Оглавление
- Познакомьтесь с устройством синагоги и ее традициями
- Новая синагога (Берлин, Германия)
- Функции синагоги
- Должности
- В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы
- Элементы интерьера
- Деноминационные различия
- Гмах инструментов для репатриантов и не только
- История евреев в России
- Гмах субботних свечей
- Какие гмахи существуют?
- Окна и деревья
- Прийти рано, уйти поздно — сгула на долголетие
- История возникновения
- Основное значение
Познакомьтесь с устройством синагоги и ее традициями
Ковчег
Прямо перед входящим находится святейшее место синагоги, ковчег –
это углубление в стене, в котором хранятся свитки Торы – Пятикнижия.
Эти свитки – главная ценность общины прихожан, и все они написаны от
руки специально обученным писцом. В тяжелые для иудеев времена эти
свитки были первым, что спасали при пожаре или погроме.
Чтение свитков Торы
Перед ковчегом находится небольшое возвышение – бима, с него
еженедельно читают вслух Тору. За год священнослужители успевают
прочесть все пять книг Торы, от сотворения Адама до получения Моисеем
Закона Божьего на горе Синай, чтобы в новом году начать читать все
сначала. Читать вслух в синагоге считается почетным делом, и помимо
раввинов на такие чтения зовут почетных членов общества и тех, кому
хотят оказать уважение.
Время работы
Открывается синагога на рассвете для проведения утренней молитвы и
остается открытой весь день. За это время в ней пройдут еще две молитвы
– полуденная и вечерняя.
Особые дни в синагоге – пятница и суббота. Именно вечером в пятницу
в синагоге проходит чтение свитка Торы. В этот же день звучат
дополнительные благословения и молитвы в преддверии священного дня
субботы. Те, кто не мог прийти в синагогу в будние дни, собираются в
ней именно в пятницу, поэтому в этот день тут очень людно. Многие
приходят целыми семьями и после служения отправляются домой к
праздничному столу.
В субботу молитвы длиннее, поскольку никто не спешит на работу. По
субботам после утренней или дневной молитвы в синагоге часто собираются
члены общины для изучения Торы.
Новая синагога (Берлин, Германия)
Была построена в главном городе Германии в 1866 году. На момент постройки она являлась самой большой немецкой синагогой. Её использовали для размещения постоянно растущего числа иммигрантов с Восточной Европы. Открытие лично благословил Отто фон Бисмарк, занимавший должность министра-председателя Пруссии.
К сожалению, на момент окончания Второй мировой войны берлинская синагога была практически разрушена. Больше всего она пострадала во время еврейских погромов, названных Ночью разбитых витрин, когда здание было подожжено, а свитки Торы были осквернены. Однако, эта одна из немногих синагог Германии, которая вообще выдержала погром. Несмотря на то что Новая синагога, это «урезанная» реконструкция оригинального здания, она остаётся символом еврейского наследия Берлина, поражая прохожих ярким отблеском золотого купола.
6
Функции синагоги
Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от, например, христианской церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме[источник не указан 1967 дней].
В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог, и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд — Мишну. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.
Должности
Поняв, каково значение слова «синагога» имеет, стоит немного уделить внимание и тем должностям, которые есть при данных домах молитвы. Так, важным окажется тот факт, что каждая община самостоятельно выбирает свое руководство и должностных лиц
- Раввин (рав) – духовный руководитель. Это человек, который отлично знает Тору и перед тем, как занять свой пост, сдает сложнейший экзамен. Сегодня же на раввина налагаются еще и административные обязанности, которые он должен исполнять.
- Хазан (или шлиах-цибур – посланник общины) – человек, который ведет общественную молитву и таким образом представляет людей перед Богом. Этот человек также должен быть весьма образован, знать иврит, параллельно он может выполнять и иные функции.
- Шамаш – служка, который выполняет множество обязанностей: следит за порядком в доме молитвы, заботится о сохранности имущества, следит за расписанием. Иногда может заменять хазана.
