Слишком много названий для одного города: византий, константинополь, царьград и стамбул

Корабли на колесах

Князь Олег, прозванный Вещим, правил на Руси тридцать лет и три года. Поход на Византию стал его самым масштабным и ярким деянием, сравнимым разве что с объединением Киева и Новгорода. Если верить «Повести временных лет», то войско Олега отличалось невероятными размерами и включало в себя представителей почти всех восточнославянских и финно-угорских племен Древней Руси, и даже тех, с кем он воевал (например, тиверцев). Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек (число практически невозможное).

Князь Олег с Игорем, сыном Рюрика. Художник И. Глазунов

Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах.

Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище!

Поход Олега на Константинополь: ладьи, поставленные на колеса, двигаются по суше

Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра. Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино… разумеется, отравленные. Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий (покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами) послан им за многочисленные грехи.

Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча. Кроме того, русским воинам было разрешено брать сколько угодно съестных припасов, мыться в банях Царьграда, а для обратного пути – запасаться у византийцев парусами, якорями и канатами.

Царьград

У этого термина существуют и другие значения, см. Царьград (значения).

Ротонда Айя Софии

Царьград — славянское название города или земли Константинополя, столицы Восточно-Римской (Византийской) Империи и современного Стамбула в Турции. Он предоставляется несколькими способами в зависимости от языка, например, старославянский: Цѣсарьградъ; церковнославянский; Царьгра̀дъ, русский: рус. Царьгра́д; южнославянские языки: Кариград или Цариград, в зависимости от их алфавитов (или Цариград как альтернативная латинская транслитерация кириллицы); словацк. Carihrad; чеш. Cařihrad; польск. Carogród; укр. Царгород; также Czargrad и Tzargrad; см. Царь.

Царьград — древнеславянский перевод греческого Βασιλὶς Πόλις. Объединив славянские слова царь для «Цезаря/Императора» и град для «города», это означало «Город Цезаря». По словам Пер Томсена, древнерусская форма повлияла на древнескандинавское название Константинополя Miklagard (Мikligarðr).

Болгары также применили это слово к Велико-Тырново (Царевградский Тырнов, «Имперский город Тырнов»), одна из столиц болгарских царей, но после того, как Балканы попали под власть Османской империи, болгарское слово использовалось исключительно как другое имя Константинополя.

После падения Константинополя в 1453 году расцветающее Русское государство стало рассматривать себя как последнее продолжение Римской империи и силы, которая воскресит потерянный левиафан (Третий Рим). Эта вера была поддерживаема в Русской Православной Церкви и дала по крайней мере, вид легитимности брака Ивана III с Софьей Палеолог, родственницей последнего византийского императора. Утверждалось, что целью царей является возвращение города, но, несмотря на многие южные наступления и экспансию империи, это не было реализовано из-за вмешательства Запада в Крымскую войну.

По мере того, как Zeitgeist (Дух времени), породивший этот термин, исчез, слово «Царьград» теперь является архаичным термином на русском языке. Однако он по-прежнему используется на болгарском языке, особенно в историческом контексте. Основная транспортная артерия в столице Болгарии Софии носит имя Цариградско шосе («Цариградская дорога»); дорога начинается как бульвар Царя Освободителя и продолжается до главного шоссе, ведущего на юго-восток в Стамбул. Название Царьград также сохранилось в таких группах слов, как цариградское грозде («Царский виноград», что означает «крыжовник»), блюдо цариградский кюфтенца («маленькая цариградская кюфта») или высказывания вроде «Можно даже попасть в Цариград, спросив». В словенском языке он по-прежнему в основном используется и часто предпочитается над официальным названием. Люди также понимают и иногда используют название Carigrad в Боснии, Хорватии, Черногории и Сербии.

Руководство и сотрудники

Константин Валерьевич Малофеев

К осени 2015 года на телеканале работало более ста человек. Новостную службу возглавил журналист Андрей Норкин, собственные проекты также ведут генеральный продюсер радиостанции «Коммерсантъ FM» Анатолий Кузичев и писатель Захар Прилепин, экономист Юрий Пронько и философ Александр Дугин. Часть сотрудников перешла с телеканала «Радость моя», принадлежавшего украинскому миллиардеру Виктору Нусенкису, закрывшему проект из-за финансовых потерь в ходе вооружённых действий в Донбассе.

