§ 5.1. на перекрёстке запада и востока

Как был основан Византий

История основания Византия отражена в античной мифологии. По преданию, возлюбленная верховного бога Зевса – красавица Ио (дочь речного бога и царя города Аргос Инаха), скрываясь от преследования мстительной Геры, укрылась в окрестностях бухты Золотой Рог. Здесь у нее родилась дочь Кероэсса.

От союза Кероэссы и бога Посейдона родился сын Визант, ставший впоследствии первым царем основанного им города Византия. Произошло это в 667 году до нашей эры. По обычаю тех лет, прежде чем приступить к воплощению какого-либо серьезного замысла, следовало получить напутствие Дельфийского оракула.

Оракул дал совет «поселиться напротив слепых». Тщательно исследовав местность, Визант счел, что основать город лучше всего напротив поселения Халкидон, поскольку только «слепыми» могли быть люди, не заметившие полуострова, расположившегося на берегу пролива Босфор, Мраморного моря и бухты Кривой Рог.

Место, выбранное для города, давало ему возможность контролировать перемещение потока товаров, следовавших как из Азии в Европу, так и в обратном направлении, что являлось надежным источником пополнения государственной казны. Кроме того, торговля в самом Византии процветала, что способствовало развитию города.

В то же самое время удачность географического и стратегического расположения являлась причиной частых вооруженных нападений на Византий.

 История Константинополя

324 год стал новой вехой в истории Византия. После ряда междоусобных войн римский император Константин Великий начал грандиозную перестройку города. В очень скором времени вокруг города было начато возведение крепостных стен, в нем появились новые дворцы, колоссальная церковь Апостолов, была осуществлена перестройка ипподрома.

В мае 330 года Константин Великий официально заявил о переносе столицы на стратегический полуостров у Босфорского пролива и о переименовании Византия. Новой столице империи было дано название Новый Рим. Однако этому названию не суждено было надолго закрепиться в истории. Город все стали называть Константинополем, в честь основавшего его Константина.

 Благодарные шаги на пути к величию

Стремясь к тому, чтобы новая столица поражала всех своим великолепием, Константин предпринял следующее:

1. Всемерно способствовал приросту населения за счет мигрантов из Азии и Европы. Для привлечения притока мигрантов он распорядился обеспечивать вновь прибывших бесплатным вином, хлебом, маслом и топливом. Переселенцы пользовались рядом льгот.

2. В Константинополь были приглашены искусные архитекторы, каменщики, резчики, скульпторы, живописцы, плотники: все, кто своим искусством мог способствовать приумножению его великолепия. Все ремесленники этой категории были освобождены от выполнения всех государственных повинностей.

3. В Константинополь, в соответствии с распоряжением императора, ввозились религиозные святыни: драгоценные принадлежности культа, мощи святых великомучеников, бесценные фолианты, искусные скульптуры. Все это собиралось в городах Римской империи: Риме, Афинах, Эфесе, Коринфе. Ни один город не должен был превзойти столицу.

4. В Константинополе процветали искусство и науки. Это был город ученых и мыслителей. Библиотеки того времени поражали богатством своих фондов, насчитывавших сотни древних рукописей.

После смерти Константина его преемники также не жалели средств для поддержания великолепия столицы. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами. Ходили слухи, что во время постройки города было истрачено более шестидесяти тонн золота: это были колоссальные по тем временам затраты.

Результат превзошел все ожидания: Константинополь поражал красотой своих храмов, дворцов, шириной улиц с крытыми галереями, огромными площадями, украшенными триумфальными арками, скульптурами, мраморными и медными колоннами, вывезенными из самого Рима.

Это интересно: 4520,Стокгольмский синдром Евгения Онегина: расписываем все нюансы

Культурные связи Византии.

Евангелисты. Палех. Россия.

В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изученияматематики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары (Святые Кирилл и Мефодий).

С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами.

Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

К занятию прикреплены файл » Это интересно! » и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .

  • https://www.youtube.com/watch?v=HrB92TrsmNc
  • http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/Osobennosti-i-rol-vizantiyskoy-kultury

Трансфер

Для заказа трансфера до отеля вы можете воспользоваться сервисом KiwiTaxi.

