Оглавление
- Карьера в кино
- И театр, и кино
- Фильмография
- Детство и юность
- «Свадебная ночь» для миллиона человек
- Обитель Мевлеви и церемония кружащихся дервишей
- Значение некоторых предметов и движений
- Как проходит Шеб-и Арус?
- Семь частей
- Биография
- Личная жизнь
- История возникновения общины дервишей
- Личная жизнь актера
- Съёмочная группа
- Эртугрул – кто это такой?
Карьера в кино
Впервые Нургюль появилась на экранах, когда ей было всего 23 года — она приняла участие в телевизионном проекте в качестве гостьи, но не актрисы. После этого начинается стремительное развитие её карьеры в индустрии кино. Первая легкая комедия с её участием «Всё будет хорошо» вышла на экраны в 1998 году.
На протяжении трех лет Нургюль играла в семейном сериале «Вторая весна», воплощая образ героини Гюльсюм. Нургюль повезло поработать на одной сценической площадке вместе со звездой турецкого кинематографа – Тюркан Шорай и с признанным красавцем Озаном Гювеном.
В 2001 году были съемки в картине «Водопад» о военном перевороте 60-х годов в Турции и мелодраме о жизни моделей – «90-60-90».
Затем последовали работы в приключенческом боевике «Мумия в бегах», семейной драме «Особняк с виноградными лозами», мелодраме «Остров ангелов» и «Временная невеста», комедии «Проблемная золовка», мелодрамах «Невеста Эзо» и «Поезда Адама».
В 2007 на её карьерном пути встал очередной громкий проект – драма «На краю рая» совместного турецко-германского производства. Актриса сыграла роль студентки-бунтарки, дочери проститутки, работающей в Германии. Фильм был по достоинству оценен европейскими кинокритиками, получил премии Каннского фестиваля и Европейской киноакадемии за лучший сценарий.
К 2008 году Нургюль Ешилчай уже была востребованной актрисой у режиссеров и полюбилась турецким зрителям, а комедия «7 мужей для Хурмуз», психологическая драма «Совесть» и ироническая картина «Чинара» ещё надёжнее закрепили популярность актрисы.
В 2010 году по турецкому телевидению прошел показ остросюжетной мелодрамы «Любовь и наказание», где Нургюль Ешилчай исполнила главную роль в дуэте с Муратом Йылдырымом. Этот многосерийный фильм сделал актрису известной за границей, так как многие страны купили права на демонстрацию сериала.
После международного успеха Ешилчай стала одной из самых высокооплачиваемых актрис Турции. Артистка продолжала много сниматься: выходили мелодрама «Султан», боевик «Красная любовь», криминальный фильм «Галип Дервиш». В 2014 Нургюль снялась в триллере «Убийство», комедийном ситкоме «Скоро», драме «Ночь» и мелодраме «Вдребезги».
В 2016 году актриса получила приглашение от создателей популярного рейтингового телесериала «Великолепный век. Империя Кёсем», который шёл на протяжении четырех сезонов и транслировался в 50 странах мира. Во втором сезоне сериала, получившего международное признание, Нургюль сыграла главную героиню – Кёсем-султан, похищенную дочь венецианского купца Анастасию, которой суждено было стать супругой султана Ахмеда I и одной из самых влиятельных женщин-политиков в истории Турции, матерью трёх султанов Османской империи. Актриса заменила Берен Саат, которая играла молодую Кёсем в первом сезоне.
Сейчас в кинокарьере актрисы наступил перерыв. В 2017 году Нургюль завершила работу над проектом «Великолепный век. Империя Кёсем» и пока не появлялась в новых проектах.
И театр, и кино
Свой долг профессии девушка начала отдавать сразу же после вуза, играя в театре. Среди образов, созданных артисткой, центральные роли в спектакле «Гамлет» (Офелия), в постановке пьесы «Трамвай «Желание» (Бланш Дюбуа). Сотрудничество на подмостках сцены могло продолжиться и дальше, но в двери настойчиво стучался кинематограф.
