Эбуссууд-эфенди

Краткая биография Эбуссууда-эфенди

Известно, что родители Эбусууда-эфенди были родом с современной территории Ирака. Родился он в 1490 году, то есть был всего на 4 года старше Сулеймана.

В 1533 году он был назначен кадием Стамбула. Кади — это судья, который выносит решения по законам шариата, то есть ислама. В 1537 стал кадиаскером Румелии, а в 1545 году — шейх-уль-исламом, главным должностным лицом в сфере ислама в Османской империи.

Эбуссууд-эфенди прославился не только законотворческой деятельностью, но и жестокими фетвами. Его труды были известны во многих государствах.

Он пережил султана Сулеймана на 8 лет. Умер в возрасте 84 лет, в один год с султаном Селимом II, при котором продолжал оставаться на своем высоком посту.

Миниатюра с изображением Эбуссууда-эфенди

Внешность и оценка личности

Миниатюра из книги “Сулейман-наме”. Изображение Рустема-Паши

Вероятно, в  мире не существует ни одной иллюстрации с его изображением. Пожалуй,  кроме одной. И то не факт, что это именно Рустем паша. Это Миниатюра из книги “Сулейман-наме”. Считается что на ней как раз изображен Рустем-паша. Но этот рисунок никак не раскрывает нам его личности.

О его внешности, характере и его влиятельности немного написал один венецианский посол:

Историки нашего времени пишут о нем, что он был довольно неоднозначным человеком, умеющим мастерски плести интриги в мире политики. И в то же время они говорят, что он был неподкупен и не вовлекался в коррупцию. Но не смотря на их утверждения, существуют записи, судя по которым можно понять, что Рустем-Паша на протяжении всей своей жизни обвинялся во взяточничестве. Историки Османской империи в XVI—XVII писали о нем как о человеке корректном, благочестивом, обладающим трезвым умом. По их утверждениям, он умел признавать собственные ошибки и избегал из повторения. Единственная критика в его адрес с их стороны – нелюбовь к поэтам и дервишам. За нелюбовь к поэтам он стал жертвой стихотворных насмешек Ташлыджалы.

Османский народ считал его виновным в смерти шехзаде Мустафы. Были те, кто называл его визирем-дьяволом. Винили в скупости и жадности. Народ не любил его и это чувство подогревалось произведением Ташлыджалы, в котором автор открыто обвинял Рустема в смерти Мустафы. За эту дерзость Ташлыджалы и был изгнан из столицы.

Дипломаты и путешественники из Европы, которые виделись с Рустемом-пашой, отметили  его проницательный ум, угрюмость и грубость. Он часто обвинялся с их стороны во взятках и воровстве. Гости столицы тоже считали его жадным и всегда ищущим личную выгоду, в том числе и денежную. Европейцы тоже придерживались общего мнения о его причастности к смерти шехзаде Мустафы.

Рустема-Пашу многие не любили настолько, что даже сочинили про него анекдот о том, как он заполучил благосклонность султана и женился на Михримах.

По легенде у Рустема-Паши были противники, желавшие помешать ему женится на дочери султана. Они пустили слух о том, что он болен проказой. Султан Сулейман велел выяснить, так ли это на самом деле. И во время осмотра Рустема-Паши один из лекарей обнаружили на нём вошь. Так словосочетание “вошь удачи” прилипло к Рустему.

Рустем-Паша, Хюррем султан и Михримах султан объединились в компанию, которая могла воздействовать на Падишаха. Хюррем как жена, Михримах как любимая дочь, Рустем как  Великий визирь и уже как зять.

Рустем-Паша был хорошим финансистом, что Сулейман очень ценил в нём. Он мог приумножить казну империи в несколько раз

Это было очень важно для османского государства, ведь военные походы, строительство, благоустройство города и снабжение городов водой требовали крупных денежных затрат

Сам Рустем тоже был очень богат. Отчасти благодаря своей должности. Он контролировал все финансовые передвижения. В его владении находились многочисленные поместья, где он возрождал и расширял сельское хозяйство.  Выгоду для себя он сумел извлечь и из развивающейся торговли с Индией и Европой.

За ним числилось несколько усадеб, многочисленное хозяйство и фонды. Ему принадлежало 1700 рабов, тысячи верблюдов и лошадей. Среди его богатств были золоченые стремена, броня, золоченые оружия и прочие золотые вещи. У него было много золотых и серебряных монет, драгоценных камней, дорогих ковров и более пяти тысяч книг.

Именно при Рустеме-Паше вошла в моду практика подарков, которая постепенно перешла в тенденцию покупки государственных должностей.

