Гарем султана османской империи: 8 фактов, которых вы точно не знали

Останется только один

Подобно своему деду Селиму I, Селим II правил Османской империей всего 8 лет. Однако на этом, пожалуй, сходства заканчиваются. Селим II, или, как его называли современники Сары Селим (блондин), был довольно противоречивой фигурой, и отношение как отечественных, так и турецких историков к этому правителю далеко неоднозначное, хотя, наверное, то же самое можно сказать обо всех правителях, которые когда-либо существовали. Тем не менее до так называемого «османского ренессанса» или «нового османизма» в современном турецком обществе эпохи Реджепа Таипа Эрдогана, большинство историков считало, что Селим II был пьяницей (недаром, вторым его прозвищем было Айаш Селим, т. е. пьяница). Также он много времени уделял пирам и женщинам, практически забросил все государственные дела и умер в хамаме, когда гонялся за очередной наложницей. Конечно же, многое из написанного, правда, однако в свете последних исследований выяснились некоторые интересные обстоятельства, о которых расскажу ближе к концу сегодняшней заметки.

Селим II, был первым из османских султанов, кто родился и умер в Стамбуле. Живя рядом с матерью Хюррем Султан, он получил отличное дворцовое образование. Согласно османской иерархии поочередно занимал посты управляющего такими провинциями как Конья, Маниса и Кютахья. Большинство его братьев и претендентов на престол погибли еще при жизни Сулеймана I Великолепного, поэтому его основным соперником был лишь брат Баязид, которого он при поддержке отца победил и заставил бежать в Иран, где по требованию Сулеймана I Баязид был задушен.

После смерти Сулеймана I во время похода близ венгерского Сигетвара в 1566 году, на османский престол взошел его сын Селим II, единственный оставшийся в живых. Была проведена пышная церемония коронации, однако, по сведениям историков, для этих целей не стали тратить средства государственной казны, а деньги на церемонию в размере 50 000 золотых монет одолжила сестра Селима II Михримах султан.

Султан Селим II принимает посла. Илл. wikipedia.org

Описание экскурсии

Наша экскурсия создана специально для поклонников сериала «Великолепный век», благодаря которому миллионы зрителей по всему миру погрузились в атмосферу эпохи Османской империи. Мы постарались следовать сюжетной линии сериала, чтобы вы смогли побывать там, где происходили все главные события, и увидеть своими глазами мечеть Шехзаде, мечеть Сулеймание, усыпальницу Сулеймана Великолепного и Хюррем-султан, дворец Топкапы и дворец Ибрагима-паши.

По следам героев «Великолепного века»

Как и множество зрителей по всему миру, мы не могли остаться равнодушными к экранному воплощению истории султана Сулеймана Великолепного. Вдохновившись перипетиями сюжета, мы составили маршрут по местам, где разворачивались придворные интриги, любовные истории и другие драматические события времен османов.

Гробницы Сулеймана I и его любимых

Начнем наш путь с мечети Шехзаде, построенной за пять лет после смерти сына султана Сулеймана Великолепного в 1543 году. Шехзаде Мехмед – сын рабыни, который прожил чуть больше 20 лет. В память о внезапно погибшем от болезни любимом сыне султан повелел построить эту мечеть, куда и были перевезены его останки.

Затем мы увидим мечеть Сулеймание — самую большую в Стамбуле и вторую по значению после мечети Султанахмет. Построенная всего за 7 лет, она расположилась в старой части города. Поговорим об этом величественном здании и посетим усыпальницу Сулеймана Великолепного и его любимой жены, Хюррем-султан. Вы увидите место упокоения двух влюбленных, которые даже после смерти не пожелали разлучиться и были погребены в соседних мавзолеях-тюрбе.

Резиденции султанов и великих визирей

Далее мы отправимся к дворцу Топкапы, откуда османские султаны управляли империей с XV по XIX век. При желании мы сможем посетить дворцовый комплекс и пройтись по его павильонам, гарему, библиотеке, кухне, сокровищнице и другим покоям.

