Республика северная осетия

История

Основная статья: История Осетии

Древняя история

Известный русский офицер Штедер в 1781 г. пишет: «Осы, или по-русски осетины, граничат на востоке с ингушами и Тереком, на юге — с грузинами и имеретинцами, на западе — с рекой Лесген и Большой Кабардой, на севере — с Малой Кабардой. Протяжение с востока на запад равно 75 верстам, ширина с севера на юг в северных горах равна 55, а в южных — 30 верстам: эти расстояния счислены по часам» («Осетины глазами русских и иностранных путешественников», стр. 29-30).

С I тысячелетия до нашей эры на территории современной Северной Осетии распространена Кобанская культура, получившая своё название по поселению Кобан (Северная Осетия), где были найдены древнейшие археологические памятники.

Средние века

Некрополь у селения Даргавс

В XII веке Алания вступила в эпоху феодальной раздробленности и фактически разделилась на враждующие княжества. В 1238 году монголы начали завоевание Алании. Равнинная часть Алании была разорена и разграблена, а города сожжены. В 1395—1400 годах армия Тимура окончательно разгромила и почти полностью уничтожила аланов. Остатки населения укрылись в горных районах, где, судя по данным лингвистики, смешались с местным населением другой языковой семьи. Однако данные многолетних археологических раскопок утверждают обратное, так как доказывают присутствие алан в ущельях Кавказа с VI века н. э.

Присоединение к Российской империи

Северные осетинские территории были в числе первых на Северном Кавказе присоединены к Российской империи в 1774 году, южная часть Осетии присоединена в 1801 году вместе с Восточной Грузией.Владикавказ стал первой российской крепостью в регионе (основан в 1784). Большая часть осетинских военных сражалась на стороне Белого движения во время Гражданской войны.

Советская власть

В 1921 году Осетия стала частью Горской Советской Республики, получила статус автономной области в 1924 и в 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Великая Отечественная война

См. также: Моздок-Малгобекская операция (1942)

Во время Великой Отечественной войны на территории республики проходили ожесточённые бои, бо́льшая часть (север и запад) Северной Осетии была оккупирована 1-й танковой армией генерала Клейста. Против них сражались войска Северной группы войск Закавказского фронта. С 6 по 11 ноября 1942 года в ходе Нальчикской оборонительной операции 37-й армии Северной группы Закавказского фронта против группы армий «А» германские войска были остановлены на подступах к Орджоникидзе (Владикавказу).

Во время Великой Отечественной войны к Северной Осетии были присоединены территории депортированных ингушей, в опустевшие населённые пункты были переселены осетины из Северной Осетии, а также из Юго-Осетинской автономной области и внутренних районов Грузии. Вернувшимся в 1950-х годах ингушам вернули часть территории, а взамен оставшегося в СОАССР Пригородного района, в то время Чечено-Ингушской АССР передали земли Ставропольского края.

В составе Российской Федерации

Скульптура в честь Уастырджи

В 1992 году из-за территориальных споров между осетинами и ингушами вспыхнул вооружённый конфликт. По состоянию на 2015 год, ситуация в регионе не окончательно решена.

Конфликт между Россией и Чечнёй в 1990-е годы и в начале XXI века стал причиной совершения на территории Северной Осетии нескольких крупных террористических актов, которые можно рассматривать, во-первых, как месть российским военнослужащим (на территории республики размещены многие органы управления российской армии, аэродромы и тыловые базы, задействованные в ходе боевых действий в Чечне); во-вторых, как месть патриотически (пророссийски) настроенному населению Северной Осетии, и, в-третьих, как попытка раздуть вялотекущий осетино-ингушский конфликт и отвлечь внимание федерального центра от Чечни.

