Галатский мост

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы

И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

olgazav59

Галатский мост


Галатский мост Стамбула на протяжении всей истории перестраивался несколько раз.

По нему ездит трамвай, на нем можно доехать до мечети Султана Ахмеда и в Гранд Базар. Галатский мост имеет двухэтажную конструкцию, на первом этаже находятся небольшие ресторанчики, меню которых состоит преимущественно из рыбы и пива.

Второй этаж предназначен для перемещения автомобилей и трамвая. Особенно красиво конструкция выглядит в ночное время в свете множества огней, с него можно рассмотреть Галатскую башню, Новую мечеть и мечеть Сулеймание.

Небольшая высота над уровнем моря накладывает ограничения на погоду и размер судов, центральная часть (длиной 80 м.)– разводная. Длина составляет 484 м., ширина- 42 м. Он соединяет районы Галата и Эминёню, он открыт для автомобилей, трамваев и пешеходов.

Не годится
Пойдет
Отлично

История строительства

Идея о возведении моста через Босфорский пролив принадлежала ещё Дарию I Великому. В итоге персидский император ограничился понтонным сооружением, которое послужило переправой для армии, преследовавшей скифов. За разработку этого проекта отвечал султан Абдул-Хамид II.

Мост через Босфор мог бы и не появиться, если бы не инициатива премьер-министра Аднана Мендереса. Несмотря на то, что решение о возведении объекта приняли ещё в 1957 г., строительные работы начались спустя 11 лет.

Спонсором выступила британская компания Freeman Fox & Partners. Над созданием архитектурного проекта трудились Гилберт Робертс, Уильям Браун и Майкл Парсонс. Они же работали над мостами Хамбер, Северн и Форт-Роуд в Англии. Строительство началось в феврале 1970 г. В реализации проекта участвовали 35 инженеров и 400 рабочих. Затраты оценивают в 1,2 млрд долларов.

Виктор Башкир

Босфорский мост предстал в своём великолепии 30 октября 1973 г. Почётными гостями на церемонии открытия стали президент Фахри Корутюрк и премьер-министр Наим Талу.

У достопримечательности была довольно насыщенная история. Помимо ежегодного Стамбульского марафона, мост был вовлечён в первый в мире теннисный матч, проведённый одновременно в двух частях света. В нём участвовали Ипек Шенолу и Винус Уильямс. После матча турецкая и американская теннисистки бросили мяч в пролив.

В июле 2005 г. по мосту проехал гоночный автомобиль Дэвида Култхарда. Он временно припарковался возле дворца Долмабахче и отсюда же начал свой маршрут. Гонщика хотели арестовать за пересечение платных участков дороги, но его команда согласилась заплатить штраф самостоятельно.

С 2016 г. Босфорский мост носит другое название — Мост Мучеников 15 Июля.

Оно служит напоминанием о попытке военного переворота в Стамбуле.

Igor Butyrskii

Знаменитые мосты через пролив Босфор

Через Босфорский пролив перекинуты 2 моста:

  • один из них носит имя султана Мехмеда Фатиха;
  • другой называется просто Босфорским.

Оба были построены во второй половине XX века. Интересно, что в глубокой древности тоже были попытки соорудить мост через пролив. В исторических документах упоминается, что в 6 веке до н.э. царь Персии Дарий приказал построить переправу через Босфор для своей многотысячной армии. Персы собрали огромное количество лодок и крепко-накрепко соединили их корабельными канатами. Такой понтонный мост просуществовал совсем недолго, поэтому много веков переправлялись через Босфор исключительно на лодках, паромах и аналогичном транспорте. Наконец в XX столетии были реализованы сразу 2 проекта, и возникли Босфорский мост и мост султана Фатиха.

Босфорский мост в Стамбуле Завершение строительства Босфорского моста в Стамбуле пришлось на 1973 год. Строился он почти 3 года и теперь соединяет две части Стамбула в двух противоположных его районах:

  • одним своим концом мост «упирается» в «европейский» квартал Ортакёй;
  • другим — в «азиатский» Абдуллах-ага.

Открытие Босфорского моста приурочили к значительному юбилею — 50-тилетию республики Турция.