Продюсером телеканала с осени 2014 года по лето 2015 года был американец Джек Хэник, в прошлом — режиссёр на телеканале «Fox News». На данный момент Хэник занимает должность советника генерального продюсера. До этого Джек Хэник участвовал в круглом столе (организованном Фондом святителя Василия Великого при поддержке Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей) 16 июня 2013 года. Там он сделал презентацию об изменениях, происшедших в американских СМИ, и о том, как они повлияли на проблему гомосексуальных браков и поддержал закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, а также познакомился с Константином Малофеевым. Сам Хэник заявлял о своём невмешательстве в редакционную политику телеканала и своей задачей называл графическое оформление.

Ранее должность главного режиссёра занимал Юрий Грымов.

С момента основания телеканала генеральным продюсером является его владелец — Константин Малофеев.

Генеральным директором и главным редактором канала с момента запуска являлся Илья Кузьменков (по совместительству — генеральный продюсер сайта «Views&Values»), с 2005 по 2007 год проработавший главным редактором РЕН ТВ. В апреле 2015 года главным редактором и заместителем генерального продюсера назначен Денис Давыдов — председатель правления созданной при участии Малофеева «Лиги безопасного интернета». Позже пост главного редактора получил Александр Дугин. С апреля 2016 года генеральным директором телеканала «Царьград» является Елена Шаройкина.

С января 2017 года председателем наблюдательного совета телеканала «Царьград» является генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке и бывший глава РИСИ Леонид Решетников.

Архитектура

Городское пространство Константинополя («Царицы городов») задумывался как отражение Небесного Иерусалима на Земле. Это священное пространство изучает иеротопия — наука на стыке истории, богословия, искусствоведения и других дисциплин. Очертания градостроительной программы Нового Рима до сих пор можно увидеть в городе, например, мраморные колонны (и их обломки) с декором, напоминающим «павлиний глаз» на бывшем форуме Феодосия (ныне — площадь Баязид); на обочине Месы (лат. Via Triumphalis, ныне Диванйолу); во дворе Археологического музея Стамбула (с форума Тавра); в подземной цистерне VI в. «Йери Эребатан сарай» в качестве опор свода. Сероватый мрамор добывали и обрабатывали в каменоломнях острова Мармара в Пропонтиде. Колонны из болоснежного мрамора цистерны происходят из остатков храма «Геры Акры» и не похожи ни на один классический ордер: их конструкция имитирует перо птицы Геры и сильно сужаются кверху.

Три главных форума города: Константина, Августион и Феодосия (реплика форума Трояна в Риме) в древности были отмечены символами Геры — небесной царицы античности. В первом форуме располагалась огромная бронзовая статуя Геры, возможно работы прославленного скульптора Лисиппа (до 1204 года), на форуме Феодосии были построены «звёздные врата» — триумфальная арка из трёх пролётов и 16 столбов, украшенная «глазами Аргуса».

Между храмом Святой Софии и Большим дворцом на гигантской колонне в западной части форума Августеон в 543 году была установлена конная статуя императора Юстиниана (в 1492 году, через 40 лет после падения Константинополя, монумент обрушился из-за грозы). Создана современная реконструкция статуи.

Во время июльских календ император отправлялся в храм районе Павлин северо-западного угла города (византийский район Влахерны, средневековый Балат). Первое упоминание храма Богородицы Балину (Павлина, лат. Theotokos Baigle) — в 1583 году. Церковь сохранилась и поныне по адресу Mahkeme Alti Cad. № 38.

В константинопольском монастыре Хора (Кахирие-Джами) сохранились мозаичные работы Богородичного цикла, выполненные в 1316—1321 годах.