Особенно чудовищным по своей бесчеловечности и количеству невинных жертв стал захват 1 сентября 2004 года бандой террористов свыше 1100 заложников в здании школы № 1 в Беслане. В результате теракта погибло 334 человека, из них 186 — дети. Свыше 800 человек было ранено. Теракт привёл к серьёзным политическим и демографическим последствиям не только для республики, но и для России в целом.

Примечания

  1. (xls). Росстат.
  2. (xls). Росстат.
  3. (xls). Росстат.
  4. . Дата обращения: 13 марта 2020.
  5. . Россия-Алания / ГТРК «АЛАНИЯ» (31 октября 2019). Дата обращения: 12 ноября 2019.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2009.
  7. (3 июня 2011).
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 февраля 2017.
  9. Абаев В. И. О языковом субстрате. // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР, 1956, т. IX.
  10. Э. Ю. Шестопалова. Дагомский катакомбный могильник VII вв. в Северной Осетии // Археологические открытия 2005 г. М.: Наука, 2007.
  11. Осетины — статья из Большой советской энциклопедии. 
  12. , с. 318—324.
  13. Челехсаты, Казбек Сергеевич Осетия и осетины // Владикавказ — Санкт-Петербург: издательство «Ир», 1994. — С. 359, С. 364—365. — ISBN 5-7358-0132-5
  14. .
  15. ↑ . Дата обращения: 17 октября 2020.
  16. . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 5 января 2020.
  17. . alania.gov.ru. Дата обращения: 5 января 2020.
  18. Северо-Осетинский информационный сайт «ОСнова».  (англ.). ОсНова.News. Дата обращения: 5 января 2020.
  19. Интервью: Таймураз Мамсуров, президент Северной Осетии // Ведомости, № 162 (1936), 30 августа 2007
  20. . www.alania-invest.ru. Дата обращения: 5 января 2020.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 января 2016.

Как добраться

Самый быстрый способ добраться в Аланию — прилететь на самолете. Можно выбрать рейсы в местный аэропорт Газипаша, а можно — в аэропорт Антальи, расположенный в 120 км от курорта.

Адрес аэропорта Газипаша: Gazipaşa Alanya, 07900 (Яндекс Карты | Google Карты).

  • Москва — Алания от 5 600 руб.
  • Санкт-Петербург — Алания от 8 500 руб.
  • Екатеринбург — Алания от 10 100 руб.
  • Казань — Алания от 9 700 руб.
  • Краснодар — Алания от 8 600 руб.
  • Новосибирск — Алания от 12 000 руб.

Самые дешевые билеты на самолет в Аланию, которые купили через поиск Авианити.

