Пролив босфор в стамбуле: описание, история, фото

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы

И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

olgazav59

Комьюнити

Под фотографиями с другими ученикам школы плавания для взрослых I love swimming Ольга оставляет исключительно теплые подписи. «Мы ощущаем себя одним большим комьюнити, — делится девушка. — Мы как большая семья». Даниэла же в своем фитнес-клубе Barry’s Bootcamp завела множество полезных знакомств с карьерной точки зрения. Основная масса заядлых посетителей клуба относится к возрастной категории 35+. Успешные айтишники, экономисты, работающие в инвестиционных фондах, с готовностью предлагают девушке пройти у них стажировку. Даниэла в шутку называет себя сыном полка: «Конечно, это гораздо лучше нетворкинга на условном дне открытых дверей в банке».

Острова пролива Дарданеллы

В Мраморном море несколько островов. Крупнейший из них Мармара, именно его именем назвали само море. На острове с древности и по сей день, добывают белый мрамор, а на побережье – можно найти шикарный пляж.

Другой остров – Тюркели, рай для любителей пляжного отдыха и вина, расположен на юго-западе. Наконец, девять, так называемых, Принцевых островов, находятся в пределах 25 км от Стамбула, четыре из них открыты для посещения, один – в частной собственности и другие четыре — необитаемы. Между материком и островами работает паромное сообщение. На паром можно сесть в порту Кабаташ, это конечная остановка трамвая.

На острова ездят как туристы, так и местные: гулять, купаться и загорать

Особое внимание стоит уделить двум из них. Это Кыналыада – ближайший к Стамбулу, спокойный и уютный остров с лучшими пляжами, особенно хорош для туристов с маленькими детьми

Далее, проехав мимо двух похожих на него островов, Бургазады и Хейбелиады, стоит высадиться на острове Бююкада. Это «законсервированный» и особо охраняемый муниципалитетом остров, самый посещаемый и интересный для туристов, ищущих погружения в местный колорит. На нем запрещено строить современные здания и нарушать атмосферу старины и самобытности.

На Бююкаде «табу» на классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лошади, повозки, фаэтоны, электромобили и велосипеды: вот и весь выбор транспортных средств. Многие туристы гуляют по острову пешком. На пристани работает множество кафе, где готовят свежие морепродукты, и магазинов с местными сувенирами. Не пропустите уникальный мир Мармары, это небольшое море обогатит ваши впечатления от поездки по Турции.

Стратегическое значение Пролива Дарданеллы

Географическое расположение и значение моря для транзита из Европы в Азию сложно недооценить: оно соединяет два Мира посредством проливов Босфор и Дарданеллы. На обоих берегах тридцати километровой петляющей водной трассы между Черным и Мраморным морями — Босфора, стоит Стамбул.

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации.

В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным

Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах.

Когда в 2004 году сильно увеличился объем экспорта нефти из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными.

Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

География

Очень часто говорят, что Россия не могла захватить Проливы, приводя в пример Дарданелльскую операцию Англии и Франции 1915 года. Мол, раз союзники не смогли, то куда уж этим сиволапым русским?

Вид на Босфор». Художник Максим Воробьёв

Это не совсем так, и главное отличие тут в географии, о чём часто забывают. Северный берег Босфора по обоим берегам — равнинный, южный берег Дарданелл — гористый. Течение(мы говорим о течении на поверхности, ибо в Проливах два течения: одно из них — подводное) в Босфоре направлено из Чёрного моря в Мраморное, и оно довольно сильное — 7,2 км/ч, или 4,5 узла.

На ту же тему Угнаться за прогрессом: реформы флота великого князя Константина Николаевича

Как мы понимаем, фактор течения особенно был важен в парусную эпоху и в самом начале эпохи пара, когда паровые машины были маломощны и несовершенны.

Простой факт времён Крымской войны: в 1853 году союзные флоты Англии и Франции боялись, что русские проведут операцию по захвату Проливов раньше, чем они успеют войти в Чёрное море.

