Большой дворец (константинополь)

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

  • Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
  • Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
  • 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
  • Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
  • Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Музей Айя-София на карте Стамбула

История

Собор Святой Софии был построен в 537 году по указанию византийского императора Юстиниана на месте церквей более раннего периода

Он стал важной православной церковью всего христианского мира

В 557 году купол, поврежденный во время землетрясения, был восстановлен.

В 843 году в оформлении интерьера появились мозаики. Одна из самых известных — мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей.

В 1453 году после завоевания Константинополя турками по приказу Султана Мехмеда II храм преобразовали в мечеть Айя-София. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. 

В 1847 — 1849 гг. в ходе реставрации в нефе мечети появились огромные османские медальоны.

В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка.

Что посмотреть в Айя-София

Собор Айя-София — огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры.

Главный вход — императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора.

Михраб

Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам (руководитель намаза) впереди всех остальных молящихся.

Неф

Неф в Айя-София — основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности». Такой эффект достигнут благодаря многочисленным окнам и ряду арок с двух сторон.

Огромный купол высотой 56 метров символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение.

Низко висящие люстры сохранились с османских времен.

По центру под куполом можно увидеть мозаику 11 века с изображением Богоматери и Иисуса Христа.

Довольно необычно рядом с православной мозаикой смотрятся огромные щиты — медальоны с арабской золотой вязью — с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов. Они датируются 19 веком.

Коронационная площадь

Недалеко от михраба находится место коронации императоров — Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора.

Верхние галереи

Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу — во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены.

Мозаика Деисус относится к 13 веку и изображает Иисуса, Деву Марию и Иоанна Крестителя.

Плачущая колонна

В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней. По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори. Если палец после извлечения будет намокшим, болезнь отступит. По другой легенде, если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание.

Фонтан

Справа от выхода находится фонтан для омовений в стиле рококо, датируемый 1740 г.

Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок.

На территории музея есть кафе и сувенирный магазин.

Как добраться до Айя-София

Музей Айя-София находится в исторической части города — районе Султанахмет, напротив Голубой мечети и недалеко от дворца Топкапы. Самый простой способ добраться до него — доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet. 

Рядом находится конечная остановка автобуса маршрута IST-20, который идет из аэропорта Стамбул.

Если вы планируете воспользоваться экскурсионным автобусом Big Bus Istanbul, то выходить надо на остановке №1/20.

Стоимость посещения

Бесплатно. После смены статуса с музея на мечеть в июле 2020 года на Айя-София стал распространяться правило, что все мечети в Турции бесплатны для посещения.

  • Трансфер из аэропорта
  • Аренда авто

История Великого Дворца Византийских Императоров

Когда Константин I переместил римскую столицу в Константинополь в
330 году, он спланировал дворец для себя и своих наследников. Дворец Византийских Императоров был
расположен между Ипподром и Собором
Святой Софии. Комплекса дворца был перестроен и расширен
несколько раз за свою историю. Большая часть комплекса была
разрушена во время беспорядков Ники в 532 году. Он была щедро
отреставрирована императором Юстинианом I.

Центральной частью Великого Дворца Византийских Дворцов занимала
большая площадь — Августеон. Она простиралась от собора Святого
Софии до дворца. Площадь Августеона была окружена собором св. Софии
на севере, Термы Зевксиппа и Ипподром на юго-западе, на востоке
Сенат и Магнаврский дворец, и на юге императорская резиденция. После
пожара Августеон был расширен и украшен белыми портиками,
поддерживаемыми двумя рядами колонн. Сама площадь была выстлана
мрамором. На Августеоне неподалёку от Золотой колонны, от которой
расходились дороги империи, была возведена бронзовая колонна,
увенчанная конной статуей императора Юстиниана. Византийский историк
Прокопий пишет, что статуя императора обращена востоку, с державой в
левой ладони и протянутой правой рукой, как символ власти над
варварами. Это довольно странное направление так как император
Юстиниан особенно отличился своими походами против варваров на
Западе. На довольно короткий период он сумел вернуть Византийской
империи многие территории Западной Римской Империи. Император был
облачён в доспехи в вйде греческого героя Троянской войны Ахилла.

