Оглавление
- Попытки восхождения
- Поиски Ноева ковчега
- Где находится и как туда добраться
- Этимология названия
- Что произошло этой осенью в Нагорном Карабахе?
- Арарат – священная гора армян
- Гора Арарат и ее освоение человеком
- В поисках утраченной легенды
- Небиблейские легенды
- Как Россия «проиграла» Турции Нагорный Карабах: Анкара усилила свое влияние на Кавказе
- На вершине горы Арарат
- Есть ли за что воевать в Нагорном Карабахе?
- Современные экспедиции
- Географическое расположение горы
- В Библии
Попытки восхождения
Долгое время считалось, что восхождение на гору недоступно простым смертным и не угодно Богу, хотя находилось множество желающих обнаружить Ноев ковчег. Первым покорителем Арарата считается профессор Фридрих Паррот, руководитель шведской экспедиции, которая в 1829 году совершила успешное восхождение. На тот момент гора принадлежала Российской империи, и ученым пришлось довольно длительное время выпрашивать у чиновников разрешение на проведение исследовательской деятельности на потухшем вулкане.
В 1876 году британец Джеймс Брайс в одиночку покорил неприступную вершину, а в 1970 году турецким альпинистом Боскутом Эргёром было совершено первое зимнее восхождение. В конце прошлого века, из-за нестабильной политической обстановки, попытки покорить снежные вершины были невозможны. Сейчас подчинить себе самую высокую в Турции горную вершину может попытаться любой турист, правда, преодолев определенные трудности.
Поиски Ноева ковчега
Легенда о ковчеге известна всем христианам мира и представителям иных религиозных убеждений. Она непосредственно связана с турецко-армянской горой. Историки, археологи и исследователи до настоящего момента занимаются активными поисками останков.
Поиски осуществляются на территории национального парка, который раскинулся на огромной площади в 88 га у подножия Арарата.
Никаких официальных подтверждений того, что ковчег Ноя стоит искать именно в этой местности, не имеется. Эти предположения основываются на теологических историях. Однако, веру в то, что останки когда-нибудь будут найдены, историки не теряют. Ведь данная находка может стать величайшим открытием для всей мировой истории для всех христиан.
Легенда о ковчеге поддерживает статус Арарата в качестве священной горы. Считалось, что взобраться на вершину невозможно, потому что гора имеет святость. Когда в 19 веке, наконец, английский исследователь совершил восхождение, доказать этот факт ему было проблематично. В этот рассказ местному верующему народу было очень трудно поверить.
По одной из легенд русский офицер Росковитский тоже совершил полное восхождение на вершину. По преданию, он даже видел Ноев ковчег и сделал его фотоснимки. Но в 1917 году была совершена революция и эти кадры были бесследно утрачены – уничтожены или утеряны.
Возьмите на заметку: есть и другие смутные подтверждения существования священного корабля. Например, однажды были сделаны снимки местности с высоты. И, как показалось исследователям, в одной из существующих расщелин видны останки Ноева ковчега. Это произошло еще в 70-х годах прошлого века. Однако до настоящего времени данная информация достоверно не подтверждена.
Великий Арарат с двумя своими вершинами до сих пор считается святыней для армянского народа, пусть даже она не находится на его территории. Святость объекта до настоящего времени не подвергается сомнению.
Связь с библейским Ноевым ковчегом делает это место привлекательным с туристической точки зрения. Посмотреть на великую гору приезжают не только из соседних стран, но и из дальнего зарубежья.
Совет: перед поездкой в Турцию, стоит заранее изучить существующие маршруты и близлежащие достопримечательности. Это позволить сэкономить время и посмотреть много интересных мест.
О священной горе Арарат смотрите следующее видео:
Где находится и как туда добраться
Как уже упоминалось выше, на легендарную гору можно добраться с двух сторон – с турецкой и армянской. Но по причине того, что уже давно объект располагается на территории Турции, осмот со стороны Армении достаточно проблематичен.
Итак, всем, кто решил прикоснуться к величайшему географическому объекту, стоит прибыть на территорию Турции в город Стамбул. После этого необходимо добраться до Дугубаязита. В эту сторону проложены и автобусные маршруты, так же есть возможность доехать любым иным видом транспорта.
В этой местности настоятельно рекомендуется отыскать опытного проводника, который сможет безопасно и быстро переправить туристов к подножию горы. К тому же, полезно будет попросить проводника (гида), чтобы он поведал какие-нибудь интересные факты, пересказал легенды и истории. Без таких фактов невозможно в полной мере ощутить всю мощь и величие.