Дебют состоялся в комедии «Все будет очень хорошо» (1998) и телеромане «Вторая весна» (1998), съемки которого продолжались три года. Это были первые шаги в кино, незабываемые встречи с известными актерами. Продолжение последовало в драме «Водопад» (2001), рассказавшей о судьбе известного художника в дни военного переворота в Турции, произошедшего в 60-х годах прошлого века, в мелодраме «90-60-90», поведавшей о темных сторонах жизни представительниц модельного бизнеса. И хотя в обеих картинах Нургюль значилась среди центральных персонажей, это были далеко не те работы, которые прославили ее имя. Как, впрочем, и ряд последующих разножанровых проектов: «Мумия в бегах» (2002), «Особняк с виноградными лозами» (2002), мелодраме «Остров ангелов» (2004), «Временная невеста» (2004), «Проблемная золовка» (2005), «Невеста Эзо» (2006) и «Поезда Адама» (2007).
С Муратом Йылдырымом в сериале «Любовь и наказания»
Зрители, наблюдавшие за восходящей звездой, полюбили ее за красоту, приятную улыбку, а главное – за искреннее и правдоподобное перевоплощение на экране.
В 2007 году актриса заявила о себе в полный голос, сыграв в драме производства Турции, Германии и Италии «На краю рая» роль Айтен Озтюрк – студентки-активистки, на учебу которой зарабатывает в гамбургском борделе мать-проститутка. Ленту восторженно приняли критики и зрители, а жюри Каннского фестиваля присудило ей премию за лучший сценарий. На следующий день после премьеры фильма исполнительница проснулась знаменитой.
Около 10 лет понадобилось артистке, чтобы покорить турецкий киноолимп. Следующие фильмы с ее участием – комедия «7 мужей для Хурмуз» (2009), драма «Совесть» (2008), мелодраматическая комедия «Чинара» (2011) сделали актрису желанной участницей любого кинопроекта турецких режиссеров.
Особняком стоит один из лучших телесериалов с участием звезды – драматический боевик «Любовь и наказания» (2010). Молодая женщина Ясмин (Нургюль Ешилчай) узнает об измене мужа и мстит ему ночью любви с Савашем (Мурат Йылдырым), познакомившись с ним в баре. Пара находит любовь, однако не все так просто. Картину смотрели не только турецкие зрители, но и любители телероманов многих стран, купившие права для ее показа. Героиня нашего повествования стала еще известнее и популярнее, а ее гонорары стали очень высокими.
В образе Кёсем-султан сериала «Великолепный век. Империя Кёсем»
Следующие кинообразы, запечатленные Ешилчай в драме «Султан» (2012), боевике «Красная любовь» (2013), криминальной картине «Галип Дервиш» (2013) , также в
в детективе «Убийство» (2014), комедии «Скоро» (2014), драме «Ночь» (2014) и мелодраме «Вдребезги» (2014) были запоминающимися, однако всех их затмила роль в следующем проекте. 2015 год стал триумфальным для турецкого кинематографа в целом и лично для актрисы, когда на телеэкраны вышла премьера многосерийной исторической драмы «Великолепный век. Империя Кёсем». Достаточно сказать, что сериал одновременно показывали в 50 странах планеты. В следующем году среди исполнительниц главных ролей значилась Ешилчай. Ей предстояло воплотить образ Кёсем-султан, ставшей одной из жен султана Ахмеда I, проявившей государственную мудрость и родившей для империи трех наследников. С образом кинодива справилась успешно.
Среди свежих работ можно выделить трагическую роль Гюльпери в одноименном сериале, премьера которого стартовала в прошлом году. У вдовы, лишившейся мужа, убитого на границе с Ираком, родня супруга отбирает детей и бросает ее в тюрьму. Однако адвокат Кадир (Тимучин Эсен) помогает Гюльпери восстановить справедливость.
Фильмография
2020 — (фильм) Игра ограбления. Большой куш … Юджель Сойкан.
2020 — (сериал) Птица Феникс … Аббаш Демиркан.
2020 — (сериал) Восход Османской империи … Чандары Халиль Паша.
2019 — (сериал) Любовь заставит плакать … Джавдет Ялчин.
2019 — (фильм) Закадычные друзья …
2019 — (фильм) Моя дорогая соседка … Дженгиз.
2019 — (фильм) Ты пахнешь как моя дочь …
2018 — (фильм) Между … Ресул.
2018 — (сериал) Не плачь, мама … Али Осман
2018 — (фильм) Ещё …
2018 — (сериал) Наследники … Зейнал.
2017 — (сериал) Маленькие преступления … Адип.
2017 — (фильм) Джингиз Реджаи … Адыл.
2017 — (сериал) Семь лиц … Оса.
