20 октября. память мучеников сергия и вакха

Журнал Путешествия

  • Форумы
  • Игры

ПУТЕШЕСТВИЯ, ФОТО

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе

Опубликовано 12 июля 2012 Agritura

Мы уже осмотрели с вами Святую Софию и храм в Хоре, а теперь пришло время познакомиться с еще одним храмом, на этот раз, совсем небольшим, не зря его называют Малой Софией или Кучук Айя-София (Помните — Кучук-Ламбат в Крыму — Малый Светильник, или Кучук-Аю — скала Медвеженок возле Аю-Дага?).Кучук Айя-София на старой фотографииСтроили ее в 6 веке, по всей видимости, все те же зодчие, что создали и Святую Софию — Иссидор Милетский и Анфимий Тралльский. Правда, считается, что Малая София была возведена даже ранее, чем Большая.Кучук Айя-София. Старинный рисунокХрам задумывался, как мартирий (или реликварий). Сюда должны были перенести из Антиохии отсеченные «святые главы» мучеников, давших имя храму — Сергия и Вакха. По приданию, герои были двумя римскими офицерами, знатными и почитаемыми императором, однако когда раскрылось, что они являлись тайными христианами, их после долгих пыток обезглавили. Предполагают, что центрическая конструкция храма продиктована как раз антиохийскими более ранними образцами.Женщинам в этом месте находиться нельзя. Наглую тётку с фотоаппаратом потом выгнал охранникВнутри основного кубического объема расположен восьмигранник, оформленный колоннадами, полукруглыми нишами и арками-экседрами. Храм богато декорирован цветным мрамором (зеленоватым, красным, белым). Сейчас стены густо забелены, а когда-то, еще до эпохи иконоборчества (8 век) он был щедро украшен искрящимися мозаиками; купол, к примеру, был выложен золотой смальтой, переливавшейся, как солнечная чешуя. К сожалению, мозаики еще до прихода турок были сильно повреждены.В византийских храмах меня всегда поражали вот такие капители. Чудесно, просто чудесно!Куда делись главы святых, я не знаю, возможно, их похитили крестоносцы, однако часть их мощей хранится в одном из монастырей на Афоне. До 16 века храм и монастырь вокруг него использовался по назначению — османы весьма терпимо относились к чужой вере, но потом у христианской общины храм был всё же отобран и превращен в мечеть. Остатки мозаик забелили, установили минбар и михраб, пристроили минарет, наружную галерею и ритуальный фонтан. Сейчас прямо во дворе расположена кафешка, на территории которой спокойно гуляют гуси и петух.Купол не имеет барабана, он поставлен прямо на стены, как и во многих других подобных храмахМы наблюдали, как хозяин кафе погнался с криками за глупым мальчишкой, который испугал петуха, из-за чего птичка подвернула ножку и начала хромать.Сам храм снаружи выглядит нарочито скромно и даже мрачновато.Спокойный такой петух, не пугливый совершенноОн выложен из плинфы с утопленным рядом, однако внутри кладки не видно — как сейчас, так и в древности, она была спрятана под мраморными облицовочными плитами. Почти физически ощущается контраст между грубоватой «наружностью» храма и его изысканным интерьером. Дело даже не в декоре и облицовке, хотя и они свыше всяких похвал.Вот этот «подвесной потолок», похоже, установили уже мусульманеНеизгладимое впечатление производит замысловатое чередование объемов и таинственная игра свето-тени. Как и в Святой Софии, сложно сразу понять непростую инженерную задумку создателей постройки, находясь внутри нее. Архитектурные реплики храма четко просматриваются и в Большой Сестре — Айя-Софии, и в некоторых других храмах Византийской поры (Сан-Витале в Равенне, где я никогда не была, но яростно мечтаю туда попасть).На ободке карниза сохранилась надпись на греческом языкеСходными являются полукруглые ниши, отделенные от основного зала колоннадами, просторные объемы второго яруса и т.д. Еще одно странное ощущение от интерьера — кажется, что мечеть возведена пару месяцев назад — настолько свежо и аккуратно она выглядит . Добавлю, что до сих пор это — действующая мечеть. Вход сюда бесплатный, но «босоногий», и вести здесь себя желательно пристойно.Я вас оставлю. А вы тут погуляйте пока сами:В одном месте своды оставили свободными от побелки, чтобы можно было видеть кладкуВид со второго ярусаМихрабГреческая надпись более крупным планомИз окна видно небольшое кладбище

Еще одна ажурная капительВторой ярусВорота мечетиВот такая Кучук Айя-София.Спасибо за внимание!

Отправить другу
Сообщить о нарушениях

Поделиться на Facebook

См. оригинал статьи

Вернуться к Избранному в категории

См. оригинал статьи

Священное Писание

Флп., 242 зач., II, 16-23

16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.

