Фенербахче (футбольный клуб)

Вердикт: стоит ли вообще ехать в Стамбул на отдых

Стамбул — интересный город, но у него есть и вторая сторона медали

Впечатления в целом двоякие. С одной стороны, много всего увидели и точно неплохо сменили обстановку. С другой стороны, несмотря на все заверения многочисленных знакомых, Стамбулу очень далеко до современных европейских городов: здесь временами грязно, не всегда безопасно, часто душно и сложно.

Точно не жалею, что мы слетали в Стамбул без особенных происшествий. Тем не менее, в ближайшее время сюда точно не вернемся. Все-таки европейские города нам куда ближе, поэтому будем ждать полноценного открытия границ и новых путешествий. Постараемся рассказать про них полезно и интересно.

P.S. Забыл про фото из хаммама, это зал отдыха:

iPhones.ru

Про жилье, уличную еду и кафе, транспорт, развод от местных и новые правила в условиях коронавирусной заразы.

Николай Грицаенко

Кандидат наук в рваных джинсах. Пишу докторскую на Mac, не выпускаю из рук iPhone, рассказываю про технологии и жизнь.

Как добраться из аэропорта Ататюрка

HAVABÜS

Турецкий мегаполис располагает двумя воздушными гаванями. Один аэропорт (Сабихи Гекчен) находится в азиатской части Стамбула. Он предназначен в большей степени для местных авиаперевозок.

Второй аэропорт (Ататюрка) находится в европейской части мегаполиса. Именно из него совершаются международные рейсы. Существует три способа как добраться из этого стамбульского аэропорта до исторического центра города:

  • На такси. Рядом с аэропортом сотни автомобилей ожидают пассажиров, поэтому проблем с поиском такси у туристов не возникает. Недостатком этого варианта является высокая стоимость услуг.
  • На метро.

После посадки в аэропорту необходимо отыскать метрополитен. Он располагается на подземном этаже современного международного терминала (найти метро можно по указателю«Metro»). Попав в подземку, необходимо найти остановку Havalimani, приобрести жетон в аппарате или проездной в киоске. По линии М1 От аэропорта до станции Zeytinburnu 6 остановок.

После выхода из метрополитена нужно двигаться по Seyit Nizam. Примерно в километре находится трамвайная линия Т 1 Kabataş – Bağcılar. Из вагона трамвая нужно выходить на остановке Sultanahmet. Буквально в 5 минутах располагается район Султанахмет.

Можно доехать из аэропорта Ататюрка до Султанахмета на автобусах компании HAVABÜS. Периодичность их движения — 30 минут, время в пути — 40-45 минут. Выйдя из автобуса на остановке Yenikapi Sahil, необходимо пройти полтора километра, чтобы оказаться на площади Султанахмет.

Прежде чем приобретать билеты и лететь в Стамбул на отдых, необходимо изучить подробную информацию об историческом квартале, основных его достопримечательностях, подобрать и забронировать номер в подходящем отеле. В таком случае можно продумать все детали экскурсионного маршрута, сделать путешествие по Стамбулу запоминающимся приключением.

Замысел фанариотов – новый «Вселенский Собор»

Однако от дальнейшей поддержки раскольников Константинопольская Патриархия не отказалась. В 1924 г. из Стамбула в Москву должна была отправиться «особая патриаршая комиссия», причем специально оговаривалось, что она «в своих работах должна опираться на те тамошние церковные течения, которые верны существующему в России правительству», то есть на обновленцев.

Патриарх Тихон

Одновременно восшедший на Константинопольский престол после Мелетия IV Григорий VII пожелал, чтобы Патриарх Тихон «пожертвовал собой, немедленно удалившись от управления Церковью», и чтобы вообще московское патриаршество было упразднено.

Уровень взаимодействия обновленцев с фанариотами характеризуется уже тем, что занявший место умершего в начале 1924 г. архимандрита Иакова его племянник Василий (тоже Димопуло) состоял в лжесиноде раскольников, принимал участие во всех их важнейших мероприятиях и – что совсем скандально – регулярно им сослужил, то есть вошел уже не просто в протокольное, но и в евхаристическое общение с безблагодатным псевдоцерковным сообществом. Причем это не было с его стороны какой-то самодеятельностью, а осуществлялось с ведома и одобрения его патриархии, что порождало вопрос: оставалась ли она сама после этого православной?