2017 — (сериал) Видимый человек … Эсреф Шериф.
2017 — (фильм) Красный Стамбул…
2017 — (фильм) Перст визиря … Экмелеттин.
2017 — (сериал) Венера / Пастушья звезда … Зеккар.
2016 — (фильм) Кровавый вихрь … Али Аксу.
2016 — (сериал) Королева ночи … Хакан.
2015 — (фильм) Джунгли … Омар.
2015 — (фильм) Красный … Гёкхан.
2015 — (фильм) Любовь похожа на тебя … Айкут.
2013 — (сериал) Галип Дервиш … Сейит.
2013 — (фильм) Романтическая комедия 2 … Фалджы.
2011 — (сериал) Великолепный век … евнух Сюмбюль Ага.
2009 — (фильм) Шаг в темноту … Смугглер II.
2009 — (сериал) Если бы я был облаком … Махмут Паша.
2006 — (сериал) Мост … Эрдал.
Детство и юность
Чаглар родился 5 ноября 1987 года в Каршияке, районе турецкого города Измира. Отец работает инженером, мать – врачом-ортодонтом. Рождения брата ждала старшая сестра. Мальчик получил от родителей интеллигентное воспитание. Дети в семье воспитывались в уважении к взрослым, мать и отец с самого раннего детства учили ставить цель и добиваться ее.
Чаглар Эртугрул в 2019 году
Сестра Чаглара закончила факультет международных отношений и работает в банковском секторе. Сына родители видели техническим специалистом. После школы он поступает на факультет машиностроения на специальность инженера-механика.
Однако любовь к актерству переиграла жизненные планы. Еще в 12 лет, обучаясь в школе, Чаглар интересуется профессией артиста. В университете Коч симпатичный студент начинает посещать занятия театральной студии. Первым спектаклем, в котором Эртугрул играет роль, становится пьеса «Ромео и Джульетта».
Актер Чаглар Эртугрул
В свободное от учебы время Чаглар смотрит кинофильмы, изучает со стороны актерское ремесло. Полностью погрузиться в профессию помогают занятия в академии 35Buçuk, которую основали актеры Вахиде Перчин и Алтан Гёрдюм, известные по сериалу «Великолепный век».
Имея модельную внешность, Эртугрул начинает свой путь к известности, снимаясь в рекламе.
В 2016 году Чаглар уезжает в Лос-Анджелес, где проходит обучающие курсы в институте театра и кино Ли Страсберга и в школе комедийной импровизации.
«Свадебная ночь» для миллиона человек
Каждый год с 7 по 17 декабря в турецком городе Конья проводятся торжества, приуроченные к очередной годовщине его смерти, или, как принято говорить в суфизме, воссоединения «Мевляны» Джелаладдина Руми с Аллахом. В этом году будет отмечаться 745-я годовщина с того дня, как закончился жизненный цикл великого мусульманского ученого, суфия, поэта и наставника на этой земле, и для него началась, согласно суфийскому мировоззрению, жизнь настоящая. Суфии полагают, что этот мир — всего лишь площадка, где человек проходит испытание перед началом новой, настоящей жизни, и это новое начало знаменуется физической смертью человека. Здесь уместно привести цитату из самого Руми о смерти, которая в должной мере раскрывает суть вышесказанного: «Все говорили о разлуке, а я говорил о воссоединении». Смерть для Руми — это возвращение человека к своему истоку, то есть к Аллаху, так как происхождение человека является божественной драгоценностью.
Так или иначе, торжества, посвященные этому событию, на которые, помимо последователей тариката Мевлеви, со всего света собираются более миллиона почитателей Руми, называются Шеб-и Арус, что можно перевести как «свадебная ночь».
Обитель Мевлеви и церемония кружащихся дервишей
Дервиши, одетые в высокие колпаки и широкие юбки, начинают медленные вращения вокруг себя. Руки их при этом сложены на груди, а голова наклонена вбок. Вращения означают соединение с Вселенной, Божественной энергией и Высшей Любовью. Темп музыки нарастает, дервиши начинают перемещаться по кругу и их руки раскрываются. Исполнители впадают в экстаз, правую руку они поднимают вверх, принимая Божественную силу, а левая рука опускается вниз, отдавая энергию и любовь людям. Этот древний ритуал является символом, прохождения Высшей Божественной Энергии через дервиша.