Общая длина моста равна 1560 метрам. Основную часть его занимает огромный пролет на 1074 метра. Ширина этого моста через Босфор — 33 метра. Опоры моста возвышаются над уровнем воды на 165 метров. От самой поверхности полотна моста до вод пролива расстояние равно 64 метрам, что позволяет спокойно проплывать под ним судам разных размеров. Босфорский мост является подвесным; этот грандиозный проект был разработан и осуществлен консорциумом турецких, немецких («Хохтиф») и английских («Кливленд Инжиниринг») компаний.

На строительство моста Босфор в Стамбуле было потрачено около 200 млн. долларов. Первое время по нему было разрешено пешеходное движение. Однако печальная история волны самоубийств привела к тому, что власти города запретили пешеходное движение по нему вообще. Сейчас Босфорский мост является главным транспортным сообщением через пролив: по нему ежедневно переправляются около 200 тысяч единиц транспорта. За проезд по мосту необходимо заплатить.

Чтобы добраться до Босфорского моста (который еще называется «Первым Босфорским мостом»), нужно проехать автобусами 40 Т или 42 Т до остановки Ортакёй, а от нее пройти к одноименному причалу.

Мост султана Фатиха
Второй мост через пролив Босфор в Стамбуле был назван в честь могущественного султана Мехмеда Фатиха, легендарного завоевателя Константинополя. Построили его, как и первый мост, за 3 года. Открытие состоялось 29 мая 1988 г. В этот день праздновалось 535-летие со дня завоевания Константинополя и переименования его в Стамбул. На этот раз строительством занималась японская компания, а само оно обошлось немного дешевле первого моста через Босфор —

Параметры сооружения: длина моста Фатиха — 1510 метров, а его ширина — 39 метров. Этот огромный мост также установлен на две гигантские опоры, каждая высотой 165 метров над уровнем воды. Конструкция этого сооружения во многом аналогична конструкции Босфорского моста. Ежедневно мост способен пропустить более 150 тыс. единиц транспорта. Он также является закрытым для пешеходов из-за случаев самоубийств. Проезд по-этому подвесному мосту исключительно платный.

Мост султана Фатиха соединяет Румели Хисары в европейской части Стамбула и Анадолу Хисары — в азиатской. Как добраться до моста Фатиха, можно узнать по адресу: www.placesinistanbul.com. Доехать можно на автобусах №№ 25 Е, 22, 22 RE, 40 T, 40 или 42 Т. Выходить нужно на остановке Румели Хисары.

Власти города планируют возвести еще один мост через Босфор, но общественность Стамбула пока против этого. Жители волнуются, что неблагоприятная сейсмологическая обстановка может привести к обвалу моста.

Босфорские мосты на карте Стамбула:

Какие коррективы в поездку по Турции внес COVID-19

Без маски на лице выходить из отеля в Стамбуле большого смысла нет: на улице даже полиция может спросить, есть ли она у вас

За неделю до поездки расчехлил Instagram, нашел Стамбул по геолокации, выбрал русского туриста, который как раз находился там, расспросил про реальное положение дел в городе и стране в данный момент и сделал выводы. Это лучший способ снять самую важную информацию во время пандемии COVID-19.

До этого ни разу не пользовался услугами турагентств, но в условиях коронавируса решил получить бесплатную консультацию про условия посещения Турции и возвращения на родину. Рекомендую сделать так же. В моем случае требовалось только заполнить анкету про контакты с больными COVID-19.

Вид на Босфор, который должен мотивировать любого путешественника отбросить свои страхи

Страх. Да, в первую очередь полететь за границу мешает именно он. Не хочется подхватить коронавирус в толпе туристов, привезти его пожилым родственникам или остаться на изоляции в больнице в чужой стране. С некоторыми из этих моментов можно справиться, с другими сложно.

Мы решились на поездку, потому что считаем, что обладаем антителами. В начале лета у нас были симптомы легкой формы COVID-19, приблизительно в это время переболели многие друзья и знакомые, поэтому мы вряд ли остались в стороне. Но сделать реалистичный тест на них у нас сегодня очень сложно.