Дальнейшие расширения и изменения были заказаны императорами
Юстинианом II и Василием I. Однако к моменту правления Константина
VII его ветхое состояние заставило византийских императоров
потратить огромные суммы на ремонт. Однако с начала 11 века
византийские императоры отдали предпочтение Влахернскому дворцу как
имперской резиденции, хотя они продолжали использовать Большой
дворец Византийских императоров в качестве основного
административного и церемониального центра города. Он значительно
сократился в течение следующего столетия, когда части комплекса были
разрушены или заполнены щебнем. Во время осады Константинополя во
время Четвертого Крестового похода Великий Дворец Византийских Императоров был
разграблен солдатами Бонифация Монферрата. Хотя последующие
латинские императоры продолжали использовать дворцовый комплекс, им
не хватало денег на его содержание. Последний латинский император,
Болдуин II, дошел до тото, что разобра; крыши дворца и продал их.Следовательно, когда город был отбит силами византийского
императора Михаила VIII Палеолог в 1261 году, Большой дворец
находился в состояние негодности. Императоры Палеологи в
значительной степени отказались от этого, управляя Византийской
империей из Влахернского дворца и используя своды бывшего Великого
Дворца как тюрьму. Когда Мехмед II вошел в город в 1453 году, он
обнаружил, что дворец разрушен и заброшен. Когда он бродил по своим
пустым залам и павильонам, он, как утверждается, прошептал цитату
персидского поэта Фердоузи:

Паук плетет занавесу во дворце Хосро,Сова кричит в замке
Афрасияб.

Большая часть Великого Дворца Византийских Императоров была снесена
в общей реконструкции Константинополя в первые годы Османской
империи. Первоначально район был превращен в жилой район с рядом
небольших мечетей, прежде чем Султан Ахмет I уничтожил остатки
дворцов Дафни и Кафизма, чтобы построить мечеть Султана Ахмеда и его
прилегающие здания. Участок Большого дворца начал исследоваться в
конце 19-го века, а в начале 20-го века здесь был обнаружен участок
Большого дворца. На этом участке были найдены тюремные казематы,
много больших комнат и, возможно, гробницы.

В последующие эпохи[править | править код]

К XI веку дворцовый комплекс включал в себя множество построек разных эпох, разбросанных по площади в 20 тыс. кв. футов. Императоры династии Комнинов оставили его ради Влахернского дворца, а во время Палеологов он и вовсе пришёл в запустение. Последним его обитателем был латинский император Балдуин II, который из-за нужды был вынужден демонтировать и продать свинцовую кровлю дворца.

Все дворцовые сооружения были постепенно снесены после падения Константинополя в 1453 году. Величественная и богато убранная дворцовая церковь была приспособлена под пороховой склад, который взлетел на воздух в 1490 году. В несколько лучшем состоянии дошёл до нашего времени расположенный к югу Буколеонский дворец.

В начале XX века при пожаре были обнаружено несколько фрагментов Большого императорского дворца — тюремные камеры, захоронения и залы с мозаичным полом IV—V веков. В ходе последующих раскопок была вскрыта четверть его территории. Обнаруженные мозаики были перенесены в специально учреждённый en:Great Palace Mosaic Museum.

О Стамбуле — Константинополе — Царьграде — овладей Россия этим городом?

16:05, 15 ноября 2019

Российско- турецкие отношения, войны между двумя империями, стремительность, с какой РИ, в достаточно короткий, по историческим меркам, промежуток, смогла прирости «южными» землями, до этого входившими, либо бывшими  под покровительством —  Османской империи. Здесь и Причерноморье, и Южный Кавказ, и конечно, Крым… и огромные степи Приазовья.. и Азовское море, которое, сравнительно недавно, было чужим для России.

И повторяю, все это, Российская империя,  по историческим меркам — стремительным рывком, взяла под свой контроль.

Впрочем, многое не удержала —  а многое приросло к ней прочными корнями, и  в подавляющем большинстве —  заселенно русскими, и уже и не представляется — вне России.

В  дискуссии под сегодняшним материалом:Эрдоган — Трамп — 100 млрд — очередное предложение, и — нет, главному союзнику ? 