В завершение экскурсии мы побываем у дворца Ибрагим-паши на площади Султанахмет. Резиденция великого визиря Османской империи, Ибрагима-паши, была построена на территории Ипподрома Константинополя в XVI веке. Свое название дворец получил в честь проживавшего Паргалы Ибрагима-паши — мужа Хатиджи, сестры султана Сулеймана I. После казни Ибрагима-паши в 1536 году дворец переходил к последующим великим визирям. Здание пережило множество трагических событий; в разное время в нем находилось посольство, швейные мастерские, военный оркестр и тюрьма, а в 1938 году здесь открылся Музей турецкого и исламского искусства.

Султан и Роксолана
Пешие

  • Вид экскурсии: индивидуальная пешая
  • Размер группы: до 6 человек
  • Дни проведения: выбирайте свободную дату при бронировании
  • Продолжительность: 4 часа
  • Язык: русский
  • Цена: 140 € за экскурсию
  • Место встречи: Рецепция вашего отеля.
  • Включено:

    • услуги лицензированного русскоговорящего гида

  • Не включено:

    • входные билеты в экскурсионные объекты
    • факультативные экскурсии
    • рекомендованные программы
    • личные расходы
    • проезд в общественном транспорте

  • Достопримечательности:

    — Мечеть Шехзаде
    — Мечеть Сулеймание
    — Дворец Топкапы + Гарем
    — Дворец Ибрагим-паши
    — Мечеть Рустем-паша

Происхождение

Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем в литературных сочинениях возникли легенды о её происхождении.

Факты

Сведения о происхождении Хюррем разрозненны и противоречивы.

В Европе Хюррем была известна как Роксолана. Это имя было впервые использовано в отношении неё послом Священной Римской империи в Османской империи Огьером Гизелином де Бусбеком, автором изданных в 1589 году в Париже латиноязычных «Турецких записок» (лат. Legationis Turcicae epistolae quatuor IV). В этом сочинении он назвал её Роксоланой, основываясь на предположительном происхождении Хюррем с территории, называемой в Речи Посполитой в конце XVI века Роксолания (от племени роксоланов, упоминаемых Страбоном в качестве обитателей Северного Причерноморья).

Следует отметить, что роксоланами в XVI—XVII веках нередко называли русинов — русских жителей Речи Посполитой. Причиной этому была этногенетическая теория, согласно которой русины происходят от «сарматского племени роксолан», что давало русской шляхте возможность присоединиться к господствующей концепции сарматизма, обосновывающей особые шляхетские права. На основе этих идей Русь в источниках этого времени нередко называется Роксоланией.

Венецианский посол Бернардо Наваджеро называл Хюррем русской: « … di nazione russa». Другой венецианский посол — Джованни Баттиста Тревизано — называл её «султаншей из Руси»: «Sultana, ch’è di Russia». Венецианский военачальник Маркантонио Брагадино также называл Хюррем русской: «donna di nazion russa».

Михалон Литвин, бывший в середине XVI века послом Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, в своём сочинении 1548—1551 годов «О нравах татар, литовцев и москвитян» (лат. De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum) при описании торговли рабами указывает, что «и любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного его, который будет править после него, похищена была из земли нашей».

Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621—1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области, Украина). Однако Рогатин, как и вся Галичина, не входил в состав Великого княжества Литовского, а был частью Королевства Польского.

Легенды

Никаких реальных фактов, подробностей или деталей происхождения и доосманского периода жизни Хюррем не известно и не задокументировано. Лишь в XIX веке в литературе стали появляться художественные домыслы, не имеющие под собой реальной основы. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского, служившего в местной церкви Святого Духа. В украинской литературе XIX века её стали именовать Анастасией, эту версию приняли некоторые советские историки.

Галина Ермоленко, со ссылкой на Михаила Орлича, сообщает о якобы старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька, похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем. Михаил Орлич сообщал, что слышал эту песню от бабушки. Также он слышал от бабушки, что «будто на свадьбу Насти и Сулеймана ездила в сопровождении казацкой свиты и Настина мать и другие сказки». Ирина Кныш называет «старой народной» песню, которая на самом деле является изменённым куском поэмы Маврикия Гославского «Поділля» (1827 г.):«До найновіших часій зберігав український нарід пісню:А тая ж то Роксоляна,Що то трясла Сходом,Була наша попадянка,З Рогатина родом.Цю народну пісню поляки переробили на своє:A oważ to Roksolanka,Co to trzesła calim Wschodem,Była nasza PodolankaZ Czemerowiec rodem» .