Двадцать второго октября 1853 года винтовые корабли англичан и французов, подняв якоря, попытались пройти вверх по проливу, парусные линейные корабли шли на буксире. Но союзников ждало разочарование.Шарлемань»(машина в 120 лошадиных сил) сВальми» на буксире счёл течение столь сильным, что прекратил буксировку ещё до того, как прошёл пролив сам. Британский винтовой линейный корабльСанспарейль»(500 лошадиных сил) попытался буксировать угольщик, но также потерпел неудачу. Успехом закончились лишь две попытки буксировки: самый мощный(650 л. с.) во французском флоте колёсный пароходофрегатГомер» отбуксировалИену» — хотя и очень медленно. Также новейший винтовой линкорНаполеон»(450 лошадиных сил), взяв на буксир французский флагманВиль де Пари», с впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, оставив позади большинство французских и все британские корабли. Союзникам пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы войти в Босфор.

Что мы видим? Во-первых, только два винтовых корабля справились с течением Босфора, причём, ведя на буксире ещё кого-то. Остальные же суда даже безнагрузки» с течением справиться не смогли и стали ждать попутного ветра. К слову, это форсирование дляНаполеона» не прошло без последствий — он так основательно посадил машины, что был отправлен на ремонт в Тулон.

Какой вывод напрашивается? В случае русской операции на Босфор течение помогало бы русским кораблям и мешало бы противнику, причём настолько, что сделало бы(по крайней мере на 1853 год) техническое преимущество английских и французских линкоров ничтожным. То есть за счёт течения русский флот получил бы против себя… такой же парусный флот.

Достопримечательности множатся

Примечателен пролив Босфор еще одним мусульманским храмом – Новой мечетью Валиде Султан (мать султана). Названа мечеть в честь матери султана Мехмеда III, бывшей наложницы его отца, предыдущего владыки. Строили сооружение долго, более половины XVII столетия. Расположена мечеть Валиде Султан совсем рядом с пристанью Эминеню, с прогулочного судна мечеть  детально просматривается. Основное здание с арочными фасадами увенчано массивной башней и широким куполом на ней. Высокие минареты дополняют облик исламского храма в его традиционном виде.

Плотность застройки холмистых берегов, отличающих пролив Босфор в пределах Стамбула, весьма высока. Рассмотрение облика отдельных строений с борта движущегося судна затруднительна, выручают только экскурсоводы и путеводители.

Внимание привлекает длинное трехэтажное строение, протянувшееся вдоль пролива возле самого уреза воды. Это дворец Чираган, вернее, бывший дворец – здание переделано в классный отель мирового уровня, где останавливался и российский президент

Такая участь постигла многие дворцовые постройки, расположенные на берегу пролива Босфор.

Существенной частью городской транспортной инфраструктуры Стамбула и одновременно приметной достопримечательностью являются автомобильные мосты. Первый из них, незатейливо названный Босфорским, построен во второй половине прошлого века.

Конструктивно он относится к категории подвесных мостов, несущие функции для пролетного строения выполняют мощнейшие опоры и канаты системы подвески. Автомобильное движение по мосту платное, а допуск пешеходов то разрешают, то запрещают. Ныне существующий запрет мотивируется большим количеством самоубийств, совершенных прыгающими с него людьми.

Oops…
Slider with alias proliv bosfor 2 not found.

На ближнем плане неподалеку от одной из опор видна мечеть, известная под именем Ортакёй. Построена мечеть в середине XIX века при султане Абдул-Меджиде, что отражено в ее втором наименовании – Большая мечеть Меджида. Здание построено на искусственно насыпанной площади, которая одновременно служит пристанью туристическим судам. Отсюда доступны великолепные виды на пролив Босфор и обзор азиатской части города на противоположном берегу. Классические силуэты мусульманского храма словно выступают из воды, что особенно красочно при наблюдении с проплывающих судов.