В легенде к гравюре «Главный Султанский Город Константинополь, расположенный во Фракии» и в указателях из «Космографии» Себастьяна Мюнстера (отпечатанной в Базеле около 1570 года), рассказывается о достопримечательностях Нового Рима:

Вот древние памятники Города Константинополя, многие из которых в настоящее время лежат в руинах, как это можно видеть на данной Картине: отметим те постройки, которые еще сохранились, в особенности же Центральный Храм Святой Софии, Дворец Императора Константина и, кроме того, еще один круглый Дворец; таким образом, этот Император возвел также еще один близ Храма Святой Софии, который имел большие размеры, но ныне он разрушен.
Некоторые достопримечательные места Столичного Града Константинополя.


A Вот в извилинах Колонна, камни которой искусно между собой соединены, а высоту она имеет 24 сажени

B Есть там также Колонна, которую именуют «Историческая Колонна»: а называется она так потому, что внутри колонны создавались исторические хроники

C Вот местность, где расположена резиденция Патриарха Константинопольского, откуда можно проследовать в близлежащий район Балат; и все это можно увидеть

D Церковь Святого Евангелиста Луки

E Церковь Св. Петра

ПЕРА. В Константинополе, как уже упоминалось, есть (район) Пера, или (как говорят Турки) «Галата», есть там также Широкий Залив, который впадает в Море, есть там Турецкое, а также и Иудейское кладбища, а за пределами города находятся повсеместно другие кладбища, и все это можно видеть по изображённым (надгробным) камням (на плане)
F Вот регион в правом углу, где Море соединяется с Заливом, где Турки выделили Грекам (местность) Вайссенбург, а также там в настоящее время имеется литейное производство (пушек).

Литература

На русском языке
  • Фоменко И. К. Константинополь. Символизм топографии / Научный редактор: Щербакова . — М.: Издательство Вадима Прудникова, 2016. — 232 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9908678-0-2, УДК 904, ББК 63.4(3):63.3(0)4.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
На других языках
  • Ball, Warwick (2016). Rome in the East: Transformation of an Empire, 2nd edition. London & New York: Routledge, ISBN 978-0-415-72078-6.
  • Bury, J. B. History of the Later Roman Empire: From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian (англ.). — Dover Publications, 1958.
  • Crowley, Roger. Constantinople: Their Last Great Siege, 1453 (англ.). — Faber and Faber, 2005. — ISBN 978-0-571-22185-1.
  • Freely, John. Istanbul: The Imperial City (неопр.). — Penguin, 1998. — ISBN 978-0-14-024461-8.
  • Freely, John; Ahmet S. Cakmak. The Byzantine Monuments of Istanbul (неопр.). — Cambridge University Press, 2004. — ISBN 978-0-521-77257-0.
  • Gibbon, Edward (англ.)русск.. The Decline and Fall of the Roman Empire (неопр.). — Phoenix Press, 2005. — ISBN 978-0-7538-1881-7.
  • Hanna-Riitta, Toivanen. The Influence of Constantinople on Middle Byzantine Architecture (843–1204). A typological and morphological approach at the provincial level (англ.). — Suomen kirkkohistoriallisen seuran toimituksia 202 (Publications of the Finnish Society of Church History No. 202), 2007. — ISBN 978-952-5031-41-6.
  • Harris, Jonathan. Constantinople: Capital of Byzantium (неопр.). — Bloomsbury, 2nd edition, 2017. — ISBN 978-1-4742-5465-6.
  • Harris, Jonathan. Byzantium and the Crusades (неопр.). — Bloomsbury, 2nd edition, 2014. — ISBN 978-1-78093-767-0.
  • Herrin, Judith. Byzantium: The Surprising Life of a Medieval Empire (англ.). — Princeton University Press, 2008. — ISBN 978-0-691-13151-1.
  • Hirth, Friedrich. Jerome S. Arkenberg: . Fordham.edu. Fordham University (2000). Дата обращения: 10 сентября 2016.
  • Janin, Raymond (англ.)русск.. Constantinople Byzantine (фр.). — 2. — Paris: Institut Français d’Etudes Byzantines, 1964.
  • Korolija Fontana-Giusti, Gordana ‘The Urban Language of Early Constantinople: The Changing Roles of the Arts and Architecture in the Formation of the New Capital and the New Consciousness’ in Intercultural Transmission in the Medieval Mediterranean, (2012), Stephanie L. Hathaway and David W. Kim (eds), London: Continuum, pp 164—202. ISBN 978-1-4411-3908-5.
  • Mamboury, Ernest (англ.)русск.. The Tourists’ Istanbul (неопр.). — Istanbul: Çituri Biraderler Basımevi, 1953.
  • Mansel, Philip. Constantinople: City of the World’s Desire, 1453–1924 (англ.). — St. Martin’s Griffin (англ.)русск., 1998. — ISBN 978-0-312-18708-8.
  • Müller-Wiener, Wolfgang (англ.)русск.. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn d. 17 Jh (нем.). — Tübingen: Wasmuth, 1977. — ISBN 978-3-8030-1022-3.
  • Phillips, Jonathan. The Fourth Crusade and the Sack of Constantinople (англ.). — Pimlico, 2005. — ISBN 978-1-84413-080-1.
  • Runciman, Steven. The Fall of Constantinople, 1453 (неопр.). — Cambridge University Press, 1990. — ISBN 978-1-84413-080-1.
  • Treadgold, Warren. A History of the Byzantine State and Society (англ.). — Stanford University Press, 1997. — ISBN 978-0-8047-2630-6.

