Храм живоносного источника в стамбуле

Маршрут на 3-й день в Стамбуле: по азиатской стороне

На азиатскую сторону можно попасть двумя способами — на кораблике или на метро. Метро безусловно быстрее, но кораблик интереснее.

Сразу уточним: кораблики с европейской стороны приходят на две пристани на азиатской стороне: Кадыкёй (Kadıköy) и Ускюдар (Üsküdar). Предлагаем начать экскурсию с района Ускюдар.

Девичья башня

По пути на пароме в азиатскую часть вы обязательно увидите знаменитую Девичью башню (Kız Kulesi). Она находится на маленьком островке в проливе Босфор, неподалёку от пристани Ускюдар. Точная дата постройки башни неизвестна, но первые письменные упоминания о ней датируются 1453 годом.

Высота трехъярусной башни 23 метра, в ней расположен магазин сувениров, небольшой музей, бар и смотровая площадка с хорошим видом на азиатскую часть города. Это сооружение овеяно множеством легенд и является ещё одним символ Стамбула.

Девичья башняФото: Nomad

Мечети Ускюдара

В зависимости от собственных предпочтений и наличия времени можно посетить ускюдарские мечети, некоторые из них весьма примечательны. Например, мечеть Искеле, построенная в XVI веке знаменитым зодчим Синаном для Михримах — любимой дочери султана Сулеймана I Великолепного и Роксоланы, Хюррем-султан.

Неподалёку от пристани находится и мечеть Йени Валиде, построенная в честь супруги султана Мехмеда IV. Здесь интересен мавзолей самой Валиде-султан — похожая на птичью клетку восьмиугольная усыпальница без крыши, но с металлической решеткой вместо купола.

Также на пристани расположено ещё одно строение работы Синана — мечеть, названная в честь Шемси Ахмеда-паши, служившего при дворе султана Сулеймана I. Она была построена в 1580 году и стала одной из последних работ великого зодчего.

Весьма интересна также мечеть Айазма, возведенная по приказу султана Мустафы III в. конце XVIII века. Она находится у целебного источника — айазма. Ещё одна местная мечеть, достойная посещения — Бююк Селимие (1805 год), большое, но изящное строение с зелёным внутренним двором.

Мечеть Бююк СелимиеФото: Nomad

Квартал Мода

Из парка на автобусе едем в квартал Мода — это один из двух кварталов района Кадыкёй (второй — Фенербахче). Здесь фотогеничные «инстаграмные» улочки с массой магазинов — от антикварных до магазинов одежды с модными местными брендами, кафе, ресторанов, в том числе на крышах. Также в квартале Мода находится рынок Кадыкёй, который понравится туристам: на нём можно купить всё, что душе угодно — специи, сладости, сыры, мясные изделия, фрукты, а главное — морепродукты. На рынке работает множество рыбных ресторанчиков, где стоит попробовать свежайшие креветки, анчоусы или даже морского чёрта.

МорепродуктыФото: Оксана Разорёнова

Кроме того, по кварталу Мода также курсирует исторический трамвай, такой же, как и на улице Истикляль. Местный маршрут кольцевой, на нём 10 остановок. Трамваи отправляются с частотой один раз в 10 минут. Проезд можно оплатить картой IstanbulKart.

Неподалёку находится греческая церковь святого Ефимия и железнодорожный вокзал Хайдарпаша, построенный немецкими архитекторами и подаренный городу кайзером Вильгельмом II. Строительство здания в стиле неоренессанс началось в 1906 году на «отвоеванной» у моря территории площадью свыше 2 500 кв. м.

На европейский берег Босфора вернёмся на пароме от пристани Кадыкёй, поэтому сможем увидеть вокзал Хайдарпаша с воды.

Вид на Стамбул из парка ЧамлыджаФото: Nomad

Церкви-музеи в Стамбуле

Некоторые святыни православной религии, оставшиеся со времен Византии, больше не используются по прямому назначению. Учреждения превратились в музеи, открытые для посещения и доступные для проведения туристических экскурсий.