казалось бы, не по теме, но, вновь возник разговор о турецких и русских амбициях, вновь вспомнили, словно он наш современник Сулеймана Великолепного, и конечно, не обошли тему  Стамбула —  Константинополя —  Царьграда.

Не буду растекаться мыслью по материалу…   и делать экскурсы в историю, умничая цитатами и версиями.

Но, задам простой вопрос — который очень многих интересует, и на эту тему — по-прежнему множество споров.

 Если бы Европа не помешала,  и Россия смогла бы овладеть Стамбулом,  был бы сейчас Константинополь (Царьград) —  южными воротами России?

Я коротко отвечу.  Знаю о мечтах многих великих русских военных, общественных деятелей, императоров, мыслителей —  о взятии Константинополя и превращении его в  одну из столиц Российской империи.

Но, я считаю, что даже если бы Стамбул, в свое время,  пал под натиском русской армии, а такое, считаю, могло быть —  русские его —  рано или поздно бы — не удержали!

Это моя позиция, просто, в формате блога, не хочу лонгридствовать! И уж тем более —  уходить в религиозную составляющую и в  философию  Москвы —  Третьего Рима.. итд.

Для Стамбула нужны были бы миллионы русских, которые бы там осели. Не просто православных грузин,  греков,  болгар или румын,  а также,  армян, а именно — русских. Откуда было их взять?

Да, русская армия до поры до времени удерживала бы Константинополь, но, до каких пор?

Армяне, грузины, болгары, греки —  все, кроме «филек и колек», давно  уже понимают. что это другие народы, и в случае чего, никакой они, не «русский мир», и  рассчитывать на них, как на его искренних защитников —  крайне сложно.

Плюс —  турки. Очень сильный и большой народ, который  мечтал бы взять реванш, и  взял бы, рано или поздно, учитывая  национальный контингент Константинополя.

Оставьте армян и грузин в покое.. греки бы с русскими —  передрались, и  греки, непременно, втянули бы в разборки, «западнампоможет» и очередных «байронов»

Плюс, революция  и победа Ленина и «яшек, левок и прочих»,  так или иначе,  часто, открыто ненавидящих «эту злую страну».

Не забывайте, что ресурсов России не хватило даже на Одессу, и Россия, почти потеряла Крым, и не с сильным противником —  турками, а  во многом,  с созданной Лениным и Сталиным, нынешней Украиной.Имею ввиду, в таком территориальном виде.  В 2014 году, для многих, произошел нонсенс и очень большая неожиданность.

Россия потеряла Южный Кавказ. Россия удерживает Северный Кавказ, но,  русские, если говорить начистоту, ушли из многих нацрепублик и  не хотят туда больше возвращаться.. Имею ввиду, Чечню и Дагестан. По разным причинам, но, ушли.

Так что, я считаю, что Россия не удержала бы Стамбул никак.

Более того, Россия должна успокоиться и обсутраивать то великое множество  черноморских городов, какие у нее есть, и о каких она и не мечтала  —  еще сравнительно недавно!  А есть у нее не много, а очень много.

Так что, мой ответ —  нет. Россия навсегда бы имела в турках —  кровного врага. И в конце концов, Стамбул бы уступила.

Не под натиском турков —  так под натиском Запада. Не Запада, так из-за бесполости коммунистов. Не из-за коммунистов, так из-за национального состава города… итд.

Ваше мнение?

Пекин, Запретный город – История

Запретный город входит в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО

  • Строительство Запретного города началось в четвёртый год правления императора Юнлэ династии Мин (1406 г) и закончилось в 1420 году.
  • С 1420 по 1644 год в Запретном городе жили 14 императоров династии Мин.
  • С октября 1644 года Гугун служил императорским дворцом династии Цин.
  • В 1860 году, во время Второй опиумной войны, Запретный город перешёл под контроль англо-французских войск и был оккупирован вплоть до окончания войны.
  • Начиная с 1912 года, с отречением от престола Пу И, последнего императора Китая, Запретный город перестал служить императорской резиденцией.
  • В 1925 году Гугун обрёл статус «дворец-музей».
  • В 1961 году музей был включён в список наиболее важных исторических памятников, находящихся под особой защитой китайского правительства.
  • В 1987 году дворцовый комплекс Запретный город вошёл в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Дворец-музей Гугун – настоящее хранилище сокровищ истории и культуры Китая.