Монастырь был построен в 1492 году, а официально закрыт в 1925-ом. Вплоть до самого его закрытия здесь кипела жизнь. Члены братства участвовали в коллективных ритуалах поминовения и радения. В монастыре была расположена библиотека, кухня, комнаты дервишей и шейха, мавзолеи.
Значение некоторых предметов и движений
Шкура ягненка или оленя, находящаяся напротив входа в семахане, называется «пост» или «постниш» и представляет собой место пророка Мухаммада и Мевляны. Для того, чтобы не было путаницы со шкурами, принадлежащими другим дервишам, эта шкура имеет красный цвет. «Хатт-ы Истива» — духовная линия, ведущая от входа в семахане к «посту». То, что находится справа от этой линии, символизирует этот мир и его обитателей, то есть мирскую часть. А то, что слева от линии, символизирует иной мир и духов. «Баш семазен» — это дервиш, ответственный за группу, которая принимает участие в обряде Сема. «Семазенбаши» — опытный дервиш, который следит за тем, чтобы обряд исполнялся в соответствии с правилами. «Постнишин» — это шейх тариката Мевлеви, который представляет «пост», то есть место Пророка и Мевляны. «Постнишин» — это не звание, а обязанности, которыми наделяются опытные дервиши после долгих лет службы.
«Сикке» — головной убор коричневого цвета, имеющий цилиндрическую форму высотой в 40-45 сантиметров, сделанный из войлока и опоясанный тремя лоскутками зеленого цвета, которые называются «дестар». В тасаввуфе этот головной убор служит символом надгробного камня. Люди, не являющиеся представителями братства Мевлеви, но занимающиеся преподаванием в дергахе братства, опоясывали свой головной убор белой лентой. «Теннуре» — хлопчатобумажная одежда семазенов белого цвета. В тасаввуфе эта одежда символизирует саван. «Мес» — мягкая кожаная обувь черного цвета. «Хирка» — длинное пальто черного цвета, которое надевается поверх теннуре. В тасаввуфе хирка символизирует землю, которая покрывает могилу. Для демонстрации того, что семазен уважительно относится к жизни и смерти, он целует пост, символизирующий этот мир и жизнь, и хирку — символ смерти.
Как проходит Шеб-и Арус?
Как мы уже упоминали выше, Шеб-и Арус — это торжества, посвященные воссоединению Мевляны с Аллахом. В этой связи каждый год 17 декабря после Икинди намаза (послеполуденной молитвы) в Конье проводится вечер памяти поэта и суфия, который сопровождается чтением аятов из Корана и церемонией Айн-уль Джем, больше известной как обряд Сема. Многие считают, что Сема — это обряд вращения, а приверженцев братства Мевлеви называют «вращающимися дервишами». Однако в традиции Мевлеви нет термина «вращение», и представители братства не вращаются, а делают «Сема». Слово «Сема» здесь употребляется в значениях «небо, Вселенная» и «слышать голос Вселенной». То есть слышать голос того, что сотворил Аллах, и отвечать на этот голос. Движения в Сема символизируют происхождение Вселенной, рождение человека и, вместе с любовью к создателю и желанием служить ему, его стремление быть «Инсан-ы Камиль», то есть совершенным человеком. Движения сопровождаются музыкой тасаввуфа (суфизм), которая имеет ритмику человеческого сердцебиения, что способствует более тонкому переживанию происходящего.
Во времена Мевляны обряд Сема происходил без музыкального сопровождения и не имел четкой схемы исполнения. Основой были религиозный пыл и взволнованность тасаввуфа. Есть факты, свидетельствующие о том, что Руми мог начать кружиться в Сема на улице, на рынке, в мечети и в других общественных местах. После смерти Мевляны, при его сыне Веледе Челеби и его потомках, Сема приобретает четкую «канонизированную» форму и, начиная с 1460 года, остается неизменным вплоть до наших дней. Теперь обряду Сема можно научить и научиться.
Во времена Мевляны обряд Сема происходил без музыкального сопровождения и не имел четкой схемы исполнения
Семь частей
Первая часть: «Наат-ы Шериф». Чтение стихотворения, восхваляющего пророка Мухаммада.
Вторая часть: звук барабана. Барабанщик наносит несколько ударов в малый барабан, которые символизируют приказ Аллаха «будь», что был отдан при сотворении миров.