Дата вылета Маршрут Пересадки Цена Поиск билетов

22.11.2020

Стамбул → Алания

Прямой

1 394

05.01.2021

Анкара → Алания

Прямой

1 700

23.11.2020

Анталия → Алания

1 пересадка

2 343

16.12.2020

Измир → Алания

1 пересадка

2 352

05.01.2021

Кэйсери → Алания

1 пересадка

2 581

26.11.2020

Запорожье → Алания

1 пересадка

2 628

11.12.2020

Бодрум → Алания

1 пересадка

2 646

27.01.2021

Харьков → Алания

1 пересадка

2 704

01.12.2020

Даламан → Алания

1 пересадка

2 842

21.11.2020

Денизли → Алания

1 пересадка

2 916

24.11.2020

Москва → Алания

Прямой

3 111

29.06.2021

Трабзон → Алания

1 пересадка

3 221

30.11.2020

Курган → Алания

1 пересадка

3 433

26.11.2020

Воронеж → Алания

1 пересадка

3 470

15.12.2020

Невшехир → Алания

1 пересадка

3 484

05.12.2020

Уфа → Алания

1 пересадка

3 853

01.12.2020

Санкт-Петербург → Алания

1 пересадка

3 853

03.12.2020

Казань → Алания

1 пересадка

3 853

29.11.2020

Берлин → Алания

1 пересадка

3 945

14.12.2020

Екатеринбург → Алания

1 пересадка

3 958

08.12.2020

Краснодар → Алания

1 пересадка

3 964

18.11.2020

Владикавказ → Алания

1 пересадка

4 010

02.12.2020

Махачкала → Алания

1 пересадка

4 010

17.11.2020

Волгоград → Алания

1 пересадка

4 063

01.01.2021

Прага → Алания

1 пересадка

4 136

07.12.2020

Сургут → Алания

1 пересадка

4 168

13.12.2020

Пермь → Алания

1 пересадка

4 168

01.12.2020

Ижевск → Алания

1 пересадка

4 168

20.11.2020

Челябинск → Алания

1 пересадка

4 168

24.11.2020

Минеральные Воды → Алания

1 пересадка

4 168

05.12.2020

Саратов → Алания

1 пересадка

4 256

27.11.2020

Новосибирск → Алания

1 пересадка

4 271

21.11.2020

Мурманск → Алания

1 пересадка

4 273

30.11.2020

Набережные Челны → Алания

1 пересадка

4 378

26.11.2020

Киров → Алания

1 пересадка

4 430

10.12.2020

Адлер → Алания

1 пересадка

4 460

16.11.2020

Белград → Алания

1 пересадка

4 505

01.12.2020

Калининград → Алания

1 пересадка

4 588

10.01.2021

Приштина → Алания

1 пересадка

4 671

Календарь низких цен авиабилетов в Аланию подбирает самые дешевые перелеты из вашего города по дням и месяцам на год вперед.

Из аэропорта Газипаша попасть в Аланию можно на такси или автобусах-шатлах Havaş Shuttle, которые отправляются к автовокзалу Аланьи Petrol Ofisi Side Front. Время поездки 1 час, стоимость от 200 рублей.

Аренда автомобиля удобна для туристов, которые хотят осмотреть окрестности Алании. При составлении договора на сутки услуга стоит от 5 200 рублей. При заказе машины на неделю аренда будет стоить дешевле — от 5 000 рублей.

Забронировать автомобиль в аэропорту Алании в международных сервисах аренды.

новости

Рекомендуем

В ковид-стационарах республики находятся 1344 пациента

Все по генплану: как развивается Беслан и весь Правобережный…

Школьники Северной Осетии вернулись за парты после трехнедел…

Лента

14:52
Вячеслав Битаров: Важно не допустить дефицита медикаментов и коечных мест

12:49
Горнолыжный курорт «Мамисон» построят в 2023 году

12:35
Леопарды Батраз и Агунда, выпущенные в Турмонском заказнике, расширяют свои владения

11:56
Мобильный госпиталь Минобороны РФ в Южной Осетии принял около тысячи пациентов

11:41
Сурх-Дигора — в Книге рекордов России

11:30
В Моздокском районе прошли соревнования по лазертагу

10:58
За сутки в Северной Осетии коронавирус подтвержден у 73 жителей

10:55
Правительство выделило дополнительно 61,8 млрд рублей на выплаты семьям с детьми

Исторические места

Город Мертвых (Даргавс)

Координаты: 42°50′11″ с. ш. 44°26′08″ в. д.Как добраться: от Владикавказа на автомобиле до Даргавской котловины. На автобусе до Джимара, который отправляется в 16:30 или на маршрутке Владикавказ — Кармадон.

Город Мертвых находится в километре от селения Даргавс. Из живых в этом месте только туристы и смотритель, который следит за памятником истории. Название получено из-за маленьких домов-склепов, в которых местное население хоронило умерших вплоть до 18 века.

Хоронили таким образом из-за нехватки плодородной почвы. По другой версии, эта традиция имеет корни в зороастрийском учении, согласно которому нельзя осквернять землю человеческими захоронениями. Хоронили умерших через небольшие окна, которые после заколачивали. Та часть, что возвышается над землей — это всего лишь часть склепа. У каждого из этих зданий есть подземный корпус, где могло разместиться до нескольких десятков усопших.