Летний императорский дворец, г. Пекин, Китай

Площадь летней императорской резиденции династии Цинь – 2.9 км2, местоположение архитектурного объекта – в 15 км от центральной части Пекина. Садово-парковый ансамбль включает в себя более, чем 3 тысячи строений и занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Название переводится с китайского как «сад для того, чтобы поддерживать гармонию и здоровье». В Поднебесной данное сооружение является самым большим дошедшим до нас императорским дворцом. Впервые его возвели в 1750 г., однако постоянные войны и столкновения не самым лучшим образом отразились на сохранности цитадели, которую неоднократно восстанавливали, последний раз в середине 19 века. Тот вариант, что мы видим сегодня был окончательно построен в 1886 году, и с тех пор признан шедевром ландшафтного дизайна. В комплекс дворца входит порядка трех тысяч древнейших структур, созданных руками искусных мастеров. На территории располагается здания, площадь которых превышает 70 000 м2. Уникальное сочетание природной красоты, залов, павильонов, храмов и мостов превращает этот архитектурный ансамбль одним из самых больших в мире.

Где в Стамбуле находился Большой дворец и как добраться до Музея мозаик

Большой дворец располагался в историческом центре современного Стамбула, в районе Фатих, недалеко от площади Султанахмет в Стамбуле, на базаре Араста.

Как добраться до дворца:

  • Чтобы добраться туда, можно сесть:
    • на трамвай T1 и выйти на остановке SULTANAHMET или ÇEMBERLİTAŞ.
    • К трамвайной остановке GÜLHANE вас довезут трамваи T1 и 1453.
    • Ближайшая остановка автобусов IETT называется AKBIYIK. Туда следуют маршруты 81, B2, BN1, BN2.
  • Недалеко расположена станция метро – MARMARAY. К ней идет поезд M5.
  • А на речном трамвайчике V4 или V5 придется плыть до SİRKECİ Car Ferry Station.
  • Для любителей фуникулеров подойдут следующие маршруты:
    • F2,
    • T1,
    • 46Ç,
    • 47Ç,
    • 48E,
    • 54TE,
    • 77Ç,
    • 97GE,
    • EM1,
    • EM2.

Двери в музей находятся прямо среди торговых рядов базара Араста.

Ссылки

Другие источники

  • Джонатан Бардилл, Большой дворец византийских императоров и раскопки фонда Уокера , В: Журнал римской археологии , 12 (1999), стр. 216–230.
  • Физерстоун, Джеффри (2008). «9.1 Император и двор». В Шепард, Джонатан (ред.). . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. С.  –517. ISBN 978-0-521-83231-1.
  • Свободно, Джон ; Чакмак, Ахмет С. (2004). Византийские памятники Стамбула . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-77257-0.
  • Харрис, Джонатан (2007). . Hambledon Continuum, стр. 59-83. ISBN 978-1-84725-179-4.
  • Каждан, Александр , под ред. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6.
  • Магуайр, Генри (2004). Византийская придворная культура с 829 по 1204 год . Думбартон-Окс. ISBN 978-0-88402-308-1.
  • Кирилл Манго : Медный дом: исследование вестибюля Императорского дворца Константинополя (Копенгаген, 1959).
  • Кирилл Манго: Дворец Марины, Поэт Паллада и Купальня Льва VI. В: E. Kypraiou (Hrsg.), Eufrosynon: Afieroma ston Manoli Hatzidaki (Афины, 1991), стр. 321–330.
  • Кирилл Манго: Древняя Сполия в Большом Константинопольском дворце. В: Византийский Восток, Латинский Запад: искусствоведческие исследования в честь Курта Вейцмана (Принстон, 1995), стр. 645–649.
  • Тозер, Х.Ф. (30 сентября 1893 г.). «Обзор Большого дворца Константинополя покойным доктором А. Г. Паспатесом, перевод с греческого Уильяма Меткалфа» . Академия . 44 (1117): 277–278.