Аналогичную ошибку допускает и Орлич.

Можно только гадать, насколько первичны «старые народные» песни про Роксолану и датируются ли они сроками ранее 1880 года, когда имя Анастасия Лисовская появилось у Михаила Орловского в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская». Во всяком случае киевский историк Владимир Грабовецкий утверждал, что при поисках в архивах в галицких городских и земских актовых книгах не обнаружил даже упоминания рода Лисовских до середины XVI века. Михаил Орловский, вслед за Маврикием Гославским, писал, что Роксолана была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области)

А любовь как сон…

Кроме официальной версии основания Османской империи, как это принято на Востоке, существует легенда. Легенда связана с Османом Гази, вернее со сном, который он увидел, находясь в дергахе шейха Эдебали. Во сне к нему явился шейх Эдебали, из его груди вышла луна, стала возвышаться и перешла в объятия Османа Гази. После этого, из живота Османа Гази начало произрастать дерево, оно выросло большим, и тень от ветвей его покрыла всю землю. Он спросил о значении сна у шейха Эдебали. После небольшой паузы шейх ответил: «Возрадуйся, о Осман! Аллах даровал тебе и твоему сыну царствие. Весь мир перейдет под опеку твоего сына, а моя дочь станет твой женой». Таким образом, шейх стал родственником правящей династии, а его внук Орхан Гази стал вторым султаном Османской империи. Историки были бы не историками, если бы не разошлись в мнениях относительно родства Орхана Гази и шейха Эдебали, так как дочь шейха Мала Хатун была второй женой Османа Гази, а Орхан Гази родился от первого брака…

Так или иначе основав и укрепив государство Осман Гази завещал своему сыну продолжать джихад, нести знамя ислама и слово единобожие в самые отдаленные уголки этого мира. Тот, кто отступит от этого завета и прямого пути, не сможет получить заступничество Посланника Аллаха в судный день. И действительно, на протяжение нескольких столетий потомки Османа строго следовали заветам своего предка и несли религию Аллаха в отдаленные уголки мира, попутно расширяя границы империи. Именно поэтому можно встретить следы османской культуры на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, на Балканах, в далекой Юго-восточной Азии и даже в Латинской Америке.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился в 1985 году в селе Апастово Апастовского района Татарстана.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.
  • Публикуется также на портале http://www.islamosfera.ru/

ОбществоИсторияКультура

Программа экскурсии «Великолепный век»

На все эти вопросы вы получите ответы на экскурсии «Великолепный век» по исторической части Стамбула. Встретившись с гидом на центральной площади Султанахмет, вы пройдёте по колоритным улочкам старого города сквозь знаменитый Большой Базар в комплекс Сулеймание — великое архитектурное творение архитектора Синана — императорскую мечеть Сулеймана I, где он покоится в своем мавзолее рядом с любимой Роксоланой. И конечно же, согласно заявленной теме, на протяжении всего маршрута, шаг за шагом, год за годом — о Сулеймане и Роксолане — места, судьбы, события.

Прогулка отлично подойдет и для тех, кто в Стамбуле впервые, так как проходит по центральным туристическим местам исторической части города. По вашему желанию повествование о Сулеймане Великолепном легко трансформируется в рассказ об истории Стамбула в целом, который поможет сориентироваться в многообразии маршрутов, музеев и достопримечательностей Стамбула.

Места, где вы побываете

  • Площадь Султанахмет
  • Голубая мечеть
  • Собор-музей Айя София
  • Площадь Ипподром
  • Дворец Ибрагима Паши
  • Цистерна Базилика
  • Мечеть Сулеймание
  • Мавзолеи Сулеймана Великолепного и Роксоланы
  • Большой Стамбульский крытый рынок
  • Египетский рынок

Когда можно сходить на экскурсию «Великолепный век»

Это индивидуальная экскурсия на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании. Забронируйте экскурсию на свободный день в календаре и задайте гиду интересующие вас вопросы. После того, как гид подтвердит бронирование, вы оплачиваете 20% стоимости на сайте, остальные деньги вы платите гиду на месте. Приятной встречи и новых открытий!