Третья часть: партия нея (тростниковой флейты). «Нейзен» (музыкант, играющий на духовом инструменте ней), которого назначает нейзенбаши, начинает играть свою партию со вздоха «Хай», символизирующего дыхание Всевышнего, которое дало жизнь всему сущему на земле. Эту партию также называют «Пост Таксими», по окончании которой постнишин и семазены встают на ноги, сильно ударив правой рукой по земле. Этот удар называют «Дарб-ы Джелал». Семазены поправляют свои хирки и приближаются друг к другу, занимая правую сторону зала.
Четвертая часть: приветствие. Постнишин делает три шага вперед и совершает приветствие, сделав поклон. Эти шаги символизируют шариат (правила), тарикат (путь) и хакикат (знания). После этого вся группа присоединяется к приветствию. Семазены начинают движение по кругу, приветствуя друг друга по три раза. По окончании приветствия семазены занимают свои места.
Пятая часть: Сема. Постнишин и семазены совершают совместное приветствие и разом снимают с себя хирки, после чего повторяется совместное приветствие. Затем семазенбаши подходит к постнишину, приветствует его, совершая поклон, встает перед ним и приветствует остальных. После этого семазенбаши дает разрешение семазенам приступить к обряду Сема, который начинается после того, как семазены целуют руку постнишина. Духовный путь обряда Сема состоит из четырех приветствий:
- Первое приветствие — это понимание человеком того, что он является рабом.
- Второе приветствие — это восхищение перед силой и мощью Аллаха.
- Третье приветствие — это превращение восхищения человека своим Господом в любовь и исчезновение разума в этой любви.
- Четвертое приветствие — это завершение человеком духовного пути и возвращение в состояние рабства (служения), которое является самым подходящим и наивысшим положением, соответствующим его сотворению.
Шеб-и Арус — это не увеселительное мероприятие, созданное для привлечения туристов, а религиозная церемония
С началом четвертого приветствия к обряду Сема присоединяется и постнишин. В отличие от других дервишей он вращается, не снимая своей хирки и не раскрывая рук. Вращаясь, он двигается от поста к центру зала и обратно. Это движение называется «Пост Семасы». С возвращением постнишина к своему посту обряд Сема завершается, и семазены, заняв свои места, совершают совместное приветствие.
Шестая часть: чтение Корана. В этой части читается одна из сур Корана.
Седьмая часть: дуа. В этой части постнишин совершает дуа за всех пророков, ученых, шахидов и умму пророка Мухаммада. После того, как постнишин произносит слово «Ху», читается «Гюльбанг» (специальная дуа по случаю этой церемонии), затем читается сура «Фатиха», и церемония Сема завершается последним приветствием.
Необходимо понимать, что Шеб-и Арус — это не увеселительное мероприятие, созданное для привлечения туристов, а религиозная церемония, в которой может принять участие любой желающий. Это способствует лучшему пониманию того, для чего мы все были сотворены.
Булат Ногманов, фото wikipedia.org
ОбществоИсторияКультура
Биография
Появился на свет будущий артист 17 июня 1975 года в Киркуке (Ирак). По знаку зодиака – Близнецы. Селим не единственный ребенок в семье. У него есть старшая сестра и младщий брат. С раннего детства молодой человек увлекался не только египетским кинематографом, но и спортом. На протяжении нескольких лет он упорно тренировался в гимнастическом зале. Его успехи в спорте отметил лидер Ирака Саддам Хусейн.
В 1978 году глава семейства принимает решение переехать в Турцию. В то время ирано-иракский конфликт был в самом разгаре, поэтому семья покидала родину в телеге. Каждую ночь им приходилось прятаться, чтобы их не заметили военные. Поездка была долгой, но благодаря терпению и выдержке им удалось добраться до города Эскишехир, где они прожили четыре года, а затем переехали жить в Анталию.
После получения аттестата выбор Селима пал на театральное отделение города Анкары. Мать будущего артиста положительно отнеслась к выбору своего сына, а вот отец нет. Мужчина дал прекрасно понять своему наследнику, что, окончив институт, он будет голодать. Слова главы семейства оказались пророческими.
Молодому человеку негде было работать, и потому он устроился в ресторан в качестве официанта. Но по непонятным причинам уволился и стал клоуном. Вместе с бродячим цирком начинающий артист радовал не только детей, но и взрослых.