Самым крупным фортификационным сооружением, построенным на Босфоре, является крепость  Румелихисар, что переводится с турецкого как Римская крепость. Построена она была для осады турками Константинополя в конце первой половины XV века, под руководством султана Мехмеда Фатиха. Построенный поблизости второй мост через пролив Босфор носит имя этого правителя, прозванного Завоевателем. Некогда грозное оборонительное сооружение, обеспечивавшее полную блокаду столицы Византии, сейчас стало туристическим объектом.

Oops…
Slider with alias proliv bosfor 3 not found.

Любопытный объект находится рядом с мостом султана Мехмеда Фатиха, это особняк Зеки Паши – министра двора одного из османских властителей. Достаточно выразительный архитектурный облик здания дополняется обильной растительностью прилегающего сада, особенно красочно выглядит боковая стена, покрытая вьющейся зеленью вплоть до верхнего этажа.

Историческое прошлое, выгодное расположение и декоративность здания дополняется личностью его творца. Франко-турецкий зодчий XIX века Александр Валлори известен целым рядом построек в турецкой столице и тем, что он не только работал, но и родился в Стамбуле.

Особняки на берегах пролива Босфор довольно многочисленны, известно порядка шести сотен таких строений.

Разнообразны архитектурные особенности зданий, их размеры и расцветки. Общим признаком всех особняков является весьма высокая цена, ведь пролив Босфор – далеко не рядовая территория, стоимость земли на берегах рекордно высокая. Престижность размещения жилищ сочетается с природными красотами, ведь прелести лесного массива и морской глади редко встречаются одновременно.

Количество мечетей в Стамбуле исчисляется многими сотнями, и многие из них можно увидеть при водной прогулке по проливу Босфор.

Иногда с борта одновременно наблюдаются по несколько групп характерных башенок – минаретов. Ближайшие к воде мечети выдвигают призывные сооружения к самому берегу, с них оповещают о времени молитвы сходящих на сушу пассажиров.

Организация досуга


Бассейн у гостиницы

Несмотря на ограниченность территории, гостям предлагаются насыщенную и интересную развлекательную программу. Постояльцы, независимо от возраста, могут подобрать себе занятие, активно и с пользой проводить время между экскурсиями, шопингом, отдыхом на пляже.

  • Для взрослых постояльцев также разработаны развлекательные мероприятия: аэробика, гимнастика, йога, танцы, волейбол, пинг-понг, дартс. По вечерам на территории гостиничного комплекса звучит живая музыка.
  • Маленькие путешественники могут танцевать на собственной дискотеке, а родителей приглашают на представления с участием танцевальных коллективов, гимнастов, акробатов.
  • В дневное время для гостей 4-12 летнего возраста работает мини-клуб с мастер-классами и игровыми комнатами.
  • Отдельного внимания в отеле Bosphorus Sorgun заслуживает сухой детский бассейн, заполненный разноцветными шариками. Малыши могут прыгать на батутах, качаться на качелях, прыгать с водных горок. На протяжении всего дня русскоговорящие аниматоры придумывают для детей соревнования, конкурсы, викторины. Игровая площадка защищена от солнца навесом.
  • Гости отеля могут играть в мини-гольф, боулинг, настольные игры, волейбол и баскетбол. На территории отеля располагается игровой зал с бильярдными столами, игровыми автоматами, пинг-понгом.
  • В телевизионном зале для постояльцев организуют просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Зона бесплатного Wi-Fi охватывает всю территорию отеля. Гостям предлагают платные экскурсионные прогулки на яхте по реке Манавгат, разнообразные экскурсионные программы.
  • В дневное время работает аквапарк с четырьмя горками.
  • Спа-центр оборудован подогреваемым бассейном, джакузи, сауной, хаммамом. Работают косметические и массажные кабинеты, где за отдельную плату можно поправить здоровье и воспользоваться услугами косметолога.
  • В фитнес-центре установлены современные тренажеры, можно бесплатно заниматься спортом.