При этом если пределом мечтаний Димопуло было здание бывшего Константинопольского подворья в Москве, то его начальство мыслило более глобально.

Главным же инструментом утверждения гегемонии Константинополя в православном мире по замыслу фанариотов должен был стать новый «Вселенский Собор».

Фанар был заинтересован, чтобы вместо представителей Русской Церкви в нем приняли участие дружественные ему обновленцы. Особое усердие здесь проявлял ставший в конце 1929 г. новым Константинопольским Патриархом Фотий II, который попытался извлечь максимум выгод из бедственного положения Русской Церкви. Однако резкое ухудшение международной обстановки в связи с приближением и началом Второй мировой войны сделало на время «вселенские» инициативы Константинополя неактуальными.

История

Святые Петровские ворота в Патриархате. В 1821 году Патриарх Григорий V оставался повешенным в полном облачении в течение трех дней на ее архитраве , поскольку Махмуд II обвинил его в неспособности подавить Греческую войну за независимость . С тех пор ворота не открывались.

Матфей II (1596–1603) перенес Патриархат в бывший монастырь Святого Георгия на Фанаре в 1597 году. Город находился в руках турок-османов с 1453 года. Район Фанар стал признанным центром греческой христианской жизни в город.

Церковь много раз реконструировалась, и от ее первоначального строения мало что осталось. Патриарх Тимофей II (1612-1620) перестроена и расширена церковь в 1614 году он был вновь перестроен при патриархе Патриарх Каллиника II Константинополя   (1694-1702). В начале 18 века (источники различаются по точной дате) церковь сильно пострадала от пожара. В 1720 году Патриарх Иеремия III (1716–1726, 1732–1733) писал Неофиту, митрополиту Арты: «Милостью и волей Всеблагого Бога владыки, дай Бог долгой жизни, были тронуты, и они дал нам разрешение отстроить с самого начала святую церковь нашего Патриаршего и Вселенского Престола, и поэтому мы начали это строительство с помощью Бога ». Реставрационные работы Иеремии III продолжил Патриарх Паисий II (Патриарх несколько раз между 1726 и 1752 годами).

В 1738 году случился еще один большой пожар, когда церковь снова сильно пострадала. Лишь в 1797 году патриарх Григорий V смог начать масштабные реставрационные работы. Современное состояние церкви во многом восходит к этой перестройке. Храм имеет план трехнефной базилики с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны и поперечным нартексом с западной. Интерьер разделен колоннадами на три нефа, а высокие скамьи из черного дерева расположены вдоль линии колонн. Такое расположение оставляет достаточно места в нефе для проведения литургии. В святой , за алтарем, синтронон ( кафедра ) расположен полукругом вдоль изогнутой стены апсиды, с сиденьями для архиереев и центральным верхним троном из мрамора для патриарха.

Дальнейшие изменения были внесены в церковь при патриархе Григории VI (1835–1840), когда крыша была поднята до нынешней высоты. От этой реставрации датируется неоклассический мраморный дверной проем с декоративными дверными косяками, что делает фасад церкви непохожим на большинство других православных церквей, которые обычно выполнены в византийском стиле. Последняя крупная перестройка была проведена патриархом Иоакимом III (1878–1912). Мраморный пол в святилище был заменен, синтронон был отремонтирован, изготовлены мраморные шкатулки для хранения реликвий , отремонтированы рамы для икон, а церковная коллекция пополнилась литургическими сосудами и облачениями, подаренными православными христианами, в основном из-за пределов Османской империи.

Церковь снова была повреждена пожаром в 1941 году, и по политическим причинам она не была полностью восстановлена ​​до 1991 года. Ее самые ценные объекты, спасенные от каждого последующего пожара, — патриархальный трон, который, как считается, датируется V веком, а некоторые редкие мозаичные иконы и мощи святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Некоторые из костей этих двух святых, которые были украдены из Константинополя во время Четвертого крестового похода в 1204 году, были возвращены в церковь Святого Георгия Папой Иоанном Павлом II в 2004 году.