Мечеть Айя-София (Aya Sofia Cami)

Грандиозная константинопольская православная святыня — Собор Святой Софии — после завоевания Царьграда стала главной стамбульской мечетью. После падения Османской империи религиозное заведение приобрело статус музея. Произошло это в 1935 г.

Возвел храм византийский император Юстиниан в 530-х годах. До сооружения римского Собора Святого Петра константинопольская постройка считалась самым большим христианским храмом. Купол Софийского Собора равен 31 метру в диаметре. Высота здания составляет 55 м 60 см.

Достопримечательность открыта для посещений с 9 до 19 часов летом. Зимний режим работы — 9.00-17.00. Билет стоит 60 лир. Дети, не достигшие восьмилетнего возраста, входят в музей бесплатно.

Церковь Святой Ирины (Aya İrina)

Временем основания святыни считается 4 столетие. Возведено религиозное учреждение при императоре Константине Великом, первом правителе Византии. Предание гласит, что останки основателя помещены в саркофаг, находящийся в храме.

Сама Айя –Ирина ныне размещается на территории дворцового комплекса Топкапы, во времена Османской Империи служившего резиденцией султанов. В начале прошлого века сооружение стало музеем. В течение последних 40 лет там также проводятся музыкальные фестивали (раз в год).

Церковь работает ежедневно с 9 до 17 часов. Выходной — вторник.

Монастырь Хора (Hora Manastırı)

Православная святыня, на территории которой расположился храм Христа Спасителя в Полях. С середины 20 столетия (1948г) это место превратилось в достопримечательность, известную у туристов как музей Карие. После взятия Царьграда в 15 веке иконы, находившиеся в христианском святилище, были замазаны, а само учреждение превратилось в мечеть.

Возрождение Хоры произошло только после падения империи Османов. Желающие посетить музей и соприкоснуться с частью византийской истории могут сделать это ежедневно, с 9.00 до 17.00.

Мечеть Фетхие (Fethiye Cami)

Обращенная в мусульманскую святыню Церковь Богородицы Паммакаристы (т. е. Радующейся) является одним из крупнейших памятников византийской эпохи в Стамбуле. Главную ценность этого собора представляют многочисленные мозаики. В основном здании до сих пор действует мечеть. Южная часть постройки превращена в музей.

Церковь Святой Ирины на карте Стамбула

История

Церковь Святой Ирины — это самый старый храм византийских времен в Стамбуле и вторая по величине церковь после Собора Айя-София. Она была построена в 332 году во время правления великого римского императора Константина Великого на месте разрушенного античного храма. Собор Святой Ирины был главным храмом города до тех пор, пока не построили Айя-Софию.

В 532 году церковь сгорела на пожаре, а в 548 году была восстановлена по указанию византийского императора Юстиниана. В дальнейшем здание еще несколько раз перестраивалось, но всегда сохраняло свое христианское назначение и никогда не переделывалось в мечеть.

До самого падения Константинополя в Церкви Святой Ирины проходили богослужения, а после стала использоваться османами как оружейный склад. В 1846 году в здании бывшей церкви была впервые выставлена военная музейная коллекция, а в 1869 году здесь официально открылся Императорский музей.

Но в церкви было недостаточно места для хранения растущей коллекции музейных экспонатов, поэтому она была перенесена в Археологический музей.

Сейчас здание иногда используется для проведения концертов, но в основном оно предназначено для посещения и осмотра туристами. Музейной коллекции в церкви в настоящее время нет, а верхние этажи нуждаются в реконструкции.

Что посмотреть в Церкви Святой Ирины

Церковь была построена по типу трехнефной базилики в форме креста. Самый широкий неф покрывает огромный купол, второй купол меньше размером. Церковь сохранила свой исконный атриум —  большое крытое помещение перед входом.

Самое большое помещение в церкви — это зал для молящихся перед алтарем.