Трансферы в Стамбул

Показать трансферы из Стамбула

Популярные направления
Новый аэропорт Стамбула Стамбул Бакыркей от 3079 p. показать
Аэропорт Стамбула «Сабиха Гёкчен» Стамбул Бакыркей от 3359 p. показать
Другие направления
Анкара Стамбул Бакыркей от 33594 p. показать
Популярные направления
Стамбул Бакыркей Новый аэропорт Стамбула от 3079 p. показать
Другие направления
Стамбул Бакыркей Аэропорт Стамбула «Сабиха Гёкчен» от 3359 p. показать
Стамбул Бакыркей Анкара от 33594 p. показать

Аренда автомобиля

Также вы можете арендовать автомобиль. Для этого воспользуйтесь сервисом Rentalcars.com:

  • Аренда автомобиля в Стамбул аэропорт международный
  • Аренда автомобиля в Стамбул Внутренний аэропорт
  • Аренда автомобиля в Стамбул аэропорт Sabiha Gokcen

1762–1796

Екатерина II

Раздосадованный медведь. Французская карикатура. XIX век

В ходе Русско-турецкой войны 1768–1774 годов Екатерина II ограничивалась лишь планами обеспечить России надежный выход к Черному морю. Однако, чтобы получить поддержку православных народов Балкан, императрица передавала через своих военачальников, что война ведется ради освобождения их от османского ига. 

Это не могло не подействовать на греческих патриотов, тысячами стекавшихся под русские знамена; это обнадеживало и местную интеллектуальную элиту. Ученый и священнослужитель Евгений Булгарис, приглашенный Екатериной в Россию, в июле 1771 года на аудиенции при дворе прямо выразил сожаление, что та не является греческой императрицей: «Греция после Бога на тебя взирает, тебя молит, к тебе припадает». Позднее он выступил со своей программой судьбы Восточного вопроса. Булгарис призывал Россию разгромить турок: «…Pаздел турецких провинций в Европе, вместе с созданием небольшого независимого Княжества Греческой Нации, могло бы содействовать в будущем сохранению действительного европейского равновесия».

Лазерное шоу по расписанию намазов

Вся эта политическая петрушка не отменяет главного вопроса: что же теперь будет? Турецкие власти сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится.

Yuksel Goz/Unsplash

Из западных путешественников, посетивших Софию в бытность ее мечетью, был один, которому она в этом состоянии нравилась даже больше, — Иван Бунин, видевший в ее первобытной простоте и наготе возвращение к «началу ислама, рожденного в пустыне»: «Когда я вступаю в храм, пигмеями кажутся среди его необъятного простора и необъятной высоты фигурки молящихся — сидящих на огромной площади ухабистого от землетрясений мраморного пола, сплошь покрытого золотистыми скользкими циновками из тростника. (…) И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» («Тень птицы», 1907).

Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться.

Эти коврики, к сожалению, уже не вынесешь обратно. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но наверняка закроют возможность видеть ее такой, какой нам хочется.

Архитектурные особенности собора

Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.

«Парящий» купол

Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров

Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.

Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.

Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.

Световой эффект храма

Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон

Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.

Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.

Особенности строительства храма

Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.

Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.

Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».

Трансфер

Для заказа трансфера до отеля вы можете воспользоваться сервисом KiwiTaxi.

Трансферы в Стамбул

Показать трансферы из Стамбула

Популярные направления
Новый аэропорт Стамбула Стамбул Бакыркей от 3079 p. показать
Аэропорт Стамбула «Сабиха Гёкчен» Стамбул Бакыркей от 3359 p. показать
Другие направления
Анкара Стамбул Бакыркей от 33594 p. показать
Популярные направления
Стамбул Бакыркей Новый аэропорт Стамбула от 3079 p. показать
Другие направления
Стамбул Бакыркей Аэропорт Стамбула «Сабиха Гёкчен» от 3359 p. показать
Стамбул Бакыркей Анкара от 33594 p. показать

Аренда автомобиля

Также вы можете арендовать автомобиль. Для этого воспользуйтесь сервисом Rentalcars.com:

  • Аренда автомобиля в Стамбул аэропорт международный
  • Аренда автомобиля в Стамбул Внутренний аэропорт
  • Аренда автомобиля в Стамбул аэропорт Sabiha Gokcen

Захватнические войны и вторжения внешних врагов

Для достижения своей цели по восстановлению единой Римской империи, Юстиниан вел многочисленные войны во многих направлениях.

  1. Завоевание африканского королевства вандалов и захват Карфагена.

Несмотря на быструю победу, полностью подчинить эти территории удалось лишь спустя 15 лет из-за постоянных восстаний местного населения.

