От главного храма до подиума: церковь святой ирины в стамбуле

Церковь Святой Ирины на карте Стамбула

История

Церковь Святой Ирины — это самый старый храм византийских времен в Стамбуле и вторая по величине церковь после Собора Айя-София. Она была построена в 332 году во время правления великого римского императора Константина Великого на месте разрушенного античного храма. Собор Святой Ирины был главным храмом города до тех пор, пока не построили Айя-Софию.

В 532 году церковь сгорела на пожаре, а в 548 году была восстановлена по указанию византийского императора Юстиниана. В дальнейшем здание еще несколько раз перестраивалось, но всегда сохраняло свое христианское назначение и никогда не переделывалось в мечеть.

До самого падения Константинополя в Церкви Святой Ирины проходили богослужения, а после стала использоваться османами как оружейный склад. В 1846 году в здании бывшей церкви была впервые выставлена военная музейная коллекция, а в 1869 году здесь официально открылся Императорский музей.

Но в церкви было недостаточно места для хранения растущей коллекции музейных экспонатов, поэтому она была перенесена в Археологический музей.

Сейчас здание иногда используется для проведения концертов, но в основном оно предназначено для посещения и осмотра туристами. Музейной коллекции в церкви в настоящее время нет, а верхние этажи нуждаются в реконструкции.

Что посмотреть в Церкви Святой Ирины

Церковь была построена по типу трехнефной базилики в форме креста. Самый широкий неф покрывает огромный купол, второй купол меньше размером. Церковь сохранила свой исконный атриум —  большое крытое помещение перед входом.

Самое большое помещение в церкви — это зал для молящихся перед алтарем.

Купол над ним сейчас закрыт сеткой для защиты от птиц и летучих мышей.

На стенах и под куполом в отдельных местах можно увидеть мозаики. По большей части они повреждены или перекрыты живописью.

В куполе апсиды (алтарного выступа) сохранился большой крест, который как будто установлен на пьедестале из ступеней.

Атриум и верхние помещения закрыты для посещения в целях безопасности. 

Для осмотра церкви достаточно 20-30 минут, рекомендуем совместить с посещением Дворца Топкапы.

Как добраться

Церковь Святой Ирины находится в самом центре исторической части Стамбула — квартале Султанахмет, сразу за Музеем Айя-София, в первом дворе Дворца Топкапы.

 

Доехать до Церкви Святой Ирины можно на скоростном трамвае линии T1, выйдя на остановках Sultanahmet или Gülhane. Неподалеку находится остановка туристического автобуса Big Bus Istanbul (Площадь Султанахмет), а также остановка автобуса IST-20, который идет из аэропорта Стамбул также до площади Султанахмет.

Время работы и цена билета

Часы работы Церкви Святой Ирины различаются в зимнее и летнее время:

  • с ноября по март с 09:00 до 17:00,
  • с апреля по октябрь — с 09:00 до 19:00.

Касса заканчивает работу за час до закрытия музея.

Режим работы — ежедневно, кроме вторника.

Вход в первый двор Дворца Топкапы бесплатный, заплатить нужно за посещение церкви.

Цена билета в Церковь Святой Ирины — 50 лир, детям до 6 лет — вход бесплатный.

Проход по Музейной карте — бесплатный, ее можно приобрести в кассе.

Мир — отсутствие войны — в религиозной архитектуре

По существующей легенде, церковь святой Ирины построена императором Константином в честь Святого Мира, в честь его победы в борьбе за восшествие на престол и воцарение долгожданного мира после многих лет войны.

Но в других документах сказано, что это было новое веяние в архитектуре — базилика, план которой напоминает крест. При Константине она уже существовала. Правитель её только расширил и богато украсил. Но, как бы то ни было, в храме св. Ирины находится саркофаг, в котором, по преданию, сохранены останки императора Константина.

Любопытный факт: церковь святой Ирины в Константинополе — христианский храм, но и у язычников тоже были подобные сооружения, посвящённые установлению мира. Например, в 13 году до н.э. в Риме на Марсовом поле был установлен Алтарь мира. Это был подарок римского Сената императору Августу в честь его многочисленных побед. Алтарь назван так в честь богини мира Пакс. Он и сейчас там стоит, а от переменчивых погодных условий в наши дни его защищает сооружение типа колпака.