Гуляя по городу, можно обнаружить древние останки людей, трогать их запрещено.

На нынешний момент усыпальниц сохранилось около ста. Из-за погодных условий они разрушаются, но восстанавливать могилы боятся — тревожить покойников не принято.

Башня Курта

Координаты: 42.85052, 44.31661Как добраться: от Владикавказа на автобусе до с. Уаллагсых

Башня — сохранившаяся часть оборонительного комплекса. Каменное строение находится в аварийном состоянии, в республике объявлен сбор средств на реставрацию.

В легенде о создании башни рассказывается об осетине, вернувшемся домой с двумя сыновьями. Братья жили в дружбе и согласии, любили охоту и никогда не расставались. У каждого был обученный охотничий сокол. Однажды на охоте соколы поссорились, подрались, и сокол Курта победил сокола Тага. Тага посчитал птичий бой дурным знаком. Побоялся он быть побежденным братом и ушел— в Даргавское ущелье, где тогда жили кисты. Тага прогнал всех жителей этих мест и остался жить один, боясь порабощения. Курта же остался на прежнем месте, которое назвали по его имени — Куртатинское ущелье.

Дзивгисская скальная крепость

Адрес: поселок ДзивгисКак добраться: от окраины поселка до разлома по тропе

Точной даты постройки крепости нет, но при ее изучении были обнаружены кости солдат, живших в 13 веке.

Попасть в крепость можно через пролом в скале. Вся постройка находится в довольно плачевном состоянии.

Многие пытаются найти тайный ход в крепости, через который уходили во время осад. О мужестве защитников замка существует несколько легенд. В одной из них рассказывается о неудачной попытке персидского шаха Аббаса завоевать крепость. Одолеть врага помогла военная хитрость — оголодавшие персы перебили друг друга из-за сброшенной бычьей ноги. Шах и остатки былого войска были вынуждены отступить.

Рядом находится православная церковь во имя святого Георгия, возведенная в 16 столетии.

Цамад

Адрес: Алагирский район, сельское поселение Унальское, село Цамад

В поселке находятся фамильные башни Черчесовых и Кайтовых. Как и многие памятник архитектуры, они в полуразрушенном состоянии.

Башня Черчесовых имела 7 ярусов и считалась неприступной. В одной легенде говорится, что персидский шах Абасс хотел завоевать аланов, но не смог одолеть гордый народ, после поражения у Дзигвисской крепости пришел он к этим местам, но был полностью разбит.

Под руинами расположено родовое святилище, говорят, что в нем обитает Ангел-покровитель Цамада.

Хоть и считается, что именно отсюда родом все осетины, населяют поселок всего 2 человека.

Древнее селение Лисри

Координаты: 42°40′07″ с. ш. 43°51′28″ в. д.Адрес: Зарамагское сельское поселение, Мамисонское ущельеКак добраться: от Алагира на машине до Зарамага

Второе название — Замковое поселение. Раньше здесь были отстроены 14 башен семьи Дарчиевых, сейчас осталось только 7. Все они нуждаются в срочной реставрации, но средств на это нет. Забираться на них может быть опасно.

До 1981 года здесь проживало более 1000 человек, вынужденных покинуть места после строительства железной дороги.

Рядом расположена церковь Успения Богородицы. После того как она была передана Аланскому Свято-Успенскому монастырю, волонтеры занялись восстановлением храма.

Памятник Уастырджи


Памятник Уастырджи.

Герой нартского эпоса Уастырджи считается покровителем мужчин, воинов и путешественников. В языке осетин его имя образовано от слов «Святой Георгий». Как и Георгий Победоносец, Уастырджи часто изображается скачущим на коне в пылу славы и отваги. Памятник, установленный ему в Алагирском ущелье, – не исключение.