Этимология названия
См. также: Арарат (значения)
Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.
Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел ). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.
Местные названия Арарата:
- традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.
- турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии» Арарат и Агрыдаг, находящиеся в Русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
- персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح), «гора Ноя».
- арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
- курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».
Что произошло этой осенью в Нагорном Карабахе?
Ситуация в регионе обострилась 27 сентября, когда азербайджанские войска начали наступление с масштабным применением авиации, бронетехники, артиллерии и ударных беспилотников. В Баку заявили, что речь идет о контрнаступательной операции, начатой в ответ на обстрел армянской стороной нескольких азербайджанских населенных пунктов.
Результаты обстрела города Гянджа в Азербайджане. 11 октября 2020 года. Фото: Reuters
Арцах поддержала Армения, объявив военное положение и всеобщую мобилизацию. На следующий день Армения запретила выезд из страны всем мужчинам мобилизационного резерва старше 18 лет.
Азербайджан также объявил военное положение и частичную мобилизацию. Политическую и военную поддержку Азербайджану оказала Турция, предоставив ему военную технику, советников и инструкторов.
Дома в Степанакерте после обстрелов азербайджанской артиллерией. 3 ноября 2020 года, Арцах. Фото: Reuters
Арарат – священная гора армян
Находится самая высокая гора Армянского нагорья на востоке Турецкой Республики, на побережье реки Аракс, в шестнадцати километрах от Ирана и в тридцати двух – от Армении (если нужно уточнить по карте, где находится гора Арарат, то её точные географические координаты составляют 39°42′09″ с. ш. 44°18′01″ в. д.).
Входит Арарат в состав Армянского нагорья, площадь которого составляет около 400 тыс. км. кв. (если смотреть по карте, то он расположен на территории сразу пяти стран – Турции, Армении, Грузии, Ирана и Азербайджана). В настоящее время почти все вулканы Армянского нагорья, кроме Немрута, никакой вулканической активности не проявляют – это касается и самой высокой вершины горного хребта, горы Арарат.
Учёные предполагают, что самый высокий вулкан Турции проявлял активную вулканическую деятельность в III тыс. до н. э., поскольку под толщей лавовых наслоений исследователи нашли немало артефактов, относящихся к раннему бронзовому веку и остатки человеческих тел. После этого гора успокоилась и особой активности не проявляла.
Полностью уснувшим вулканом Арарат назвать нельзя, поскольку последние проявления вулканической активности произошли относительно недавно, в середине XIX века, вызвав сильнейшее землетрясение, из-за которого оказались полностью разрушены монастырь Святого Якова, и небольшая деревня Аргури (после этого каких-либо поселений на склонах горы уже не обустраивали). Стоит заметить, что вышеупомянутое извержение было специфическим – происходило оно глубоко в земле, а лава не выбрасывалась.
Гора Арарат и ее освоение человеком
Несмотря на мифы и легенды, на вершину Большого Арарата с 30-х годов XIX века начали подниматься различные экспедиции с тех пор, как его северный склон стал принадлежать Российской Империи.
В этих экспедициях участвовали русские и армяне. Последние даже не представляли, что на вершину можно подняться человеку, и Бог не покарает его за это. Интересно, что при первом восхождении не удалось дойти до вершины несколько метров.
Многие боялись признаться сами себе, что смогли дойти до мест, где ходил праведник Ной, а гору можно одолеть обычному человеку. Поэтому армяне сохраняли в тайне свои экспедиции с россиянами, нарушившую традицию не подниматься на священную гору.
Позже, уже в XX веке такие походы стали нормой, а покорение Арарата – обыденностью. Появились альпинисты, ходившие вверх по склонам самостоятельно, в одиночку, не боясь опасностей или «гнева» горы.
Первым такое восхождение совершил известный британский государственный деятель Джеймс Брайс, особенно почитаемый в Армении. Он известен тем, что одним из первых признал геноцид армян в Оттоманской Турции.
Сегодня покорение Арарата стало туристическим бизнесом. Любители при наличии определенной подготовки и снаряжения смогут сделать это в группе или вместе с инструктором, гора имеет несложные склоны. А пройти ледники сможет только профессиональный альпинист.
В поисках утраченной легенды
Вокруг горы Арарат расположен национальный парк, площадь которого превышает 88 тыс. га. При этом интересно, что входят в него не только горные вершины Арарат, но и участок, на котором исследователи до сих пор пытаются отыскать легендарный Ноев ковчег: существует гипотеза, что именно здесь, на самой высокой горе Турции после окончания потопа смог причалить ковчег Ноя и его семейства.