Достопримечательности Босфора

На набережной Босфора расположено 620 домов (ялы), построенных в период Османской империи по оба берега от пролива — с европейской и азиатской сторон. Османские дворцы, такие как дворец Топкапы, дворец Долмабахче, дворец Йылдыз, дворец Чыраган, дворцовый комплекс Ферие, дворец Бейлербей, дворец Кючюксу, дворец Ыхламур, дворец Хатидже-султан, дворец Адиле Султан и дворец Хедиве также расположены с видом на Босфор. К известным зданиям и достопримечательностям, не имеющим выхода к Босфору, относятся Собор Святой Софии, Церковь Святой Ирины, Мечеть Султанахмет, Новая мечеть, Мечеть Кылыч Али-паши, Мечеть Нусретие, Мечеть Долмабахче, Мечеть Ортакёй, Мечеть Михримах-султан в Ускюдаре, Мечеть Йени Валиде, Девичья башня, Галатская башня, Румелихисар, Анадолухисар, Крепость Йорос, бараки Селимие, музей Сакыпа Сабанджы, Музей Садберк Ханым, Стамбульский музей современного искусства, Боруский музей современного искусства, Музей Топхане-и-Амире, Университет искусств имени Мимара Синана, Галатасарайский университет, Босфорский университет, Роберт-колледж, Средняя школа Кабаташ, Военная школа Кулели.

Между двумя мысами в Стамбуле курсирует наибольшее количество общественных паромов: из Эминёню (паромы отчаливают от причала Богаз Искелеси) на историческом полуострове Стамбула в Анадолукавагы возле Черного моря, курсируя туда-сюда и делая кратковременные остановки на Румелийском и Анатолийском берегах города. На центральных причалах общественные паромы отходят в отходят быстрее и на регулярной основе.

Частные паромы курсируют между Ускюдаром и городскими районами Бешикташ или Кабаташ. Несколько известных природных опасных факторов усиливаются при движении паромов по заливу, соединяя европейский и азиатский берега города, особенно то характерно для больших судов.

Морские трамвайчики предлагают высокоскоростные переправы между европейским и азиатским берегами Босфора, но по сравнению с общественными паромами остановок в портах и на причалах они делают мало. Общественные паромы, так же как и морские трамвайчики предлагают услуги перевозок между Босфором и Принцевыми островами в Мрамарном море.

Также предлагаются туристические поездки в различные места вдоль берегов Босфора. Цены варьируются в зависимости от типа поездки, а некоторые перевозчики на время поездки даже включают громкую популярную музыку.

Мост через пролив Босфор в Стамбуле

Первый мост через Босфор в Стамбуле построен в прошлом веке. Железная конструкция запущена в эксплуатацию в 1973 г.

Сооружение известно под названием Мост Мучеников 15 Июля (по-турецки 15 Temmuz Şehitler Köprüsü), также его именуют Босфорским (Boğazıçı Köprüsü). Постройка — результат совместного труда английской, турецкой и немецкой компаний.

Величественное сооружение соединяет два континента — Европу и Азию, а также связывает между собой обе части мегаполиса. Проезд по проложенной здесь автомобильной дороге является платным. Цена — 7 лир.

Босфорский мост на карте

Железное творение человеческих рук располагается неподалеку от района Ускюдар. Если смотреть с азиатской стороны на пролив, то мост окажется справа от этого квартала. В европейской части постройка располагается около Эминеню.

Легенда о Босфорском мосте

С первой переправой через стамбульский пролив связана одна мифическая история. Бог-громовержец Зевс полюбил земную женщину по имени Ио и стал тайком с ней встречаться. Ревнивая Гера, супруга небесного властелина, узнала об этом. Чтобы уберечь любимую от гнева своей жены, Зевс превратил Ио в корову.

Несмотря на принятые главным богом предосторожности, Гера продолжала преследовать красавицу. Ио, спасаясь от ревнивой жены Зевса, вброд перебралась на другой берег Босфора и укрылась там

Многие люди верят, что эта красивая легенда послужила вдохновением для создателей навесного шедевра. Считается, что мост сооружен именно в том месте, где Ио перебиралась через Босфор.