На римском форуме когда-то был установлен Храм Януса. У него была своя особенность: его двери открывались только во время войны. На время спокойной жизни государства храм закрывался. Но, по словам Плутарха, храм был открыт почти всегда. Римская империя была так огромна и могущественна, что постоянно находилась в состоянии войны. Она или нападала сама, или оборонялась от врагов. До наших дней от этого храма не сохранилось даже руин. Но его изображения остались на монетах времён Нерона.

Бедствия в жизни города

В 6 веке рядом с храмом находились 2 женских монастыря, впоследствии сгоревших. Одной из их обязанностей было пение на похоронах, которых, кстати, стены древнего храма видели немало.

Так, в 346 году прямо у стен Святой Ирины погибло более 3 000 человек. Причиной стали религиозные разногласия между христианами и приверженцами другого течения в религии: арианства.

В 532 году в городе произошёл сильнейший пожар, в ходе которого множество зданий было полностью уничтожено. Началом этих беспорядков послужила драка спортивных болельщиков на ипподроме. И закончились они многочисленными жертвами и уничтожением половины города. В историю эти трагические события вошли как восстание «Ника». Так что можно сказать, основываясь на исторических событиях, что современные фанаты ведут себя более, чем скромно: по крайней мере, разрухи от них много меньше. 

Кроме того, церковь Аya Irini несколько раз подвергалась частичному разрушению в результате землетрясений. Но значение собора святой Ирины в Стамбуле для жителей города было очень велико. Поэтому её восстанавливали одной из первых среди всех повреждённых в результате подземных толчков зданий.

Легенды

Сны Юстиниана

Согласно легенде, императору во сне явился ангел, в руках он держал план строительства великого и роскошного храма. Строительство заняло пять лет и обошлось императору в огромную сумму. По задумке Юстиниана, собор должен был быть еще богаче украшен и многие его части должны были быть из золота, но архитектор отговорил его, сославшись на возможную жадность последующих правителей. Император побоялся, что храм может быть разграблен и согласился на более “скромное” его убранство.

Плачущая колона

С этой колонной связано несколько легенд. Одна из них гласит, что император Юстиниан бродил по собору с сильной головной болью, в бессилии он прислонил голову к колоне и вскоре боль ушла. Общественность прослышала об этом случае и наделила колону целительными способностями.

По другому сказанию, во время перестройки собора в мечеть, купол наклонился и святой Илья (Хызыр) выровнял дефект, держась за колону. На столбе осталось отверстие от его пальца.

Ещё одна легенда повествует о том, что во время главной перестройки Айя-Софии в раствор вокруг колоны добавили слюну пророка Мухаммеда, воду из священного источника Замзам и землю из Мекки. После этого столб начал “плакать”.

Посетители со всего мира уверенны, что если положить большой палец в отверстие, загадать желание и сделать три оборота по часовой стрелке, то желаемое обязательно сбудется.

Двери

В храме насчитывается 361 дверь, 101 из них имеет внушительные размеры и покрыта символами. Поговаривают, что сколько бы раз их не пересчитывали, количество каждый раз изменяется. Подземные помещения храма затоплены, но двери можно обнаружить даже там.

“Холодное” окно

Есть в храме загадочное окно, оно располагается на втором этаже в южной части собора и выходит на Голубую мечеть. Загадка заключается в том, что при любой погоде из него дует прохладный ветерок.

Фото из холодного окна

Молитвы в стенах

В правой части собора находится ниша, если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум, похожий на бормотание. Существует легенда, что когда турецкое войско ворвалось в Константинополь, более 1000 верующих укрылось в храме. Когда захватчики ворвались в собор, священник не прервал своей молитвы. Стена за ним раскололась и спрятала священника. Легенда гласит, что он и по сей день читает там свою молитву и в день, когда храм снова станет христианским, он выйдет из стены и закончит её.

Старый рисунок внутреннего убранства мечети Айя-София

Недожаренная рыба

Существует ещё одна легенда, что в день падения Константинопаля один монах жарил рыбу и когда ему сказали, что город пал, он ответил “Скорее эта рыба оживет и спрыгнет, чем падет Константинополь”. И рыба действительно ожила и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбы, поджаренные с одной стороны. В день, когда греки вновь завладеют Константинополем, рыба прыгнет на сковороду, её дожарят и всё вернется на свои места.

Музей Айя-София на карте Стамбула

История

Собор Святой Софии был построен в 537 году по указанию византийского императора Юстиниана на месте церквей более раннего периода

Он стал важной православной церковью всего христианского мира

В 557 году купол, поврежденный во время землетрясения, был восстановлен.

