава о восстановленном храме облетела Средиземноморье. Он был отнесён к одному из семи чудес античности. Туристы древности приезжали сюда специально, чтобы посмотреть его.

Снаружи и внутри здание поражало красотой. Рельефные украшения и статуи из золота и серебра. В главном зале стояла статуя Артемиды, высотой с пятиэтажный дом, вся золоте и драгоценных камнях.

Приведём интересные факты о храме Артемиды в Эфесе:

храм имел размеры 105 х 52 м, его окружали 127 колонн, каждая высотой в 18 м. Кровлю держали мощные балки из ливанского кедра (см. фото).

При восстановлении на кровлю вместо глиняной черепицы, уложили черепицу из мрамора;

В храме был огромный портрет Александра, где царь, подобно Зевсу, изображён с молнией в руке. Автору удалось создать «3D-эффект» — рука словно выступала из плоскости полотна.

Храм артемиды в Эфесе

Ничто не вечно под луной

Храм Артемиды простоял примерно столетие. Им восхищались римляне. Однако воевавшие с Римом племена гòтов разграбили храм.

Морская бухта, у которой стоял Эфес, заиливалась, море отступало. Город приходил в упадок, его жители переселялись на ближние холмы.

Времена уже были другими, христианскими. Языческие храмы не вызывали почтения, и практичные эфессцы растаскивали мраморную обшивку храма и вообще всё, что можно было увезти. Часть колонн вывезли в Константинополь и использовали при возведении знаменитого собора Св. Софии. Землетрясения валило колонны, их заносило землёй. Болотистая почва затягивала руины. Территория стала принадлежать Турции. Храм Артемиды был забыт.

В 19-м веке археологи установили его место. Ныне это окраина города Сельчук, в двух-трёх часах езды от Измира. На месте храма – пустырь (см. фото). Здесь среди густой травы валяются античные камни и высятся колонны, собранные из фрагментов. На фото вы видите всё, что осталось от храма Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды, наши дни

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Культ Артемиды у древних греков[править | править код]

См. также: Артемида

Многогрудая Артемида Эфесская, I век н. э., Эфесский археологический музей

Артемида в древнегреческой мифологии была вечно юной богиней охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницей всего живого на Земле, дающей счастье в браке и помощь при родах, позднее — богиней Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты. В шестой день третьего (Боедромиона) месяца греки проводили жертвоприношение Артемиде Агротере.

Святыни Артемиды, посвящённые ей храмы и фестивали («Артемизии») проходили по всему греческому миру. Особой известностью пользовались эфесские Артемизии. Во времена Древней Греции, и позже, при римском правлении, эфесские Артемизии превращались в важнейшее событие панэллинских фестивалей и стали частью греческой политической и культурной самобытности. Помимо всего остального, эти фестивали были хорошей возможностью для не состоявших в браке найти себе пару. Артемизии включали всевозможные игры, конкурсы, театрализованные представления во имя богини. Плиний Старший описывает Артемизии в своём труде «Естественная история», празднества запечатлел на своих картинах художник Апеллес, друг Александа Македонского. В эпоху Римской империи император Коммод (177—192 гг. н. э.) поощрял Артемизии и дал своё имя фестивальным играм.

Особенности культа Артемиды в Эфесеправить | править код

См. также: Статуя Артемиды Эфесской

Многогрудая Артемида. Гравюра XVIII века, изображающая римскую реплику древнегреческого ксоана.

Культ Артемиды в Эфесе возводится к временам полумифического Андрокла и имел некоторые отличительные черты. В Эфесе богиню, которую греки связывали с Артемидой, почитали в виде архаичного, доэллинского идола — ксоана, которое было вырезано из дерева и украшено драгоценностями. Черты этого идола имеют мало сходства с древнегреческими божествами и более похожи на ближневосточные и египетские божества. Тело и ноги эфесского идола заключены в сужающуюся столбообразную фигуру. На монетах, чеканившихся в Эфесе, богиня изображена в настенной короне — атрибуте богини Кибелы как защитницы городов.