Страховка. Чтобы не остаться без средств для существования за границей, если что-то случится, рекомендую оформлять нормальный полис, включающий COVID-19. В разных компаниях условия могут отличаться, но в нашем случае выплата на случай болезни и изоляции должна была составить до 30 тысяч долларов.

Справки. В нашем случае они нужны не были. Во время полета всем выдавали анкеты о контактах с больными COVID-19 и личных симптомах. Я взял бланки с русским переводом в турагентстве, когда обращался в него за консультацией, и заполнил их заранее. Визы и прочее с моим гражданством нужны не были.

Фото из Цистерны Базилика — сделать его без маски на лице было крайне сложно, ведь этот вопрос жестко контролируют

Маски. Они обязательно нужны во время полета — по крайне мере, турецкий перевозчик Pegasus нас сильно просил даже не спускать их. В самом аэропорту без этого средства индивидуальной защиты также обойтись не получится. Они пригодятся и внутри страны.

Сейчас по улицам Стамбула можно ходить со спущенной маской: главное, чтобы она была надета на голову. В кафе в ней нужно ходить, но уже сидеть получится без — это же касается хаммама. В достопримечательности без масок не пускают. В такси и другом транспорте также лучше ехать в маске.

Галатская башня, внутри которой во время нашего приезда проходила реконструкция

Реконструкция. Да, она также попала в нюансы посещения страны во время пандемии. Не знаю как в других городах, но многое в Стамбуле в данный момент закрыто на «ремонт». Судя по всему, власти решили восстановить некоторые достопримечательности, пока туристов не слишком много.

Это, к примеру, касается Галатской башни и Голубой мечети — пары мест, которые были в моем списке обязательного для посещения. Часть кафе также полноценно не работает: про это не сказано ни в «Google Картах», ни в TripAdvisor. Лучше звонить в то, которое хочется посетить, перед визитом.

Галатский мост на карте Стамбула

История создания

До наших дней мост реконструировался 5 раз. Изначально был построен во времена правления султана Абдул-Меджида I в 1845 году. Поскольку активное участие в руководстве над строительством принимала мать султана, он получил название Мост Валиде или Новый мост (Старый — уже существовавший в те годы имел название Харатийе). Валиде был деревянным и платным для прохода.

В 1863 году, перед визитом императора Наполеона III, мост через залив Золотой Рог существенно перестроили. Следующее серьезное обновление произошло в 1875 году, когда было возведено сооружение из 24 понтонов, позднее заменившее устаревшую конструкцию. Четвертый деревянный мост, построенный в 1912 году, очень сильно пострадал при пожаре и позднее был перемещен верх по течению.

Наконец, пятый, существующий до сих пор, был возведен в 1992 году, и только в 2005 году по нему проложили трамвайные рейсы.

Современный вид моста

Мост Галата представляет собой огромную двухэтажную конструкцию длиной 484 метра и шириной 42 метра. Первый этаж — полностью пешеходная зона, сплошь усеянная кафе и рыбными ресторанами. Вас будут активно зазывать на русском языке посетить рестораны и обещать большие скидки. Будьте внимательны, цены в этих заведениях могут кусаться.

Наверху — широкое полотно автомобильной дороги с 3 полосами движения в каждую сторону и трамвайными путями посередине. Тротуары, которые есть на верхнем этаже с обеих сторон дороги, с утра до вечера заняты рыбаками, вылавливающими из залива мелкую рыбешку. Кстати, удочки даже можно взять напрокат. Тут же продают разные вкусности, воду с тележек, бегают мальчишки, просящие мелочь у туристов.

Рядом с Галатским мостом со стороны Эминеню продают бутерброды с жареной рыбой, зеленью и луком (Balik Ekmek), которые в Турции едят, поливая лимонным соком и запивая специальным рассолом. Не попробовать такой бутерброд для туриста — серьезное упущение. Тут же можно попробовать мидии, жареные каштаны, кукурузу.

Многочисленные катера и лодки, отплывающие от пристани у Галатского моста по туристическим и регулярным маршрутам — тоже неотъемлемая часть этого места. Как и парящие над морскими волнами чайки, изображение которых стало настоящей визитной карточкой Стамбула.