После падения Османской империи и подъема современного турецкого национализма большая часть греческого православного населения Стамбула была депортирована или вынуждена эмигрировать после серии мелких или серьезных насильственных инцидентов, таких как стамбульский погром , в результате чего Патриарх оказался в аномальном положении лидера. без стада, хотя бы локально. Сегодня церковь Святого Георгия служит главным образом символическим центром Вселенского Патриархата и центром паломничества православных христиан. Церковь финансируется за счет пожертвований православных общин других стран.

3 декабря 1997 г. в результате взрыва бомбы был серьезно ранен дьякон и поврежден Патриарший собор. Это был один из многочисленных террористических актов против Вселенского Патриархата, его церквей и кладбищ в Стамбуле за последние годы. Усилия по привлечению террористов к ответственности продолжаются.

Стадион

Основная статья: Фенербахче Шюкрю Сараджоглу

Стадион «Шюкрю Сараджоглу»

«Фенербахче» всю историю играет свои домашние игры на стадионе «Шюкрю Сараджоглу». Стадион был построен в 1908 году, но с тех пор был реконструирован и расширен несколько раз. «Шюкрю Сараджоглу» отличается от большинства турецких футбольных стадионов, тем, что не имеет беговых дорожек. Это позволяет болельщикам сидеть очень близко к полю, что создает особенно впечатляющую атмосферу. Общая вместимость стадиона — 50 509 мест.

22 июля 1998 года стадион, который до этого имел название «Фенербахче стаде», был назван в честь шестого премьер-министра Турции Мехмета Шюкрю Сараджоглу, который также в течение шестнадцати лет (с 1934 по 1950 год) был президентом «Фенербахче».

В сезоне 2008/2009 арене было доверено право на проведение финального поединка Кубка УЕФА, в котором донецкий «Шахтёр» завоевал главный трофей в своей истории. После финала Кубка УЕФА в мае 2009 года началась новая реконструкция — для добавления убирающейся крыши и увеличения вместимости стадиона.

Действующие церкви Стамбула

Большинство православных религиозных сооружений, находящихся в крупнейшем мегаполисе Турции, сохранились до наших дней. Часть их работает до сих пор, выполняя свою прямую «функцию».

Церковь Святой Троицы (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)

Здание размещается недалеко от Таксима, в квартале Бейоглу. Современное сооружение возведено в 1880 году на месте древнего византийского храма Святого Георгия.

Главная деталь постройки — две колокольни на фасаде. Из-за беспорядков, происходивших в городе в середине 20 века, церковь сильно пострадала, однако полностью восстановлена к 2003 г.  Сейчас она считается самым большим действующим православным храмом.

Собор Святого Георгия (Aya Yorgi Patrikhane Kilisesi)

Религиозное сооружение, также известное под названием Патриарший храм Святого Георгия, расположен в районе Фенер.  Главной святыней собора, наряду с многочисленными иконами, является часть иерусалимской колонны. Согласно преданию, к ней был прикован Иисус Христос во время бичевания.

Религиозная постройка, названная в честь великомученика Георгия Победоносца, с начала 17 столетия служит резиденцией Вселенского Патриарха.

Церковь Марии Монгольской (Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi)

Единственная православная святыня, сохранившаяся в первозданном виде со времен Византийской Империи. Находится в районе Фенер, на возвышенности вблизи бухты Золотой Рог.

В храме никогда не было мусульманских богослужений. Там даже хранится письменное повеление султана Мехмета Второго, позволяющее проведение литургий на греческом языке.  Внутренний интерьер здания украшен иконами. Богослужения проводятся дважды в год, на Успение (15 августа) и в Светлую Седмицу (вторник).

Болгарская церковь Святого Стефана (Bulgar Kilisesi)

Находящийся на побережье залива Золотой Рог храм является собственностью болгарской общины Стамбула. Названная в честь мученика Стефана православная святыня построена из чугуна. Внутреннее же убранство, включая иконостас, сделано руками русских мастеров. Литургии проводятся на болгарском языке.

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ama Rum Manastırı)

Сооружение возведено в 5-6 столетии нашей эры. В 15 веке религиозная постройка подверглась разрушению, однако восстановлена в 1835 г. На территории храма находится целебный источник, по поверьям, избавляющий от болезней и исполняющий желания.