История

Презентация нового православного телеканала состоялась в конце сентября 2014 года в Подмосковье на VI международном фестивале православных СМИ «Вера и слово», организованном Синодальным информационным отделом РПЦ.

По данным СПАРК, учредителем телеканала выступил продюсерский центр «Бос». Телеканал был зарегистрирован в Роскомнадзоре 18 сентября 2014 года. Телеканал получил название «Царьград», что является отсылкой к старославянскому названию Константинополя — столицы бывшей Византийской империи. Первоначально владельцем значился Андрей Ермолин, а гендиректором продюсерского центра «Бос» — Илья Кузьменков (до апреля 2015 года главред «Царьград ТВ»).

По словам Малофеева, «Царьград» был основан «на православных принципах» аналогично американскому «Фокс Ньюс». Чтобы перенять его опыт, в редакцию был приглашён бывший режиссёр новостной службы «Фокс Ньюс» — Джек Хэник (30 апреля 2016 года он вместе с семьёй принял православие). Телеканал планировалось запустить летом 2015 года, но в итоге полноценное вещание началось лишь в январе 2016 года и было приурочено к православному празднику Крещения Господня.

В конце августа 2017 года издание URA.ru сообщило о возможном закрытии телеканала, ибо он «не смог найти нишу в сегменте провластных медиа», и отсутствии интереса к нему со стороны Вячеслава Володина и Владислава Суркова. Малофеев опроверг эту информацию.

26 октября 2017 года стало известно о переговорах «Царьграда» и телеканала «Спас», принадлежащего Русской православной церкви, об объединении.

На 1 декабря 2017 года было запланировано прекращение телевизионного вещания Царьград ТВ, до этого имевшего охват аудитории в 20 млн человек благодаря присутствию в пакетах кабельных операторов «НТВ Плюс», ГК «Орион», «Акадо» и др. Было объявлено о решении сосредоточиться на интернет-аудитории (согласно пресс-службе телеканала, с августа 2016 года по октябрь 2017 года сайт посетило 13 млн человек, средний возраст составил 35 лет).

Отчего Русь предпочла христианство

Киевский князь Владимир (Владимир Креститель или Владимир Красное Солнышко), приняв решение отойти от язычества и не доверяя местным проповедникам, снарядил десять послов (выделявшихся среди бояр своим благоразумием) в дальние страны. Так он хотел узнать сущность веры других народов, прежде чем определиться, по какому пути пойдет Русь в своих религиозных воззрениях.

Посещение службы в великолепном Софийском храме настолько потрясло русскую делегацию, что по возвращении в Киев они с упоением описывали Владимиру красоту и великолепие греческих ритуалов.

В заключение своего отчета они напомнили князю, что его бабушка, великая княгиня Ольга (которую Владимир очень почитал), не зря приняла христианство: всем было известно, насколько мудра была эта женщина. Последний аргумент убедил князя в необходимости обращения в христианскую веру.