Предметы, похожие на виноградную гроздь, покрывающие грудь богини, традиционно принято интерпретировать как многочисленные сосцы, символизирующие плодовитость богини. Эта интерпретация идёт с поздней античности и привела к тому, что её стали называть Diana Efesia Multimammia и другими подобными эпитетами, типа Многогрудая, Полимастос (πολύμαστος). Однако соотнесение этих частей с грудями не встречается у античных языческих авторов, оно появляется только у христиан: впервые это отмечается в христианской литературе III—IV вв. н. э..

С 1970-х годов эта интерпретация поставлена под сомнение. Рядом исследователей высказывалась точка зрения, что эти атрибуты возможно, вообще не являются анатомическими деталями, поскольку у них отсутствуют соски и, кроме того, они отличаются по цвету от «тела» богини. Книббе и некоторыми другими исследователямивысказывалась альтернативная точка зрения, что эти детали могли быть украшениями, ритуально помещенными на первоначальной статуе (возможно, тестикулы жертвенных быков), мутировавшими в поздних копиях в органично включенные в её облик элементы. Возможно также, что «груди» Артемиды Эфесской представляют собой изделия из янтаря в форме тыквы, эллиптические в поперечном сечении, с отверстиями для подвешивания. Они были обнаружены при археологических раскопках 1987—1988 гг. Эти предметы остались на том месте, где древнюю деревянную статую богини застало наводнение VIII века до н. э. Такая форма ювелирных изделий была разработана уже во время геометрического стиля.

Второй храм[править | править код]

Строительство нового храма финансировалось, по крайней мере частично, царём Лидии Крёзом, который был правителем Эфеса. Проект нового храма был разработан примерно в 550 году до н. э. известным критским архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном. Согласно проекту, здание храма имело 115 метров в длину и 46 метров в ширину, и, предположительно, было первым греческим храмом, построенным из мрамора. Периферийные колонны имели 13 метров в высоту, и стояли в два ряда, формируя широкий церемониальный проход вокруг целлы, где находилась статуя Артемиды. Тридцать шесть из этих колонн, по словам Плиния, были украшены резными барельефами. Скульптор Эндоиос создал новую статую богини из эбонита или почерневшего виноградного дерева и наиск, чтобы разместить её к востоку от алтаря под открытым небом.

Строительство второго храма длилось около двух веков и было завершено около 380 года до н. э. архитекторами Деметрием и Пеонием.

Храм стал важной достопримечательностью Эфеса, которую посещали купцы, путешественники и правители государств, многие из которых приносили Артемиде подношения в виде ювелирных украшений и различных товаров. Согласно легендам, храм также выступал в качестве убежища для тех, кто спасался от преследования или наказания

Храмовый кладправить | править код

Одна из древнейших именных монет, из клада храма Артемиды. Монета изготовлена из электрума, отчеканена в Эфесе примерно в 625—600 гг. до н. э. Аверс: пасущийся олень, реверс: два пуансона, каждый с выпуклыми пересекающимися линиями.

В позднейшие времена археологи обнаружили в развалинах храма клад, получивший название «клад Артемисиона», который насчитывал более тысячи предметов, в том числе, вероятно, древнейшие монеты, изготовленные из электрума (сплава серебра и золота). Клад в храме Артемиды является самым ранним из таких монет, когда бы то ни было обнаруженных. В этой коллекции имеются экземпляры монет время чеканки которых оценивается примерно в 625—600 годы до н. э., с выбитыми надписями ΦΑΝΕΟΣ ΕΜΙ ΣΗΜΑ или просто ΦΑΝΕΟΣ («Фанес»). Об интерпретации этих надписей у нумизматов нет единой точки зрения. Согласно одной из гипотез, эту надпись следует интерпретировать как «Я — печать Фанеса» (знак принадлежности некоему Фанесу, который мог быть эфесским купцом), согласно другой, её следует воспринимать как посвящение Фанету — одному из эпитетов бога Аполлона, брата Артемиды.