В 2000 году после окончания университета Селим стал работать в Турецком государственном театре. Благодаря своей актёрской деятельности артист успел посетить несколько разных городов и стран. Семь лет спустя он принимает решение перевестись в другую группу под названием «Диярбакыр».
Личная жизнь
Личная жизнь Чаглара Эртугрула довольно разнообразная, несмотря на то, что это молодой актер, который не любит давать интервью. Его считают замкнутым и молчаливым, а он это объясняет тем, что он весел и разговорчив только с теми, кто ему нравится
То есть, актер ко всем проявляет внимание, но и в то же время держит всех на расстоянии, что беспокоит даже его родных
Рост Чаглара Эртугрула составляет 1 метр 88 сантиметров. В ноябре 2018 года ему исполнится 31 год. В одном из интервью Чаглар Эртугрул рассказал о том, что он любит слушать альтернативный рок в исполнении зарубежных музыкантов, хотя и другие направления в музыке ему тоже по вкусу. Мало того, что он любит собирать Лего, он еще и хранит все макеты, которые собрал.
Без спорта актер жизнь себе не представляет. В основном это командные игры, такие как волейбол, баскетбол, футбол, теннис. Dior Sauvage является для актера любимым парфюмом. К достоинствам актера также можно отнести владение такими языками, как немецкий и английский.
Чаглар мечтает сняться в голливудском фильме. До конца своей жизни актером он оставаться не хочет. Ему не нравятся старые актеры, играющие на вторых ролях. Он хочет стать режиссером, а к старости — продюсером. Многие давно заметили, что голливудский актер Джейк Джилленхол и Чаглар Эртугрул очень похожи внешне. Чаглару это нравится, и он мечтает достичь славы этого актера.
На фото: Чаглар Эртугрул и Джейк Джилленхол
Что касается такого вопроса, как: «Чаглар Эртугрул и его девушка», то в его соц. сетях в семейном статусе написано: Не женат. Однако было немало моментов, когда зрители на экране видели актера в любовных сценах. Людская фантазия безгранична, но ни один роман не был подтвержден актером лично.
В основном все началось с выхода на экраны сериала Госпожа Фазилет и ее дочери. Кайла Манукян стилист, которая готовила имидж Чаглару Эртугрулу. Однажды репортеры застали парочку, когда они прогуливались вечером под ручку.
На фото: Чаглар Эртугрул и Кайла Манукян
На фото: Чаглар Эртугрул и Афра Сарачоглу
Однако больше всего зрителей интересуют отношения Чаглара Эртугрула и Дениз Байсал. Ведь по сценарию сериала именно он признавался ей в любви. А после 41-й серии, когда показали поцелуй многим действительно показалось, что между Дениз и Чагларом есть любовные отношения.
На фото: Чаглар Эртугрул и Дениз Байсал
Теперь надо полагать, что после съемок фильма: Останься со мной начнут интересоваться парой Чаглар Эртугрул и Мерич Арал. Сам же актер рассказал, что он знакомится с женщинами первым, но после ждет их решения, а не настаивает на своем. Также Эртугрул считает, что если оба влюблены, то это здорово и скреплять эти отношения на бумаге не обязательно. Далее по тексту фото Чаглара Эртугрула и сериалы с его участием.
История возникновения общины дервишей
Дервиш в переводе с персидского языка означает «бедняк». Часть представителей сообщества живет странствиями, а некоторые из них группируются в монастырях – ханка или теккие, находящихся в подчинении пира или шейха. Иным дервишам позволено проживать за стенами обители, но обязательно следует посещать монастырское братство несколько раз в неделю. Особенно строго соблюдается это правило накануне торжественных ритуальных плясок.
Ранее, чтобы стать членом ордена, нужно было отказаться от владения любым имуществом – дервиш должен быть нищим. Чтобы стать служителем господа, следует исключить из жизни всяческие мирские соблазны. Все вещи, находящиеся в ведении сообщества, считаются общими. То есть ничего личного у дервиша быть не может – ни дома, ни пищи, ни одежды и обуви. Становясь приспешником ордена, человек навсегда обрекает себя на бесконечные скитания, странствия по незнакомым городам и длинным дорогам. Дервиши верили, что аскетизм – прямой путь к мудрости и Богу.