Записаться на экскурсию

Что посмотреть в Топкапы

Музей представляет собой огромный дворцовый комплекс зданий общей площадью примерно 700 тыс. кв м. Это своеобразный город внутри города, который создавали веками: 4 двора, несколько павильонов, мечети, фонтаны, бани, бассейны и конюшня. Вся территория делится на внешнюю (бирун) и внутреннюю (эндерун). Бирун — Первый и Второй дворы, предназначенные для официальных мероприятий. Эндерун — приватные покои султана и его семьи (Третий, Четвертый Дворы, гарем Топкапы).

Первый двор

Первый двор, известный также как Двор янычар или Парадный двор, был служебной территорией для нужд дворца. Во времена султанов здесь располагался монетный двор, больница, пекарня и пункт поверки (переклички) янычарского корпуса.

Сейчас Первый двор представляет собой парковую зону отдыха, расположенную снаружи стен дворца Топкапы. Вход в него осуществляется через Императорские ворота. Прямо перед ними — один из самых красивых фонтанов города — Фонтан Ахмеда II. Он построен в начале 17 в. в стиле рококо.

Главное украшение Первого двора — Церковь Святой Ирины (Ая-Ирини) слева от входа. Это византийская церковь 11 в. считается древнейшим христианским храмом Стамбула. Она необычна тем, что ее никогда не пытались превратить в мусульманскую мечеть. Сейчас церковь недействующая, иногда используется для проведения музыкальных концертов. Вход  — платный.

Здесь же располагается музей Имперского монетного двора с экспонатами истории Стамбула. Рядом с Первым двором — Археологический музей и вход в парк Гюльхане.

Через Первый двор осуществляется вход на основную территорию дворца Топкапы через Ворота Приветствия (Средние Врата). Перед ними — кассы для покупки билетов.

Второй двор

Пройдя через Средние Врата во Второй двор, сразу справа от входа можно увидеть выставку императорских экипажей. Кстати, въезжать через эти ворота верхом могли только султан и его мать. Остальные должны были идти пешком.

Второй двор также являлся служебной территорией. Здесь располагались дворцовые кухни  — 10 крытых построек, в которых трудилось более 800 человек обслуживающего персонала. Сейчас в этих зданиях расположена выставка керамики, столовых изделий из стекла и серебра.

Во Втором дворе можно купить билеты в гарем, а также посетить сувенирный и книжный магазины.

Первые 10 султанов лично воевали, а потом…

Продолжая тему истоков, становления и формирования государства османов в полноценную империю, как было обещано в предыдущую субботу, сегодня поговорим об Османе Гази, он же Кара Осман, он же Фахруддин (поклонники фильма «Москва слезам не верит» могли бы продолжить этот список словами «он же Григорий Иванович»). Однако будем придерживаться официальной историографии. Большое количество имен и псевдонимов было распространенным явлением того времени, ведь правитель был не только правителем, но и воином, имамом и поэтом одновременно.

Звание Гази, как и его отец, он получил благодаря участию в многочисленных битвах и сражениях, которые в ту пору вело государство сельджуков. Напомним, что и Эртугрул, и Осман были беями, которые находились на службе у сельджукского государя и за ратные подвиги получили свои земельные наделы. Примечателен тот факт, что, начиная с Османа Гази, первые 10 султанов Османской империи, в качестве главнокомандующего, принимали участие во всех войнах и сражениях. Славную традицию первым прервал султан Селим II (он же Сары Селим). После него личное участие в войнах приняли лишь пять султанов, а всего их было 36, точнее 39, просто некоторые султаны правили несколько сроков с перерывами. Пока наш дорогой читатель окончательно не запутался в султанской арифметике Османской империи, переходим к сути.

В мавзолее Дурсуна Факиха

Эксклюзивные сорта помидоров

Томат сорта Падишах относится к среднеспелым помидорам. Плодоношение наступает через 111-114 дней после появления ростков. Индетерминантный куст в течение вегетационного периода требует подвязки к опоре или шпалерам.

Растение рекомендуется вести в 1 стебель для достижения максимальной отдачи урожая. Сорт предназначен для культивирования в условиях открытого и защищенного грунта стеклянных и поликарбонатных теплиц.