Купол над ним сейчас закрыт сеткой для защиты от птиц и летучих мышей.

На стенах и под куполом в отдельных местах можно увидеть мозаики. По большей части они повреждены или перекрыты живописью.

В куполе апсиды (алтарного выступа) сохранился большой крест, который как будто установлен на пьедестале из ступеней.

Атриум и верхние помещения закрыты для посещения в целях безопасности. 

Для осмотра церкви достаточно 20-30 минут, рекомендуем совместить с посещением Дворца Топкапы.

Как добраться

Церковь Святой Ирины находится в самом центре исторической части Стамбула — квартале Султанахмет, сразу за Музеем Айя-София, в первом дворе Дворца Топкапы.

Доехать до Церкви Святой Ирины можно на скоростном трамвае линии T1, выйдя на остановках Sultanahmet или Gülhane. Неподалеку находится остановка туристического автобуса Big Bus Istanbul (Площадь Султанахмет), а также остановка автобуса IST-20, который идет из аэропорта Стамбул также до площади Султанахмет.

Время работы и цена билета

Часы работы Церкви Святой Ирины различаются в зимнее и летнее время:

  • с ноября по март с 09:00 до 17:00,
  • с апреля по октябрь — с 09:00 до 19:00.

Касса заканчивает работу за час до закрытия музея.

Режим работы — ежедневно, кроме вторника.

Вход в первый двор Дворца Топкапы бесплатный, заплатить нужно за посещение церкви.

Цена билета в Церковь Святой Ирины — 50 лир, детям до 6 лет — вход бесплатный.

Проход по Музейной карте — бесплатный, ее можно приобрести в кассе.

Святых Апостолов

Построенный самим императором Константином и позже восстановленный императором Юстинианом, этот храм являлся едва ли не самым важным и значимым в христианском мире. Сегодня от некогда величественного здания практически ничего не осталось. На месте бывшей православной святыни выстроена мечеть Фатих, а развалины находятся во внутреннем дворике мечети.

Примечательно, что Константин строил это здание не как храм для проведения богослужений, а как собственный мавзолей – для себя и своей семьи. Причем, замысел был по тем временам весьма дерзок – гроб Константина должен располагаться в центре, и его должны окружать 12 (по числу апостолов) пустых гробниц (кенотафы).

Впоследствии эти 12 кенотафов заполнили мощами апостолов, а в самой церкви стали хоронить влиятельных и царственных особ. Время работы: с 9.30 до 17 часов.

Главный храм ойкумены

— В православном мире неоднозначно отнеслись к решению Эрдогана сделать мечеть в Софийском соборе. Греки протестуют. Русская православная церковь выразила не протест, а несогласие с этим, озабоченность, что утерян статус музея. Это нейтральная позиция. Все же это православный храм, и служение в нем другой религии для христиан несколько оскорбительно, с моей точки зрения. Хотя ваша точка зрения, что христиане такое заслужили своим поведением, неверием в Бога, тоже имеет место быть. В Турции тоже идут дискуссии об этом. Турецкий журналист Недим Шенер заявил каналу Haber Turk, что «Путину все равно, а турецкий народ заслужил право молиться в Айя-Софии». То есть турки сомневаются, как это будет воспринято в России, и делают вывод, что Путину все равно. Видимо, здесь присутствует боязнь проблем в отношениях между государствами?

— Греки остро реагируют, потому что Греция официально является православной республикой. Исторически храм Софии — это наследие владыки Варфоломея, Константинопольского патриархата. Хотя греческая церковь сейчас церковь Эллады, со временем произошли выделения патриархатов в ойкумены. В широком смысле православная ойкумена образуется большим количеством патриархатов. Патриархат — это митрополии, епископии и так далее.

Сейчас она находится в пределах суверенного государства, которое несет за нее ответственность. В Турции есть общественно значимые идеологии. Каждое государство, если оно исторически древнее, опирается на значительные элементы своей истории, гордится своими свершениями, когда оно:

  • расширило границы,
  • спасло людей,
  • с кем-то поборолось.