Первую в истории переправу в этой местности построил персидский царь Дарий. Произошло событие несколько тысяч лет назад, еще до нашей эры. Построенная в те времена деревянная переправа просуществовала недолго.

В течение длительного периода времени переплыть водную артерию можно было только на пароме. И лишь в прошлом столетии соорудили конструкцию из стали. Нынешнее официальное название — Мост Мучеников 15 Июля — дали постройке в память о трагически погибших участниках государственного переворота  в стране в 2016 г.

Характеристики конструкции

На момент запуска в эксплуатацию Босфорский «шедевр» находился в списке 4-х самых длинный мостов мира. Сейчас конструкция занимает 22-е место в рейтинге сооружений этого типа.

характеристика величина в метрах
высота опор над уровнем воды 164
ширина 33
длина 1560
высота от основания до водной поверхности 64

Между опорами находится 3 пролета. Боковые промежутки называются береговыми. Центральный же предназначен для прохода кораблей (судоходный), его длина составляет 1074 метра.

Мост Мучеников приспособлен только для движения автомобилей. Дорожное полотно разделено на 6 полос.

Современное значение Босфорского моста

Перекинувшаяся через стамбульский пролив навесная постройка из стали стала первой дорогой, соединяющей расположенные на разных континентах районы горда. Благодаря появлению такой магистрали попасть из Азии в Европу стало намного легче.

В настоящее время мост является важной транспортной артерией города. Ежедневно по нему проходит более 2 000 легковых и грузовых автомобилей, пассажирских автобусов

Стальная конструкция оснащена подсветкой, включающейся с наступлением темноты.

Это сделано для:

  • эстетики;
  • облегчения движения машин;
  • обеспечения безопасности.

Как добраться до Босфорского моста

Стальной шедевр закрыт для пеших прогулок. Полюбоваться на сооружение вблизи можно, добравшись до пристани Ортакей. До одноименного района желающих довезет автобус 40Т.  Дальше, до причала, проложена пешеходная дорога.

Вид стамбульской достопримечательности произведет гораздо большее впечатление с палубы прогулочного теплохода, проплывающего как раз под стальной постройкой. Местные жители верят, что в момент прохода судна по этому месту нужно загадать желание. И впоследствии оно обязательно сбудется.

Какие коррективы в поездку по Турции внес COVID-19

Без маски на лице выходить из отеля в Стамбуле большого смысла нет: на улице даже полиция может спросить, есть ли она у вас

За неделю до поездки расчехлил Instagram, нашел Стамбул по геолокации, выбрал русского туриста, который как раз находился там, расспросил про реальное положение дел в городе и стране в данный момент и сделал выводы. Это лучший способ снять самую важную информацию во время пандемии COVID-19.

До этого ни разу не пользовался услугами турагентств, но в условиях коронавируса решил получить бесплатную консультацию про условия посещения Турции и возвращения на родину. Рекомендую сделать так же. В моем случае требовалось только заполнить анкету про контакты с больными COVID-19.

Вид на Босфор, который должен мотивировать любого путешественника отбросить свои страхи

Страх. Да, в первую очередь полететь за границу мешает именно он. Не хочется подхватить коронавирус в толпе туристов, привезти его пожилым родственникам или остаться на изоляции в больнице в чужой стране. С некоторыми из этих моментов можно справиться, с другими сложно.

Мы решились на поездку, потому что считаем, что обладаем антителами. В начале лета у нас были симптомы легкой формы COVID-19, приблизительно в это время переболели многие друзья и знакомые, поэтому мы вряд ли остались в стороне. Но сделать реалистичный тест на них у нас сегодня очень сложно.

Страховка. Чтобы не остаться без средств для существования за границей, если что-то случится, рекомендую оформлять нормальный полис, включающий COVID-19. В разных компаниях условия могут отличаться, но в нашем случае выплата на случай болезни и изоляции должна была составить до 30 тысяч долларов.