Где находится, как добраться

Мост Галата находится в исторической части Стамбула, рядом со станцией скоростного трамвая Eminonu, напротив Новой мечети. По другую сторону моста — район Бейоглу (станция скоростного трамвая Karakoy). От Галатской башни можно дойти пешком пройдя по улице Galip Dede Cd и дальше по набережной.

Рядом с мостом делает остановку экскурсионный автобус.

Легенда

С Босфорским мостом косвенно связано древнегреческое предание. Оно повествует о красавице Ио, в которую влюбился громовержец Зевс. Желая скрыть факт измены от супруги, бог обратил девушку в белую корову. Гера разгадала обман и попросила Зевса преподнести животное ей в дар. С тех пор за Ио неусыпно наблюдал великан Аргус, но вскоре был убит союзником громовержца. Гера не успокоилась и в качестве наказания наслала на Ио кровожадного овода.

Насекомое жалило бедную красавицу без перерыва. В попытках спастись бегством она скиталась по многим странам и даже переплыла пролив, названный впоследствии Босфорским (в переводе с древнегреческого «коровий брод»).

Если сопоставить мифологию и географию, можно предположить, что это могло случиться в 6 км от моста, в проекции стамбульского района Кадыкёй. Среди его достопримечательностей — статуя быка, именуемая Бога Хейкели. Она стала символом района и популярным у жителей Стамбула местом встречи.

Панорама моста с территории дворца Бейлербей

Рыбный рынок

Стамбул — вообще рай для любителей морепродуктов. Рыбный рынок Каракёй (Karaköy) занимает в этом раю достойное место. Недалеко от Галатского моста в новой части Стамбула всех ждет бесплатная достопримечательность с недорогими и свежайшими дарами моря. На небольшой площади среди импровизированных палаток расставлены прилавки, тазы, подносы с кальмарами, креветками, мидиями, устрицами и рыбой самых разных видов и размеров. Причем, рыбой исключительной свежести, свидетельством чему являются вывернутые наружу ярко-красные жабры. Вдоволь насмотревшись на морских обитателей, поторговавшись и сделав покупки, туристы могут здесь же на рынке попробовать свежеприготовленную рыбку в одном из маленьких кафе.

Балык экмек, Виктор Башкир

Босфорский мост – жизненная артерия Стамбула

Сравнительно с византийской эпохой, нынешний Стамбул разросся по количеству жителей, увеличились территория и плотность населения. Мегаполису под 15 миллионов населения необходима развитая инфраструктура, быстрый доступ во все его районы. Именно для этого возвели Босфорский мост, потом еще два, плюс два подземных тоннеля. Эти путепроводы, охватывающие все виды сухопутного транспорта, соединяют многие мировые магистрали. Лишь пешеходам заказан переход пролива по здешним мостам, во избежание суицидов.

Однако возможность такая все же предоставляется, это доступно при проведении ежегодного Стамбульского марафона. Забег стартует в Азии, финиширует в старинном европейском квартале Султанахмет в разных его местах. Соревнуются бегуны на нескольких дистанциях, от классического марафона (42 км 125 м, расстояние от города Марафон до Афин) и меньше, плюс гонки колясочников. Осеннее воскресенье, когда проводится марафон, — единственный день, когда Босфорский мост открыт для пешеходов и свободен от автомобилей.

Конструктивное исполнение

По конструкции Босфорский мост относится к висячим, он не имеет установленных на дно пролива элементов. Дорожное полотно крепится к железобетонным опорам на берегах природного канала толстыми канатами из высококачественной стали. Основные укреплены в анкерных опорах на уровне проезжей части, проходят через верхушки несущих мачт, укреплены и в центре пролета. От них зигзагом спускаются тросы меньшего диаметра, поддерживающие дорожное полотно, выполненное в виде коробчатой фермы.

Общая длина моста составила 1560 метров, пролет между опорами – 1074 метра. Высота опорных конструкции равна 165 метрам, расстояние от низа полотна до воды 64 метра. Цифры не самые рекордные, но достаточно солидные, первый Босфорский мост может пропускать любые корабли. На западном берегу пролива ориентиром служит мечеть Ортакёй (по названию района), или Большая мечеть Меджида. От нее до моста около 350 метров, но фото с разных ракурсов визуально демонстрируют ее чуть ли не под полотном.