Место известно как Церковь:

  • Ключей;
  • Девы Марии;
  • Святого Источника;
  • Исполнения Желаний.

На территории этого волшебного места всегда много народу. Приходящие сюда люди верят в возможность быстрого выздоровления и исполнения надежд. Сотни тысяч людей прилетают сюда с разных континентов, для того, чтобы исполнить свои желания.
⠀В этой церкви есть один необычный ритуал: прямо сразу, справа у входа нужно выбрать свой ключик и талисман (цены символические). Унести их с собой, хранить и никогда не переставать верить в невозможное.

Только есть условие: когда желания сбудутся-нужно приехать и вернуть свой талисман в церковь. Где бы вы ни были, как бы далеко не находились-вернуть.

Примечания

  1. По этой причине Вселенский Патриархат часто именуют просто «Фанар».
  2. Слово греч. Φανάρι буквально значит «светильник». Русское фонарь — заимствовано из греческого.
  3. Это соседний Петрион, а также Псамафий и Студион.
  4. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. с. 187.
  5. Константинопольскому патриарху, как этнарху подчинялись не только все патриархаты и автокефалии на покорённой османами территории, но и христиане других конфессий.
  6. Сочетание аристократизма и занятием торговлей не противоречит византийской и вообще восточной традиции.
  7. С конца XVI века османская администрация за документ о поставлении (берат) взимала значительные суммы. Часто сменять патриарха, подыгрывая борющимся вокруг патриаршего престола партиям, стало выгодно.
  8. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. с. 191.

Гастрономический экскурс

Зима — отличное время, чтобы устроить себе гастрономический тур по Стамбулу — это время идеально подходит для тех, кто желает поближе познакомиться с традиционной турецкой кухней и местными кулинарными изысками. Ресторанов и кафе в Стамбуле просто невероятно много, поэтому мы просто остановимся на некоторых из них.

Так, отдохнуть от прогулок по колоритному стамбульскому району Балат можно в кофейне Gizemli kahve balat. Зимой она особенно уютна: здесь разжигают небольшую печь на углях, рядом с которой можно погреться в промозглый день. Тут можно выпить ягодного чаю или ароматного турецкого кофе с печеньем.

Неподалёку в Балате находится ещё одно необычное заведение — Cafe Naftalin К, которое представляет собой кото-кафе в нашем понимании. Мало что может согреть замёрзшего человека так, как парочка дружелюбных пушистых котов. Помимо лежащих на всех поверхностях усатых-полосатых, которых можно кормить, гладить и даже держать на коленях, кафе славится яркими и оригинальными винтажными интерьерами, которые будут прекрасно смотреться на фотографиях. Здесь вам предложат выпить чаю или кофе.

Турецкий кофеФото: Оксана Разорёнова

Желаете позавтракать, пообедать или поужинать с видом на Стамбул? Когда окажетесь рядом с мечетью Сулеймание, загляните в ресторан Sefa-i Hurrem Cafe Restaurant. В хорошую погоду вам накроют стол на террасе на крыше, в прохладную — в одном из залов в помещениях с панорамными окнами, сквозь которые вы сможете насладиться отличными видами бухты Золотой Рог и пролива Босфор. Кстати, подобных кафе вокруг Сулеймание масса, поэтому когда будете на обзорной площадке мечети, выберите себе заведение по душе, а может даже и не одно.

Прогуливаясь по улице Истикляль, сверните в переулок у лицея Галатасарай и окажетесь в ресторане Hazzo Pulo. Это отличное место, чтобы пообедать или поужинать в уютной обстановке с бокалом вина. Здесь обширная винная карта и широкий ассортимент мясных блюд.

Ресторан турецкой кухни в СтамбулеФото: Оксана Разорёнова

К слову, в Стамбуле есть множество энотек. Например, на азиатской стороне в районе Кадыкёй расположен винный дом Viktor Levi Şarap Evi. Ресторан находится неподалёку от популярного кафе My Chef и подойдёт для того, чтобы приятно завершить полный прогулок день.

Кондитерская Süleymaniye Çikolatacısı привлекает туристов не только ассортиментом сладостей, но и живописным интерьером в османском стиле. Она также находится неподалёку от мечети Сулеймание.