- Габай (парнас) – так называемый административный директор общины. Часто их бывает несколько. В основном они занимаются финансовыми вопросами и решают административные проблемы.
В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы
Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чтения. Все остальные детали синагогальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рассмотрим организацию ашкеназских синагог.
По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориентированы на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон а-кодеш, находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распространением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отношению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.
1 / 6
Арон а-кодеш и амуд в синагоге города Пьятра-Нямц. Румыния, 1904 год Центр еврейского искусства / Зев Радован
2 / 6
Арон а-кодеш в Большой синагоге в Сатанове. Украина, 1721 год Центр еврейского искусства / Владимир Левин
3 / 6
Арон а-кодеш в Хоральной синагоге в Вильнюсе. 1903 годWikimedia Commons
4 / 6
Арон а-кодеш в синагоге Биробиджана. 1957 год Центр еврейского искусства / Владимир Левин
5 / 6
Арон а-кодеш. Германия, XVIII век The Jewish Museum, New York
6 / 6
Арон а-кодеш в Испанской синагоге в ПрагеWikimedia Commons
Рядом с арон а-кодешем располагается амуд — специальный пюпитр, на котором человек, ведущий молитву, размещает молитвенник. Такой человек называется «представитель общества» (шалиах цибур, или сокращенно шац), и им может быть любой из молящихся. В том случае, когда община нанимает для ведения богослужения профессионала с музыкальным образованием, его обычно называют кантор (хазан на иврите).
1 / 4
Амуд в синагоге в Мишкольце. Венгрия, 1863 год Центр еврейского искусства / Екатерина Олешкевич
2 / 4
Амуд в Малой синагоге в Санкт-Петербурге. XIX век Центр еврейского искусства / Зев Радован
3 / 4
Амуд в бейт-мидраше ребе Леви в Романе. Румыния, около 1900 года Архив Зуси Эфрона / Центр еврейского искусства
4 / 4
Амуд в Старой синагоге в Кракове. Польша, XVIII век Центр еврейского искусства / Борис Хаймович
Стол, за которым читают Тору, обычно стоит на помосте, который называется бима (дословно «возвышение»). В ашкеназской традиции биму принято располагать в центре молитвенного зала, в то время как, например, в Италии она находится у стены, противоположной арон а-кодешу.
1 / 3
Бима в синагоге в Ансбахе. Германия, 1746 год Центр еврейского искусства / Владимир Левин
2 / 3
Бима в синагоге в Ланьцуте. Польша, 1761 год Владимир Левин
3 / 3
Бима в синагоге в Алба-Юлии. Румыния, 1840 год Центр еврейского искусства / Владимир Левин
Большую часть времени молящиеся сидят или стоят лицом к арон а-кодешу, но, когда из него вынимают свитки Торы и переносят их на биму, все внимание переключается на нее. Этим синагога также отличается от церкви, в которой все священнодействие происходит в одном месте: у алтаря (у католиков) или в алтарной части церкви (в православии)
Такая двухполюсность не способствует поддержанию тишины, поэтому почти во всех синагогах мира можно увидеть таблички с надписью «Запрещено разговаривать во время молитвы и чтения Торы».
Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга
В XIX веке в Германии, а позже и в других европейских странах стали появляться реформированные синагоги, которые заимствовали у христианских церквей внешние формы богослужения: хоровое пение в сопровождении органа, еженедельную проповедь раввина, кантора со светским музыкальным образованием и запреты для молящихся читать молитвы в полный голос. В Российской империи такие синагоги получили название хоральных. Для придания богослужению более упорядоченного характера биму в реформистских синагогах стали располагать не в центре зала, а прямо перед арон а-кодешем.