18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.

19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.

20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.

22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.

23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.

Лк., 27 зач., VI, 37-45

37 Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, 44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Историчность[править | править код]

Некоторые исследователи ставят под сомнение историчность жития Сергия и Вакха, излагая следующие соображения.

Критикаправить | править код

Как отмечает Дэвид Вудз, история о святых рассказана в греческом тексте под названием «Страсти Сергия и Вакха». Этот текст содержит, по его мнению, множество анахронизмов и противоречий, которые затрудняют определение точного времени написания этого текста, но всё же его можно отнести к V веку н. э.

Далее, отмечает Вудз, «Страсти» наполнены не только историческим анахронизмами, но и сверхъестественным событиями. Видимо, в силу этого они признаются им ненадежным историческим источником: текст был датирован серединой пятого века нашей эры, не существует никакого свидетельства о почитании Сергия и Вакха до 425 года (спустя более 100 лет после описанной смерти этих мучеников), а поэтому существует большое сомнение в историчности их личности.

Кроме того, утверждает он, нет никаких точных доказательств того, что схолы Сергия и Вакха были использованы императором Галерием или каким либо другим императорам до Константина I. Известно, говорит он, что преследование христиан началось в армии задолго до того, как оно началось повсеместно, так что сомнителен факт, что даже тайные христиане смогли дослужиться до высоких рангов в армии. Также не существует никаких доказательств существования в то время монахов, как описано в житии: там монах находит тело Сергия на берегах Евфрата.

Итальянский историк Пио Франчи Де Кавальери настаивает на том, что «Страсти Сергия и Вакха» основаны на ранее потерянных «страстях» Ювентина и Максимина — это два святых, которые были казнены при императоре Юлиане II Отступнике в 363 году. Он отмечает, что именно при Юлиане солдат христиан наказывали, одевая в женские платья всем напоказ. Дэвид Вудз также подтверждает эту идею, указывая на историка Зосиму, который в своей Historia Nova описывает случай, когда Юлиан наказывает солдат-отступников именно таким способом, тем самым подтверждая, что автор «Страсти Сергия и Вакха» позаимствовал материал из историй о мучениках времён скорее Юлиана, нежели Галерия.

Возможные возраженияправить | править код

Критику Дэвида Вудза и его готовность признать «Страсти» ненадежным историческим источником из-за упоминания в них чудес трудно признать убедительной. О чудесных событиях мы читаем и в житиях тех христианских святых, которые гораздо ближе к нам по времени, например Сергия Радонежского, историчность личности которого не ставили под сомнение даже в советское время. Немало чудес мы встретим и в житии Серафима Саровского, историчность бытия которого сомнений не вызывает.

Молитвословия

Тропарь мучеников Сергия и Вакха

глас 5

Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии.

Кондак мучеников Сергия и Вакха

глас 2

Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.

Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 2

Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.

Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 8

Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.

Тропарь преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

глас 8

Желанием духовным разгарашеся, пребогате,/ слез твоих течением душу свою напоил еси/ и еже из глубины воздыханьми уязвляше сердце свое,/ и бодренными молитвами, и всенощным предстоянием Владыце Христу/ многодобродетелен плод принесе сам себе./ И сего ради яко Божий угодник светло миру показася,/ сияя чудесы, Сергие отче наш,/ теплый молитвенниче к Богу, всегда о нас Того моли,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

глас 8

Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/ доброты чудес твоих весь просветил мир,/ Христов бо крест взем, последова Ему,/ в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих,/ во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/ тем и Христос даром чудес одари тебе,/ Емуже о нас моляся, посещай чад своих, да зовем ти:/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.

Молитва преподобному Сергию Нуромскому, Вологодскому чудотворцу

О, великий чудотворче, преподобне отче наш Сергие ! Услыши нас грешных молящихся тебе и имя твое святое на помощь призывающих, не презри нас чтущих тя: моли о нас грешных Содетеля нашего Господа Бога, тебе бо дадеся благодать молитися за нас. Не мним бо тя мертва суща: аще бо телом и преставился еси от нас, и рака твоя пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими лики предстоит у Престола Вседержителева. О, пастырю наш, преподобне отче Сергие! Потщися сохранити нас от пагубныя смерти и от бесовскаго искушения, умом от малодушия помраченных. Не остави нас, светильниче Христов, плененных быти, но помози нам молитвами твоими от вечныя муки избавитися и наследники Царствия Небеснаго быти со всеми святыми от века угодившими Господу Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает честь, поклонение, слава и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Архитектура храма в Каире

Храм святых Сергия и Вакха в Каире очень древний его построили в 4-5 веке нашей эры, на месте, где некогда останавливалось Святое семейство. В 8 столетии после сильного пожара здание претерпело сильные изменения и приобрело современные черты. Его размеры: длина – 27 метров, ширина — 17, высота — 15.