Любителям экзотики стоит сходить в кафе ливанской кухни Falafel Tyros, расположенное на улице Истикляль: там подают фалафель, хумус и другие необычные блюда. Это кафе отлично подойдёт тем, кто решит сделать обеденный перерыв во время шоппинга в местных магазинах.

Фаршированные мидииФото: Виктор Башкир

Стамбул — город, который никогда не спит, и подтверждением тому являются его разнообразные ночные клубы и бары. Последние во множестве расположились в окрестностях улицы Истикляль. Тут есть и модные бары с большим выбором спиртного, как например Joker № 5, и хипстерские заведения (Kozmonot), и бары с авторскими коктейлями и закусками (Socrates) и т. д.

Не забудьте отдать должное стамбульской уличной еде и напиткам, о них подробнее мы рассказывали . Что же касается зимнего времени, то в приоритете разумеется горячая пища и согревающие напитки. Так, буквально на каждом шагу в Стамбуле продают жареные каштаны, кукурузу — вареную или приготовленную на гриле. Можно отведать местные деликатесы — мидии, фаршированные пряным рисом, кокореч или знаменитый балык-экмек.

Два самых популярных зимних напитка в Стамбуле, традиции употребления которых теряются в глубине веков, — салеп и боза. Салеп — горячий и тягучий напиток из корней орхидеи и молока, присыпанный корицей. Боза готовится методом брожения пшеницы, кукурузы и проса, в ней есть небольшой процент алкоголя и ударная доза витаминов группы В. Оба напитка можно купить у уличных торговцев, но за классической бозой следует идти в Vefa Bozacis.

Кокореч Фото: Виктор Башкир

Как добраться

  • Пешком. Любители прогулок могут добраться сюда пешком: дорога от Галатской башни займет примерно 9 километров.
  • На пароме. В центре набережной расположена пристань Арнавуткёй — главный транспортный узел района. Она совсем небольшая, здесь останавливается несколько паромных маршрутов по Босфору и небольшие катера-вапуры, на которых можно добраться отсюда почти до любой пристани Стамбула.
  • На автобусе. До остановки «Арнавуткёй» на набережной идут автобусы № № 22, 22Б, 22RE, 25E, 40, 40T, 42T. До остановки «Арнавутукёй» в глубине района идет автобус 57UL.

Видео о районе Арнавуткёй

Путеводитель: некоторые округа Стамбула

Бешикташ
Округ популярен у туристов из-за расположения великолепных османских дворцов и мечетей.
Самый известный исторический памятник — дворец Долмабахче. Самая шумная ночная жизнь
Стамбула царит в районе Нишанташи. Бешикташ приветливо открывает двери десятков гостиниц и хостелов.

Зейтинбурну
Округ известен среди туристов благодаря десяткам фабрик по пошиву изделий из кожи
и меха, где большой ассортимент товаров сочетается с умеренными ценами. Кроме того,
здесь расположены многие достопримечательности, в т.ч. знаменитая крепость Едикуле
и музей-панормама «падение Константинополя».

Эюп
Округ является своеобразной меккой для правоверных мусульман в Стамбуле. Здесь
расположены мавзолей Абу Эйюпа эль-Ансари и мечеть Султана Эйюпа, которые
являются местом для паломничества. Иностранных туристов, правда, больше
интересует знаменитое кафе Пьера Лоти с живописными видами на город.

История и значение

См. также: Пентархия (христианство), Фанариоты и

Тронный зал в здании Вселенской патриархии. На троне возлежит Евангелие; Патриарх восседает на троне ниже, на переднем плане

Титул и статус епископа Константинополя оформились в эпоху становления Византийской империи, когда Константинополь начал играть роль столицы Римской империи.

Герб Константинопольского патриархата над входом в собор Святого Георгия, Фанар

Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) появилось у патриарха Акакия (472—489) вскоре после Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора (451), правила 9-е, 17-е и 28-е которого провозгласили общеимперскую юрисдикцию епископа Нового Рима как второго после Римского (решения Собора были приняты в Риме в 453 году, но с протестом против 28-го правила). К концу VI века титулование и роль закрепились окончательно как в гражданских актах империи, так и в церковных. Тридцать шестое правило Трулльского собора (конец VII века) гласило: «Определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».