  1. Победа над королевством остготов в Италии.

Первой была завоевана Сицилия, затем южные территории и позднее — завоеван Рим. Но полного подчинения удалось добиться только через два десятилетия.

  1. Захват Испании.

Были заняты юго-западные территории этого государства.

  1. Многочисленные войны с Ираном у восточных границ.

В результате Византия уступила часть земель и вынуждена была выплачивать дань.

Завоевания Юстиниана

Богатства Византии привлекали другие народы и государства. После кончины Юстиниана империя постепенно начинает терять свои территории.

Нападения славян и арабов

Еще на заре VI столетия начались походы славян на Византию. Постепенно они начали расселяться на византийских землях – заняли северные районы Балканского полуострова, македонские и греческие земли.

В VII веке у южных границ начинаются войны арабов с Византией. Этим народам покорились ближневосточные и африканские районы империи.

ВЫВОД: после правления Юстиниана Византийская империя уменьшила свои границы почти на треть, сохранив лишь южную часть Балканского полуострова, часть территории в Италии и Малую Азию.

Византий

В том месте, где был возведен Константинополь, долгое время проживали фракийцы – древние индоевропейские племена

Эти края из-за их важного стратегического значения стали привлекать мегарийцев – колонистов из греческой области Мегарида. Поэтому они активно осваивали окрестности Босфора

Основание колоний на берегах пролива позволяло контролировать торговые пути из Черного моря в Средиземное и Эгейское.

В VIII–VII столетиях до н. э. за относительно короткий период здесь были основаны четыре города. Один из них – Халкедон – находился непосредственно напротив будущего Константинополя. Но это место не устраивало колонистов, которые искали более выгодное расположение. Через 13 лет после основания Халкедона мегарийцам удалось обнаружить живописный мыс, во всем отвечавший их запросам. Он находился на противоположном берегу Босфора, где в 667 г. до н. э. был основан Византий – город, названный в честь Визаса – героя греческих мифов и сына Посейдона.

Благодаря своему выгодному стратегическому положению, Византий быстро превратился в экономически процветающий город. Особенно бурными темпами развивалась торговля. Но именно это привело к многократным нападениям соседних народов на Византий. Судьбоносным для города стал 74 г. до н. э. Тогда он попал под римскую власть, что принесло мир в эти края на довольно продолжительный период.

Полезные ссылки

Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?

Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales

Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана

Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru

Примерно через 200 лет город подвергся новым нападениям. На этот раз – со стороны варварских племен Европы. Это привело к разрушению Византия и потере завоеванных позиций в торговле и экономике. В городе наступил упадок во всех сферах жизни. Но стратегическое значение места привлекло сюда Константина Великого. Этот римский император решил перестроить полуразрушенную греческую колонию и основать здесь новый город.

«Османская перестройка»

Кроме владения языком перед османскими послами существовала и другая проблема. Империя ставила задачу сбора информации о намерениях страны пребывания и своевременного доклада в Стамбул. Послы, на протяжении многих веков выполнявшие функции почтальонов не всегда были готовы к своим новым обязанностям. Особенно остро это проявилось в период Наполеоновских войн. Как пример можно привести письмо уже знакомого нам Саида Эфенди, посла Великой Порты в Париже, направленное в Стамбул, в котором он говорит, что у Наполеона нет планов относительно Египта. К тому времени, когда письмо дошло в Стамбул, наполеоновские войска уже заняли Александрию.…

Султаном-реформатором, который начал «османскую перестройку», можно назвать Селима III, взошедшего на престол в 1789 году. Фото wikipedia.org

Начиная с XVlll века, централизованная власть Османской империи приобретает новую форму. Если раньше всем руководил «Диван», то теперь акценты смещаются в сторону «Баб-ы Али» (Великой Порты), которая начинает играть роль правительства и кабинета министров. Первоначально «Баб-ы Али» была резиденцией Великого визиря, вокруг которой начинают вырастать новые властные органы. Среди них особенно выделяются четыре основных ведомства — это ведомство помощника Великого визиря, ведомство по правовым вопросам, «Ваканувис» (канцелярия) и «Реисюль Кюттаб» (секретариат). В ведении Великого визиря находилась вся внешняя политика Османской империи, а Реисюль Кюттаб, который в XlX веке превратился в Министерство иностранных дел, первоначально ведал лишь подготовкой писем для Великого визиря.