Естественно, никаких подтверждений этой версии археологи на данный момент не нашли. Теологи исходят из предположения, что во время потопа Ноев ковчег находился именно в этой местности. А если так, то логично, что ковчег Ноя должен был причалить к самой высокой точке района, которую воды обнажили прежде всего. Правда, для этого он должен был хотя бы приблизительно определить, где находится гора Арарат (согласно Библии, это сделал посланный на разведку голубь).
Поэтому местные верующие на протяжении долгих столетий были убеждены: гора эта священна и взобраться на её вершину простым смертным не под силу. Существует легенда о том, что святой Яков трижды пытался подняться, чтобы увидеть и поклониться легендарному Ноеву ковчегу, трижды засыпал на дороге, после чего просыпался внизу вулкана. После третей попытки к нему наконец явился ангел, который и поведал о том, что смертным на гору Ноя подниматься категорически запрещено.
Поэтому армяне настолько были убеждены в святости своей горы, что любые попытки восхождения воспринимали как святотатство и считали богопротивным делом. Местные священники и мысли не допускали о том, что подобное возможно совершить: когда английский исследователь Брайс, покорив вершину Ноя в 1876 году, сообщил об этом армянскому священнику, тот ему просто не поверил.
Интересно, что существует история о том, в 1916 г. русским офицером Росковитским на вершине горы был обнаружен вмерзший в один из ледников ковчег Ноя. Легендарная лодка была им не только измерена, но и сфотографирована. Правда, через год началась революция и все документы безвозвратно пропали.
Это не единственная версия о существовании Ноева ковчега. В 70-х годах прошлого века американцы сфотографирован вулкан с высоты птичьего полёта, после чего на увеличенных снимках в одном из ущелий они обнаружили предмет, напоминающий ковчег Ноя. Найти его, правда, впоследствии не смогли, но обнаружили ковчег на горе Арарат, размеры которого совпадали с легендарной лодкой.
Небиблейские легенды
Григор Нарекаци (ок. 951—1003).
И наступает срок сказать мне честно |
Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу.
В армянской мифологии существует ряд мифов, в которых упоминается гора Масис (арм. Մասիս) — так раньше по армянски назывался Арарат.
По армянской легенде, гора Масис и гора Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр, согласно ему Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть.
В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора, как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов.
В одном из мифов, тесно соприкосновенном с историей, армянский царь Тигран, победив мидийского царя Аждахака, берёт в плен его жену Айнуш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые в народной этиологии с вишапидами, детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса. В другом древнеармянском эпосе «Випасанк», тесно связанном с предыдущим, у подножия Масиса живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана.
Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю.
В некоторых армянских версиях мифа о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе Масис. С вершины Масис Ксисутр спустился на землю.
Как Россия «проиграла» Турции Нагорный Карабах: Анкара усилила свое влияние на Кавказе
Мирный договор между Арменией и Азербайджаном, подписанный с участием Москвы и одобренный затем Анкарой, также рассматривается международными экспертами как очередной этап сложнейшей двусторонней политики между Россией и Турцией, которая фактически «открыла второй фронт» в Нагорном Карабахе (учитывая, что «первый фронт» противостояния между двумя странами наблюдался в последние годы в Сирии). Так, Россия неделями сопротивлялась вмешательству в войну, «чтобы не принять чью-либо сторону в борьбе между двумя бывшими советскими республиками, с которыми она поддерживает дружеские отношения». В то же время Турция позиционировала конфликт как часть «более широкой борьбы за региональное господство между Москвой и Анкарой».
Россия, у которой есть оборонный пакт с Арменией и военная база в этой стране, остается по-прежнему главным арбитром в регионе. Фото: mil.ru
Впрочем, оценивают результаты войны и мирного договора по-разному. Так, авторы Reuters указывают на то, что Россия, у которой есть оборонный пакт с Арменией и военная база в этой стране, остается по-прежнему главным арбитром в регионе, «который она считает своим собственным двором, несмотря на попытки Турции вмешаться». Тем более что российские миротворцы будут оставаться на своих местах как минимум пять лет, что, очевидно, усилит военное присутствие Москвы в регионе. Российские миротворцы при этом будут размещены не только на линии фронта в Нагорном Карабахе, но и в коридоре между этим регионом и Арменией.
Минобороны России сообщило сегодня, размещаются почти 2000 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 автомобилей и другой техники.