Поверхность томатов с легкой ребристостью. Масса плодов достигает 120-350 г. Помидоры розового цвета, сладкие на вкус.

Томат Король королей выведен относительно недавно в России. Сорт адаптирован для культивирования в защищенном грунте и регионах с теплым климатом. Плоды красного цвета, созревают через 120 дней после появления всходов.

Масса помидора составляет от 0,6-1 кг. Урожайность достигает 4,5 кг с 1 куста. Плоды с плотной консистенцией, в них содержится до 10% сухих веществ.

Среди царей томатов гибрид Ажур занимает свое место, полностью оправдывая нежное название декоративным видом. Компактные детерминантные кусты украшает резная листва. Гибрид выращивают в открытом грунте и теплицах.

Плоды правильной плоской округлой формы, с мясистой мякотью, интенсивного малинового цвета. Масса томатов достигает 300-400 г. С одного куста можно снять 5-7 кг плодов. Гибрид устойчив к растрескиванию, многим заболеваниям пасленовых культур.

Помидоры отличаются отменным сладким вкусом. Мощные кусты рекомендуется подвязывать к опоре, чтобы избежать деформации стебля в период созревания урожая.

Томат Султан принадлежит селекции голландских агробиологов. Гибрид отличается длительным периодом плодоношения. На детерминантных кустах образуются крупные листья интенсивного зеленого цвета.

В кистях созревает по 5-7 томатов массой 100-200 г. Плоды интенсивного красного цвета, с плотной мякотью и кожицей. При горизонтальном срезе наблюдаются камеры с небольшим количеством семян.

У плодов насыщенный сладкий вкус. Содержание сухих веществ достигает 5%, а сахаров – 2,8%. Чтобы вырастить хороший урожай, рекомендуется вносить обильные подкормки и следить за своевременным поливом.

Судьбоносная встреча

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

История легенды

В начале XVII века в Лахор приехал Уильям Финч, англичанин, занимавшийся в основном торговлей. Он оставил заметки об этом путешествии, в которых, в частности, содержится первый вариант истории о принце Салиме и его возлюбленной. По сведениям Финча, Анаркали была замурована в одной из стен Лахорской крепости, но она при этом названа не танцовщицей, а женой Акбара. Более того, в этом варианте легенды говорится, что Анаркали была матерью Даниал-мирзы, одного из сыновей падишаха. Казнили её, как указывает Финч, действительно из-за предполагаемой связи с Салимом.

Следующий вариант легенды датируется 1860-м годом. Автором его стал Нур Ахмед Чашти, суфийский шейх, который утверждал, что побывал внутри усыпальницы Анаркали и прочёл имя Салима на её саркофаге. При этом он отмечал, что возлюбленная принца была не женой, а лишь наложницей Акбара, однако считалась первой красавицей.

В дальнейшем эту легенду развил Имтаз Али Таджа, поэт из Индии, который придал истории её окончательный вид. Написанная им поэма легла в основу одного из самых популярных фильмов Болливуда, картины «Император Моголов» (Mughal-e-Azam). Правда, финал истории в фильме смягчили – в последний момент Акбар помиловал девушку, заменив смертную казнь на вечное изгнание.

Место захоронения Мумтаз-Махал

Многие люди, интересующиеся историей и архитектурой, знают, в каком городе находится Тадж-Махал. Однако далеко не всем известно, где именно располагается место захоронения императрицы. Ее гробница находится вовсе не под главным куполом возведенного в ее честь здания. В действительности местом захоронения правительницы Империи Великих Монголов является тайный мраморный зал, для которого был выделен участок под мавзолеем.

Гробница Мумтаз-Махал была расположена в секретном помещении не случайно. Такое решение принято ради того, чтобы посетители не нарушали покой «жемчужины дворца».

Второй двор

Древний парламент

На второй двор ведут Ворота Приветствия с остроконечными башнями. По-турецки их название звучит как Орта Капэ.

Кроме цитаты из Корана на них ясно различима надпись о том, что врата эти были изготовлены в годы правления Сулеймана 1.

Сегодня на просторной территории второго двора посажены многочисленные деревья, которые создают приятную тень, проложены пешеходные дорожки.