Самым успешным достижением Рустема-Паши можно считать заключение им мирного договора с Карлом Габсбургом. По условию этого договора, Османская империя получила 30000 дукатов, Султану Сулейману подарили личного мастера часов, а Рустем принял в подарок охотничьих собак и соколов.

В качестве полководца Рустем-Паша успеха не получил. Отправившись в свой единственный крупный военных поход, он лишился должности Великого Визиря. Это произошло в 1553 году, когда турецкие войска отправились войной на персов. Тогда солдаты отказались подчиняться Рустему, желая видеть своим предводителем шехзаде Мустафу. Об этом узнал Сулейман, который потом казнил Мустафу. После этого поднялись волнения среди янычар и Сулейману пришлось снять Рустема-пашу с поста.

Как это было в истории

Но раз в сериале нам не показали судьбу ни Хюсрева-паши, ни Сулеймана-паши, заглянём в историю, а она довольно интересная и местами неожиданная.

В реальности Хюсрев-паша был старшим братом лала Мустафы-паши — того самого предателя, перебежчика от Баязида к Селиму, интригану. Именно благодаря Хюсреву, своему брату, он оказался при дворе еще Селима I! Да, Хюсрев-паша служил еще отцу султана Сулеймана, то есть много-много лет занимал важные государственные должности.

Лала Мустафа-паша

Но в 1544 или в 1545 году между Хюсревом-пашой и главным визирем Сулейманом-пашой возникла серьезная ссора, они поскандалили или даже подрались, прямо на глазах у султана, во время совещания. Султан их не простил. 80-летнего Сулеймана-пашу снял с должности главного визиря и отправил в ссылку, где он почти сразу скончался.

Хюсрев-паша остался в столице, но тоже был снят с должности, и устроил голодовку. Хватило 17 дней. Его тоже не стало.

Тогда говорили, что этот скандал между Сулейманом-пашой и Хюсревом-пашой хитро спровоцировали Рустем и его тёща Хюррем.

Хюсрев-паша

Интересный факт

У Сулеймана-паши было прозвище «хадым», то есть евнух… В Османской империи евнухи часто занимали государственные должности, даже такие высокие. Некоторые считают даже, что евнухом мог быть и Ибрагим-паша. Подробнее об этом я писала .

Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» — ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

Труды

Толкования
  • İrşadü’l-Aklu’s-Selim Mezaye’l-Kitabü’l-Kerim (арабское толкование)
  • Maâk’dü t-tarrâffi evveli sureti’l-Feth minel-Keşşâf
  • Tefsirü sureti’I-Furtan
  • Tef sini sureti’I Müminin
  • Risale fi bahsi imâni’l-Firavn
Законы
  • Fetavayı Ebussuud Efendi (сборник фетв)
  • Kanunname-i Ali Osmani (свод законов Фатиха)
  • Maruzaat
  • Arâzî-yi Harâcıyye ve Oşriy-ye Hacında Kanun ve Fetvalar
  • Risale fi vakfı’I-men kül ve’n-nufçûd
  • Bidâatü’l-kadî li-ihtiyâcihi fil-müstakbel ve’l-mâzî
  • Fe-tâvâ Kâtiblerine Tenbih
  • el-Fetva’l müteallikti bı-beyânı’I-valftı’I-muteber e lı’l-hasad ve istihlâk) I-galat
  • Gamezâtü I-melih fi evveli mebâhisi kasri’l-âmm mine’t-Telvîh
  • Sevâkjbii’l-enzâr fi evâılı Menârı’l-envâr
  • Hasmü’l-hılâffi’l-mesh ale’l-htfaf
  • Risale fi val^fi’I-arazî ve bazı âhkami’l-vakj
  • Rishile fi tescili’I-evkaf Risale fi vakfı’t-tâvahîn ale’I-arzı’l-mevkûfe li’l-gayr
  • Öşür Hakkında Risale
Язык и литература
  • Calatüt-ı Ebussuud (Gala-tât-ı Avam)
  • el-Kasîdetü’l-mîmiyye
  • el-Kasâidü’l-Arabiyye
  • Ka-sîde fi nsai’s-Sultân Süleyman
  • Münşeat-ı Ebussuud
  • Galatat (неправильное употребление слов)
  • Kaside-i Mimiyye (арабская поэзия)
  • Sevâkibü’l-Enzâr fi Evâili’l-Menâr
  • Ğamazâtu’l-Melih
  • Sevâkibü’l-Enzâr fi Evâili Menâri’l-Envâr fi’l-Usûl
Акаид