После завоевания Константинополя турками в 1453 году епископ города, ставшего столицей Османской империи, сохранил свой титул и обрёл статус главы (этнарха) православных в Османской империи. В XIX веке, по мере обретения политической независимости от Османской империи православными странами Юго-Восточной Европы, пределы юрисдикции Вселенского патриарха сокращались, учреждались новые национальные церкви: среди прочих, и Церковь Эллады в 1850 году. Османская империя прекратила своё существование после Первой мировой войны. Константинополь, переставший быть столицей новой Турции в 1923 году, официально именуется с 1930 года İstanbul, а по-русски — Стамбул.

Начиная с 1920-х годов, при Мелетии II утвердилась концепция, согласно которой Вселенскому патриарху принадлежат определённые прерогативы в отношении полноты Церкви, в частности, исключительная юрисдикция над всею православной диаспорой. Данная концепция, именуемая её противниками восточным папизмом, оспаривается некоторыми поместными Церквами, прежде всего, Московским патриархатом.

Почившие Патриархи Нового времени погребены в женском монастыре в честь иконы «Живоносный источник» (Ζωοδόχος Πηγή του Μπαλουκλή) в Ва́лукли (Балыклы) в западной части Стамбула (Balıklı).

Из 223 Константинопольских патриархов лишь 95 скончались на своей кафедре (все они были избраны пожизненно), 35 вступали на кафедру дважды, восьмеро — трижды, трое — четырежды и трое — шесть раз. В 72-х случаях Патриархов низлагала светская власть или народ, 36 Патриархов бежали со своей кафедры, причем один из них дважды.

Святых (равноапостольных) Константина и Елены

Расположен он в районе Бююкдере, на территории летней резиденции российского генерального консульства в Стамбуле. В 2009 году состоялось освящение Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом (в ходе его официального визита в Стамбул).

Церковь эта является ныне действующей. Ранее рядом располагалась часовня, где тоже совершались небольшие службы, но со временем часовня эта была разрушена и до наших дней не сохранилась.

Адрес: Rusya Federasyon Istanbul Baskonsoloslugu, Istiklal Caddesi, 219-225a, 34430, Beyoglu, Istanbul, Turkiye.

Собираясь посетить Турцию, ознакомьтесь как вести себя в этой мусульманской стране, с правилами въезда для россиян. Советуем посетить уникальные по своей природе Принцевы острова, остров Клеопатры, Черепаший, водопады Дюден, Куршунлу. И конечно совершить шоппинг в Стамбуле, посетив его крупнейшие торговые центры, всевозможные магазины и восточные рынки (Гранд Базар).

На территории как Турции в целом, так и столицы, в частности, сохранилось немало православных храмов, но лишь некоторые из них сохранились практически в первозданном виде, наибольшая же часть подверглась разрушениям в результате многочисленных стамбульских землетрясений.

Не годится
Пойдет
Отлично 1

Рекордсмены клуба

Рекорды игроков

Зеки Риза Спорел — лучший бомбардир за всю историю «Фенербахче»

  • Наибольшее количество игр в официальных матчах — Мюздат Еткинер — 763 матча.
  • Лучший бомбардир в истории клуба — Зеки Риза Спорел — 470 голов.
  • Лучший бомбардир в чемпионате Турции — Айкут Коджаман — 140 голов.
  • Наибольшее количество голов в одном матче: 8, совместный рекорд —
    • Зеки Риза Спорел, против «Анадолу», 1931 год
    • Мелих Котанка, против «Топкапы», 1940 год
  • Наибольшее количество голов в чемпионате Турции: 6 — Танжу Чолак, против «Каршияка», сезон 1992/93
  • Лучший бомбардир в еврокубках — Алекс — 15 голов.
  • Наибольшее количество игр в еврокубках — Волкан Демирель — 86 матчей.