Скульптура необычайно динамичная и дышит силой. Уастырджи изображен верхом на коне, вырывающимся из горной породы, нависая над землей и головами восхищенных туристов. Установлен памятник в 1995-м и весит 28 тонн, став одной из крупнейших конных статуй мира. Местное население его очень любит; в ноябре, когда отмечают день памяти святого покровителя, здесь собирается много народа.

Адрес: Памятник Уастырджи, Северная Осетия, Россия.

Население

Основная статья: Население Северной Осетии

Численность населения республики по данным Росстата составляет 701 765 чел. (2018). Плотность населения — 87,86 чел./км² (2018). Городское население — 64,25 % (2018).

Северная Осетия является одним из самых густонаселённых субъектов РФ и занимает по этому показателю 5 место (после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ингушетии). Действительная плотность населения в местах проживания основной части населения составляет более 140 чел./км².

Этнический состав

Народ Численность, 2010 человек
Осетины 445 310 (62,7 %) 459 688 (64,5 %)
Русские 164 734 (23,2 %) 147 090 (20,6 %)
Ингуши 24 442 (4,1 %) 28 336 (4,0 %)
Армяне 17 147 (2,4 %) 16 235 (2,3 %)
Кумыки 12 659 (1,8 %) 16 092 (2,3 %)
Грузины 10 803 (1,5 %) 9 095 (1,3 %)
Турки 2 835 3 383
Украинцы 5 198 3 251
Азербайджанцы 2 429 2 857
Кабардинцы 2 902 2 802
Чеченцы 3 383 2 264
Греки 2 332 1 880
Цыгане 1 553 1 684
Корейцы 1 841 1 458
Татары 2 108 1 411
показаны народы c численностью более 1000 человек

Населённые пункты

Основная статья: Населённые пункты Северной Осетии

Населённые пункты с численностью населения более 5000 чел.
Владикавказ 306 258
Моздок 41 728
Беслан 37 029
Алагир 20 043
Ардон 19 412
Заводской 16 320
Эльхотово 12 471
Сунжа 12 065
Ногир 11 845
Кизляр →11 439
Дигора 10 075
Октябрьское 10 147
Михайловское 9217
Чермен 8508
Архонская 8448
Гизель 8151
Камбилеевское 6865
Майское 6356
Чикола 6801
Змейская 6711
Павлодольская 5456
Луковская 5222

Почитаемые божества народа

Народное вероисповедание осетин монотеистическое. Бога называют Хуцау. Он единый творец мира. И он управляет всем, включая духов, к которым, согласно традиции, и стоит устремлять свои просьбы.

Вот некоторые из почитаемых покровителей народа:

  • Уацилла — дух грома и освещения. Первоначально он был известен как Громовник, но с ранним христианством был изменен на Уацилла, который является именем библейского пророка Илии. Если человек был убит громом, считалось, что он разозлил Уацилла.
  • Уастырджи — иногда называемый Святым Георгием
  • . Он покровитель мужей, путешественников, молодых и старых, бич воров и убийц. Он является самым известным и самым уважаемым духом осетинского народа как в Северной, так и в Южной Осетии.
  • Тутир — покровитель и правитель волков.
  • Фальвара — защитник домашнего скота. Он считается самым добрым и мирным духом.
  • Афсати — правитель диких животных и покровитель бедных охотников. Его обычно изображают как старика с белой длинной бородой, сидящего на высокой горе. В прежние времена охотники брали с собой три пирога, чтобы предложить Афсати для удачи.
  • Барастыр — покровитель мертвых людей и загробной жизни. Он заботится о людях как в аду, так и в раю.
  • Дон Беттир — правитель воды, который живет в воде и владеет рыбой. Он покровитель рыбаков.
  • Рынибардуг — дух болезней.
  • Мади Майрам — покровительница женщин, которая тесно связана со Святой Марией из христианской религии.
  • Сау Дзуар — покровитель леса, который защищает его от пожара.
  • Сафа — создатель и покровитель надочажной цепи, особо почитаемой в связи с ценностью домашнего очага для семьи.