Внутреннее убранство, как и фасад на первый взгляд выглядит простым и даже аскетичным. Белоснежные стены, лавки для верующих, минимум росписей.

Но в этом храме повсюду витает история, ощущается молитвенность этого места. Иконостас относится к 12 веку, его панели сделаны из черного дерева и слоновой кости. Внутри здания встречаются и более древние деревянные панели с изображением библейских сцен. Здесь можно увидеть и старинные иконы, а в центре базилики стоит древний мраморный сосуд для освящения воды.

Колонны из мрамора и гранита делят помещение на три части: две небольших боковых и просторную центральную. Световые проемы расположены по всему периметру, поэтому храм всегда наполнен ниспадающим светом.

Христос — «связь» Ветхого и Нового Заветов

Стержень, центр Библии, Ветхого и Нового Заветов — Христос, Он — взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. 

Прочтение Ветхого Завета в свете Нового является одним из важнейших условий для правильного его понимания. Сам Господь сказал: «исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Основной принцип соотношения Заветов: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий — в Новом открывается». Около 10% Нового Завета составляют цитаты, парафразы или отсылки на Ветхий Завет. Из 39-ти канонических книг Ветхого Завета только 9 не упоминаются в Новом Завете. 

Ветхий Завет содержит более 450 пророчеств о Христе, они называются мессианскими пророчествами. Из них не менее 100 содержится в Псалтири. Мессианские пророчества рассыпаны по всему корпусу Ветхого Завета; многие из них уже в Новом Завете цитируются как исполнившиеся на Иисусе Христе. «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка» — подобные выражения часто встречаются в Евангелии от Матфея. 

Ветхий Завет пророчески указывает на Христа, предвозвещая даже незначительные подробности Его земной жизни, недаром пророка Исаию, у которого особенно много мессианских пророчеств, называют ветхозаветным евангелистом. 

Помогают увидеть связь Нового Завета и Ветхого Завета параллельные места и комментарии

Обратим внимание, что сам тот или иной пророк мог не осознавать всей глубины и перспективы своего пророчества, оно могло охватывать не только те события, про которые вещал пророк, но и события, которые свершатся через сотни и тысячи лет. . Заметим, что у Христа нет нравственного и духовного роста, Он всегда совершенен, в отличие от Будды, Магомета..

Заметим, что у Христа нет нравственного и духовного роста, Он всегда совершенен, в отличие от Будды, Магомета…

Предание

Согласно их житию, святые мученики Сергий и Вакх занимали высокие воинские должности при императоре Максимиане (в изложении святителя Димитрия Ростовского — были сановниками при дворе царя Максимиана). Так продолжалось, пока Максимиану не донесли, что они не почитают языческих богов. Император, чтобы удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они отказались, ответив, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются, после чего император приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, одеть в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Унизив их, император опять призвал Сергия и Вакха и пытался отвратить их от христианской веры, но святые были непреклонны. Тогда Максимиан приказал отослать их к правителю Сирии Антиоху, который ненавидел христиан. Антиох получил место правителя с помощью Сергия и Вакха, то есть был им лично обязан, и просил исповедников оставить христианство. Получив отказ, разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами, после чего он умер, а Сергия отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (обезглавлен).

Католический англоязычный вариант жития этих святых излагает события сходным образом, однако в этом варианте Максимиан именуется цезарем, а не императором.

Смерть мученика Сергия, согласно житию, наступила в городе, именуемом Ресафа (Димитрий Ростовский в своем житии свв. мучеников называет этот город Резафой, или Розафой). Впоследствии он был переименован в Сергиополь.

Святые мученики Сергий и Вакх претерпели кончину, по разным источникам, около 300 года, или около 303 года, или в 305 году.

Святитель Филарет Московский о молитве в храме

Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку, но человек не всегда близок к Богу, по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Итак, надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему, и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, приидите в одно из тех освящённых мест, где всё вам напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышет; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам, и человеки тайно изобразуют Херувимов.

Святитель Иона, епископ Ханькоуский

В начале 1920-х годов Маньчжурия представляла собой один из островков русских беженцев, едва спасшихся от ужасов революции «без сил, без средств, зачастую без здоровья и даже без веры в Бога». В 1922 году для окормления русских беженцев и миссии в Китае Синод Русской Зарубежной Церкви образовал Пекинскую епархию с двумя викариатствами — Шанхайским и Тяньцзиньским (Ханькоуским). Епископом Ханькоуским был назначен святитель Иона (Покровский). Ревностный служитель Церкви и выдающийся проповедник, святитель Иона за короткий срок изменил духовно-нравственное состояние своей обездоленной паствы. Он установил уставное богослужение с прекрасным хором, неустанно проповедовал, издавал листки религиозно-нравственного содержания. Святой основал приют для малолетних сирот и среднюю школу с ремесленным уклоном, открыл для бедных бесплатную амбулаторию и столовую на 200 человек. Заботясь обо всех людях, кроме себя, 20 октября 1925 года святитель Иона внезапно скончался от ангины в возрасте 36 лет.