Risale fi beyanı’I -kaza ve’l-kader

Медицина
  • Risale li-ecli’ttaûn
  • Duânâme-ı Ebussu-ûud (целительные молитвы и хадисы)
  • Risale fi ediyeti’l-me’sûre
  • Risale-i Mergûbe
  • Mecmua-ı Deavât

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Немного негатива

У Эбуссууда-эфенди было двое сыновей. Один родился примерно в 1525 году. Его звали Мехмет. Этот сын примечателен тем, что уже в двенадцатилетнем возрасте, когда его отец стал кадиаскером Румелии, мальчик стал претендентом на высокую должность там же. В 23 года пошел на государственную службу, причем с очень высокой для этого поста заработной платой. Явно не без поддержки отца или его доверенных лиц.

Младший сын Эбуссууда-эфенди, Ахмет, родился в 1540 году. И именно он является историческим прототипом того, что показали в сериале «Великолепный век».

Ахмет был под покровительством не только своего влиятельного отца, но и главного визиря Рустема-паши. Но ничего путного из Ахмета не получилось. Также, как и в сериале, в истории Ахмет был настоящим горем для отца, принимал наркотические средства. Его не стало в возрасте около 30 лет.

Своих внуков Эбуссууд-эфенди также продвинул по служебной лестнице.

Непутёвый сын Эбуссууда-эфенди в сериале «Великолепный век»

Биография

Родился 30 декабря 1490 года в Искилипе в семье . По материнской линии Мехмед Эбусууд был потомком Ала ад-Дина Али ибн Мухаммада ал-Кушчи.Его родители были родом из Имади, и семейство получило прозвище «Имадлы». Некоторые историки пишут о том, что Эбусууд был курдского происхождения, но эта версия считается неверной.

В 1533 году Мехмед Эбусууд был назначен кадием Стамбула, затем был назначен кадием Бурсы; в 1537 году — казаскером Румелии. В 1545 году султан Сулейман назначил Эбуссуда шейх-уль-исламом. В этой должности он оставался и после смерти султана и восшествия на престол его сына Селима.

На посту шейх-уль-ислама Эбусууд развёл бурную деятельность и запомнился изданием большого количества фетв и их содержанием. Среди них были фетва, объявившую езидов вне закона; фетва, поддержавшую войну против Кипра; фетва, узаконившая театр теней в Османской империи и диктовавшая его правила; фетва, регламентировавшая потребление кофе, а также фетвы на казнь великого визиря Османской империи Паргалы Ибрагима-паши и шехзаде Мустафы и Баязида.

В эпохи Сулеймана Кануни и его сына Селима Эбусууд провел важнейшие реформы законодательства. Кроме того он слыл хорошим учёным и поэтом, и до того, как стать кадием несколько лет преподавал в медресе. Эбусууд говорил на османском, фарси, арабском и, вероятно, курдском. Уставом, который он подготовил для учёных, пользовались несколько веков. Его работы ценились не только в самой Османской империи, но и других государствах.

Несмотря на огромный вклад в законодательную систему империи, его часто критиковали, в частности алевиты (анатолийские кызылбаши), считавшие его фетвы безжалостными. Широко известны две фетвы Эбусууда в отношении кызылбашей, в одной из которых говорилось, что «Такой тип сообщества является языческим и несёт зло. По этим причинам убийство их является религиозным долгом честных мусульман. Бог помогает тем, кто помогает религии, и делает зло тем, кто делает зло мусульманам. Кто падёт в борьбе против них, тот падёт мучеником на пути Бога. Убийство их важнее, чем убийство других неверных.»; вторая говорила о том, что «мясо животных кызылбашей является нечистым, и потому несъедобным».

Мехмед Эбусууд умер 23 августа 1574 года. Похоронен в районе Эюп.

Роль в казни шехзаде Мустафы

А вот в этом участие он уже принимал. Причем сначала Сулейман пришел к нему просто проконсультироваться по волнующему его вопросу, но не говоря о том, что речь идет о его сыне.

Сулейман рассказал историю про некого торговца, который, уезжая на некоторое время, доверил своему рабу свой дом, деньги и семью. Но как только хозяин уехал, этот раб начал строить козни против его семьи, вредить жене и детям, растрачивать деньги и строить планы по уничтожению хозяина. Какое наказание должен был получить раб? Эбуссууд ответил, что только смерть.

Этот ответ оказал сильное влияние на принятие решения Сулеймана о казни шехзаде Мустафы. Хотя есть люди, которые полагают, что ранее чем к шейх-уль-исламу пришел Сулейман, Хюррем и Рустем дали понять старцу, какой ответ он должен дать султану.