Конечно, это далеко не полный список. Но он показывает, какую роль занимали духи и святые в жизни людей. О духах и покровителях рассказывались легенды, им делались жертвоприношения, их старались задобрить обрядами и праздниками, им посвящали особые места и делали святилища. Осетинская мифология пронизана захватывающими историями об удивительной жизни покровителей народа.

Экономика

В последние годы экономическое развитие Северной Осетии-Алании было успешным; Показатели социально-экономического развития республики с 2005 по 2007 год показали стабильный рост всех секторов экономики и основных социальных показателей. Природа и климатические условия республики способствуют успешному развитию различных секторов экономики, чему способствует обилие природных ресурсов. Валовой региональный продукт на душу населения области в 2006 году составил 61 000 рублей (2596 долларов США) и увеличился на 30% за период 2005–2007 годов. ВРП на душу населения в 2007 году составил 76 455 рублей. С 2005 по 2007 год среднемесячная заработная плата в Северной Осетии-Алании увеличилась вдвое, при этом фактические денежные доходы увеличились на 42,5 процента. По приросту среднемесячной заработной платы республика занимает первое место на Северном Кавказе.

В число экономических приоритетов правительства области входят промышленный рост, развитие малых предприятий, санаториев и курортов, а также укрепление бюджетной и налоговой дисциплины.

К крупнейшим компаниям региона относятся Электроцинк , Севкавказэнерго , Победит (производитель вольфрама и молибдена).

Природные ресурсы, сельское хозяйство и промышленность

Наиболее распространены цинк- и свинцовые комплексные руды. Есть месторождения известняка , доломитов , мрамора и пробного камня . Также имеется большое количество строительных материалов, таких как глина , песок и гравий . Запасы местного нефтяного месторождения оцениваются в 10 млн тонн.

Сельскохозяйственный сектор разнообразен и специализируется на выращивании пшеницы, кукурузы и подсолнечника; садоводство; виноградарство; и разведение крупного рогатого скота и овец.

Промышленность Северной Осетии в основном сосредоточена во Владикавказе . Крупные компании , расположенные здесь , включают Электроцинк , Gazoapparat , завод по производству приборостроения, Elektrokontraktor , завод по производству автомобильного электрооборудования, строительный комплекса крупнопанельного и компаний в пищевой промышленности. Промышленный центр Садонского вырос вокруг горнодобывающих и лесной промышленности.

Туризм

Канатная дорога в Цейском ущелье.

Куртатская долина

Художественный музей М. Туганова во Владикавказе

Несмотря на близость к Чечне, Северная Осетия прилагает усилия для развития туристической индустрии. По словам главы областного правительства, в горной части республики успешно реализуются проекты программы развития санаторно-курортного и туристического комплекса. В республике около 3000 исторических памятников, более половины ее площади занимают национальный парк «Алания» , Северо-Осетинский национальный заповедник и заказники. В республике более 250 лечебных, минеральных и пресноводных источников с расчетными суточными запасами 15 000 кубических метров. Помимо того, что эти минеральные воды служат основой для оздоровительных курортов, их также можно разливать в бутылки и продавать. Минеральные воды Северной Осетии известны своими уникальными качествами, а также особым минеральным составом.

Инфраструктура

По инфраструктуре Северная Осетия-Алания занимает второе место в Южном федеральном округе и 10 место в стране. В республике одни из самых разветвленных телекоммуникационных сетей на Северном Кавказе и в России . Занимает первое место по разводке сетей связи в Южном федеральном округе.