С другой стороны, аналитики отмечают, что если Москва условно «ничего не потеряла», то Турция, напротив, приобрела — ее союзник в результате договора получит дорожное сообщение с азербайджанским анклавом на ирано-турецкой границе, что фактически даст Турции «наземный мост» к территории Азербайджана. Турецкие военные также должны помочь укомплектовать совместный с российскими войсками центр мониторинга.
Предполагается, что соглашение о создании такого центра будет подписано между Москвой и Анкарой сегодня. В настоящий момент министр иностранных дел России Сергей Лавров и его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу уже обсудили соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе по телефону. Военные действия в регионах Нагорного Карабаха полностью прекращены, сообщила во вторник пресс-секретарь Министерства обороны Армении Шушан Степанян.
Турция, в свою очередь, заявила во вторник, что соглашение о прекращении более чем месячных боевых действий в Нагорном Карабахе обеспечило важные успехи для ее ближайшего союзника, Азербайджана, в конфликте с Арменией: «Братский Азербайджан добился важного успеха на поле боя и за столом переговоров. Я искренне поздравляю его с этой священной победой, — так прокомментировал подписание соглашения в Twitter министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу
— Мы продолжим быть одной нацией, единым духом с нашими азербайджанскими братьями».
Но что характерно, во вторник, 10 ноября, Кремль заявил, что не было никакой договоренности о размещении турецких миротворцев в Нагорном Карабахе после того, как было подписано соглашение о прекращении огня с целью остановить более чем месячное кровопролитие в регионе. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил журналистам, что центр по наблюдению за прекращением огня, расположенный за пределами Нагорного Карабаха, подлежал отдельному соглашению.
Дмитрий Песков заявил журналистам, что центр по наблюдению за прекращением огня, расположенный за пределами Нагорного Карабаха, подлежал отдельному соглашению. Фото: kremlin.ru
На вершине горы Арарат
Более 4 тысяч лет библейское сказание о первом вынужденном переселенце будоражит умы людей. Еще в начале 19 века жители армянской деревни Баязет рассказывали о случае с пастухом, который однажды весной увидел в горах огромный деревянный корабль. Турецкая экспедиция 1833 года на Арарат подтвердила историю пастуха в ее сообщении говорится о деревянном носе корабля, выступавшем из ила.
В сентябре 1878 года вершину Арарата в одиночку покорил англичанин Джеймс Брайс, впервые совершивший восхождение без ночевки за 24 часа. На высоте 4000 метров между глыбами застывшей лавы он обнаружил деревянный брус, напомнивший ему фрагмент рукотворной конструкции.
Во время Первой мировой войны, в августе 1916 года, русский авиатор Владимир Росковитский докладывал, что видел с борта аэроплана голубое пятно — озеро, а на его краю — остов большого корабля, на четверть вмерзшего в лед.
Согласно другим источникам, ковчег в то же время видели еще два русских военных пилота — лейтенанты Заболоцкий и Лесин. Совершая разведывательный полет над горным массивом, они зафиксировали на высоте 4,3 тысячи метров в озере странный объект, напоминавший многоэтажный плот. Их рапорт был доставлен царю Николаю II, который приказал направить две специальные военные команды для обследования горы.
В то же лето обе группы поднялись на Арарат и нашли конструкцию, напоминавшую Ноев ковчег. Сооружение было тщательно обследовано, обмерено, были даже взяты пробы дерева. Материалом для изготовления судна оказался олеандр. Это вечнозеленое дерево, растущее в Средиземноморье, отличается прочностью и почти не гниет, к тому же оно было покрыто составом, похожим на современный лак. Отличным «консервантом» для ковчега является также лед, в котором корабль находится 11 месяцев в году. Внутри солдаты обнаружили комнаты и измерили их – от самых больших до самых маленьких.
Ознакомившись с рапортом, Николай II намеревался организовать еще одну экспедицию для спуска судна, но тут грянул выстрел «Авроры».
Есть сведения, что ковчег видели советские летчики в годы Второй мировой войны. Один из них бежал в Америку, где представил снятый объект спецслужбам США. Возможно, он был первым, кто заснял Ноев ковчег. Тогда же судно на Арарате обнаружил американский летчик Эд Дэвис.
Воодушевленный этими сообщениями, американский историк Аарон Смит, собравший за много лет историю Ноева ковчега из 80 тысяч произведений на 72 языках мира, решил сам попытать счастья на Арарате. В 1951 году он с 40 спутниками провел 12 дней на вершине горы, но поиски не увенчались успехом. «Хоть мы и не нашли следов Ноева ковчега, моя вера в библейское описание потопа еще более окрепла», — таинственно произнес он позднее.