В 843 году в оформлении интерьера появились мозаики. Одна из самых известных — мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей.

В 1453 году после завоевания Константинополя турками по приказу Султана Мехмеда II храм преобразовали в мечеть Айя-София. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. 

В 1847 — 1849 гг. в ходе реставрации в нефе мечети появились огромные османские медальоны.

В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка.

Что посмотреть в Айя-София

Собор Айя-София — огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры.

Главный вход — императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора.

Михраб

Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам (руководитель намаза) впереди всех остальных молящихся.

Неф

Неф в Айя-София — основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности». Такой эффект достигнут благодаря многочисленным окнам и ряду арок с двух сторон.

Огромный купол высотой 56 метров символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение.

Низко висящие люстры сохранились с османских времен.

По центру под куполом можно увидеть мозаику 11 века с изображением Богоматери и Иисуса Христа.

Довольно необычно рядом с православной мозаикой смотрятся огромные щиты — медальоны с арабской золотой вязью — с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов. Они датируются 19 веком.

Коронационная площадь

Недалеко от михраба находится место коронации императоров — Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора.

Верхние галереи

Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу — во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены.

Мозаика Деисус относится к 13 веку и изображает Иисуса, Деву Марию и Иоанна Крестителя.

Плачущая колонна

В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней. По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори. Если палец после извлечения будет намокшим, болезнь отступит. По другой легенде, если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание.

Фонтан

Справа от выхода находится фонтан для омовений в стиле рококо, датируемый 1740 г.

Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок.

На территории музея есть кафе и сувенирный магазин.

Как добраться до Айя-София

Музей Айя-София находится в исторической части города — районе Султанахмет, напротив Голубой мечети и недалеко от дворца Топкапы. Самый простой способ добраться до него — доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet. 

Рядом находится конечная остановка автобуса маршрута IST-20, который идет из аэропорта Стамбул.

Если вы планируете воспользоваться экскурсионным автобусом Big Bus Istanbul, то выходить надо на остановке №1/20.

Стоимость посещения

Бесплатно. После смены статуса с музея на мечеть в июле 2020 года на Айя-София стал распространяться правило, что все мечети в Турции бесплатны для посещения.

  • Трансфер из аэропорта
  • Аренда авто

История церкви Святой Ирины

Первая христианская церковь на месте Айя-Ирена была заложена в 311 году, ставшем годом прекращения преследования христиан. Исследователи установили, что прежде на этом месте находилось святилище древнегреческой богини Афродиты. Строительство базилики было завершено в 337 году, к концу правления Константина.

Церковь Святой Ирины оставалась храмом номер один вплоть до возведения Собора Святой Софии, о котором можно подробно прочитать в отдельном материале.

В 381 году в Айя-Ирена проводился Второй вселенский собор.

История церкви Святой Ирины в Константинополе, как и вся история христианства, наполнена кровавыми событиями. В середине IV века у храма было убито больше 3000 человек. Причина заключалась в религиозных разногласиях. В 532 году при правлении Юстиниана I произошло восстание «Ника». Оно стало самым масштабным бунтом и для Константинополя, и для Византии. Мятежники боролись против притеснений и бескомпромиссной церковной политики со стороны властей. При подавлении восстания погибло больше 35 тысяч человек. Как минимум половина Константинополя превратилась в руины. Базилика Святой Ирины тоже не выстояла. Юстиниан отстроил ее вновь к 548 году. Затем храм серьезно пострадал во время землетрясения, случившегося в 740 году. Новыми реставрационными работами занимался Константин V. Он приказал украсить внутреннюю часть здания фресками и мозаиками. Фрагменты этой реставрации сохранились до сих пор.

Маша Малиновская

В 1450-е годы, когда Константинополем после долгих попыток все же завладели османские турки, церковь осталась почти нетронутой. По крайней мере внутри следов того, что ее переделывали в мечеть, так и не обнаружили. Только крест на куполе был заменен на полумесяц — главный символ ислама. Именно поэтому в наше время храм Святой Ирины в Стамбуле считается уникальным примером базилики, которая чудом хотя бы частично сохранила свой первоначальный облик.

Османы не переделывали церковь под нужды своей религии. Но по приказу султана Мехмеда Завоевателя ее заключили в стены дворца Топкапы, чтобы превратить в склад для боеприпасов. В таком виде храм Святой Ирины в Константинополе просуществовал несколько веков.

В середине XIX века в базилике устроили Музей археологии. Позже она стала Императорским музеем, а потом — Военным музеем.