Султаном-реформатором, который начал «османскую перестройку», можно назвать Селима III, взошедшего на престол в 1789 году. Его пакет реформ, который предусматривал нововведения в армии, образовании, экономике и управлении, назывался «Низам-ы Джадид» (новый порядок). Именно благодаря этой реформе у Османской империи появились свои постоянные представительства за рубежом.

Дипломатия тема обширная, и за один раз обо всем не рассказать. К наиболее интересным моментам из истории Османской дипломатии мы вернемся в следующих публикациях.

​Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985, в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

ОбществоИстория

София для русских

Мусульманам города понадобилось несколько столетий, чтобы принять Софию-мечеть как свою. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов (Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить), и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.

Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.

Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. «Она не смыта, нет, о, турки, / Нагляднейшая из улик, / Что снова из-под штукатурки / Нам засияет Спасов лик» (Михаил Кузьмин, «Царьград», 1915).

Превращая Софию в музей, Ататюрк символически забрал ее не только у мусульман, но и у православных — 86 лет она была общим памятником, а не источником межконфессиональных распрей. Такого больше не будет.

Yuksel Goz/Unsplash

Описание экскурсии

Что вас ожидает

Потрясающие дворцы Стамбула Вы побываете в огромном и величественном дворце Долмабахче в стиле барочной европейской роскоши. Этот каприз султана Абдул-Меджита I строился целых 11 лет. Великолепные люстры, гобелены, картины и мебель в интерьерах дворца владельцу дарили правители дружественных стран, а на декор стен и потолков ушло более 50 тонн золота и серебра. А после отправитесь в дворец подземный — одно из водохранилищ Константинополя с питьевой водой для горожан на случай осады или засушливого лета. Цистерна Базилика, куда вы спуститесь по длинной лестнице, поразит вас своими размерами и немного мрачной и таинственной аурой.

Судьба известных мечетей В Стамбуле огромное количество мечетей, и многие из них — настоящие произведения искусства и культурные центры одновременно. Вы познакомитесь с двумя творениями известного зодчего Синана: мечетью Сулеймание и Шехзаде. Во дворе Сулеймание вы найдёте библиотеку, бани, мавзолеи Султана Сулеймана и его жены Хюррем и даже обсерваторию, а в Шехзаде я расскажу, в память о ком была возведена эта мечеть. А после мы отправимся в Церковь Хора, которая не так давно стала Музеем мозаики, когда под толстым слоем штукатурки здесь обнаружили красивейшие византийские фрески. Здесь вы узнаете историю сосуществования христианства и мусульманства в Стамбуле.

Храмы Константинополя Вас отведут к величайшим святыням, которые в христианском мире имеют особый статус. Во Влахернской церкви, строившейся как хранилище важных реликвий — иконы и пояса Пресвятой Богородицы, вы узнаете про те чудеса, которые происходили здесь до пожара, после которого здание пришлось полностью восстанавливать. А в монастыре Балыклы зайдёте в храм Живоносного источника. По легенде он построен на месте родника с целебной водой, на который указала византийскому императору сама Богородица. Вы посмотрите на невероятную главную икону храма, сам источник, в котором плавают красные рыбки, и услышите истории о счастливых воскрешениях и исцелениях.

А ещё обязательно проедете по берегу гавани Золотой Рог и насладитесь потрясающими видами города и 5 его мостов.

Организационные детали

  • Экскурсию проводит команда гидов.
  • В стоимость включено: трансфер; обед; входные билеты во дворец и музей.
  • В стоимость экскурсии включён трансфер туда-обратно из отеля, если вы проживаете в районах Лалели, Беязит, Султанахмет, Сиркеджи. Трансфер из других районов города производится по запросу и за дополнительную оплату.
  • В высокий сезон размер группы может быть до 45 человек.
  • Общее время экскурсии включает в себя сбор участников из отелей и их возвращение (примерно два часа).

Экскурсия проходит во вторник, пятницу и воскресенье в 08:30

  • Это групповая экскурсия на русском языке. Группа не больше 12 человек.
  • Начало экскурсии в 08:30 в отеле. Точное место встречи и контакты гида мы вышлем вам сразу после бронирования.
  • На сайте вы оплачиваете 20% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.

Tripster

4

Мы находим только лучших русскоговорящих гидов. У каждой экскурсии вы найдете исчерпывающее описание, актуальные цены и отзывы.
Комментарии: 0Публикации: 3671Регистрация: 22-11-2018