Не имеющий абсолютно никаких декоративных элементов, висячий Босфорский мост – памятник инженерного искусства. Его запуск к 50-летию Турецкой республики обставили в 1973 году как событие международного значения. Второй мост на Босфоре появился в 1988 году, дату пуска подобрали символическую – 535 лет взятия Константинополя. Соответственно назвали именем победителя Византии, султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя). Параметры сооружения близки первому мосту, конструктивное отличие – прямые тросы поддержки полотна, здесь – наклонные.

Висячие мосты считаются наименее затратными в финансовом плане, не самыми сложными технически. Существенным недостатком этих сооружений является невозможность выполнения железнодорожных перевозок. Разовая нагрузка от тяжелого локомотива превышает пределы прочности на разрыв поддерживающих тросов. Однако для полноценного восстановления в новом качестве Великого Шелкового пути железная дорога была необходима. Со спорами и трудностями, но в 2016 году новый мост севернее Стамбула был открыт.

Как добраться

Вид на мост Галата и башню с набережной Эминёню

  • От Султанахмета и всего старого города до Галатского моста можно дойти пешком или проехать три остановки на трамвае Т1.
  • От парка Гюльхане пройти пешком 700 метров.
  • Из района Лалели ехать на трамвае Т1 шесть остановок, выходить на Эминёню.
  • Из Аксарая ехать 7 остановок на том же трамвае.
  • Расстояние от площади Таксим до Галатского моста составляет 2 километра по прямой. Но местность холмистая, поэтому лучше ехать. Добираться можно на трамвае Т1. Для этого нужно пройти 5 минут в сторону набережной до трамвайной остановки Fındıklı Mimar Sinan Üniversitesi или Karaköy İstasyonu. Ехать 2 или 3 остановки, выходить на Каракёе, прямо перед Галатским мостом. Второй вариант поездки – метро, проехать от станции Таксим до Şişhane, дальше пешком или на фуникулере до Karakoy.
  • Из азиатского Кадыкёя на Галатский мост добираться очень удобно. Садитесь на прямой паром до Каракёя.
  • Из азиатского района Уськюдар тоже легко добраться к Галатскому мосту. Садитесь на паром, следующий в Эминёню.

Платные смотровые площадки

Для посещения некоторых городских сооружений и попутного осмотра окрестностей нужно приобретать входные билеты. Однако это не влияет на популярность таких мест среди коренных жителей и приезжих туристов.

К платным точкам обзора относятся и столичные рестораны. С террас таких заведений часто открывается живописная панорама Стамбула. При посещении ресторана, конечно, человек оставляет деньги не за вход, а за обед или ужин, попутно наслаждаясь красотами города.

Смотровая площадка Kubbe Istanbul

Затмевает все остальные варианты. Самое трендовое место города. Вид с крыш Египетского базара вызывает град счастливых слез из глаз. Тысячи жирных чаек, кошки, мелодичные призывы на молитвы, турецкие подушки, горячий чай в тюльпанчиках и лукум. Если у вас час на прогулку по городу, бегите именно сюда.

Минус: платный вход 100 лир.

Смотровая площадка Сапфир

Стамбульский небоскреб Сапфир считается самой высокой постройкой не только в Стамбуле, но и во всей стране. Здание находится в деловом районе Левант.

Небоскреб состоит из 54 этажей. В 2011 году на 52 этаже открыта обзорная площадка, оборудованная для полноценного отдыха посетителей.  Отсюда видны мост Султана Мехмета Фатиха и Босфор. Гостям даже предлагается погрузиться в виртуальную реальность, приняв участие в захватывающем аттракционе.

Несмотря на то, что небоскреб находится не в центре города, добраться до него не составит труда. От Султанахмета регулярно ходят трамваи. От Таксима есть возможность подняться наверх на фуникулере. Сапфир напрямую связан с метро, станция которого располагается прямо в здании, на цокольном этаже.

Стоимость билета составляет 27 лир. Продаются талоны в кассе, находящейся на этаже В1.

Башня Галата

Галатская башня — символ Стамбула. Расположенная в одноименном районе  она является платной смотровой площадкой мегаполиса. Квартал Галата находится в европейской части Стамбула, постройку видно с любой точки района.