Справки. В нашем случае они нужны не были. Во время полета всем выдавали анкеты о контактах с больными COVID-19 и личных симптомах. Я взял бланки с русским переводом в турагентстве, когда обращался в него за консультацией, и заполнил их заранее. Визы и прочее с моим гражданством нужны не были.

Фото из Цистерны Базилика — сделать его без маски на лице было крайне сложно, ведь этот вопрос жестко контролируют

Маски. Они обязательно нужны во время полета — по крайне мере, турецкий перевозчик Pegasus нас сильно просил даже не спускать их. В самом аэропорту без этого средства индивидуальной защиты также обойтись не получится. Они пригодятся и внутри страны.

Сейчас по улицам Стамбула можно ходить со спущенной маской: главное, чтобы она была надета на голову. В кафе в ней нужно ходить, но уже сидеть получится без — это же касается хаммама. В достопримечательности без масок не пускают. В такси и другом транспорте также лучше ехать в маске.

Галатская башня, внутри которой во время нашего приезда проходила реконструкция

Реконструкция. Да, она также попала в нюансы посещения страны во время пандемии. Не знаю как в других городах, но многое в Стамбуле в данный момент закрыто на «ремонт». Судя по всему, власти решили восстановить некоторые достопримечательности, пока туристов не слишком много.

Это, к примеру, касается Галатской башни и Голубой мечети — пары мест, которые были в моем списке обязательного для посещения. Часть кафе также полноценно не работает: про это не сказано ни в «Google Картах», ни в TripAdvisor. Лучше звонить в то, которое хочется посетить, перед визитом.

Босфор — дитя мирового океана Тетис

Существовал такой океан с удивительно емким и загадочным названием еще в эру мезозоя — около миллиарда лет назад. И простирался между тогдашними древними континентами Гондвана и Лавразия. Постоянно менял свои очертания. От широкого экваториального океана Старого света, то вдруг превращаясь в залив Тихого океана, то в Атланто-Индийскую протоку. Пока не распался на ряд морей. Конечно, применение слова “вдруг” во времени весьма протяженно: проходили целые века пока становились заметны изменения в его конфигурации. И картина менялась благодаря разным природным катаклизмам. Теперь мировой океан, что называется, канул в Лету. А вместо него непрерывно катят свои воды Средиземное, Мраморное, Черное, Каспийское и даже Азовское и другие моря. Кстати, все они (кроме седого Каспия) связаны между собой проливами. Так что из того же Азовского моря через Керченский пролив можно попасть в Черное, потом в Средиземное и так далее и в окончательном варианте очутиться в Атлантическом океане. Вот только Каспийское море, которое иначе называют еще озером, стало замкнутым водоемом.

Большие цели

Правило, что сначала нужно научиться ползать и только потом — ходить, в контексте спорта проверку не проходит. Большая цель становится изначальной мотивацией, а удовольствие от того, что с каждой тренировкой ты становишься всё быстрее-выше-сильнее, приходит как раз со временем. Считается, что для появления новой привычки, нужно заставлять себя совершать одно и то же действие 66 дней подряд. И в эти 66 дней как раз большая цель, даже если она совсем не на горизонте, оказывается несущей стеной.

«Босфор меня и сподвиг прийти в школу плавания, — вспоминает Ольга. — Коллега рассказала, что есть возможность переплыть Босфор. Я вообще на тот момент не умела плавать кролем. Неплохо плавала брассом, то есть хорошо держалась на воде и воды не боялась, но кролем — с нуля». Переход в серьезное увлечение, по воспоминаниям Ольги, прошел гладко.

Слоты на соревнования начинают продавать зимой. Осенью идет обсуждение, кто куда плывет, кто на что хочет зарегистрироваться, «потом пробуешь проплыть свою первую открытую воду — выходишь и говоришь: „Хочу еще!“». Школа плавания, в которую ходит Ольга, — для взрослых: «Нас учат по методике полного погружения, в основе которой не то, как быстро ты плывешь, а то, как технично ты плывешь. Баланс, скольжение — и только потом уже сила гребка». Большое впечатление на новичков производит титулованность тренеров.