Таким образом, организация пространства в реформистской синагоге стала похожа на организацию пространства в католической или протестантской церкви, с одной фокусной точкой в виде арон а-кодеша, перед которым находится и стол для чтения Торы, и место для кантора и проповедника. В постсоветское время хоральные синагоги перешли в руки ортодоксальных общин, и бима во многих из них была передвинута в центр зала.
Элементы интерьера
Бима (платформа)
Во всех синагогах есть , большая платформа для чтения (называемая сефардами тэтах (помост для чтения)), на которую помещают свиток Торы для чтения. В сефардских синагогах он также используется как стол для чтения молитвенного лидера.
Стол или кафедра
В синагогах ашкенази Тору читали на читальном столе, расположенном в центре комнаты, в то время как руководитель молебна, хазан , стоял за своей кафедрой или столом лицом к ковчегу. В сефардских синагогах стол для чтение Торы (возвышение для чтения) обычно помещалось на противоположной стороне комнаты от Ковчега Торы, оставляя центр пола пустым для использования церемониальной процессией, несущей Тору между Ковчегом и столом для чтения. В большинстве современных синагог есть кафедра для раввина.
Ковчег Торы
Тора ковчег , называется на иврите ארון קודש Арон кодеш или «святой груди», и в качестве альтернативы называют heikhal — היכל или «храм» на сефардов , является шкаф , в котором Тора хранятся свитки.
Ковчег в синагоге почти всегда располагается таким образом, что те, кто сталкивается с ним, смотрят в сторону Иерусалима . Таким образом, планы размещения в святилище в западном мире обычно обращены на восток , а те, что к востоку от Израиля, — на запад. Святилища в Израиле обращены к Иерусалиму. Иногда синагоги выходят на другие направления по структурным причинам; в таких случаях некоторые люди могут повернуться лицом к Иерусалиму, стоя для молитвы, но собрание в целом — нет.
Ковчег напоминает Ковчег Завета , на котором были скрижали с Десятью Заповедями . Это самое святое место в синагоге, эквивалент Святая Святых . Ковчег часто закрываются с богато шторкой парохетами פרוכת , который висит снаружи или внутри ковчега дверей.
Вечный свет
Нер TAMID из Abudarham Синагоги в Гибралтаре
Другие традиционные особенности включают постоянно горящую лампу или фонарь, обычно электрический в современных синагогах, называемый нертамид ( נר תמיד ), «Вечный свет», используемый как способ почтить Божественное присутствие.
Внутреннее украшение
Синагога может быть украшена произведениями искусства, но в раввинской и православной традиции трехмерные скульптуры и изображения человеческого тела не допускаются, поскольку они считаются сродни идолопоклонству.
Сидения
Первоначально синагоги были лишены большого количества мебели, иудейские прихожане в Испании , Магрибе (Северная Африка), Вавилонии , Земле Израиля и Йемене имели обыкновение сидеть на полу, который был усыпан циновками и подушками, скорее чем на стульях или скамейках. Однако в других европейских городах прихожане-евреи сидели на стульях и скамейках. Сегодня повсюду распространился обычай сидеть на стульях и скамейках.
До 19 века в ашкеназской синагоге все сиденья чаще всего были обращены к Ковчегу Торы. В сефардской синагоге сиденья обычно располагались по периметру святилища, но когда прихожане вставали, чтобы помолиться, все смотрели на Ковчег.
Специальные места
Во многих нынешних синагогах есть тщательно продуманный стул, названный в честь пророка Илии , на который садятся только во время церемонии брит-милы .
В древних синагогах специальный стул, установленный на стене, обращенной к Иерусалиму, рядом со Святыней Торы, предназначался для видных членов общины и для важных гостей. Такое резное сиденье с надписью на камне было обнаружено при археологических раскопках в синагоге в Хоразине в Галилее и датируется IV – VI веками; еще один был обнаружен в синагоге Делос , в комплекте с подставкой для ног.