Средневековая башня поднимается над уровнем моря на высоту 140 м. Величина самого сооружения составляет 63 м.

Смотровая площадка башни — одна из самых высоких точек города.

Галатская башня возведена в 14 столетии. Постройка охраняется как памятник архитектуры. Несмотря на это здесь открыта обзорная площадка.

Посетители могут увидеть:

  • Мраморное море;
  • залив Золотой Рог;
  • азиатскую часть Стамбула;
  • дома Старого Города;
  • и даже Принцевы острова.

Башня открыта для посетителей с 9.00 до 20.00. Пик туристов приходится на период 14.00-15.00. Желающим полюбоваться закатом лучше планировать посещение на утренние или вечерние часы. Один билет стоит 25 турецких лир.

До Галаты ходит трамвай (остановка Каракей). На саму башню ведет фуникулерная дорога. Можно подняться наверх по ступенькам, находящимся внутри сооружения.

Холм Пьер Лотти

Красивый городской пейзаж открывается взору с вершины возвышенности Пьер Лотти, располагающейся в квартале Эйюп. Место получило название по имени француза Жюльена Вио, писавшего стихи и поэмы под псевдонимом Пьер Лоти.

Находящееся на холме кафе предлагает посетители выпить чашечку настоящего турецкого чая, сопровождающуюся сладостями. Место очень популярное, как у туристов, так и у местных. При этом у людей есть возможность одновременно наслаждаться раскинувшимся внизу пейзажем.

От причала Эминеню до «Пьера Лоти» ходят паромы. Также посетителей на место доставят автобусы (99, 44 В. 36 СЕ). Платный подъем осуществляется на фуникулере.  Другой вариант — добраться до вершины пешком. В этом случае за посещение платить не нужно.

Минусы: бывает многолюдно и можно потолкаться в очереди на фуникулёр, зато из его кабинки тоже классный вид.

Особняк султана Абдул-Меджида

Построенный на возвышенности особняк султана Абдул-Меджида располагается на территории дворцового комплекса Топкапы. С этой обзорной точки можно увидеть знаменитые стамбульские достопримечательности, мосты, мечети, старые крепости.

С террасы особняка открывается вид на:

  • пролив Босфор;
  • квартал Каракей;
  • Девичью Башню;
  • район Бешикташ.

Добраться можно на автобусе, идущем от площади Таксим до Эминеню. До самого дворца посетителей доставит трамвай Т1.

Первый мост

Конечно, еще в древности существовала необходимость перебираться с одного берега пролива на другой пешим ходом. По приказу персидского царя Дария в 490 году до нашей эры было построено сооружение, которое представляло собой соединение между собой множества лодок. Как по нему перебирались войска – современному человеку не понять!

Наконец, в XX веке идея моста осуществилась. Первым был заложен мост, который так и назван — Босфорский. Его закладка произошла еще в 1950 году, хотя торжественное открытие состоялось в 1973, как раз к пятидесятилетнему юбилею Турецкой Республики.

Сами турки называют Босфорский мост Богазики, что на турецком означает «пролив». Его общая длина составляет 1560 метров, высота проезжей части над уровнем воды – 64 метра. По подвесной конструкции можно проехать только на автотранспорте, причем за определенную плату, которая снимается с водителей дистанционно через специальные датчики. Оплата производится лишь в одном направлении – из Европы в Азию.

Раньше и людям можно было пользоваться Богазики, но слишком уж часто здесь сводили счеты с жизнью самоубийцы. Через четыре года своего существования пеший ход через мост запретили. Пешеходы могут перебираться с берега на берег старинным способом – с помощью паромов. Рейсовые небольшие корабли, которые ежедневно курсируют из Европы в Азию и обратно, являются городским транспортом, которым можно пользоваться по единой транспортной карте. Можно сесть и на частную моторную лодку, но это более дорогое удовольствие.

И все же, один единственный раз в году во время Стамбульского марафона, пешеходам, то есть участникам забега, разрешено пользоваться. В этот день автомобильное движение прекращено.

Босфор в Стамбуле

Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор. Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.

И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие, во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.

Осенью 2013 года, на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.

Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.