Могила Мехмедв Эбуссууда-эфенди в Стамбуле

Труды

Толкования
  • İrşadü’l-Aklu’s-Selim Mezaye’l-Kitabü’l-Kerim (арабское толкование)
  • Maâk’dü t-tarrâffi evveli sureti’l-Feth minel-Keşşâf
  • Tefsirü sureti’I-Furtan
  • Tef sini sureti’I Müminin
  • Risale fi bahsi imâni’l-Firavn
Законы
  • Fetavayı Ebussuud Efendi (сборник фетв)
  • Kanunname-i Ali Osmani (свод законов Фатиха)
  • Maruzaat
  • Arâzî-yi Harâcıyye ve Oşriy-ye Hacında Kanun ve Fetvalar
  • Risale fi vakfı’I-men kül ve’n-nufçûd
  • Bidâatü’l-kadî li-ihtiyâcihi fil-müstakbel ve’l-mâzî
  • Fe-tâvâ Kâtiblerine Tenbih
  • el-Fetva’l müteallikti bı-beyânı’I-valftı’I-muteber e lı’l-hasad ve istihlâk) I-galat
  • Gamezâtü I-melih fi evveli mebâhisi kasri’l-âmm mine’t-Telvîh
  • Sevâkjbii’l-enzâr fi evâılı Menârı’l-envâr
  • Hasmü’l-hılâffi’l-mesh ale’l-htfaf
  • Risale fi val^fi’I-arazî ve bazı âhkami’l-vakj
  • Rishile fi tescili’I-evkaf Risale fi vakfı’t-tâvahîn ale’I-arzı’l-mevkûfe li’l-gayr
  • Öşür Hakkında Risale
Язык и литература
  • Calatüt-ı Ebussuud (Gala-tât-ı Avam)
  • el-Kasîdetü’l-mîmiyye
  • el-Kasâidü’l-Arabiyye
  • Ka-sîde fi nsai’s-Sultân Süleyman
  • Münşeat-ı Ebussuud
  • Galatat (неправильное употребление слов)
  • Kaside-i Mimiyye (арабская поэзия)
  • Sevâkibü’l-Enzâr fi Evâili’l-Menâr
  • Ğamazâtu’l-Melih
  • Sevâkibü’l-Enzâr fi Evâili Menâri’l-Envâr fi’l-Usûl
Акаид

Risale fi beyanı’I -kaza ve’l-kader

Медицина
  • Risale li-ecli’ttaûn
  • Duânâme-ı Ebussu-ûud (целительные молитвы и хадисы)
  • Risale fi ediyeti’l-me’sûre
  • Risale-i Mergûbe
  • Mecmua-ı Deavât

Богатство и наследие

Как великий визирь он собрал огромные богатства. Даже заклятые противники Рустема признавали, что он никогда не хвастался своим богатством или властью (хотя он был человеком удачливым) и что он был самым первым великим визирем в истории Османской империи , внесшим значительный вклад в развитие государства. из собственных средств. Согласно большинству свидетельств того периода (за исключением « Шехзаде Мустафы Мерсиеси» Ташлыджалы Яхья Бея ), Рустем считался одним из немногих государственных сановников, которые не брали взяток. Тем не менее, знаменитый экономический талант Рустема и его скромный образ жизни, высоко ценимые султаном, сделали его богатым еще до брака с Михримах Султан . В своем последнем завещании (часть хартии пожертвований от 1561 года) Рустем провел инвентаризацию каждой детали своей собственности, чтобы обеспечить свои грандиозные проекты фонда после его смерти. Завещание Рустем определяет , какой именно часть его имущества принадлежит государству, его основания, к Hurrem Sultan фонда «s и фундаменты Mihrimah в, что он оставляет его жене Mihrimah и их дочери Айше Хамаса Салтэн . Он определяет свою жену Михримах Султан как исполнителя своей последней воли, а свою дочь Айше Хюмашах как исполнителя и администратора его фондов.

Все историки подчеркивают Рустем неустанное трудолюбие «s , чтобы консолидировать беспокоила экономику Османской империи — обнищавших чрезмерных расходов на войны и расточительный образ жизни двора — и его усилия по его улучшению. В документах периода говорится, что он тоже щедро финансировал этот подъем из собственных средств. На его землях были построены бесплатные мосты, дороги, крытые базары, зернохранилища, бани, приюты, караван-сараи, монастыри, школы и различные другие учреждения для общественного блага. Их финансирование в значительной степени обеспечивалось сдачей в аренду имений Рустема. Он поддерживал сельское хозяйство, основал новые торговые центры, такие как базар в Сараево или шелковые фабрики в Бурсе и Стамбуле , социальные и образовательные учреждения. Он развил внутреннюю экономику, поощряя крупные проекты общественных работ и построил современную инфраструктуру: торговые пути и водопроводные сети в Стамбуле, Мекке и Иерусалиме .