Деноминационные различия
Реформировать иудаизм
Конгрегация Эману-Эль Нью-Йорка
Немецко-еврейское реформистское движение, возникшее в начале 19 века, внесло множество изменений в традиционный облик синагоги, сохранив свое желание одновременно оставаться евреем и быть принятым окружающей культурой.
Первая синагога реформы , которая открылась в Гамбурге в 1811 году, были внесены изменения , которые сделали синагоги больше похож на церковь. К ним относились: установка органа для сопровождения молитв (даже в Шаббат , когда музыкальные инструменты запрещены галахой ), хор для сопровождения хазана и облачения для раввина синагоги.
В последующие десятилетия центральный читательский стол, , был перемещен в переднюю часть святилища Реформаторов, чего раньше не слышали в православных синагогах.
Также было удалено гендерное разделение.
Гмах инструментов для репатриантов и не только
В поселении Маале-Адумим находится огромная община «Маханаим», состоящая из новых (и не совсем новых) репатриантов из бывшего Советского Союза и СНГ. В этой общине проводится множество уроков и лекций, и каждый репатриант может найти себе пищу для души по своему вкусу и уровню. Но что делать, если иногда репатрианту нужен не совет для души, а дрель, пила или газонокосилка? На покупку нового (и дорогого) инструмента у репатрианта часто просто нет денег. Для таких случаев в Маале-Адумим и существует гмах Гершона Вовчика. В этом гмахе каждый может бесплатно взять любой из многочисленных инструментов сроком на неделю.
Услышав об этом, я не выдерживаю и спрашиваю владельца гмаха: «Вы бесплатно даете напрокат дорогие инструменты. А если человек, одолживший дрель, например, сломает ее? Он должен будет оплатить ущерб?»Гершон отвечает просто: «Конечно нет! Если дрель сломается, я просто куплю новую и она с нетерпением будет ждать в гмахе нового посетителя!»
История евреев в России
Первые евреи появились в Санкт-Петербурге сразу после его основания или даже во время – большинство из них участвовали в строительстве города. Однако при Екатерине I им было официально запрещено проживать на территории России. Но это касалось не всех: те евреи, которые были выгодны императрице, могли спокойно жить в городе.
Так в домах иудеев стали читать молитвы и, хоть и не официально, но появились молитвенные дома.
Во время правления Анны Иоанновны был подписан указ о том, чтобы выселить евреев из Малороссии, а в 1742 году Елизавета приказала покинуть им города и села не только Малороссии, но и Великороссии. Однако после разделения Польши и присоединения ряда земель к России на территории страны начинает проживать довольно много евреев, многие из них едут в Петербург. В это же время начала формироваться крупная еврейская община, председателем которой был предприниматель Абрам Перетц.
К 1826 году, несмотря на официальный запрет, в Петербурге проживало уже практически 250 евреев.
Со временем община, которая была сформирована вокруг Перетца, распалась, но уже в 20-х годах XIX века начали появляться новые солдатские общины. Среди солдат было достаточное количество евреев, которым разрешалось привезти с собой семью в Россию. Когда первые еврейские военные вышли в отставку, император Александр II разрешил им проживать на территории столицы. Иудейским солдатам в свободное время можно было молиться. Сначала они совершали обряды в казармах, а когда им запретили это делать, переместились в частные квартиры.
Гмах субботних свечей
Семья Рахлис живет в поселении Маале-Амос. Давид и Авигайль открыли в своем доме гмах свечей.
«Наше поселение небольшое, – рассказывает Авигайль, – еще год назад в нем не было даже магазина, поэтому все покупки приходится делать в большом городе и стараться ничего не забыть, ведь до Иерусалима 20 километров, машины есть не у всех, а автобус ходит только 5 раз в день.