Дервиши, Стамбул, 1890 год
Термин «дервиш» жив и по сей день. Этим словом именуют вечных скитальцев с доброй и широкой душой. Да, душа – это единственное, чем они владеют безраздельно, но готовы бесконечно делиться с другими. Когда-то даже существовала примета, что неожиданная встреча дервиша на пути сулит счастье и удачу в делах.
Галата Мевлевиханеси в Стамбуле (обитель дервишей) создал в 1491 году Искендер Паша. С 2011 года это место открылось в качестве музея.
Танец дервишей
В танце большую роль имеет музыка. Дервиши полагали, что она помогает воссоединяться с Богом. В семе первыми выходят музыканты. Они могут быть наемными или дервишами. Музыка с первых нот увлекает слушателя и завораживает. Постепенно она начинает звучать не в ушах, а в грудной клетке. Серце становиться центром души.
Каждое движение имеет свою смысловую нагрузку.
Сперва происходит молчаливая молитва от 30 минут. Все танцоры в это время совершают вращательные движения. Если молитва длиться более часа, то допустимы остановки каждые полчаса. Смысл подобных действий – воссоединение Бога со Вселенной. Сегодня можно встретить в вступительной части декламацию священных текстов.
Во время вращения правая рука дервиша поднята вверх, а левая опущена вниз. Правой рукой принимается энергия Вселенной, а через левую отдается людям. Голову склоняют в правую сторону. Скорее всего это физическая потребность – так легче кружиться.
Дервиш совершает два вращательных движения одновременно – по кругу и вокруг своей оси.
Сема состоит из семи частей, у каждой свой смысл:
- Единство Аллаха. По очереди выходят дервиши, совершают поклон и спокойно обходят зал. Завершает выход шейх, участие которого обязательно. Дервиши резко снимают черные плащи и оказываются в белой одежде. Единство Аллаха символизируется скрещенными руками на груди и ладонями на плечах – число 1.
- Звучат барабаны – сотворение Аллахом мира и приказ «Будь!».
- Инструментальная импровизация таксим – первый вдох, Божественное дыхание.
- Приветствие всех членов танца. Таким образом приветствует душа, спрятанная в теле.
- Начинается кружение танцоров. Оно состоит из 4 салямов – приветствий. Каждый салям заканчивается позой единства Аллаха. Кружение означает вечное движение во Вселенной подобно планетам вокруг Солнца. Причем вращение обязательно должно быть с лева на право. Во время обучения этим движениям используют деревянный колышек. За него держаться средним и большим пальцами левой ноги. Правую руку дервиш поднимает к небу – вверх, а левую направляет в Землю – вниз. Это напоминает земную ось.
- Читается Каран (аят 115 сура 2 Бакара).
- Молитва за пророков и их учеников.
В финальной части танца дервиши падают на колени, что символизирует прояснение сознания и просветление человека.
Расцветка у каждого ордена своя. Форма одежды – хирки с тюрбаном на голове. Под хирки обязательно надевают нижнее белье. Каждая деталь в наряде имеет мистическое значение. Например, колпак символизирует надгробную плиту собственного эго, а черные накидки – могила эго.
В дервиши просто так не попасть. Для этого предлагают пройти ряд испытаний, которые занимали 1001 день. Ежедневно претендент отчитывается главе ордена – шейху. Он должен рассказать про искушения, которые его настигли, и про способ их одоления.
Дервиши существуют во большинстве стран, проповедующих исламскую веру.
Личная жизнь актера
Хоть Чаглар Эртуглур и не любит откровенничать в интервью о личной жизни, в прессе практически всегда можно найти о нем немало пикантной информации. По мнению одних людей, актер является замкнутым и необщительным, другие же считают его веселым и очень даже контактным. Причина столь противоречивых мнений кроется в том, что Чаглар открывается лишь проверенным людям и тем, к кому испытывает большую симпатию. Какую-то долю внимания он, конечно же, уделяет всем желающим с ним поговорить и что-то выпытать, но при этом держит собеседников на расстоянии.