Игроки с наибольшим количеством матчей

Имя Период Матчи Голы
1 Мюздат Еткинер 1980—1995 763 20
2 Лефтер Кючюкандонядис 1947—1964 615 423
3 Шереф Хас 1955—1969 605 168
4 Джем Памироглу 1976—1986 508 17
5 Рюштю Речбер 1994—2007 447

Игроки с наибольшим количеством голов

Имя Период Голы Матчи Голов за матч
1 Зеки Риза Спорел 1916—1934 470 352 1,335
2 Лефтер Кючюкандонядис 1947—19511953—1965 423 615 0,688
3 Алаттин Байдар 1916—1934 362 324 1,117
4 Наки Бостанку 1934—1947 232 388 0,598
5 Фикрет Арыджан 1927—1947 231 406 0,569

Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь

Притесняемая османскими султанами (носившими также титул «халифа всех мусульман»), Константинопольская Церковь искала поддержки прежде всего у «Третьего Рима», то есть у Российского государства и у Русской Церкви (именно желанием снискать такую поддержку было вызвано согласие Константинопольского Патриарха Иеремии II на установление в 1589 году патриаршества на Руси). Впрочем, вскоре после упомянутой выше мученической кончины священномученика Григория (Ангелопулоса) константинопольские иерархи сделали попытку опереться и на православные народы Балканского полуострова. Именно в то время Окружным Соборным Посланием Восточных патриархов 1848 года православный народ (представители которого в османский период были интегрированы в высшие органы церковного управления всех восточных Патриархатов) был торжественно провозглашен хранителем истины в Церкви. Тогда же получила автокефалию Церковь освобожденной от османского ига Греции (Элладская Церковь). Однако уже во второй половине XIX века константинопольские иерархи отказали в признании восстановления автокефалии Болгарской Церкви (смирившись с таковой лишь в середине XX века). Аналогичные проблемы с признанием со стороны Константинополя испытывали также и православные Патриархаты Грузии и Румынии. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что восстановление в конце второго десятилетия минувшего века единой автокефальной Сербской Православной Церкви не встретило со стороны Константинополя никаких возражений.

Новая, первая в ХХ веке, драматическая страница в истории Константинопольской Церкви была связана с пребыванием на Её Патриаршем Престоле Мелетия IV (Метаксакиса), занимавшего кафедру Вселенского Патриарха в 1921-1923 гг. В 1922 году он упразднил автономию Греческой Архиепископии в США, чем спровоцировал разделение как в американском, так и в греческом Православии, а в 1923 году, созвав «Всеправославный Конгресс» (из представителей всего пяти Православных Поместных Церквей), он провел через этот не предусмотренный каноническим строем Православной Церкви орган решение об изменении богослужебного стиля, чем спровоцировал церковную смуту, породившую впоследствии т.н. «старостильный» раскол. Наконец, в том же году им были приняты под омофор Константинополя раскольничьи антицерковные группировки в Эстонии. Но самой фатальной ошибкой Мелетия IV была поддержка лозунгов «воинствующего эллинизма», что после победы Турции в Греко-турецкой войне 1919-1922 гг. и заключения Лозаннского мирного договора 1923 года стало одним из дополнительных для аргументов обоснования изгнания с территории Малой Азии почти двухмиллионной грекоязычной паствы Константинопольского Патриархата.

В результате всего этого после ухода Мелетия с кафедры едва ли не единственной опорой Вселенского патриаршего престола на его канонической территории стала почти стотысячная православная греческая община Константинополя (Стамбула). Однако антигреческие погромы 1950-х годов привели к том, что православная паства Вселенского Патриархата на территории Турции в результате массовой эмиграции к настоящему времени, за немногочисленными исключениями свелась к нескольким тысячам греков, живущих в константинопольском квартале Фанар, а также на Принцевых островах в Мраморном море и на островах Имврос и Тенедос в турецкой Эгеиде. В этих условиях Патриарх Афинагор I (1949-1972 гг.) обратился за помощью и поддержкой к странам Запада, на землях которых, преимущественно в США, уже тогда проживало подавляющее большинство почти семимиллионной (в ту пору) паствы Константинопольской Церкви. В число мер, предпринятых для обретения этой поддержки, вошло и снятие анафем, наложенных на отделившихся от Православия в 1054 году представителей Западной Церкви Патриархом Михаилом I Кирулярием (1033-1058 гг.). Указанные меры (не означавшие, однако, отмены соборных решений об осуждении еретических заблуждений западных христиан), впрочем, не смогли облегчить положение Вселенского Патриархата, новый удар по которому нанесло принятое турецкими властями в 1971 году решение о закрытии Богословской Академии на острове Халки. Вскоре после реализации Турцией указанного решения Патриарх Афинагор I скончался.