Ереванский исследователь Ашот Левонян обнаружил сообщение французского военнослужащего Фернана Наварры. По свидетельству француза, 6 июня 1955 года он нашел в расщелине на склоне Арарата обработанную деревянную балку. Независимая экспертиза в 16 университетах мира показала, что это разновидность дуба, а возраст балки составляет около 5 тысяч лет. Тем не менее, это не являлось доказательством того, что найденный обломок имеет прямое отношение к ковчегу. Кстати, еще один подобный фрагмент выставлен в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина (духовный центр Армянской Апостольской церкви) и представляется как осколок Ноева ковчега.
Есть ли за что воевать в Нагорном Карабахе?
Помимо того что Нагорно-Карабахская республика имеет для армян и азербайджанцев огромное символическое значение, Арцах представляет и экономический интерес.
В республике есть комбинаты по добыче и переработке различных видов строительных камней, таких как туф, базальт, гранит, известняк. Одно из крупнейших предприятий в республике — Дрмбонский горно-обогатительный комбинат, который занимается добычей и переработкой золота и меди.
Привлекает Арцах и туристов: только за прошлый год их здесь побывало более 42 тысяч человек. Сюда ехали любители экологического, военно-исторического, горного и экстремального видов туризма.
Современные экспедиции
А. Левонян был среди участников международной экспедиции, намеревавшейся заняться поисками ковчега на Арарате в августе 2000 года. В ней участвовали 27 человек из шести стран США, Канады, Италии, Норвегии, России и Армении. В Турции к группе должны были присоединиться граждане этой страны.
Среди участников экспедиции уже были покорители Арарата. Гамлет Нерсесян из Лос-Анджелеса поднимался на вершину горы в 1986 году. Химик из Милана Анджело Палего побывал на Арарате 15 раз, начиная с 1985 года, исключительно с целью поиска ковчега. Однажды к нему присоединился знаменитый альпинист Рейнхольд Месснер, в одиночку покоривший все 14 восьмитысячников планеты.
Палего рассказал Левоняну о своих находках. В июле 1989 года на высоте 4,3 тысячи метров он наткнулся на две глубокие трещины, идущие параллельно одна другой и образующие ровный прямоугольник размером 100 на 26 метров. Подобраться к сооружению с ледника сразу не удалось. «Туда надо спускаться на веревке метров на 200, — сообщил Палего, — а так как ледник в этом году сильно растаял, мы обязательно найдем его в этот раз».
«И вот мы стоим у подножия Арарата. До ослепительно белого ледника на его вершине рукой подать… Но турецкие власти в самый последний момент, когда мы уже стояли на склоне горы, вдруг запретили нам совершить восхождение — без объяснения причин. Мы вынужденно возвращаемся в Армению», — рассказал Левонян.
Наконец, 4 августа 2009 года, восемь граждан Армении получили официальное разрешение подняться на вершину библейского Арарата. «В возрасте 50 лет, после 33 лет мечтаний, видя Арарат почти каждый день из Еревана, я был на вершине этой легендарной горы», — вспоминает Левонян.
Через два года он поднял на вершину Арарата шестерых москвичей. Но плохая погода и пурга не позволили им полюбоваться видом с вершины одной из самых известных гор мира. За ужином в мотеле у крепости Баязет, когда армянский исследователь спросил у руководителя американской экспедиции профессора Ричарда, много лет занимавшегося поисками ковчега, нашли ли они что-нибудь, тот загадочно улыбнулся и ответил «Нет, ничего».
Географическое расположение горы
Где находится гора Арарат в географическом отношении? Данная гора располагается на правом берегу реки Аракс, вблизи границы Армении и Турции. Арарат образуют два конуса, слившиеся своими основаниями: Восточный, или Малый и Западный, или Большой Арарат.
Возраст первой горы составляет примерно 150 тысяч лет, второй – более 3 миллионов. Вершины гор Арарата виднеются почти отовсюду (имеется в виду вблизи границы двух государств).
На поверхности Большого Арарата сформированы шапки вечных снегов, а под ними, быть может, находятся остатки Ноевого ковчега. На данной горе имеется 30 ледников. Ледник Святого Якова является самым большим из них, его протяженность составляет более двух километров.
Также вблизи гор располагается озеро Ван, завораживающее чистотой своей воды. Также следует отметить, что Арарат лучше всего виден именно с территории Армении, а не Турции.
В Библии
Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.
См. также: Ноев ковчег
В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат. В некоторых переводах Библии на армянский в сказании о всемирном потопе ковчег Ноя остановился на горе Масис (Մասիս), то есть Арарат.
Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.
По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.
В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).
Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].
Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата
С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».