Несколько лет назад мой муж заметил, что чаще всего соседи приходят одолжить свечи или оливковое масло для зажигания перед шаббатами и праздниками. Особенно это касалось суточных свечей, которые зажигают в йорцайт – еврейскую годовщину смерти. Иногда у нас были свечи одолжить соседям, а иногда нет. Тогда мой муж решил взять инициативу в свои руки и выделил в доме специальный шкаф для различных свечей, масла и подсвечников. Каждый житель Маале-Амоса может прийти к нам и одолжить свечи, а затем вернуть. Впрочем, многие просто предпочитают купить у нас свечи или масло, чтобы сделать свой список покупок в большом городе немного короче».
Какие гмахи существуют?
Есть гмах сосок, в котором поздним вечером можно получить соску, если любимая соска младенца потерялась, а магазины уже закрыты (обычно гмахи сосок работают именно в позднее время).
Существует гмах субботних хал, в котором можно совершенно бесплатно получить халы на шаббат, если забыли купить, а испечь не хватает времени (обычно в такие гмахи пекарни отдают непроданную продукцию в пятницу днем перед закрытием).
Есть гмахи детских люлек и гмахи слингов, которые очень помогают молодым мамочкам. Дело в том, что люлькой или слингом пользуются всего несколько месяцев после рождения младенца, поэтому многие пары считают нерациональным покупать такую недолговременную в использовании (но настолько облегчающую жизнь!) вещь. И взять ее напрокат в гмахе – идеальное решение проблемы.
Гмах слингов Мири Кункес
А самый невероятный гмах – это гмах потерявшихся детей. Нет, не волнуйтесь, никто в этом гмахе детей не одалживает. Такие гмахи открывают в религиозных районах Израиля, где многочисленные дети гуляют на детских площадках сами или в сопровождении старших братьев и сестер. Если ребенок потерялся и не может найти дорогу обратно – его отводят в «гмах» (чаще всего этот гмах располагается в домашнем детском саду со множеством игрушек и воспитательницей – и туда за ним потом приходит взволнованная мама или сестра).
Огромной популярностью пользуются гмахи одежды – причем многие женщины любят зайти туда не только, чтобы выбрать себе или детям какую-то (часто совершенно новую вещь), но и для того, чтобы отдать те вещи, которые им больше не нужны (при условии, что вещи в отличном состоянии).
Окна и деревья
После того как человек вошел в синагогу, он получает возможность воспользоваться десятками сгулот – при чтении , выноса Свитка Торы, во других случаях. Не хватит формата статьи, чтобы перечислить хотя бы небольшую часть. Поэтому в завершение приведу пару интересных фактов о синагоге.
В трактате Брахот написано: «: Всегда пусть молится человек в помещении, в котором есть окна». И поэтому постановили наши мудрецы, чтобы здание синагоги обязательно имело окна. объясняет: человеку нужно иметь постоянную возможность взглянуть на Небеса.
Так как синагога называется «малым Храмом», то на нее распространяются некоторые правила, которые были приняты в Иерусалимском Храме. Например, было запрещено сажать деревья на Храмовом дворе из-за того, что у народов-идолопоклонников был обычай ставить жертвенники идолам под деревьями. В связи с этим некоторые авторитеты полагают, что нельзя сажать деревья во дворе синагоги (это правило распространено не повсеместно, например, во дворе петербургской Синагоги деревья есть — прим. ред.)
Желательно располагать здание синагоги вблизи водоема. Это касается только синагог диаспоры. Об этом пишет : «Благодаря заслугам отцов говорил Вс-вышний с пророками и вне Земли Израиля, но лишь только на месте чистом у вод». И соседство синагоги с водоемом делает ее опять же похожей на Иерусалимский Храм и Храмовую Гору, из которой в будущем (как говорит мидраш) будет бить источник вод. Хочу пожелать себе и вам быть очевидцами этого события.