Точная дата крещения князя Владимира не известна. «Повесть временных лет» утверждает, что произошло это в 988 году. Вскоре после крещения князь женился на греческой царевне Анне — сестре византийских правителей Василия II и Константина VIII.

Вернувшись в Киев (вместе с ним из Византии приехал греческий митрополит Михаил), Владимир окрестил своих детей и всех жителей Киева. Место массового крещения горожан и по сей день именуется «Крещатиком».

Описание событий

Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни

Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.

Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.

Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.

Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи. Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция

Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.

«В лето 907. Идущие на Царьград» Ольшанский Б.М.

Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:

Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часть этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».

Приношение греками Олегу яств с отравою.

Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:

После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.

В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.

«Щит русской славы» Худ. Б. Ольшанский, 2013 Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.

Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:

Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:

СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ

В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».

Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота  Константинополя.

Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и    может    явиться    еще    одним   подтверждением  достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии 

У нас всё ОК

«Секрет фирмы» попросил директора телеканала Елену Шаройкину рассказать об источниках финансирования и причинах сокращения штата.

Об источниках финансирования Елена ответила: «Взнос акционера в уставный капитал — добавочный капитал».

НАО «Царьград медиа» — это непубличное акционерное общество. Его акциями владеет заранее оговорённое число лиц или сами учредители.

«В России общество консервативно и патриархально, особенно в регионах. Либеральная часть концентрируется в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах», — продолжает Павел Кошкин.

Во-вторых, в России пока нет такого большого идеологического раскола среди населения и политиков, как в США.

В-третьих, культура дебатов не развита в нашей стране и нет такого плюрализма на политической сцене, а в обществе больше апатии и меньше гражданской осознанности.

В-четвёртых, российские СМИ более ограничены и не обладают теми свободами и ресурсами, которые есть у журналистов в Соединённых Штатах.

Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов

Из наиболее значимых положений, данный договор давал статус колонии поселению варяжских купцов в Константинополе. Русские купцы должны были прибывать через одни определённые городские врата, без оружия, в сопровождении императорской гвардии и не более 50 купцов на один раз. По прибытии они вставали на учёт имперскими властями для предоставления продовольствия и корма животным на срок до полугода. Возможность беспошлинной торговли, а также снабжение припасами при отбытии из города были еще одной очень весомой привилегией для любого торговца из Гардарики.

Впоследствии, в 911 году Олег Вещий направил в Константинополь послов, подтвердивших условия ранее заключённого договора. Пункты данного соглашения остались в летописях более детально — добавились пункты описывающие обязанности Руси и Византии в помощи лицам потерпевшим кораблекрушение, а также обязательства о попавших в плен или сбежавших преступников.

Страница Радзивиловской летописи описывающая заключение мира и договор 911 года

Поход князя Олега на Киев: как создавался хитроумный план

Вероятно, именно после хитроумного захвата Киева Олег получил прозвище Вещий. Понимая, что захватить город сугубо военным способом не удастся, Олег придумал хитроумный план. Объявив себя купцом из Новгорода, направляющимся в Константинополь, Олег с малолетним Игорем выманил на берег алчных до подношений Аскольда и Дира, а потом убил правителей и перебил их дружину

После подчинения стратегически важного города на Днепре Олег, согласно «Повести временных лет», произнес сакраментальную фразу: «Се будет мать городам русским».

Следующей задачей великого князя стало обеспечение безопасности пути от Новгорода до Киева. Для этого необходимо было подчинить племя древлян, которые, по выражению Карамзина, «свирепые среди лесов мрачных наслаждались вольностию». Олег незамедлительно обложил древлян существенной данью (куньим мехом) и в дальнейшем продолжал держать их в узде, ожидая восстания. В течение следующих двух лет Олег покорил менее строптивые племена северян и радимичей. Однако внезапным препятствием на пути к заветной цели князя — покорению Константинополя — стал набег мадьярского вождя Альмоша. Тот осадил Киев в 898 году и ушел восвояси, получив от Олега приличное вознаграждение в тысячу коней и десять тысяч серебряных монет.