Он также нашел достаточно денег в казне, чтобы осуществить мечту Сулеймана ( мечеть Сулеймание , 1550–1557 гг.), А также профинансировать другие монументальные архитектурные проекты, реализованные легендарным Мимаром Синаном . Чтобы снизить протекционизм в государственной администрации, был введен официальный платеж в рассрочку, который конфисковывался, когда чиновники злоупотребляли своими полномочиями. Военная реформа Рустема осталась незавершенной. На момент его смерти в Константинополе 10 июля 1561 года его личная собственность включала 815 земель в Румелии и Анатолии, 476 мельниц, 1700 рабов, 2900 боевых лошадей, 1106 верблюдов, 800 золотых вышитых Священных Коранов, 500 книг, 5000 кафтанов. , 130 видов доспехов, 860 мечей, вышитых золотом, 1500 серебряных толг, 1000 серебряных шаров, 33 драгоценных камня и др.

Мечеть Рустем-паша (турецкий: Rüstem Paşa Camii) — это османская мечеть, расположенная на рынке Хасирджылар Чаршиси (рынок соломенных ткачей) в Фатихе, Турция, которая была спроектирована османским имперским архитектором Мимаром Синаном для великого визиря Рустема-паши. Он был построен между 1561 и 1563 годами.

Биография

Родился 30 декабря 1490 года в Искилипе в семье . По материнской линии Мехмед Эбусууд был потомком Ала ад-Дина Али ибн Мухаммада ал-Кушчи.Его родители были родом из Имади, и семейство получило прозвище «Имадлы». Некоторые историки пишут о том, что Эбусууд был курдского происхождения, но эта версия считается неверной.

В 1533 году Мехмед Эбусууд был назначен кадием Стамбула, затем был назначен кадием Бурсы; в 1537 году — казаскером Румелии. В 1545 году султан Сулейман назначил Эбуссуда шейх-уль-исламом. В этой должности он оставался и после смерти султана и восшествия на престол его сына Селима.

На посту шейх-уль-ислама Эбусууд развёл бурную деятельность и запомнился изданием большого количества фетв и их содержанием. Среди них были фетва, объявившую езидов вне закона; фетва, поддержавшую войну против Кипра; фетва, узаконившая театр теней в Османской империи и диктовавшая его правила; фетва, регламентировавшая потребление кофе, а также фетвы на казнь великого визиря Османской империи Паргалы Ибрагима-паши и шехзаде Мустафы и Баязида.

В эпохи Сулеймана Кануни и его сына Селима Эбусууд провел важнейшие реформы законодательства. Кроме того он слыл хорошим учёным и поэтом, и до того, как стать кадием несколько лет преподавал в медресе. Эбусууд говорил на османском, фарси, арабском и, вероятно, курдском. Уставом, который он подготовил для учёных, пользовались несколько веков. Его работы ценились не только в самой Османской империи, но и других государствах.

Несмотря на огромный вклад в законодательную систему империи, его часто критиковали, в частности алевиты (анатолийские кызылбаши), считавшие его фетвы безжалостными. Широко известны две фетвы Эбусууда в отношении кызылбашей, в одной из которых говорилось, что «Такой тип сообщества является языческим и несёт зло. По этим причинам убийство их является религиозным долгом честных мусульман. Бог помогает тем, кто помогает религии, и делает зло тем, кто делает зло мусульманам. Кто падёт в борьбе против них, тот падёт мучеником на пути Бога. Убийство их важнее, чем убийство других неверных.»; вторая говорила о том, что «мясо животных кызылбашей является нечистым, и потому несъедобным».

Мехмед Эбусууд умер 23 августа 1574 года. Похоронен в районе Эюп.

От чего умер Рустема-паша

В сериале Великолепный век Рустем-Паша умирает от рук Атманджи, которого ночью во дворец впустила сама Михримах, чтобы отомстить ему за предательство Баязида. В реальности такого вовсе не было. А данная экранизация лишь выдумка сценаристов.

До сих пор никто не знает от чего на самом деле умер Рустем-Паша

Историки пишут, что в последние годы своей жизни он неважно себя чувствовал. По некоторым сведениями причиной его смерти могла стать водянка

Говорили также, что умереть он мог от простой простуды. Была даже теория отравления, как месть за смерть шехзаде Мустафы. Но эта версия ничем не подтверждается.