Что касается вопроса «есть ли у Чаглара девушка?», то в соцсетях указано «не женат». Но фантазия зрителей не раз порождала слухи о связях с партнершами по любовным сценам. Ни один из романов с коллегами по съемочной площадке доказан не был. Например, когда на телеэкраны вышел многосерийный кинороман «Госпожа Фализет и ее дочери», журналисты застали актера в компании своего стилиста Кайлы Манукян. Парочка после наступления сумерек неспешно прогуливалась, при этом девушка держала Чаглара под ручку. Скандальные снимки сразу же возникли в сети, а пользователи не скупились на комментарии. Примерно так же обстояло дело и с актрисой Афрой Сарачоглу, его партнершей по сериалу
Зрители решили, что Чаглар уделяет ей особое внимание, чего не скажешь об его отношении к другим коллегам женского пола. Еще больше поклонников волнует вопрос его отношений с Дениз Байсал, так как по сюжету фильма именно ей главный герой открыл свое сердце
Теперь актер справедливо опасается, что после выхода на экраны картины «Останься со мной», его начнут сватать и с Мерич Арал.
Съёмочная группа
|
|
Эртугрул – кто это такой?
Эртогрул (Эртугрул) – выдающая личность турецкой истории. Это отец первого турецкого султана Османа. Благодаря своему уму он стал правителем небольшого территориального образования Османский бейлик с центром в городе Селют. Власть, которую Эртогрул получил при жизни, позволила его сыну продвинуться еще дальше и в итоге стать султаном большой империи.
Генеалогическое дерево османской династии турков вызывает интерес у историков. Доказан тот факт, что Осман был первым турецким правителем. Известно, что известно – Эртугрул был его отцом. Но вот кто был дед Османа и отец Эртогрула, не совсем ясно. Большое количество исторических текстов указывает как на деда Османа – на Сулейман-шаха. Но некоторые исследователи считают, что им был Гюндюз Альп.
В любом случае история Османской династии начинается с того, что тюрки были вынуждены уходить от монголов, которые теснили их. Тюрки продвигались к границам в Византии, чтобы найти себе место для жизни. Небольшой отряд воинов во главе с предводителем оказался в Малой Азии. По легенде отец Эртогрула утонул в Персии во время перехода реки, когда тюрки отступали под натиском монголов. В связи с этим Эртогрул собирался вернуться туда.
https://youtube.com/watch?v=zornn2uBvug
Во время путешествия в Персию он решил отдохнуть со своим войском на верхушке холма. На прилегающей равнине две армии сошлись в борьбе. Эртогрул наблюдал за битвой, а потом посовещался со своим отрядом. Он принял решение помочь той армии, которая казалась слабее и утрачивала позиции. Благодаря его вмешательству атака была отбита. Как оказалось, Эртогрул вместе со своими соратниками помог сельджукскому султану, который боролся с монголо-татарской армией.
Эртогрул стал союзником сельджукского султана. Во всех походах его воины играли важную роль в военных операциях сельджуков. Вскоре храбрые тюрские воины превратились в авангард армии. Благодаря их силе, выносливости и навыкам, владения Эртогрула постоянно увеличивались. К ним добавлялись завоеванные у Византии территории и щедро подаренные султаном участки в качестве благодарности за удачные походы. Область, которая подчинялась Эртогрулу, процветала и увеличивалась. В итоге она получила название Османский бейлик. Ее центром был город Селют.
Это было время, когда противоречия в Византии способствовали завоеваниям их земель. Население окраин страны было недовольно политикой центра. В результате земли на границе Византии постепенно завоевывал Эртогрул. Политика завоевания земель привела к тому, что в сельджукском султанате могли возникать междуусобные войны.
Подчиненные султану правители отдельных областей стремились увеличить свои земли за счет соседей. Османский бейлик не участвовал в таких войнах, потому что находился на границе с Византией.
Сельджукский султанат постепенно приходил в упадок. А Османский бейлик под предводительством храброго воина и мудрого правителя постепенно расцвел и усиливался. История говорит о том, что Эртогрул прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 90 лет.
После его смерти султан передал управление Османским бейликом Осману, сыну Эртогрула. Осман получил письмо от султана, саблю и одежду. Новый правитель продолжил дело Эртогрула, он завоевывал новые земли у Византии и расширял свой бейлик. Вскорости монгольская армия напала на султанат. В битве с ними погиб сам султан и его наследник-сын.
Они решали, кто сможет возглавить страну в такой тяжелый момент. Практически единогласно было принято решение передать управление в руки Османа. Так сын Эртогрула стал первый турецким султаном. Он возглавил государство, которым до него управлял сельджукский султан. Осман взял себе титул Падишаха, перенес столицу в город Эскишехир и занялся развитием и укреплением главного города империи. Перед ним открылись перспективы, которых он не имел, управляя Османским бейликом.