Многих туристов интересует, как выглядит церковь Святой Ирины изнутри. Сегодня она переделана в концертный зал. Необыкновенные акустические параметры и атмосфера отлично подходят для живого исполнения классической музыки. С 1980-х годов в бывшем храме проходит Стамбульский музыкальный фестиваль международного уровня. Однако, чтобы попасть внутрь, не обязательно подстраиваться под конкретное мероприятие. С января 2014 года Айя-Ирена доступна для публики как музей. Ее можно посетить в любой день недели, кроме вторника. Вход платный.

Анна Евгеньевна

История Айя-Софии

Сегодня известно, что первые постройки храма датированы 324 годом, это времена правления императора Констанция. На протяжении двух столетий церковь дважды горела и вновь отстраивалась в виде базилик. Храм известен в истории тем, что император Феодосий І лично ввел туда Григория Богослова, назначенного архиепископом Константинополя. Сегодня достоверно неведомо, как выглядел Собор Св Софии в те времена.

В 532 году, после очередного пожара, император Юстиниан приказал выстроить грандиозную церковь на месте сгоревшей. Были скуплены близлежащие к храму земли и уничтожены все постройки на них. Новую церковь строили 10 тысяч рабочих, используя лучший мрамор со всей Византии. Привезли 8 порфировых колонн и столько же из зеленого мрамора. Также в отделке использовали золото и слоновую кость.

Освятил церковь в 537 году патриарх Мина. Храм обслуживали более пяти сотен служителей. В дальнейшем собор Святой Софии частично рушился в результате землетрясений.

В 1054 году именно в этом храме произошло событие, которое положило начало разделению церквей на православную и католическую. Речь идет об отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керуллария.

Последнее богослужение в качестве православного храма проводилось в 1453-м. В том же году святыню захватили турки. Султан Мехмед II Завоеватель переделал ее в мечеть, надстроил один минарет. Старинные мозаики на стенах забелили, а поверху написали суры из Корана. Потом пристроили еще 3 минарета, минбар, а султаны Селим II и Мурад III пристраивали также тяжелые контрофорсы.

Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ.

Первую существенная реставрацию Айи-Софии осуществили в 1847 году по приказу Абдул-Меджида I.

В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея. “Современная Турция – светская страна”, – гласил девиз Ататюрка. Это был символический жест, определяющий дальнейшую политику государства.

В 2018 году в турецком суде рассматривалось ходатайство о возвращении Айя-Софии статуса мечети, но судьи его отклонили.

В 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил превратить собор в мечеть в надеждах, что это поможет сплотить электорат страны вокруг его Партии справедливости и развития. Согласно соцопросам, рейтинг ПСР заметно упал во время эпидемии коронавируса.

Для многих сторонников президента собор Софии являлся символом завоевания Константинополя османами. Возвращение статуса мечети служило бы им примером превосходства ислама над христианством.

Судебные разбирательства начались в июне и прошли практически молниеносно. 10 июля 2020 года Госсовет Турции упразднил решение Ататюрка о превращении собора в музей и президент сразу же смог подписать указ об изменении статуса Софии.

Где найти мозаики

Мозаики в Соборе

Очутившись во внутреннем убранстве храма, следует обратить внимание на его правую часть от входа. Пред взором предстает каменная кладка с необычным разноцветным орнаментом переплетения

В этой части помещения в древние времена короновали императоров Рима.

Стены внутри мечети выполнены из мрамора и восхитительной мозаики, состоящей из стеклянных, серебряных и золотых элементов. Впервые мозаичные полотна стали использоваться в середине 9 века. Они включали в себя изображение Богородицы с младенцем, архангелов, святителей и пророков Ветхого Завета. Чуть позже в мечети была создана мозаика с образом Всевышнего, сидящего на троне.