Прийти рано, уйти поздно — сгула на долголетие
В Талмуде, в трактате приводится такая история. рассказали, что в Вавилоне много старцев почтенного возраста. Удивился рабби Йоханан, так как знал из Торы, что долголетие обещано только живущим в Земле Израиля, как сказано: «Дабы продлились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Г-сподь клялся дать отцам вашим». Так почему среди евреев Вавилона оказалось так много долгожителей, что об этом рассказывали как об удивительной вещи даже в Земле Израиля? Рабби Йоханан начал выяснять, и оказалось, что старцы те приходили в синагогу ранним утром и уходили поздно вечером. Тогда сказал он: «Вот это им и помогает!».
Это первая сгула, связанная с синагогой, которой я хочу начать мою небольшую статью. Кто-то может сказать, что постоянно находиться в синагоге трудно с точки зрения заработка и других житейских дел. Да, это так. Поэтому говорит далее в том же трактате рабби : «Приходите в синагогу пораньше и оставайтесь там до позднего вечера, ибо продлятся этим дни ваши — это значит: приходите утром в синагогу одним из первых, чтобы помолиться молитву , а вечером, после молитвы , уходите одним из последних. А день посвятите житейским делам». Такой подход тоже поможет человеку продлить свои дни.
История возникновения
Ученые с легкостью могут рассказать о том, что такое синагога, но теряются в определении даты ее возникновения. Согласно общепризнанной теории, первые подобные строения евреи начали возводить только тогда, когда их изгнали из Вавилона. Однако документальных подтверждений этих данных до сих пор не найдено.
Многие историки утверждают, что именно разрушение Первого Иерусалимского храма и потеря своей родины сподвигли этот народ на строительство мест для коллективной молитвы.
Обыватели часто называют синагогу «еврейской церковью», не понимая, что даже само первоначальное назначение данного сооружения было далеко от церковных канонов, принятых в христианстве и иных культах.
Примечательно, что иудаизм не предполагает и не регламентирует возведение особых зданий для молитвы. Единственным местом, имеющим для евреев религиозное значение, был Иерусалимский храм. Здесь совершалось множество обрядов и проводились богослужения. Согласно правилам, нигде больше не могло быть сооружения, совмещающего в себе подобные функции.
Но потеря своей страны и страх растерять на чужбине традиции и обычаи предков вынудили евреев собираться для совместных молитв, чтений Торы и решения важных вопросов общины. Первоначально это делалось в домах, где жили сами евреи. Впоследствии для этого было решено строить специальные здания. Именно они и стали первыми синагогами, где положено было собираться всем евреям по священным праздникам, записанным в Торе.
Основное значение
Итак, синагога — это место, где иудеи могут собираться для того, чтобы помолиться, изучать Тору, общаться. Стоит сказать о том, что она имеет также и особые функции.
- Место молитвы. Конечно же, синагога — это первое место, где верующие могут обратиться к Богу с молитвой. Интересным окажется тот факт, что для иудеев огромное значение имеет не одиночная, а общественная молитва, для чего прекрасно подходит данное здание.
- Изучение Священного Писания. В синагогах также принято изучать Тору. Для этого существуют специальные школы, которые могут находиться либо рядом, либо в этом же здании. Не удивительно, что при этом бейт-мидраш (дом учения) тесно связывают с бейт-кнесет (синагогой). В данных школах ежедневно дети и подростки изучают Тору, по выходным дням тут могут проводиться различные лекции и учения для взрослых.
- Библиотека. Также в синагогах обязательно есть зал, где собраны различные книги религиозной направленности. Их можно читать как в самом храме, так и брать на дом (предупреждая об этом шамеса — служку синагоги).
- Общественная жизнь. Помимо всего, синагога — это место, где для различных торжеств и гуляний могут собираться члены общины. Так, в стенах данного храма могут проводиться как коллективные, так и личные гулянья. Могут праздновать обрезание, выкуп младенца, бар-мицву и т. д. Нередко в синагогах заседает раввинский суд, бейт-дина. Раньше при храмах также были комнаты для гостей, где могли без проблем остановиться путешествующие евреи, также могли быть небольшие конюшни для пары-тройки лошадей.