Популярность и почитание

Базилика Святого Сергия, Расафа , Сирия

Почитание двух святых датируется V веком. Храм Сергия был построен в Ресафе (переименованный в Сергиополь около 425 г.), но нет никаких достоверных свидетельств того, что его культ или культ Вакха намного старше этого. Их культ быстро рос в начале V века, в соответствии с ростом культа мучеников, особенно воинственных мучеников, в этот период. Святилище Ресафа было построено из сырцового кирпича , очевидно, по приказу епископа Александра Иерапольского . Страсть была приурочена к середине пятого века на том основании , что он описывает строительство такого храма , как будто это относительно недавнее явление. Первоначальная святыня была заменена более прочной каменной структурой в 518 году; этот новый сайт покровительствовал важных политических деятелей , в том числе римского императора Юстиниана I , император Хосров II в империи Сасанидов и Мунзир III ибн аль-Хариса , правитель гассаниды .

Традиционно на Западе праздник Сергия и Вакха отмечается 7 октября. В календаре Трезубца они разделили день с Папой Марком и замученной парой Марцеллом и Апулеем . В 1716 году этот день стал праздником Богоматери Розария , а память Сергия, Вакха и других святых перенесена на 8 октября. Их восстановили до 7 октября 1969 года.

Малая Айя-София (Церковь Святых Сергия и Вакха), Стамбул , Турция

В Византийской империи их почитали как защитников армии. В Константинополе Юстиниан I, вероятно, в 527 году посвятил им большой монастырский храм Святой Софии. По легенде, во время правления Юстина I его племянник Юстиниан был обвинен в заговоре против престола и был приговорен к смерть, которая была обращена вспять после того, как Святые Сергий и Вакх предстали перед Иустином и поручились за невиновность Юстиниана. Он был освобожден и восстановлен в своем титуле Цезаря , и в благодарность поклялся, что посвятит церковь святым, как только станет императором. Строительство этой церкви Святых Сергия и Вакха между 527 и 536 годами нашей эры (незадолго до возведения собора Святой Софии между 532 и 537 годами) было одним из первых актов правления Юстиниана I.

Церковь Святых Сергия и Вакха , Рим , Италия

Сергий был очень популярным святым в Сирии и христианской Аравии . Город Ресафа, ставший кафедрой епископа, получил название Сергиополис и сохранил его мощи в укрепленной базилике . Ресафа был улучшен императором Юстинианом и стал одним из величайших центров паломничества на Востоке. Многие другие церкви были построены во имя Сергия, иногда вместе с Вакхом. Церковь, посвященная Санти-Серджио-э-Бакко, была построена в Риме в 9 веке. Христианское искусство изображает двух святых как солдат в военной форме с пальмовыми ветвями в руках. Их праздник отмечается 7 октября, и им назначается месса в « Сакраментарии » папы Геласия . Кочевники пустыни смотрели на Сергия как на своего особого святого-покровителя .

В армянских церковных традициях Сергия, или Саркиса, почитали как христианского генерала в римской армии. Он был замучен вместе со своим сыном Мартиросом за то, что свидетельствовал об их вере во Христа. Пиру предшествует трехдневное голодание.

Икона Святых Сергия и Вакха Роберта Ленца 1994 года

Тесная дружба между ними подчеркивается в их житиях и традициях, что делает их одними из самых известных примеров парных святых; ученый Джон Босуэлл считает их наиболее влиятельной группой такого архетипа, даже больше, чем даже Святые Петр и Павел . В своих однополых союзах в досовременной Европе Босвелл далее утверждает, что отношения Сергия и Вакха могут быть поняты как имеющие романтическое измерение, отмечая, что самый старый текст их мартирологии описывает их как erastai , что можно перевести как «любовники». Он предположил, что эти двое даже были объединены в обряде, известном как адельфопоэзис или «создание брата», который, как он утверждал, был типом раннехристианского однополого союза или благословения, укрепляя его взгляд на терпимое раннехристианское отношение к гомосексуализму . Методология и выводы Босвелла оспариваются многими историками.

Тем не менее, после работ Босуэлла Сергий и Вакх стали широко почитаться в христианском гей-сообществе. В 1994 году икона Сергия и Вакх гей францисканского иконописца Роберт Ленц , первый отображаемый в гей — параде в Чикаго, стала популярным символом гей.