Правда, на некоторых тропинках встречаются вот такие камушки. Видимо, показывается, как здесь передвигались несколько веков назад.

Второй двор носит название «Двор Дивана» (Divan Meydani). Здесь размещалось ведомство дивана (Imperial Council).

Так назывался в восточных странах совет при султане по управлению государственными делами.

В таких заседаниях участвовали визири и высшие советники. Раньше присутствие самого султана на заседаниях было обязательным.

Но умнейший султан Сулейман Великолепный ввёл свои правила. Он лично в зале не присутствовал. Зато в комнате, прямо над тем местом, где находился Великий визирь, по его указу, было вырезано красивое небольшое окошечко с золотыми прутьями. Вот к этому окошечку султан мог подойти в любую минуту с другой стороны, и, будучи невидимым для других, мог слышать всё, о чём говорят его приближённые. Вот поэтому это окно и называлось «Око султана».

А еще благодаря этому тайному окну султан мог воздействовать на министров и принимаемые ими решения. Если, к примеру, султана что-то не устраивало в процессе заседания, то он закрывал окошко. Это означало, что необходимо прервать заседание и продолжить обсуждение уже в другом зале, но уже вместе с султаном.

Внутри помещения все очень красиво отделано: все выложено мозаикой,

на стенах и потолках росписи,

на мягких диванах постелены ковры.

Но на самом деле, трудно себе представить, как это все роскошно могло выглядеть во времена султанов.

Рядом находится помещение, где хранилась казна.

Оно называлось Внешним Казначейством и работало до середины 19 века.

Здание имеет оригинальную архитектуру: оно сверху имеет 8 куполов, которые опираются на три колонны.

Во все времена здесь хранилась казна государства, а также все ценные личные вещи султана, разнообразные подарки, которые привозились в дар со всего света. Сейчас в этом здании размещается выставочная галерея различных видов оружия (Silah Seksiyonu, Collection of Arms and Armour — так это называется на турецком и английском языках).

В её коллекции содержится более 52 000 единиц оружия, применяемого в разные годы. Здесь есть и арбалеты, и луки, и винтовки, и богато украшенные кинжалы. Интересно на всё это посмотреть. Но только… пусть эта красота навсегда останется под стеклом. Может быть, еще и поэтому фотографировать внутри строго запрещено?..

Из всех строений Второго двора выделяется Башня Справедливости.

Кроме уже перечисленного в этом дворе находились конюшни, мечеть и другие строения, предназначенные для прислуги. А еще здесь располагались хаммам-бани.

В эти помещения можно и сейчас зайти внутрь. Здесь представлены различные старинные банные принадлежности.

Ну и еще на Втором дворе находится макет Дворца Топкапы, где можно наглядно изучить все его многочисленные постройки.

Поговорим о вкусном и не всегда полезном

Немного в стороне размещался целый комплекс дворцовых кухонь, где ежедневно трудились сотни, если не тысячи слуг султана. Их легко можно отличить по огромным вытяжным керамическим трубам-воронкам.

В их состав входили Главная кухня, где отдельно шло приготовление блюд для султана и его гарема, вместительные кладовые, отдельные помещения для приготовления сладостей и десертов, ну и, конечно, нужно было накормить всех жителей и гостей великого дворца.

Ежедневно во дворце готовились кушанья для 5 000 человек. Для султана была отведена специальная, особо охраняемая кухня.

Перед тем, как положить еду на блюдо и отнести правителю, её заворачивали в бумагу и перевязывали лентой

Эта особая предосторожность была нужна для того, чтобы по дороге от кухни до стола падишаха никто не смог добавить в еду какой-нибудь изысканной приправы типа яда или чего-то подобного. Надо сказать, что предосторожность частенько не срабатывала: из 25 султанов почти половина умерла насильственной смертью

Сейчас в этих помещениях выставлена для осмотра посетителями уникальная коллекция фарфора и другой посуды совершенно различных цветов, размеров и используемых для их изготовления материалов. Среди них сохранились раритеты, которые датируются 7 веком! А всего на выставке представлено более 10 000 уникальных, восхитительных образцов применяемой в разных странах и в разное время посуды.