Анализ фрагментов барельефа на самых низких барабанах храмовых колонн, хранящихся в Британском музее, показал, что для строительства второго храма использовались колонны предыдущей версии здания, которые были надлежащим образом декорированы

По-видимому, об этом не знал Плиний Старший, который в своей «Естественной истории» утверждал, что архитекторы нового храма решили построить его на болотистой местности в качестве меры предосторожности против землетрясений

Поджог Геростратаправить | править код

Согласно легенде, в 356 году до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Древней Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться. Плутарх по этому поводу писал, что Артемида была слишком занята рождением Александра, чтобы заниматься спасением своего храма.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нём говорится просто как об «одном безумце», однако историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил таким образом его имя для потомков.

Александр Македонский и Артемида

Говорят, в ночь поджога Артемида не смогла защитить свое обиталище, потому что помогала во время родов одной женщине – матери Александра Македонского. Он родился в ту же ночь, когда тщеславный безумец подписал себе смертный приговор.

Позднее Александр уплатил свой божественный долг и взял на себя расходы по восстановлению храма. Работы поручили архитектору Хейрократу. Он оставил без изменений планировку и лишь усовершенствовал отдельные детали. Так, перед работами осушили болото, постепенно поглощавшее святыню, и подняли здание на более высокий ступенчатый постамент. Реконструкция окончилась к III веку до н. э., и результат превзошел ожидания. Благодарные жители решили увековечить Александра Македонского и заказали у Апеллеса портрет военачальника, которым украсили храм.

Среди интересных фактов о храме Артемиды в Эфесе значится и такой: хотя само святилище не сбереглось, изображение портрета полководца до сих пор хранится в Национальном музее Неаполя. Римляне скопировали сюжет и воссоздали его в виде мозаики, получившей название «Битва при Иссе».

Храм Артемиды Эфесской на карте Турции

История

Храм был воздвигнут в честь богини Афродиты, которая по преданию была сестрой-близнецом Аполлона. Его строительство началось в первой половине 6 века до н.э. Проект храма разработал архитектор Херсифрон из Кносса, средства на постройку дал лидийский царь Крёз. Огромное сооружение строилось около 100 лет.

В 356 году до н. э. храм был сожжен Геростратом и поэтому мы мало что знаем о его внутреннем убранстве. Зато как он выглядел внешне, имеется полное представление, ведь в началу III в. до н. э. была возведена точная копия храма Артемиды, лишь ступенчатое основание отличало его от оригинала. Средства на постройку выделил сам Александр Македонский. Архитектором стал Александр Дейнократ.

Размеры храма были 105 на 52 метра, крыша держалась на 127 колоннах высотой 18 м. Внутри он был украшен картинами и статуями самых лучших художников того времени. Но, конечно, главной была огромная статуя Артемиды, сделанная из золота и слоновой кости. В то время храм являлся не только религиозным местом, но и неким подобием античного банковского учреждения, а позже деловым и финансовым центром.

В 263 году храм был разграблен готами, а через 128 лет был разрушен по приказу императора Феодосия I, который был христианином и не хотел видеть памятник языческим богам. После этого здесь стояла церковь, но и она затем канула в лету.

Многие столетия это место было всеми забыто, пока 31 октября 1869 года английский археолог Вуду не наткнулся на следы крупнейшего храма античности. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов, шириной в 300 футов и длиной – 500. Многие десятилетия велись раскопки и в настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Как добраться до храма Артемиды

Храм расположен в непосредственной близости от города Сельчук и в 20 км от Кушадасы. Проще всего добраться сначала до автовокзала в городе Кушадасы, а там пересесть на долмуш до Сельчука, который также прибывает на автовокзал. Оттуда легко дойти до места пешком минут за 8-10.

Точный адрес: Artemis Tapınağı, 35920, Selçuk, Izmir.

Стоимость посещения: бесплатно.

Для осмотра развалин достаточно 10-15 минут.