Республика занимает четвертое место в России по площади дорог с твердым покрытием, а ее расширяющийся транспортно-логистический комплекс обеспечивает сети связи между Россией и Южным Кавказом, а также Средней Азией. В состав комплекса входят две федеральные трассы ( Военно-Грузинская дорога соединяет Владикавказ с Закавказьем ), проходящие через Большой Кавказский хребет , два таможенных пункта пропуска автомобилей, развитую железнодорожную сеть, международный аэропорт Владикавказ и хорошо оборудованные транспортные терминалы.

Специфика верований осетин

Осетины, мусульмане или христиане, те кто исповедуют традиционную религию или другие течения, все они остаются одним сплоченным народом, толерантным к другим культурам и при этом приверженным своим древним ценностям.

Бог один для всех — так думали древние, так учат старейшины. И до сегодняшнего дня осетинский народ очень терпим к самым разным религиям.

Культура осетинского народа складывалась веками. Ее уникальные особенности во многом определены религиозными мотивами.
Первобытная религия сформировала у этноса уважение к женщине, почитание старшего поколения, внимательное отношение к природе, гостеприимство и т. п.
Эти принципы были подкреплены и исламом, который также влиял на формирование управленческих принципов, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.
Влияние христианства внесло свои коррективы в быт народности обрядами и корректировкой календаря праздников.
Различные религии, приходившие на землю иронов, оставляли свой вклад в развитие искусства.
Тяжело разграничить влияние отдельных религий на конкретные аспекты культуры осетин. Однако можно уверенно сказать, что культура и религия этого народа идут рука об руку и дополняют друг друга.

Религия

См. также: Христианство в Северной Осетии, и Ислам в Северной Осетии

Главным образом в республике представлены православие, традиционные и ислам. Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, пункт «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» в Северной Осетии выбрали 29 % опрошенных — самый высокий процент в РФ (следующий — всего 13 %). Пункт «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» выбрали 49 % опрошенных, «Исповедую христианство, но не причисляю себя ни к одной из христианских конфессий» — 10 %, «Не верю в бога» — 3 %, «Исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом» — 3 %, «Исповедую православие, но не принадлежу к РПЦ и не являюсь старообрядцем» — 2 %, «Верю в бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую» — 1 %. Остальные — меньше 1 %.

Примечания

  1. Кузнецов В. А. Алания в X—XIII вв. — Орджоникидзе: ИР, 1971. — С. 10—46.
  2. Ковалевская В. Б. Аланы // Древняя Русь в средневековом мире: Энциклопедия / Институт всеобщей истории РАН; Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — М.: Ладомир, 2014. — С. 16.
  3. Кузнецов В. А. Алания в X—XIII вв. — Орджоникидзе: ИР, 1971. — С. 10—11.
  4. Minorsky V. Caucasica III: The Alān Capital *Magas and the Mongol Campaigns // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — 1952. — Vol. 14, № 2. — P. 221—238.
  5. Гутнов Ф. Х. Средневековая Осетия. — Владикавказ: Ир, 1993. — С. 49, 58.
  6. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М.: Знак, 2004. — С. 228.
  7. По ал-Мас’уди, царей аланов звали К. рк. ндадж: по Ибн Руста — Б. гайр.
  8. Аланы, по ал-Мас’уди и Ибн Руста, «были язычниками, поклонявшимися идолам». Христианство стало проникать в Аланию с VII в. Однако насаждение новой и чуждой для аланов религии происходило с большими трудностями. Поэтому начало массовой христианизации аланов относят к первой четверти Х в. См. Кулаковский Ю. Христианство у алан, с. 5; Кузнецов В. А., с. 206).
  9. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ, 2002. — С.44.
  10. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. — С. 106.
  11. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н. П. Шастиной. —
    М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. — С. 111.
  12. Барбаро и Контарини о России: К истории итало-русских связей в XV в. / Вступ. статьи, подг. текста, перевод и коммент. Е. Ч. Скржинской. — Л.: Наука, 1971. — С. 5, 137.
  13. Тогошвили Г. Д. Вахушти Багратиони о происхождении Сослана Давида.