Фильмы

Ромер, Джон (1997), Византия: Затерянная Империя ; ABTV / Ibis Films / Учебный канал; 4 серии; 209 минут. (В эпизоде ​​3 ведущий Ромер прогуливается по Старому Стамбулу, указывая на несколько уцелевших фрагментов Большого дворца и пробуждая его былую славу.)

Городские дворцы

  • Дворец Святого Агафоникия находился рядом с одноимённой церковью. Этот дворец конфисковал император Тиберий II (578—582).
  • Дворец Святого Анаргира находился рядом с одноимённой церковью. Согласно Продолжателю Феофана, его построил император Юстин II около 570 года.
  • Дворец Василиска был построен братом императрицы Верины Василиском, который был императором в 475—476 годах. После его свержения дворец был конфискован в пользу императора. Вероятно, находился в районе Софийских ворот.
  • Большой Влахернский дворец.
  • Дворец Бонуса находился рядом с одноимённой цистерной. Согласно Георгию Кедрину и Михаилу Глике, Роман Лакапин (920—944) построил его, чтобы спасаться от летней жары. Его положение, как и цистерны, точно не известно.
  • Дворец Константина известен в литературных историчках, однако точно не идентифицирован. Согласно французскому путешественнику Пьеру Жилю находился в Евдоме. Название дворца относится к императору Константину Багрянородному (913—959).
  • Дворец Девтерон, о котором ничего не известно, кроме того, что рядом с ним находился ксенон Пасхентия.
  • Дворец Еленианы упоминается Прокопием Кесарийским и Феодором Чтецом. Квартал Еленианы находился в XII районе Константинополя.
  • Дворец Ирины был построен императрицей Ириной (780—802).
  • Дворец Кариана был построен императором Феофилом (829—842) для своих дочерей. Дворец находился на берегу залива Золотой Рог, однако следов его не обнаружено.
  • Дворец Манганы был построен, Согласно Константину Багрянородному, при его деде, императоре Василии I (867—886). Известно однако, что в том же месте был дом императора Михаила I Рангаве (811—813), в котором жил потом его сын патриарх Игнатий. Его высота составляла не менее пяти этажей.
  • Дворец Сорока мучеников был построен у одноимённой церкви императором Андроником Комнином (1183—1185).
  • Дворец Романа, сына Константина Багрянородного. О нём ничего не известно, кроме краткого упоминания у Продолжателя Феофана.
  • Дворец Романа Лакапина, который тот превратил в монастырь, как сообщает Продолжатель Феофана.
  • Дворец Софии, расположенный в одноимённом квартале, построен во второй половине VI века.
  • Дворец форума Таври был построен императором Львом I (457—474).
  • Дворец династии Феодосия является старейшим из не входящих в комплекс Большого Дворца. Первое здание нового комплекса построила Элия Флацилла, первая супруга императора Феодосия Великого.
  • Дворец Зенона существовал ещё в начале IX века. О его расположении ничего не известно.

Дворец Potala (Потала)

История этого имения относится к 7-му веку, когда местный правитель повелел воздвигнуть в центре города Лхасы (в Тибете), на Красной Горе великолепный царский дом, который одновременно являлся и храмовым буддийским комплексом. Само слово «Потала» переводится с санскрита как «Мистическая гора». Это самый высокий замок в мире – 115 метров, расположился на 3700 метров над уровнем моря. Строение разделено на 13 этажей, занимающих общую площадь свыше 130 000 кв. метров. А весь дворцовый ансамбль раскинулся на 360 тыс. кв. метров.

Никто не знает точных данных о количестве имеющихся здесь залов и комнат. Говорят, что их число примерно более тысячи, и отыщется совсем немного желающих, которые смогут их все обойти. Дворец Потала вошёл в «Книгу всемирного наследия ООН». Это место в Тибете открыто для посещений туристами. Чтобы полностью осмотреть его ценности и реликвии не хватит и нескольких жизней…

Сегодня это функционирующий музей, где монахи поддерживают работу всего исторического ансамбля. Величественное строение поделено на Белый и Красный дворцы, которые были сооружены в разное время. На постройку было затрачено неисчислимое количество камня, золота, дерева и драгоценных камней. Кое-что из представленного наследия в Потале можно видеть на этих фотографиях.