Укрепив власть вокруг Киева, Олег стал готовиться к походу на Царьград. «Повесть временных лет» по традиции преувеличивает размеры войска Олега, которое насчитывало две тысячи кораблей, оснащенных невиданным механизмом — колесами для передвижения по береговой линии. Далее летопись гласила: испугавшись возможного штурма города, греки предложили мирный договор и в знак дружбы поднесли Олегу отравленные кушанья и напитки. Однако Вещий Олег предвидел такое вероломство и отказался от подношений. Греки поняли всю серьезность намерений Олега и предложили заключить очень выгодный торговый договор, который стал первым международным юридическим актом молодого древнерусского государства. По преданию, Олег в знак своей победы над Византией прибил над воротами Константинополя свой щит, метафорический символ триумфа. Это событие еще не раз будет с ностальгией вспоминаться многими русскими правителями, которые захотят восстановить былую славу предков и, вторя словам Тютчева, «перекрестясь, ударить в колокол в Царьграде».

В 911 году русские и византийские послы заключили мирный договор, который не только регламентировал торговые нормы, но и предоставлял немалые привилегии русским купцам в Константинополе. Наиболее важным аспектом этого документа стал зафиксированный принцип паритета сторон. Сравнительно молодое древнерусское государство смогло добиться юридического признания собственного равенства с могущественной Византийской империей.

После тридцати трех лет весьма успешного правления Олег погибает причудливой и оригинальной смертью. Как сказано в пушкинских строках, «из мёртвой главы гробовая змея / Шипя между тем выползала; / Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,/ И вскрикнул внезапно ужаленный князь». С точки зрения современной биологии, в том регионе маловероятно появление ядовитых змей осенью, когда, по легенде, был отравлен князь Олег. Вероятно, сюжет подобной смерти был заимствован из скандинавских саг, где нередко встречается схожая фабула, когда великий герой внезапно погибает нелепой смертью. Интересно в этой связи провести параллель с любимым конем Александра Македонского Буцефалом, который также становится трагическим предвестником смерти своего хозяина. Отсюда можно сделать вывод, о том, что в летописи отразилась не столько историческая правда, сколько заимствованная из других источников повествовательная формула. Использование таких сюжетных шаблонов видно и в странном совпадении продолжительности правления Олега и следующего князя Игоря: Олег становится регентом при трехлетнем Игоре, правит тридцать три года, затем столько же владычествует Игорь и тоже оставляет после себя наследника трех лет.

Мир и любовь

Через четыре года после триумфального похода Олег решает закрепить свой успех заключением договора с императором Львом VI и его братом Александром. В 911 году посланники князя вновь прибывают в Константинополь, но уже с мирными целями.

Русско-византийский договор 911 года. Отрывок из Радзивилловской летописи XIII века

Договор Руси с Византией – самый ранний подлинный документ нашей истории. Древнерусский текст, известный сегодня, представляет собой перевод греческого оригинала и включен в «Повесть временных лет». Любопытно, что византийцы никак не упомянули в своих источниках предшествующий мирному соглашению поход 907 года. Возможно, напрямую сообщать о своем поражении, тем более молодому и малоизвестному государству, каковым в тот момент являлась Русь, греческим хроникерам было неприятно. Как бы то ни было, в 911 году подписание документа состоялось. Обе стороны давали присягу: византийцы – по христианскому обряду, русы – по языческому, упоминая в клятвах Перуна и Велеса. После заключения договора Лев VI преподнес русскому посольству дары, организовал «экскурсию» по храмам и с честью отпустил домой.

Согласно новым и более выгодным для Руси условиям, купцы могли прибывать в Царьград по 50 человек (правда, без оружия и в сопровождении местного чиновника), в течение полугода заниматься торговлей и жить на содержании казны. Помимо экономической сферы, договор касался и юридических аспектов, определяя меру наказания за различные преступления (убийство, воровство, грабеж, побои)

Важно, что впервые Русь и Византия выступили в качестве равноправных государств, жители которых несли одинаковую ответственность за совершенные ими проступки в отношении друг друга. Кроме того, две страны образовали военный союз, обязуясь действовать сообща в случае опасности

Многие русские воины отправились служить в Византию в качестве наемников.