В российской истории много всего было. Например, когда обрушилась Российская империя, Советский Союз на первых порах отказался быть ее правопреемником. И другие страны приложили очень много сил, чтобы Советский Союз начал отвечать по своим международным долгам. Посмотрите, что сегодня происходит. В поправках, по которым будут голосовать 1 июля, говорится, что Российская Федерация является преемницей Советского Союза и остальных этапов развития. Когда в истории России происходило присоединение территорий, то в ее состав включались другие этнокультурные традиции. Гордимся ли мы народами, которые населяют нашу Родину? Конечно. Заботимся ли мы о них? Конечно. И тут я бы сказал: давайте мы все-таки восстановим собор Софии как культовое сооружение. В 1985 году ООН согласилась с предложением Турции и подтвердила статус этого храма как особого значимого объекта в истории мира. Поэтому он был включен в список всемирного наследия. Турция в соответствии с решением ЮНЕСКО организовала в храм специальный доступ.

Православные храмы и церкви Стамбула

Православные святыни – объект посещения паломников. Со многими местами связаны предания и легенды. Сюда едут люди с надеждой вымолить у Высших Сил покровительство и защиту, поклониться святым угодникам и просить об исполнении сокровенных желаний.

Церковь ключей

Одним из таких мест является церковь Ключей (она же храм Исполнения желаний и храм Одного дня).

Дата возведения обители не установлена, но легенда говорит, что еще в 18 веке купеческой дочери привиделся вещий сон. Дева Мария показала девушке место в саду, где будет бить целительный источник.

Семейство, обнаружив ключ, бьющий на территории сада, возвело церквушку. С тех пор у каждого человека, посетившего эти места, исполняется самое сокровенное желание.

Лучшим временем для посещения называют первое число каждого месяца. Люди верят, что именно в этот день желание сбудется непременно.

Внутри размещены старинные образа, им также приписывают волшебную силу. Иконы убраны в специальные оклады с замком. Паломник должен приобрести ключ от запора, открыть оклад, приложиться к лику. Это и есть гарант исполнения сокровенного.

Важно! Сюда приходят люди всех конфессий. Желания исполняются независимо от религиозной принадлежности.. https://www.youtube.com/embed/uSSBMiQHmiU

Святой Ирины

Древнейшее сооружение, расположено на территории дворцового ансамбля Топкапы. Существует мнение, что возведена обитель на месте храма Афродиты. Выполнена в форме креста, примечательны сохранившиеся мозаичные интерьеры.

Богородицы из Влахерна

Относят к памятникам 5 века. Сюда доставили Ризу Богородицы. С тех пор это место стало паломническим.

Расширялась при каждом правителе, по соседству возводили дворцовые сооружения, обители монахов, церковные строения. Верующие приписывают спасение столицы от врагов именно заступничеству Богородицы. Святая – главный объект поклонения.

Святых Сергия и Бахуса

Обитель, дошедшая до наших дней, возведена при правлении Юстиниана I. Собор Софии сделан по подобию этого объекта.

Переоборудована в мечеть, приделан минарет (эпоха Османской Империи). Служила приютом для беженцев (Балканская война). Внесена в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Христа Спасителя

Памятник Византийского периода. Датой строительства называют 2 век. Сохранилась благодаря тому, что объект во времена завоеваний превратили в мечеть. Теперь тут размещены музейные экспозиции.

Святого Иоанна Крестителя

Самая маленькая обитель на территории города. Высота – 15 метров. Датой возведения считают 11 век. После завоеваний земель османами переоборудована в мечеть.

Нуждается в реставрации. Не действует.

Святой Троицы

Для православных храмов в Стамбуле свойственна закономерная особенность. Все храмы стали выполнять роль мусульманских святынь. Поэтому здесь можно встретить представителей двух конфессий. Но это не относится к обители в честь Святой Троицы. Дело в том, что святыня возведена в конце 19 века. Это первый памятник христианства на территории мусульманского города.