Где в храме находятся мозаики

Мозаика

  • Мозаика Христос Панкратов. Находится в западном крыле мечети, над императорскими воротами во 2-й пристройке. На мозаике изображен лик Иисуса, у которого в руках находится книга. Перед ним склоняется император, справа стоит архангел, слева — Дева Мария. Мозаика символизирует безграничную власть, дающую Господом Богом.
  • Мозаика император Константин, Дева Мария. Расположена над первыми воротами во 2й пристройке в правой части. Мозаику хорошо видно, если направляться в мечеть со двора.
  • Мозаика Последний суд. Находится в южном крыле собора на 2-м этаже. На полотне изображен Иисус Христос, справа — Иоанн Креститель, слева — Дева Мария. Все присутствующие молят Господа Бога о спасении человеческого рода. Историки полагают, что часть мозаики уничтожили крестоносцы.
  • Мозаика Богоматерь с младенцем. Можно увидеть из любого места в соборе, поскольку ее трудно не заметить. Расположена в восточном крыле здания.
  • Мозаика императрица Ирина, Дева Мария и император Иоанн. Находится в восточном крыле здания на 2м этаже. Справа стоит жена Иоанна, слева — император, между ними Дева Мария. Император преподносит Богородице дары в виде мешочка с золотом, супруга Ирина – грамоту.
  • Серия мозаичных полотен с изображением Игнатия Богоносца, Василия Великого, Иоанна Златоуста расположена в северном крыле в нише.

К сожалению, далеко не вся мозаика сохранилась до наших времен, уцелела лишь незначительная часть. Фрескам помогла уцелеть штукатурка.

Превращения и перевоплощения храма

После завоевания города османами в церкви Aya İrine (это турецкое написание) оборудовали склад по хранению оружия. Наверное, такое стечение обстоятельств и спасло здание от перестройки в мечеть. Получилось так, что оно находилось рядом с казармами янычар. И было удобно устроить в близлежащем строении арсенал. Так что, вопреки распространённому мнению, этот храм никогда не был мечетью, хотя и много раз менял своё назначение.

В середине 19 века в стенах Aya İrini размещался Музей древностей, позже туда переехал Военный музей. Его экспонатами были, например, цепь, которая протягивалась в бухте Золотой Рог, чтобы не дать кораблям противника приблизиться к берегу; памятник возничему Порфирию, когда-то стоявший на территории константинопольского ипподрома, основание для статуи императрицы Евдокии — жены Феодосия и другие раритеты.

Некоторое время в храме хранилась часть экспонатов из Стамбула. В 1946 году из храма Агиа-Ирина были вывезены все ценности, так как там планировались археологические исследования.

Использованные материалы

  • «Церковь Богородицы Фара», Попов И. Н., «БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ», Православная энциклопедия, т. 5, 671-677:

  • Лидов А. М., «О константинопольском прототипе царского храма», Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. Материалы и исследования, вып. XIX, М., 2008, 7-42:

  • Лидов А. М., «Реликвии Константинополя Нерукотворные образы в Византии», Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники, М., Прогресс-Традиция, 2006, 167-173:

  • «Храм Богоматери Фаросской (храм Богородицы при маяке; храм Владычицы Икокиры)», Византийский словарь: в 2 тт., СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 472-473:

  Византийские историки сообщают: «Михаил велел сделать из саркофага Константина парапеты для церкви Богоматери Фаросской, которую он построил».

  Николай Месарит, «Декалог о реликвиях Страстей, хранящихся в церкви Богоматери Фаросской» , Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира , М., 2000, 127-131.

  См. ст. «Constantinople in Latin period» в Энциклопедии эллинского мира,

Фабрика мифов

При любой власти София становилась важным символом. Для ее строителя императора Юстиниана это был символ величия его правления — он воздвиг памятник, благодаря которому его имя запомнится в веках. Султан Мехмед II видел себя султаном нового, мусульманского Рима, и храм для него был символом преемственности власти, а еще поворота на Запад, куда, к большому недовольству многих его мусульманских соратников, отныне будет смотреть его империя. Для Ататюрка София тоже стала символом — новой секулярной просвещенной Турции, источника знаний для человечества. Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего.

История той Софии, по поводу которой сегодня бьют копья, началась в 532 году нашей эры, когда император Юстиниан задумал перестроить константинопольский храм Святой Софии, разрушенный во время восстания «Ника», так, чтобы равных ему не было в мире. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым.

Alamy/Legion Media

Богоматерь с младенцем и исламская каллиграфия в Соборе Святой Софии, 2018 год

София предназначена была поражать не снаружи, а изнутри, сияя золотым убранством и светом тысяч золотых светильников. Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли.

Чуть менее тысячи лет спустя в день падения Константинополя, 29 мая 1453 года, в храм вошел новый хозяин, 19-летний османский султан Мехмед II Завоеватель. Свидетель , как Мехмед «придя на площадь у великой церкви, сошел с коня, и пал ниц на землю, взял горсть земли и посыпал голову, благодаря Бога. И подивился этому огромному зданию, так сказав: «Воистину люди эти были и ушли, а иных после них, им подобных, не будет».