Политическая позиция

«Царьград ТВ» позиционирует себя как «первый русский консервативный информационно-аналитический телеканал», тесно сотрудничает с российскими общественными и религиозными организациями, в частности с Русской православной церковью. Телеканал активно освещал вооружённый конфликт на востоке Украины, информационно поддерживая ДНР и ЛНР, публиковал интервью с Игорем Стрелковым. По мнению корреспондента «Financial Times» Кортни Уивер, «Царьград» придерживается антизападных взглядов.

Одним из наиболее резонансных продуктов телеканала за время его работы стал рейтинг «Топ-100 русофобов-2016» — список «самых ярых ненавистников России по версии экспертов и читателей», к которым были отнесены представители украинской власти, ряд министров тогдашнего правительства Дмитрия Медведева, российские оппозиционные политики, а также некоторые деятели культуры и журналисты. По заключению Совета по правам человека при президенте России, данный материал является «провокацией, содержащей механизм разжигания социальной розни и ненависти».

Ещё один резонансный повод «Царьград» подал, разместив на своей странице в Фейсбуке видео, в котором предлагал оплатить билет в один конец для любого гомосексуала, пожелавшего эмигрировать из России.

Считаем деньги

Если говорить о телевидении в нашей стране, то самой популярной остаётся «Россия 1», после неё — «Первый» и НТВ (по данным Mediascope на 2018 год). У нас редко появляются новые каналы: они либо переформатируются (ДТВ в «Перец», а потом «Че»), либо прекращают вещание (Life в 2017 году). Да и сегодня всё больше возможностей даёт интернет: отсутствие посредника между зрителем и телеканалом, свободная сетка вещания, минимальные расходы на трансляцию и утрата привязки к «ящику».

«Царьград» так и сделал. Его вещание началось с YouTube, а в телевизоре он стал доступен только с января 2016 года. Канал можно было посмотреть в кабельных пакетах «НТВ плюс», ГК «Орион» и «Акадо».

Для сравнения возьмём «Спас»: доходы и расходы составляют 241 млн рублей. Или «Звезду»: прибыль — 241 млн рублей, а расходы — 191 млн рублей.

Причины похода

Русские князья регулярно совершали военные походы на Царьград, Олег не был исключением. В качестве основных причин можно предположить следующие:

Олег был варягом, ему было важно предоставлять своим воинам возможность заполучить богатую добычу (которой славилась Византия).
Проведение силовой акции должно было стать весомым аргументом при заключении мирного договора на условиях русов — Константинополь был «вратами» из Черного моря в Средиземное, а значит одним из ключевых пунктов для торговцев, следующих по пути «Из варяг в греки»

Карта отражающая путь «Из Варяг в Греки», а также территории древнерусского государства во время правления князя Олега Вещего

Враг или союзник?

Отношения с Византийской империей являлись важным элементом внешней политики Руси еще в IX веке. В то время греки пытались начать христианизацию молодого Древнерусского государства, правда, значительных успехов добиться не смогли. Один из первых набегов на Константинополь случился в 860 году – за два года до призвания варягов на княжение в Новгороде. С тех пор на протяжении почти полувека византийцы стремились сохранить дружественные отношения с воинственным соседом и вести торговлю, пусть и в довольно ограниченном объеме.

Константинополь – столица Византийской империи

Именно нежелание расширять торговые льготы, а также пренебрежительное отношение православных византийцев к русам-язычникам послужило поводом для военной кампании 907 года. Грядущим походом князь Олег стремился закрепить статус пути «из варяг в греки» как самой надежной торговой магистрали Восточной Европы.

Момент для наступления был выбран очень удачно: Византийская империя как раз находилась в состоянии конфликта с Арабским халифатом. В 906 году византийский полководец Андроник восстал против императора Льва VI, а затем перешел на сторону арабов. На Руси к предстоящему выступлению готовились с особой тщательностью и даже прибегали к использованию средств разведки (иначе откуда Олегу было знать, что византийцы побоятся воевать с двумя соперниками одновременно). Начало похода запланировали на первую половину лета, когда море наиболее спокойное. Так же поступали в 860 и 941 годах.