Стиль – необарокко с элементами неоготики. Интерьерами занимался С. Мегаклис и А. Крикелис. Отреставрирована в середине этого века.

Святого Димитрия

В пещере возле объекта бьет источник (район Куручешме). Паломники наделяют его волшебной силой. Считается, что тут замучили святого, в честь которого и возведена обитель.

Святого Стефана

У церкви Святого Стефана в Стамбуле непростая судьба. Первое, деревянное сооружение пострадало в результате пожаров. Затем выстроили конструкцию из чугуна (конец 19 века).

Этот объект передан болгарской православной общине. Отреставрирован в 2018 году. Открытие прошло с участием правящих сторон Турции и Болгарии. Теперь это действующая обитель. Символ дружбы между странами.

Святой Марии Монгольской

Никогда не была мечетью. Османы не тронули сооружение. Бытует мнение, что правитель Мехмед Второй оставил святыню в благодарность за возведение мечети Фатих.

Здесь всегда велись богослужения. Сюда свезли все иконы города. Действует и теперь.

Святого Пантелеймона

Расположена на крыше высотки (район Каракёй). Единственный храм, принадлежащий русской, православной церкви. Прихожане – русскоязычные граждане.

Историческая справка

Монастырь представляет собой хорошо сохранившуюся византийскую церковь, которая в наши дни открыла двери посетителям в качестве исторического музея. Впервые о монастыре упоминают в 4 веке, позже, значение монастыря выросло благодаря своему соседству с резиденцией императоров.  Высокопоставленные чины, прибывающие на прием к императору, дожидались своей очереди в монастыре. Далее, в 6 веке он пострадал от землетрясения и был практически разрушен. Император Юстиниан приказал восстановить монастырь и увеличить его в размерах. В 11 веке в монастыре хранили реликвии всех церквей города, оберегая их во время нападений турков.

Gelia — stock.adobe.com

В 14 веке монастырь реконструировали на деньги, выделенные императором, благодаря ходатайству Феодора Метохита – министра и казначея при императоре Андронике II.   Его также изобразили на фресках над входом на нартексе, передающим Спасителю мини-версию монастыря Хора. Именно тогда мастера начали украшать стены монастыря фресками и мозаикой, сохранившейся и по сей день. Посетители монастыря могут увидеть библейскую тему на позолоченных фресках по всему своду церкви.

Когда же Константинополь все-таки был завоеван турецкими войсками, монастырь получил новое название Карие. Великий визирь Хадым Али Паша, издал указ о возведении минарета, и в силу того, что ислам не позволял изображать людей и животных, фрески закрасили белилами и именно это спасло их от разрушения.

Далее, в жизни монастыря появляется еще один человек, сыгравший важную роль в его истории – Томас Виттемор, американский археолог. Ученый убедил М.К.Ататюрка начать реставрационные работы собора Святой Софии и монастыря Хора в Стамбуле и открыть там музей. С 1945 года музей Хора открыл свои двери для посетителей, однако, в 1948 году музей вновь закрыли и реставрационные работы длились еще 10 лет. В реконструкции Церкви Хора участвовали ученые и археологи американского Византийского института. Постепенно была удалена старая штукатурка и взорам открылись уникальнейшие мозаики и фрески. Множество сцен из жизни Иисуса и Девы Марии можно увидеть на стенах, арках, куполах музея.

Бедствия в жизни города

В 6 веке рядом с храмом находились 2 женских монастыря, впоследствии сгоревших. Одной из их обязанностей было пение на похоронах, которых, кстати, стены древнего храма видели немало.

Так, в 346 году прямо у стен Святой Ирины погибло более 3 000 человек. Причиной стали религиозные разногласия между христианами и приверженцами другого течения в религии: арианства.

В 532 году в городе произошёл сильнейший пожар, в ходе которого множество зданий было полностью уничтожено. Началом этих беспорядков послужила драка спортивных болельщиков на ипподроме. И закончились они многочисленными жертвами и уничтожением половины города. В историю эти трагические события вошли как восстание «Ника». Так что можно сказать, основываясь на исторических событиях, что современные фанаты ведут себя более, чем скромно: по крайней мере, разрухи от них много меньше. 

Кроме того, церковь Аya Irini несколько раз подвергалась частичному разрушению в результате землетрясений. Но значение собора святой Ирины в Стамбуле для жителей города было очень велико. Поэтому её восстанавливали одной из первых среди всех повреждённых в результате подземных толчков зданий.

История церкви Святой Ирины

Первая христианская церковь на месте Айя-Ирена была заложена в 311 году, ставшем годом прекращения преследования христиан. Исследователи установили, что прежде на этом месте находилось святилище древнегреческой богини Афродиты. Строительство базилики было завершено в 337 году, к концу правления Константина.

Церковь Святой Ирины оставалась храмом номер один вплоть до возведения Собора Святой Софии, о котором можно подробно прочитать в отдельном материале.

В 381 году в Айя-Ирена проводился Второй вселенский собор.

История церкви Святой Ирины в Константинополе, как и вся история христианства, наполнена кровавыми событиями. В середине IV века у храма было убито больше 3000 человек. Причина заключалась в религиозных разногласиях. В 532 году при правлении Юстиниана I произошло восстание «Ника». Оно стало самым масштабным бунтом и для Константинополя, и для Византии. Мятежники боролись против притеснений и бескомпромиссной церковной политики со стороны властей. При подавлении восстания погибло больше 35 тысяч человек. Как минимум половина Константинополя превратилась в руины. Базилика Святой Ирины тоже не выстояла. Юстиниан отстроил ее вновь к 548 году. Затем храм серьезно пострадал во время землетрясения, случившегося в 740 году. Новыми реставрационными работами занимался Константин V. Он приказал украсить внутреннюю часть здания фресками и мозаиками. Фрагменты этой реставрации сохранились до сих пор.

Маша Малиновская

В 1450-е годы, когда Константинополем после долгих попыток все же завладели османские турки, церковь осталась почти нетронутой. По крайней мере внутри следов того, что ее переделывали в мечеть, так и не обнаружили. Только крест на куполе был заменен на полумесяц — главный символ ислама. Именно поэтому в наше время храм Святой Ирины в Стамбуле считается уникальным примером базилики, которая чудом хотя бы частично сохранила свой первоначальный облик.

Османы не переделывали церковь под нужды своей религии. Но по приказу султана Мехмеда Завоевателя ее заключили в стены дворца Топкапы, чтобы превратить в склад для боеприпасов. В таком виде храм Святой Ирины в Константинополе просуществовал несколько веков.

В середине XIX века в базилике устроили Музей археологии. Позже она стала Императорским музеем, а потом — Военным музеем.

Многих туристов интересует, как выглядит церковь Святой Ирины изнутри. Сегодня она переделана в концертный зал. Необыкновенные акустические параметры и атмосфера отлично подходят для живого исполнения классической музыки. С 1980-х годов в бывшем храме проходит Стамбульский музыкальный фестиваль международного уровня. Однако, чтобы попасть внутрь, не обязательно подстраиваться под конкретное мероприятие. С января 2014 года Айя-Ирена доступна для публики как музей. Ее можно посетить в любой день недели, кроме вторника. Вход платный.

Анна Евгеньевна

ислам

Мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле.

Мечеть Санджаклар — современная мечеть в Стамбуле , Турция.

Городской пейзаж Стамбула формируют многие сообщества. Самая густонаселенная религия — ислам . Первая мечеть в Стамбуле была построена в Кадыкёе (древний Халкидон ) на азиатской стороне города, который был завоеван турками-османами в 1353 году, за целое столетие до завоевания Константинополя через Босфор на европейской стороне. Первая мечеть на европейской стороне Стамбула была построена внутри Румелианского замка в 1452 году. Первой большой мечетью, построенной в самом городе, является мечеть Эйюпа Султана (1458 год), а первой императорской мечетью внутри городских стен была Фатих

Мечеть (1470 г.), которая была построена на месте церкви Святых Апостолов , важной византийской церкви, которая была построена во времена Константина Великого. Многие другие имперские мечети были построены в последующие века, например, знаменитая мечеть Сулеймание (1557 г.), построенная по заказу Сулеймана Великолепного и спроектированная великим османским архитектором Мимаром Синаном , и знаменитая мечеть Султана Ахмеда (1616 г.), которая также известна

как «Голубая мечеть» из-за голубой плитки, украшающей ее интерьер.

Стамбул был резиденцией исламского халифата между 1517 и 1924 годами. Некоторые личные вещи Мухаммеда и первых халифов , последовавших за ним, сегодня хранятся во дворце Топкапы , мечети Эйюпа Султана и в нескольких других известных мечетях Стамбула.

Завоевание византийской столицы Константинополя в 1453 году позволило османам консолидировать свою империю в Анатолии и Фракии . Позже османы возродили титул халифа во время правления султана Селима. Несмотря на отсутствие формальной институциональной структуры, суннитские религиозные функционеры играли важную политическую роль. Правосудие отправляли религиозные суды; Теоретически кодифицированная система шариата регулировала все аспекты жизни, по крайней мере, для мусульманских подданных империи. Глава судебной власти находился непосредственно ниже султана и был вторым по власти после великого визиря. В начале османского периода должность главного муфтия Стамбула превратилась в должность шейха уль-ислама (шейха или лидера ислама), который имел высшую юрисдикцию над всеми судами в империи и, следовательно, осуществлял власть над толкованием и применением шариата. Юридические заключения, сделанные шейхом, считались окончательной интерпретацией.

Иудаизм

Купол Стамбульской синагоги ашкенази

В сефардских евреев жили в городе на протяжении более 500 лет, увидеть историю евреев в Турции . Евреи-сефарды внесли большой вклад в рост могущества Османской империи , привнося новые идеи, методы и мастерство. Первая печатная машина Гутенберга в Стамбуле была основана евреями-сефардами в 1493 году, преуспевшими во многих областях, особенно в медицине , торговле и банковском деле . Семья Камондо имела большое влияние в банковском секторе Османской империи. Знаменитая лестница Камондо на Банкалар Каддези ( улица Банкс ) в Каракёй ( Галата ) была построена ими. Сегодня в Стамбуле остается более 20 000 евреев-сефардов.

Евреи- романиоты и ашкенази жили в Стамбуле еще до сефардов, но с тех пор их количество сократилось; сегодня всего 1 процент евреев Стамбула — ашкенази. Avusturya Sinagogu ( Австрийская синагога ), также известный как Aşkenaz Sinagogu ( ашкенази Синагога ) является одним из самых известных синагог в Стамбуле и выделяется своей интересной архитектурой. Волна евреев-ашкенази прибыла в Стамбул в 1930-х и 1940-х годах после подъема нацизма в Германии, преследовавшего евреев-ашкенази в Центральной и Восточной Европе.

Сегодня в городе насчитывается , самая важная из которых — синагога Неве Шалом, открытая в 1951 году в квартале Бейоглу . Великий раввин Турции в Стамбуле (ныне Исхак Халева) руководит делами общины.

Уменьшение численности еврейской общины города произошло после обретения Израилем независимости в 1948 году, но турецкие евреи, мигрировавшие в эту страну, помогли установить прочные отношения между Турцией и Израилем. Основатели государства Израиль и видные израильские политики, такие как Давид Бен-Гурион , Ицхак Бен-Цви и Моше Шерток, в молодости учились в ведущих турецких школах Стамбула, а именно в средней школе Галатасарай и Стамбульском университете .